Железнодорожная пушка
Железнодорожная пушка , также называемая железнодорожной пушкой , представляет собой крупное артиллерийское орудие, часто являющееся излишком морской артиллерии , устанавливаемое, транспортируемое и стреляющее из специально сконструированного железнодорожного вагона . Многие страны производили железнодорожные пушки, но наиболее известными из них являются большие орудия, построенные компанией Krupp, которые использовались Германией в Первой и Второй мировых войнах . Орудия меньшего размера часто входили в состав бронепоезда . После Второй мировой войны железнодорожные орудия можно было перемещать только там, где были хорошие пути, которые можно было разрушить артиллерийским обстрелом или авиаударом.
Рекомендации по проектированию
[ редактировать ]В конструкции железнодорожной пушки помимо проблем с стрельбой из обычного артиллерийского орудия необходимо учитывать три проблемы. А именно, как будет перемещаться оружие – т.е. перемещаться из стороны в сторону для прицеливания; как горизонтальная составляющая силы отдачи будет поглощаться лафетом орудия и как вертикальная сила отдачи будет поглощаться землей. [ нужна ссылка ]
Методы траверса
[ редактировать ]Первый метод поворота заключается в том, чтобы полностью полагаться на движение по криволинейному участку гусеницы или на поворотной платформе без возможности поворота орудия на его установке. Второй — это перемещение кузова железнодорожного вагона на его тележках, известное как вагоноперемещающее крепление . Обычно это ограничивается несколькими градусами перемещения в обе стороны, если только не построен сложный фундамент с центральной осью и поперечными роликами. Единственным ограничением допустимой величины поперечного перемещения в этом последнем случае является конструкция фундамента. Третий вариант — позволить отдельной артиллерийской установке вращаться относительно кузова железнодорожного вагона, что известно как поперечная установка на верхней тележке . Обычно для этого необходимо установить пистолет на центральную ось, которая, в свою очередь, крепится к кузову автомобиля. За некоторыми исключениями, эти типы креплений требуют некоторого количества выносных опор, стабилизаторов или земляных якорей , чтобы удерживать их на месте против сил отдачи, и, как правило, больше подходят для орудий меньшего размера. Американская оценка железнодорожной артиллерии после Первой мировой войны показала, что полезность даже небольшого поворота для точной регулировки достаточно высока, поэтому любой из двух последних методов поворота предпочтительнее фиксированной установки. [1]
Противооткатные системы
[ редактировать ]Существует четыре основных метода поглощения силы отдачи железнодорожных орудий: отдача люльки , отдача верхней лафета , скользящая отдача и перекатывающаяся отдача .
Отдача люльки означает, что оружие откатывается назад в люльке, замедляется и останавливается гидравлическими буферами. Он возвращается в батарею или в боевое положение либо винтовыми пружинами, либо воздухом в цилиндре пневматического рекуператора, который сжимается силой отдачи. Это наиболее распространенный метод, используемый для более легких железнодорожных орудий и практически для всей полевой артиллерии, разработанной после того, как французы представили свою модель Canon de 75 1897 года . [ нужна ссылка ]
Отдача верхнего лафета - это ситуация, при которой орудие установлено в верхнем лафете, который перемещается на колесах по неподвижным рельсам, установленным на нижнем. Орудие и верхний лафет откатываются вместе, удерживаясь обычными гидравлическими буферами. Возврат в батарею осуществляется либо под действием силы тяжести, с помощью наклонных рельсов, по которым поднимаются орудие и лафет, либо с помощью пружин, либо даже с помощью резиновых лент на каких-то импровизированных креплениях. [2] Он не очень подходит для стрельбы под крутыми углами вверх, поскольку не может поглотить большую часть вертикальной составляющей силы отдачи. [3]
При скользящей отдаче кузов автомобиля опирается на набор деревянных поперечин или «шпал», расположенных под ним, которые приподнимаются к специальному набору балок, встроенных в гусеницу, так что на них переносится около половины веса крепления. из грузовиков . Орудие, кузов автомобиля и грузовики откатываются вместе из-за трения, создаваемого перекладинами, скользящими по балкам, поглощающими силу отдачи после перемещения всего на 1–2 метра (от 3,3 до 6,6 футов) назад. Шпалы необходимо снова поддомкратить, чтобы дать возможность орудию выкатиться вперед на боевое положение. Часто это делалось с помощью маховиков, приводящих в движение зубчатые передачи, прикрепленные к колесам, или даже с помощью электродвигателей на более современных креплениях. Практически все установки такого типа были неповоротного типа и должны были стрелять с криволинейного участка гусеницы или поворотной платформы. Американская оценка железнодорожной артиллерии после Первой мировой войны высоко оценила ее прочность, простоту изготовления и удобство в обслуживании, но признала ее непригодность для орудий меньшего размера из-за чрезмерного времени работы и отсутствия траверсы, а также то, что она не подходит для самые большие гаубицы стреляли под большими углами из-за огромного цапфовые силы. [3]
При накатной отдаче все орудие, установка и лафет откатываются назад, обычно на 30–50 футов (9,1–15,2 м), удерживаясь только тормозами. Установка возвращалась в боевое положение с помощью тросов, прикрепленных к гусенице. Эту систему обычно комбинировали с откатной люлькой , поскольку пружины грузовиков не могут выдерживать только вертикальную составляющую силы отдачи. Крепление этого типа обычно оснащалось автомобильной траверсой. Для орудий меньшего размера он был непригоден из-за отсутствия траверсы. [3] Большим преимуществом этого метода является то, что он требует минимальной подготовки и позволяет вести огонь с любого подходящего участка изогнутой трассы. [4]
Эти методы часто использовались в сочетании друг с другом. Примеры включают французскую железнодорожную гаубицу калибра 520 мм (20 дюймов), в которой использовалась отдача со скользящей люлькой. В американской железнодорожной пушке Mark II калибра 14 дюймов/50 использовалась отдача с подвижной люлькой, как и в 14- и 12-дюймовых железнодорожных пушках из Великобритании. Только самое старое оружие использовало комбинацию верхней люльки и скользящей отдачи. Одним из примеров являются самые ранние установки. для британской 9,2-дюймовой железнодорожной пушки BL . [ нужна ссылка ]
Анкоридж
[ редактировать ]Комбинация методов перекатывания и отдачи в люльке поглощала как горизонтальную, так и вертикальную составляющие силы отдачи и не требовала специальной подготовки, но все остальные типы требовали какого-либо метода передачи вертикальной силы на землю. Один из способов — построить платформу на шпалах или на земле с помощью балок, балок, подушек или поплавков. Горизонтальный компонент можно уменьшить либо за счет скользящей отдачи, либо за счет рельсовых зажимов, растяжек или стоек для фиксации крепления на месте. Во французских 194-мм (7,6 дюйма) и 240-мм (9,4 дюйма) установках Schneider , а также в британских 9,2-дюймовых орудиях и 12-дюймовых гаубицах использовались рельсовые зажимы или оттяжки. В американской 8-дюймовой (200-мм) пушке и французской 240-мм пушке Canon de Mle 1893/96 M использовались стойки. [4]
Другой метод - построить огневую позицию и яму для отката (épi de tir по-французски) под гусеницами, используя либо тяжелые бревна, такие как французские 340-мм (13 дюймов) и 400-мм (16 дюймов) гаубицы, либо сложную бетонную или стальную основу. . Последние в основном использовались немцами для железнодорожных орудий калибра 21 см (8,3 дюйма) и более, а также французами для своих батиньольских орудий . Как правило, для этих огневых точек направляющие служили просто для направления орудия на позицию, и орудие часто устанавливалось на центральном шарнире, обеспечивающем поворот до 360 °. Основным недостатком этих позиций было длительное время для их строительства.
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Идея железнодорожных пушек была впервые предложена в России в 1847 году Густавом Кори (предложение). [5] за ним следует Е. Репин (проект, 1855), П. Лебедев (изложивший теоретические основы железнодорожной артиллерии в «Применении железных дорог к защите матери» , 1857) и П. Фомин (разработавший проект крупнокалиберной пушки, 1860). [6] [7]
Гражданская война в США
[ редактировать ]Первой железнодорожной пушкой, использованной в бою, была 32-фунтовая военно-морская винтовка Брука, установленная на платформе и прикрытая наклонным казематом из железнодорожного железа . 29 июня 1862 года Роберт Э. Ли приказал локомотиву протолкнуть орудие через линию рек Ричмонд и Йорк (позже часть Южной железной дороги ) и использовать его в битве при станции Сэвидж, чтобы помешать генерала Джорджа Макклеллана планам по осаде. операции против Ричмонда во время продвижения Союза по полуострову. [8]
Существуют фотографические свидетельства по крайней мере одного 13-дюймового осадного миномета Союза, установленного на железнодорожном вагоне во время осады Петербурга . Его прозвали « Диктатором» или « Петербургским экспрессом» . [9] При первом выстреле отдача разрушила платформу , на которой он был установлен. [10] Платформа, усиленная дополнительными балками, покрытыми железной пластиной, могла противостоять отдаче при полном заряде. Затем « Диктатора» обстреляли с участка железной дороги Петербург-Сити-Пойнт, где, двигая усиленную платформу по повороту пути, наводили орудие на различные цели вдоль линий Конфедерации. Диктатор заставил замолчать орудия Конфедерации на Честерфилд-Хайтс , чтобы не дать им анфилировать правый конец линии Союза. [11] Существует еще одна фотография орудия, установленного на бронированном вагоне, с подписью «Железнодорожная батарея, использованная при осаде Петербурга», хотя текстовых доказательств, подтверждающих эту подпись, не сохранилось, что позволяет утверждать, что это фотография орудия Конфедерации из 1862 год сомнительный. [ нужна ссылка ]
Франция
[ редактировать ]Франция также использовала импровизированные железнодорожные орудия во время осады Парижа (1870–1871) . [12] Во Франции подполковнику Пенье часто приписывают разработку первой железнодорожной пушки в 1883 году. Коменданту Мужену приписывают установку пушек на железнодорожные вагоны в 1870 году. Французский производитель оружия Шнайдер предложил ряд моделей в конце 1880-х годов и выпустил 120 орудий. мм (4,7 дюйма) орудие, предназначенное для береговой обороны, некоторые из которых были проданы датскому правительству в 1890-х годах. Они также разработали 200-мм (7,9 дюйма) модель Obusier de 200 "Pérou" sur affût-truck TAZ Schneider для Перу в 1910 году, но они так и не были доставлены. [13]
Великобритания
[ редактировать ]Соединенное Королевство установило несколько орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) на железнодорожные вагоны, которые участвовали в боях во время осады и освобождения Ледисмита во время Второй англо-бурской войны . [14] было 9,2-дюймовое орудие взято у береговой обороны Кейптауна и установлено на железнодорожном вагоне для поддержки британского нападения на бурскую оборону в Белфасте , к северо-востоку от Йоханнесбурга , но сражение закончилось, не успев начаться в бою. [15]
Первая мировая война
[ редактировать ]Начало Первой мировой войны застало французов врасплох из-за нехватки тяжелой полевой артиллерии . В качестве компенсации большое количество крупных статических орудий береговой обороны и корабельных орудий было переброшено на фронт, но они, как правило, были непригодны для использования в полевых условиях и требовали какой-либо установки. Железнодорожная пушка стала очевидным решением. К 1916 году обе стороны использовали многочисленные типы железнодорожных орудий. [16]
- Франция
Во время Первой мировой войны Франция произвела больше железнодорожных орудий большего калибра и с разной установкой, чем все остальные страны вместе взятые. [17] Крупнейшее французское орудие производства французской компании Schneider - Obusier de 520 modèle 1916 , 20-дюймовое (520-мм) железнодорожное орудие «Форт Бастер», призванное сделать то же, что немецкая 16,53-дюймовая « Большая Берта» сделала в начале Первой мировой войны, и уменьшить Немецкие форты на последней линии немецкой обороны. Один был уничтожен в ходе испытаний, а другой не завершил огневые испытания до подписания перемирия. Орудие осталось на хранении и было захвачено немцами во время Второй мировой войны. Позже он входил в состав немецкой артиллерии во время блокады Ленинграда . Орудие было выведено из строя из-за преждевременного взрыва и позже оставлено. [18]
- Соединенные Штаты
Baldwin Locomotive Works поставила в поездах пять железнодорожных орудий калибра 14 дюймов/50 для ВМС США в апреле и мае 1918 года. Каждое орудие калибра 14 дюймов/50 [19] установленный на железнодорожном вагоне длиной 72 фута (22 м) и массой 535 000 фунтов (243 т) с четырьмя 6-колесными тележками, находился под командованием лейтенанта ВМС США со стандартным 2-8-0 локомотивом армии США , 10 -тонный вагон-кран, два броневагона с боекомплектом по 25 снарядов каждый, два вагона с материалами фундамента откатной ямы, два вагона топлива и мастерской, три причальных вагона , вагон-кухня, санитарный вагон и медпункт . Шестой локомотив тянул штабной вагон контр-адмирала Чарльза Пешалла Планкетта с вагоном механического цеха, вагоном запасных частей, причальным вагоном, вагоном-кухней, служебным вагоном и вагоном медицинской амбулатории. [20] После доставки на корабле эти поезда были собраны в Сен-Назере в августе. [21] и выпустил в общей сложности 782 снаряда за 25 дней на Западном фронте на дальности от 27 до 36 километров (от 30 000 до 39 000 ярдов). [22] Каждый 14-дюймовый (36 см) снаряд весил 1400 фунтов (640 кг) и стрелял со скоростью 2800 футов (850 м) в секунду. Железнодорожные вагоны могли поднимать орудия на 43 градуса, но подъем на высоту более 15 градусов требовал выкапывания ямы с местом для отдачи орудия и опорных фундаментов из конструкционной стали, чтобы предотвратить обрушение стенок ямы из-за сил отдачи, поглощаемых окружающей почвой. [23] Поезда двигались осторожно, поскольку нагрузка на ось под стволами орудий составляла 50 330 фунтов (22,83 т), в то время как французские железные дороги были рассчитаны максимум на 39 000 фунтов (18 т). Эти шейки оси перегревались на скорости более 10 километров (6,2 мили) в час. Достигнув намеченного места для стрельбы и соорудив затыльник, каждое орудие могло стрелять примерно по два снаряда в час. Одно из этих орудий сохранялось после войны в качестве орудия для испытания боеприпасов в Лаборатории вооружения Дальгрена , пока все линкоры Соединенных Штатов с 14-дюймовыми/50 орудиями не были списаны вскоре после Второй мировой войны. [20] Затем пистолет был выставлен возле Музея ВМС США на Вашингтонской военно-морской верфи . [ нужна ссылка ]
Болдуин построил шесть подобных лафетов и два улучшенного типа Mk II. [19] Предназначен для стрельбы из орудия под любым углом возвышения без переноса веса на отдельный фундамент. Эти восемь орудий были построены слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях, и получили обозначение 14-дюймовые железнодорожные орудия М1920 . Некоторые из них позже были размещены во время Второй мировой войны на специальных объектах береговой обороны в Сан-Педро, Калифорния (недалеко от Лос-Анджелеса ) и в зоне Панамского канала , где их можно было перебросить из одного океана в другой менее чем за день. Улучшенные лафеты были спроектированы так, чтобы их можно было транспортировать к нескольким стационарным огневым позициям, включая бетонные фундаменты, куда убирались железнодорожные тележки, чтобы орудие можно было быстро перемещать (поворачивать по горизонтали) для поражения движущихся корабельных целей. [24]
После вступления Америки в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года армия США осознала необходимость принятия на вооружение железнодорожной артиллерии для использования на Западном фронте. Никаких железнодорожных орудий в США в то время не существовало. Из-за низких приоритетов производства и доставки железнодорожные орудия армии на Западном фронте состояли из четырех полков береговой артиллерии США, вооруженных оружием французского производства. Еще три полка железнодорожных артиллерий находились во Франции, но не прошли подготовку до перемирия и не участвовали в боевых действиях. Другие подразделения береговой артиллерии также использовали различные типы тяжелой артиллерии французского, британского и американского производства. [25] Армия также переоборудовала часть многочисленных орудий береговой артиллерии в железнодорожные установки. Всего 96 8-дюймовых орудий (в том числе некоторые из запасных частей ВМФ), 129 10-дюймовых орудий, 45 12-дюймовых орудий и 150 12-дюймовых минометов из стационарных батарей береговой обороны или запасных запасов можно было бы выделить . Также были доступны двенадцать 7-дюймовых орудий бывшего ВМФ и шесть 12-дюймовых орудий, построенных для Чили. Короче говоря, ни одно из этих орудий не было отправлено во Францию, за исключением трех 8-дюймовых орудий, поскольку до перемирия было изготовлено лишь немногие из них. Было заказано 47 8-дюймовых железнодорожных орудий, 18 из которых были изготовлены к моменту перемирия, а в общей сложности 37 (или 47, по разным данным) были завершены до расторжения контракта. Восемь 10-дюймовых железнодорожных установок из 54 заказанных были построены к перемирию, а двенадцать 12-дюймовых железнодорожных установок были построены к 1 апреля 1919 года; На этом этапе контракт на 12 дюймов был расторгнут. По крайней мере, часть стволов 10-дюймовых орудий была отправлена во Францию и установлена на лафетах французского производства, но источники не указывают на их использование в бою. К моменту перемирия три железнодорожные установки для чилийских 12-дюймовых орудий были готовы к отправке, а оставшиеся три ствола остались в качестве запасных. Всего было установлено двадцать две 10-дюймовые пушки. Был заказан девяносто один 12-дюймовый железнодорожный миномет, из них 45 были готовы к 7 апреля 1919 года, а остальные в конечном итоге были завершены. [22] [26]
7-дюймовые и 8-дюймовые орудия, а также 12-дюймовые минометы использовали общий лафет с пониженным центром и двумя 4- или 6-колесными тележками. Тележки были взаимозаменяемы на колею стандартной колеи или (с 12-колесными тележками) колеи 60 см (23,6 дюйма). [27] Аутригеры и вращающаяся установка позволяли вести круговой огонь. Это позволило использовать оружие в береговой обороне от движущихся целей. После войны 8-дюймовые орудия и 12-дюймовые минометы хранились на железнодорожных установках, а почти все 7-дюймовые, 10-дюймовые и 12-дюймовые орудия были возвращены в береговые форты. Имея в наличии 47 орудий плюс еще 24 бывших орудия ВМФ Mark VI на железнодорожных установках к 1942 году, 8-дюймовые орудия были наиболее часто используемыми американскими железнодорожными орудиями во время Второй мировой войны. Около 12 из них использовались для обороны Оаху , Гавайи . Остальные были размещены для береговой обороны Манилы (в конечном итоге спешившиеся из вагона в Коррегидоре ), [28] Бермудские острова , Ньюфаундленд , Пьюджет-Саунд , Чесапикский залив , залив Делавэр и Форт-Хэнкок, штат Нью-Джерси (недалеко от Нью-Йорка ). [29] [30]
Хотя имелось множество 12-дюймовых железнодорожных минометов, лишь немногие из них были задействованы. В 1930 году армия США испытала их в Форт-Хэнкоке, штат Нью-Джерси , и Форт-Майлз , штат Делавэр . [31] Во время Второй мировой войны четыре железнодорожных миномета использовались для временной защиты гавани Грейс-Харбор , штат Вашингтон , а огневые точки для еще четырех минометов на мысе Джордж, штат Вашингтон , были построены, но так и не были вооружены. [32] Из более чем 250 железнодорожных орудий, построенных в США с 1916 по 1942 год, пять военно-морских 14-дюймовых/50-орудий, отправленных во Францию во время Первой мировой войны, и, возможно, две 8-дюймовые пушки на Филиппинах были единственными, когда-либо использовавшимися. использоваться в бою. [20] Сообщается, что восемь 8-дюймовых железнодорожных орудий на Филиппинах в 1941–42 годах были либо уничтожены воздушной атакой, либо не имели обученных расчетов. [33] [28]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны железнодорожное орудие было окончательно использовано: массивное 80-см (31 дюйм) Шверер Густав . орудие [34] крупнейшее артиллерийское орудие, использовавшееся в бою, развернутое нацистской Германией . После падения Франции Германия добавила в свой арсенал 58 захваченных французских орудий, а Италия получила 19 французских орудий, многие из которых были захвачены немцами после капитуляции Италии . [18]
И нацистская Германия, и Великобритания развернули железнодорожные орудия, способные вести огонь через Ла-Манш в районах вокруг Дувра и Кале . [35] Вермахт имел на вооружении три 40,6-см (16-дюймовых) орудия. [36] Британская армия разместила три 13,5-дюймовых (34,3-см) железнодорожных орудия на легкорельсовом транспорте Восточного Кента , расположив их вокруг Лиддена и Шепердсвелла. [35] [37] [38] Они имели кодовые названия «Гладиатор», «Сценарист» и «Миротворец». [35] 9,2-дюймовые орудия Mark 13 располагались недалеко от Кентербери и Хайта , Кент; и 12-дюймовые гаубицы Mk 3 и 5 , расположенные вокруг Гастона, [35] к северу от Дувра, на линии Южной железной дороги, ведущей в Дил и Рамсгейт.
« 18-дюймовая гаубица Бош Бастер» располагалась на железной дороге долины Элхэм , между Бриджем, Кентом и Лайминджем, и предназначалась для береговой обороны от вторжения. Он не был способен вести огонь через пролив, имея максимальную дальность всего около 20 км (12 миль).
IJA (Императорская японская армия) имела на вооружении одно железнодорожное орудие, 240-мм железнодорожное орудие Тип 90 , которое служило береговой батареей в Токийском заливе, а затем дислоцировалось в Маньчжоу-Го, в районе Хэйлунцзяна . Он был разрушен отступающей Квантунской армией , когда Советский Союз вторгся в Маньчжурию в конце 1945 года.
Уцелевшие железнодорожные пушки
[ редактировать ]- Железнодорожная пушка калибра 11,2 дюйма или 28 см хранится в Австралийском военном мемориале в Канберре, АКТ , Австралия. Захвачена Австралийскими войсками в Амьене в 1918 году.
- В Соединенном Королевстве 18-дюймовой гаубицы BL сохранился ствол . Он был построен слишком поздно, чтобы принять участие в Первой мировой войне; он был принят на вооружение во время Второй мировой войны, но так и не участвовал в боевых действиях. В сентябре 2013 года он был перенесен в артиллерийский музей Королевской оружейной палаты в Форт-Нельсоне, Хэмпшир . [39]
- 12-дюймовая железнодорожная пушка хранится в Музее артиллерийского вооружения армии США , Форт Грегг-Адамс, Вирджиния , США.
- Железнодорожная пушка ВМС США калибра 14 дюймов/50 времен Первой мировой войны хранится на верфи Вашингтонского военно-морского флота , Вашингтон, округ Колумбия, США.
- Немецкая 283-мм пушка Krupp K5 («Анцио Энни») выставлена в Музее артиллерийских вооружений армии США , Форт Грегг-Адамс, Вирджиния . Он был построен с использованием частей двух немецких орудий, которые обстреливали плацдарм Анцио и были частично уничтожены своими экипажами, прежде чем были захвачены союзниками. [40]
- Второй 283-мм Krupp K5 можно увидеть в музее батареи Тодта недалеко от Одингена на севере Франции. [41]
- советской эпохи 305-мм пушки МК-3-12 хранятся в форте Красная Горка под Ломоносовым, Россия , и в Музее железнодорожной техники в Санкт-Петербурге .
- Советские 180-мм пушки ТМ-1-180 можно увидеть в форте Красная Горка, в Музее Великой Отечественной войны в Москве и на железнодорожном вокзале в Севастополе , Украина.
- Последняя сохранившаяся 7-дюймовая (178-мм) железнодорожная пушка американского производства сейчас выставлена в Museu Militar Conde de Linhares в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
- Несмотря на то, что Chehalis-Centralia RR из Чехалиса, штат Вашингтон, не является пистолетом, у него есть кое-что, представляющее большой интерес. Это железнодорожная установка образца 1918 года для 12-дюймового морского миномета. Эти машины были построены в начале 1920-х годов, чтобы сделать более мобильной устаревшую морскую артиллерию. Хотя все орудия были списаны в первые дни Второй мировой войны, эта машина уцелела на военно-морской базе Бремертон.
- В Университете Тампы, Тампа, Флорида, стоит 8-дюймовая пушка на железнодорожной установке M1918 без автомобиля. [42]
Изображения
[ редактировать ]- Krupp K5, Музей батарей Тодта , Франция
- МК-3-12 , в Центральном музее железнодорожного транспорта, Российская Федерация, на Варшавском вокзале , Санкт-Петербург.
- ТМ-1-180 в Московском парке Победы -музее Великой Отечественной войны
- TM-1-180, Krasnaya Gorka fort
- ТМ-1-180 и ТМ-3-12 Красная Горка Форт Модель, используемая IJA (Императорской японской армией), обозначена как 240-мм железнодорожная пушка Тип 90. Фотография сделана во Франции.
- TM-3-12 Krasnaya Gorka fort
- Bethlehem Steel 7-дюймовая (178-мм) железнодорожная пушка , Museu Militar Conde de Linhares, Бразилия
- Ствол немецкого 28 см Бруно времен Первой мировой войны на Австралийском военном мемориале , Канберра
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Миллер том. я, с. 39
- ^ Миллер том. я, с. 52
- ^ Jump up to: а б с Миллер об. я, с. 65
- ^ Jump up to: а б Миллер об. я, с. 69
- ^ (на русском языке) http://www.travelzone.lv/lib/zd_puski/index.php. Архивировано 3 июля 2013 г. в archive.today.
- ^ Лебедев, П.Н. (2011) [1857]. Применение железных дорог к защите материка. Сочинение инженер-подполковника П. Лебедева [ Использование железных дорог для защиты земли. Очерк инженера-подполковника П. Лебедева . Москва: Книга по требованию. ISBN 978-5-458-11821-7 .
- ^ Denisov, A. P.; Perechnev, Yu. G. (1956). "Глава 4. Береговая артиллерия в Крымской войне 1853–1856 годов" [Chapter 4. Coastal Artillery in the Crimean War of 1853–1856]. Русская береговая артиллерия [ Russian Coastal Artillery ]. Moscow: Voenizdat . pp. 89–91.
- ^ Филлипс, с. 225
- ^ Миллер том. Я, стр. 9-16.
- ^ Джек Х. МакКолл-младший, Когда правили железнодорожные пушки , Historynet; доступ 2017.10.29.
- ^ Миллер, Фрэнсис Тревельян (1957). Фотоистория Гражданской войны . Том. Пятое: Форты и артиллерия. Нью-Йорк: Castle Books. стр. 51 и 54.
- ^ Такер, Южная Каролина (2005). Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история. Abc-клио. ISBN 1-85109-420-2
- ^ Миллер том. Я, стр. 17, 23.
- ^ Миллер том. я, с. 23
- ^ Холл
- ^ Миллер том. II, стр. 1–186.
- ^ Романыч, Марк (2017). Железнодорожные пушки Первой мировой войны . Хойер, Грег, Полдень, Стив. Лондон: Оспри. п. 2. ISBN 978-1-4728-1641-2 . OCLC 999616340 .
- ^ Jump up to: а б Залога, Стив (2017). Железнодорожные пушки Второй мировой войны . Деннис, Питер. Оксфорд: Оспри. стр. 2–3. ISBN 978-1-4728-1068-7 . OCLC 907965829 .
- ^ Jump up to: а б «Железнодорожные батареи ВМС США во Франции» . Интернет-архив . 1922 год.
- ^ Jump up to: а б с Шрайер, Конрад Ф. младший (1988). «Железнодорожный боевой флот адмирала Планкетта». История железной дороги . 158 (весна 1988 г.). Историческое общество железных дорог и локомотивов: 95–102.
- ^ Многие, апрель 1965 г., стр.53.
- ^ Jump up to: а б Хогг, Ян В. (1998). Союзная артиллерия Первой мировой войны . Рамсбери, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, Ltd., стр. 138–148. ISBN 1-86126-104-7 .
- ^ Вестинг (1966), стр.79-80.
- ^ Льюис (1979), стр. 103, 106.
- ^ «Победа над гуннами, история армии США, корпуса береговой артиллерии во время Первой мировой войны» . ancestry.com .
- ^ «Железнодорожная артиллерия армии США, Первая мировая война» . ancestry.com .
- ^ Миллер, HW, LTC, Железнодорожная артиллерия США , Vols. I и II , 1921, Том. Я, стр. 131-155.
- ^ Jump up to: а б Отчет о 8-дюймовых железнодорожных орудиях на Филиппинах, 1940–42 гг.
- ^ Льюис (1979), стр. 102–110, 140–141.
- ^ Берхоу, стр. 199-228.
- ^ "Минометная железнодорожная пушка для помощи в защите побережья" Popular Mechanics , декабрь 1930 г.
- ^ Берхоу, стр. 216-217.
- ^ Обреченный филиппинский проект обороны внутренних морей
- ^ Zaloga (2016), pp. 14-15, 18-19
- ^ Jump up to: а б с д Арнольд (1982), стр. 100, 108, 147, 148.
- ^ Немецкие 40-см пушки на Navweaps.com
- ^ Дейл Кларк. «Британская артиллерия 1914–19. Тяжелая артиллерия». Osprey Publishing, Лондон, 2005. Страницы 41–42.
- ^ «Большие пушки в Дувре, Вторая мировая война (Вторая мировая война)» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 г.
- ^ Маев Кеннеди (2 сентября 2013 г.). «Гигантское орудие времен Первой мировой войны движется по южной Англии на этой неделе» . Хранитель .
- ^ Дойл, стр. 3.
- ^ «Музей Атлантической стены» .
- ^ 8-дюймовая артиллерийская железнодорожная установка M1918
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, полковник Б.Е. (1982). Конфликт через пролив: рассказ командира батареи об обороне Кента в 1939–45 гг . Дувр: Публикации Крэбвелла / Публикации Бакленда. ISBN 0-906124-06-9 .
- Берхоу, Марк А., изд. (2004). Оборона американского побережья, Справочное руководство (второе изд.). CDSG Пресс. ISBN 0-9748167-0-1 .
- Брейер, Зигфрид (1973). Линкоры и линейные крейсеры 1905–1970 гг . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-356-04191-9 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4 .
- Дойл, Дэвид (2011). Рейлган K5(E) – Детали в действии . Кэроллтон, Техас, США: Публикации сигналов эскадрильи. ISBN 978-0-89747-635-5 .
- Энгельманн, Иоахим (1976). Броня в действии — немецкие железнодорожные пушки . Публикации эскадрильи / сигнала. ISBN 0-89747-048-6 .
- Холл, ре мажор. Военно-исторический журнал Южноафриканское военно-историческое общество. - Том 2, № 3, июнь 1972 г. Оружие в Южной Африке, 1899–1902 гг., части V и VI.
- Хогг, Ян В. (2005). Союзная артиллерия Первой мировой войны . Кровуд Пресс. ISBN 1-86126-712-6 .
- Йегер, Герберт (2001). Немецкая артиллерия Первой мировой войны . Кровуд Пресс. ISBN 1-86126-403-8 .
- Льюис, Эмануэль Рэймонд (1979). Береговые укрепления США . Аннаполис, Мэриленд: Leeward Publications. ISBN 978-0-929521-11-4 .
- Многие, Сеймур Б. (апрель 1965 г.). «Он не жаловался». Труды Военно-морского института США.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Миллер, HW, подполковник Железнодорожная артиллерия: отчет о характеристиках, сфере применения и т. д. железнодорожной артиллерии, тома I и II Вашингтон: правительственная типография, 1921 г.
- Филлипс, Лэнс (1965). Вон идет поезд . Крэнбери, Нью-Джерси: AS Barnes and Company. ISBN 0-498-06303-8 .
- Роббинс, Чарльз Б. и Льюис, скорая помощь (2000). «Чилийско-американская 12-дюймовая пушка». Военный корабль Интернешнл . XXXVII (2): 184–190.
- Вестинг, Фред (1966). Локомотивы, которые построил Болдуин . Книги Бонанза.
- Залога, Стивен Дж. и Деннис, Питер (2016). Железнодорожные пушки Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-1068-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Когда артиллерия впервые вышла на рельсы»
- 152-мм финская железнодорожная пушка
- «Сетевой музей железнодорожного оружия» . Проверено 21 апреля 2005 г.
- Музей железнодорожной пушки
- Железнодорожные пушки К5
- Железнодорожные батареи ВМС США
- Железнодорожная артиллерия армии США в Первой мировой войне
- «Орудийный поезд охраняет концы Панамского канала - катящийся форт пересекает перешеек за два часа» Popular Mechanics , декабрь 1934 г., стр. 844–845, отличные рисунки в статье о 14-дюймовой железнодорожной пушке M1920.