Порт Мурманск
Порт Мурманск | |
---|---|
![]() Вид на порт | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Родное имя | Мурманский морской торговый порт |
Расположение | |
Страна | Россия |
Расположение | Murmansk , Murmansk Oblast |
Координаты | 68 ° 58'48 "N 33 ° 03'22" E / 68,98000 ° N 33,05611 ° E |
ООН/ЛОКОД | РУММК [ 1 ] |
Подробности | |
Тип гавани | Море |
Размер гавани | 53 699 км2 |
Земельный участок | 645 895 га. |
Размер | Середина |
Статистика | |
Веб-сайт Порт Мурманск |
Мурманский морской торговый порт — Баренцева порт морской , расположенный на восточном берегу Кольского залива моря в городе Мурманске . Порт занимает четвертое место в России по объему переработанной продукции и является вторым по величине портом на северо-западе России (после порта Санкт-Петербург). Мурманский морской порт является одним из крупнейших незамерзающих портов России и составляет основу экономики города. Морской порт имеет 13 причалов и оснащен современной перегрузочной техникой: 52 козловых крана грузоподъемностью до 40 тонн, 1 судопогрузчик производительностью более 1000 тонн/час для перевалки апатитового концентрата, 113 единиц вилочных автопогрузчиков грузоподъемностью от От 1,5 до 32 тонн. Порт управляется и эксплуатируется АО «Мурманский торговый порт». [ 2 ] В апреле 2013 года 49,86% акций принадлежало СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания). По состоянию на январь 2017 года СУЭК владеет 75,47% доли в капитале Мурманского морского торгового порта. Еще 22% акций контролирует ЕвроХим . [ 3 ] Обе компании контролируются российским бизнесменом Андреем Мельниченко .
История
[ редактировать ]К началу Первой мировой войны единственными двумя русскими портами на северо-западе были Архангельск и Санкт-Петербург (позже переименованный в Петроград). Однако после блокирования Османской империей проливов Босфор и Дарданеллы для внешнего судоходства [ 4 ] и блокируя балтийский порт Санкт-Петербург, Российская империя могла использовать только северный порт Архангельск. У этого порта были ограничения: с наступлением зимы всякая навигация и судоходство прекращались. Поэтому было решено построить новый порт. Мурманск был выбран из-за его способности обеспечивать круглогодичное морское сообщение, близости к существующим населенным пунктам и относительной простоты подключения к расширяющейся железнодорожной сети империи.
Первые плановые работы начались в начале июля 1915 года, а 1 сентября того же года пароход «Дротт» с грузом из Нью-Йорка смог пришвартоваться к временной пристани порта. Первый поезд в порт прибыл примерно через год после строительства железной дороги до Кандалакши .
Советский период
[ редактировать ]После 1 сентября 1939 года через порт Мурманск начались поставки грузов в Испанию. Во время Великой Отечественной войны в порту происходила разгрузка конвоев стран-союзников .
В 1966 году Мурманский морской порт награжден орденом Красного Знамени .
Современный период
[ редактировать ]В 1994 году Мурманский морской торговый порт был создан как государственное акционерное общество.
Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», одного из крупнейших парусников в мире. [ 5 ] Мурманское морское пароходство также управляет российским атомным ледокольным флотом. [ 6 ] В мае 2007 года было принято решение о создании в Мурманском порту зоны свободной торговли. 15 октября 2010 года Мурманск был официально объявлен особой экономической зоной . [ 7 ] Основная цель заключалась в создании мощной транспортной и торговой инфраструктуры, привлечении инвестиций и, в конечном итоге, социального развития.
Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбного порта , торгового порта и пассажирского порта . В последние годы наметилась тенденция репрессий всех остальных торговых портов из-за увеличения экспорта угля и ряда других полезных ископаемых, необходимой инфраструктурой приема и хранения которых обладает только Мурманск. Потребление рыбы также значительно сократилось, поскольку ее стало выгоднее экспортировать, а не продавать внутри страны. [ нужна ссылка ]
Осенью 2010 года Ассоциация морских торговых портов признала Мурманский порт лучшей российской компанией, владеющей причалами и выполняющей стивидорные работы. [ нужна ссылка ]
В феврале 2011 года сообщалось, что группа Геннадия Тимченко , одного из владельцев компании Gunvor , приобрела Мурманский морской торговый порт за $250 млн. [ 8 ] Однако на момент публикации пресс-секретарь Тимченко опроверг факт покупки. [ 9 ]
В феврале 2012 года крупнейшая угледобывающая компания России СУЭК приобрела 24,9% голосующих акций Мурманского порта по предполагаемой цене в 260 миллионов долларов. [ 10 ] В 2013 году транснациональная компания по производству удобрений «ЕвроХим » завершила приобретение 48,26% общего количества обыкновенных акций и 36,2% общего выпущенного акционерного капитала Мурманского морского торгового порта. Эта покупка стоимостью 3,15 млрд руб. дала ЕвроХиму 36,2% голосующих прав ОАО. [ 11 ] Обе компании, принадлежащие Андрею Мельниченко , в совокупности владеют 51% голосующих акций Морского порта.
По состоянию на 2013 год СУЭК владела 37,49% голосующих акций порта. [ 12 ] В 2017 году СУЭК приобрела у ЕвроХима 25,5% акций Мурманского морского порта за 8,74 млрд рублей, или $143 млн. По данным PortNews, в результате этой сделки доля СУЭК увеличится на 75,47%. После сделки ЕвроХиму достались оставшиеся 22% акций Мурманского морского торгового порта. [ 13 ] Две компании, ЕвроХим и СУЭК, принадлежат российскому миллиардеру Андрею Мельниченко. [ 14 ]
С 2011 года реализуется инвестиционный проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Строительство Мурманского транспортного узла началось в 2013 году, его завершение запланировано на 2020 год. Он позволит Мурманску стать основной базой Северного морского пути и освоения Арктики. [ 15 ]
По итогам 2012 года грузооборот увеличился на 8,6% до 15,69 млн тонн, что сделало Мурманск вторым по величине грузовым портом в северо-западной части России после порта Санкт-Петербург . По оценкам Ассоциации морских портов России, в 2017 году арктические морские порты России обработали 74,2 млн тонн грузов, что на 49,1% больше, чем в 2016 году. На порт Мурманск приходилось почти две трети общего грузооборота, было отправлено около 51,7 млн тонн грузов. через свою гавань. Это означает увеличение на 54,5% по сравнению с рекордами отгрузок 2016 года. [ 16 ] Этот рост связан с новым терминалом «Ямал СПГ» и запланированными проектами «Арктик СПГ 2». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «UNLOCODE (RU) – РОССИЯ» . service.unece.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ АО "Мурманский морской торговый порт"
- ^ «Компания усиливает контроль над экспортом мурманского угля» . Независимый Barents Observer . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ Киселев А. А. Мурманск — город-герой. — М.: Воениздат, 1988. — 189 с., 8 л, ил. — (Города-герои). Тираж 100000 экз, ISBN 5-203-00048-4
- ^ "Седов, История барка Седов :: История" . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Атомные ледоколы в Мурманске» . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «Особые экономические зоны Российской Федерации» (PDF) . Министерство экономического развития Российской Федерации . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ "Тимченко покупает Мурманский порт за $250 млн - источники" . Рейтер . 4 февраля 2011 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ 2 – Тимченко купит Мурманский порт за $250 млн – источники» . Рейтер . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ 2-СУЭК покупает 24,9% Мурманского порта» . Рейтер . 22 февраля 2012 года . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ «ЕвроХим» публикует финансовую отчетность по МСФО за 2013 год . ЕвроХим . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ «Годовой отчет СУЭК 2013» (PDF) . СУЭК . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ "Мельниченко дорожит Мурманским портом" . Независимый Barents Observer . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ «Компания усиливает контроль над экспортом мурманского угля» . Независимый Barents Observer . Проверено 16 февраля 2018 г.
- ^ «Развитие морской портовой инфраструктуры России. Автомобильная логистика. Контейнерная логистика в России» . Морстройтехнология, ООО . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Время бума для арктических портов России» . Морской исполнительный орган . Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Российские арктические морские порты пережили рекордный год – лучший с 2010 года» . Морские новости . Проверено 7 июля 2019 г.