Дворец Фриденштайн
Дворец Фриденштайн | |
---|---|
Замок Фриденштайн | |
Общая информация | |
Тип | Дворец |
Архитектурный стиль | Раннее барокко |
Город или город | Гота |
Страна | Германия |
Координаты | 50 ° 56'45 "N 10 ° 42'16" E / 50,945833 ° N 10,704444 ° E |
Строительство началось | 1643 |
Завершенный | 1656 г. (начальная работа) |
Клиент | Герцог Эрнст I Саксен-Готский (Эрнст I Саксен-Готский) |
Владелец | Фонд дворцов и садов Тюрингии |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Каспер Фогелл |
Инженер-строитель | Андреас Рудольф |
Дворец Фриденштайн ( нем . Schloss Friedenstein ) — дворец в стиле раннего барокко, построенный в середине 17 века Эрнестом I, герцогом Саксен-Готским в Готе , Тюрингия , Германия . В Германии Фриденштайн был одним из крупнейших дворцов своего времени и одним из первых когда-либо построенных дворцов в стиле барокко. Фриденштайн служил главной резиденцией герцогов Саксен-Готских , а затем одной из резиденций герцогов Саксен-Кобург-Готских , тесно связанных с королевской семьей Великобритании через брак королевы Виктории и принца Альберта . Два последних правящих герцога были принцами Соединенного Королевства.
В дворцовом комплексе сегодня находится несколько музеев. Он также примечателен тем, что здесь находится театр «Экхоф» , один из старейших действующих театров в Германии, в котором до сих пор используются оригинальные механизмы в стиле барокко для смены декораций .
История
[ редактировать ]Более ранние структуры
[ редактировать ]Место, где сегодня стоит Фриденштайн , возвышающееся над городом Гота и его окрестностями, ранее было занято замком Гримменштайн . Впервые упоминается в 1316 г. и перестроен в 1531-43 гг., когда также был укреплен в соответствии с изменившимися требованиями к крепости в эпоху пороха. В 1547 году Эрнестинская ветвь Дома Веттинов как члены протестантской Шмалькальдской лиги проиграла битву при Мюльберге католическим силам императора Карла V. В результате Иоганн Фридрих I, курфюрст фон Саксонии (Иоганн Фридрих I) был лишен титула «курфюрста Саксонии» ( Kurwürde ). Имперские войска взорвали укрепления Гримменштейна , но сам замок остался практически нетронутым. Перестроен в 1552-54 гг. Однако в 1567 году крепость была почти полностью разрушена в результате попытки Иоганна Фридриха II (Иоанна Фридриха II) вернуть Курвюрде силой оружия. [1] : 12
Строительство
[ редактировать ]В 1640 году Эрнест I, герцог Саксен-Готский , также известный как Эрнст дер Фромме («Эрнест Благочестивый»), первый правитель недавно созданного герцогства Саксен-Гота , поселился на Готе в качестве места для своей резиденции . Гота в то время была крупнейшим городом герцогства. В 1641/42 году начались работы по созданию парка, а в 1643 году последовало строительство самого дворца. Называя замок Фриденштайн (буквально «скала мира»), Эрнст стремился провести четкую грань между этим новым дворцом и воинственным дворцом. история своего предшественника. Кроме того, поскольку Тридцатилетняя война все еще продолжается, это название также выражало стремление к миру после десятилетий войны. [1] : 12
По планам Каспера Фогелла (1600–1663) Андреас Рудольф строительством замка руководил (1601–1679). Когда строительство было завершено в 1656 году, Фриденштайн стал первой резиденцией в стиле барокко, построенной на немецкой земле и завершенной при жизни правителя, заказавшего ее. Чтобы оправдать расходы на такую обширную структуру, Эрнест прямо сослался на необходимость размещения администрации нового герцогства. [1] : 12–13
В июле 1655 года начались работы по укреплению замка. четыре бастиона К 1672 году было построено . Внешние работы были завершены к 1687 году, а начиная с 1663 года был укреплен и город Гота. В 1672 году дом Саксен-Альтенбург распался, и большая часть герцогства перешла к Эрнсту, который теперь был правителем Саксен-Гота-Альтенбурга . Хотя в герцогстве теперь было две резиденции , Гота была гораздо более важной. [1] : 9, 13
Однако Эрнст не хотел исключать из своего наследия ни одного из оставшихся в живых сыновей. Поэтому после его смерти в 1675 году герцогство было разделено в 1680/81 году на семь отдельных территорий: Саксен-Гота-Альтенбург, Саксен-Кобург , Саксен-Майнинген , Саксен-Рёмхильд , Саксен-Айзенберг , Саксен-Хильдбургхаузен и Саксен-Заальфельд . Старший сын Эрнста, Фридрих I , стал герцогом Саксен-Гота-Альтенбургским со своей главной резиденцией в Готе. [1] : 9–10
Дом Саксен-Кобург
[ редактировать ], оставшегося без наследника В 1826 году, после смерти Фридриха IV , герцогство было разделено, и Гота перешла к Эрнсту I из дома Саксен-Кобургских и отцу Альберта, принцу-консорту, который должен был жениться на королеве Виктории . Эрнст I теперь называл себя « герцогом Саксен-Кобург-Готским », хотя формально он держал два отдельных герцогства Саксен-Кобургское и Гота в личном союзе . [1] : 11
Для герцогов Саксен-Кобург-Готских последний был лишь второстепенной резиденцией, основное внимание было сосредоточено непосредственно на Кобурге , где дворец Эренбург . главной резиденцией был [1] : 30 Эрнст II , преемник Эрнста I и старший брат Альберта, в Готе жил не в замке, а в Зимнем дворце города. Во время его долгого правления (умер в 1893 году) в замке размещалась только администрация герцогства. Поскольку Эрнст II был без наследника, он сделал своим наследником своего племянника Альфреда , второго сына королевы Виктории и принца Альберта. Альфред отказался от своего места в Палате лордов и ренты и уехал в Германию. [1] : 11, 21
Сообщается, что в 1899 году его единственный сын Альфред застрелился во время празднования 25-й годовщины свадьбы своих родителей во Фриденштайне . После нескольких дней ухода в замке его отправили в санаторий недалеко от Мерана , где он умер 6 февраля 1899 года. Поскольку дядя Альфреда, принц Артур, герцог Коннахтский , и двоюродный брат принц Артур Коннаутский отказались от своего права В результате наследования герцогства титул перешел к Чарльзу Эдварду (Карл Эдуард), сыну герцога Олбани , четвертому сыну Виктории и Альберта. Поскольку Чарльзу Эдварду в то время было всего 16 лет, до его 21-го дня рождения 19 июля 1905 года было установлено регентство . Первая мировая война вызвала конфликт лояльности между Чарльзом Эдвардом и Карлом Эдуардом, но он встал на сторону Германии, в результате чего британское правительство лишило его титулов в Соединенном Королевстве. [1] : 11, 21
В ноябре 1918 года, во время немецкой революции , Чарльз Эдвард был свергнут местным «Советом рабочих и солдат», а 23 ноября он подписал свое отречение, положив тем самым конец существованию герцогства. Замок теперь использовался как музей. [1] : 11, 21
После 1918 г.
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в казематах замка было построено бомбоубежище. В 1944 году часть парка и хозяйственных построек сильно пострадала от бомбардировок союзников. [1] : 85
После окончания войны значительная часть художественных ценностей музеев Фриденштейна была вывезена в Советский Союз в качестве военных репараций. Однако большая часть его была восстановлена в конце 1950-х годов. [2] : 94
Во времена Германской Демократической Республики (ГДР) ремонтные работы в замке начались в 1965 году, и многие дополнения конца 19 - начала 20 века из интерьера были удалены. [1] : 85
В ходе так называемого « Художественного ограбления Готы» в ночь с 13 на 14 декабря 1979 года из замка были украдены пять ценных картин: Франс Хальс ( «Портрет молодого человека» ), Антонис ван Дейк ( «Самостоятельный портрет» ). Портрет с подсолнухом ), Фердинанд Боль ( Старик ), Ян Брейгель Старший ( Проселочная дорога с фермерскими телегами и коровами ) и Ганс Гольбейн Старший ( Святая Екатерина ). Специальной комиссии полиции ГДР раскрыть кражу не удалось. [3] [4] На восстановление картин ушло не менее 40 лет. Кража не является нераскрытой. Звали вора Рудольф (Руди) Бернхардт, родившийся в Касселе . Он был машинистом поезда в Восточной Германии и стал жертвой Штази . В отместку он украл картины. Он умер в 2016 году. [5]
В 2004 году замок и парки перешли в опеку Фонда дворцов и садов Тюрингии . [1] : 5
История строительства и архитектура
[ редактировать ]История строительства
[ редактировать ]Замок, построенный для Эрнста I, был построен в соответствии с общими принципами, которые предпочитали протестантские правители 17 века. Он принял форму так называемого «подчиненного» дворца, что означает, что четыре крыла не находятся на равных основаниях, но есть одно доминирующее главное крыло. Во Фриденштайне это четырехэтажное северное крыло, обращенное к городу. Два боковых крыла имеют три этажа (но заканчиваются четырехэтажными башнями или павильонами), а последнее крыло имело только один этаж. Первоначально все парадные апартаменты размещались в четырехэтажных частях дворца. [1] : 13–14
Дворец возвышается над городом своими размерами: длина главного крыла составляет 100 метров, а длина двух боковых крыльев — 140 метров. Хотя интерьер дворца значительно изменился со времен Эрнста I, внешний вид практически не изменился. Простой, лишенный украшений внешний вид изначально был выбран для контраста с дворцами католических принцев, которые в то время все еще находились под сильным влиянием сложного стиля эпохи Возрождения . Единственным крупным украшением Фриденштайна были четыре огромные статуи, расположенные по четырем углам дворца, изображающие Моисея , Илию , Иоанна Крестителя и Мартина Лютера . Другими внешними особенностями были несколько рельефов, уцелевших из старого Гримменштейна , и некоторые украшения над главными воротами во двор, расположенными в центре северного крыла. Строгие фасады структурированы не декоративными элементами, а лишь симметричным расположением окон и карнизом, опоясывающим все здание между первым и вторым этажами. На стороне, обращенной во двор, была построена аркада, огибающая все четыре крыла дворца. Крупным более поздним изменением внешнего вида дворца стало добавление двух зданий слева и справа от главного крыла, обращенного к городу, известных как Пагенхаус и Вахтхаус , добавленные в 1778/79 году. Тогда же были демонтированы и четыре статуи. [1] : 12–15, 18
Ни одна из первоначальных парадных комнат, построенных для Эрнста I, сегодня не сохранилась. Части дворца, сохранившие свое первоначальное назначение, включают часовню и Архив Гехаймес на первом этаже северного крыла. На первом этаже всех флигелей располагались помещения для прислуги и складские помещения, а также оружейная, конюшня, монетный двор и кузница. В четвертом крыле располагался манеж . Первый верхний этаж всех крыльев немного ниже остальных – раньше здесь располагались кабинеты герцогской администрации. На втором этаже располагались основные представительские помещения, куда вели две лестницы, расположенные на стыке северного и бокового крыльев. [1] : 12–15
Интерьер дворца был полностью перестроен еще во времена правления Фридриха I , сына Эрнста. В 1677 году в восточный павильон ударила молния и он сгорел. Противопожарные стены помогли сдержать пожар в этой части дворца. Выяснилось, что Большой зал в северном крыле, простирающийся на два этажа и возвышающийся над часовней, не позволял пристроить противопожарные стены к главному крылу. Таким образом, зал был снесен и заменен новой противопожарной стеной вместе с новыми парадными квартирами: по пять комнат в каждой для герцога и герцогини. новый главный зал, Тафельгемах или Хауптзал Эти комнаты были закончены примерно к 1685 году. После этого был добавлен . После 1687 года под часовней был устроен склеп для захоронения герцогской семьи, а сама часовня перестроена. В 1681/82 году бывший бальный зал западного павильона был заменен театром (см. ниже). В 1684-87 восточный павильон был перестроен и увенчан округлой крышей, отличающей его от западного павильона, сохранившего первоначальную форму крыши. Фридрих III отремонтировал покои герцогини в 1747/51 году, а несколько лет спустя к восточному павильону были добавлены покои Фридриха III. Сын Фридриха Эрнст II переехал из барочных парадных апартаментов в главном крыле в новые помещения восточного крыла, между Зеркальным залом и восточным павильоном. Эрнст II также внес различные другие изменения во дворец и его окрестности, в том числе снес некоторые первоначальные ворота и валы и заменил манеж на юге простой стеной, теперь закрывающей аркады южного крыла. [1] : 17–19
Начиная с 1797 года бывшие гостевые помещения западного крыла были перепроектированы и добавлены новые. Комнаты были запланированы для наследника Эмиля Августа и его невесты. Поскольку работа не была закончена к свадьбе, принцесса переехала в комнаты в северо-западном углу, а Эмиль Август - в недостроенное западное крыло. После смерти жены в 1801 году Эмиль Август переоборудовал ее комнаты для своих нужд. [1] : 19–20 Бастионы вокруг дворца были снесены примерно в 1800 году и так и не использовались для обороны. [6]
Брат и преемник Эмиля Августа, Фридрих IV, жил не во дворце, а в городе. Его главным вкладом во дворец было объединение галереи картин из Фриденштайна и других замков в окрестностях. Он располагался на втором этаже западного павильона. Фридрих также создал Kunst- und Naturalienkabinett на третьем этаже северного крыла – ядро герцогских музеев. [1] : 20–21
После смены династий новый герцог Эрнст I фон Саксен-Кобург-Гота приказал перепроектировать комнаты в северо-западном углу. Однако его сын Эрнст II жил не во дворце, а в Зимнем дворце в городе. Поскольку Фриденштайн не использовался в качестве жилого дворца, акцент сместился на его функцию административного центра герцогства. Во время долгого правления Эрнста II произошли различные изменения: места для музея стало слишком мало, поэтому в 1863 году было решено построить специализированное здание. Этот новый музей был построен в 1864-79 годах к югу от дворца. После постройки в 1837-40 в городе нового театра Эхоф-театр утратил функцию главной сцены. В 1847 году были построены новые конюшни ( «Марсталль »), освободившие место в самом Фриденштайне . Наконец, в 1860/61 году основные парадные апартаменты были капитально отремонтированы, чтобы привести их в соответствие со вкусами времени. [1] : 21
Использование дворца снова изменилось при Альфреде . Несмотря на работы, проделанные в 1860-х годах, дворец не был пригоден для ведения хозяйства в соответствии с требованиями правящего князя, например, не имел достаточного количества гостевых помещений. Как следствие, большая часть администрации герцогства была перенесена из дворца в город. В то время в казенных квартирах был проведен существенный косметический ремонт. Последний раунд редизайнов произошел при Чарльзе Эдварде после 1905 года. Однако многие изменения, внесенные последними двумя принцами, были отменены ремонтными работами после 1965 года. [1] : 21–22
Эхоф-Театр
[ редактировать ]Расположенный в западном павильоне Шлосстеатр был построен в 1681-87 годах Каспаром Линдеманом и Гансом Хоффманном. Это один из старейших действующих театров Германии. [1] : 62
Сегодня театр носит имя своего самого известного директора . В 1774 году из Веймара в Готу приехала актерская группа под руководством Конрада (или Конрада) Экхофа , прозванного «отцом немецкого актерского мастерства». Экхоф начал работать в Шлосстеатре и стал директором недавно созданного «придворного театра», сам играя во многих пьесах. Превратив его в один из ведущих театров Германии, после его смерти в 1778 году слава театра быстро пошла на убыль. [7] : 82–84
Нынешний внешний вид театра относится в основном к реконструкции 1774/75 года, хотя потолок (похожий на Кессон , но на самом деле напечатанный на холсте) по-прежнему остается оригиналом 1680-х годов. В 1770-х годах балкон расширили и над ним пристроили второй. В театре имеется барочная Kulissenbühne до сих пор находящаяся в рабочем состоянии, что позволяет менять декорации на глазах у зрителей при открытом занавесе. Механизм был восстановлен в 1770-х годах, но с 1683 года он практически не изменился. [1] : 62
Парки
[ редактировать ]Фриденштайн окружен обширными садами, застроенными индивидуально, но сегодня объединенными в один парк. Первый сад был создан еще до самого замка. Огород к югу от замка был заложен в 1641/42 году. В 1645 и 1649 годах последовали и другие сады; Hertzogin Lustgärtlein на западе и еще один Lustgarten на востоке. Из-за существования массивных укреплений вокруг замка эти первые сады были довольно небольшими. [1] : 23 [6]
В 1707/08 году водный объект (Вассеркунст) к северу от замка на склоне в сторону города был добавлен . Около 1700 года западный Люстгартен был перестроен в стиле барокко (сегодня этого сада уже не существует). К востоку от замка было создано больше садов, а в 1706 году восточный Люстгартен был перепроектирован . С 1708 по 1711/14 годы Фридрихсталерский сад был построен с Люстшлоссом , который в конечном итоге стал в стиле французского барокко замком Фридрихсталь . [1] : 23
Ось между Фридрихсталем и Фриденштайном была превращена в Оранжереный сад между 1747 и 1774 годами, спроектированный Готфридом Генрихом Кроне . Это самая старая часть сада, сохранившаяся до сих пор. Однако к тому времени, когда строительство было завершено, сады такого типа вышли из моды. [1] : 24
После 1767 года Эрнст II объединил отдельные сады в единый ансамбль. Бастионы были снесены и добавлены новые секции:
- Английский ландшафтный сад на юге основан на идеях Ланселота Брауна и первоначально был спроектирован Джоном Хаверфилдом . Это один из старейших подобных парков в континентальной Европе, построенный после 1769 года.
- После 1779 года Герцогинненгартен к югу от Оранжереи был построен в стиле готического возрождения , а в 1781 году было добавлено здание ( Teeschlösschen ).
- Наконец, укрепления были заменены Herzogliche Anlagen . [1] : 24–26 [6]
В XIX веке в сады были внесены лишь незначительные изменения. После смены династий английский сад был открыт для публики в 1827 г. Во второй половине 19 в. были заменены последние сохранившиеся формальные сады - новое здание музея и Танненгартен . в 1869-82 на смену огороду пришли [1] : 27
Основные изменения в 20 веке ограничились мемориалами и территориями непосредственно к северу и югу от самого замка. В 1904 году на севере была установлена статуя Эрнста дер Фромме. Эта территория между городом и замком была восстановлена в 1998 году, хотя ранее на ней располагались пожарный пруд, бомбоубежище и парковка. был построен мемориал погибшим в Первой мировой войне К югу от замка в 1927 году на Райтплац . В 1930 году эта территория входила в состав Deutsche Rosenschau . В 1947 году статуя солдата была демонтирована советскими властями и через двадцать лет заменена мемориалом «жертвам фашизма». Этот мемориал, в свою очередь, был снесен в 2011 году. [1] : 28
Сегодня
[ редактировать ]Во дворце находятся Schlossmuseum (государственные апартаменты), Museum der Natur (естественная история) и «Исторический музей Готы» в северном и западном крыле, Thüringisches Staatsarchiv Gotha в западном крыле и Forschungsbibliothek Gotha в восточное крыло. [6]
В настоящее время Шлоссмузей объединяет государственные апартаменты в стиле барокко и неоклассицизма , Герцогскую Кунсткамеру , Новую Мюнцкабинетт (нумизматическую коллекцию) и Театр Эхоф . [2]
Галерея картин перенесена в здание Нового музея за пределами самого дворца. Эта реорганизация является частью генеральной реконструкции музеев, которая началась в 2010 году под названием Barockes Universum Gotha («Вселенная барокко Гота»). [1] : 81–82 Среди примечательных картин коллекции — «Портрет мужчины в широкополой шляпе» Франса Хальса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Ласс, Хайко; Зейдель, Катрин; Кришке, Роланд (2011). Замок Фриденштайн в Готе с парком (немецкий) . Фонд дворцов и садов Тюрингии. ISBN 978-3-422-023437 .
- ^ Jump up to: а б Эберле, Мартин (2013). Замок-музей Гота (немецкий) . Центральногерманское издательство. ISBN 978-3-95462-016-6 .
- ^ Карстен Яух: Разрыв с Weststahl (немецкий). В: Frankurter Allgemeine Zeitung , 25 февраля 2009 г.
- ^ Вольфганг Хирш: Самая темная ночь над Фриденштайном. История утраты: директор музея Бернд Шефер вспоминает кражу произведений искусства в Готе в 1979 году – сейчас истекает срок исковой давности (немецкий). В: Государственная газета Тюрингии , 14 ноября 2009 г.
- ^ фон Хаммерштейн, Константин (12 декабря 2019 г.). «Тайна ограбления произведений искусства в Восточной Германии близка к раскрытию» . Дер Шпигель . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Замок Фриденштайн с парком Гота (флаер, немецкий) , Фонд дворцов и садов Тюрингии, 2012 г.
- ^ Клаусс, Йохен (2009). Тюрингия - Литературные набеги (немецкий) . Артемида и Винклер (Патмос). ISBN 978-3-538-07280-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]По-немецки:
- Эрхард Драхенберг: Архитектура замка Фриденштайн. В: Камень мира. Ежемесячные информационные бюллетени Немецкой культурной ассоциации. 1961, ЗДБ-ИД 540798-9 , с. 260–270.
- Марк Рормюллер: Замок Фриденштайн. Архитектура, дистрибуция, оборудование. В: Джулиана Рикарда Брандш (ред.): Эрнст Благочестивый (1601–1675). Строитель и коллекционер. Замок-музей, Гота, 2001 г., с. 11-20.
- Дитер Шнабель: Княжеский склеп замковой церкви в замке Фриденштайн. Правда, легенда, тайна. Шнабель, Гота, 2003 г.
- Йорн Тильманн Рикхоф Накас: Замок Фриденштайн в Готе. Проект резиденции Эрнста Благочестивого (1601–1675). Берлин 2010 (Берлин, Свободный университет, магистерская диссертация, 2010).
- Фонд замка Фриденштайн, Гота (Ред.): Сказочный замок Фриденштайн - Гота рассказывает историю. Каталог выставки. Mitteldeutscher Verlag Halle (Заале) 2012, ISBN 978-3-89812-940-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Исследовательский центр Гота Эрфуртского университета (немецкий)
- Друзья Фриденштайна (немецкий)
- Фонд Фриденштайна (немецкий)
- Статья о дворце за август 2010 г. (немецкий)