Адольф Фредрик Линдблад

Карл Питер Мазер (1835)
Адольф Фредрик Линдблад (1 февраля 1801, Скеннинге — 23 августа 1878, Линчёпинг ) — шведский композитор эпохи романтизма . Он наиболее известен своими сочинениями шведской песни или песни , из которых он спродюсировал более 200. Среди других его известных композиций - Симфония № 1 до мажор , Симфония № 2 ре мажор и опера под названием Frondörerna (Симфония № 1 до мажор). Повстанцы ). Он был уважаемым другом Феликса Мендельсона поддерживал отношения со знаменитой шведской сопрано и Дженни Линд .
Биография
[ редактировать ]Родившийся от «неизвестного отца» в городе Скеннинге 1 февраля 1801 года, он провел большую часть своей ранней жизни с матерью и приемным отцом в провинции Эстергётланд . [ 1 ] Он начал заниматься музыкой в довольно молодом возрасте и в основном изучал игру на фортепиано и флейте . В возрасте пятнадцати лет он получил признание за сочинение концерта для флейты, который был исполнен в соседнем городе Норчёпинг в 1816 году. [ 2 ] После достижения своего первого композиционного успеха, Линдблад в возрасте семнадцати лет был отправлен своим приемным отцом работать в судоходную контору в Гамбурге , чтобы научиться ремеслу, но пробыл там всего год. [ 1 ]
Через год после возвращения в Швецию в 1823 году Линдблад поступил в музыкальную школу при Уппсальском университете . Находясь в Уппсале, он изучал гармонию у Дж. К. Ф. Хаффенера , посоветовала ему , а Малла Сильфверстолпе , шведская писательница и хозяйка салона в течение года изучать музыку в Берлине под руководством Карла Фридриха Цельтера . [ 1 ] Там он познакомился и учился вместе с семнадцатилетним Феликсом Мендельсоном . Они стали друзьями и часто писали друг другу после того, как Линдблад вернулся в Швецию в 1827 году. В 1826 году, во время своего пребывания в Берлине, Линдблад опубликовал Der Nordensaal , сборник из 12 аранжировок народных песен. [ 3 ]
Вернувшись в Швецию, он стал более решительным исключительно в музыке. Помимо открытия школы фортепиано, которой он руководил до 1861 года, Линдблад получил контракт на должность преподавателя музыки шведской королевской семьи. Он стал учителем музыки наследного Оскара принца I и детей короля, принца Густава и принцессы Евгении. [ 1 ]
Благодаря своему королевскому положению, обеспечивающему надежный доход, Линдблад также мог посвятить себя композиции, особенно шведским песням или песням , которых он сочинил более 200, за что получил прозвища «Шведский Шуберт» и «отец шведской песни». Его первая публикация, сборник песен, написанных им и его профессором Эриком Густавом Гейером , вышла после первого года Линдблада в Уппсале. [ 4 ] Его песни описываются как истинно шведские, не прибегая к уже существующим народным мелодиям.
Успех его шведских песен отчасти обусловлен помощью его звездной ученицы, знаменитого сопрано Дженни Линд , также известной как «Шведский соловей». Она часто участвовала в написании вокальных композиций Линдблада и регулярно исполняла их в салонах и гостиных, а также на бис. [ 5 ]
Сотрудничество Линдблада с Дженни Линд принесло много побед. Например, Линдблад привел Дженни Линд на встречу со знаменитым оперным композитором Джакомо Мейербером , когда она училась вокалу в Париже, что ускорило ее рост популярности в Германии и Великобритании. [ 5 ] Линдблад также познакомил Линда с Мендельсоном. Привязанность Линдблада и Линда друг к другу постепенно стала романтической; и в конце концов жена Линдблада Софи предложила оставить его, чтобы он мог жениться на Линде. Он отклонил это предложение. [ 5 ] Его романтические отношения с Линдом прекратились.
Хотя Линдблад был в основном известен своим обширным репертуаром шведских песен, он также сочинял и более крупные произведения. В 1831 году он завершил свою Симфонию № 1 до мажор . Первая часть произведения будет исполнена в том же году в Риддархусете в Стокгольме . Первое полное исполнение произведения произошло 25 марта 1832 года. Однако оно не получило признания критиков до тех пор, пока не было исполнено оркестром Гевандхауса в Лейпциге под руководством Мендельсона в 1839 году, спектакль получил положительную оценку Роберта. Шуман в немецком музыкальном журнале Neue Zeitschrift für Musik . [ 6 ] Линдблад продолжал сочинять более крупные произведения, включая Симфонию № 2 ре мажор , два струнных квинтета, три скрипичные сонаты, семь струнных квартетов и оперу Frondörerna ( «Повстанцы »).
Линдблад стремился придать шведской музыке легитимность и преуспел в этом, хотя его музыка часто подвергалась критике со стороны шведской прессы за то, что она слишком гармонически смелая. Только когда Людвиг Шпор из Касселя похвалил Линдблад, шведские критики начали ценить Линдблад. К концу своей жизни он воздерживался от сочинения крупных произведений и большую часть своего времени проводил, сочиняя для друзей и коллег-музыкантов, разделявших «современный шведский вкус». [ 3 ] Он умер в возрасте 77 лет в Линчёпинге 23 августа 1878 года.
Стиль и влияния
[ редактировать ]Обучение Линдблада под руководством Цельтера в течение года в Берлине, возможно, оказало на него самое большое музыкальное влияние. Линдблад также, по-видимому, находился под влиянием композиторов венского классицизма, таких как Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Гайдн. В результате стиль Линдблада звучит от позднего классического до раннего романтического, что особенно заметно в его Симфонии № 1 до мажор и Симфонии № 2 ре мажор.
Многие элементы Первой симфонии напоминают «Героическую» Бетховена и Первую симфонию Вебера . Сходство особенно заметно во вступительных фанфарах валторны в первой части. Особое использование валторны в «Скерцо» также сравнимо с Гайдна Симфонией «Роговой сигнал» . Третья часть, «Adagio e molto», описывается как имеющая сходство с поздними произведениями Моцарта . В заключительной части Линдблад исследует различные стили, начиная с фуги и резко переходя в лирическую мелодию, исполняемую флейтами. Мотив также очень похож на мотив «террасы» в Девятой симфонии Бетховена . [ 1 ]
В Симфонии № 2 ре мажор можно обнаружить многие из тех же влияний, несмотря на то, что она была написана почти через 25 лет после его Первой. Линдблад использует многие стилистические качества, присущие позднему Моцарту, Гайдну и Бетховену. При прослушивании произведения можно услышать краткое использование мотива, похожего на четырехнотный мотив Пятой симфонии Бетховена . Вторая часть привносит танцевальность, на которую могли повлиять «ходячие» темы Гайдна с оттенком романтизма. [ 1 ] Можно утверждать, что «Скерцо» напоминает Шумана. В заключительной части Симфонии № 2 Линдблад выражает признательность Моцарту, цитируя арию Керубино из «Свадьбы Фигаро» . [ 1 ]
Стиль оркестровки Линдблада был оценен как превосходный, несмотря на то, что Линдблад, как известно, серьезно не изучал правильную технику оркестровки.
Стиль песни Линдблада можно сравнить со стилями песен Шуберта , Шумана и Брамса , поскольку многие песни Линдблада «строфичны или построены по схеме двух контрастирующих строф, которые возвращаются более или менее разнообразными». [ 1 ] Тем не менее, Линдблад сочинял музыку так, чтобы она отличалась от других традиций лидерства. Не прибегая к традиционным шведским народным мелодиям в качестве основы для своих песен, он смог раскрасить их так, что их называют истинно шведскими. Линдбладу приписывают новаторство «шведского стиля» песни. Исполнение шведской песни в манере, соответствующей стилю, требует определенного внимания к нюансам языка и интерпретации.
Список работ
[ редактировать ]
Вокальные произведения
[ редактировать ]Сольные песни
[ редактировать ]- Первая потеря (Иоганн Вольфганг фон Гете), 1824 г.
- Свадебное путешествие (А. Ф. Линдблад), 1836 г.
- Ночь (АФ Линдблад)
- Дева в роще
- Апельгорден (Яблоневый сад)
- Уход (Жалоба)
- На горе (На горе)
- Я дален (В долине)
- Афтонен (Вечер) ( Эрик Йохан Стагнелиус )
- Можете ли вы поверить? Да, да! (Может быть? Да-да!) (А. Ф. Линдблад)
- Книга песен (Генрих Гейне), 1860-е гг.
- 1. У вас вечернее общество
- 2. можно спать спокойно Как
- 3. Значит, ты совсем забыл (Значит, ты совсем забыл)
- 4. не жалуюсь. Да, ты несчастен, и я
- 5. Мы очень сочувствовали друг другу
- 6. Милая, ее ручки на моем сердце
- 7. Утром встаю и спрашиваю (Утром встаю и спрашиваю)
- 8. Еще ночь, лежат улицы
- 9. Дер Асра (Асра)
- Одно летнее утро (Одно летнее утро)
- Один летний день
- Один летний вечер (Один летний вечер)
- Хёстквяллен (Осенний вечер), ( Йохан Людвиг Рунеберг ), 1847 г.
- Песня Сванвита (Лебединая песня), ( Пер Даниэль Амадей Аттербом ), 1822 г.
- Наттвиолен (Ночная фиалка), (Городской фон Фейлитцен)
- Nattväktarsång (Песня ночного сторожевого пса)
- Den skeppsbrutne (Потерпевший кораблекрушение)
- Сотаргоссен (Мальчик-трубочист), 1836 г.
- Губбен вид вэген (Старик у дороги), 1838 г.
- недействительна Война
- Толкнул мальчика по дороге домой, 1838 г.
- Виза Эн дагакарлс (Вид дня одного человека), 1844 г.
- витрина , 1844 г. Режущая
- молодой девушки Утреннее размышление
- Она пишет (Она пишет), 1845 г.
- Стрюкнингс-виза (Шоу глажки), ( Текла Кнос ), 1856 г.
- Прилежная рука (Прилежная рука), (Текла Кнос), 1856 г.
- Ам Аарензее (В Аарензее)
- Дремлющая любовь
- Женщине (женщине)
- Пропал (пропал)
- Иллюзия (Иллюзия)
- Девять минорных песен, 1851 г.
- В сене (В сене)
- ожидание Преданное
- Песни (Песни), 1844 г.
- FöresatsЦель
- сердца Колыбельная
- Моя жизнь ( Йохан Людвиг Рунеберг )
- Как текут темные потоки ( Пер Даниэль Амадей Аттербом )
- Весенние соображения во время болезни (Во время болезни) (Джейкоб Фрезе)
- Тилль Софи (Для Софи)
- предупреждение Напрасное
Квартеты, трио и дуэты
[ редактировать ]- Дрёммарне (Сон), цикл песен для смешанного хора и фортепиано (текст: А. Ф. Линдблад по Текле Кнос), 1851 г.
- Хижины долины, куда можно прокрасться
- Жаворонок в небе (Жаворонок в небе)
- С детской молитвой на устах
- И мечты теперь уходят (И мечты уходят)
- Еще в небе облака парус (Еще в небе облака парус)
- идут к постели старика . Они
- Все еще мечта (Все еще мечта)
- Om Winterqväll (Зимний вечер), цикл песен для смешанного хора и фортепиано (текст: А. Ф. Линдблад), первое исполнение 1845 г.
- Ну летний трансфер (Ну летний трансфер)
- Весенний день: Обратите внимание! Сейчас весна (Весенний день: Внимание!)
- Весенний день: Реки и озера покрыты сплошным льдом (Весенний день: Реки и озера покрыты сплошным льдом)
- Весенний день: Рыбака я вижу... (Весенний день: Рыбака я вижу...)
- Летнее утро
- Однажды летним вечером: над лесом, озером (Одним летним вечером: над лесом, озером)
- Однажды летним вечером: Но солнце уже давно (Один летний вечер: Но солнце долго)
- Летний вечер: много струящихся ручьев
- Летний вечер: А теперь спокойной ночи! (Одним летним вечером: А теперь спокойной ночи!)
- ... Пастух ведет стадо домой
Инструментальные произведения
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфония № 1 до мажор
- Симфония № 2 ре мажор
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната для скрипки № 1 соль мажор, соч. 9
- Соната для скрипки № 2 ре мажор, соч. 11
- Соната для скрипки № 3 ми-бемоль мажор
- Трио соль минор для фортепиано, скрипки и альта, соч. 10
- Струнный квартет № 1 соль мажор
- Струнный квартет № 2 си мажор
- Струнный квартет № 3 до мажор
- Струнный квартет № 4 си минор
- Струнный квартет № 5 фа мажор
- Струнный квартет № 6 ля-бемоль мажор.
- Струнный квартет № 7 ля мажор (финал проигран)
- Струнный квартет № 8 фа мажор (сохранилась только первая часть)
- Струнный квартет № 9 соль мажор
- Струнный квартет № 10 до мажор
- Струнный квинтет № 1 ля мажор (исполнение в 1829 г.)
- Струнный квинтет № 2 фа мажор (исполнение 1885 г.)
Опера
[ редактировать ]- Повстанцы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Халлер, Стивен (ноябрь 1999 г.). «Линдблад: Симфонии 1 и 2». Американский гид по рекордам . 62 (6): 161–163. АСИН B000TB8F2K . Гейл A57786077 .
- ^ Слонимский, Николас; Бейкер, Теодор (2001). «Адольф Фредрик Линдблад». Биографический словарь музыкантов Бейкера . Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-865528-4 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Линдер, Керстин (2001). «Линдблад, Адольф Фредрик». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16679 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Наксос, «Адольф Фредрик Линдблад», http://www.naxos.com/person/Adolf_Fredrik_Lindblad/22597.htm .
- ^ Jump up to: а б с Шульц, Глэдис Д. (1962). Дженни Линд: Шведский соловей . Нью-Йорк: Компания FB Lippincott. стр. 56–57, 60, 87, 318.
- ^ Шуман, Роберт (1840). «Музыкальная жизнь Лейпцига зимой 1839/40 г. (Концерты Гевандхауса: Адольф Фредерик Линдблад, Симфония, Киттль, Охотничья симфония, продолжение.)» [Музыкальная жизнь Лейпцига зимой 1839/40 г. (Концерты Гевандхауса : Адольф Фредерик Линдблад, Симфония, Киттль, Охотничья симфония, продолжение следует.)]. Новый музыкальный журнал (на немецком языке). 12 (35): 139–140.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Послушайте бесплатную запись в формате MP3 « Летний вечер с академическим хором Умео» .
- Послушайте бесплатную MP3-запись Drömmarne с Летним хором Хемавана 2006 года .
- Бесплатные партитуры Адольфа Фредрика Линдблада в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)