Эпифеномен
Эпифеномен ) (множественное число: эпифеномены — это вторичное явление , которое происходит рядом или параллельно с первичным явлением. Это слово имеет два значения : одно означает известную причинность , а другое — отсутствие причинности или оговорку о ней. [1] [2]
Примеры
[ редактировать ]Метафизика
[ редактировать ]В философии причинности эпифеномен — это любое следствие причины, кроме следствия, рассматриваемого в первую очередь. В ситуациях, когда интересующее событие E вызвано (или считается вызванным) событием C , которое также вызывает (или считается, что вызывает) событие F , тогда F является эпифеноменом. Проблема эпифеноменов часто является контрпримером к теориям причинности. Например, возьмем упрощенный льюисианский контрфактический анализ причинности, согласно которому значение предложений о причинных отношениях между двумя событиями A и B можно объяснить с помощью контрфактических кондиционалов формы «если A бы не произошло B , то не произошло бы ». Предположим, что C вызывает E и что C имеет эпифеномен F . Тогда мы получаем, что если E бы не произошло F. , то не произошло бы и Но тогда, согласно контрфактическому анализу причинности, утверждение о том, что существует причинная зависимость F от E, истинно; то есть, с этой точки зрения E вызвало F. , Поскольку это не соответствует тому, как мы обычно говорим о причинно-следственной связи (мы бы не сказали, что E вызвало F ), контрфактический анализ кажется недостаточным. [ нужна ссылка ]
Философия разума и психология
[ редактировать ]Эпифеномен может быть следствием первичного явления, но не может влиять на первичное явление. В сознания философии эпифеноменализм — это точка зрения, согласно которой психические явления являются эпифеноменами в том смысле, что они могут быть вызваны физическими явлениями, но не могут вызывать физические явления. В сильном эпифеноменализме эпифеномены, являющиеся ментальными явлениями, могут быть вызваны только физическими явлениями, а не другими ментальными явлениями. При слабом эпифеноменализме эпифеномены, являющиеся психическими явлениями, могут быть вызваны как физическими явлениями, так и другими психическими явлениями, но психические явления не могут быть причиной какого-либо физического явления.
Физический мир действует независимо от ментального мира в эпифеноменализме; ментальный мир существует как производный параллельный мир физическому миру, на который влияет физический мир (и другие эпифеномены в слабом эпифеноменализме), но который не способен оказывать влияние на физический мир. Инструменталистские версии эпифеноменализма позволяют некоторым ментальным явлениям вызывать физические явления, когда эти ментальные явления могут быть строго проанализированы как краткое изложение физических явлений, сохраняя при этом причинность физического мира, которую можно строго анализировать с помощью других физических явлений. [3]
Лекарство
[ редактировать ]В более общем употреблении этого слова причинная связь между явлениями; подразумевается [1] [2] эпифеномен есть следствие первичного явления. [1] [2] Именно этот смысл связан с существительным эпифеноменализм .
Однако в медицине эта связь обычно не подразумевается, и это слово обычно используется во втором смысле: эпифеномен может возникать независимо и называется эпифеноменом, потому что он не является основным изучаемым явлением или потому что только корреляция , а не причинно-следственная связь. , известно или подозревается. В этом смысле утверждение о том, что X связано с Y как эпифеноменом, означает признание того, что корреляция не подразумевает причинно-следственную связь . Признаки , симптомы , синдромы (группы симптомов) и факторы риска в этом смысле могут быть эпифеноменами. Например, повышенный риск рака молочной железы одновременно с приемом антибиотиков является эпифеноменом. Повышенный риск вызывает не антибиотик, а усиление воспаления, связанное с бактериальной инфекцией, которая побудила к приему антибиотика. Метафора . дерева — это один из способов объяснить разницу тому, кто пытается ее понять Если инфекция — это корень дерева, а воспаление — ствол, то рак и антибиотик — это две ветви; антибиотик - это не ствол.
Электромагнетизм
[ редактировать ]Хотя считается, что электроника возникла под влиянием электронов , стандартный подход к изучению электрических явлений, предложенный Джеймсом Клерком Максвеллом, рассматривает эти частицы как вторичные:
В Максвелла теории заряд и ток являются «эпифеноменами» (вторичными проявлениями) основных процессов в том, что он, вслед за Фарадеем , назвал электрическими и магнитными полями . Действительно, зрелая теория Максвелла совершенно чуждася микроструктуры материи и любого рассмотрения «электрической субстанции». Вместо этого он предложил, чтобы в каждой точке пространства были определены определенные величины, чтобы отношения между ними ( уравнения Максвелла ) и их функции (например, функции энергии) определяли явления. Эти величины ( поля ) могут зависеть от микрофизических событий, и действительно, Максвелл в своих ранних работах действительно приложил некоторые усилия, пытаясь качественно объяснить, как их отношения могут привести к механическим движениям. Однако теория объясняет только крупномасштабные явления, и для успешной работы с ней не обязательно иметь в виду микроскопическую модель. [4]
Пропозициональная теория
[ редактировать ]Зенон Пилишин предложил пропозициональную модель познания , в которой люди концептуализируют идеи не в образах, а в значимых отношениях. В этой теории эпифеномены относятся к образам, потому что они представляют собой просто продукты, которые люди концептуализируют на основе своих реальных мыслительных процессов. [5] Пилишин защищает свое утверждение, объясняя, что мы видим изображения только тогда, когда представляем себе форму объекта. Хотя визуализация объектов или действий является частым процессом в нашем сознании, она не происходит, когда мы рассматриваем смысл действия или невизуальные свойства объекта. Есть много концепций, которые мы просто не можем себе представить. [6] Кроме того, при воображении изображения оно меняется в зависимости от наших предвзятых представлений, предполагая, что семантические отношения предшествуют визуальным образам. К сожалению, идея эпифеноменов в теории высказываний во многом субъективна и не поддается фальсификации . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Merriam-Webster , Университетский словарь Merriam-Webster , Merriam-Webster, заархивировано из оригинала 10 октября 2020 года , получено 24 марта 2016 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Хоутон Миффлин Харкорт, Словарь английского языка американского наследия , Хоутон Миффлин Харкорт.
- ^ Тейлор, Ричард (1963). Метафизика (1-е изд.). Иглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- ^ Арчибальд, Томас (1994). «Математические теории электричества и магнетизма до 1900 года». В Граттан-Гиннессе, Айвор (ред.). Сопутствующая энциклопедия истории и философии математических наук . Том. 2. Лондон: Рутледж. п. 1216. ИСБН 0-415-03785-9 . ОСЛК 25709298 .
- ^ Штернберг, Роберт Дж. (2012). Когнитивная психология . Джеффри Скотт Мио (5-е изд.). Австралия: Уодсворт/Cengage Learning. п. 263. ИСБН 9780534514211 . OCLC 62076456 .
- ^ Пилишин, Зенон (март 2003 г.). «Возвращение мысленного образа: действительно ли в мозгу существуют картинки?» . Тенденции в когнитивных науках . 7 (3): 113–118. дои : 10.1016/S1364-6613(03)00003-2 . ПМИД 12639692 . S2CID 14361048 .
- ^ Пилишин, Зенон В. (март 2003 г.). «Объяснение мысленных образов: то вы это видите, то нет» . Тенденции в когнитивных науках . 7 (3): 111–112. дои : 10.1016/S1364-6613(03)00004-4 . ПМИД 12639691 . S2CID 40891685 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение эпифеномена в Викисловаре