Сюманджая
Сюманджая | |
---|---|
![]() Сьюманджаджа на индонезийском кинофестивале 1982 года. | |
Рожденный | 5 августа 1933 г. |
Умер | 19 июля 1985 г. Джакарта , Индонезия | (51 год)
Национальность | индонезийский |
Альма-матер | Всесоюзный государственный институт кинематографии |
Род занятий | Режиссер, сценарист, актер |
Годы активности | 1956–1985 |
Заметная работа |
|
Стиль | Социальный реализм [ 1 ] |
Награды | Пять наград Citra |
Сюманджая ( Совершенное написание : Сюманджая ; 5 августа 1933 г.) [ а ] — 19 июля 1985) — индонезийский режиссёр, сценарист и актёр. За свою карьеру он написал множество фильмов, снял четырнадцать, снялся в десяти и продюсировал девять; он также выиграл пять премий Citra Awards на индонезийском кинофестивале . Его фильмы отражали соцреализм .
Сьюманджая родился в Батавии (современная Джакарта ), Голландская Ост-Индия , и вырос там. В старшей школе он заинтересовался писательским творчеством и актерским мастерством, в конечном итоге присоединившись к группе художников Сенен. В 1956 году, когда один из его рассказов был экранизирован, Сюманджая начал активно работать в киноиндустрии, написав два фильма для продюсерской компании Persari. Получив государственную стипендию, он переехал в Москву и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии . Вернувшись в Индонезию в 1965 году, Сьюманджаджа устроился на работу в Министерство информации и продолжил писать сценарии. В 1971 году, после ухода из министерства, он снял свой первый художественный фильм « Леват Тенга Малам» ( «Прошлое полночь» ). Он продолжал писать сценарии и снимать фильмы до своей смерти от сердечного приступа 19 июля 1985 года.
Как сообщается, будучи строгим режиссером, Сюманджая ценил творческую ценность выше режиссерского гонорара. Он был женат трижды и имел троих детей: двоих от первой жены и одного от второй. Его сын, Шри Аксана, является бывшим барабанщиком Dewa 19 , а его дочь Дженар Маэса Аю также является режиссером, удостоенным премии Citra.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Сюманджаджа родился в Батавии 5 августа 1934 года. Пятый из восьми детей, Сьюманджаджа был этническим яванцем , но вскоре привык к местной культуре Бетави . [ 2 ] Он изучал чтение Корана в течение трех дней, но прекратил это занятие после многочисленных разногласий с учителем. [ 3 ] Когда ему было десять лет, его отец умер, оставив Сюманджаю на воспитание матери. [ 4 ] Во время японской оккупации Голландской Ост-Индии с 1942 по 1945 год он стал свидетелем того, как несколько подневольных рабочих были забиты до смерти возле его дома во время строительства аэропорта Кемайоран . [ 3 ]
Во время учебы в средней школе Таман Сисва Сьюманджаджа увлеклась драмой. Вместе со своими одноклассниками С. М. Арданом и Савитри (дочью драматурга Сануси Пане ) поставил постановку по пьесе Утуя Татанга Сонтани «Авал дан Мира» («Авал и Мира»); Режиссером выступил другой одноклассник Мисбах Юса Биран . В этот период Сюманджаджа также был членом группы художников Сенен, названной в честь места ее встреч в Сенене , вместе со своими бывшими одноклассниками и некоторыми другими, такими как будущий министр информации Хармоко . [ 2 ] Вместе с группой он писал рассказы, стихи и литературно-критические произведения. [ 4 ]
В 1956 году Сьюманджаджа сыграла роль в фильме «Теранг Булан Теранг ди Тенгах Кали» ( «Лунный свет посреди потока »), написанном Арданом и поставленном Вимом Умбохом . В том же году его рассказ «Керонджонг Кемаджоран» («Керонконг из Кемайорана») был адаптирован продюсерской компанией Persari в виде фильма под названием « Саода» . В следующем году компания адаптировала еще один рассказ Сьюманджаи, «Анакку Саджанг» («Мое дорогое дитя»). он взял на себя роль помощника режиссера в фильме. Сюманджая стала сотрудником Persari в 1958 году. [ 2 ] под руководством Асрула Сани . [ 4 ]
В 1959 году Сюманджая получила государственную стипендию на обучение в Москве. После годичного подготовительного курса в 1960 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии ; [ 2 ] он был первым индонезийским студентом, поступившим в институт. [ 5 ] Бабник в кампусе, [ 6 ] окончил с отличием институт в 1964 году. [ 2 ] или 1965 год. [ 4 ] Его работа, «Баджанган» ( «Тени» ), фильм по рассказу Эрскина Колдуэлла , представлял собой 25-минутный черно-белый профиль женщины, ожидающей своего внука. [ 2 ] [ 4 ] Он был лишь седьмым человеком, окончившим институт с отличием, и первым иностранцем. [ 4 ]
Кинокарьера
[ редактировать ]Вернувшись в Индонезию в 1965 году, Сьюманджаджа работал в Министерстве информации; с 1966 по 1968 год — руководитель кинорежиссуры. [ 7 ] [ 8 ] и ему удалось принять закон, согласно которому прибыль от импорта фильмов использовалась для финансирования местного производства. [ 9 ] Позже он продолжил режиссировать и писать сценарии, проработав пятилетний срок главой Художественного бюро Джакарты. [ 8 ] Его дебют в художественном фильме 1971 года « Леват Тенга Малам» ( «Прошлое полночь ») производства Allied Film Indonesia поставил его под пристальный надзор со стороны правительства, возглавляемого Сухарто, в его социальной критике. [ 2 ] [ 5 ] а написанный им фильм «Пенгантин Ремаджа» ( «Молодожены-подростки ») получил награду на Фестивале азиатского кино 1971 года. За этим последовал Flambojan ( Famboyant ; 1972). [ 8 ]
В 1972 году Сюманджая основал продюсерскую компанию «Матари Фильм». Первый фильм компании, «Си Доэль Анак Бетави» ( «Дил, ребенок Бетави» ), который он снял, получил признание критиков и привел к всплеску популярности как среди культуры Бетави, так и звезды фильма Рано Карно . [ 4 ] Два его более поздних фильма, «Си Мамад» ( «Тот, кого зовут Мамад» ; 1974) и «Пинанган» ( «Предложение» ; 1976), были основаны на произведениях Антона Чехова , а фильм 1975 года «Лайла Маженун » ( «Лайла одержима ») представлял собой адаптацию романа Уэста. Побочная история . [ 2 ] После съемок фильма «Янг Муда Ян Берсинта» ( «Молодые влюбляются »), съемки которых были отложены цензурным советом, в 1977 году он взял еще один перерыв, чтобы разобраться с проблемами со здоровьем. [ 10 ] За этот период он стал более набожным мусульманином. [ 6 ] [ 9 ]
25 декабря 1978 года Сьюманджаджа объявил о своем возвращении с новым фильмом «Кабут Сутра Унгу» ( «Туман пурпурного шелка» ), экранизацией романа Айка Соэпомо. [ 10 ] За «Кабут Сутра Унгу» последовало еще несколько фильмов, в том числе «Букан Сандивара» ( «Не пьеса» ; 1980), биографический фильм о женской эмансипации Картини Р.А. Картини (1981) и «Будак Нафсу» ( «Раба похоти» ; 1983), основанный на Роман «Фатима» Тити Саид . [ 8 ] Последний перед смертью фильм Сюманджаи «Керикил-Керикил Шарп» ( «Острые камешки ») вышел на экраны в 1984 году. [ 7 ]
После сердечного приступа во время молитвы в доме Соэпомо 19 июля 1985 года Сьюманджаю доставили к доктору. Больница Сипто Мангункусумо в Джакарте. [ 9 ] Он умер в 15:50 по местному времени (UTC+7) и был похоронен на следующий день на общественном кладбище Кави-Кави. [ 8 ] Он оставил после себя почти законченный фильм «Джакартская опера» , над созданием которого ему пришлось приложить немало усилий. [ 8 ] Позже он был завершен Сутомо Гандасубратой. [ 7 ]
Режиссерский стиль
[ редактировать ]Сообщается, что Сюманджаджа был очень строгим режиссером и не желал подвергаться критике со стороны актеров. По словам Эль Маника , сыгравшего японского солдата в «Будаке Нафсу» , Сьюманджаджа отказался прислушиваться к опасениям Эль Маника по поводу того, что японец не сможет бегло говорить по-индонезийски, вместо этого велел актеру самому написать японские диалоги, если он захочет. [ 11 ] Гандасубрата напомнил, что Сьюманджаджа уволил собственного тестя из Джакартской оперы, когда тот не смог оправдать ожидания режиссера. [ 11 ] По словам продюсера Ману Сукмаджаи, Сьюманджаджа откажется принять предложение режиссуры, если сочтет сценарий неинтересным, ценя творческую ценность выше режиссерского гонорара. [ 11 ]
На Сюманджаю повлияли многочисленные русские произведения, которые он видел, находясь в Советском Союзе. Среди этих произведений - Михаила Калатозова ( «Летят журавли» « Летят журавли» ; 1957), ; 1956) Григория Чухрая и « Сорок первый» ( «Сорок первый» « Баллада о солдате» ( «Баллада о солдате» ; 1959). Романтизм этих постсталинских произведений отразился в творчестве Сюманджаи вплоть до Керикила-Керикила Таяма . [ 7 ] Его работы также относятся к соцреализму , а такие фильмы, как «Си Мамад» и «Атеис», отражают проблемы, актуальные для современного общества. [ 1 ] [ 6 ] Некоторые из его фильмов, такие как « Янг Муда Ян Берчинта », содержат темы самосознания и открытия, в то время как «Будак Нафсу» содержит то, что Марселли в «Компасе » назвал «вульгарным эротизмом». [ б ] [ 6 ]
С точки зрения техники Сюманджая использовала камеру, чтобы подчеркнуть повествование. «Баджанган» , его первая работа, использовал длинные планы , чтобы показать одиночество главного героя. Он часто использовал несколько кадров, чтобы показать психологические проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи, уделяя внимание как персонажам, так и пространству вокруг них. Он также использовал ссылки на известные произведения культуры; сцена в Картини была оформлена так, чтобы отразить Леонардо да Винчи » «Тайную вечерю . [ 6 ]
Похвалы
[ редактировать ]Сьюманджаджа получил пять премий Citra Awards на Индонезийском кинофестивале (FFI) за свои работы, а именно за лучший сценарий Лайлы Мадженун (FFI 1976), лучший режиссер и лучший сценарий для Си Доэл Анак Модерн (FFI 1977), лучший режиссер Будак Нафсу (FFI) 1984) и лучший сценарий Керикил-Керикил Шарп (FFI 1985). [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Первый брак Сьюманджаи был на балерине Фариде Утойо , с которой он познакомился и женился, находясь в Советском Союзе; [ 2 ] [ 6 ] Утойо учился в Московской государственной академии хореографии . [ 11 ] От Утойо у него было два сына, Аридья Юдистира и Шри Аксана (бывший барабанщик Dewa 19). [ 1 ] Расставание пары в начале 1970-х послужило для него источником вдохновения для создания «Фламбояна» ( Famboyant ; 1972). После развода с Утойо Сьюманджаджа женился на актрисе Тути Киране до выхода фильма « Си Доэль Анак Бетави» . [ 6 ] В 1973 году у пары родилась дочь Дженар Маэса Аю , которая позже стала сценаристом и режиссером и получила премию Citra Award за свой дебютный фильм «Мерека Биланг, Сая Монет!». ( Они говорят, что я обезьяна!; 2007). [ 1 ] [ 12 ] В 1982 году его отношения с Кираной испортились, и пара развелась. [ 11 ] В 1984 году он женился на третьей жене, Зорайе Перуча. [ 9 ] [ 6 ]
Сюманджая был известен как пьяница, что усугубляло его проблемы со здоровьем. [ 10 ] Начав с пива, когда учился в старшей школе, позже он перешел на крепкие напитки, несмотря на то, что еще в подростковом возрасте страдал от проблем с печенью. [ 8 ] К концу жизни, когда он стал более религиозным, он стал меньше пить. [ 9 ]
Фильмография
[ редактировать ]Актер
[ редактировать ]
|
|
Директор
[ редактировать ]
|
|
Писатель
[ редактировать ]
|
|
Продюсер
[ редактировать ]
|
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сообщается, что ему нравилось говорить людям, что он родился в 1933 году, но в официальных отчетах он использовал 1934 год. ( Ардан 1985 , стр. 123–124).
- ↑ Оригинал: « …вульгарная эротика » .
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ Jump up to: а б с д Темп 2008, На большом экране .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ардан 1985 , стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б Видьярто 1977, Сьюман: Горечь времени .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Национальная библиотека Индонезии, Сьюманджаджа .
- ^ Jump up to: а б Рекомендации 1971 года: действительно ли этого хочет Сьюманджая ?
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Марселли 1986, Памяти Сюманджая .
- ^ Jump up to: а б с д и Ардан 1985 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г WS 1985, Индонезия кого-то потеряла .
- ^ Jump up to: а б с д и Берита Буана 1985, режиссёр, сценарист .
- ^ Jump up to: а б с Чан 1979 года, «Вернись» — Сюманджая .
- ^ Jump up to: а б с д и Vista 1990, Вспоминая Сюманджаю .
- ^ Эдмонд 2009, Делая все спокойно .
Библиография
- Ардан, С.М. (октябрь 1985 г.). «Памяти: Сьюман Джая (1934–1985)» . Индонезия . 40 . Итака: Корнельский университет: 122–126.
- "Бетулка Сюманджая Мау Берхенти Менютрадараи Фильм?" [Правда ли, что Сюманджая перестанет снимать фильмы] (PDF) . Педоман (на индонезийском языке). 15 августа 1971 года. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- Чан, Анис (1979). « «Come Back»nya Syumanjaya Ditandai Dengan Pesta Mewah» [Возвращение Сюманджаи, отмеченное экстравагантной вечеринкой] (PDF) . Виста (на индонезийском языке). Том. 482. стр. 14–15. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- «Ди Лаяр Лебар, Дженар Беренанг» [На широкоэкранном экране Дженар Плавает]. Темп (на индонезийском языке). 29 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
- Эдмонд, Брюс (29 января 2009 г.). «Принимать вещи спокойно» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- Марселли (27 июля 1986 г.). «Памяти Сюманджая Любовный треугольник: фильм-женщина-сама» [Памяти Сюманджая Любовный треугольник: Кино-Женщина-Сам] (PDF) . Компас (на индонезийском языке). п. 42. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- "Менгенанг Сьюманджаджа" [Вспоминая Сьюманджажу] (PDF) . Виста (на индонезийском языке). Том. 90. 19 июля 1990. стр. 46–53. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- «Сюманджаджа» . Токо Перфилман Индонезия (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- «Режиссер, сценарист д-р Сюманджая умирает во время чтения» [Режиссер, сценарист д-р. Сюманджая скончалась во время молитвы] (PDF) . Buana News (на индонезийском языке). 20 июля 1985 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 11 февраля 2012 г.
- Винарно, Атенг (14 августа 1977 г.). «Сьюман: горечь детства отражена в его работах» [Сьюман: горечь его юности проявляется в его фильмах] (PDF) . Звук работы . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
- WS, Титик (июль 1985 г.). «Индонезия потеряла человека, преданного искусству: в память о Сюманджае» [Индонезия потеряла человека, преданного искусству: в память о Сюманджае] (PDF) . Индонезийский кинематограф . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сюманджаджа на IMDb
- 1933 рождения
- 1985 смертей
- Яванский народ
- Индонезийские мусульмане
- Индонезийские режиссеры
- Индонезийские актеры-мужчины
- Индонезийские сценаристы
- Лауреаты премии Citra
- Индонезийские эмигранты в Советском Союзе
- Выпускники института кинематографии им. Герасимова.
- Индонезийские актеры-мужчины 20-го века
- Люди из Батавии, Голландская Ост-Индия.
- Представители СМИ из Джакарты
- Сценаристы 20 века