Портрет мужчины в широкополой шляпе
Портрет мужчины в широкополой шляпе | |
---|---|
![]() Портрет мужчины в широкополой шляпе сфотографировано в 2019 году | |
Художник | Франс Хальс |
Каталог | Хофстеде де Гроот , Резонне каталога 1910 года : № 278. |
Середина | Холст, масло |
Движение | Золотой век Голландии |
Размеры | 64 см × 52 см (25 × 20 дюймов) |
Расположение | Музей Герцогликов, Гота (инвентарный номер SG 690) |
« Портрет мужчины в широкополой шляпе» — работа Золотого века голландского художника Франса Хальса . Она была написана примерно в 1625–1635 годах и висит в Музее Герцогликов («Музей герцогов»), являющемся частью дворцового комплекса Фриденштайн в Готе , Германия. Его украли в 1979 году, вернули в 2019 году и восстановили в 2020–2021 годах.
Описание и контекст
[ редактировать ]Работа представляет собой поясной портрет мужчины среднего класса около 30 лет. У натурщика (имя не установлено) довольно стеклянный цвет лица и правильные черты лица. Нос у него прямой, щеки румяные, он носит усы и « повязку для души ». Он повернут на три четверти вправо и улыбается зрителю. Он прижимает правую руку к груди и слегка наклоняется к нам, чтобы привлечь наше внимание. Кажется, что он опирается правым локтем на рамку картины, как если бы это был подоконник, потенциально пересекая границу между его и нашим пространством. На натурщице черный камзол, простой черный шелковый плащ, белый ниспадающий воротник из тонкого плиссированного льна и широкополая черная фетровая шляпа. Фон серый. С точки зрения зрителя свет падает слева. Портрет написан маслом на холсте , наклеен на дубовую панель, датированную позднее 1688 года. Он не подписан и не датирован. Корнелис Хофстеде де Гроот отмечает его «широкий и энергичный» стиль, а Катя Кляйнерт (куратор голландского и фламандского искусства 17-го века в Gemäldegalerie, Берлин ) отмечает, что для портрета своего времени он производит удивительно динамичное впечатление. [1] [2] [3] [4] [5]
В период написания портрета черная одежда была популярна среди мужчин-профессионалов, священнослужителей и судей в Нидерландах (где процветали торговля, науки и искусства ). Большая черная шляпа символизировала мужественность и уверенность в себе. Черный цвет был шикарным , вызывающим серьезность, религиозность и сдержанную трезвость, а Хальс славился виртуозным обращением с черной одеждой. [6] Как восторженно писал 250 лет спустя Винсент Ван Гог в письме своему брату Тео : «У Франса Хальса должно быть двадцать семь чернокожих». [7] Черный плащ, в частности, выполнен в «грубом» или «свободном» стиле, характерном для Хальса, и кажется, что он быстро наносится широкими, несмешанными мазками. Это придает его работе жизненную силу. [8]
Как и этот натурщик, некоторые мужчины в Нидерландах в конце 1620-х — начале 1630-х годов носили ниспадающий воротник как альтернативу физически и метафорически жесткому «жернову » . [6] Хотя высокая мода того времени отдавала предпочтение тщательно продуманным отвернутым манжетам рубашки, эта рубашка имеет лишь скромную кружевную отделку на запястье, какую обычно носят меннониты . [9]
Хофстеде де Гроот предположил, что «Портрет мужчины в широкополой шляпе» может быть автопортретом Франса Хальса. [2] в то время как Вильгельм Валентинер считал, что это, возможно, подвеска к Портрету сидящей женщины в Гетеборге , Швеция (который, однако, теперь больше не приписывается Франсу Хальсу). [10]
В 1879 году Генрих Юстус Шнайдер , руководитель отдела живописи и гравюры в Готе, сделал акварелью картинную галерею Герцогличского музея. На нем изображен « Портрет мужчины в широкополой шляпе» в том виде, в котором он тогда висел (при условии небольшой художественной лицензии) рядом с другим портретом Хальса, который сейчас находится в частной коллекции. [11] [12]
Возмездие, кража, возврат и восстановление
[ редактировать ]В качестве возмездия (и не только в качестве возмещения) за огромные потери, понесенные народом Советского Союза от рук Германии во Второй мировой войне , оккупационные советские власти аккуратно вывезли большое количество произведений из дворца Рейнхардсбрунн (около 13 километров (около 13 километров (около 13 километров)). 8,1 миль) от Готы) в 1945 году и отправил их в Россию. Среди них был «Портрет мужчины в широкополой шляпе» , который находился на хранении в Рейнхардсбрунне. Планировалось построить в Москве новый музей, экспонирующий искусство Запада. Однако после изменения политики после того, как ГДР стала союзником Советского Союза, «Портрет мужчины в широкополой шляпе» был возвращен в Готу в 1958 году. [5]
Двадцать один год спустя картину украли. Рано утром 14 декабря 1979 года один или несколько грабителей ворвались во дворец Фриденштайн и украли « Портрет мужчины в широкополой шляпе», а также работы Фердинанда Бола (или после него) , Яна Брейгеля Старшего , Антониса ван Дейка. и Ганс Гольбейн Старший [4] в явно тщательно спланированной и целенаправленной операции. В то время полиция опасалась, что картины были повреждены, поскольку они обнаружили след из сломанных частей рамы на пути эвакуации через дворцовые сады. Но, несмотря на обширное расследование как VoPo , так и Штази самой крупной кражи произведений искусства, когда-либо существовавшей в ГДР, , след затих. В 2008 году мэр Готы Кнут Кройх начал кампанию в СМИ, пытаясь найти и вернуть украденные произведения, но безуспешно. [13] [14]
Затем, в июне 2018 года, к Кройху обратился адвокат, который, как известно, способствовал возвращению украденных произведений искусства. После долгих и деликатных переговоров, которые провел лично Кройх, пять картин были возвращены «в достаточно хорошем состоянии» 12 сентября 2019 года. [13] Реставратор Фухи Куо отреставрировал « Портрет мужчины в широкополой шляпе» в Готе, а пять возвращенных работ вместе выставлялись в Музее Герцоглича в 2021–2022 годах. [15] [4] [16]
Атрибуция
[ редактировать ]Эрнест II Саксен-Гота-Альтенбургский приобрел «Портрет мужчины в широкополой шляпе» для герцогской коллекции Готы в 1804 году. Там его сначала приписывали Томасу де Кейзеру , но Шнайдеру (1854 г.), [1] Эрнст Вильгельм Моес (1909), [17] Корнелис Хофстед де Гроот (1910), [2] Вильгельм фон Боде (1914), [18] Вильгельм Валентинер (1923), [3] Frans Dony (1976), [19] и музей Герцоглича [4] все приписывают картину Франсу Хальсу. Некоторые другие авторитеты, такие как Сеймур Слайв , этого не делают. В своем каталоге 1974 года Слайв перечисляет портрет, но называет его приписывание Франсу Хальсу сомнительным («D» означает) - у него не было возможности осмотреть оригинальную работу. [1] По данным Slive, Клауса Гримма 1989 года в каталоге портрет отсутствует из работ, приписываемых Франсу Хальсу. [20]
Когда картина была обнаружена в 2019 году, Музей Герцоглича проверил ее на подлинность в исследовательской лаборатории Ратген в Берлине, которая провела инфракрасный рефлектографический , радиографический и макроанализ. На основании отчета Ратгена и мнения Кляйнерта музей Герцоглича пришел к выводу, что портрет действительно является работой самого Франса Хальса. [1] [4]
Дата
[ редактировать ]Хофстеде де Гроот датирует портрет «около 1630–1635 годов». [2] У Валентинера есть 1631–1633 годы, но он задается вопросом, не могло ли это быть на несколько лет раньше. [3] У Кляйнерта — 1625–1630 гг. [1]
Иллюстрации для сравнения
[ редактировать ]- Распределенный портрет сидящей женщины в Гетеборге
- Изабелла Койманс, Франс Хальс
- Ян Миенсе Моленаар(?) Франса Хальса
- Другой портрет Халса, который раньше висел в Готе.
Вильгельм Валентинер считал, что «Портрет сидящей женщины» , возможно, является подвеской к «Портрету мужчины в широкополой шляпе» , но с тех пор его авторство было распространено. Женщина носит ерш-«жернов». [10]
Изабелла Койманс — хороший пример «грубого» или «свободного» стиля живописи Хальса, примененного к черной одежде.
Ян Минсе Моленаар (личность натурщика не установлена) был написан Франсом Хальсом примерно в то же время, что и «Портрет мужчины в широкополой шляпе», одетый и поставленный в такой же позе . Лицо на обоих портретах обработано одинаково, как и фон. [4] Однако Моленаар носит большие плиссированные манжеты, а его плащ (намеренно) «разрезан», чтобы обнажить качество его белой рубашки.
Другой, более поздний портрет мужчины в шляпе работы Франса Хальса, который когда-то также висел в музее Герцоглича, сейчас находится в частной коллекции. Этот натурщик носит перчатку, что свидетельствует о его богатстве.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кляйнерт, Катя (2021). «Глава III - Каталог предметов (каталог выставки); № 80 Франс Хальс (1580/85–1666) Портрет молодого человека (около 1625–30)». В Трюмпере, Тимо (ред.). Вернёмся в Готу! . Михаэль Имхоф Верлаг (Петербург, Германия). стр. 211–215. ISBN 978 3 7319 1151 7 .
- ^ Jump up to: а б с д Хофстед де Гроот, Корнелис (1910). «Каталог-резонне произведений самых выдающихся голландских художников семнадцатого века, основанный на работах Джона Смита (том III)» . archive.org . Перевод Хоука, Эдварда. Макмиллан и Ко, Лондон . Проверено 9 июля 2022 г. (в конце стр. 80, позиция 278)
- ^ Jump up to: а б с Валентинер, Вильгельм (1923). «Франц Хальс — картины мастера в 322 иллюстрациях (второе, свежеизданное издание)» . archive.org (на немецком языке). Немецкие издательства Штутгарт, Берлин, Лейпциг . Проверено 9 июля 2022 г. (Изображение см. на стр. 100; описание «Стр. 100» см. на стр. 313.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Пресс-релиз. Чем на самом деле занимаются пятеро, вернувшиеся после ограбления произведений искусства в Готе?» (PDF) . www.stiftungfriedenstein.de (на немецком языке). Фонд замка Фриденштайн, Гота. 15 сентября 2020 г. Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Потерянное искусство Готы: Der Mann mit Hut (1/5)» . www.ardaudiothek.de (на немецком языке). АРД . 14 октября 2021 г. Проверено 9 июля 2022 г. (И подкаст, ссылка на который находится на этой странице)
- ^ Jump up to: а б Пакер, Леля; Рой, Ашок (2021). Франс Хальс – Мужской портрет . Лондон: Коллекция Уоллеса и издательство Филипа Уилсона. стр. 18–24 ( раздел « Люди в черном» ). ISBN 978 1 78130 110 4 .
- ^ «[Письмо] Тео Ван Гогу. Нюэнен, примерно во вторник, 20 октября 1885 года» . vangoghletters.org (на голландском языке). Музей Ван Гога , Амстердам . Проверено 9 июля 2022 г. (В примечании на полях 2r:5)
- ^ Аткинс, Кристофер (2012). Фирменный стиль Франса Хальса . Издательство Амстердамского университета. стр. 87–113 ( Виртуозность ). ISBN 978 90 8964 335 3 .
- ^ Слайв, Сеймур (1989). Франс Хальс . Лондон: Королевская академия художеств . стр. 264–267, обсуждается Фейнтье ван Стенкисте .
- ^ Jump up to: а б Валентинер, Вильгельм (1923). «Франц Хальс — картины мастера в 322 иллюстрациях (второе, свежеизданное издание)» . archive.org (на немецком языке). Немецкие издательства Штутгарт, Берлин, Лейпциг . Проверено 9 июля 2022 г. (Изображение см. на стр. 101; описание «Стр. 101» см. на стр. 313.)
- ^ Трюмпер, Тимо (2021). « Расцвет коллекций произведений искусства Готы ». В Трюмпере, Тимо (ред.). Вернёмся в Готу! . Михаэль Имхоф Верлаг (Петербург, Германия). стр. 22–31. ISBN 978 3 7319 1151 7 .
- ^ «Снова в Готе! Утерянные шедевры» (PDF) . www.stiftungfriedenstein.de (на немецком языке). Фонд замка Фриденштайн, Гота. 21 октября 2021 г. Проверено 24 июля 2022 г. См. стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Фон Хаммерштейн, Константин (12 декабря 2019 г.). «Тайна ограбления произведений искусства в Восточной Германии близка к раскрытию» . www.spiegel.de . Дер Шпигель . Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Фойгтманн, Сандра (23 октября 2021 г.). «Кража картины Готы 1979 года: эти вопросы все еще открыты» . www.mdr.de (на немецком языке). МДР . Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ dpa (15 сентября 2020 г.). «Реставраторы берутся за утраченные картины» . www.monopol-magazin.de (на немецком языке). журнал monopol об искусстве и жизни . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Крей, Йоханнес (16 апреля 2021 г.). «Реставрация картины Франса Хальса «Поясной портрет неизвестного господина в шляпе и перчатках» почти завершена» . www.johannes-krey.de (на немецком языке). JKФотография и ТВ . Проверено 10 июля 2022 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Моес, Эрнст Вильгельм (1909). «Франц Хальс, его жизнь и творчество» . archive.org . Перевод Де Бошера, Жана. Брюссель: G. van Oest & cie . Проверено 19 июля 2022 г. (стр. 106, п. 141)
- ^ Фон Боде, Вильгельм (1914). Франс Хальс - Его жизнь и работа - под редакцией Вильгельма фон Боде, с эссе М. Дж. Биндера (два тома) . Берлин: Фотографическое общество.
- ^ Дони, французский (1976). Мастера живописи – Полное собрание сочинений Франса Хальса . Роттердам: Лектурама.
- ^ Гримм, Клаус (1989). Франс Хальс – Полное собрание сочинений (на немецком языке). Штутгарт и Цюрих: Belser Verlag. ISBN 3-7630-1946-4 .