Портрет Стефана Гераедца, мужа Изабеллы Койманс
Портрет Стефана Гераедца, мужа Изабеллы Койманс | |
---|---|
Художник | Франс Хальс |
Год | что. 1650–1652 гг. |
Каталог | 674 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 115 см × 87 см ( 45 + 2 ⁄ 7 дюймов × 34 + 2 ⁄ дюйма ) |
Расположение | Королевский музей изящных искусств Антверпена , Антверпен |
«Портрет Стефана Герадтса, мужа Изабеллы Койманс» — поздняя , написанная маслом на холсте картина голландского художника Золотого века Франса Халса , написанная, когда художнику было около 70 лет. Картина представляет собой одну из подвесных пар свадебных портретов, теперь разделенных. Хальс, вероятно, написал нынешний портрет Стефана Герардта, олдермена Харлема , который должен был находиться слева, и сопровождающий его портрет его жены Изабеллы Койманс (портрет справа) примерно в 1650–1652 годах, через шесть или семь лет после их написания. замужество в 1644 году. Портрет Изабеллы сейчас находится в частной коллекции в Париже. [1]
Портреты разделены с 1886 года. [2] Хотя многие свадебные портреты-подвески Золотого века Голландии с тех пор были разделены, именно эта пара портретов получила наибольшее количество комментариев по этому поводу в документации. [3]
Контекст
[ редактировать ]Франс Хальс
[ редактировать ]Семья Хальсов переехала в Харлем перед падением Антверпена в 1585 году . Этот город с распростертыми объятиями приветствовал квалифицированных ремесленников и политических беженцев. Частично благодаря этому Харлем превратился в экономический и художественный центр. [4] В семье фламандского текстильщика Франшуа Хальса и его жены было два выдающихся художника. Это были Франс (Антверпен, 1582 г. - Харлем, 1666 г.) и Дирк (Гарлем, 1591 г. - Харлем, 1656 г.).
Существует большая неопределенность относительно первых шагов Франса Хальса в мир живописи. Во втором издании Карела ван Мандера 1618 «Шильдербука» года он упоминается как ученик последнего. Однако стиль его работ склоняется к Якобу Йордансу и Питеру Паулю Рубенсу , оба антверпийцам, как и Хальс.
В 1610 году Хальс вступил в Харлемскую гильдию Святого Луки , годом позже он выпустил свою самую раннюю известную работу — «Якобус Саффир» . Эта ранняя работа характеризуется плавной манерой письма, точным воспроизведением модели и спонтанной позой. Голову он изобразил ярко и сильно освещенной, чем тоже напоминает Караваджо. Раннему стилю художника свойственен живой колорит, который впоследствии становится более сдержанным. Он скорее изображал свои портреты статичными и фронтальными, на темно-золотисто-коричневом или оливково-зеленом фоне. Многие из его подданных носят черную одежду. [5]
Важность
[ редактировать ]Пожалуй, портрет олдермена — единственная картина Хальса во Фландрии. Королевский музей изящных искусств в Антверпене также считает эту картину самой ценной картиной Халса в Нидерландах . [6] Благодаря темной палитре, тонкому нанесению красок, широкой и виртуозной манере письма, а также психологической прозрачности портрет имеет особую художественную ценность. [4] Эта ценность усиливается тем фактом, что портрет Стефана Герардца выполняет переключающую функцию в творчестве Хальса. Это отправная точка зрелого стиля живописи Хальса в конце его карьеры. Кроме того, портрет дает представление о самооценке элиты семнадцатого века. [7]
Описание
[ редактировать ]Стефан Герардтс, изображенный сидящим, с улыбкой протягивает руку. Его улыбка — это снимок, который Хальс, вероятно, нарисовал кистью прямо на холсте; он не оставил предварительных исследований. Арнольд Хубракен писал об этом в своей работе «Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen » (1718–1721):
Говорят, что у него была привычка делать свои портреты жирными и плавными, а затем вставлять в них мазки со словами: Nu moet er het kennelyke van den meester noch in. [6]
Если портреты-близнецы поставить рядом, бросается в глаза то, что олдермен улыбается жене. Он хочет принять розу, которую она ему предлагает. [8] Зритель становится свидетелем напряжения, создаваемого их улыбкой и действиями. Поскольку с 1886 года произведения были разделены, связь, связывавшая их вместе, разорвалась. [4]
Хальс изобразил свою модель очень непринужденно. Обычно голландские регенты изображались гораздо менее спонтанно. [9] Однако жесты пары условны. Они выражают узы своего брака, который для них явно был любовным . Как было принято, Хальс изобразил мужа чуть крупнее и ближе к зрителю, чем жену.
Вытянутая рука Герардца проработана более грубо, чем лицо, и заключена в рукав, который искусствоведы считают виртуозным . Хальс довольно реалистично изобразил глубокий черный плащ с золотой вышивкой олдермена быстрыми, прямыми, почти импрессионистическими мазками. [10] В более ранних исследованиях по истории искусства этот способ живописи иногда сравнивали со стилем живописи Мане , и он является предшественником более поздних портретов Хальса. Регентессы являются тому примером. Это придает всему произведению определенный динамизм. [4]
Из этого портрета совершенно ясно, что Герардтс богат. Помимо того, что портреты Хальса стоили дорого, олдермен демонстративно выставляет напоказ свою дорогую одежду. У его жены еще роскошнее. Она происходила из одной из самых богатых купеческих династий Голландии. На момент свадьбы они жили в красивом доме на улице Кейзерсграхт в родном городе Герардта, Амстердаме . [6] Он умер в последнем городе 27 января 1671 года. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каталог КМСКА , Живопись, Старые мастера; Ян Леа Броек в музеях Бельгии. Королевский музей изящных искусств в Антверпене. Старые мастера , 1959, вып. 43 и в 1969 г., вып.
- ^ https://www.kmska.be/nl/collectie/highlights/Stephanus_Geraerdts.html ; Нико Ван Хаут в «Музейной книге». Основные моменты из сборника , 2003, с. 114.
- ^ Номера в каталоге 130 и 131, Франс Хальс , Сеймур Слайв (редактор), при участии Питера Бисбура, Мартина Байла, Карин Гроен и Эллы Хендрикс, Майкла Хойла, Фрэнсис С. Джоуэлл, Кооса Леви-ван Хальма и Лисбет Абрахам, Бьянка М. Дю Мортье, Ирен ван Тиль-Строман, Prestel-Verlag, Мюнхен и Mercatorfonds, Антверпен, 1989 г., ISBN 3791310321
- ^ а б с д и Лин де Йонг, в журнале Museummagazine 9–10, 1993, стр. 111.
- ^ Нико Ван Хаут, в «Музейной книге». Основные моменты из сборника, 2003, с. 114; Ян Леа Броек в музеях Бельгии. Королевский музей изящных искусств в Антверпене. Старые мастера , 1959, № 43 и в 1969 № 53; Лин де Йонг, в журнале Museummagazine 9–10, 1993, стр. 111.
- ^ а б с Нико Ван Хаут в «Музейной книге». Основные моменты из сборника, 2003, с. 114.
- ^ Шедевры, 2005.
- ^ Ян Леа Броек в музеях Бельгии. Королевский музей изящных искусств в Антверпене. Старые мастера , 1959, вып. 43 и в 1969 г., вып.
- ^ «Стефанус Герардтс, корабли в Харлеме — КМСКА» . www.kmska.be (на голландском языке) . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ https://www.kmska.be/nl/collectie/highlights/Stephanus_Geraerdts.html ; Нико Ван Хаут в «Музейной книге». Основные моменты из сборника , 2003, с. 114.