Jump to content

Тодт Батарея

Координаты : 50 ° 50'39 "N 1 ° 36'00" E  /  50,8443 ° N 1,5999 ° E  / 50,8443; 1,5999

Тодт Батарея
Часть Атлантического вала
Харингзель, Одинген , Па-де-Кале , Франция
Британский солдат позирует рядом с недавно захваченной немецкой 380-мм пушкой Тодта в Кап-Гри-Нез.
Кригсмарине Прапорщик
Координаты 50 ° 50'39 "N 1 ° 36'00" E  /  50,8443 ° N 1,5999 ° E  / 50,8443; 1,5999
Тип Береговая батарея
Информация о сайте
Владелец Частный
Открыто для
общественность
Один каземат открыт для посещения.
Состояние Четыре каземата в разном состоянии
История сайта
Построен 22 июля 1940 г. - 20 января 1942 г. ( 22 июля 1940 г. - 20 января 1942 г. )
Построено Организация Тодта
В использовании 1942–44
Материалы Бетон и сталь
Битвы/войны Операция «Морской лев» , «Канал-Дэш» , «Уголок адского пламени» , «Операция «Пройти»»
Информация о гарнизоне
Гарнизон  Военно-морской

Батарея Тодта , также известная как Батарея Тодта , — батарея береговой артиллерии, построенная нацистской Германией во время Второй мировой войны , расположенная в деревушке Харингзель, Одинген , недалеко от мыса Гри-Нез , Па-де-Кале , Франция .

Батарея состояла из четырех 380 -миллиметровых (15 дюймов) орудий Круппа с дальностью действия до 55,7 км (34,6 миль). [ 1 ] способные достичь британского побережья, каждый из которых защищен бункером из железобетона. Первоначально называвшаяся «Батарея Зигфрида» , она была переименована в честь немецкого инженера Фрица Тодта , создателя « Организации Тодта» . Позже он был интегрирован в Атлантический вал .

3- я канадская пехотная дивизия атаковала батареи мыса Гри-Нез 29 сентября 1944 года, и к полудню того же дня позиции были захвачены. Батарея Тодта в последний раз стреляла 29 сентября 1944 года и через несколько часов была захвачена горцами Северной Новой Шотландии , которые высадились в Нормандии в составе 9-й пехотной бригады 3-й канадской пехотной дивизии после интенсивной воздушной бомбардировки в рамках Операция «Пройти» .

В результате быстрой и успешной оккупации Германией Франции и Нидерландов был получен контроль над побережьем Ла-Манша. Гранд-адмирал Эрих Редер встретился с Гитлером 21 мая 1940 года и поднял тему вторжения, но предупредил о рисках и выразил предпочтение блокаде с воздуха, подводных лодок и рейдеров . [ 2 ] [ 3 ] К концу мая Кригсмарине стала еще более противиться вторжению в Британию после своей дорогостоящей победы в Норвегии . Более половины надводного флота Кригсмарине было либо потоплено, либо серьезно повреждено в ходе операции «Везерюбунг» , и его служба безнадежно превосходила численность кораблей Королевского флота. [ 4 ] [ 5 ]

В директиве ОКВ от 10 июля генерал Вильгельм Кейтель запросил артиллерийскую защиту во время запланированного вторжения:

В соответствии с запрошенным анализом артиллерийской защиты транспортных средств в Британию (...) фюрер приказал: «должны быть сделаны все приготовления для обеспечения мощной фронтальной и фланговой артиллерийской защиты для перевозки и высадки войск в случае возможной атаки». переправа из прибрежной полосы Кале-Мыс Гри-Нез – Булонь. Все подходящие имеющиеся тяжелые батареи должны быть использованы для этой цели Верховным командованием армии и Главным командованием ВМФ под руководством Верховного командования ВМФ и должны быть установлены на фиксированных позициях совместно с Организацией Тодта.

Кейтель, [ 6 ]

ОКВ Начальник штаба Альфред Йодль изложил предложения ОКВ по предполагаемому вторжению в Великобританию в меморандуме, выпущенном 12 июля, в котором оно описывалось как «переправа через реку на широком фронте», что раздражало Кригсмарине .

16 июля 1940 года Гитлер издал директиву фюрера № 16, положившую начало подготовке к высадке в Британии под кодовым названием «Операция «Морской лев». [ 7 ] Одним из четырех условий вторжения, изложенных в директиве Гитлера, было то, что в прибрежной зоне между оккупированной Францией и Англией должна доминировать тяжелая береговая артиллерия, чтобы закрыть Дуврский пролив для военных кораблей Королевского флота и торговых конвоев. [ 8 ] посчитало Управление военно- морских операций Кригсмарине эту цель правдоподобной и желательной, особенно с учетом относительно небольшого расстояния, 34 км (21 миля), между французским и английским побережьями. Поэтому был отдан приказ собрать и начать размещение всех имеющихся тяжелых артиллерийских орудий армии и флота вдоль французского побережья, в первую очередь в Па-де-Кале. Эта работа была поручена Организации Тодта и началась 22 июля 1940 года. [ 9 ] [ 10 ]

Пушка Krupp K5 в 1941 году на Атлантической стене выходит из укрытия в Гидревенте, северная Франция.
Огромная 21-см железнодорожная пушка К12 годилась только для обстрела целей на суше.

К началу августа 1940 года все армейские крупнокалиберные железнодорожные орудия были в рабочем состоянии, воспользовавшись узкой шириной Ла-Манша в Па-де-Кале . Площадки для стрельбы из этих железнодорожных орудий были быстро созданы между Вимере на юге и Кале на севере, вдоль оси Кале- Булонь-сюр-Мер, максимально используя железнодорожные пути, входящие в дюны и огибающие холмы Булонне . прежде чем развернуться за мысом Гри-Нез. Другие огневые точки были расположены за Виссаном и недалеко от Кале, на уровне Королевской дамбы . , скопированные с поворотных мостов и железнодорожных поворотных платформ , Поворотные столы Vögele монтировались на стабилизированном или слегка укрепленном грунте в конце этих различных отклонений, что позволяло быстро регулировать и вести круговой огонь из этих железнодорожных орудий. Вне периодов стрельб орудия и сопровождающие их лафеты находили убежище в каменоломнях, под железнодорожными тоннелями или под одним из трех домбункеров (соборов-бункеров) — железобетонных укрытий стрельчатой ​​формы, строительство которых началось в сентябре 1940 года. [ 11 ] [ 12 ] Шесть 28-см орудий К5 и одна 21-см (8,3 дюйма) пушка К12 с дальностью действия 115 км (71 миль) могли эффективно использоваться только против наземных целей. Тринадцать орудий калибра 28 см (11 дюймов) и пять орудий калибра 24 см (9,4 дюйма), а также дополнительные моторизованные батареи, состоящие из двенадцати орудий калибра 24 см и десяти орудий калибра 21 см. Железнодорожные орудия могли стрелять по кораблям, но имели ограниченную эффективность из-за малой скорости поворота, длительного времени заряжания и типов боеприпасов. [ 13 ]

Лучше подходящими для использования против военно-морских целей были тяжелые военно-морские батареи, которые начали устанавливать примерно в конце июля 1940 года. Сначала появилась батарея Зигфрида в Одингене , к югу от мыса Гри-Нез (позже их число увеличилось до 4 и было переименовано в батарею Тодта). К середине сентября 1940 года в строй вступили четыре военно-морские батареи: «Фридрих Август» с тремя стволами диаметром 30,5 см (12,0 дюйма) ; «Принц Генрих» с двумя 28-см пушками ; «Ольденбург» с двумя 24-см орудиями и, самый крупный из всех, «Зигфрид» (позже переименованный в «Бататери Тодт ») с парой 38-см (15 дюймов) орудий . [ 14 ]

В то время как бомбардировки Великобритании во время молниеносной атаки усилились , Гитлер издал свою директиву № 21 от 18 декабря 1940 года, предписывающую Вермахту быть готовым к быстрой атаке, чтобы начать давно запланированное вторжение в Советский Союз . [ 15 ] [ 16 ] Операция «Морской лев» завершилась и никогда не возобновится. [ 17 ] 23 сентября 1941 года Гитлер приказал прекратить все приготовления к операции «Морской лев». Большинство историков сходятся во мнении, что «Морской лев» в любом случае потерпел бы неудачу из-за слабости морской мощи Германии по сравнению с Королевским флотом. [ нужна ссылка ] . [ 18 ]

23 марта 1942 года, через несколько дней после британского рейда на немецкую береговую радиолокационную установку в Брюневале , Гитлер издал директиву фюрера № 40, которая призывала к созданию «Атлантической стены», обширной системы береговой обороны и укреплений вдоль побережья. побережье континентальной Европы и Скандинавии в качестве защиты от ожидаемого вторжения союзников в оккупированную нацистами Европу из Соединенного Королевства . [ 19 ] Укомплектование и эксплуатация Атлантического вала административно контролировались немецкой армией при некоторой поддержке сухопутных войск Люфтваффе . Укрепление атлантического побережья с особым вниманием к портам было ускорено после нападения британского десанта на хорошо защищенный сухой док Нормандии в Сен-Назере во время операции «Колесница» 28 марта 1942 года. [ 20 ] Директива фюрера № 51 окончательно подтвердила оборонительную роль батарей мыса Гри-Не 3 ноября 1943 года. [ 21 ]

Описание

[ редактировать ]

Построенная на небольшом плато Харингцеллес, расположенном в 3 км к юго-востоку от мыса Гри-Нез, батарея Тодта состояла из четырех казематов. Каждый каземат состоял из двух частей: огневой камеры, в которой размещались 38-см корабельные орудия под броневой башней SK C/34, получившей обозначение Bettungsschiessgerüst C/39, а также на двух этажах, один из которых находился под землей, бункеры для боеприпасов и все помещения, необходимые для размещения боеприпасов, техники и экипажа. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Казематы имеют длину 47 метров, ширину 29 и высоту 20, из них 8 находятся под землей. [ 23 ] Железобетонные стены и крыша имеют толщину 3,5 м, чтобы противостоять 380-мм снарядам, обычным 4000-фунтовым бомбам или 2000-фунтовым бронебойным бомбам . [ 23 ]

Казематы были распределены по дуге круга радиусом около 400 метров. Помимо крупнокалиберных орудий, эта батарея также имела в своем распоряжении следующие системы вооружения и постройки: 14 пассивных ДОТов, четыре казармы, пояс из 15 " Тобруков " (небольших автономных ДОТов, с отверстием наверху, обычно укомплектованных людьми). двумя людьми, служившими наблюдательным пунктом или пулеметным гнездом), три ДОТа с противотанковыми орудиями, обращенными на юг и направленными в глубь побережья, девять единиц зенитных орудий французов происхождения, установленный в центре батареи, насосная станция питьевой воды, больничный бункер и ранее существовавшая ферма, между казематом 2 и казематом 3, интегрированная в оборонительную систему и служащая казармой и наблюдательным пунктом. [ 22 ] [ 23 ]

Каждый каземат имел буферный запас метательных зарядов и снарядов, но полагался на два отдельных бункера для боеприпасов, расположенных недалеко от деревни Онглеверт, расположенной в 1,5 км (1 миле) к востоку от батареи Тодт. Каждый каземат был связан с этими бункерами для боеприпасов (30 х 20 х 5 м) автомобильной дорогой и сетью Дековиль узкоколейных путей типа . Эти две большие конструкции состояли из шести камер, расположенных по обе стороны коридора, закрытого с каждого конца тяжелой двустворчатой ​​бронированной дверью. [ 25 ] Они были интегрированы в опорный пункт Wn Onglevert , с 1944 года переименованный в Wn 183 Eber . [ 26 ]

Немецкий солдат охраняет каземат III батареи Тодта во время Второй мировой войны.

Батарея выпустила свой первый снаряд 20 января 1942 года, хотя официально она была открыта только в феврале 1942 года в присутствии адмиралов Карла Дёница и Эриха Редера. [ 27 ] [ 28 ] Первоначально называвшаяся «Батарея Зигфрида», она была переименована в честь немецкого инженера Фрица Тодта , создателя Организации Тодта и ответственного за строительство Атлантической стены, который погиб 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе за несколько дней до открытия батареи после встреча с Гитлером в его Восточного фронта военном штабе (« Волчье логово ») под Растенбургом в Восточной Пруссии . [ 29 ] [ 30 ] Это решение было воплощено в рельефных буквах высотой 1,50 м, выставленных на Каземате 3. Гитлер посетил батарею Тодта 23 декабря 1940 года. [ 31 ] [ 32 ]

В 1941 году батарея получила первоначальное кодовое название 18 . После интеграции в Атлантическую стену батарея Тодта, ее оборонительные позиции для ближнего боя и зенитные орудия образовали опорный пункт Stützpunkt (StP) 213 Saitenspiel в 1943 году, переименованный в StP 166 Saitenspiel в 1944 году . [ 22 ]

Строительство

[ редактировать ]

До 1940 года Харингзеллес состоял из трех усадеб, окруженных невысокими стенами и кустарниками. Оккупанты уехали вскоре после того, как немецкие инженеры выбрали место для строительства батареи Тодта. [ 31 ] Немецкие войска пересадили взрослые деревья из лесов Булонь-сюр-Мер и Девре, чтобы замаскировать строительные работы. [ 33 ]

Согласно послевоенным отчетам Франца Ксавьера Дорша, руководившего строительством батареи Тодта, строительство было разделено на 2 этапа. Во-первых, орудия должны были быть готовы к стрельбе в течение 8 недель, при этом половина вспомогательных сооружений была готова, но без какого-либо защитного железобетонного покрытия. Батарея должна была быть завершена в полном объеме в кратчайшие сроки, без указания точной даты, при этом всегда сохранялась способность орудий вести огонь из бронированных башен толщиной 60 мм. [ 31 ] [ 34 ] Организация Тодта приступила к закладке батареи в июле 1940 года, а в августе 1940 года приступила к строительству огневых платформ с круглыми брустверами для вращения бронированной огневой платформы C/39 с ее 38-см корабельными орудиями SK C/34. Дорш оценил в 12 000–15 000 рабочих, нанятых Организацией Тодта для строительства тяжелых береговых батарей между Булонь-сюр-Мер и Кале. Около 9000 из них были немцами. [ 22 ] [ 34 ]

По словам Дорша, огневые платформы и все помещения, необходимые для размещения боеприпасов, техники и экипажа, были доработаны за 8 недель и три дня. Уинстон Черчилль в своей книге « Вторая мировая война » зафиксировал, что британцы уже идентифицировали батареи Тодта, Фридриха Августа, Гроссера Курфюрста, Принца Генриха и Ольденбурга вместе с четырнадцатью другими 17-см орудиями, находившимися «к середине войны». Сентябрь [1940 г.] смонтирован и готов к использованию только в этом регионе» , в районе Кале и мыса Гри-Нез. [ 35 ]

Дорш считал, что три фактора способствовали приведению батареи в боевую готовность примерно за два месяца. Во-первых, большую часть рабочих можно было сразу разместить в хижинах Ниссена бывшего британского лагеря Этапль , примерно в 15 км к юго-западу от Булони. Во-вторых, камуфляж строительной площадки был сведен к минимуму с учетом размеров будущих казематов, что позволило ускорить строительство. подходящие строительные агрегаты . В-третьих, в радиусе около 15 км от объекта в большом количестве были найдены [ 34 ]

Организации Тодта пришлось улучшить дорожную сеть в окрестностях для перевозки строительных материалов с помощью до 1200 тяжелых грузовиков. , была проложена выделенная дорога, Между строительной площадкой и крупнейшим источником гравия в близлежащих карьерах Идрекен- Ринксент , недалеко от Маркизы по возможности избегая городов и построив новый мост над дорогой Булонь-Кале, чтобы не нарушать движение этого стратегического объекта. дорога. Дорогу от железнодорожного вокзала Вимерё до Одингема пришлось модернизировать, чтобы можно было перевозить орудия. Два Sd.Kfz. 9 полугусеничных машин буксировали орудия массой более 70 тонн, погруженные на тяжелые прицепы типа Culemeyer , разработанные Gothaer Waggonfabrik , с 48 колесами на 12 осях и грузоподъемностью до 100 тонн. [ 34 ] [ 36 ]

Организация Тодта могла бы также использовать полностью оборудованную лесопилку в Отро , к югу от Булонь-сюр-Мер, для производства большого количества опалубки, необходимой для железобетонных конструкций, и ее транспортировки на строительную площадку. [ 34 ] Опалубку потолка каземата поддерживала временная опалубка над огневой площадкой, которая должна была оставаться в боеготовом состоянии во время ее строительства. Эта временная конструкция была позже удалена, когда железобетон достаточно затвердел, чтобы поддерживать себя, и была использована для строительства следующего каземата батареи. [ 34 ]

В ноябре 1941 года казематы были завершены после заливки 12 000 кубических метров бетона и использования 800 тонн арматуры для строительства каждого каземата SK ( Sonderkonstruktion ). [ 37 ] [ 38 ] [ 23 ] С сентября 1940 года по январь 1942 года выстрелов из батареи не было. [ 22 ] [ 34 ]

Камера обжига

[ редактировать ]

Центр бронированной башенной 38-см корабельной пушки SK C/34 находился в центре открытого огромного круглого помещения с внутренним диаметром 29 м под потолком высотой 11 метров. Вдоль задней стены каземата проходят две сплошные бетонные скамейки. Нижний поддерживает вращающуюся турель. Железнодорожные пути, соединяющие каземат с основными бункерами для боеприпасов, расположенными в Онглеверте, доходили до уровня более высокого уступа через два проема шириной 2 метра.

Между двумя скамейками проходит круговой коридор, оборудованный двумя концентрическими перилами типа Декавиль. Внутренняя колея поддерживала катки башенного погрузочного крана, а вторая гусеница использовалась для перемещения тележек со снарядами и метательными зарядами. Два прохода давали доступ для обслуживания вала.

Амбразура от -4° до 60°. каземата позволяла поворачивать башню на 120° и угол возвышения орудия [ 23 ] Эта большая амбразура была защищена по бокам броневыми листами толщиной 4 см, максимально повторяющими форму вращающейся башни, а в верхней части - «лобом Тодта», усиленным толстыми стальными листами, вывезенными на металлоломе. дилеры после войны. [ 23 ]

Гарнизон

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны Кригсмарине поддерживала отдельную сеть береговой обороны. В начале 1940 года было создано несколько зон морской обороны для защиты значительной части береговой линии, которую Германия приобрела после вторжения в Нидерланды , Данию , Норвегию и Францию . [ 39 ] Весной 1940 года Кригсмарине приступила к реорганизации береговой обороны вокруг зон морской обороны . С логистической точки зрения зоны морской обороны и отдельная сеть береговой обороны находились строго в ведении ВМФ, но в конечном итоге были интегрированы в Атлантический вал , который обычно контролировался немецкой армией . [ 39 ]

Батарея Тодта находилась под командованием коменданта Па-де-Кале вице-адмирала Фридриха Фризиуса , который также командовал другими береговыми батареями. 242-й береговой артиллерийский дивизион Кригсмарине ( Marine-Artillerie-Abteilung 242 – MAA 242) укомплектовал батарею гарнизоном численностью около 390 человек (4 офицера, 49 унтер-офицеров и 337 матросов). Батареей командовал с 1940 по 1942 год капитанлейтенант М.А. Вильгельм Гюнтер, а с 1942 года до ее захвата 29 сентября 1944 года - оберлейтенант М.А. Клаус Момбер. [ 22 ]

Управление огнем

[ редактировать ]
Немецкий радар FuMO 214 Würzburg-Riese в Арроманше , аналогичный тому, который использовался в Кран-о-Оеф для управления стрельбой батареи Тодта.
10,5-метровый дальномер, используемый в центре управления огнем MKB Ørlandet ( форт Аустротт , Норвегия), аналогичный тому, который использовался для батареи Тодта. [ 40 ]

Казематы не оснащались прицельными элементами. Координаты стрельбы казематам выдавал пост управления огнем, расположенный в бункере регельбау С100. [ 41 ] вдоль береговой линии в Кран-о-Оф, в 1200 м (3900 футов) к северу от батареи ( 50 ° 50'50,45 "N 1 ° 35'4,37" E  /  50,8473472 ° N 1,5845472 ° E  / 50,8473472; 1,5845472 ). Командный центр, два бункера для личного состава, водохранилище с оборонительными позициями для ближнего боя в Кран-о-Офс образовали опорный пункт Видерштандснест (Wn) 166a Зейдлиц. [ 42 ] Этот командный пункт был оборудован 10,5-метровым оптическим дальномером-дальномером под стальной башенкой. пеленгатор и радиолокационная станция активной дальности FuMO 214 Würzburg Riese На крыше одного из бункеров личного состава был установлен . [ 42 ]

Информация о цели также предоставлялась как самолетами-корректировщиками, так и военно-морскими радарами, установленными в Кап-Блан-Нез и Кап-д'Альпрек, к югу от Утро , известными как DeTe-Gerät ( Dezimeter Telegraphie-Gerät , дециметровое телеграфное устройство). [ 43 ] Эти подразделения были способны обнаруживать цели на расстоянии до 40 км (25 миль), включая небольшие британские патрульные корабли у побережья Англии. К середине сентября 1940 года были добавлены две дополнительные радиолокационные станции: DeTe-Gerät в Кап-де-ла-Гааге и радар дальнего действия FernDeTe-Gerät в Кап-д'Антифер недалеко от Гавра. [ 44 ]

380-мм пушки

[ редактировать ]
Батарея Vara (MAB 6./502 Vara, Норвегия) также была оснащена той же одиночной бронированной огневой платформой C/39, которая использовалась на батарее Тодта.

38-см военно-морская пушка SK C/34 была разработана Германией в середине-конце 1930-х годов для вооружения «Бисмарк» типа линкора . Главная батарея «Бисмарка » и «Тирпица » состояла из восьми 38-см орудий SK C/34 в четырех спаренных башнях. [ 45 ] Как и другие немецкие крупнокалиберные морские винтовки, эти орудия были разработаны фирмой Крупп и имели клиновые затворы , для которых требовались латунные гильзы для метательных зарядов. В оптимальных условиях скорострельность составляла один выстрел каждые 18 секунд, или три выстрела в минуту. [ 46 ] В боевых условиях «Бисмарк» в бою с HMS Hood и Prince of Wales в среднем делал примерно один выстрел в минуту . [ 47 ]

Кригсмарине . также планировала использовать эти корабельные орудия в качестве вооружения трех планируемых линкоров водоизмещением 35 400 тонн, получивших предварительное наименование «О», «Р» и «Q» [ 48 ] Батареи основного вооружения кораблей должны были состоять из шести 38-см орудий SK C/34, установленных в трех спаренных башнях . [ 49 ] К 1940 году чертежи проекта трех линейных крейсеров были готовы. Их рассмотрели и Гитлер, и адмирал Редер, оба одобрили. Однако, помимо «первоначальных закупок материалов и выдачи некоторых заказов на закупку», [ 50 ] кораблей кили так и не были заложены. [ 50 ] Во многом это было связано с острой нехваткой материалов, особенно высококачественной стали, поскольку в этих материалах для военных нужд существовала более острая потребность. Кроме того, персонал верфи, необходимый для постройки кораблей, к этому времени был занят более неотложными работами, прежде всего над новыми подводными лодками . [ 51 ]

Запасные орудия использовались в качестве береговой артиллерии в Дании, Норвегии и Франции. Версия SK C/34 для береговой обороны была модифицирована с увеличенной камерой для задач береговой обороны, чтобы выдерживать увеличенное количество пороха, используемого для специальных дальнобойных снарядов «Зигфрид» . [ 52 ] [ 53 ] Гандер и Чемберлен указывают, что вес этих орудий составляет всего 105,3 т (103,6 длинных тонн; 116,1 коротких тонн), что, предположительно, связано с дополнительным объемом увеличенной каморы. [ 54 ] одиночная бронированная установка Bettungsschiessgerüst (Огневая платформа) C/39 В этих орудиях использовалась . Он имел максимальный угол возвышения 60° и мог поворачиваться на угол до 360°, в зависимости от огневой точки. Крепление C/39 имело два отсека; в верхнем размещались орудия и их заряжающее оборудование, а в нижнем - подъемники для боеприпасов, их двигатели, а также двигатели подъема и поворота. Установка была полностью энергетической и имела подземный магазин. [ 24 ] Крепления C/39 также были установлены в крепости Ханстхольм в Дании и крепости Вара в Кристиансанде , Норвегия. Планировалось установить две такие установки в Кап-де-ла-Гааге и две в Пемполе во Франции, модифицируя орудия, первоначально предназначавшиеся для неудачного ремонта Гнейзенау , но не были реализованы по неизвестным причинам. Работы по установке еще двух установок в Оксби в Дании были хорошо продвинуты, но к концу войны не были завершены. Некоторые модифицированные орудия SK C/34 также использовались в качестве 38-см орудий Siegfried K (E) железнодорожных , одно из них было захвачено американскими войсками во время кампании в долине Роны в 1944 году. [ 55 ] Как и 38-см военно-морские орудия SK C/34, используемые для береговой обороны, 38-см орудия «Зигфрид К» были модифицированы с увеличенной каморой, чтобы выдерживать увеличенное количество пороха, используемого для специальных дальнобойных снарядов «Зигфрид» . [ 52 ] [ 53 ] Орудие не могло перемещаться на своей установке, вместо этого ему приходилось двигаться по изогнутому участку гусеницы или Vögele . прицеливаться с помощью поворотной платформы [ 55 ]

Батарея Тодта была оснащена четырьмя корабельными 38-см пушками SK C/34 и соответствующей им огневой платформой C/39. С дальностью действия до 55,7 км (34,6 миль), [ 1 ] орудия были способны достичь Дувра и британского побережья, расположенного менее чем в 30 км от мыса Гриз-Нез. Обычно их размещали в открытых бетонных барбетах , полагаясь на броню для защиты, но Гитлер посчитал, что для батареи Тодта недостаточно защиты, и приказал построить бетонный каземат толщиной 3,5 м (11 футов) над и вокруг креплений. К сожалению, это привело к ограничению их поворота до 120°. [ 56 ]

Орудия батареи Тодта весили 105,3 тонны и имели общую длину 19,63 м (64,4 фута). [ 54 ] [ 56 ] Ствол длиной 15,75 м (51,7 фута) имел прогрессивные нарезы с 90 правосторонними закрученными нарезами. [ 56 ] Хотя диапазон возвышения орудия составлял от -4° до 60°, его заряжание приходилось производить горизонтально, т. е. при угле возвышения 0°.

В 1949 году Франция обменяла 3 немецких 38-см корабельных орудия SKC/34 с батареи Тодта на три французских 380-мм/45 морских орудия Model 1935, предназначенных для линкора «Жан Барт» . Эти французские орудия первоначально были перевезены в Норвегию после принятого в марте 1944 года решения об установке их с использованием одиночных бронированных установок C/39 в береговой батарее Вардосен в Нёттерёе (MKB 6/501 «Nötteröy» ). [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ]

Боеприпасы

[ редактировать ]

38-см орудия SK C/34 батареи Тодта могли стрелять пятью типами снарядов, четыре из которых были разработаны Кригсмарине и один — компанией Heer.

Снаряды Кригсмарине весили 800 кг (1800 фунтов), имели дальность действия 40 км (44 000 ярдов) и начальную скорость 820 м/с (2700 футов/с). Для береговых батарей был разработан более легкий вариант с целью увеличения ресурса ствола примерно с 200 до 350 выстрелов. [ 60 ]

Разработанный Вермахтом снаряд «Зигфрид» (нем. Siegfried Granate ) был почти на 40 процентов легче и мог стрелять уменьшенным зарядом со скоростью 920 м/с (3000 футов в секунду) на расстояние до 40 км (44 000 ярдов). При полной зарядке он достигал скорости 1050 м/с (3400 футов в секунду) и мог проехать 55,7 км (60 900 ярдов) – более 34 миль. [ 61 ]

Снаряды Кригсмарине стреляли уникальным стандартным зарядом, разделенным для удобства обращения на 2 части: основной заряд ( Hauptkartusche) и форзаряд ( Vorkartusche ). Оснащенный ударным капсюлем C/12 nASt , основной заряд, обозначенный как 38 cm Hülsenkartusche 34 , весил 105,2 кг (232 фунта). Он имел высоту 90 см (35 дюймов) и диаметр у основания 47 см (19 дюймов). [ 60 ] Цевка весом 101 кг (223 фунта) имела высоту 84,5 см (33,3 дюйма) и диаметр 42 см (17 дюймов). [ 60 ]

Метательный заряд снаряда «Зигфрид» ( Siegfried ladung ) также состоял из двух частей, способных вести огонь легким зарядом ( Siegfried Hauptkartusche) или полным зарядом ( Siegfried Hauptkartusche ) своей цевкой ( Siegfried Vorkartusche ). Siegfried . Hauptkartusche весил 133 кг (293 фунта), а его передняя часть - 123 кг (271 фунт) [ 62 ]

В обоих случаях основной заряд имел форму желтого латунного кожуха, а дополнительный груз размещался в мешке из армированной волокном целлюлозы. [ 63 ]

Загрузка производилась в следующем порядке: снаряд, «Воркартуще» , затем «Гаупткартуще» .

Типы снарядов, выпущенных 38-см орудиями SK C/34 батареи Тодта [ 61 ] [ 60 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 52 ]
( Ппр. г : фугасная граната – Пзгр.: танковая граната – Кз : головной взрыватель – Бд.з .: наземный взрыватель – м.Хб : с капюшоном)
Немецкое обозначение Описание Размеры Масса Вес наполнения Начальная скорость Диапазон
38 см Пр. гр Л/4,6 Кз (м.Гб) Фугасно-фугасный (ОФ) снаряд с винтовкой Kz. С/27 [ 65 ] носовой предохранитель и баллистический колпачок 174,8 см (68,8 дюйма) 800 кг (1800 фунтов) Неизвестный 820 м/с (2700 футов/с) 35,6 км (22,1 мили) под углом 30 °
38 см Пр. гр Л/4,5 Бд.з. (м.Гб) ОФ снаряд с установкой Bd.ZC/38 [ 65 ] базовый предохранитель и с баллистическим колпачком 168,0 см (66,1 дюйма) 800 кг (1800 фунтов) Неизвестный 820 м/с (2700 футов/с) 35,6 км (22,1 мили) под углом 30 °
38 см Пр. гр. Л/4,4 Бд.зу Кз (м.Хб) Фугасный снаряд с носовым и донным взрывателем и баллистическим капсюлем 167,2 см (65,8 дюйма) 510 кг (1120 фунтов) Неизвестный 1050 м/с (3400 футов/с) Неизвестный
38 см пзгр. Л/4,4 Бд.з. (м.Гб) Бронебойный снаряд с донным взрывателем и баллистическим колпачком 167,2 см (65,8 дюйма) 800 кг (1800 фунтов) Неизвестный 820 м/с (2700 футов/с) 35,6 км (22,1 мили) под углом 30 °
38 см Si.Gr L/4,5 Bd.z. ты. Кз (м.Хб) Фугасный снаряд с носовым и донным взрывателем с баллистическим капсюлем (легкий заряд) 171,0 см (67,3 дюйма) 495 кг (1091 фунт) 69 кг (152 фунта) тротила 920 м/с (3000 футов/с) 40,0 км (24,9 миль)
38 см Si.Gr L/4,5 Bd.z. ты. Кз (м.Хб) Фугасный снаряд с носовым и донным взрывателем и баллистическим капсюлем (полная загрузка) 171,0 см (67,3 дюйма) 495 кг (1091 фунт) 69 кг (152 фунта) тротила 1050 м/с (3400 футов/с) 55,7 км (34,6 миль)

История обслуживания

[ редактировать ]

Хотя орудия уже были в боевой готовности в сентябре 1940 года, батарея впервые вступила в бой через два дня после церемонии открытия 12 февраля 1942 года, обеспечив контрбатарейный огонь , чтобы поддержать возвращение линкоров «Гнейзенау» и «Шарнхорст» , два «Шарнхорст» линкора типа , тяжелый крейсер «Принц Ойген» и эскорт к немецким базам через Ла-Манш . [ 28 ]

Их не заставили замолчать до 1944 года, когда батареи были захвачены сухопутными войсками союзников. Они вызвали 3059 тревог, 216 смертей среди гражданского населения и повреждение 10 056 зданий в районе Дувра. Однако, несмотря на частые обстрелы медленно движущихся прибрежных конвоев, часто средь бела дня, в течение почти всего этого периода (была пауза в 1943 году), не зафиксировано ни одного поражения ими какого-либо судна, хотя один моряк погиб. и другие были ранены осколками снаряда в результате попадания в цель. [ 14 ]

Захватывать

[ редактировать ]
Аэрофотоснимок мыса Гри-Нез , сделанный ВВС Великобритании перед бомбардировкой этого района 26 сентября 1944 года.

После победы в операции «Оверлорд» и прорыва из Нормандии союзники сочли необходимым заставить замолчать немецкие тяжелые береговые батареи вокруг Кале, которые могли угрожать судам, направляющимся в Булонь, и бомбардировать Дувр и внутренние цели. [ 66 ] В 1944 году немцы имели в окрестностях Кале 42 тяжелых орудия, в том числе пять батарей перекрестных орудий, батарею Тодта (четыре 380-мм орудия), батарею Линдеманна (четыре 406-мм орудия в Сангатте), батарею Виссанта (150-мм пушки). возле Виссана), Гроссер Курфюрст (четыре 280-мм орудия) и Гри-Нез (три 170-мм орудия). [ 67 ] [ 68 ] Немцы сломали дренажные системы, затопили внутренние районы и добавили большие заграждения из колючей проволоки , минные поля и блокпосты. [ 69 ]

Первая попытка частей 7-й канадской пехотной бригады захватить мыс Гри-Нез с 16 по 17 сентября провалилась. [ 70 ] В рамках операции «Подчинение » 3-я канадская пехотная дивизия возглавила атаку на две тяжелые батареи у мыса Гри-Нез, которые угрожали морским подступам к Булони . План, разработанный генералом Дэниелом Спраем, заключался в бомбардировке их с суши, моря и воздуха, чтобы «смягчить» защитников, даже если ему не удастся разрушить оборону. После локальных бомбардировок, чтобы удержать защитников под прикрытием до тех пор, пока не станет слишком поздно, чтобы они были эффективными, последовали атаки пехоты, сопровождаемые огнеметными « Крокодилами Черчилля», которые выступали в качестве последних «убеждающих». «Кенгуру» должны были доставлять пехоту как можно ближе к целям. Бронетранспортеры [ 68 ]

9 -я канадская пехотная бригада при бронетанковой поддержке 1-го гусарского полка (6-й бронетанковый полк) была переброшена к мысу Гри-Нез, чтобы взять на себя три оставшиеся тяжелые батареи. Их также поддерживала британская 79-я бронетанковая дивизия и ее минные цеповые танки Churchill Crocodiles и Churchill AVRE ( Armored Vehicle Royal Engineers ), оснащенные 230-мм патрубковым минометом, предназначенным для быстрого выравнивания укреплений.

В то время как горная легкая пехота Канады атаковала батареи Гроссер Курфюрст во Флорингзелле и Гри-Нез примерно в 2 км (1,2 мили) к северу, горцы Северной Новой Шотландии столкнулись с батареей Тодта, защищенной минными полями, колючей проволокой, блокпостами и противотанковыми позициями. [ 71 ]

Наступлению пехоты предшествовали две интенсивные воздушные бомбардировки 532 самолетов бомбардировочного командования Королевских ВВС 26 сентября и 302 бомбардировщиков 28 сентября, которые сбросили 855 тонн на позиции Гри-Не. [ 72 ] Хотя это, вероятно, ослабило оборону, а также волю защитников к бою, воронки на земле препятствовали использованию брони, в результате чего танки увязли. Точная стрельба британских орудий «Винни и Пух» , пересекающих Ла-Манш , двух 14-дюймовых морских орудий BL Mk VII, расположенных за собором Святой Маргариты , вывела из строя батарею Гроссер Курфюрст , которая могла вести огонь вглубь суши. [ 73 ] [ 68 ]

29 сентября артиллерия открыла огонь в 6:35 утра , а атака пехоты началась через десять минут после ползучего заградительного огня , который удерживал защитников под прикрытием. Батарея Тодта выстрелила в последний раз. Горцы Северной Новой Шотландии не встретили большого сопротивления и без сопротивления добрались до оружейных домов. Бетонные стены были неуязвимы даже для петардных минометов AVRE, но их шум и сотрясение, а также брошенные в амбразуры ручные гранаты вынудили немецких артиллеристов сдаться к середине утра. Горцы Северной Новой Шотландии продолжали захватывать пост управления огнем в Кран-о-Уф. [ 74 ] Несмотря на впечатляющие немецкие укрепления, защитники отказались продолжать бой, и операция завершилась с относительно небольшими потерями. [ 73 ] [ 75 ] [ 72 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]

Послевоенный и музейный

[ редактировать ]

В августе 1945 года двое французских посетителей случайно спровоцировали мощный взрыв в Каземате 3, в результате которого часть боковой стены была выброшена, а потолок обрушился. [ 79 ]

Вскоре после окончания войны батарея была разоружена. Оружие, находившееся в нем, было подожжено торговцами металлоломом . заброшенными . Владельцем батареи стало министерство вооруженных сил Франции, но через несколько лет продало землю фермерам, которые оставили бункеры Оставшись заброшенным, каземат постепенно зарос дикой растительностью и затопился водой. Сегодня четыре каземата расположены на частной земле. Они по-прежнему видны и доступны. Только каземат 3, частично разрушенный после взрыва в 1945 году, труднодоступен. [ 23 ]

Природоохранная зона

[ редактировать ]

До Второй мировой войны мыс Гри-Нез имел типичный сельскохозяйственный ландшафт бокаж на побережье Ла-Манша. Сельскохозяйственные участки были разграничены сухими каменными стенами, а живые изгороди отделяли посевные площади от пастбищ, используемых для выпаса овец и коров. Здесь не было лесов , и все небольшие фермы были построены во впадинах , защищенных от ветров. [ 80 ] [ 81 ]

Ландшафт значительно изменился во время Второй мировой войны. В августе 1940 года немецкая армия полностью освободила мыс Гри-Нез и его окрестности. Местному населению пришлось покинуть страну, а почти все старые здания были снесены, чтобы освободить место для строительства наступательных военных сооружений в поддержку операции «Морской лев», а затем и для строительства Атлантического вала. Для строительства этих военных сооружений все сухие каменные стены и хозяйственные постройки были разобраны или снесены. Бомбардировки союзников разрушили оставшиеся здания. Для маскировки этих построек были посажены искусственные леса, такие как лес Харингзеллес вокруг батареи Тодта. [ 80 ]

В конце войны мыс Гри-Нез выглядел как лунный пейзаж, усеянный глубокими ямами, оставленными бомбардировками союзников. Эти бомбовые ямы в настоящее время служат убежищем для прудов, пригодных для охраняемых земноводных . Несколько подвергшихся бомбардировке районов были классифицированы французскими властями как опасные зоны. Передача земли была запрещена. Большие площади были оставлены под пастбища. Леса, посаженные немцами, также подвергшиеся бомбардировкам, до сих пор непригодны для эксплуатации и остались в том же состоянии со времен войны. С тех пор они стали уникальными биотопами . [ 80 ]

Десятки бункеров разного размера были быстро заброшены, снесены или иным образом заброшены, что позволило природе медленно взять верх. Большинство крупных немецких военных сооружений не были снесены после войны и стали идеальными местами для летучих мышей укрытия, размножения и спячки в зимнее время. [ 80 ] [ 82 ] В 1963 году место, известное как «Анс-дю-Кап-Гри-Нез», было включено во французский список охраняемых территорий.

В результате нефтяного кризиса 1973 года премьер-министр Пьер Мессмер инициировал в июне 1974 года строительство 13 атомных электростанций, направленных на выработку всей электроэнергии Франции за счет ядерной энергии. [ 83 ] [ 84 ] Французская электроэнергетическая компания Electricité de France (EDF) начала поиск возможных площадок во Франции. В Па-де-Кале первоначально рассматривались участки Гравелин , мыс Гри-Не и Данн , но в дальнейшем EDF реализовала только проекты Гравелин и мыс Гри-Не. [ 85 ] На мысе Гри-Нез проект предусматривал размещение электростанции в Кран-о-Оеф, врытой в скалу. Охлаждающую воду следовало перекачивать из Ла-Манша, а горячую воду — сбрасывать обратно в море через канал, который открывался у болот Тардинген на севере. [ 85 ] В 1976 году проект строительства атомной электростанции в Кран-о-Оф был окончательно заброшен, а атомная электростанция Гравелин была введена в эксплуатацию в 1980 году. [ 86 ] [ 87 ]

Весь мыс Гри-Нез был окончательно защищен в 1980 году. Скалы Кран-о-Оф и лес Харингзель, в котором сейчас разбросаны казематы батареи Тодта, получили обозначение Natura 2000 . [ 82 ] Сегодня они являются частью охраняемого природного объекта «Grand Site des Deux Caps», который с 29 марта 2011 года называется «Grand Site de France» и интегрирован в более крупный природный региональный парк Caps et Marais d'Opale, созданный в 2000 году.

Музей Атлантической стены

[ редактировать ]

Клод-Дэвид Дэвис, владелец отеля-ресторана в Виссане, купил землю, на которой располагался Каземат 1, чтобы открыть его для публики и превратить в музей. Работа, необходимая для открытия сайта для публики, была значительной. Чтобы убрать грязь, скопившуюся годами, приходилось использовать ведра и лопаты. Земля была осушена, а вода откачана после прекращения просачивания большей части воды. С помощью нескольких человек и после трех лет работы в 1972 году открыл свои двери частный музей Второй мировой войны Musée du Mur de l'Atlantique . Наружная металлическая лестница, позже разобранная, заменила старую бетонную, разрушенную в 1944 года, что давало доступ на крышу, которая была окружена ограждением и открыта для публики. Интерьер каземата постепенно превратился в выставочные залы для оружия, различного оборудования и даже некоторых транспортных средств, таких как мотоциклы или небольшие грузовики. Сегодняшние экспонаты включают военную технику, плакаты и униформу, напоминающие об Атлантическом валу. [ 88 ] [ 89 ]

За пределами музея одна из двух уцелевших немецких 28-см железнодорожных пушек K5 выставлена ​​на железной дороге рядом с военной техникой и танками. В начале 1980-х годов существовании этой 28-см пушки K5(E) Ausführung D (модель D), первоначально дислоцированной в форте Ньюле ( Stp 89 Fulda ) в Кале. основателю музея стало известно о [ 90 ] [ 91 ] После многих лет переговоров с французской армией пушка К5 была перевезена в 1992 году из Atelier de Construction de Tarbes (ATS) в Тарбе на север Франции. [ 92 ] [ 93 ] [ 89 ] Происхождение пушки неясно, но считается, что она была захвачена в котле Монтелимар на юге Франции, когда были захвачены пушки EisenbahnBatterie 749. [ 94 ] [ 91 ]

За пределами каземата 1 также экспонируются многочисленные предметы времен Второй мировой войны, среди которых 8,8-см зенитная установка Flak 18/36/37/41 , полугусеничный бронетранспортер ОТ-810 ( чехословацкий послевоенный вариант SdKfz 251 ), 75-мм 7,5 cm Pak 40 противотанковая пушка , бельгийские ворота (забор из противотанковой стали) и несколько чешских ежей и противотанковых тетраэдров .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кристофер 2014 , с. 95.
  2. ^ Бунгей 2000 , стр. 31–33.
  3. ^ Овери, 2013 , стр. 68–69.
  4. ^ Мюррей и Милле 2000 , с. 84.
  5. ^ Мюррей и Милле 2000 , с. 66.
  6. ^ CARL 2008 , стр. 106–107.
  7. ^ КАРЛ 2008 , с. 107-110.
  8. ^ Кокс 1977 , с. 160.
  9. ^ Шенк 1990 , с. 323.
  10. ^ КАРЛ 2008 , с. 109.
  11. ^ Три из этих домбункеров существуют и сегодня. Первый был расположен в Пуэнт-о-Уи, недалеко от Вимере ( 50 ° 47'3,15 "N 1 ° 37'18,14" E  /  50,7842083 ° N 1,6217056 ° E  / 50,7842083; 1.6217056 ), второй в Эёрез, недалеко от Гидреканта ( 50 ° 48'50,04 "N 1 ° 45'17,17" E  /  50,8139000 ° N 1,7547694 ° E  / 50,8139000; 1.7547694 и третий в Форте Ньюле в пригороде Кале ( 50 ° 57'15,83 "N 1 ° 49'53,63" E  /  50,9543972 ° N 1,8315639 ° E  / 50,9543972; 1,8315639 ).
  12. ^ Zaloga 2007 , p. 6-7.
  13. ^ Шенк 1990 , с. 324.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хьюитт 2008 , с. 109.
  15. ^ Бунгей 2000 , с. 339.
  16. ^ КАРЛ 2008 , с. 127-130.
  17. ^ Флеминг 1957 , с. 273.
  18. ^ Корум 1997 , с. 283–284.
  19. ^ КАРЛ 2008b , с. 10-15.
  20. ^ КАРЛ 2008b , с. 21-26.
  21. ^ КАРЛ 2008b , с. 99-102.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж "Stp 166 Сайтеншпиль/Marineküstenbatterie Todt" . Немецкая 15-я армия у Атлантического вала . Архивировано из оригинала 23 июля 2020 года . Проверено 23 июля 2020 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Делефосс, Янник; Делефосс, Шанталь (1978). «Батарея Тодта» . Gazette des Armes (на французском языке) (59). Режи'Арм: 33–37. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Хогг 1997 , с. 242.
  25. ^ Два бункера для боеприпасов существуют и сегодня ( 50 ° 50'30,81 ″ с.ш. 1 ° 37'23,05 ″ в.д.  /  50,8418917 ° с.ш. 1,6230694 ° в.д.  / 50,8418917; 1.6230694 и 50 ° 50'32,7 "N 1 ° 37'18,09" E  /  50,842417 ° N 1,6216917 ° E  / 50,842417; 1.6216917 )
  26. ^ «Wn 183 Eber / Радары Stp 178 Kellergeist» . Немецкая 15-я армия у Атлантического вала . Архивировано из оригинала 3 мая 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г.
  27. ^ Гилберт 1989 , с. 199.
  28. ^ Перейти обратно: а б Уильямс 2013 .
  29. ^ Чендлер 1994 , с. 41.
  30. ^ Сорок 2002 , с. 32.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Дорш, Ксавер; Робинсон, Дж. Б.; Росс, ВФ (1947). Организация Тодт . Исторический отдел Европейского командования армии США, Отделение иностранных военных исследований.
  32. ^ Сорок 2002 , с. 6.
  33. ^ «Буа д'Арингзель» (на французском языке). Эдем62. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Валенди 1987 , с. 30-31.
  35. ^ Черчилль 1970 , с. 238–240.
  36. ^ Море, Жан-Шарль. «Немецкий музей батарей TODT – Кап-Гри-Нез – Кале – Франция | Ассоциация Фор-де-Литроз» (на французском языке). Архивировано из оригинала 30 ноября 2020 года . Проверено 14 августа 2020 г.
  37. ^ Дескен, Реми (1992). «Организация Тодта во Франции (1940–1944)». История, экономика и общество (на французском языке). 11 (3): 535–550. дои : 10.3406/hes.1992.1649 . ISSN   0752-5702 . JSTOR   23611258 .
  38. ^ Кауфманн и др. 2012 .
  39. ^ Перейти обратно: а б Ломанн и Хильдебранд 1956 .
  40. ^ Сорок 2002 , с. 21.
  41. ^ «Ständige Regelbauten im Bereich AOK15» . Немецкая 15-я армия у Атлантического вала . Архивировано из оригинала 13 июля 2013 года . Проверено 8 августа 2020 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б «Wn 166а Зейдлиц» . Немецкая 15-я армия у Атлантического вала . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 6 августа 2020 г.
  43. ^ Сиече, Эрвин (1978). «Немецкий военно-морской радар до 1945 года» . Военный корабль (22). Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года . Проверено 19 июля 2020 г.
  44. ^ Шенк 1990 , с. 324-325.
  45. ^ Грёнер , стр. 34–35.
  46. ^ Гарцке и Дулин , с. 274.
  47. ^ Кэмпбелл 2002 , стр. 229–30.
  48. ^ Shirokorad, Alexander (2010). Атлантический вал Гитлера [ Hitler's Atlantic Wall ]. Military secrets of the XX century (in Russian). ISBN  978-5-4444-8129-5 . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 30 августа 2020 г.
  49. ^ Кэмпбелл 2002 , с. 229–230.
  50. ^ Перейти обратно: а б Гарцке и Дулин , с. 354.
  51. ^ Гардинер и Шено , с. 220.
  52. ^ Перейти обратно: а б с ДиДжулиан, Тони (6 июня 2020 г.). "38 см (14,96") SK C/34" . NavWeaps . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 10 января 2019 года . Объем камеры увеличен с 19 467 до 22 072 в 3 (от 319,01 до 361,70 дм 3 ), длина нарезов уменьшена соответственно с 629,2 до 620 дюймов (с 15,98 до 15,75 м).
  53. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2002 , с. 229.
  54. ^ Перейти обратно: а б Гандер и Чемберлен 1979 , с. 272.
  55. ^ Перейти обратно: а б Франсуа 2006 , с. 75.
  56. ^ Перейти обратно: а б с Гандер и Чемберлен 1979 , с. 256.
  57. ^ Zaloga 2011 , p. 45.
  58. ^ «Артиллерийские части в Норвегии 1940–45» . nuav.net . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  59. ^ Выборы 2007 года .
  60. ^ Перейти обратно: а б с д Верховное командование Кригсмарине, 1941 год .
  61. ^ Перейти обратно: а б Хогг 1997 , стр. 242–243.
  62. ^ Хогг 1997 , с. 387.
  63. ^ Перейти обратно: а б Верховное командование Кригсмарине, 1941b .
  64. ^ Верховное командование Кригсмарине, 1941c .
  65. ^ Перейти обратно: а б Армейский совет (10 февраля 1945 г.). "Кз. С/27 (Лм)". Справочник по боеприпасам противника . Брошюра 14. Военное министерство. Архивировано из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 29 августа 2020 г.
  66. ^ Стейси и Бонд 1960 , стр. 346, 344.
  67. ^ Стейси и Бонд 1960 , с. 352.
  68. ^ Перейти обратно: а б с Копп, Терри (2006a). «Канадское оперативное искусство: Осада Булони и Кале» (PDF) . Журнал канадской армии . 9 (1): 29–49. Архивировано (PDF) из оригинала 3 сентября 2020 г. Проверено 29 июля 2020 г.
  69. ^ Копп 2006 , с. 76.
  70. ^ Стейси и Бонд 1960 , стр. 345–346.
  71. ^ Стейси и Бонд 1960 , стр. 352–353.
  72. ^ Перейти обратно: а б Стейси, CP (1966), «Батареи мыса Гри-Не» , Том III. Кампания за победу: операции в Северо-Западной Европе, 1944–1945 , Официальная история канадской армии во Второй мировой войне , Министерство национальной обороны. , стр. 336–344, заархивировано из оригинала 26 мая 2024 г. , получено 20 июля 2020 г. - через Hyperwar Foundation.
  73. ^ Перейти обратно: а б Копп 2006 , с. 82.
  74. ^ Стейси и Бонд 1960 , с. 353.
  75. ^ Стейси и Бонд 1960 , с. 354.
  76. ^ Уитлок, Флинт (2015). «Разрушение Атлантической стены Гитлера» . Ежеквартальный журнал о Второй мировой войне : 42–55.
  77. ^ Zaloga 2007 , p. 20.
  78. ^ «№ 44 Кале очищен » . Кинохроника канадской армии. Киноотдел канадской армии. 1944. Архивировано из оригинала 8 сентября 2020 года . Проверено 29 июля 2020 г. - через YouTube. (...); 1-я канадская армия атаковала форт Кап-Гри-Нез в сентябре 1944 года; (...) Гарнизон Кап-Гри-Нез; межканальные пушки отключены.
  79. ^ Шмельке и Шмельке 1998 , с. 38.
  80. ^ Перейти обратно: а б с д «Участок Natura 2000 FR 3100478 (NPC 005) Скалы Кран-о-Оёф и Кап-Гри-не, дюна дю Шатле, болота Тардинген, дюны Виссан (Цели документа, части A и B)» (PDF) (на французском языке)). 2005. Архивировано (PDF) из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  81. ^ «Сайт DOCOB Natura 2000 NPC 005 (FR 3100478)» . hauts-de-france.developpement-durable.gouv.fr . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б ИНПН. «Natura 2000 FSD – FR3100478 – Скалы Кран-о-Уф и Кап-Гри-Нез, Дюны дю Шатле, Марэ де Тардинген и Дюны де Виссан – Описание» . inpn.mnhn.fr. Проверено 2 августа 2020 г.
  83. Томас Ференци, голлист Пьер Мессмер мертв. Архивировано 8 сентября 2007 года в Wayback Machine , Le Monde , 29 августа 2007 года (на французском языке).
  84. Интервью Пьера Мессмера. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine 3 июня 1974 г. (фильм), на веб-сайте правительства Франции (на французском языке).
  85. ^ Перейти обратно: а б Вивье, Эмиль. «История великих боев» . Nord Nature (на французском языке). Архивировано из оригинала 15 февраля 2020 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  86. ^ Пот, Жорж (29 июля 1975 г.). «АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ НА КАП-ГРИС-НЕ: «Это было бы преступлением», — заявляет Федерация Nord-Nature» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 2 августа 2020 г.
  87. ^ Бертран, Ксавье (21 марта 2018 г.). «Когда государство захотело построить атомную электростанцию… в Кап-Гри-Нез» . ДейлиНорт . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 2 августа 2020 г.
  88. ^ Феррар, Стефан; Делефосс, Шанталь (1978). «Музей Атлантической стены» . Gazette des Armes (на французском языке) (61). Режи'Арм: 39–41. Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  89. ^ Перейти обратно: а б «Сады памяти» (PDF) . Вю де Капс . 8 . 2014. Архивировано (PDF) из оригинала 21 февраля 2021 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  90. ^ «Stp 89 Фульда» . 15-я немецкая армия у Атлантиквалля . Архивировано из оригинала 3 мая 2020 года . Проверено 24 июля 2020 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б Вайн 2015 , с. 33.
  92. ^ Муниципальный архив Тарба. «Панель, находившаяся в ограждении арсенала: «Немецкая пушка К5 280, морская артиллерия на железной дороге, производства Круппа, 1943 год... » . archives.tarbes.fr (на французском языке) . Проверено 25 июля 2020 г.
  93. ^ «Каноническая аллеманда» . claude.larronde.pagesperso-orange.fr (на французском языке). 16 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 25 июля 2020 г.
  94. ^ Zaloga 2016 , p. 28.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Птица, Уилл (1983). Никаких шагов назад: история горцев Северной Новой Шотландии . Хантспорт, Новая Шотландия: Lancelot Press. ISBN  978-0-88999-214-6 .
  • Шазетт, Ален (2006). Береговые батареи Нор-Па-де-Кале: Дюнкерк, Кале, Булонь, Франция 40, Атлантический вал (на французском языке). Париж: Издания История и укрепления. ISBN  9782915767070 .
  • Шазетт, Ален (2012). Батареи сектора Гри-Нез (на французском языке). Верту (Атлантическая Луара): Ред. ISBN  978-2915767490 .
  • Делефосс, Янник; Дэвис, Дэвид; Делефосс, Шанталь (1986). Батарея Тодта: строительство и история (на французском языке). Музей Атлантической стены.
  • Дескен, Реми (2012). Атлантический вал: артиллерийские батареи (на французском языке). Ренн: Эд. «Западная Франция. ISBN  978-2737352645 .
  • Джон Дин (1970). Фиаско: Прорыв немецких линкоров . Штейн и Дэй. ISBN  9780812812763 .
  • Саккерс, Ганс; Махильсе, Марк (2013). Артиллерийская дуэль дальнобойных орудий у Па-де-Кале 1940–1944 гг.: с точки зрения тяжелых немецких корабельных батарей «Гроссер Курфюрст», «Тодт», «Принц Генрих», «Фридрих Август», «Линдеманн» и армейская железнодорожная артиллерия (на немецком языке). Ахен: Гелиос. ISBN  978-3-86933-092-1 .
  • Симонне, Стефан (2015). Очаги Атлантики, январь 1944 г. - май 1945 г.: забытые битвы Освобождения (на французском языке). Париж: Талландье. ISBN  979-1-02-100493-1 .
  • Вирилио, Пол (2008). Бункерная археология - исследование европейского военного пространства времен Второй мировой войны (на французском языке). Париж: Галилей. ISBN  9782718607801 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f3277153ad60dc707d1b4dc60a03fdf__1720208400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/df/4f3277153ad60dc707d1b4dc60a03fdf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Todt Battery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)