Jump to content

Самолицензирование

(Перенаправлено с Морального авторитета )

Самолицензирование (также моральное самолицензирование , моральное лицензирование или эффект лицензирования ) — это термин, используемый в социальной психологии и маркетинге для описания подсознательного феномена, посредством которого повышенная уверенность и безопасность в собственном образе или самооценке имеет тенденцию делать этого человека меньше беспокоиться о последствиях последующего аморального поведения и, следовательно, с большей вероятностью делать аморальный выбор и действовать аморально. [1] [2] [3] [4] [5] [6] Проще говоря, самолицензирование происходит, когда люди позволяют себе потакать себе после того, как сначала сделали что-то позитивное; например, употребление диетической газировки с жирным гамбургером и картофелем фри может привести к тому, что человек подсознательно игнорирует негативные свойства высокой калорийности и содержания холестерина в еде. [7]

Большая часть этого эффекта, эффект морального доверия , представляет собой предвзятость , которая возникает, когда послужной список человека как хорошего эгалитариста устанавливает в нем бессознательную этическую сертификацию, одобрение или лицензию, которая увеличивает вероятность принятия менее эгалитарных решений в дальнейшем. Этот эффект возникает даже тогда, когда аудитория или группа моральных сверстников не знают о ранее установленных моральных ценностях пострадавшего. Например, люди, у которых была возможность нанять женщину или чернокожего человека в одном месте, с большей вероятностью позже, в другом месте, сказали, что эта работа лучше подойдет мужчине или белому человеку. [5] Подобные эффекты, по-видимому, возникают и тогда, когда человек наблюдает за тем, как другой человек из группы, которую он идентифицирует, принимает эгалитарное решение. [8]

Самолицензирование может иметь негативные социальные последствия, поскольку оно оказывает разрешительное воздействие на такое поведение, как расовые предрассудки и дискриминация, эгоизм, плохие привычки в питании и здоровье, а также чрезмерное потребление энергии.

Но недавние исследования не смогли воспроизвести плодотворные исследования эффекта лицензирования, а метаанализ показал, что он преувеличен из-за предвзятости публикаций. [9] [10] Более того, там, где лицензирование обычно предполагает, что добрый поступок является причиной, повышающей вероятность последующих нарушений, альтернативная (или дополнительная) версия состоит в том, что люди сталкиваются с искушением сделать что-то морально сомнительное и использовать предшествующий добрый поступок в качестве оправдания. или причину, почему им разрешено баловаться. [11]

Определения

[ редактировать ]

Исследователи Узма Хан и Рави Дхар описывают это явление следующим образом:

[А] предшествующий выбор, который активирует и усиливает положительную самооценку, впоследствии дает право на выбор более потворствующего своим желаниям варианта, [путем уменьшения] негативных самоатрибуций, связанных с покупкой относительных предметов роскоши. [...] Мы показываем, что потребители могут не осознавать, как их предыдущие решения влияют на их последующий выбор. Другими словами, процесс, лежащий в основе эффекта лицензирования, может быть в значительной степени неосознанным. [3]

Точно так же Анна Мерритт и ее коллеги объяснили, что

Прошлые добрые дела могут освободить людей для участия в поведении, которое является аморальным, неэтичным или иным образом проблематичным, поведения, которого они в противном случае избегали бы из-за страха почувствовать себя или показаться аморальными. [2]

Членство в группе

[ редактировать ]

Было обнаружено, что моральные качества можно получить косвенным путем . То есть человек будет вести себя так, как если бы он сам обладал моральными качествами, когда этот человек наблюдает, как другой человек из группы, с которой он себя идентифицирует, принимает эгалитарное решение. [8] В исследовании, основанном на теории социальной идентичности , также было обнаружено, что членство в группе снижает эффективность моральных принципов в смягчении восприятия предрассудков. В частности, было замечено, что демонстрация моральных качеств имеет больший эффект между людьми, имеющими общий статус в группе . [12]

Исследования показывают, что самолицензирование влияет на моральную саморегуляцию и индивидуальное поведение в различных контекстах; например, оно может влиять на потребительские покупки, политические взгляды, благотворительность, энергетическую политику и использование энергии в доме, прием на работу, расовые взгляды, принятие решений, связанных со здоровьем, рискованное сексуальное поведение , употребление алкоголя и использование пищевых добавок . [3] [7] [13] [14] [15] [16] [17] Штатный обозреватель Washington Post Майкл Розенвальд описал следующие повседневные примеры самолицензионного поведения:

Мы пьем диетическую колу – с четвертьфунтовыми и картофелем фри в Макдональдсе. Идем в спортзал – и поднимаемся на лифте на второй этаж. Мы устанавливаем проточные водонагреватели, а затем принимаем душ дольше. Мы ездим на внедорожниках, чтобы посмотреть выступления Эла Гора о глобальном потеплении. [13]

В ходе обширного выборочного исследования Хофманн и его коллеги обнаружили доказательства морального лицензирования в повседневном поведении людей за пределами лаборатории, отметив, что «совершение морального поступка ранее в тот же день было связано с вероятностью выше среднего последующего аморального поступка и снижение вероятности последующего морального поступка». [18] : 1343 

Употребление пищевых добавок и нездоровое поведение

[ редактировать ]

Исследование 2011 года, опубликованное исследователями из Тайваня, показало, что люди, принимающие поливитамины , особенно те, кто считает, что они получают значительную пользу для здоровья от употребления добавок, более склонны впоследствии заниматься нездоровой деятельностью. [15] [16] [17] Участники исследования были разделены на две группы, обеим давали плацебо таблетки ; одной группе правильно сообщили, что таблетки не содержат активных ингредиентов, а другой группе сказали, что таблетки представляют собой поливитаминные добавки. Результаты опроса показали, что участники, которые думали, что получили поливитамины, были предрасположены к курению большего количества сигарет и с большей вероятностью считали, что они неуязвимы для вреда, травм и болезней, по сравнению с участниками, которые знали, что им давали плацебо. Участники, которые считали, что им давали поливитамины, также реже занимались спортом и выбирали более здоровую пищу, а также имели большее желание участвовать в «гедонистической деятельности, которая предполагает мгновенное удовлетворение, но представляет долгосрочную опасность для здоровья», например, случайный секс, солнечные ванны. , дикие вечеринки и чрезмерное употребление алкоголя. В группе «мультивитаминов» чем больше добавок употреблял участник, тем меньше вероятность того, что он будет заниматься спортом, а курение было самым высоким среди участников, которые выразили сознательное убеждение, что поливитамины улучшают здоровье.

Авторы исследования утверждают, что, поскольку пищевые добавки воспринимаются как приносящие пользу для здоровья, их использование может создать иллюзорное чувство неуязвимости, которое растормаживает нездоровое поведение. В целом, исследование показывает, что люди, принимающие добавки, могут чувствовать, что простой прием таблетки является достаточным вкладом в здоровый образ жизни, чтобы наслаждаться другими видами деятельности, не обращая внимания на здоровье, и это обнажает потенциальное лицемерие среди потребителей добавок. [17] Авторы посоветовали:

Курильщики, принимающие пищевые добавки, могут обмануть себя, думая, что они защищены от рака и других заболеваний. Напоминание курильщикам, заботящимся о своем здоровье, о том, что поливитамины не предотвращают рак, может помочь им контролировать курение или даже побудить их бросить курить. [19]

Комментируя последствия исследования, Бен Голдакр сказал следующее:

Ошибочная вера в то, что вы сделали что-то полезное для здоровья, приняв витаминную таблетку, повышает вероятность того, что вы пойдете на реальный, конкретный, реальный риск для своего здоровья. Это пугающая мысль, но идеи не бесполезны, и каждый раз, когда мы высмеиваем безобидный миф о том, что витаминные таблетки полезны для здоровья, что некоторые модные ягоды предотвращают рак, мы можем причинить больше вреда, чем думаем. [16]

Решения потребителей о покупке

[ редактировать ]

Исследователи Хан и Дхар исследовали влияние самостоятельного лицензирования на решения потребителей относительно покупки предметов роскоши . Они рассуждали, что «относительные предпочтения роскошного варианта будут выше, если предыдущие решения людей повысят их соответствующую самооценку». Из-за эффекта самолицензии «предварительное намерение быть добродетельным повышает самооценку респондентов, тем самым уменьшая негативные самооценки, связанные с покупкой относительных предметов роскоши». Более того, они предсказали, что потребители могут не знать, как их предыдущее решение влияет на их последующий выбор; т.е. процесс, лежащий в основе эффекта лицензирования, может быть в значительной степени неосознанным. [3] В ходе исследования некоторых участников сначала попросили выбрать из списка благотворительную организацию, в которой они готовы были бы работать три часа в неделю. Позже этих людей (и участников, которых не просили стать волонтерами) спросили, купят ли они дизайнерские джинсы или пылесос по одинаковой цене, предполагая, что у них достаточно денег, чтобы купить только один. Участники, которых попросили представить, что они совершили благотворительный акт перед походом в магазин, более чем в два раза чаще выбирали джинсы. Авторы отметили, что «людям даже не обязательно делать добро, чтобы случился этот эффект   … Даже если они планируют сделать что-то хорошее, это повысит их самооценку. Любая ситуация, в которой у вас есть здесь присутствует чувство вины, вы это увидите, и это происходит с предметами роскоши». [7] [13]

Исследование, проведенное профессором поведенческого маркетинга Университета Торонто Ниной Мазар и Чен-Бо Чжуном, показало, что люди, покупающие экологически чистые продукты, с большей вероятностью обманывают и крадут, чем те, кто покупает обычные продукты. [13] [20] Исследователи провели эксперимент, в котором они попросили студентов покупать товары онлайн в экологически чистых или обычных магазинах. Затем каждого испытуемого попросили разделить небольшую сумму денег между собой и незнакомцем в парадигме, известной как игра-диктатор , в которой участники могут обманывать, чтобы заработать больше денег. Покупатели зеленого магазина были более нечестными, чем покупатели обычного магазина, что приносило им более высокий заработок в игре. Авторы предположили, что результаты можно объяснить эффектом лицензирования, отметив, что «когда мы занимаемся добрыми делами, это приносит нам своего рода удовлетворение. Вместе с этим чувством самоудовлетворения может прийти молчаливое разрешение вести себя более эгоистично в следующий раз». у нас есть возможность». Авторы добавили, что «покупка экологически чистых продуктов может привести к потворству корыстному и неэтичному поведению», и пришли к выводу:

Мы обнаружили, что простое воздействие экологически чистых продуктов и их покупка приводят к совершенно разным поведенческим последствиям. В соответствии с ореолом, связанным с зеленым потребительством, люди действуют более альтруистично после простого воздействия зеленых продуктов, чем обычных; однако люди действуют менее альтруистично и с большей вероятностью будут обманывать и воровать после покупки экологически чистых продуктов, в отличие от обычных продуктов.

Однако последующие исследования не только не смогли повторить выводы Мазара и Чжуна, но и показали, что потребление экологически чистых продуктов не оказало последующего влияния лицензирования на нечестность. [21]

Использование энергии

[ редактировать ]

Исследователи использовали эффект самолицензирование, чтобы объяснить, почему потребители, которые выбирают энергоэффективные продукты, увеличивают потребление энергии, чтобы компенсировать любые потенциальные выгоды. Экономист-энергетик Лукас Дэвис опубликовал исследование, показывающее, что после приобретения высокоэффективных стиральных машин потребители стали чаще стирать одежду почти на 6 процентов. [22] Другие исследования показали, что люди оставляют энергоэффективное освещение включенным дольше, чем обычное освещение, и что многие люди, которые делают свои дома более энергоэффективными, включают отопление и в конечном итоге не видят снижения затрат на электроэнергию. [13]

Политические взгляды и расовые предпочтения

[ редактировать ]

Эффект самолицензии был изучен Монином и Миллером в исследовании 2001 года, которое показало, что, когда студенты Принстона получали «непредвзятые» полномочия, они с большей готовностью выражали аудитории «предвзято звучащие» мнения, даже зная, что аудитория не зная своих полномочий. [5] Последующее исследование Монина и Дэниела Эффрона с использованием испытуемых, которым платили конфетами или наличными, и исключая тех, кто предпочитал кандидатов в президенты от республиканской партии на выборах 2004 или 2008 года, показало, что возможность поддержать Барака Обаму во время президентских выборов 2008 года повысила вероятность того, что те, кто это сделал, сделали это. выражать предпочтения в пользу белых по сравнению с черными в гипотетических ситуациях, таких как найм начальника полиции в отдел, испытывающий расовую напряженность. Однако Монин и Эффрон предупредили, что их «экспериментальные задачи оставили неясным вопрос о том, в какой степени эти предпочтения представляют собой предрассудки». [23] [24]

Метаанализ и репликации

[ редактировать ]

Были опубликованы три метаанализа по самолицензии. [6] [25] [10] Два из этих метаанализов предполагают, что эффект самолицензии может быть смягчен культурой, [25] [10] и самый последний из этих метаанализов предполагает, что предыдущие оценки эффекта могут быть преувеличены из-за предвзятости публикации. [10] (согласно недавней публикации о неудачных попытках воспроизвести первоначальные результаты) [9] [26] [21] ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сачдева, С; Илиев Р.; Медин, Д.Л. (2009). «Грешные святые и святые грешники: парадокс моральной саморегуляции». Психологическая наука . 20 (4): 523–528. CiteSeerX   10.1.1.296.4489 . дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02326.x . ПМИД   19320857 . S2CID   30362764 .
  2. ^ Jump up to: а б Мерритт, Анна С.; Эффрон, Дэниел А.; Монен, Бенуа (2010). «Моральное самолицензирование: когда хорошее освобождает нас от плохих» (PDF) . Компас социальной и личностной психологии . 4 (5): 344–357. дои : 10.1111/j.1751-9004.2010.00263.x . S2CID   18262436 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Хан, Узма; Дхар, Рави (2006). «Эффект лицензирования в потребительском выборе» (PDF) . Журнал маркетинговых исследований . 43 (2): 259–266. CiteSeerX   10.1.1.313.4564 . дои : 10.1509/jmkr.43.2.259 . S2CID   47747949 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2014 г. Управляющее резюме .
  4. ^ Сгусток S; Гролло Ж; Ибанез Л. (декабрь 2011 г.). «Делают ли добрые дела людей плохих?» (PDF) . Семинар ИНРА-ИДЕИ; Тулуза, Франция . Архивировано (PDF) из оригинала 18 февраля 2015 г. Проверено 9 августа 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Монин Б; Миллер, Д.Т. (2001). «Моральные ценности и выражение предрассудков» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 81 (1): 33–43. дои : 10.1037/0022-3514.81.1.33 . ПМИД   11474723 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 апреля 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Бланкен, Ирен; ван де Вен, Нильс; Зеленберг, Марсель (25 февраля 2015 г.). «Метааналитический обзор морального лицензирования». Бюллетень личности и социальной психологии . 41 (4): 540–558. дои : 10.1177/0146167215572134 . ПМИД   25716992 . S2CID   65216 .
  7. ^ Jump up to: а б с Куо, Ирис (1 февраля 2006 г.). « Эффект лицензирования» проявляется в диете, благотворительности, найме сотрудников» . Найт Риддер/Информационные службы Tribune . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 9 августа 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б Кучаки, М. (2011). «Викарное моральное лицензирование: влияние прошлых моральных действий других на моральное поведение». Журнал личности и социальной психологии . 101 (4): 702–715. дои : 10.1037/a0024552 . ПМИД   21744973 .
  9. ^ Jump up to: а б Уайтс, Ирен; ван де Вен, Нильс; Зеленберг, Марсель; Мейерс, Марин (2014). «Три попытки воспроизвести эффект морального лицензирования» . Социальная психология . 45 (3): 232–238. дои : 10.1027/1864-9335/a000189 . S2CID   53072098 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Купер, Никлас; Ботт, Антония (2019). «Были ли доказательства морального лицензирования раздуты из-за предвзятости публикации?» . Метапсихология . 3 . дои : 10.15626/MP.2018.878 .
  11. ^ Ван де Вен, Нильс; Бланкен, Ирен; Зеленберг, Марсель (2018). «Рассуждение, основанное на искушении: когда оно искушается, все становится (лучшей) причиной потакать себе» . Журнал маркетингового поведения . 3 (3): 185–209. дои : 10.1561/107.00000047 . S2CID   149841080 .
  12. ^ Крамм, AJ; Корнинг, А.Ф. (2008). «Кто нам верит, когда мы пытаемся скрыть наши предубеждения? Эффективность моральных принципов в отношении внутренних групп по сравнению с внешними группами». Журнал социальной психологии . 148 (6): 689–709. дои : 10.3200/SOCP.148.6.689-710 . ПМИД   19058658 . S2CID   45138670 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Розенвальд, Майкл С. (18 июля 2010 г.). «Почему экологичность не сделает вас лучше и не сэкономит деньги» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 06 мая 2018 г. Проверено 9 августа 2012 г.
  14. ^ Чернев, Александр (2010). «Парадокс Дитера» (PDF) . Журнал потребительской психологии . 21 (2): 178–183. дои : 10.1016/j.jcps.2010.08.002 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2012 г. Проверено 9 августа 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б Чиу, ВБ; Ян, CC; Ван, CS (2011). «Иронические эффекты пищевых добавок: иллюзорная неуязвимость, создаваемая приемом пищевых добавок, разрешает поведение, связанное с риском для здоровья» . Психологическая наука . 22 (8): 1081–1086. дои : 10.1177/0956797611416253 . ПМИД   21764996 . S2CID   206585677 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 мая 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Голдакр, Бен (26 августа 2011 г.). «Витаминные таблетки могут привести к риску для здоровья» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 г. Проверено 9 августа 2012 г. Цитирует Чиу, Ян и Ван (2011) .
  17. ^ Jump up to: а б с ЛаРю Хьюгет, Дженнифер (25 апреля 2011 г.). «Обратная сторона употребления пищевых добавок» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 9 августа 2012 г. Цитирует Чиу, Ян и Ван (2011) .
  18. ^ Хофманн, В.; Виснески, округ Колумбия; Брандт, MJ; Скитка, ЖЖ (11 сентября 2014 г.). «Нравственность в повседневной жизни». Наука . 345 (6202): 1340–1343. Бибкод : 2014Sci...345.1340H . дои : 10.1126/science.1251560 . ПМИД   25214626 . S2CID   31731176 .
  19. ^ « Эффект лицензирования, сводящий на нет пользу витаминов» . Здоровье Ежедневно . 4 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2013 г. Цитируется Chiou, Yang & Wan (2011) .
  20. ^ Мазар, Н; Чжун, CB (2010). «Делают ли экологически чистые продукты нас лучше?» (PDF) . Психологическая наука . 21 (4): 494–498. CiteSeerX   10.1.1.333.6172 . дои : 10.1177/0956797610363538 . ПМИД   20424089 . S2CID   5728562 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2016 г.
  21. ^ Jump up to: а б Урбан, Ян; Бахник, Штепан; Кохлова, Маркета Браун (июнь 2019 г.). «Зеленое потребление не заставляет людей обманывать: три попытки воспроизвести эффект морального лицензирования благодаря проэкологическому поведению» . Журнал экологической психологии . 63 : 139–147. дои : 10.1016/j.jenvp.2019.01.011 . S2CID   150896694 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2020 г. Проверено 24 мая 2021 г.
  22. ^ Дэвис, Лукас В. (2008). «Товары длительного пользования и спрос населения на энергию и воду: данные полевых испытаний» (PDF) . РЭНД Журнал экономики . 39 (2): 530–46. CiteSeerX   10.1.1.362.4760 . дои : 10.1111/j.0741-6261.2008.00026.x . JSTOR   25474381 . Архивировано (PDF) из оригинала 29 мая 2016 г.
  23. ^ Эффрон, Дэниел А.; Кэмерон, Джессика С.; Монен, Бенуа (2009). «Поддержка лицензий Обамы в пользу белых» (PDF) . Журнал экспериментальной социальной психологии . 45 (3): 590–593. дои : 10.1016/j.jesp.2009.02.001 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 апреля 2014 г. Проверено 4 июля 2021 г.
  24. ^ «Поддержка Обамы дает некоторым избирателям право отдавать предпочтение белым, а не черным, как показывают исследования» . Служба новостей Стэнфордского университета . 2 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 19 января 2018 г. Проверено 9 августа 2012 г. Цитирует Эффрона, Кэмерона и Монина (2009) .
  25. ^ Jump up to: а б Симбруннер, Филипп; Шлегельмильх, Бодо Б. (16 августа 2017 г.). «Моральное лицензирование: метаанализ, модерируемый культурой» . Обзор руководства Ежеквартальный . 67 (4): 201–225. дои : 10.1007/s11301-017-0128-0 .
  26. ^ Ротелла, Аманда; Барклай, Пэт (июль 2020 г.). «Неспособность воспроизвести моральное лицензирование и моральное очищение в онлайн-эксперименте». Личность и индивидуальные различия . 161 : 109967. doi : 10.1016/j.paid.2020.109967 . S2CID   216437024 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Браун, Райан П.; Тамборски, Майкл; Ван, Сяоцянь; Барнс, Коллин Д.; Мамфорд, Майкл Д.; Коннелли, Шейн; Девенпорт, Линн Д. (2011). «Моральная оценка и рационализация проступков» . Этика и поведение . 21 (1): 1–12. дои : 10.1080/10508422.2011.537566 . ПМК   3077566 . ПМИД   21503267 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3cc17ab5ddfcc3d536207da178a69387__1707486540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/87/3cc17ab5ddfcc3d536207da178a69387.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Self-licensing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)