Jump to content

Портрет мужчины в широкополой шляпе

Портрет мужчины в широкополой шляпе
Портрет мужчины в широкополой шляпе сфотографировано в 2019 году
Художник Франс Хальс
Каталог Хофстеде де Гроот , Резонне каталога 1910 года : № 278.
Середина Холст, масло
Движение Золотой век Голландии
Размеры 64 см × 52 см (25 × 20 дюймов)
Расположение Музей Герцогликов, Гота (инвентарный номер SG 690)

« Портрет мужчины в широкополой шляпе» — работа Золотого века голландского художника Франса Хальса . Она была написана примерно в 1625–1635 годах и висит в Музее Герцогликов («Музей герцогов»), являющемся частью дворцового комплекса Фриденштайн в Готе , Германия. Его украли в 1979 году, вернули в 2019 году и восстановили в 2020–2021 годах.

Описание и контекст

[ редактировать ]

Работа представляет собой поясной портрет мужчины среднего класса около 30 лет. У натурщика (имя не установлено) довольно стеклянный цвет лица и правильные черты лица. Нос у него прямой, щеки румяные, он носит усы и « повязку для души ». Он повернут на три четверти вправо и улыбается зрителю. Он прижимает правую руку к груди и слегка наклоняется к нам, чтобы привлечь наше внимание. Кажется, что он опирается правым локтем на рамку картины, как если бы это был подоконник, потенциально пересекая границу между его и нашим пространством. На натурщице черный камзол, простой черный шелковый плащ, белый ниспадающий воротник из тонкого плиссированного льна и широкополая черная фетровая шляпа. Фон серый. С точки зрения зрителя свет падает слева. Портрет написан маслом на холсте , наклеен на дубовую панель, датированную позднее 1688 года. Он не подписан и не датирован. Корнелис Хофстеде де Гроот отмечает его «широкий и энергичный» стиль, а Катя Кляйнерт (куратор голландского и фламандского искусства 17-го века в Gemäldegalerie, Берлин ) отмечает, что для портрета своего времени он производит удивительно динамичное впечатление. [1] [2] [3] [4] [5]

В период написания портрета черная одежда была популярна среди мужчин-профессионалов, священнослужителей и судей в Нидерландах (где процветали торговля, науки и искусства ). Большая черная шляпа символизировала мужественность и уверенность в себе. Черный цвет был шикарным , вызывающим серьезность, религиозность и сдержанную трезвость, а Хальс славился виртуозным обращением с черной одеждой. [6] Как восторженно писал 250 лет спустя Винсент Ван Гог в письме своему брату Тео : «У Франса Хальса должно быть двадцать семь чернокожих». [7] Черный плащ, в частности, выполнен в «грубом» или «свободном» стиле, характерном для Хальса, и кажется, что он быстро наносится широкими, несмешанными мазками. Это придает его работе жизненную силу. [8]

Как и этот натурщик, некоторые мужчины в Нидерландах в конце 1620-х — начале 1630-х годов носили ниспадающий воротник как альтернативу физически и метафорически жесткому «жернову » . [6] Хотя высокая мода того времени отдавала предпочтение тщательно продуманным отвернутым манжетам рубашки, эта рубашка имеет лишь скромную кружевную отделку на запястье, какую обычно носят меннониты . [9]

Хофстеде де Гроот предположил, что «Портрет мужчины в широкополой шляпе» может быть автопортретом Франса Хальса. [2] в то время как Вильгельм Валентинер считал, что это, возможно, подвеска к Портрету сидящей женщины в Гетеборге , Швеция (который, однако, теперь больше не приписывается Франсу Хальсу). [10]

В 1879 году Генрих Юстус Шнайдер [ де ] , руководитель отдела живописи и гравюры в Готе, сделал акварелью картинную галерею Герцогличского музея. На нем изображен « Портрет мужчины в широкополой шляпе» в том виде, в котором он тогда висел (при условии небольшой художественной лицензии) рядом с другим портретом Хальса, который сейчас находится в частной коллекции. [11] [12]

Возмездие, кража, возврат и восстановление

[ редактировать ]

В качестве возмездия (и не только в качестве возмещения) за огромные потери, понесенные народом Советского Союза от рук Германии во Второй мировой войне , оккупационные советские власти аккуратно вывезли большое количество произведений из дворца Рейнхардсбрунн (около 13 километров (около 13 километров (около 13 километров)). 8,1 миль) от Готы) в 1945 году и отправил их в Россию. Среди них был «Портрет мужчины в широкополой шляпе» , который находился на хранении в Рейнхардсбрунне. Планировалось построить в Москве новый музей, экспонирующий искусство Запада. Однако после изменения политики после того, как ГДР стала союзником Советского Союза, «Портрет мужчины в широкополой шляпе» был возвращен в Готу в 1958 году. [5]

Двадцать один год спустя картину украли. Рано утром 14 декабря 1979 года один или несколько грабителей ворвались во дворец Фриденштайн и украли « Портрет мужчины в широкополой шляпе», а также работы Фердинанда Бола (или после него) , Яна Брейгеля Старшего , Антониса ван Дейка. и Ганс Гольбейн Старший [4] в явно тщательно спланированной и целенаправленной операции. В то время полиция опасалась, что картины были повреждены, поскольку они обнаружили след из сломанных частей рамы на пути эвакуации через дворцовые сады. Но, несмотря на обширное расследование как VoPo , так и Штази самой крупной кражи произведений искусства, когда-либо существовавшей в ГДР, , след затих. В 2008 году мэр Готы Кнут Кройх [ де ] начал кампанию в СМИ, пытаясь найти и вернуть украденные произведения, но безуспешно. [13] [14]

Затем, в июне 2018 года, к Кройху обратился адвокат, который, как известно, способствовал возвращению украденных произведений искусства. После долгих и деликатных переговоров, которые провел лично Кройх, пять картин были возвращены «в достаточно хорошем состоянии» 12 сентября 2019 года. [13] Реставратор Фухи Куо отреставрировал « Портрет мужчины в широкополой шляпе» в Готе, а пять возвращенных работ вместе выставлялись в Музее Герцоглича в 2021–2022 годах. [15] [4] [16]

Атрибуция

[ редактировать ]

Эрнест II Саксен-Гота-Альтенбургский приобрел «Портрет мужчины в широкополой шляпе» для герцогской коллекции Готы в 1804 году. Там его сначала приписывали Томасу де Кейзеру , но Шнайдеру (1854 г.), [1] Эрнст Вильгельм Моес (1909), [17] Корнелис Хофстед де Гроот (1910), [2] Вильгельм фон Боде (1914), [18] Вильгельм Валентинер (1923), [3] Frans Dony (1976), [19] и музей Герцоглича [4] все приписывают картину Франсу Хальсу. Некоторые другие авторитеты, такие как Сеймур Слайв , этого не делают. В своем каталоге 1974 года Слайв перечисляет портрет, но называет его приписывание Франсу Хальсу сомнительным («D» означает) - у него не было возможности осмотреть оригинальную работу. [1] По данным Slive, Клауса Гримма 1989 года в каталоге портрет отсутствует из работ, приписываемых Франсу Хальсу. [20]

Когда картина была обнаружена в 2019 году, Музей Герцоглича проверил ее на подлинность в исследовательской лаборатории Ратген в Берлине, которая провела инфракрасный рефлектографический , радиографический и макроанализ. На основании отчета Ратгена и мнения Кляйнерта музей Герцоглича пришел к выводу, что портрет действительно является работой самого Франса Хальса. [1] [4]

Хофстеде де Гроот датирует портрет «около 1630–1635 годов». [2] У Валентинера есть 1631–1633 годы, но он задается вопросом, не могло ли это быть на несколько лет раньше. [3] У Кляйнерта — 1625–1630 гг. [1]

Иллюстрации для сравнения

[ редактировать ]

Вильгельм Валентинер считал, что «Портрет сидящей женщины» , возможно, является подвеской к «Портрету мужчины в широкополой шляпе» , но с тех пор его авторство было распространено. Женщина носит ерш-«жернов». [10]

Изабелла Койманс — хороший пример «грубого» или «свободного» стиля живописи Хальса, примененного к черной одежде.

Ян Минсе Моленаар (личность натурщика не установлена) был написан Франсом Хальсом примерно в то же время, что и «Портрет мужчины в широкополой шляпе», одетый и поставленный в такой же позе . Лицо на обоих портретах обработано одинаково, как и фон. [4] Однако Моленаар носит большие плиссированные манжеты, а его плащ (намеренно) «разрезан», чтобы обнажить качество его белой рубашки.

Другой, более поздний портрет мужчины в шляпе работы Франса Хальса, который когда-то также висел в музее Герцоглича, сейчас находится в частной коллекции. Этот натурщик носит перчатку, что свидетельствует о его богатстве.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Кляйнерт, Катя (2021). «Глава III - Каталог предметов (каталог выставки); № 80 Франс Хальс (1580/85–1666) Портрет молодого человека (около 1625–30)». В Трюмпере, Тимо (ред.). Вернёмся в Готу! . Михаэль Имхоф Верлаг (Петербург, Германия). стр. 211–215. ISBN  978 3 7319 1151 7 .
  2. ^ Jump up to: а б с д Хофстед де Гроот, Корнелис (1910). «Каталог-резонне произведений самых выдающихся голландских художников семнадцатого века, основанный на работах Джона Смита (том III)» . archive.org . Перевод Хоука, Эдварда. Макмиллан и Ко, Лондон . Проверено 9 июля 2022 г. (в конце стр. 80, позиция 278)
  3. ^ Jump up to: а б с Валентинер, Вильгельм (1923). «Франц Хальс — картины мастера в 322 иллюстрациях (второе, свежеизданное издание)» . archive.org (на немецком языке). Немецкие издательства Штутгарт, Берлин, Лейпциг . Проверено 9 июля 2022 г. (Изображение см. на стр. 100; описание «Стр. 100» см. на стр. 313.)
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж «Пресс-релиз. Чем на самом деле занимаются пятеро, вернувшиеся после ограбления произведений искусства в Готе?» (PDF) . www.stiftungfriedenstein.de (на немецком языке). Фонд замка Фриденштайн, Гота. 15 сентября 2020 г. Проверено 9 июля 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Потерянное искусство Готы: Der Mann mit Hut (1/5)» . www.ardaudiothek.de (на немецком языке). АРД . 14 октября 2021 г. Проверено 9 июля 2022 г. (И подкаст, ссылка на который находится на этой странице)
  6. ^ Jump up to: а б Пакер, Леля; Рой, Ашок (2021). Франс Хальс – Мужской портрет . Лондон: Коллекция Уоллеса и издательство Филипа Уилсона. стр. 18–24 ( раздел « Люди в черном» ). ISBN  978 1 78130 110 4 .
  7. ^ «[Письмо] Тео Ван Гогу. Нюэнен, примерно во вторник, 20 октября 1885 года» . vangoghletters.org (на голландском языке). Музей Ван Гога , Амстердам . Проверено 9 июля 2022 г. (В примечании на полях 2r:5)
  8. ^ Аткинс, Кристофер (2012). Фирменный стиль Франса Хальса . Издательство Амстердамского университета. стр. 87–113 ( Виртуозность ). ISBN  978 90 8964 335 3 .
  9. ^ Слайв, Сеймур (1989). Франс Хальс . Лондон: Королевская академия художеств . стр. 264–267, обсуждается Фейнтье ван Стенкисте .
  10. ^ Jump up to: а б Валентинер, Вильгельм (1923). «Франц Хальс — картины мастера в 322 иллюстрациях (второе, свежеизданное издание)» . archive.org (на немецком языке). Немецкие издательства Штутгарт, Берлин, Лейпциг . Проверено 9 июля 2022 г. (Изображение см. на стр. 101; описание «Стр. 101» см. на стр. 313.)
  11. ^ Трюмпер, Тимо (2021). « Расцвет коллекций произведений искусства Готы ». В Трюмпере, Тимо (ред.). Вернёмся в Готу! . Михаэль Имхоф Верлаг (Петербург, Германия). стр. 22–31. ISBN  978 3 7319 1151 7 .
  12. ^ «Снова в Готе! Утерянные шедевры» (PDF) . www.stiftungfriedenstein.de (на немецком языке). Фонд замка Фриденштайн, Гота. 21 октября 2021 г. Проверено 24 июля 2022 г. См. стр. 9.
  13. ^ Jump up to: а б Фон Хаммерштейн, Константин (12 декабря 2019 г.). «Тайна ограбления произведений искусства в Восточной Германии близка к раскрытию» . www.spiegel.de . Дер Шпигель . Проверено 10 июля 2022 г.
  14. ^ Фойгтманн, Сандра (23 октября 2021 г.). «Кража картины Готы 1979 года: эти вопросы все еще открыты» . www.mdr.de (на немецком языке). МДР . Проверено 12 июля 2022 г.
  15. ^ dpa (15 сентября 2020 г.). «Реставраторы берутся за утраченные картины» . www.monopol-magazin.de (на немецком языке). журнал monopol об искусстве и жизни . Проверено 24 июля 2022 г.
  16. ^ Крей, Йоханнес (16 апреля 2021 г.). «Реставрация картины Франса Хальса «Поясной портрет неизвестного господина в шляпе и перчатках» почти завершена» . www.johannes-krey.de (на немецком языке). JKФотография и ТВ . Проверено 10 июля 2022 г. [ мертвая ссылка ]
  17. ^ Моес, Эрнст Вильгельм (1909). «Франц Хальс, его жизнь и творчество» . archive.org . Перевод Де Бошера, Жана. Брюссель: G. van Oest & cie . Проверено 19 июля 2022 г. (стр. 106, п. 141)
  18. ^ Фон Боде, Вильгельм (1914). Франс Хальс - Его жизнь и работа - под редакцией Вильгельма фон Боде, с эссе М. Дж. Биндера (два тома) . Берлин: Фотографическое общество.
  19. ^ Дони, французский (1976). Мастера живописи – Полное собрание сочинений Франса Хальса . Роттердам: Лектурама.
  20. ^ Гримм, Клаус (1989). Франс Хальс – Полное собрание сочинений (на немецком языке). Штутгарт и Цюрих: Belser Verlag. ISBN  3-7630-1946-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c62e3119707f297a5fb6b1f76883b16__1711446300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/16/9c62e3119707f297a5fb6b1f76883b16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Portrait of a Man in a Wide-Brimmed Hat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)