Узкоколейные железные дороги в бывшем Французском Марокко

Французское Марокко имело с 1912 по 1935 год один из крупнейших 600-мм ( Сеть колеи 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов в Африке общей длиной более 1700 километров (1100 миль). [ 1 ] После Альхесирасского договора , по которому представители великих держав согласились не строить никаких 1435-мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) железной дороги стандартной колеи в Марокко, пока не было завершено строительство железной дороги стандартной колеи Танжер – Фес , французы начали строить военные 600 мм ( колеи 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов Ширина в их части Марокко, Французское Марокко .
протяженностью 948 км Линия Марракеш — Касабланка — Кенитра — Фес — Ужда стала известна как Chemins defer stratégiques du Maroc , а ответвления, отклоняющиеся от этой линии, — как Chemins de Fer de Pénétration du Maroc . Эти линии в основном были построены в период 1921–1925 годов, за исключением Guercif – Outat Oulad el Hadj – Midelt , строительство которого было начато в 1916 году и завершено в 1920 году.
Линия Касабланка – Буссекура – Беррешид
[ редактировать ]Первой узкоколейной железной дорогой, построенной во Франции, стала Касабланка – Бускура – Беррешид длиной 500 мм ( Линия 19 + 3 / 4 дюйма , построенная с переносным железнодорожным путем из Дековиля , который также доставлял подвижной состав на линию . Строительство началось в мае 1908 года, а линия длиной 52 км была завершена в конце июля 1908 года. Поезда развивали максимальную скорость 20 км/ч, в среднем всего 12 км/ч между Касабланкой и Беррешидом .
Локомотивы, работавшие на колеи 500 мм, до сих пор полностью не идентифицированы. Источники утверждают:
- 3 Дековиль , 500 мм ( 19 + 3/4 дюйма / ) мм 600 ( 1 фут 11 + 5/8 дюйма ), Bt-n2, построенный в 1905 году , доставленный новым в Тузе , Сенегал .
- 3 Дековиль, 500 мм ( 19 + 3/4 дюйма / ) мм 600 ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), B1t-n2, построенный в 1907 году, доставленный в Raguet et Heurtematte, Париж.
Стратегические железные дороги Марокко
[ редактировать ]Касабланка – Марракеш
[ редактировать ]Это 600 мм ( Линия шириной 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов имела короткий срок службы. Он был завершен около 1920 года, деятельность прекратилась в 1928 году.
Касабланка – Буссекура – Беррешид
[ редактировать ]Эта линия образовала северную часть Касабланка – Марракеш узкоколейной линии . В 1913 году французы изменили толщину участка Касабланка — Беррешид с 500 мм ( от 19 + 3 ⁄ 4 дюйма ) до 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) и колеи был открыт для государственной службы в марте 1916 года.
Беррешид – Дар Кайд Тунси
[ редактировать ]Участок Беррешид ( – Дар-Каид-Тунси перекресток) был завершен в 1915 году (109 км к югу от Касабланки ).
Дар-Каид Тунси – Марракеш
[ редактировать ]Участок Дар-Каид-Тунси — Бен-Гуэрир был завершен в сентябре 1919 года. Последний участок от Бен-Гуэрира до Марракеша был открыт в сентябре 1920 года.
Филиал Дар-Каид-Тунси-Мазаган
[ редактировать ]Позже была построена ветка от Дар-Каид-Тунси , ставшая железнодорожным узлом, до Мазагана (гавани). Эта линия была открыта в начале 1928 года.
Касабланка – Кенитра – Фес
[ редактировать ]Французы тоже начали строить 600-мм ( колеи 1 фут 11 + 5/8 дюйма шириной Железная дорога с к северу от Касабланки . Рабат 89 км и Порт-Лиотей - ныне Кенитра - 128 км были достигнуты в 1913 году. Даты открытия этой линии были:
- Касабланка – Федала , март 1912 г., узкая колея закрыта в апреле 1925 г.
- Федала – Рабат , декабрь 1912 г., узкая колея закрыта в апреле 1925 г.
- Рабат – Кенитра , апрель 1913 г., узкая колея закрыта в апреле 1923 г.
- Кенитра – Мекнес , июнь 1914 г., узкая колея закрыта в мае 1923 г.
- Мекнес – Фес , июль 1915 г., узкая колея закрыта в сентябре 1923 г.
Ужда – Фес
[ редактировать ]В Кенитре (Порт-Лиоти) 600-мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ) «главная линия» повернута на восток, основной целью французских военных было железнодорожное сообщение с их алжирскими железными дорогами в Уджда , где французские военные построили с алжирской стороны 87 км 1055 мм ( 3 фута 5 + 1 ⁄ дюйма Ширина колеи ) от Тлемсена через Марнию . Этот Chemin de Fer de Marnia a Taourirt был завершен к 1911 году.
Линию длиной 364 км от Уджды до Феса было сложно построить. Железной дороге пришлось пройти по узкому проходу между горами Риф на севере и Атласом на юге. Железнодорожную линию пришлось построить с крутыми уклонами и крутыми поворотами, чтобы с обеих сторон добраться до перевала Туахар .
К востоку от Феса узкоколейная линия следовала по маршруту Фес — Сиди Абдаллах — Коль де Туахар — Баб Марзука — Таза — Касба Мсун — Герсиф (с ответвлением на Мидельт ) — Хрея — Таурирт — Эль Айун — Найма — Уджда .
Строительство началось одновременно в Фесе и Уджда . Когда 600 мм ( Линия с колеей 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов была завершена, и теперь можно было путешествовать на поезде из Марокко в Алжир и Тунис стандартной колеи по Chemins defer l´Ouest Algerien .
Французский источник сообщает даты открытия участков линии Ужда – Фес :
- Ужда – Эль-Аюн , декабрь 1912 г., узкая колея закрыта в январе 1932 г.
- Эль-Аюн – Таурирт , апрель 1913 г., узкая колея закрыта в январе 1932 г.
- Таурирт – Герсиф , август 1913 г., узкая колея закрыта в январе 1932 г.
- Герсиф – Таза , июль 1915 г., узкая колея закрыта в мае 1933 г.
- Таза – Коль-де-Туахар , июль 1918 г., узкая колея закрыта в мае 1933 г.
- Коль-де-Туахар – Сиди Абдалла , май 1918 г., узкая колея закрыта в апреле 1934 г.
- Сиди Абдаллах – Фес , июль 1921 года, узкая колея закрыта в апреле 1934 года.
Проникновение железных дорог Марокко
[ редактировать ]Линия Беррешид – Уэд-Зем
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны французы также построили 500-мм ( 19 + 3/4 дюйма Беррешида Колея от Уэд - до Зема . Эта линия Беррешид – Бен-Ахмед была введена в эксплуатацию в 1916 году (узкая колея закрыта в августе 1923 года), а линия Бен-Ахмед – Уэд-Зем открылась в августе 1917 года (узкая колея закрыта в июле 1925 года).
Планировалось продолжить линию от Уэд-Зема (44 км) до Касбы Тадла, но это так и не было реализовано.
Дар-Каид Тунсси – Эль-Джадида
[ редактировать ]
Как упоминалось ранее, одна линия проникновения от Дар-Каид-Тунси до Эль-Джадиды (Магазан) была построена от линии Касабланка – Марракеш . Эта ветка, открытая в начале 1928 года, давала кратчайший выход к Атлантическому океану из Марракеша . Но Эль-Джадиды портовые сооружения были плохими и примитивными.
Когда железная дорога стандартной колеи от Махраа-Бен-Аббу до Марракеша, в июле 1928 года была открыта ширина колеи составляла 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) узкоколейная линия между Бен-Гуэриром и Марракешем была закрыта. Но ее северная часть, линия Касабланка – Беррешид , где новая линия стандартной колеи проходит параллельно узкоколейной линии Дар-Каид-Тунси длиной 52 километра (32 мили) – Эль-Джадида , оставалась открытой до тех пор, пока не пройдут новые 142 километра (88 миль). длинная линия стандартной колеи от Бен-Гуэрира до Сафи была открыта 7 мая 1936 года. [ 2 ] [ 3 ]
Рабат–Тифлет–Хемиссет
[ редактировать ]Следующим рубежом прорыва стал участок 95 км Рабат – Тифлет – Хемиссет 600 мм ( 1 фут 11 + 5/8 от дюйма ) линия колеи, идущая к востоку Рабата . Эта линия имела лишь местное значение, но позволяла доставлять местные продукты, а также жителей утренним поездом из столицы провинции в Рабат и возвращать их в тот же вечер.
Кроме того, возле Рабата была построена короткая ветка от Бир-Там-Тама до только что построенного Абермуму военного гарнизона . Эта ветка была завершена в 1925 году.
В начале 1920-х годов в Марокко существовало большое местное сопротивление французской колониальной администрации . Особенно на севере, где восстает Риф Кабилес под предводительством Абд Эль-Крима , который не признавал положения султана как правителя всего Марокко и требовал создания для Кабилеса независимого государства. Это привело к открытому восстанию 1925–1926 годов против французов и султана Марокко . К тому времени 325 000 французских солдат пытались усмирить волнения и восстания Рифа во французской зоне Марокко. Первая мировая война задержала строительство стандартной колеи Chemin de Fer de Tanger a Fes . Это, а также волнения в районе Рифа заставили французов построить железную дорогу шириной 600 мм .
Кенитра – Мехра Бел Ксири – Айн Дфали – Айн Айша
[ редактировать ]В 1922 году была построена первая железнодорожная линия от Кенитры (Порт-Лиоти) до Мехра-Бель-Ксири на предполагаемой железной дороге Танжер - Фес . Эта линия была открыта для движения в 1923 году.
По этой узкоколейной железной дороге французы перебрасывали войска и припасы во время восстания в Рифе .
Кроме того, после Первой мировой войны французы расширили 600-мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов Узкоколейная железная дорога шириной , ведущая в центр региона Риф , от Мехра Бел Ксири до Айн Дфали (перекресток). Линия была продлена до Маарифа и Айн-Айши .
К 1935 году вся железная дорога была закрыта, но ее остатки все еще были видны в 1950-х годах.
Ветка Айн-Дфали – Уэззан
[ редактировать ]В Айн-Дфали была построена ветка через Дар-Эччауя до города Уэззан .
Мехра Бел Ксири в Уэззане была открыта в 1924 году, а Айн Дфали – Айн Айча в следующем году, в 1925 году.
Железная дорога Герсиф в Аутат-эль-Хадже и Мидельте
[ редактировать ]Пожалуй, самый известный и «загадочный» из 600-мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов в Узкоколейные железные дороги с колеей Марокко назывались Chemin de Fer Guercif an Outat el Hadj et Midelt . Он начинался от линии Фес – Ужда и тянулся на юго-запад вдоль долины реки Мулуя у восточного берега течения реки. Вся железнодорожная линия была: Герсиф — Мески — Фритисса — Тиссаф — Аутат Улад эль Хадж . Этот участок был завершен и открыт для военной службы во время Первой мировой войны в 1918 году.
Дорога Улад-эль-Хадж – Миссур – Метлили – Мидельт была завершена в 1920 году. Общая длина линии составила 280 км, что на 33 км длиннее Касабланка – Марракеш главной линии .
Есть несколько фотографий, на которых изображены поезда и локомотивы на железнодорожной станции Мидельт в 1920-е годы, а также одна официальная фотография с названием «Вокзал Мидельт» 1920 года.
было три известняковых карьера Вокруг Мидельта , а позже к карьерам были построены ответвления, но о них мало что известно, поскольку вся линия была закрыта к концу 1935 года. (В другом источнике указана дата закрытия 05.07.1936.) Эта линия служила многие форты Французского Иностранного легиона . Было также много колониальных войск из Западной Африки , главным образом из Французского Судана . Многие солдаты взяли с собой жен в Марокко и поселились в поселениях вдоль этой железнодорожной линии, таких как Мидельт , Миссур и Утат-Улад-эль-Хадж . Поезда были битком набиты французскими офицерами, иностранными легионерами , сенегальскими солдатами и их женщинами, местными торговцами, даже некоторыми «голубыми людьми», туарегами , французскими бизнесменами из Алжира и Марокко и французским административным персоналом. Действительно космополитическое сообщество путешественников, действительно уникальное в железнодорожном мире узкоколейных линий. Когда линия была открыта в 1920 году, железнодорожная станция Мидельт все еще находилась в 12 км от Мидельта , в пустой долине без каких-либо поселений вокруг нее. Лишь позже его расширили недалеко от старого города. Мидельт .
Галерея
[ редактировать ]-
Устои двухпролетного моста в районе Мидельта, насыпи полностью смыты. 31-10-08
-
Остальные стальные балки и опоры
моста рядом
Мидельт о бывшем
600 мм ( Железная дорога с шириной колеи 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов . -
Железнодорожный мост через реку Уэд Мулула, соединяющий входы в шахты на противоположных сторонах узкой долины в Эль-Ахули с местом разгрузки.
4-11-08 -
Одна из нескольких бывших наклонных железных дорог на серебряно-свинцовых рудниках Эль-Ахули недалеко от Мидельта, Марокко.
4-11-08 -
Мост через реку Уэд Мулула на бывшем трамвайном пути на серебряно-свинцовых рудниках Эль-Ахули недалеко от Мидельта, Марокко.
4-11-08 -
Короткий туннель на отводном трамвае вдоль берега реки на серебряно-свинцовых рудниках Эль-Ахули недалеко от Мидельта, Марокко.
4-11-08
Другие
[ редактировать ]Касабланка – Дар Буацца
[ редактировать ]Чтобы обеспечить лучшие условия передвижения для местного населения в районе Касабланки, правительство Франции Шерифиен помогло построить новый 600-мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма Линия колеи от Касабланки (порт) вдоль Атлантического побережья до Дар-Буаццы и поворота в сторону Бу-Хадж-эль-Мехди до Фуко . Эта местная линия была открыта в 1923 году и прослужила как минимум до 1953 года. В Касабланке участок от бульвара Анфа до железнодорожного вокзала Касабланки был заменен троллейбусной линией.
Агадир — Ауоне
[ редактировать ]Наконец, в Марокко был малоизвестный, полностью изолированный участок длиной 12 км 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ) узкоколейная линия от Агадира до Ауоне. Он был построен после Агадирского инцидента для усиления французского военного присутствия в Агадире. Больше о нем ничего не известно. Остатки еще были видны в 1960-х годах.
Локомотивы доставлены во Французское Марокко для линий колеи 600 мм
[ редактировать ]Болдуин
- 5 Болдуин , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1915 году, правительство Франции f. Марокко № 101–106
- 20 Болдуин, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), B-Bt-n4 типа Пешо-Бурдон , построен в 1915–1916 годах, французская армия (через Алжир)
- 5 Болдуин, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1916 году, правительство Франции f. Марокко № 107–111
- 5 Болдуин, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1919 году, Верховный комиссар Франции, Марокко № 112–116.
- Х Болдуин, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), бензиновый B-механический двигатель мощностью 50 л.с. (37 кВт), построенный в 1917–1918 годах, использовался в основном на 280-километровой линии Герсиф – Мидельт.
Борсиг
- 1 Борсиг , 600 мм ( 1 фут 11 + 5/8 дюйма ), Ct - . n2, постройки 1910 г., Soc Anon.d.Ateliers de Constr. Хала ф. Касабланка, Марокко
- 1 Борсиг, 600 мм ( 1 фут 11 + 5/8 дюйма Soc . ), Ct-n2, построен в 1912 году, Anon.d.ateliers de Constr. Хала ф. Касабланка, Марокко
вязание крючком
- 5 крош , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ), 1915 год? ББ тип 14Л60 (ДЛ), постройки 1915 г., сост. де Ч. де. фер. дю Марок Восточный
Дековиль
- 2 Дековиль , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), C1t-n2, построен в 1910–1911 годах, Пешо , Касабланка, Марокко
- 1 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), C1t-n2, построен в 1912 году, Марокканский консорциум, Рабат
- 4 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1912 году, Ecole de Ch. de F. f. Марокканский военный железный чемпион.
- 1 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1914 году, правительство Шерифиена, Марокко f.
- 1 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1917 году, Ecole de Ch. de F. f. Марокканский военный железный чемпион.
- 6 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построенный в 1915–1920 годах, Ecole de Ch. f. Железный Чемпион Восточного Марокко
- 3 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ), C´C-n4, построенный в 1914–1916 годах, Ecole de Ch. f. Марния-Таурирт, Марокко
- 27 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), C´C-n4, построенный в 1917–1922 годах, Ecole de Chemins de Fer f. Марокко № 6012–6017
- 8 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ), 1C+C1-h4, построен в 1927–1928 годах, Regie des Ch. de Fer f. Герсиф – Мидельт
- 1 Дековиль, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюймов ), 1C+C1-n4, построен в 1927 году, Regie des Ch de Fer f. Герсиф – Мидельт
Юнг
- 3 молодых , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Bt-n2, построенный в 1911–1912 годах Консорциумом Марокко.
- 1 молодой, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Bt-n2, построен в 1912 году, Leipziger & Co, ф. Марокко
Оренштейн и Коппель
- 1 Оренштейн и Коппель , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Bt-n2, построен в 1909 году, Массане, Марокко
- 2 Оренштейна и Коппеля, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Bt-n2, построен в 1913 году, Касабланка, Марокко
- 2 Оренштейна и Коппеля, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1913 году, Schneider & Co, ф. Марокко
- 1 Оренштейн и Коппель, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1913 году, Schneider & Co, ф. Марокко
- 2 Оренштейна и Коппеля, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Ct-n2, построен в 1914 году, Перчот, Марокко f. CF Военный
Шварцкопф
- Шварцкопф, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 1C+C1 Нефтеэлектрический прототип , построенный в 1931 году Regie des. Железные дороги № 7000
Эльзасское общество
- 12 Societe Alsacienne , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), Et-n2, построен в 1921 году, CF Maroc
Вайдкнехт
- 5 Вайдкнехт , 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1912 году, футбольный клуб Касабланка – Рабат
- 5 Вайдкнехт, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1912 году, CF Марния-Таурирт
- 19 Вайдкнехт, 600 мм ( 1 фут 11 + 5 ⁄ 8 дюйма ), 2Ct-n2, построен в 1913 году, Ch. de F. Militaires du Maroc.
См. также
[ редактировать ]- Болдуин, класс 10-12-D
- История железнодорожного транспорта в Марокко
- Узкоколейные железные дороги в бывшем испанском Марокко
- Легкие железные дороги военного ведомства
Ссылки
[ редактировать ]- Паскаль Бежу, Лю Рейнар и Жан Пьер Верж Ларруи: Les Chemins de Fer de la France d'Outre Mer. Том 2 L´Afrique du Nord / Le Transsaharien ISBN 2-906984-13-2
- EDBrant: Железные дороги Северной Африки ISBN 0-7153-5254-7
- А.Э.Дюррант, А.А.Йоргенсен, К.П.Льюис: Steam в Африке ISBN 0-600-34946-2
- Клаус Фрикс, Роланд Буде, Мартин Мюррей: Список работ O&K по паровозам 1892–1945 гг. ISBN 0-9506092-3-4
- Бернхард Шмайзер: локомотивы Krauss ISBN 3-900134-36-7
- Неопубликованные списки производителей локомотивов (в основном первоначально составленные доктором инженером Бернхардом Шмайсером и дополненные полученной позднее дополнительной информацией):
- Список работ Американской локомотивной компании (ALCo) (копия Гарвардской школы бизнеса, 1948 г.)
- Список работ Анжубо / Corpet Louvet
- Список работ Болдуина (копия 1833–1956 годов, составленная из оригинального списка заказов Болдуина)
- Батиньоль Шатийон, Нант, Список работ Св. Иосифа
- Список работ Борсига
- Список работ А.Кейла
- Список работ Carels
- Список работ Хшанува
- Список работ Куйе
- Список работ Дековиля
- Elsässische Maschinen-bau Ges / Societe Alsacienne de Construction Mecaniques Belfort, Граффенстаден, Мюлуз. Список работ.
- Список работ Эсслингена
- Список работ Falcon
- Список работ Fives Lille
- Список работ Гуэна / Батиньоля
- Список работ Хеншеля
- Список работ Юнга
- Керр Стюарт и компания, список работ LD, Фрэнк Джукс, 1991 г.
- Список работ JAMaffei
- Список работ Ла Мёза
- Список работ Etablissement A. Pinguely
- Schneider & Cie, Список работ Le Creusot
- Список работ Шварцкопфа (BMAG)
- Список работ Тюбиза
- Список работ Weidknecht et Compagnie
- Ряд статей опубликован в нескольких железнодорожных журналах.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ^ Даррант, А.Э., А.А. Йоргенсен, К.П. Льюис. Пар в Африке, Лондон, 1981, Хэмлин.
- ^ Наджиб Идрисси: Когда в Мазагане был узкоколейный поезд Дековиль. Историческая железнодорожная сеть.
- ^ Хадж Абдельмаджид Неджди: Открытие железной дороги до Дуккалы.