Роберт Морсби
Роберт Морсби (15 июня 1794 г. - 15 июня 1854 г.) [ № 1 ] ) был капитаном Ост-Индской компании , Бомбейской морской пехоты/индийского флота который отличился как гидрограф , морской геодезист и чертёжник .
В качестве лейтенанта под командованием командующего Томаса Элвона Морсби участвовал в учениях с участием двух кораблей, занимавшихся (с 1829 по 1832 год) картографированием опасных вод Красного моря . Позже он также нанес на карту некоторые коралловые архипелаги Индийского океана , такие как Мальдивы , Лаккадивы и Чагос, в 1820-х и 30-х годах. Эта работа обеспечила возможность маршрута из Европы в Ост-Индию для новых пароходов.
Роберт Морсби был сыном мистера Фэрфакса Морсби из Личфилда, штат Стаффс, бывшего Индии, где Фэрфакс Морсби занимался адвокатской практикой. У Фэрфакса Морсби и его жены Мэри Роттен было 6 мальчиков и 3 девочки, старшим из которых был сэр Фэйрфакс Морсби , адмирал британского флота и главнокомандующий эскадрой под Ла-Маншем и Тихоокеанской станцией. Отношения Роберта Морсби с семьей неясны, и вполне возможно, что он был сыном другого связного своего отца, что могло бы объяснить его работу в Бомбейской морской пехоте, которая сильно пострадала из-за того, что находилась в самом низу иерархии Ост-Индской компании.
Ост-Индский маршрут и новая эра торговли и коммуникаций
[ редактировать ]В девятнадцатом веке морской путь между Средиземным морем и Индией стал играть ключевую роль в новую эпоху коммуникаций. Уже до открытия Суэцкого канала индустриальная Британия имела быстро развивающуюся экономику и нуждалась в улучшении связи с Британской Индией с ее сырьем и имперскими потребностями. Решающее значение в развитии маршрута по Красному морю между двумя странами имело использование паровой энергии, особенно в виде морских паровых двигателей . Еще одним жизненно важным фактором в этой революции в торговле и транспорте стало составление карты опасного водного пути по заказу Британской Ост-Индской компании и выполненное командиром Бомбейской морской пехоты Томасом Элвоном на корабле «Бенарес» при поддержке его заместителя, Лейтенант Роберт Морсби на бриге Бомбейской морской пехоты «Палинурус» . Это стало кульминацией серии усилий по проведению такого исследования, которые морская пехота начала с работы лейтенанта морской пехоты Уайта в HEICS. Пантера в 1795 году.
Отсутствие точных карт.
[ редактировать ]Красное море полно навигационных опасностей, но в то время надежных карт не было. Исследования Красного моря, помимо глубокого знания вод арабскими лоцманами, начались португальцем Жуаном де Кастро в 1540 году с его Ротейро да Мар Роша . За прошедшие годы были накоплены знания, большая часть которых была перекрестно сопоставлена Ост-Индской компании первым гидрографом Александром Дэлримплом , а затем его преемником Джеймсом Хорсбургом . Ко времени исследования Элвона и Морсби морской паровой двигатель , казалось, мчался на помощь британским коммуникациям с Индией; двигатель, впервые испытанный на шотландских озерах и американских реках, к 1826 году пытался пройти по маршруту через Кейптаун в Индию .
водоизмещением 479 тонн В том году деревянный колесный пароход HEICS Enterprise ходил (фактически в основном ходил) из Лондона в Калькутту . Его прогресс был особенно отмечен двумя людьми: речным лоцманом по имени Томас Вагхорн , который был впечатлен устойчивым продвижением парохода против ветра вверх по реке Хугли до Калькутты, и косвенно губернатором Бомбея Маунтстюартом Эльфинстоном . Год спустя Эльфинстон вместе с секретарем правительства Калькутты и его женой, мистером и миссис Лашингтон, решили вернуться в Англию через Красное море, плывя на тесном маленьком бриге « Палинурус» . Это включало высадку в Кусайре и пересечение пустыни до Нила за обычные четыре дня. Вернувшись в Британию, Эльфинстон присоединился к кампании, которую продвигал дальновидный новый командующий Бомбейской морской пехотой (переименованной в ВМС Индии 1 мая 1830 года) сэр Чарльз Малкольм , чтобы ввести пар в Красное море, что позволило бы лодкам перемещаться вверх по Персидскому заливу. Суэца против этих утомительных северян.
Вагхорн и другие предприниматели в Британии и Египте тем временем работали над соединением пароходов через Средиземное море (уже преодолевших раздражающее затишье) с Красным морем через «сухопутный маршрут» через Египет. Экспериментальное судно, HCS Hugh Lindsay , было построено на верфи Бомбея , оснащено двигателями, присланными из Англии, и спущено на воду в Суэц в 1829 году; с Впереди шел угольщик валлийским углем (отправленный через мыс) в сопровождении парусного брига HCS Thetis . под командованием настоящего энтузиаста пара Джеймса Уилсона Хью Линдсей добрался до Суэца за тридцать четыре дня, но позже угольщик потерпел крушение на рифе, судьба которого едва не постигла « Тетиду» на рифе, впоследствии названном в ее честь, к югу от него. Янбу . на северном побережье Аравии
Элвон и Морсби начинают исследование Красного моря.
[ редактировать ]Для предотвращения этих катастроф явно были необходимы решительные меры, и довольно старый корабль и бриг были подготовлены к геодезическим работам, несмотря на нежелание Ост-Индской компании в Лондоне предоставить финансирование. Бригом назывался HCS Palinurus , то же самое судно, которое перевезло группу Эльфинстоуна в Кусайр в 1827 году. Капитаном ее был Роберт Морсби, уже набравшийся опыта при обследовании Лаккадивских островов . Судно HCS Benares было старшим судном, ответственным за исследование под командованием Томаса Элвона. На каждом судне было около десяти офицеров.
Два корабля начали исследование в Хор-Шинабе на северном побережье Судана: «Морсби» и «Палинурус» исследовали менее известную северную половину Красного моря, а «Элвон» в менее удобном Бенаресе — южную половину. Данные Морсби показывают, что Palinurus пересекал южную часть этой территории между Джиддой, Хургадой и Кусайром и вверх по Суэцкому заливу в 1830 и 1831 годах. В 1832 году Palinurus работал в заливе Акаба. Эльвон в Бенаресе аналогичным образом пересекал гораздо более опасные воды южного побережья Аравии, Судана и Эритреи. В 1832 году Элвон получил звание капитана и был удостоен сомнительной привилегии назначения коммодора индийского флота в Красном море, где он и умер в 1835 году в возрасте 41 года. Роберт Морсби взял на себя то, что осталось от работ в южной части Красного моря. [ Н 2 ]
Утверждается, что с 1829 по 1833 год Морсби ни разу не покидал Красное море, однако данные изысканий показывают, что каждое лето происходило прекращение деятельности с июня по ноябрь, когда, вероятно, корабли возвращались в Индию для отдыха и ремонта.
Исследование Красного моря и его опасностей
[ редактировать ]Между 1829 и 1833 годами исследовательские группы Бомбейской морской пехоты завершили полное обследование Красного моря в Бенаресе и Палинурусе . Морсби начал свои исследования на севере, сначала вдоль аравийского побережья вокруг Джидды , затем на африканском побережье к северу и югу от Кусайра. Однако в «Направлениях плавания по Красному морю», составленных на основе журналов командующего Элвона и его собственных, опубликованных в 1841 году как часть «Справочника Хорсбурга по Индии», 5-е издание, направление записей соответствует маршруту с юга на север, распространенному со времен да Кастро. . Отмечается каждая деталь: не только рифы, гавани и якорные стоянки, но и продовольствие, необходимая вода (часто ужасная) и запасы топлива. Более полное и наглядное повествование верхней половины обзора содержится в лейтенанта Джеймса Рэймонда Уэллстеда отчете во втором томе его «Путешествия по Аравии» (1838 г.). Уэллстед присоединился к « Палинурусу» в 1830 году. Рифы в основном обследовались с местных лодок под руководством местных лоцманов. Бенарес время от времени появляется в журнале командира Элвона.
Это обследование было трудной задачей, и корабли пострадали. Палинурус был вынужден вернуться в Бомбей залива в 1830 году для переоборудования после обследования Суэцкого , а Бенарес пришлось отправить обратно в 1831 году в разбитом состоянии: протекающая ванна сорок два раза зацеплялась за коралловые рифы). «Эта раскаленная воронка моря, окруженного рифами», как называл ее Морсби, нанесла ущерб геодезистам; «Большие опасности и лишения были неотделимы от такой службы», - отмечал Морсби. Летние месяцы были особенно суровыми, когда температура достигала 40°С, и Бенарес, похоже, был особенно уязвим. Редко когда полный состав офицеров работал, а сам Элвон часто болел. В 1833 году помощник геодезиста лейтенант Пинчинг умер от оспы недалеко от поселения Аден , где он был похоронен.
Повествование Морсби предполагало, что триангуляция началась из Суэца , как ближайшего к Каиру пункта для тех, кто пересекал Египет по сухопутному маршруту. Однако подробный журнал в Архиве Британского гидрографического управления предполагает совершенно иной порядок: оба корабля отправляются из середины, а «Морсби» и « Палинурус» идут первыми в Джидду. Путаница, возможно, возникает из-за того, что журнал, состоящий из двух частей, завершенный соответственно Морсби и Элвоном, хотя и подписанный и отправленный сэру Чарльзу Малкольму Элвоном, был переплетен в неправильной последовательности. В самом Суэце Морсби отмечал: «Продовольствие много и хорошее — сезонные апельсины, груши, яблоки, сливы. И там было много прекрасной капусты!» В Персидском заливе было несколько неприятных мест, названия которых указывают на опасность — отмели Морсби например, и Пятна Феликса Джонса . Еще одним опасным местом была отмеля Дедала у входа в Суэцкий залив , на которой и по сей день горит свет. Самым любопытным провалом исследования Морсби была его неспособность точно нанести на карту положение Эль-Ахавейна, или Братьев, изолированного рифа посреди северной половины Красного моря, которого он вообще не видел во время своих первых исследований в 1831–32. Его положение не было правильно установлено до 1870-х годов.
Морсби также исследовал залив Акаба , узкий глубокий водный путь между высокими горами, по которому дуют сильные северные ветры. Именно такие ветры, так часто упоминавшиеся в «Направлениях плавания», и должен был преодолевать паровой двигатель. Вход шириной в шесть километров в Тиранском проливе был достаточно плох: обломки кораблей и сегодня разбросаны по скалам. В самом заливе однажды « Палинурус» трижды срывало с якорной стоянки, один раз несмотря на то, что на каждом из двух якорей было опущено цепь на пятьдесят саженей (90 м).
Уэллстед описывает, как Морсби однажды поднял снасти, чтобы обнаружить рифы, которые, как все заявляли, были только что смыты сталкивающимися приливами; опустили якоря на три сажени, но судно качнулось, и вдруг на восьмидесяти саженях под форштевнем не оказалось дна. По мнению Уэллстеда, четыре года в Красном море были не так плохи, как 150 километров в Акабском заливе. На берегу команда помогала местным жителям ремонтировать их лодки, а Морсби, идя на прогулку по пляжу, подвергся нападению рыбаков, чья лодка была отремонтирована таким образом, и настояла на том, чтобы он принял в подарок двух овец и мешок долларов.
На пути от Персидского залива к египетскому побережью особым опасным местом был остров Забаргад (также известный как остров Святого Иоанна или Изумрудный остров из-за древних рудников с перидотом ); Палинурус попал в ужасный шторм и избежал столкновения с камнями, только зацепив якорь-кедж за отверстие в рифе. «Неуютная ночь была проведена всеми».
Морсби всегда фиксирует наличие или отсутствие топлива, провианта, воды, отношение местных жителей: наличие воды иногда зависело от их способности перекатывать корабельные бочки к источнику и обратно. Прием на берегу был переменным из-за давней традиции пиратства в северной части Красного моря. Морсби предупреждал, что «если корабль зайдет в какую-либо часть Красного моря, не посещаемую европейцами (из-за воды и т. д.), следует принять большую осторожность, чтобы остерегаться предательства со стороны различных хищных племен, населяющих границы моря. "
Прибрежная равнина была опустошена в начале столетия мусульманами- пуританами -ваххабитами из Центральной Аравии , после чего последовало египетское вторжение – для немусульман это не было такой уж хорошей новостью. В Шарм-Гхабуре («шарм» на местном арабском языке означает канал через рифы), где мусульманские паломники традиционно надевали свои одежды паломника, «вода и дрова были дешевы, а финики превосходны, но бедуам нельзя было доверять. опасались по всему морю за свирепость и вероломство, — пишет Морсби, — так что опасно высаживаться на этом участке берега».
Во время исследования Красного моря Роберта Морсби сразила перемежающаяся лихорадка. Наконец Морсби вернулся в Бомбей в 1833 году, утомленный четырьмя годами геодезических исследований. Тем временем доблестный Палинурус отправился обследовать южное побережье Аравии под командованием капитана Стаффорда Б. Хейнса , который позже стал первым британским чиновником, отвечающим за протекторат Аден .
Карты Красного моря Морсби и Элвона были составлены главным рисовальщиком Феликсом Джонсом в масштабе один дюйм на милю (в более сложных частях — десять дюймов на милю) и опубликованы в 1834 году. Они включали два основных листа, охватывающих всю территорию Красного моря. море, а также еще два листа с подробными планами якорных стоянок. [ Н 3 ]
Другие важные исследования: Мальдивы и Чагос.
[ редактировать ]После завершения исследования Красного моря Роберт Морсби был отправлен на карту различных групп коралловых островов, лежащих на пути торговли между Индией и мысом . В 1834–1836 годах Морсби при помощи лейтенантов Кристофера и Янга провел сложную картографию Мальдивских островов , нарисовав первые точные морские карты этой сложной группы атоллов Индийского океана (Адмиралтейские карты). Эти карты были напечатаны Гидрографической службой Королевского флота в виде трёх отдельных больших карт.
За исследованием Морсби атоллов Мальдив последовал архипелаг Чагос . где он провел «тщательное научное исследование». Он посадил 30 хлебных деревьев на острове Диего-Гарсия , самом большом из группы. Морсби сообщил, что «на острове были кошки и куры». Некоторые из его наблюдений были использованы Дарвином в его книге 1842 года «Строение и распределение коралловых рифов» .
В 1838 году, покинув Чагос, Роберт Морсби продолжил обследование берега Сая-де-Малха . Это огромный затопленный риф к юго-востоку от Сейшельских островов , и, поскольку над поверхностью нет острова, мужчины были вынуждены проводить много дней в море, часто в сложных погодных условиях. Морсби смог завершить только часть этой съемки, а именно Южного берега, поскольку эта трудная задача и накопившаяся усталость от предыдущих съемок сказались на его здоровье. Таким образом, Роберту Морсби пришлось прервать выполнение задачи, и северный берег Сая-да-Малха не мог быть удовлетворительно обследован. Затем он отплыл обратно в Индию, чтобы провести столь необходимое время отдыха для него и его команды.
Даже после необходимого периода отдыха Морсби не восстановился полностью. В конце концов его тяжелое состояние вынудило его отказаться от геодезии.
В 1842 году он был нанят компанией Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O), чтобы командовать их новым и самым роскошным пароходом « Хиндостан » в его первом рейсе из Саутгемптона в Калькутту . Впоследствии «Индостан» использовался на маршруте Калькутта-Суэц, Красное море теперь стало безопасным благодаря безупречным исследованиям под руководством Элвона и Морсби.
Карты Морсби были настолько хороши, что их предпочитали мальдивские пилоты, плававшие в коварных водах своих атоллов, вплоть до 1990-х годов, когда появились спутниковые изображения. На Мальдивах канал, местно также известный как Ханиканду , между Северным атоллом Маалхосмадулху и атоллом Фасдхутере , до сих пор известен как « Канал Морсби » в честь этого забытого капитана и чертежника, который с большим терпением и упорным трудом нанес на карту все атоллы. Мальдивских островов . [ Н 4 ]
Остров Морсби , остров на атолле Перос-Баньос в архипелаге Чагос , также был назван в честь этого опытного британского картографа. Однако Роберта Морсби не следует путать с адмиралом сэром Фэйрфаксом Морсби из Королевского флота или сыном Фэрфакса Морсби, контр-адмиралом Джоном Морсби, в честь которого был назван Порт-Морсби , столица Папуа-Новой Гвинеи. Фэрфакс Морсби был родственником Роберта Морсби по тому же отцу, но он не упоминается Джоном Морсби как дядя в биографии этого офицера, посвященной ему самому и его отцу, Два адмирала, адмирал флота сэр Фэрфакс Морсби (1786-1877). и его сын Джон Морсби . [ 1 ]
Панегирик сэра Ричарда Бертона
[ редактировать ]Роберт Морсби, гений Красного моря, провел также исследование Мальдивских островов и групп, известных как архипелаг Чагос. Он чудом избежал жертвы пагубного климата своей станции и покинул ее только тогда, когда уже не мог работать. Множество молодых и пылких офицеров, Кристофер, Янг, Пауэлл, Кэмпбелл, Джонс, Баркер и другие, умело поддержали его: смерть кипела среди них в течение нескольких месяцев, а живые были настолько парализованы болезнью, что якоря едва можно было поднять. для отступления к побережью Индии. Восстановленные трехмесячным пребыванием, время от времени в порту, где они были усилены дополнительными силами, неустрашимые остатки время от времени возвращались к своей задаче; а в 1837 году дал миру знания об этих особых группах, которые до сих пор «хотя и находились в пределах 150 миль от нашего побережья» были тайной, скрытой среди опасностей, которые их окружали. Прекрасные карты Красного моря, составленные покойным коммодором Карлессом, тогда еще лейтенантом, навсегда останутся вечными памятниками индийской военно-морской науки и отваги ее офицеров и солдат. Казни из Мальдивской и Чагосской групп, казненные тогдашним командующим исполняющим обязанности лейтенанта Феликсом Джонсом, были, как мы слышали, настолько высокого уровня, что они были сочтены заслуживающими особого контроля со стороны Королева . [ Н 5 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках упоминается, что он, предположительно, умер в 1863 году.
- ^ Сара Сирайт, Карта Красного моря . История сегодня, 2003 г.
- ^ Сара Сирайт, Карта Красного моря . История сегодня, 2003 г.
- ^ Ксавьер Ромеро-Фриас , Мальдивские островитяне, Исследование популярной культуры древнего океанского королевства . Барселона 1999 г.
- ^ Бертон, Ричард . Первые шаги в Восточной Африке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Морсби, Отчет о жизни и службе в британском флоте за сто лет , Мюррей, Лондон, 1909.
- Сирайт, Сара, Карта Красного моря. История сегодня, 2003 г.
- HCP Bell , Мальдивские острова, отчет о физических особенностях, истории, жителях, производстве и торговле. Коломбо
- Мальдивские острова; Монография по истории, археологии и эпиграфике. Перепечатка Коломбо, 1940 г. Совет по лингвистическим и историческим исследованиям. Мале' 1989 г.
- Кристофер, Уильям 1836–1838 гг. Труды Бомбейского географического общества , Vol. Я. Бомбей.
- Лейтенант. И. А. Янг и В. Кристофер, «Мемуары жителей Мальдивских островов».
- Бертон, Ричард . Первые шаги в Восточной Африке , доступно в Project Gutenberg.
- Ксавьер Ромеро-Фриас , Жители Мальдивских островов, Исследование популярной культуры древнего океанского королевства . Барселона 1999.
- Морсби, Джон 1830–1922. «Два адмирала, адмирал флота сэр Фэйрфакс Морсби (1786–1877) и его сын Джон Морсби. Послужной список жизни и службы в британском флоте за сто лет». Лондон 1909 год.