Закат (роман)
![]() Обложка издания в мягкой обложке; картина Марса Биггуса | |
Автор | Джон Джозеф Мэтьюз |
---|---|
Художник обложки | Марс Биггус |
Язык | Английский |
Установить в | 1880-1920-е гг. |
Опубликовано | 1934 (1-е изд.) и 1988 г. (изд. в мягкой обложке) |
Издатель | Лонгманс, Грин и компания (1934) Университет Оклахомы Пресс (1988) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Роман |
«Закат» — роман осейджского писателя Джона Джозефа Мэтьюза, вышедший в 1934 году . Действие романа происходит в нации осейджей и округе Осейдж, штат Оклахома , и рассказывает о жизни «смешанной крови». [ а ] Мальчик-осейдж по имени Челлендж Виндзер разбирается в конфликтах между осейджским традиционализмом и ассимиляционизмом в начале 20 века.
Сюжет
[ редактировать ]Челлендж Виндзер родился у «чистокровной» осейджской матери и осейджского отца «смешанной крови», Джона Виндзера. Джон называет своего нового сына «Вызов», потому что «он станет вызовом лишающим наследства своего народа». [ 1 ] Челлендж растет ближе к природе, часто воображая себя различными животными, но также воображает себя солдатом Американской революции из книг по истории, которые читает его отец. Он узнает об Иисусе и христианстве от своей белой тети и представляет юного Иисуса своим воображаемым другом , которому показывает Осейдж-Хиллз . Когда его тетя дарит ему несколько фотографий Иисуса, ему не нравятся римские солдаты на иллюстрации распятия , и он решает вырезать их из фотографии, но удивляется, когда его тетя сердито называет его «маленьким дикарем » за то, что он разрезал ее подарок. [ 2 ] Позже Чал начинает посещать местную школу и проводит лето со своими друзьями Бегущим Орлом и Солнцем на его крыльях, катаясь на лошадях.
Белые люди начинают переселяться в резервацию осейджей, и в романе обсуждается распределение резервации и переговоры о правах собственности осейджей через отца Чала, который во время переговоров работает в совете племени осейджей . Нефтяные вышки и железные дороги начинают пересекать резервацию, когда Чал описывает, как он концептуализирует цивилизацию как «самую нежную белую женщину, которую он только мог себе представить», и противопоставляет это Блэкджекам , которые напоминают ему «чистокровных», поскольку «они гордо стояли в своих великолепных красных одеждах». желтые и оранжевые в ярком осеннем солнце». [ 3 ] Путешествуя по прерии, Чал попадает в грозу и встречает Солнце на своих крыльях и старейшину осейджей Черного лося после того, как они завершили традиционную осейджскую церемонию. [ б ] Когда все трое возвращаются в город, они обнаруживают, что молния ударила в нефтяную вышку и загорелась.
Первоначально Чал посещает Университет Оклахомы вместе с Бегущим Лосьем и Солнцем на Его Крыльях, но они оба бросают учебу после того, как отказались присоединиться к братству, несмотря на то, что являются талантливыми членами футбольной команды . Чал соглашается заняться греблей и присоединяется к братству, но чувствует себя отчужденным в университете и часто гуляет в одиночку на природе. Несмотря на чувство отчужденности, Чал часто посещает светские мероприятия и танцы, а также ходит на свидания с популярным Бло Добени. Когда Чал возвращается домой на лето, он обнаруживает, что Бегущий Лось теперь пьян, а Солнце на Крыльях обратилось в индейскую церковь и участвует только в их танцах и церемониях пейота . Он разговаривает со своей матерью о возможности Соединенных Штатов вступления в Первую мировую войну , и она предлагает ему присоединиться к ней в качестве кавалериста . Чал отвечает матери, что вместо этого он станет пилотом на войне и «будет летать в воздухе, как птица». [ 5 ]
Проезжая через Осейдж-Хиллз, он встречает своего профессора геологии мистера Грэнвилла, и они беседуют, наблюдая за птицами . После этого Чал приглашает Грэнвилля пообедать на ранчо его семьи. Они знакомятся с фермерами-арендаторами , Кэлом Кэрроллом и миссис Кэрролл, которые живут на ранчо, и вместе обедают, в то время как Кэл расспрашивает Гранвилла о его доме в Англии. После этого Чал возвращается в университет. Г-н Грэнвилл дает ему рекомендательное письмо к капитану и предлагает ему присоединиться к Воздушной службе армии США . Той ночью он собирает чемоданы в общежитии, оставляет записку: «Думаю, я собираюсь полететь». [ 6 ] и идет идти в армию.
Чал посещает шестинедельную наземную школу и легко сдает экзамены, в то время как многие из его соратников с трудом проходят занятия с проходными баллами и терпят неудачу, в том числе всеамериканский . Первоначально его обучал Мец в летной школе на двух пилотных самолетах, но его убили, когда один из его учеников совершил ошибку. Чалу кратко сообщает о смерти Меца его преемник, лейтенант, и он быстро переходит в одиночную летную школу. Он сталкивается с майором Грэнвиллем, поступает в ночную летную школу, а затем становится инструктором в вечерней школе.
Во время учебы в школе у него роман с миссис Лу Керри. Работая ночным инструктором, он получает от нее записку, в которой говорится, что она остановилась в отеле Spanish Main. Однажды вечером после занятий Чал, теперь лейтенант, приказывает майору Мейеру помочь ему сесть на самолет. Пара летит и приземляет самолет на пляже возле отеля, и Чал оставляет на стойке отеля записку, в которой сообщает Лу, что он пришел навестить ее, но она не проснулась, когда он пришел в 3:15 ночи. Лу пишет в ответ, спрашивая Чала. повторить действие и в одну из следующих ночей залезть через ее окно, что он и делает.
Когда его отца убивают, он возвращается домой в отпуск. Чал и его мать обсуждают, как его отца нашли с пистолетом в руке. Он уходит из армии через несколько месяцев после отпуска и возвращается домой. Он унаследовал от своего отца тысячи долларов, и ему удается избежать мошенничества с помощью различных схем. Он покупает машину и начинает чаще пить. Однажды он пейота вместе с Солнцем на его крыльях посещает церемонию . Во время церемонии различные осейджи обсуждают убийства индейцев осейджей , и Чал узнает, что Бегущий Лось был убит белыми людьми.
Чал проводит больше времени на природе и еще чаще пьет. В то же время участились убийства и самоубийства: многие знакомые Чала умирают. Вернувшись домой после запоя, Чал говорит матери, что хочет перемен и собирается поступать на юридический факультет Гарварда .
Исторический контекст
[ редактировать ]Закат начинается в округе Осейдж около 1900 года. [ 7 ] было стандартным В то время для народа осейджей иметь коллективный контроль и владение своей землей. [ 8 ] В 1904 и 1905 годах на землях осейджей были обнаружены большие количества нефти, и вскоре в 1906 году последовал Закон о выделении осейджей. [ 9 ] [ 8 ] Закон о распределении осейджей гарантировал, что каждый законный член племени осейджей будет иметь право на долю в распределении средств от минерального поместья осейджей с целью защиты интересов осейджей. [ 10 ] [ 9 ] В результате осейджи стали самыми богатыми людьми на душу населения в 1920-х годах. [ 8 ] Челлендж, главный герой «Сандауна» , унаследовал большое богатство, когда его отец был убит в период времени, широко известный как « Царство террора осейджей» . [ 7 ] [ 9 ] В это время нация осейджей страдала от махинаций и убийств, совершенных белыми оппортунистами, которые пытались обмануть права собственности и получить контроль над богатством, принадлежащим некоторым зарегистрированным членам племени осейджей. [ 9 ] Сообщается, что от 1 до 3 процентов осейджей были убиты с 1918 по 1931 год. [ 9 ] «Закат» — одна из первых работ, посвященных убийствам индейцев осейджей . [ 11 ]
Луи Оуэнс утверждал, что название «Закат» было отсылкой к Эрнеста Хемингуэя роману «И восходит солнце» . [ 12 ]
Темы
[ редактировать ]Модернизм и современность
[ редактировать ]«Закат» — полуавтобиографический роман , в котором главный герой, Челлендж Виндзер, очень похож на автора Джона Джозефа Мэтьюза . Кристофер Шедлер описывает это как смесь «высокой» и «пограничной» модернистской эстетики, призванную создать индейский модернизм. [ 13 ] С акцентом «высокого» модернизма на личности и дистанцией от мира за пределами субъекта, Мэтьюз использует Чала как «высокую» модернистскую фигуру, чтобы показать, как эта « идентичность » несовместима с традиционной, общинной осейджской культурой. [ 13 ] Мэтьюз сочетает эту «высокую» модернистскую тему с «пограничной» модернистской обстановкой, которая делает акцент на историческом контексте и внешнем мире. [ 13 ] Шедлер утверждает, что Мэтьюз использует евро-американские модернистские темы и традиции повествования коренных американцев, чтобы сформировать индейский модернизм. [ 13 ]
Добыча нефти обеспечила американцам стабильность, но одновременно разрушила культуру осейджей и восстановила их богатство. [ 14 ] В книге «Закат и «жидкая современность» в Похаске, штат Оклахома» Ханна Мусиол называет открытие нефти дестабилизирующим воздействием на культуру резерваций осейджей в пользу принудительной модернизации. [ 14 ] Мусиол заявляет, что « Закат подчеркивает транснациональные, колониальные условия осейджской нефтяной культуры, которые, как это ни парадоксально, финансово обогатили осейджскую нефть в начале двадцатого века». [ 14 ] Сложность отношений осейджей с нефтью в «Сандауне» демонстрирует сдвиг в сторону современности. [ 14 ]
Индивидуализм
[ редактировать ]Закат происходит в эпоху распределения после принятия Закона Дауэса 1887 года. Целью закона была ассимиляция коренных американцев в американское общество путем обмена их общинной культуры на индивидуалистический образ жизни. [ 15 ] Хотя капитализм и индивидуализм были сильно навязаны осейджам, они сохраняли « коллективистские способы распределения богатства». [ 14 ] Дженнифер Джиллиан предполагает, что осейджи в романе Мэтьюза стремились компенсировать потерю племенной власти приобретением предметов роскоши, используя свое личное богатство. [ 15 ] Чал Виндзер пользуется привилегиями среднего класса, но не имеет реальной власти. [ 15 ] Джиллиан подчеркивает, что изображения массового потребления Мэтьюзом предлагают осейджам лишь образную силу. [ 15 ]
Раса и идентичность
[ редактировать ]Кэрол Хантер утверждает, что Джон Джозеф Мэтьюз - один из первых авторов, изобразивших ассимилированного главного героя-осейджа смешанной крови как изгоя. «Смешанные крови», как их характеризует Джон Виндзер в романе, выступали за ассимиляцию и прогресс. [ 16 ] «Чистокровных» считали «отсталыми» или «нецивилизованными» из-за того, что они отвергали культуру поселенцев, как изображала мать Чала. [ 16 ] Хантер утверждает, что родословная передается по отцовской линии; следовательно, отказ отца Чала от традиций осейджей оставляет Чала без клана. [ 16 ]
Пол и странность
[ редактировать ]«Детрайбализация» осейджей в эпоху распределения привела к подрыву гендерных ролей в обществе осейджей, как утверждала Дженнифер Джиллиан. [ 15 ] Стремление к созданию нуклеарной семьи устранило традиционные племенные роли мужчин и женщин. [ 15 ] Шон Тевтон утверждает, что европейско-американские представления о гендерных ролях сохраняют многие роли, которые исполняли индейские женщины, но «лишают мужчин их традиционной мужественности». [ 17 ] По словам Тевтона, Мэтьюз изображает это в «Чале», когда он убегает в «загадочную осейджскую мужественность» и развивает гомосоциальные мужские отношения. [ 17 ] Майкл Снайдер утверждает, что использование Мэтьюзом слова «странный» и чувство своеобразия и отчуждения Чала в романе подразумевают, что главный герой имеет однополые желания. [ 18 ]
Пространство и время
[ редактировать ]Александр Стил описывает различия между восприятием времени колониальными и коренными народами и то, как Челлендж Виндзер взаимодействует со своими священными пространствами. [ 19 ] То, как обе группы смотрят на время, зависит от их «статуса земли» и взаимодействия с экопространствами, которые поддерживали коренные племена на протяжении поколений. [ 19 ] Культурное значение пространства и времени в «Закате» проявляется в дезориентации Чала, когда он возвращается из университета и видит, насколько изменился ландшафт после нефтяного безумия. [ 19 ]
Стил подчеркивает, как Мэтьюзу удавалось совмещать темы на протяжении всего своего романа. [ 19 ] Он утверждает, что роман «обнажает непримиримость множественных воплощенных исторических сознаний, противоречащих друг другу и перекрывающихся друг с другом», и указывает на то, как « Закат Мэтью» смог объединить историческое сознание с вымышленным персонажем и сеттингом. [ 19 ]
Прием
[ редактировать ]Эйприл Энсон сравнивает « Закат Мэтьюза» с Дэвида Гранна » «Убийцами цветочной луны . [ 20 ] По мнению Энсона, оба текста «рассматривают период террора осейджей как ужасный пример в долгой истории структурного насилия, связывающего государство поселенцев с кражей земли и добычей ресурсов». [ 20 ] Тем не менее, «Сандаун» предлагает читателям другую историю, «помимо трагической истории жизненно важного исследования Гранна, которое призвано – спокойно и глубоко – выразить сопротивление коренных народов сегодня». [ 20 ] Способность романа опираться на позиции сопротивления защите окружающей среды во имя «суверенитета и выживания коренных народов» доказывает, что текст вне времени. [ 20 ]
Роберт Ф. Гиш придерживается аналогичного мнения. В своей рецензии на книгу в журнале American Indian Quarterly Гиш рисует Д'Арси МакНикла и «Ветер с вражеского неба» « Закат» Джона Джозефа Мэтьюза по мере необходимости, поскольку в них изображены «насколько всепроникающий и захватывающий разум миф об «исчезающем американце». 'действительно так и есть'. [ 21 ] Взгляд Мэтьюза на «современную тревогу и отчаяние» продолжает оставаться верным и в наше время. [ 21 ]
Брайан Филлипс, автор The Ringer , считает , что «Закат» оказал большое влияние на более поздний индейский Ренессанс . [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Индейские племена в Соединенных Штатах регулируются законами о количестве крови . Исторически сложилось так, что «чистокровное» в разговорной речи относится к коренным американцам, которые были юридически признаны имеющими 100% индейское происхождение, а «смешанная кровь» относится к любому, у кого предки не являются коренными.
- ↑ Мэтьюз описывает церемонию в романе текстом: «Они увидели приближающуюся бурю и поехали на холм, чтобы их мог видеть Ва Кон-Та, и проявили свою храбрость, бросив вызов буре, но готовые умереть от удара молнии, если это будет угодно Великим Тайнам. Была какая-то причина, по которой они уехали. Возможно, это было потому, что Ва 'Кон-Та каким-то образом выразил свое недовольство, и они хотели показать ему. что они все еще осейги и не боятся умереть, что они пожертвуют собой, если он пожелает этого, на благо племени». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торното: Longmans, Green и Co. p. 4.
- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торното: Longmans, Green и Co. p. 20.
- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Longmans, Green и Co., стр. 66–67.
- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Longmans, Green, and Co. p. 81.
- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Longmans, Green, and Co. p. 166.
- ^ Джон Джозеф Мэтьюз (1934). Закат (1-е изд.). Лондон, Нью-Йорк, Торното: Longmans, Green и Co. p. 192.
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз, Джон Джозеф (1988). Закат (первое издание издания University of Oklahoma Press, 1988 г.), изд.). Оклахома Пресс. п. 312. ИСБН 0806121602 .
- ^ Jump up to: а б с Хантер, Кэрол (1982). «Исторический контекст заката Джона Джозефа Мэтьюза» . МЕЛУС . 9 : 61–72. дои : 10.2307/467596 . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стрикленд, Реннард (1995). «Осейджское масло: минеральное право, убийства, хаос и манипуляции» . Природные ресурсы и окружающая среда . 10 :39–43 . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ «Публичное право 108–431, 108-й Конгресс» (PDF) . Конгресс.gov . 108-й Конгресс США . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Уоттс, Джеймс Д. младший (14 октября 2023 г.). «Книги, фильмы и пьесы об осейджском «Царстве террора» » . Мир Талсы . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Лутенски, Эмили (2012). «Племена людей: Джон Джозеф Мэтьюз и индийский интернационализм» . Исследования литературы американских индейцев . 24 (2): 39–64. doi : 10.5250/студамериндилит.24.2.0039 . ISSN 0730-3238 .
- ^ Jump up to: а б с д Шедлер, Кристофер (1999). «Формулируя индейский модернизм в « Закате » Джона Джозефа Мэтьюза » . Arizona Quarterly: журнал американской литературы, культуры и теории . 55 (1): 127–149. ISSN 1558-9595 .
- ^ Jump up to: а б с д и Мусиоль, Ханна (2012). «Закат» и «Жидкая современность» в Похаске, Оклахома» . Журнал американских исследований . 46 : 357–73. дои : 10.1017/S0021875812000138 . Проверено 9 октября 2023 г. - через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гиллан, Дженнифер (1998). «Опасности состояния осейджей: гендер и риторика компенсации в федеральной политике и художественной литературе американских индейцев» . Arizona Quarterly: журнал американской литературы, культуры и теории . 54 (3): 1–25. ISSN 1558-9595 .
- ^ Jump up to: а б с Хантер, Кэрол (1982). «Главный герой в роли полукровки в романе Джона Джозефа Мэтьюза: «Закат» » . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 6 (3/4): 319–337. дои : 10.2307/1183645 . ISSN 0095-182X .
- ^ Jump up to: а б Тевтон, Шон (2006). «Вопрос взаимоотношений: интернационализм и ассимиляция в недавних исследованиях американских индейцев» . Американская литературная история . 18 (1): 152–174. ISSN 0896-7148 .
- ^ Снайдер, Майкл (2008). « Он определенно не хотел, чтобы кто-нибудь знал, что он гомосексуалист»: сексуальность Чела Виндзера в «Закате Джона Джозефа Мэтьюза» . Исследования литературы американских индейцев . 20 (1): 27–54. ISSN 1548-9590 .
- ^ Jump up to: а б с д и Стил, Александр (2021). «Священное пространство, светское время: закат и коренной модернизм Джона Джозефа Мэтьюза» . Модернизм/современность . 28 (2): 229–250. ISSN 1080-6601 .
- ^ Jump up to: а б с д Энсон, апрель (зима 2019 г.). «Звучит тишина на закате: экология выживания и Bildungsroman Джона Джозефа Мэтьюза» . Западноамериканская литература . 53 : 439–67. дои : 10.1353/wal.2019.0000 . Проверено 17 октября 2023 г. - через Project MUSE.
- ^ Jump up to: а б Гиш, Роберт Ф. (лето 1990 г.). «Ветер с вражеского неба / Д'Арси Макникл / Закат» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 14 : 336–38. дои : 10.2307/1185687 . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Филлипс, Брайан (20 октября 2023 г.). «Писатель-осейдж, чей голос преследует «Убийц цветочной луны» » . Звонок . Проверено 24 ноября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Снайдер, Майкл и Мэтьюз, Джон Джозеф. Наши осейджские холмы: к осейджской экологии и трибалографии начала двадцатого века. Издательство Университета Лихай, 2020.
- Снайдер, Майкл. Джон Джозеф Мэтьюз: Жизнь осейджского писателя . Университет Оклахомы Пресс, 2017.
- Мэтьюз, Джон Джозеф. Осейджи, дети средних вод . Университет Оклахомы Пресс, 1961.