Ситкинская лютеранская церковь

Ситкинская лютеранская церковь ( фин . Sitkan luterilainen kirkko ) — евангелическо-лютеранская церковь в Ситке, Аляска . Его первое здание было построено в 1843 году на том месте, где сейчас находится улица Линкольн, 224, и было первой протестантской церковью на Аляске. Первоначальная церковь была построена и ее прихожане были основаны усилиями Арвида Адольфа Этолена , восьмого российского губернатора Аляски. Земля, на которой была построена церковь, была передана прихожанам навечно российским правительством во время покупки Аляски . Нынешнее здание церкви является третьим, построенным на этом месте, и было завершено в 1967 году. Оно содержит многие предметы обстановки оригинальной церкви, в том числе исторический орган и алтарь работы Берндта Годенхельма . [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Основание первой церкви
[ редактировать ]
Многие из рабочих, приехавших на Аляску работать в Российско-Американской компании, были выходцами из Финляндии и стран Балтии , и большинство из них были лютеранами. Поселение Новый Архангельск (ныне Ситка) было столицей Русской Америки. Однако первые 35 лет своего существования единственным храмом там был русский православный собор Святого Архангела Михаила . В 1839 году Арвид Адольф Этолен , шведоязычный финн, был назначен восьмым губернатором колонии, и к тому времени в Новом Архангельске работало около 150 лютеран. По настоянию Этолена и Фердинанда фон Врангеля , бывшего руководителя Российско-Американской компании, российское правительство согласилось основать там лютеранский приход, который стал бы частью Лютеранской епархии Санкт-Петербурга. Этолен прибыл в Ситку в 1840 году со своей молодой женой Маргаретой, набожной лютеранкой, и Уно Сигнеем , который должен был стать первым пастором. Пока строилась новая церковь, прихожане совершали богослужения в одной из комнат губернаторской резиденции. Замок Бараноф . [ 4 ] [ 5 ]
Новая церковь была построена напротив собора Михаила Архангела и официально освящена 15 октября 1843 года. [ 3 ] Здание, в котором также находились библиотека и резиденция пастора, не имело шпиля. Епископ Русской Православной Церкви настаивал на том, что она не должна «походить на церковь», учитывая ее близость к собору. [ 4 ] [ 5 ] Книги для церковной библиотеки и многие предметы интерьера церкви, включая алтарную картину «Преображение Христа» Берндта Годенхельма , были привезены из Финляндии во время путешествия Этоленов на Аляску. Кафедра, с которой читались проповеди на финском, немецком и шведском языках, была изготовлена из ситхинской ели финскими корабелами, работавшими на Российско-Американскую компанию. [ 6 ] Церковный орган, изготовленный Эрнстом Карлом Кесслером в 1844 году и отправленный из Эстонии на Аляску в следующем году, был подарком губернатора Этолена. Ни Этоленам, ни Уно Сигнеусу не удалось услышать его игру, поскольку незадолго до его прибытия они отплыли обратно в Финляндию. [ 4 ]

Уно Сигнеуса на посту пастора церкви сменил Габриэль Платан, а затем Джордж Густав Винтер. Их служение, как и их предшественников, было ограничено Русской православной церковью в Ситке. Лютеранским пасторам было запрещено обучать или проповедовать коренным жителям Аляски и креолам , а среди европейского населения им разрешалось давать образование только детям, оба родителя которых были лютеранами. [ 7 ]
Лютеранское кладбище находится совсем рядом с церковью на том месте, где сейчас находится Принцесс-Уэй, и было освящено в 1840 году, когда прихожане еще поклонялись в резиденции губернатора. Одним из первых захоронений стал годовалый сын Арвида и Маргареты Этолен, умерший осенью 1841 года. Здесь же похоронены сестра губернатора Йохана Фурухельма Констанция и принцесса Аглаида Максутова, жена последнего губернатора русской Аляски принца Дмитрий Максутов . [ 8 ]
Упадок и возрождение
[ редактировать ]Плохое здоровье вынудило пастора Джорджа Винтера вернуться в Европу в 1865 году. Его не заменили, поскольку Россия уже вела переговоры с Соединенными Штатами о продаже своей территории на Аляске. Конгрегация обходилась мирскими проповедниками. В 1867 году покупка Аляски была завершена. Первая протестантская служба на Аляске, которую провел американец, состоялась в лютеранской церкви Ситки 13 октября 1867 года, за пять дней до официальной передачи церкви. Службу возглавил капеллан армии США Джеймс О. Рейнер. Два года спустя Уильям Х. Сьюард , спланировавший покупку Аляски, посетил Ситку и произнес в церкви длинную речь о том, что он видел в будущем новой территории. С закрытием Русско-Американской компании финны и балтийские немцы, составлявшие основную часть общины, вернулись в Европу, оставив лишь несколько членов. Церковь приходила в упадок и была снесена в 1888 году. Участок, на котором она стояла, оставался пустым в течение следующих 54 лет. Незадолго до сноса Шелдон Джексон , пресвитерианский миссионер, осмотрел заброшенную церковь и сохранил мебель и орган, перевезя их в музей, который он основал при пресвитерианской миссии. Годенхельмский алтарь уже был снят в 1873 году и перенесен в собор Святого Михаила. [ 9 ] [ 10 ]
В 1895 году торговец из Ситки попытался «отказаться от права требования» на пустой участок. Однако с помощью приехавшего лютеранского священника из Пенсильвании община из 30 членов смогла доказать, что земля была передана навечно лютеранской общине российским правительством при передаче земли в 1867 году. [ 10 ] Лютеране Ситки продолжали поклоняться в частных домах вместе с проповедниками-мирянами, но к 1935 году растущий приток скандинавских иммигрантов значительно увеличил численность общины. В 1940 году Объединенная лютеранская церковь в Америке заново основала церковь, предоставила пастора (Хью Даулера) и построила новое здание на месте первоначальной церкви. Церковь , спроектированная в стиле возрождения миссии , была завершена в 1942 году. Ее нижний уровень использовался как центр для военнослужащих во время Второй мировой войны, а после войны использовался как рыбацкий центр. [ 11 ]
Церковь сгорела дотла 2 января 1966 года в результате пожара, уничтожившего большую часть центра Ситки. Она была перестроена в более современном стиле на том же месте в 1967 году. В 1993 году новая церковь также пострадала от серьезного пожара, но орган и большая часть мебели, хотя и были повреждены, удалось спасти. новые витражи Дика Вайса После завершения ремонта церковной ткани в святилище были установлены . В 1999 году, после многих лет переговоров, Русская православная епархия вернула документ на лютеранское кладбище, присвоенное ей в конце XIX века. Кладбище было повторно освящено 14 мая 2000 года в присутствии лютеранского епископа Аляски. [ 9 ] В том же году Русская православная епархия вернула картину « Преображение Христово» работы Годенхельма . Ее отправили в Финляндию на реставрацию, а затем выставляли в Финляндии, России и США, а затем вернули в церковь в 2004 году. Оригинальная люстра из сусального золота из церкви 1843 года также была восстановлена, как и орган Кесслера, один из мало функционирующих органов ласточкиного гнезда в Северной Америке. [ 12 ] [ 4 ] [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арндт и Пирс (2003), стр. 100; 112
- ^ Винквист (2006), стр. 368–369.
- ^ Jump up to: а б Исторический комитет лютеранской церкви Ситки (2008), с. 1
- ^ Jump up to: а б с д Даль (1996)
- ^ Jump up to: а б Рабоу-Эдлинг (2015), стр. 115–116
- ^ Исторический комитет лютеранской церкви Ситки (2008), стр. 1–2.
- ^ Рабоу-Эдлинг (2015), стр. 14.
- ^ Рабоу-Эдлинг (2015), стр. 143; 235
- ^ Jump up to: а б Энкелл (2001), с. 112
- ^ Jump up to: а б Майерс (1895), стр. 92–94.
- ^ Харрис (2012)
- ^ Исторический комитет лютеранской церкви Ситки (2008), с. 4
- ^ Кассель (2006) стр. 547.
Источники
[ редактировать ]- Арндт, Кэтрин; Пирс, Ричард (2003). История строительства Ситки, Аляска, как задокументировано в отчетах Российско-Американской компании . Национальный исторический парк Ситка: исследование исторического контекста.
- Даль, Дэвид (1996). «Старейший орган Аляски снова играет спустя столетие» . Трекер . Органно-историческое общество, Vol. 40, № 2 . Проверено 1 марта 2016 г.
- Энкель, Мария Ярлсдоттер (2001). «Скандинавская иммиграция на русскую Аляску, 1800-1867». Журнал Фонда восточноевропейских исследований семейной истории, Vol. IX (PDF) . стр. 106–114.
- Харрис, Джерилин (2012). В поисках помощи: отчеты лютеранской церкви Ситки, 1840–2012 гг . Тихоокеанский лютеранский университет , Архивы и специальные коллекции.
- Кассель, Ричард (2006). Орган: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 0415941741 .
- Майерс, Уильям Х. (1895). Через Страну чудес на Аляску . Чтение Времени Печать.
- Рабоу-Эдлинг, Сюзанна (2015). Женат на Империи: три губернаторские жены в Русской Америке 1829-1864 гг . Издательство Университета Аляски. ISBN 978-1602232648 .
- Исторический комитет лютеранской церкви Ситки (2008 г.). Финская связь . Ситкинская лютеранская церковь. стр. 1 , 2 , 3 , 4 .
- Винквист, Алан Х.; Русселоу-Винквист, Джессика (2006). Гастроли по шведской Америке . Историческое общество Миннесоты. ISBN 0873515595 .