Амвросий Грузинский
Амвросий Исповедник | |
---|---|
![]() | |
Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии. | |
Рожденный | Бесарион Зосиме Хелая 7 сентября 1861 г. Мартвили , Грузия |
Умер | марта 29 1927 г. Тбилиси , Грузия |
Почитается в | Грузинская Православная Церковь |
канонизирован | 1995 г. Грузинской Православной Церкви. |
Праздник | 16 (29) марта |

Сент-Луис Амвросий ( грузинский : ამბროსი , Амброси ) (7 сентября 1861 — 29 марта 1927) — грузинский религиозный деятель и учёный, служивший Католикосом -Патриархом всея Грузии по с 1921 1995 год . Он был канонизирован в 1995 году Грузинской Православной Церковью. как святитель Амвросий Исповедник .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Амвросий родился как Бесарион Хелая (ბესარიონ ხელაია) в Мартвили , Грузия, тогда входившая в состав Императорской России . Окончил Тифлисскую духовную семинарию в 1885 году и был рукоположен в сан священника в Абхазии , где служил священником в Сухуми , Новом Афоне и Лыхнах , а также читал курсы грузинского языка. Под псевдонимом Эмбер он опубликовал серию статей, осуждающих политику русификации в Абхазии и обвиняющих местных российских чиновников в разжигании антигрузинских настроений среди абхазского народа . [1] В 1896 году он поступил в Казанскую духовную академию , которую окончил в 1900 году, написав диссертацию «Борьба христианства с исламом в Грузии». Постриженный в иеромонаха в 1901 году, он вернулся в Грузию, где был поставлен архимандритом в монастыре Челиши губернии в Рачинской . В 1904 году он был переведен в Синодальную канцелярию в Тбилиси и стал архимандритом монастыря Спасо-Преображенского .
Автокефалистское движение
[ редактировать ]В 1900-х годах, во время жарких дебатов о статусе Грузинской церкви, он стал одним из лидеров грузинского автокефалистского движения, призывая к восстановлению автокефальной (независимой) Православной церкви Грузии, упраздненной императорской Россией в 1811 году. Борьба, вевшаяся по большей части в прессе и церковных комитетах, достигла пика во время русской революции 1905 года и иногда перерастала в ожесточенные столкновения. Грузинские епископы указывали, что под руководством российских экзархов, посланных из Петербурга для управления церковными делами Грузии, Грузинская церковь потеряла имущества и поместий на сумму около 140 миллионов рублей; церковные школы были закрыты, а использование грузинского языка в литургии не поощрялось; двадцать епископских кафедр остались вакантными, а семьсот сорок приходов остались без пастырей. [2] Грузины направили обращение к царю , но из этого ничего не вышло. В автокефалии было отказано. Съезд грузинского духовенства, собравшийся в Тбилиси в 1905 году, был разогнан полицией, а несколько «автокефалистов» были арестованы. [3] Амвросию запретили совершать литургию и заключили в Троицкий монастырь в Рязани .Кульминацией борьбы стал 1908 год, когда российский экзарх Грузии архиепископ Никон был убит 28 мая в своей резиденции в Тбилиси неизвестными убийцами, предположительно грузинскими националистами. Никто никогда не был осужден или осужден за убийство, [4] и хотя причастность грузинских автокефалистов к преступлению оставалась неясной, [5] Первоначальное полицейское расследование пришло к выводу, что они стояли за убийством Никона, и российские власти использовали ситуацию как предлог для смещения грузинских епископов со своих постов. Амброзия также отстранили от службы и выслали в Россию. Он был оправдан в 1910 году, но только после событий 1917 года ему разрешили вернуться в Грузию. [1] Хотя грузинское автокефалистское движение заслужило симпатии во всем мире, спор тянулся в нерешительности в течение многих лет, пока начало Первой мировой войны не отодвинуло его временно на второй план. [6]
1917 года Февральская революция в Российской империи и последовавшие за ней беспорядки как в церкви, так и в государстве дали возможность Грузинской церкви восстановить свой автокефальный статус. 12 марта 1917 года группа грузинских священнослужителей провозгласила автокефалию своей Церкви и избрала епископа Кириона Католикосом-Патриархом. Святейший Синод Русской Православной Церкви отказался признать этот шаг, в результате чего произошел разрыв общения между двумя Церквами. [7] Вскоре Амвросий был рукоположен в , Западная митрополита Чкондиди Грузия, а затем переведен в Абхазию.
Католикос-Патриарх всея Грузии
[ редактировать ]Советское вторжение в Грузию недолговечной независимой Демократической Республике Грузия с февраля по март 1921 года положило конец . Вскоре католикос-патриарх Леонид умер от холеры , и 14 октября 1921 года его преемником был избран Амвросий.
При вновь установленном большевистском режиме Церковь была лишена юридического статуса, а церкви и монастыри стали закрываться. Духовенство подвергалось гонениям, имущество церквей и монастырей конфисковывалось. [8]
7 февраля 1922 года Амброзиус обратился к Генуэзской конференции с меморандумом , в котором описал условия, в которых жила Грузия после вторжения Красной Армии, выразил протест от имени лишенного прав народа Грузии против советской власти. оккупации и потребовал вмешательства цивилизованного человечества, чтобы противостоять зверствам большевистского режима. [9] [10] В феврале 1923 года Амвросий и все члены Патриаршего совета были арестованы и заключены в тюрьму большевиками. В марте 1924 года советские власти устроили унизительный публичный суд . Помимо направления обращения на Генуэзскую конференцию, Амбрози был также обвинен в сокрытии исторических ценностей Церкви с целью уберечь их от перехода в руки советского государства. Все арестованные вместе с Патриархом священнослужители проявили солидарность с Амвросием, который взял на себя всю ответственность за свои действия, которые, по его словам, соответствовали его обязанностям и традициям Грузинской Церкви. Его заключительными словами были: «Моя душа принадлежит Богу, мое сердце — моей стране; вы, мои палачи, делайте с моим телом, что хотите». [11] Ожидалось, что Амбрози будет приговорен к смертной казни, но коммунисты не осмелились казнить его и приговорили к восьми годам тюремного заключения с конфискацией его имущества.
Вскоре после этого Августовское восстание в нескольких регионах Грузии вспыхнуло 1924 года против Советского Союза , которое длилось три недели. Около 3000 человек погибли в боях, более 12 000 были казнены и 20 000 депортированы в Сибирь . Были также подвергнуты чистке ряд священнослужителей, в том числе архиепископ Кутатисский и Гаэнатский Назари был среди расстрелян без суда.
Масштабы красного террора в Грузии и вызванный им общественный резонанс вынудили Советский Союз в последующие годы относительно смягчить давление на грузинское общество. В начале марта 1925 года председатель ВЦИК посетил Михаил Калинин Грузию и призвал к амнистии участников августовского восстания 1924 года и прекращению религиозных преследований. В 1926 году Амбрози и несколько других священнослужителей были освобождены из тюрем. Однако он прожил недолго и умер 29 марта 1927 года в Тбилиси.
Амвросий также известен как плодовитый историк церкви и исследователь первоисточников Грузии. Он является автором ряда статей, опубликованных в российской и грузинской прессе, а также открыл неизвестный доселе вариант средневековой грузинской летописи « Мокцевай Картлисай » (« Обращение Грузии ») (так называемый Челишский кодекс).
Канонизация
[ редактировать ]В 1995 году Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал Амвросия как святого протоиерея Амвросия Исповедника и установил 16 (29) марта днем его памяти. В 2013 году ему посмертно присвоено звание и орден Национального героя Грузии . [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б (на грузинском языке) Марине Хоситашвили, Святой протоиерей Амвросий Исповедник (Хелая) ( Святой протоиерей Амвросий Исповедник (Хелая)) Архивировано 8 февраля 2007 г. в Wayback Machine , «Патриарх».
- ^ Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Джорджии , Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 177.
- ^ Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Грузии , с. 109. Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 177, Верт, с. 86
- ^ Пауль Верт, Грузинская автокефалия и этническая фрагментация православия, с. 96
- ^ Пауль Верт, Грузинская автокефалия и этническая фрагментация православия, с. 74; Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Грузии , с. 109. Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 178
- ^ Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Грузии , с. 109. Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 178.
- ↑ Лишь в 1943 году Русская Православная Церковь признала автокефалию Грузинского Патриархата и отношения между двумя единоверческими церквями были восстановлены.
- ^ Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Грузии , с. 109. Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 241; Джанин, с. 164.
- ^ Чантуридзе, Лаша. Россия аннексирует Грузию. Письмо Патриарха Грузии Генуэзской конференции 1922 года . Канадский журнал православного христианства . Том III, № 3, осень 2008 г.
- ^ Эрвин Изерло, Хуберт Джедин (1980), История церкви , стр. 478. Сибери Пресс, ISBN 0-8245-0013-X .
- ^ Дэвид Маршалл Лэнг (1962). Современная история Грузии , с. 109. Лондон : Вайденфельд и Николсон, с. 241
- ^ «Михаил Саакашвили – Грузия не встанет на колени и не станет лизать сапоги завоевателя» . ИнтерПрессНьюс. 26 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 г. Проверено 14 января 2015 г.
- Пере Жанен (2004), Отделенные восточные церкви , с. 164, ООО «Горгиас Пресс», ISBN 1-59333-110-X .
- о. Эли Мелиа , «Православная церковь в Грузии», Знак Божий: Православие 1964 , Афины: Зоя, 1964, стр. 112–113.