Jump to content

Сюманджая

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Сюманджая
Сюманджая, боковой профиль
Рожденный 5 августа 1933 г.
Умер 19 июля 1985 г. (1985-07-19) (51 год)
Джакарта , Индонезия
Национальность индонезийский
Альма-матер Всесоюзный государственный институт кинематографии
Род занятий Режиссер, сценарист, актер
Годы активности 1956–1985
Заметная работа
Стиль Социальный реализм [ 1 ]
Награды Пять наград Citra

Сюманджая ( Совершенное написание : Сюманджая ; 5 августа 1933 г.) [ а ] — 19 июля 1985) — индонезийский режиссёр, сценарист и актёр. За свою карьеру он написал множество фильмов, снял четырнадцать, снялся в десяти и продюсировал девять; он также выиграл пять премий Citra Awards на индонезийском кинофестивале . Его фильмы отражали соцреализм .

Сьюманджая родился в Батавии (современная Джакарта ), Голландская Ост-Индия , и вырос там. В старшей школе он заинтересовался писательским творчеством и актерским мастерством, в конечном итоге присоединившись к группе художников Сенен. В 1956 году, когда один из его рассказов был экранизирован, Сюманджая начал активно работать в киноиндустрии, написав два фильма для продюсерской компании Persari. Получив государственную стипендию, он переехал в Москву и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии . Вернувшись в Индонезию в 1965 году, Сьюманджаджа устроился на работу в Министерство информации и продолжил писать сценарии. В 1971 году, после ухода из министерства, он снял свой первый художественный фильм « Леват Тенга Малам» ( «Прошлое полночь» ). Он продолжал писать сценарии и снимать фильмы до своей смерти от сердечного приступа 19 июля 1985 года.

Как сообщается, будучи строгим режиссером, Сюманджая ценил творческую ценность выше режиссерского гонорара. Он был женат трижды и имел троих детей: двоих от первой жены и одного от второй. Его сын, Шри Аксана, является бывшим барабанщиком Dewa 19 , а его дочь Дженар Маэса Аю также является режиссером, удостоенным премии Citra.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сюманджаджа родился в Батавии 5 августа 1934 года. Пятый из восьми детей, Сьюманджаджа был этническим яванцем , но вскоре привык к местной культуре Бетави . [ 2 ] Он изучал чтение Корана в течение трех дней, но прекратил это занятие после многочисленных разногласий с учителем. [ 3 ] Когда ему было десять лет, его отец умер, оставив Сюманджаю на воспитание матери. [ 4 ] Во время японской оккупации Голландской Ост-Индии с 1942 по 1945 год он стал свидетелем того, как несколько подневольных рабочих были забиты до смерти возле его дома во время строительства аэропорта Кемайоран . [ 3 ]

Во время учебы в средней школе Таман Сисва Сьюманджаджа увлеклась драмой. Вместе со своими одноклассниками С. М. Арданом и Савитри (дочью драматурга Сануси Пане ) поставил постановку по пьесе Утуя Татанга Сонтани «Авал дан Мира» («Авал и Мира»); Режиссером выступил другой одноклассник Мисбах Юса Биран . В этот период Сюманджаджа также был членом группы художников Сенен, названной в честь места ее встреч в Сенене , вместе со своими бывшими одноклассниками и некоторыми другими, такими как будущий министр информации Хармоко . [ 2 ] Вместе с группой он писал рассказы, стихи и литературно-критические произведения. [ 4 ]

В 1956 году Сьюманджаджа сыграла роль в фильме «Теранг Булан Теранг ди Тенгах Кали» ( «Лунный свет посреди потока »), написанном Арданом и поставленном Вимом Умбохом . В том же году его рассказ «Керонджонг Кемаджоран» («Керонконг из Кемайорана») был адаптирован продюсерской компанией Persari в виде фильма под названием « Саода» . В следующем году компания адаптировала еще один рассказ Сьюманджаи, «Анакку Саджанг» («Мое дорогое дитя»). он взял на себя роль помощника режиссера в фильме. Сюманджая стала сотрудником Persari в 1958 году. [ 2 ] под руководством Асрула Сани . [ 4 ]

В 1959 году Сюманджая получила государственную стипендию на обучение в Москве. После годичного подготовительного курса в 1960 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии ; [ 2 ] он был первым индонезийским студентом, поступившим в институт. [ 5 ] Бабник в кампусе, [ 6 ] окончил с отличием институт в 1964 году. [ 2 ] или 1965 год. [ 4 ] Его работа, «Баджанган» ( «Тени» ), фильм по рассказу Эрскина Колдуэлла , представлял собой 25-минутный черно-белый профиль женщины, ожидающей своего внука. [ 2 ] [ 4 ] Он был лишь седьмым человеком, окончившим институт с отличием, и первым иностранцем. [ 4 ]

Кинокарьера

[ редактировать ]

Вернувшись в Индонезию в 1965 году, Сьюманджаджа работал в Министерстве информации; с 1966 по 1968 год — руководитель кинорежиссуры. [ 7 ] [ 8 ] и ему удалось принять закон, согласно которому прибыль от импорта фильмов использовалась для финансирования местного производства. [ 9 ] Позже он продолжил режиссировать и писать сценарии, проработав пятилетний срок главой Художественного бюро Джакарты. [ 8 ] Его дебют в художественном фильме 1971 года « Леват Тенга Малам» ( «Прошлое полночь ») производства Allied Film Indonesia поставил его под пристальный надзор со стороны правительства, возглавляемого Сухарто, в его социальной критике. [ 2 ] [ 5 ] а написанный им фильм «Пенгантин Ремаджа» ( «Молодожены-подростки ») получил награду на Фестивале азиатского кино 1971 года. За этим последовал Flambojan ( Famboyant ; 1972). [ 8 ]

В 1972 году Сюманджая основал продюсерскую компанию «Матари Фильм». Первый фильм компании, «Си Доэль Анак Бетави» ( «Дил, ребенок Бетави» ), который он снял, получил признание критиков и привел к всплеску популярности как среди культуры Бетави, так и звезды фильма Рано Карно . [ 4 ] Два его более поздних фильма, «Си Мамад» ( «Тот, кого зовут Мамад» ; 1974) и «Пинанган» ( «Предложение» ; 1976), были основаны на произведениях Антона Чехова , а фильм 1975 года «Лайла Маженун » ( «Лайла одержима ») представлял собой адаптацию романа Уэста. Побочная история . [ 2 ] После съемок фильма «Янг Муда Ян Берсинта» ( «Молодые влюбляются »), съемки которых были отложены цензурным советом, в 1977 году он взял еще один перерыв, чтобы разобраться с проблемами со здоровьем. [ 10 ] За этот период он стал более набожным мусульманином. [ 6 ] [ 9 ]

25 декабря 1978 года Сьюманджаджа объявил о своем возвращении с новым фильмом «Кабут Сутра Унгу» ( «Туман пурпурного шелка» ), экранизацией романа Айка Соэпомо. [ 10 ] За «Кабут Сутра Унгу» последовало еще несколько фильмов, в том числе «Букан Сандивара» ( «Не пьеса» ; 1980), биографический фильм о женской эмансипации Картини Р.А. Картини (1981) и «Будак Нафсу» ( «Раба похоти» ; 1983), основанный на Роман «Фатима» Тити Саид . [ 8 ] Последний перед смертью фильм Сюманджаи «Керикил-Керикил Шарп» ( «Острые камешки ») вышел на экраны в 1984 году. [ 7 ]

После сердечного приступа во время молитвы в доме Соэпомо 19 июля 1985 года Сьюманджаю доставили к доктору. Больница Сипто Мангункусумо в Джакарте. [ 9 ] Он умер в 15:50 по местному времени (UTC+7) и был похоронен на следующий день на общественном кладбище Кави-Кави. [ 8 ] Он оставил после себя почти законченный фильм «Джакартская опера» , над созданием которого ему пришлось приложить немало усилий. [ 8 ] Позже он был завершен Сутомо Гандасубратой. [ 7 ]

Режиссерский стиль

[ редактировать ]

Сообщается, что Сюманджаджа был очень строгим режиссером и не желал подвергаться критике со стороны актеров. По словам Эль Маника , сыгравшего японского солдата в «Будаке Нафсу» , Сьюманджаджа отказался прислушиваться к опасениям Эль Маника по поводу того, что японец не сможет бегло говорить по-индонезийски, вместо этого велел актеру самому написать японские диалоги, если он захочет. [ 11 ] Гандасубрата напомнил, что Сьюманджаджа уволил собственного тестя из Джакартской оперы, когда тот не смог оправдать ожидания режиссера. [ 11 ] По словам продюсера Ману Сукмаджаи, Сьюманджаджа откажется принять предложение режиссуры, если сочтет сценарий неинтересным, ценя творческую ценность выше режиссерского гонорара. [ 11 ]

На Сюманджаю повлияли многочисленные русские произведения, которые он видел, находясь в Советском Союзе. Среди этих произведений - Михаила Калатозова ( «Летят журавли» « Летят журавли» ; 1957), ; 1956) Григория Чухрая и « Сорок первый» ( «Сорок первый» « Баллада о солдате» ( «Баллада о солдате» ; 1959). Романтизм этих постсталинских произведений отразился в творчестве Сюманджаи вплоть до Керикила-Керикила Таяма . [ 7 ] Его работы также относятся к соцреализму , а такие фильмы, как «Си Мамад» и «Атеис», отражают проблемы, актуальные для современного общества. [ 1 ] [ 6 ] Некоторые из его фильмов, такие как « Янг Муда Ян Берчинта », содержат темы самосознания и открытия, в то время как «Будак Нафсу» содержит то, что Марселли в «Компасе » назвал «вульгарным эротизмом». [ б ] [ 6 ]

С точки зрения техники Сюманджая использовала камеру, чтобы подчеркнуть повествование. «Баджанган» , его первая работа, использовал длинные планы , чтобы показать одиночество главного героя. Он часто использовал несколько кадров, чтобы показать психологические проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи, уделяя внимание как персонажам, так и пространству вокруг них. Он также использовал ссылки на известные произведения культуры; сцена в Картини была оформлена так, чтобы отразить Леонардо да Винчи » «Тайную вечерю . [ 6 ]

Сьюманджаджа получил пять премий Citra Awards на Индонезийском кинофестивале (FFI) за свои работы, а именно за лучший сценарий Лайлы Мадженун (FFI 1976), лучший режиссер и лучший сценарий для Си Доэл Анак Модерн (FFI 1977), лучший режиссер Будак Нафсу (FFI) 1984) и лучший сценарий Керикил-Керикил Шарп (FFI 1985). [ 7 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Первый брак Сьюманджаи был на балерине Фариде Утойо , с которой он познакомился и женился, находясь в Советском Союзе; [ 2 ] [ 6 ] Утойо учился в Московской государственной академии хореографии . [ 11 ] От Утойо у него было два сына, Аридья Юдистира и Шри Аксана (бывший барабанщик Dewa 19). [ 1 ] Расставание пары в начале 1970-х послужило для него источником вдохновения для создания «Фламбояна» ( Famboyant ; 1972). После развода с Утойо Сьюманджаджа женился на актрисе Тути Киране до выхода фильма « Си Доэль Анак Бетави» . [ 6 ] В 1973 году у пары родилась дочь Дженар Маэса Аю , которая позже стала сценаристом и режиссером и получила премию Citra Award за свой дебютный фильм «Мерека Биланг, Сая Монет!». ( Они говорят, что я обезьяна!; 2007). [ 1 ] [ 12 ] В 1982 году его отношения с Кираной испортились, и пара развелась. [ 11 ] В 1984 году он женился на третьей жене, Зорайе Перуча. [ 9 ] [ 6 ]

Сюманджая был известен как пьяница, что усугубляло его проблемы со здоровьем. [ 10 ] Начав с пива, когда учился в старшей школе, позже он перешел на крепкие напитки, несмотря на то, что еще в подростковом возрасте страдал от проблем с печенью. [ 8 ] К концу жизни, когда он стал более религиозным, он стал меньше пить. [ 9 ]

Фильмография

[ редактировать ]

Директор

[ редактировать ]

Писатель

[ редактировать ]

Продюсер

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Сообщается, что ему нравилось говорить людям, что он родился в 1933 году, но в официальных отчетах он использовал 1934 год. ( Ардан 1985 , стр. 123–124).
  2. Оригинал: « …вульгарная эротика » .

Сноски

Библиография

  • Ардан, С.М. (октябрь 1985 г.). «Памяти: Сьюман Джая (1934–1985)» . Индонезия . 40 . Итака: Корнельский университет: 122–126.
  • "Бетулка Сюманджая Мау Берхенти Менютрадараи Фильм?" [Правда ли, что Сюманджая перестанет снимать фильмы] (PDF) . Педоман (на индонезийском языке). 15 августа 1971 года. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • Чан, Анис (1979). « «Come Back»nya Syumanjaya Ditandai Dengan Pesta Mewah» [Возвращение Сюманджаи, отмеченное экстравагантной вечеринкой] (PDF) . Виста (на индонезийском языке). Том. 482. стр. 14–15. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • «Ди Лаяр Лебар, Дженар Беренанг» [На широкоэкранном экране Дженар Плавает]. Темп (на индонезийском языке). 29 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 г. Проверено 5 ноября 2011 г.
  • Эдмонд, Брюс (29 января 2009 г.). «Принимать вещи спокойно» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 16 января 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • Марселли (27 июля 1986 г.). «Памяти Сюманджая Любовный треугольник: фильм-женщина-сама» [Памяти Сюманджая Любовный треугольник: Кино-Женщина-Сам] (PDF) . Компас (на индонезийском языке). п. 42. Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • "Менгенанг Сьюманджаджа" [Вспоминая Сьюманджажу] (PDF) . Виста (на индонезийском языке). Том. 90. 19 июля 1990. стр. 46–53. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • «Сюманджаджа» . Токо Перфилман Индонезия (на индонезийском языке). Национальная библиотека Индонезии. Архивировано из оригинала 29 апреля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • «Режиссер, сценарист д-р Сюманджая умирает во время чтения» [Режиссер, сценарист д-р. Сюманджая скончалась во время молитвы] (PDF) . Buana News (на индонезийском языке). 20 июля 1985 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • Винарно, Атенг (14 августа 1977 г.). «Сьюман: горечь детства отражена в его работах» [Сьюман: горечь его юности проявляется в его фильмах] (PDF) . Звук работы . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
  • WS, Титик (июль 1985 г.). «Индонезия потеряла человека, преданного искусству: в память о Сюманджае» [Индонезия потеряла человека, преданного искусству: в память о Сюманджае] (PDF) . Индонезийский кинематограф . Архивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2012 года . Проверено 11 февраля 2012 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36daeb267b3812ac036a3fb7c2722d77__1700795580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/77/36daeb267b3812ac036a3fb7c2722d77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sjumandjaja - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)