Япцы
Общая численность населения | |
---|---|
в. 15 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Микронезия 13 400 Яп | |
Соединенные Штаты | 1,600 |
Языки | |
япский , английский | |
Религия | |
Римско-католический Протестантизм , мормонизм и др. | |
Родственные этнические группы | |
Другие микронезийцы , австронезийцы |
Япы проживающая — микронезийская этническая группа, на главном острове Яп . Япская культура построена на принципе: уважение и ответственность. Аспекты традиционной япской культуры по-прежнему важны в современной япской культуре.
История
[ редактировать ]Прежде чем вступить в контакт с европейцами, япцы были знакомы с окружающими островными группами. Япские моряки отправились на Палау добывать камни. Каролинцы посещали Яп во время кризисов. Испанские и немецкие торговцы колонизировали Яп в 1885 году и начали обращать людей в христианство. Японский флот взял под свой контроль Яп в 1914 году. [1] После Второй мировой войны Яп стал частью подопечной территории США Тихоокеанские острова . В 1978 году Яп стал округом в Федеративных Штатах Микронезии . [2]
Сегодня традиционная япская культура преподается в начальных и неполных средних школах по курсу «Практическое искусство/культура». Опрос, проведенный в 2010 году, показал значительный интерес к сохранению и передаче традиционной япской культуры. [3]
Демография
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной Яп столкнулся с критической депопуляцией из-за контакта с европейскими болезнями и культурного аборта. Антибиотики, появившиеся после Второй мировой войны, вызвали демографический взрыв. [1]
Перепись населения Япа 1994 года показала, что 48,1% жителей Япа идентифицируют себя как япцы. Перепись 2000 года показала, что это число изменилось до 49,1%. [4] Опрос 2010 года показал, что 5,7% населения Федеративных Штатов Микронезии (ФШМ) были япцами. [5] проживало 258 япесов Исследование микронезийцев за пределами ФШМ, проведенное в 2012 году, показало, что на Северных Марианских островах . [6] : 10 412 на Гуаме , [6] : 44 72 на Гавайях , [6] : 82 и 865 в сопредельных Соединенных Штатах . [6] : 119
Развлечение
[ редактировать ]На япе традиционно нет инструментальной музыки, все создано руками человека, как и местные танцы – вообще никаких инструментов – что является «письмом» япской культуры, передаваемым из поколения в поколение. [7] Традиционный япский танец ( чуру ) очень формальный и ритуальный. Япский танец исполняется в группе под звуки инструментов и пение. Танцевальные движения и пение обычно рассказывают историю. Танцы часто исполняются по особым случаям, таким как День Яп или во время ритуального обмена ( гуйуволь ). Традиционную япскую одежду часто носят во время танцев. [8] : 7–8
Одежда
[ редактировать ]Традиционная одежда на главном острове Яп включает набедренные повязки и волокна гибискуса для мужчин и юбки из травы для женщин. Эта одежда популярна в отдаленных деревнях и во время фестивалей. Современная одежда постепенно заменяет на этих островах традиционную одежду. [9]
Личная и семейная жизнь
[ редактировать ]Домохозяйства и земля
[ редактировать ]Табинау чаще всего представляет собой япскую семью, которая обычно состоит из нуклеарной семьи. Каждая нуклеарная семья обычно имеет свой дом и землю. Длинное бревно делит дом на две части; задняя сторона ( табгул ) отведена для отца, а лицевая сторона ( то'ор ) открыта для любого члена семьи. В традиционных домохозяйствах есть кухни для разных членов семьи, а в современных домохозяйствах есть общая семейная кухня. Дома в Япе строятся из пиломатериалов, гофрированного металла и бетона. [10] : 19–23
Япское поместье включает в себя несколько домохозяйств, живущих на земле, принадлежащей одному жилому участку. [10] : 24 Мужчины могут присоединиться к сословию, выбрав свое отцовское имя из списка наследственных имен. Женщины могут принадлежать к имению, в котором они родились, или к имению своего мужа. [10] : 25 Земля обычно передается от отца к сыну или от старшего брата к младшему. Если в семье нет сыновей, землю может унаследовать старшая дочь. [10] : 27 Эту землю разделяет родство по материнской линии. Отдельные лица и группы, которым приходится полагаться на чужие земли, входят в касту крепостных. [11]
Политика
[ редактировать ]Патрилан — это политическая и экономическая единица, а патрилинейность — социальная единица родственников. [10] : 31 Япские кланы или сибсы ( генунг ) являются тотемическими и заявляют о мифическом происхождении и мифическом месте происхождения. Членам сибов приказано не есть живого аналога своей мифической прародительницы. Сибы экзогамны и считают друг друга братьями и сестрами. У каждого сибса есть вождь, и в каждой деревне есть главный вождь, который действует от имени всех своих сибсов. [11] Глава деревни выражает консенсус группы. В традиционных деревнях есть совет старейшин, который поддерживает социальный контроль судебными средствами. [1]
Родство
[ редактировать ]Дэвид М. Шнайдер записал япскую веру в зачатие в 1960-х годах. Он обнаружил, что япы рассматривают человеческую беременность не как результат совокупления, а скорее как дар предков за хорошее поведение. Подтверждением этой идеи послужило наблюдение, что беспорядочные в связях женщины Япа действительно беременели. [12] Томас Хельмиг оспорил выводы Шнайдера относительно связи между половым актом и беременностью на Япе. Хельмиг цитирует этнографическое исследование Вильгельма Мюллер-Висмара, которое показало, что япская концепция отцовства зародилась внутриутробно, как и их концепция материнства. [13]
Строгие сексуальные табу на Япе запрещают инцест, который считается одним из худших преступлений, которые только можно совершить. Тех, кто совершает инцест, сравнивают с животными или каннибалами. [14]
Продовольствие и сельское хозяйство
[ редактировать ]Япцы используют местные продукты, чтобы выразить культурные ценности. Местные продукты объединяют землю и людей. [15] : 31–32 На Япе обычно выращивают таро, ямс, плоды хлебного дерева, бананы и рифовую рыбу. [15] : 33 Традиционные сельскохозяйственные системы на Япе включают сады, вахтовое земледелие, системы таро и животноводство. [16] Жевание орехов бетеля , употребление пальмового вина и употребление коммерческого алкоголя — популярные общественные занятия на Япе. [17] [18] Соединенные Штаты предоставили Микронезии крупные субсидии в 20 веке, что привело к снижению местного производства продуктов питания на Япе. [15] : 39 Импортные продукты, такие как белый рис , мясные консервы и замороженное мясо, стали более популярными. [15] : 31
Мужчины обычно работают рыбаками, а женщины обычно работают фермерами на участках таро. Белок мужского труда ( тумаг ) и крахмал женского труда ( ггаан ) дополняют друг друга в япской еде. Импортированные продукты питания обычно адаптируются в рамках этой системы классификации; например, мясные консервы считаются тумагами , а рис — ггааном . [15] : 37–40
Классы питания на Япе состоят из мужчин-некрепостных, которые едят вместе. Новые члены этих классов питания должны пройти ритуал инициации ( довах ). [19] : 153–154 Еда готовится отдельно для мужчин, женщин и детей, а также менструирующих дочерей. Мальчики старше десяти лет живут и питаются в деревенском доме юношей, а девочки, у которых менструация, должны питаться в отдельном доме. В главном доме пожилые мужчины едят отдельно от женщин и младших детей. [20]
См. также
[ редактировать ]- Губернатор Япа
- Камни Раи
- Религия на Япе
- Мужской молитвенный дом Рулла
- япский язык
- Традиционные советы в штате Яп
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Лингенфельтер, Шервуд (1996). «Яп» . Энциклопедия мировых культур . Группа Гейл . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ «История ФСМ» . Правительство Федеративных Штатов Микронезии . Проверено 21 августа 2016 г.
- ^ Ида, Ёсиясу (июль 2010 г.). «Признание детьми культурного наследия на островах Яп». Наведение мостов между культурами посредством географического образования . Стамбул, Турция. стр. 279–285.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Отчет о переписи населения штата Яп: Перепись населения и жилищного фонда ФШМ 2000 года (PDF) . Правительство Федеративных Штатов Микронезии. Декабрь 2002 г., стр. 56–57.
- ^ «Австралия-Океания :: Микронезия, Федеративные Штаты» . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хезель, Фрэнсис X.; Левин, Майкл Дж. (2012). Исследование мигрантов Федеративных Штатов Микронезии в США, включая Гуам и Содружество Северных Марианских островов (CNMI) (PDF) . Паликир, Понпеи: Управление статистики ФШМ, бюджета и экономического управления, помощи зарубежному развитию и компактного управления. OCLC 889179058 .
- ^ Маршалл, Дейдра П. (зима 1992 г.). «Транкультурация в япской музыке: обсуждение терминологии и некоторые наблюдения в отношении конкретных музыкальных стилей, встречающихся на острове Яп» . Контекст: Журнал музыкальных исследований . 3 : 31–33. ISSN 1038-4006 . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ Аояма, Тору (2001). «День Япа: культурная политика в штате Яп» (PDF) . Периодические статьи исследовательского центра тихоокеанских островов Университета Кагосимы . 34 : 7–8.
- ^ Риджелл, Рейли (1995). Тихоокеанские нации и территории: острова Микронезия, Меланезия и Полинезия . Бесс Пресс. стр. 84–85. ISBN 978-1-57306-001-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лингенфельтер, Шервуд Гален (1975). Яп: Политическое лидерство и культурные изменения в островном обществе . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 0824803019 .
- ^ Перейти обратно: а б Петерсен, Гленн (2009). Традиционные микронезийские общества: адаптация, интеграция и политическая организация . Издательство Гавайского университета. стр. 222–3. ISBN 978-0-8248-3248-3 .
- ^ Оливер, Дуглас Л. (1989). Океания: коренные культуры Австралии и островов Тихого океана . Том. 1. Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 0824810198 .
- ^ Хельмиг, Томас (весна 1997 г.). «Понятие родства на Япе и обсуждение понятия родства». Журнал антропологических исследований . 53 (1). Издательство Чикагского университета: 1–15. дои : 10.1086/jar.53.1.3631112 . JSTOR 3631112 . S2CID 146868678 .
- ^ Лабби, Дэвид (июнь 1976 г.). «Инцест как каннибализм: япский анализ». Журнал Полинезийского общества . 85 (2): 171–179. JSTOR 20705160 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Иган, Джеймс А.; Бертон, Майкл Л.; Неро, Карен Л. (25 августа 2006 г.). «Построение жизни с помощью еды: производство, обращение и потребление продуктов питания на острове Яп» . В Уилке, Ричард (ред.). Фаст-фуд/медленная еда: культурная экономика глобальной продовольственной системы . Альтамира Пресс. стр. 31–46. ISBN 978-0-7591-1413-5 .
- ^ Эймс, Энн; Эймс, Тодд; Маннер, Харли (2009). «Традиционные сельскохозяйственные системы и развивающиеся рынки в Япе, Федеративные Штаты Микронезии» (PDF) . Материалы 11-го Тихоокеанского межконгресса науки . Папеэте, Таити: 1–6.
- ^ Равиа, Аиша Адельба (1999). «Травмы, связанные с алкоголем, в Япе» (PDF) . Тихоокеанский диалог по вопросам здравоохранения . 6 (1): 52–56.
- ^ Тарег, Эйлин Розогмар Кастаритас; Модесте, Наоми Н; Ли, Джерри В.; Сантос, Хильдемар Дос (11 мая 2015 г.). «Мнения о здоровье взрослых в отношении употребления табака с орехами бетеля в Япе, Микронезия». Международный ежеквартальный журнал общественного санитарного просвещения . 35 (3): 245–257. дои : 10.1177/0272684X15581344 . ПМИД 26099155 . S2CID 42218485 .
- ^ Доббин, Джей (2011). Вызов потусторонних сил: традиционные религии Микронезии . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824832032 .
- ^ Поллок, Нэнси Дж. (1992). Эти корни остаются: пищевые привычки на островах центральной и восточной части Тихого океана после контакта с Западом . Лайе, Гавайи: Институт полинезийских исследований. стр. 35–37 . ISBN 093915451X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Труп, К. Джейсон (2010). Страдания и чувства: исследование превратностей опыта и боли на Япе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520260573 .