Тафаззул Хусейн Кашмири
Хан-э-Аллама Тафаззул Хусейн Кашмири | |
---|---|
![]() Тафаззул Хусейн Кашмири с Джеймсом Динвидди | |
Рожденный | 1727 г. н. э. |
Умер | 1801 г. н. э. |
Гражданство | Империя Великих Моголов |
Образование | Дарул Улум Фиранги Махал |
Научная карьера | |
Поля |
Тафаззул Хусейн Хан Кашмири (1727–1801) ( урду : علامہ تفضل حسین کشمیری), также известный как Хан-и-Аллама , был ученым- двунадесятником шиитским , физиком и философом. сэра Исаака Ньютона Он произвел арабский перевод «Начал» .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Наваб Тафаззул Хусейн Кашмири родился в кашмирской семье в Сиалкоте в 1727 году. Его дед, Карамулла, был ученым, который служил министром при Мойн-уль-Мульке , губернаторе Лахора. В возрасте 13 лет его отец переехал в Дели, где изучал основы логики и философии под руководством муллы Ваджиха. Он изучал математику у Мирзы Мухаммеда Али. В возрасте 18 лет его семья переехала в Лакхнау, где он поступил в семинарию Фиранги Махал . Вскоре у него возникли сомнения относительно учения суннитского ислама и философии, он ушел из семинарии и начал исследования самостоятельно. Затем он изучал современную науку и астрономию своего времени. [ 1 ] Он изучил философию Муллы Садры в Фиранги Махале, но пошел дальше. [ 2 ]
Научная карьера
[ редактировать ]Шуджа-уд-Даула назначил его наставником своего сына Саадат Али-хана II в Аллахабаде. Там его учеником стал тогдашний молодой Дилдар Али Насирабади , который позже стал известен как Гуфран Мааб. После смерти Наваба Шуджа-уд-Даулы его старший сын Асаф-уд-Даула назначил Аллама Тафаззула Хусейна Хана Кашмири премьер-министром. из Авада . Во времена Наваба Асафа уд-Даулы Кашмири также был назначен послом при дворе генерал-губернатора Ост-Индской компании в Калькутте. Там он выучил греческий, латынь и английский язык и начал переводить научные труды европейских ученых на арабский язык, чтобы преодолеть разрыв между научной революцией и мусульманскими и индийскими образовательными учреждениями. [ 1 ] Наука процветала в Европе XVIII века благодаря общественным дискуссиям в кофейнях, пабах, магазинах, ярмарках и других общественных местах. К концу восемнадцатого века нашей эры Калькутта стала крупным центром культурного обмена, где было опубликовано несколько научных работ, таких как » Джеймса Фергюсона « Введение в электричество , » Тибериуса Кавалло и « Полный трактат по электричеству его « Очерк теории». и практика медицинского электричества », Джорджа Адамса « Очерки по электричеству » Фальшивые речи» Томаса Беддоса , « «Фальшивые речи , » Жана-Антуана Шапталя . Химия » и научные журналы, такие как « Философский журнал », были в обращении. Члены Азиатского общества , основанного Уильямом Джонсом в 1784 году, проводили дискуссии по философии. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]Он является автором следующих статей: [ 1 ]
- Комментарий к Конике Аполлона .
- Два трактата по алгебре .
- Комментарий к Диофанта Конике
- сэра Исаака Ньютона Перевод «Начал» .
- Книга по физике .
- Книга по западной астрономии .
Некоторые из этих книг преподавали в шиитских семинариях в Лакхнау девятнадцатого века. [ 1 ] Его преемник Саадат Али Хан основал обсерваторию в Лакхнау. Гази-уд-Дин Хайдар Шах и Насир-уд-Дин Хайдар Шах покровительствовали современным научным знаниям. [ 4 ]
Сотрудничество с Джеймсом Динвидди
[ редактировать ]Джеймс Динвидди сначала научил его оптике, а затем современной геометрии. К его удивлению, у Тафаззула были проблемы с математикой. Он заметил:
«Несколько необычно, что человек, читающий так много теории, совершенно не знает практической математики». [ 5 ]

Оппозиция со стороны суннитской ортодоксальности
[ редактировать ]Шах Абдул Азиз , сын шаха Валиуллы Дехлави , считал его отступником из-за некоторых его взглядов. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]В 1799 году у него произошло кровоизлияние в мозг, в результате которого его тело оказалось в состоянии паралича. Он умер по дороге из Банараса в Лакхнау 3 марта 1801 года. Мирза Абу Талиб Хан написал следующую хвалебную речь, получив известие о своей смерти в Лондоне:
«Увы! Изюминка чаши Учения ушла;
Чей вкус никогда не приелся, хотя сквозняки были глубокими;
Чей вкус еще висит на небе
Нектарный, ни жажда разума не утолена
Но да; – аренда – это одежда утра;
И все растрепанное развевается волосами ночи;
Все в слезах росы, звезды смотрят вниз
С скорбными глазами, в глубоком плаче;
Ибо он, их возлюбленный мудрец, мертв; кто первый
Последователям ислама объяснили свои законы,
Их расстояния, их орбиты и их времена,
Как великий Коперник, наполовину разгаданный,
И больший Ньютон оказался; но теперь бесполезно,
Их работу мы переворачиваем праздной рукой и сканируем
С пустым глазом ушел наш первый хозяин». [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Рубен Берроу
- Джеймс Динвидди
- Шуджа-уд-Даула
- Дилдар Али Насирабади
- Мирза Абу Талиб Хан
- Сэр Сайед Ахмад Хан
- Первез Худбхой
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ризви, « Социально-интеллектуальная история шиитов Исна Ашари в Индии », Vol. 2, стр. 227–228, Издательство Ma'rifat, Канберра, Австралия (1986).
- ^ Сайед Али Надим Резави, « Философия Муллы Садры и ее влияние на Индию », Религия в истории Индии, стр. 177–186, Нью-Дели (2007).
- ^ Савитри Прита Наир, « Дом в бунгало, подожженный гальванизмом: естественная и экспериментальная философия как общественная наука в колониальном мегаполисе (1794–1806) »; В: Обращение знаний между Великобританией, Индией и Китаем; стр. 45–74, Брилл (2013).
- ^ Муширул Хасан, « Сопротивление и молчаливое согласие в Северной Индии: ответ мусульман Западу » , Rivista Degli Studi Orientali, Vol. 67, Fasc. 1/2, стр. 83-105, (1993).
- ^ Савитри Прита Наир, « Дом в бунгало, подожженный гальванизмом: естественная и экспериментальная философия как общественная наука в колониальном мегаполисе (1794–1806) »; В: Обращение знаний между Великобританией, Индией и Китаем; п. 67, Брилл (2013).
- ^ Ризви, « Социально-интеллектуальная история шиитов Исна Ашари в Индии », Vol. 2, с. 229, Издательство Knowledge, Канберра, Австралия (1986). Шах Абдул Азиз, « Малфузат Шах Абдул Азиз », стр. 117, Типография Муджтабаи, Мир.
- ^ Ризви, « Социально-интеллектуальная история шиитов Исна Ашари в Индии », Vol. 2, стр. 229–230, Издательство Ma'rifat, Канберра, Австралия (1986).