Jump to content

Пепи Литман

Пепи Литман
Литман, гр. 1910-е годы
Рожденный
истории профессий

в. 1876 ​​г.
Тарнополь , Восточная Галиция.
Умер 13 сентября 1930 г. (55–56 лет)

Пепи Литман ( идиш : פּעפּי ליטמאַן , урожденная Пеша Кахане ; ок. 1876 - 13 сентября 1930) была женщиной-переодетой идишской певицей водевиля , связанной с движением Бродерзингера . [1] Литман возглавлял популярную путешествующую театральную труппу по Европе, исполняя весьма сатирические песни в костюме еврея-хасида мужского пола . Поскольку она часто выступала в костюме мальчика или денди-мужчины , ее считают исполнительницей прото- драг-короля . [2] Пепи Литман сделала множество записей на скорости 78 об/мин. [3] которые отражают ее энергичный и виртуозный стиль пения, а также являются документом еврейской жизни в Восточной Европе . [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Литман родился в бедной еврейской семье в Тарнополе , городе на востоке Галичины (ныне Украина). [1] Этот регион был частью Австро-Венгерской империи , где евреи могли относительно свободно работать и путешествовать. [5] Однако бедная еврейская девушка без приданого имела весьма ограниченные перспективы в Восточной Европе девятнадцатого века. [6] обычно всю жизнь работает без вознаграждения, чтобы поддержать своих родителей, мужа, детей и родственников мужа. [7]

В юности Литман работала горничной в театральном пансионате родителей Макса Бадина, актера, который позже снимался в американских фильмах на идише. [ нужна ссылка ] Поскольку у нее был хороший певческий голос, она вскоре связалась со странствующими идишскими водевилистами, известными как Бродерзингеры . [5]

Бродерзингерам приписывают создание самой ранней формы светского идишского театра в восточноевропейских пабах, кафе и винных садах. [8] Их выступления сочетали в себе элементы традиционного раввинского придворного шута, бадхна (церемониймейстера на идишской свадьбе) и Пуримшпиля (традиционных праздничных пьес, обычно исполняемых в частном порядке любителями, с переодеванием в одежду другого пола, сатирой и непристойными песнями). [9] Помимо предоставления комических развлечений, Бродерзингеры находились под влиянием еврейского Просвещения, или Хаскалы , и выступали за модернизацию, образование и эмансипацию евреев. [5] Некоторые песни Бродерзингера высмеивали хасидизм ; другие исполнялись с точки зрения простых людей рабочего класса, таких как ночные сторожа, водоносы, могильщики, горничные и нищие. [10]

Пепи вышла замуж за руководителя оркестра и Бродерзингера, Джейкоба Литмана или Литтмана, который руководил собственной труппой передвижного театра. После его смерти она сама возглавила труппу, гастролируя по гостиницам, поселкам, курортам, городам и даже частным домам в России, Польше, Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. [1]

Рассказы очевидцев

[ редактировать ]

Согласно свидетельствам очевидцев, которые приводит Залмен Зильберцвейг в книге «Лексикон идишн театр» («Лексикон идишского театра»), Пепи Литман говорила на нескольких языках, посещала литературные кружки на идиш и соблюдала еврейские законы, насколько это было возможно, в дороге, соблюдая кошерность и зажигание свечей Shabes. [1]

Якоб Местель, соредактор «Лексикона » , назвал ее «шансонеткой в ​​хасидских брюках». [1]

Зильберквейг цитирует свидетельство другого очевидца:

«Одетая хасидом , в большой меховой шапке над кудрявыми глазами, обрамлявшими ее круглое, полное женское лицо, в широком расстегнутом пальто, коротких брюках, белых носках и туфлях, вертя руками глаза, она вырывалась из-за занавесок. пела и мгновенно, как молния, поджигала публику, как на полу, так и на балконах, — поскольку певчие и купцы, портные и врачи, горничные и мадам улавливали ее мелодии и подпевали ей.

«У Пепи Литман был мужской голос, глубокий и хриплый, но любой, кто однажды услышал ее «Йисмеху», никогда не мог его забыть».

В 1910 году журналист М. Дж. Ланда сделал рецензию на выступление Литмана в Лемберге, Польша, в рамках «Жидовского кабарету» [польский: «Еврейское кабаре»]. Ланда написал:

«Она была «звездой» программы… В тот момент, когда она вышла на сцену, одетая как галицкий юноша, в ермолке и локонах, вся атмосфера в зале изменилась. В ней доминировала личность. .....Честно говоря, я не думаю, что слышал женщину-комическую певицу с голосом большей силы и возможностей, я предпочел бы его культурному голосу дамы в черном вечернем платье, которая легко и эффектно напевала оперные мелодии. , а затем уговорила публику покупать ее открытки с портретами. Голос Пепи Литтманн - это богатое, чистое меццо оперной полноты и широты, и бывают моменты, когда он весьма волнующий, в других случаях он снова звучит почти резко - это когда. она занята репликами со своей аудиторией. Она подшучивает и увещевает своих слушателей, всегда с юмором и, кажется, получает такое же удовольствие от своего пения и своей болтовни, как и они. Она — воплощение радостного духа еврея. с минутами пафоса и сантиментов. Слушая ее пение «Шаббат после стола» и «Коль Исраэль Хаверим», а также забавную песенку о приезде Мессии в автомобиле, я забыл, что нахожусь в Галиции, забыл об ужасной, удручающей нищете. которым я был окружен в течение нескольких дней..." [11]

Карьера и партнеры

[ редактировать ]

Примерно с 1905 по 1930 год Литман выступал в Германии (особенно в таких курортных городах, как Мариенбад и Карлсбад). [1] Венгрия (в Будапеште), [12] Польша (особенно в Лемберге/Львове), [13] Россия (особенно в Одессе), [1] и, вероятно, в Америке, поскольку она записала несколько дисков на 78 об/мин в Нью-Йорке. [14]

Она исполняла как юмористические, так и серьезные песни на широком галицианском диалекте идиш, иногда на германизированной форме идиша, называемой дайцмериш . [15] Она записала ряд песен как в Лемберге , Будапеште , так и в Нью-Йорке . [16] Пепи Литман также тесно сотрудничала с Бродерзингером, автором и композитором Шлоймом Призаментом .

Во время Первой мировой войны Литман преимущественно выступала в Одессе и ее окрестностях , где нашла последователей в литературных кругах. Она часто была гостем идишского писателя и редактора Дэвида Фришмана и писателя Менделе Мохера Сфорима . [1]

Литман вернулся к выступлениям в Вене в 1928 году, наметив маршрут, который включал Карловы Вары , Мариенбад и Польшу . После этого турне она сильно заболела и после пребывания в больнице Ротшильдов умерла 13 сентября 1930 года. Ее похороны были организованы Венским союзом идишских художников, а участок для ее захоронения был пожертвован еврейской общиной. [1]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Зильберцвейг, Залмен (1934). «Литман, Пепи», в Лексиконе веселья Идишн Театр (Лексикон идишского театра; на идиш). При содействии Джейкоба Местела. Том 2. Варшава: Элишева. столбцы 1054-1057.
  2. ^ Поллак, Хана. «Пепи Литтман, король идиш-драг» . Форверты. Идиш вперед . Проверено 17 января 2017 г.
  3. ^ «Идентификаторы WorldCat» . Мировой кот . Интернет-компьютерный библиотечный центр.
  4. ^ Сигал, Мирьем-Хайе (Аманда) (2 февраля 2012 г.). « Певцы Бродера: предшественники идишского театра» ». Институт еврейских исследований YIVO, лекция памяти Йозефа Кремена .
  5. ^ Jump up to: а б с Сандроу, Нахма (май 1986 г.). Сандроу, Нахма (Бродячие звезды: Всемирная история идишского театра . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  6. ^ Винсент, Изабель (12 декабря 2006 г.). Тела и души: трагическая судьба трех еврейских женщин, вынужденных заниматься проституцией в Америке . Харпер Коллинз.
  7. ^ Зингер, Шехтер; и др. (1906). Еврейская энциклопедия: Брак . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  8. ^ Сигал, Мирьем-Хайе (Аманда) (2 февраля 2012 г.). «Певцы Бродера: предшественники идишского театра». Институт еврейских исследований YIVO, лекция памяти Йозефа Кремена .
  9. ^ Лифшиц, Ю. (1930). «Бадхоним ун летсим бай йидн». Архив Фар дер Гешихте Развлечения Идишн Театр Ун Драма . 1 : 38–74.
  10. ^ Бродер, Берл (1957). Дрей дойры . Нью-Йорк: Нью-Йорк.
  11. ^ Ланда, MJ (12 февраля 1910 г.). « Идишское кафе-шантант» . Еврейский мир, перепечатано в «Адвокат: Американский еврейский журнал» . 38 : 1140–1143.
  12. ^ Халас, Т. (2010). «Венгерский театр» . Нью-Йорк: ЙИВО. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  13. ^ Эйлуорд, Майкл; Футтер, Джулиан (2013). Блуждающие звезды: песни из идишского театра Лемберга Гимпеля, 1906-1910 (примечания СМИ). Ренэйр Рекордс. 128.
  14. ^ Брылавский, Самуэль, изд. (2013). «Дискография американских исторических записей, св. «Фрау Пепи Литтманн (вокалистка: контральто)» . DAHR . Калифорнийский университет, Санта-Барбара . Дата обращения 4 мая 2016 .
  15. ^ Рубин, Ханна (10 января 2017 г.). «Местная певица воплощает в жизнь водевиль на идише, переодевающийся в одежду другого пола | j. Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии» . Дж . Проверено 17 января 2017 г.
  16. ^ «Пепи Литтманн [Пеше Кахане] (1874-1930)» . Идиш Музыка . Проверено 17 января 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38ffcf7d485e709d01278b135c061398__1717586340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/98/38ffcf7d485e709d01278b135c061398.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pepi Litman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)