Хроническая боль в детстве

По данным консервативных эпидемиологических исследований, хроническая боль в детском возрасте затрагивает не менее 5% населения в возрасте до 18 лет. За последние 20 лет также возросла частота случаев хронической боли у детей. [ 2 ] Хотя хронические болевые состояния значительно различаются по степени тяжести, они часто влияют на психическое здоровье детей, успеваемость, повседневную деятельность, участие в общественной жизни и общее качество жизни. [ 3 ] На исход хронической боли в детстве влияет ряд факторов, включая демографические факторы, генетику, доступ к реабилитационным услугам, а также поддержку со стороны школы и семьи. [ 2 ]
Классификация и эпидемиология
[ редактировать ]Хроническая боль определяется как боль, которая длится не менее 3–6 месяцев и в случае травмы или хирургического вмешательства сохраняется после истечения стандартного времени восстановления. [ 4 ] МКБ -11 предусматривает семь категорий диагностики хронической боли:
- Хроническая первичная боль
- Хроническая раковая боль
- Хроническая послеоперационная и посттравматическая боль
- Хроническая нейропатическая боль
- Хроническая головная боль и орофациальная боль
- Хроническая висцеральная боль
- Хроническая скелетно-мышечная боль [ 4 ]
Хроническая боль в детском возрасте может быть вызвана рядом состояний, в том числе следующими: [ 5 ]
Состояние | Симптомы | Известные причины и факторы риска | Предполагаемая распространенность | Лечение |
---|---|---|---|---|
Хроническая боль в животе | Рецидивирующая боль в животе, обычно без известной органической причины. [ 6 ] | Обычно неизвестно [ 6 ] | 8.4% [ 7 ] | Лекарственная терапия, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) [ 6 ] |
Хроническая головная боль | Рецидивирующая головная боль (минимум 15 дней в месяц по 4 часа в день) [ 8 ] | Секс (чаще встречается у женщин), психологические расстройства, ожирение, злоупотребление кофеином или лекарствами от головной боли, другие хронические болевые состояния. [ 8 ] | 1.5% - 3.4% | Антидепрессанты , бета-блокаторы , противосудорожные средства , НПВП , ботулотоксин , КПТ, [ 8 ] трудотерапия |
Рефлекторная симпатическая дистрофия | Сильная жгучая/пульсирующая боль (обычно в конечности), отек, чувствительность, изменения цвета и текстуры кожи. [ 9 ] | Травма или травма [ 9 ] | Неизвестный [ 10 ] | Обезболивающие, кортикостероиды , препараты, способствующие потере костной массы, препараты, блокирующие симпатические нервы, внутривенное введение кетамина, физиотерапия , трудотерапия, психотерапия , биологическая обратная связь , стимуляция спинного мозга. [ 9 ] |
Ювенильная фибромиалгия | Распространенные скелетно-мышечные боли, головная боль, нарушения сна, утомляемость. [ 11 ] | Генетика, пол (чаще встречается у женщин), инфекции, травмы, ревматические заболевания. [ 11 ] | 1.2% - 6.2% [ 12 ] | Антидепрессанты, противосудорожные препараты, обезболивающие, КПТ [ 11 ] |
Ювенильный ревматоидный артрит | Боль в суставах, отек и скованность [ 13 ] | Генетика, пол (чаще встречается у женщин) [ 13 ] | 0.4% [ 14 ] | НПВП, блокаторы ФНО , иммуносупрессанты , кортикостероиды, физиотерапия, трудотерапия [ 13 ] |
Управление
[ редактировать ]Хроническую боль можно лечить разными способами, в зависимости от типа и тяжести состояния. Обычные обезболивающие, назначаемые детям, включают парацетамол , ибупрофен и ацетилсалициловую кислоту . [ 15 ] Исследователи также обнаружили, что психотерапия часто помогает уменьшить функциональную инвалидность у детей с хронической болью. Метаанализ, проведенный Кристофером Экклстоном и его коллегами, показал, что когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) значительно снижает тяжесть боли у детей с хроническими головными болями. [ 16 ] Кроме того, биологическая обратная связь и релаксационная терапия могут использоваться в сочетании с КПТ для лечения хронической боли. Исследования, проведенные до сих пор, обычно обнаруживали небольшой эффект в плане улучшения психологического благополучия, но более надежные результаты в плане облегчения боли. [ 17 ]
Лечение хронической боли у детей также направлено на то, чтобы помочь ребенку и его семье реинтегрироваться в более функциональный распорядок дня и улучшить свою ежедневную борьбу. Фокус меняется с немедленного облегчения боли на усиление функциональных улучшений при одновременном управлении наличием боли. Поскольку хроническая боль у детей может иметь различные сложные причины, современные данные свидетельствуют о том, что комплексное междисциплинарное лечение важно и часто является наиболее успешным подходом для достижения ремиссии или лечения симптомов. Этот подход к лечению обычно включает в себя комбинацию методов лечения, включая трудотерапию, физиотерапию, лекарства, психологию боли и обучение родителей. [ 18 ] [ 19 ]
Эти междисциплинарные методы лечения обычно включают в себя применение как уменьшения боли, так и стратегий преодоления боли. Например, трудотерапия помогает клиентам использовать значимые виды деятельности, чтобы чувствовать себя лучше. Эрготерапевты могут обучать стратегиям сенсорной десенсибилизации, а также обеспечивать некоторые адаптации и компенсации для выполнения сложных повседневных действий и разрабатывать ежедневный график для поддержки участия в значимой деятельности. [ 20 ] Физиотерапевты могут улучшить силу и выносливость, а психологи сосредоточатся на психообразовании, поведенческом воздействии и тренировках по релаксации. Кроме того, родители могут получить психообразование для разработки семейных стратегий по управлению болевым поведением и преодолению потенциальных препятствий, чтобы облегчить успешный переход в домашнюю среду. [ 19 ] [ 21 ]
Результаты
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Хроническая боль часто мешает детям посещать школу и преуспевать в ней. Дети с тяжелыми расстройствами особенно часто пропускают школу из-за изнурительных болей, а также визиты к врачу. Высокий уровень пропусков школы связан с плохой адаптацией и психосоциальным благополучием детей с хроническими заболеваниями. [ 22 ] Детям с тяжелыми хроническими болевыми расстройствами школьные округа могут предоставлять различные услуги, включая стационарное, домашнее и специальное обучение. Вспомогательные службы, такие как эрготерапия, могут предоставлять специализированные инструменты, оборудование и модификации окружающей среды для улучшения участия ребенка в образовательных ролях и деятельности. [ 20 ]
Стационарное образование
[ редактировать ]Некоторые больницы нанимают или нанимают репетиторов для помощи детям, находящимся в стационаре, в учебе. Больничные преподаватели, как правило, имеют сертификаты, позволяющие преподавать людям разного возраста и по предметам. В то же время, согласно исследованию Стейнке и др., около трети преподавателей больниц сообщили о возрасте преподавания или преподавании предметов, выходящих за рамки их специализации. [ 23 ] Число больничных преподавателей сокращается из-за сокращения госпитализации и сокращения сроков пребывания в больнице. [ 24 ]
Домашнее образование
[ редактировать ]Во многих школьных округах США обучение на дому предлагается учащимся, пропускающим занятия более 15 дней подряд. Обучение на дому обычно состоит из 45 минут занятий в день дома у ребенка. [ 25 ] Посредством индивидуального плана обучения (IEP) или плана 504 учащиеся также могут получить доступ к вспомогательным услугам на дому, включая трудотерапию, физиотерапию или логопедию, если это оправдано. Другие страны, в том числе Австралия и Бельгия , реализовали программы использования технологий для включения хронически больных учащихся в свои регулярные занятия, и эти программы в целом дали положительные результаты. [ 24 ] [ 26 ] Многие критики домашнего образования считают, что оно не является достаточной заменой обучения в классе. Кроме того, многие дети с хронической болью пропускают занятия периодически, а не продолжительно, что лишает их права на получение образовательных услуг на дому. [ 27 ] Даже когда образование на дому является вариантом, оно часто оказывается трудным для учащихся из малообеспеченных или иных неблагополучных семей. Программы обычно требуют наличия компьютера, подключения к Интернету, тихого и хорошо освещенного места, а также родительского присмотра — требования, которые могут оказаться обременительными для малообеспеченных семей. [ 28 ]
Услуги специального образования
[ редактировать ]Хотя детей с хронической болью обычно не помещают в классы специального образования, они могут получить приспособления, связанные со здоровьем, в рамках Плана 504. Такие приспособления могут включать более короткие школьные дни, освобождение от таких требований, как занятия физкультурой, меры по доставке лекарств и других видов лечения, а также программы по информированию одноклассников об их расстройствах. Эти меры требуют активного взаимодействия между учителями, врачами, терапевтами и школьными медсестрами. [ 29 ]
Влияние семьи
[ редактировать ]Хроническая боль в детском возрасте часто влияет на качество жизни семей детей, пострадавших от нее, при этом матери в среднем имеют особенно низкое качество жизни, связанное со здоровьем. [ 30 ] Родители детей с хронической болью выделяют значительные физические, финансовые и эмоциональные ресурсы на заботу о здоровье своего ребенка. Например, исследование Хо и его коллег показало, что лица, осуществляющие основной уход за хронически больными детьми, потратили в среднем около 8800 долларов и 28,5 часов на прием к врачу за последние три месяца, из-за чего они пропускали в среднем 4 дня работы. [ 31 ]
Участие в повседневной деятельности
Дети с хронической болью часто избегают повседневной деятельности из-за страха испытать боль. Такое избегающее поведение может существенно нарушить их физическое, социальное и эмоциональное функционирование и даже ухудшить их состояние здоровья и уровень боли. [ 32 ] Мультидисциплинарное лечение, особенно трудотерапия, предназначено для решения этой проблемы и направлено на повышение вовлеченности детей в повседневную жизнь. Трудотерапия дает детям возможность исцелиться посредством творческой деятельности и ролей, которые помогают им целенаправленно и функционально отвлечься от боли.
Психическое здоровье
[ редактировать ]Хроническая боль в детстве часто сопутствует психическим расстройствам, таким как тревожные расстройства , депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) , причем повышенная частота этих расстройств сохраняется и во взрослом возрасте. [ 33 ] Существует множество теорий, объясняющих эту взаимосвязь. Хроническая боль вызывает эмоциональный стресс как у ребенка, так и у его семьи, что может увеличить риск психических заболеваний. [ 30 ] Хроническая боль и посттравматическое стрессовое расстройство также могут «поддерживать друг друга», при этом когнитивные, поведенческие и аффективные модели создают цикл ухудшения физических и психических симптомов. [ 34 ] Согласно этой модели, депрессивные симптомы (такие как снижение активности и повышенное физиологическое возбуждение) усугубляют болевые симптомы, а нездоровые стратегии преодоления трудностей (такие как катастрофическое мышление ) ухудшают психическое здоровье. [ 35 ]
Многие психические расстройства также имеют общие нейробиологические механизмы с психологическими расстройствами, такие как активация оси HPA и увеличение выработки гормонов стресса . Хроническая боль, тревога, депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство также связаны с дисфункцией, связанной с серотонином и нейротрофическим фактором головного мозга . Новое исследование также связало хроническую боль и психические заболевания с воспалением . [ 33 ]
Качество жизни
[ редактировать ]В ходе исследования пациентов детской клиники боли исследователи обнаружили, что хроническая боль оказывает значительное негативное влияние на качество жизни. Депрессия также была широко распространена и коррелировала с функциональной инвалидностью. [ 36 ] Кроме того, психосоциальная адаптация является лучшим предиктором посещаемости школы, чем тяжесть боли, что позволяет предположить, что она является важной переменной при изучении результатов лечения детей с хронической болью. [ 37 ] Психологические последствия хронической боли могут усугубляться связанной с ней стигмой. Многие люди обычно не связывают хроническую боль с детьми и поэтому могут минимизировать или игнорировать ее влияние. [ 38 ]
Благополучие
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет благополучие как «общий термин, охватывающий всю совокупность сфер человеческой жизни, включая физические, психические и социальные аспекты». [ 39 ] Хроническая боль у детей имеет далеко идущие последствия для их благополучия, затрагивая как детей, так и их семьи. Эти дети часто страдают от дополнительных симптомов, вызванных болью, таких как трудности с социальным участием, трудности в обучении и общее снижение качества жизни.
Факторы, влияющие на результаты
[ редактировать ]Демографические факторы
[ редактировать ]Хроническая боль, особенно хроническая головная боль, чаще встречается у девочек, детей старшего возраста и детей с низким социально-экономическим статусом. [ 2 ] По мнению исследователей Анны Уге и Хорди Миро, наиболее распространенными местами возникновения хронической боли у детей являются голова и живот. Эти два места с большей вероятностью являются источниками хронической боли у девочек, тогда как мальчики чаще испытывают боли в нижних конечностях. Девочки также чаще, чем мальчики, испытывают множественные источники боли. [ 15 ] Распространенность хронической боли среди девочек резко возрастает в возрасте от 12 до 14 лет, что заставляет некоторых исследователей полагать, что она связана с менархе и другими гормональными изменениями в период полового созревания . [ 40 ]
Возраст также оказывает существенное влияние на переживания детей, испытывающие хроническую боль. Маленькие дети часто не могут описать свою боль так, как ее понимают взрослые, и даже детям старшего возраста может не хватать словарного запаса, чтобы четко общаться с медицинскими работниками. [ 41 ] Врачам, особенно врачам общей практики, также может не хватать опыта в диагностике или лечении хронических болевых расстройств у детей, в результате чего пациенты и их семьи чувствуют себя «осужденными, недоверчивыми и отмеченными как трудные или неблагополучные». [ 42 ]
Доступ к творческим программам и интегративным услугам, направленным на устранение боли и улучшение навыков самозащиты в обществе, может быть разным. Амбулаторные методы лечения, такие как трудотерапия, физиотерапия и консультирование, могут работать вместе для устранения боли. [ 20 ] Доступ к социальным возможностям и возможностям проведения досуга, которые являются значимыми и не подавляющими, могут быть полезными; их часто можно предоставить через общественные организации, например некоммерческие. Можно использовать осознанность, йогу, искусство, музыку, ведение дневника или медитативные образы. Может оказаться полезным общение с другими людьми, которые находятся в такой же ситуации или заметили улучшение в лечении боли. Некоторые штаты или страховые компании могут предоставлять семьям финансирование на услуги или временный уход.
Генетика и семейные факторы
[ редактировать ]Хроническая боль может передаваться в семьях, при этом риск хронической боли у детей резко возрастает у потомков взрослых, страдающих хронической болью. [ 33 ] Это часто связано с генетической предрасположенностью к определенным расстройствам, но также может быть связано с индивидуальными различиями в реакции на стресс. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что взрослые с аллелем 5-HTTLPR S имеют более высокий уровень кортизола , что может способствовать как прогрессированию хронических болевых расстройств, так и менее позитивному родительскому воспитанию. [ 43 ]
Для пациентов с хронической болью поддержка семьи является важным фактором в содействии успешному лечению боли и реабилитации. [ 44 ] В то время как здоровое семейное взаимодействие оказывает положительное влияние на детей, страдающих болью, чрезмерная опека и нездоровые требования в отношениях могут способствовать развитию депрессивных симптомов. [ 45 ]
Поддержка школы
[ редактировать ]Поддержка школы также является важным фактором, влияющим на исходы хронической боли у детей. Когда дети получают соответствующую поддержку со стороны учителей и школьных консультантов, а также вспомогательного персонала, такого как терапевты, они с большей вероятностью добьются успеха и психологического благополучия. [ 22 ] Этому процессу часто может способствовать практикующая педиатрическая медсестра (PNP), которая координирует обучение ребенка с его или ее лечением. [ 29 ]
Обучение по принципу «равный равному»
[ редактировать ]Важным компонентом школьной поддержки для многих детей с хронической болью является обучение сверстников. Эти дети часто сталкиваются с издевательствами и изоляцией от сверстников, особенно когда у них есть видимые признаки инвалидности (например, инвалидная коляска) или они не могут участвовать в школьных мероприятиях (например, на уроках физкультуры или в играх на переменах). [ 46 ] Программы обучения сверстников различаются в зависимости от возраста ребенка и состояния здоровья, но часто включают информативные презентации, ролевые игры и сеансы вопросов и ответов. Оценки эффективности этих программ в целом показали положительное влияние на расширение знаний сверстников о заболеваниях, но остается неопределенность относительно того, могут ли они привести к изменениям в отношениях и поведении. [ 47 ]
Педагогическое образование
[ редактировать ]Большинство учителей испытывают некоторую степень беспокойства по поводу присутствия в своих классах детей с хроническими заболеваниями. Только 40% учителей, участвовавших в исследовании Клея и его коллег, прошли формальную подготовку по обучению детей с хроническими заболеваниями, и поэтому многие были обеспокоены обеспечением соответствующих условий и оказанием неотложной медицинской помощи. [ 48 ] Программы подготовки учителей обнаружили умеренный положительный эффект в повышении знаний школьного персонала о хронической боли и комфортности обучения детей с хроническими болевыми расстройствами. [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Юге, Анна; Миро, Хорди (2008). «Тяжесть хронической детской боли: эпидемиологическое исследование» . Журнал боли . 9 (3): 226–236. дои : 10.1016/j.jpain.2007.10.015 . ПМИД 18088558 .
- ^ Jump up to: а б с Король, Сара; Чемберс, Кристин Т.; Юге, Анна; МакНевин, Ребекка С.; МакГрат, Патрик Дж.; Паркер, Луиза; Макдональд, Аманда Дж. (1 декабря 2011 г.). «Возврат к эпидемиологии хронической боли у детей и подростков: систематический обзор». Боль . 152 (12): 2729–2738. дои : 10.1016/j.pain.2011.07.016 . ISSN 1872-6623 . ПМИД 22078064 . S2CID 18074346 .
- ^ Вайс, Кентукки; Хан, А.; Уоллес, ДП; Биггс, Б.; Брюс, БК; Харрисон, TE (1 августа 2013 г.). «Принятие боли: ассоциации с депрессией, катастрофизацией и функциональной инвалидностью среди детей и подростков в междисциплинарной программе реабилитации хронической боли» . Журнал детской психологии . 38 (7): 756–765. дои : 10.1093/jpepsy/jst028 . ISSN 0146-8693 . ПМИД 23685451 .
- ^ Jump up to: а б Трид, Рольф-Детлеф; Риф, Винфрид; Барк, Антония; Азиз, Касим; Беннетт, Майкл И.; Бенолиэль, Рафаэль; Коэн, Милтон; Эверс, Стефан; Финнеруп, Нанна Б. (15 февраля 2017 г.). «Классификация хронической боли по МКБ-11» . Боль . 156 (6): 1003–1007. doi : 10.1097/j.pain.0000000000000160 . ISSN 0304-3959 . ПМЦ 4450869 . ПМИД 25844555 .
- ^ «Управление хронической болью у детей — блог Академии интегративного управления болью» . Блог Академии интегративного управления болью . 11 января 2016 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Боль, Подкомитет по хроническим заболеваниям брюшной полости (01 марта 2005 г.). «Хроническая боль в животе у детей» . Педиатрия . 115 (3): 812–815. дои : 10.1542/пед.2004-2497 . hdl : 1765/38169 . ISSN 0031-4005 . ПМИД 15741394 .
- ^ Читкара, Денеш К; Рават, Дэвид Дж; Тэлли, Николас Дж (1 августа 2005 г.). «Американский журнал гастроэнтерологии - Эпидемиология рецидивирующих болей в животе у детей в западных странах: систематический обзор». Am J Гастроэнтерол . 100 (8): 1868–1875. дои : 10.1111/j.1572-0241.2005.41893.x . ISSN 0002-9270 . ПМИД 16086724 . S2CID 4565401 .
- ^ Jump up to: а б с «Симптомы хронических ежедневных головных болей - Клиника Мэйо» . Клиника Мэйо . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Симптомы комплексного регионарного болевого синдрома - Клиника Мэйо» . Клиника Мэйо . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ Тан, Эдвард CTH; Сандт-Ренкема, Нинке ван де; Краббе, Пол Ф.М.; Аронсон, Дэниел К.; Северийнен, Рене СВМ (2009). «Качество жизни взрослых с дебютом в детстве комплексного регионального болевого синдрома I типа». Рана . 40 (8): 901–904. doi : 10.1016/j.injury.2009.01.134 . ПМИД 19524904 .
- ^ Jump up to: а б с «Симптомы юношеской фибромиалгии - Клиника Мэйо» . Клиника Мэйо . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ Нойманн, Л.; Бускила, Д. (2003). «Эпидемиология фибромиалгии». Текущие отчеты о боли и головной боли . 7 (5): 362–368. дои : 10.1007/s11916-003-0035-z . ПМИД 12946289 . S2CID 34976501 .
- ^ Jump up to: а б с «Симптомы ювенильного ревматоидного артрита - Клиника Мэйо» . Клиника Мэйо . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ Маннерс, Пруденс Джоан; Бауэр, Кэрол (1 июля 2002 г.). «Почему распространенность ювенильного артрита во всем мире так сильно различается?» . Журнал ревматологии . 29 (7): 1520–1530. ISSN 0315-162X . ПМИД 12136914 .
- ^ Jump up to: а б Юге, Анна; Миро, Хорди (2008). «Тяжесть хронической детской боли: эпидемиологическое исследование» . Журнал боли . 9 (3): 226–236. дои : 10.1016/j.jpain.2007.10.015 . ПМИД 18088558 .
- ^ Экклстон, Кристофер; Морли, Стивен; Уильямс, Аманда; Йорк, Луиза; Мастрояннопулу, Кики (2002). «Систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований психологической терапии хронической боли у детей и подростков с подгрупповым метаанализом облегчения боли». Боль . 99 (1): 157–165. дои : 10.1016/s0304-3959(02)00072-6 . ПМИД 12237193 . S2CID 38738101 .
- ^ Палермо, Тоня М.; Экклстон, Кристофер; Левандовски, Эми С.; Уильямс, Аманда К. де К.; Морли, Стивен (2010). «Рандомизированные контролируемые исследования психологических методов лечения хронической боли у детей и подростков: обновленный метааналитический обзор» . Боль . 148 (3): 387–397. дои : 10.1016/j.pain.2009.10.004 . ПМК 2823996 . ПМИД 19910118 .
- ^ Рабин, Джеффри; Браун, Маккензи; Александр, Шон (01 июля 2017 г.). «Обновления в лечении хронической боли у педиатрических пациентов» . Современные проблемы детского и подросткового здравоохранения . 47 (7): 167–172. дои : 10.1016/j.cppeds.2017.06.006 . ISSN 1538-5442 . ПМИД 28716513 .
- ^ Jump up to: а б Харрисон, Лорен Э.; Пейт, Джошуа В.; Ричардсон, Патрисия А.; Икманс, Келли; Викселль, Рикард К.; Саймонс, Лаура Э. (сентябрь 2019 г.). «Наилучшие доказательства реабилитации хронической боли, часть 1: Детская боль» . Журнал клинической медицины . 8 (9): 1267. дои : 10.3390/jcm8091267 . ISSN 2077-0383 . ПМК 6780832 . ПМИД 31438483 .
- ^ Jump up to: а б с Ривз, Линдси (2 мая 2022 г.). «Роль ОТ в комплексном интегративном лечении боли» . АОТА . Проверено 11 августа 2024 г.
- ^ Эванс, Дженни Р.; Бенор, Итан; Банез, Жерар А. (28 октября 2015 г.). «Экономичность интенсивной междисциплинарной детской реабилитации при хронической боли» . Журнал детской психологии . 41 (8): 849–856. дои : 10.1093/jpepsy/jsv100 . ISSN 0146-8693 . ПМИД 26514643 .
- ^ Jump up to: а б Миденс, К. (1994). «Влияние хронических заболеваний на детей и их семьи: обзор». Монографии по генетической, социальной и общей психологии . 120 (3): 311.
- ^ Стейнке, Сара Мари; Элам, Меган; Ирвин, Мэри Кей; Секстон, Карен; МакГроу, Энн (6 мая 2016 г.). «Программирование школьных педиатрических больниц: анализ образовательных услуг для госпитализированных студентов» . Инвалиды с ограниченными физическими возможностями: образование и сопутствующие услуги . 35 (1): 28–45. дои : 10.14434/pders.v35i1.20896 . ISSN 2372-451X .
- ^ Jump up to: а б «Академическая преемственность посредством онлайн-сотрудничества: учителя математики поддерживают обучение учеников с хроническими заболеваниями во время отсутствия в школе» . Исследовательские ворота . Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Шоу, Стивен Р.; Клайд, Майкл Эй Джей; Саррасин, Мэтью (2014). «Обзорная статья Обучение на дому для учащихся с хроническими заболеваниями: нестандартное снижение риска» . Отчет по психологии здоровья . 1 (1): 1–9. дои : 10.5114/hpr.2014.42786 . ISSN 2353-4184 .
- ^ Боонен, Х.; Петри, К. (1 июля 2012 г.). «Как дети с хроническими или хроническими заболеваниями воспринимают возвращение в школу после периода обучения на дому?» . Ребенок: уход, здоровье и развитие . 38 (4): 490–496. дои : 10.1111/j.1365-2214.2011.01279.x . ISSN 1365-2214 . ПМИД 21722160 . S2CID 39337375 .
- ^ Тис, К.М. (1 декабря 1999 г.). «Выявление образовательных последствий хронических заболеваний у школьников». Журнал школьного здоровья . 69 (10): 392–397. дои : 10.1111/j.1746-1561.1999.tb06354.x . ISSN 0022-4391 . ПМИД 10685375 .
- ^ Шоу, Стивен Р.; Маккейб, Пол К. (1 января 2008 г.). «Переход из больницы в школу для детей с хроническими заболеваниями: решение новых задач развивающейся системы здравоохранения». Психология в школе . 45 (1): 74–87. дои : 10.1002/pits.20280 . ISSN 1520-6807 .
- ^ Jump up to: а б Рабин, Нэнси Б. (1994). «Возврат в школу и ребенок с хроническим заболеванием: роль практикующей детской медсестры». Журнал педиатрического здравоохранения . 8 (5): 227–232. дои : 10.1016/0891-5245(94)90066-3 . ПМИД 7799191 .
- ^ Jump up to: а б Ястровский Мано, К.Э.; Хан, Калифорния; Ладвиг, Р.Дж.; Вейсман, С.Дж. (1 июня 2011 г.). «Влияние хронической боли у детей на качество жизни родителей, связанное со здоровьем, и функционирование семьи: надежность и валидность модуля воздействия на семью PedsQL 4.0» . Журнал детской психологии . 36 (5): 517–527. дои : 10.1093/jpepsy/jsp099 . ISSN 0146-8693 . ПМИД 19903721 .
- ^ Хо, Айви К.; Гольдшнайдер, Кеннет Р.; Кашикар-Цук, Сусмита; Котагал, Ума; Тессман, Клэр; Джонс, Бенджамин (1 января 2008 г.). «Использование медицинской помощи и косвенное бремя среди семей педиатрических пациентов с хронической болью». Журнал скелетно-мышечной боли . 16 (3): 155–164. дои : 10.1080/10582450802161853 . ISSN 1058-2452 . S2CID 71839967 .
- ^ Пилех, Мелисса; Воулз, Кевин Э.; Викселль, Рикард (февраль 2017 г.). «Терапия принятия и приверженности при хронической боли у детей: теория и применение» . Дети . 4 (2): 10. дои : 10.3390/детей4020010 . ISSN 2227-9067 . ПМЦ 5332912 . ПМИД 28146108 .
- ^ Jump up to: а б с Виналл, Джиллиан; Павлова, Мария; Асмундсон, Гордон Дж.Г.; Расич, Нивес; Ноэль, Мелани (2 декабря 2016 г.). «Сопутствующие психические заболевания при хронической боли у детей: описательный обзор эпидемиологии, моделей, нейробиологических механизмов и лечения» . Дети . 3 (4): 40. дои : 10.3390/дети3040040 . ISSN 2227-9067 . ПМК 5184815 . ПМИД 27918444 .
- ^ Шарп, Ти Джей; Харви, АГ (1 августа 2001 г.). «Хроническая боль и посттравматическое стрессовое расстройство: взаимное поддержание?». Обзор клинической психологии . 21 (6): 857–877. дои : 10.1016/s0272-7358(00)00071-4 . ISSN 0272-7358 . ПМИД 11497210 .
- ^ Асмундсон, Гордон Дж.Г.; Кац, Джоэл (1 января 2009 г.). «Понимание сочетания тревожных расстройств и хронической боли: современное состояние». Депрессия и тревога . 26 (10): 888–901. дои : 10.1002/da.20600 . hdl : 10315/7986 . ISSN 1520-6394 . ПМИД 19691031 . S2CID 19317514 .
- ^ Кашикар-Цук, С.; Гольдшнайдер, КР; Пауэрс, SW; Воот, М.Х.; Херши, AD (1 декабря 2001 г.). «Депрессия и функциональная инвалидность при хронической педиатрической боли». Клинический журнал боли . 17 (4): 341–349. дои : 10.1097/00002508-200112000-00009 . ISSN 0749-8047 . ПМИД 11783815 . S2CID 39784253 .
- ^ Вайцман, М. (1986). «Показатель отсутствия в школе как показатель результатов в исследованиях детей с хроническими заболеваниями». Журнал хронических болезней . 39 (10): 799–808. дои : 10.1016/0021-9681(86)90082-2 . ПМИД 3760108 .
- ^ «Хроническую боль у детей-подростков называют «тихой эпидемией» » . Новости ЦБК . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)» . www.who.int . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Перкуин, Кристель В.; Хазебрук-Кампшрёр, Алиса АЖМ; Хунфельд, Шутка AM; Бонен, Артур М.; Суйлеком-Смит, Лизетт, Вашингтон; Пасшер, Джон; Вуден, Йоханнес К. ван дер (2000). «Боль у детей и подростков: общий опыт=". Боль . 87 (1): 51–58. дои : 10.1016/s0304-3959(00)00269-4 . ПМИД 10863045 . S2CID 9813003 .
- ^ «Симптомы боли у детей» . ВебМД . Проверено 07 марта 2017 г.
- ^ Картер, Берни (01 июля 2016 г.). «Хроническая боль в детстве и встреча с врачом: профессиональное чревовещание и скрытые голоса». Качественные исследования здоровья . 12 (1): 28–41. дои : 10.1177/104973230201200103 . ПМИД 11797923 . S2CID 36606169 .
- ^ Морган, Джулия Э.; Хаммен, Констанция; Ли, Стив С. (18 мая 2016 г.). «Полиморфизм родительского транспортера серотонина (5-HTTLPR) смягчает связь стресса и поведения ребенка с поведением родителей» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 47 (sup1): S76–S87. дои : 10.1080/15374416.2016.1152550 . ISSN 1537-4424 . ПМИД 27191831 . S2CID 2530036 .
- ^ Джеймисон, Роберт Н.; Виртс, Китти Л. (1990). «Влияние поддержки семьи на хроническую боль». Поведенческие исследования и терапия . 28 (4): 283–287. дои : 10.1016/0005-7967(90)90079-x . ПМИД 2222385 .
- ^ Фалес, Дж.Л.; Эсснер, Б.С.; Харрис, Массачусетс; Палермо, ТМ (01 мая 2014 г.). «Когда помощь причиняет боль: помощь в случае выкидыша молодым семьям с хронической болью» . Журнал детской психологии . 39 (4): 427–437. дои : 10.1093/jpepsy/jsu003 . ISSN 0146-8693 . ПМЦ 3994319 . ПМИД 24517921 .
- ^ Преватт, Фрэнсис Ф; Хеффер, Роберт В.; Лоу, Патрисия А. (1 сентября 2000 г.). «Обзор программ школьной реинтеграции для детей, больных раком». Журнал школьной психологии . 38 (5): 447–467. дои : 10.1016/S0022-4405(00)00046-7 .
- ^ Jump up to: а б Кантер, Кимберли С.; Робертс, Майкл К. (1 ноября 2012 г.). «Систематический и количественный обзор мер по облегчению возвращения в школу детей с хроническими заболеваниями» . Журнал детской психологии . 37 (10): 1065–1075. дои : 10.1093/jpepsy/jss071 . ISSN 1465-735X . ПМИД 22718487 .
- ^ Клэй, Дэниел Л.; Кортина, Сандра; Харпер, Деннис К.; Кокко, Карен М.; Дротар, Деннис (1 сентября 2004 г.). «Опыт школьных учителей с хроническими заболеваниями в детстве». Детское здравоохранение . 33 (3): 227–239. дои : 10.1207/s15326888chc3303_5 . ISSN 0273-9615 . S2CID 71646738 .