Объединенный PBY Catalina на австралийской службе
Объединенный PBY Каталина | |
---|---|
![]() | |
PB2B-2 Catalina Королевских ВВС Австралии, построенный в Канаде, из 43-й эскадрильи . | |
Роль | Летающая лодка |
Производитель | Объединенная авиация |
Карьера | |
Серийный | От А24-1 до А24-27, от А24-30 до А24-68 (PBY-5), А24-28 и А24-29 (PBY-4), От А24-69 до А24-114 (PBY-5A), От А24-200 до А24-206 (PBY2B-1), От А24-350 до А24-386 (ПБ2Б-2) [ 1 ] |
В эксплуатации | 1941–1950 |
разработанный как военно-морской патрульный самолет, Consolidated PBY Catalina, широко экспортировался во время Второй мировой войны . В ходе конфликта он служил в ряде разных стран, выполняя самые разные роли. В Королевских ВВС Австралии PBY и PB2B (вариант, построенный компанией Boeing в Канаде) служили многоцелевыми бомбардировщиками и разведчиками, и этот тип в конечном итоге заслужил большую известность среди австралийских летных экипажей. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Девизом эскадрилий «Каталины» было «Первые и самые дальние». [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Первоначально разработанный Consolidated Aircraft как патрульный бомбардировщик с большой дальностью полета, PBY вскоре был адаптирован для выполнения множества функций. [ 7 ] Поскольку военные планировщики все больше осознавали возможность будущего конфликта в Тихом океане , ВМС США в 1930-х годах инвестировали миллионы долларов в разработку летающих лодок. Преимущество летающих лодок заключалось в том, что им не требовались взлетно-посадочные полосы , что фактически оставляло весь океан доступным для посадки, если позволяли погодные условия. Рассматривалось несколько проектов летающих лодок, некоторые из которых разрабатывались в небольших количествах, но наиболее широко использовался и производился PBY. [ 6 ] [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]
PBY Catalina широко использовался Королевскими ВВС Австралии на Тихоокеанском театре военных действий . В соответствии с тенденцией, установленной Королевскими ВВС , во время службы в Австралии самолет был широко известен как Catalina. [ 3 ]
Королевские ВВС Австралии заказали свои первые 18 PBY-5 в 1940 году, намереваясь использовать их для военно-морского патрулирования. [ 8 ] Однако после объявления войны Японской империи Британской империей и ее Содружеством Каталинам пришлось выполнять ряд различных ролей. Первые японские наступления в Юго-Восточной Азии были чрезвычайно успешными: падение Сингапура в феврале 1942 года привело к отказу от сингапурской стратегии и принятию политики всеобщего вывода, проводимой австралийскими вооруженными силами . Такой поворот событий привел к изоляции десятков тысяч солдат и гражданских лиц союзников от территорий, контролируемых союзниками. В ответ RAAF Catalinas (среди других самолетов) сформировала службу быстрой эвакуации с Явы для сотен эвакуированных, которые были переправлены в порт Брума, Западная Австралия . За последние недели февраля 1942 года в Брум было успешно перевезено более 7000 человек. [ 2 ] Обеспокоенные эвакуацией и стремясь ограничить активность бомбардировщиков союзников, японцы 3 марта 1942 года атаковали Брум , уничтожив восемь «Каталины» и 14 других самолетов. Атака привела к периоду, известному как чрезвычайная ситуация в Западной Австралии в марте 1942 года , во время которой «Каталины» были развернуты для разведки возможных сил японского вторжения. [ 2 ] [ 4 ]
После падения Рабаула в феврале 1942 года эскадрильи Каталины стали единственным наступательным оружием RAAF против японцев. [ 9 ] Вскоре они атаковали японские цели в Лаэ , Саламауа и Рабауле. 27 июня каждая эскадрилья предоставила самолет для четырехчасового рейда на Лаэ и Саламауа, во время которого экипажи 20-й эскадрильи RAAF помимо бомб сбрасывали пустые пивные бутылки, чтобы нарушить сон японских солдат. [ 10 ]
Каталинас имела репутацию человека, которого путали с японской летающей лодкой Kawanishi H6K . В одном случае Catalina, возвращавшаяся с бомбардировки, была принята пилотом истребителя USN Grumman F4F Wildcat за H6K и атакована. Позже американский пилот заявил, что красная маркировка на стандартном знаке Королевских ВВС (который в то время все еще использовался ВВС Великобритании) сбила его с толку и заставила поверить в то, что самолет был японским. Этот инцидент побудил RAAF убрать красный цвет с британского медали и тем самым создать современный медальон RAAF. [ 11 ] [ 12 ]
PBY Catalina также использовался ВВС Великобритании в качестве дальнего бомбардировщика и минного заградителя. [ 7 ] «Каталины» преуспели в последней роли, поскольку, хотя их низкая скорость делала их уязвимыми для истребителей , она также позволяла им точно ставить мины во время полета. [ 7 ] Четыре эскадрильи устанавливали мины с апреля 1943 по июль 1945 года в юго-западной части Тихого океана. [ 2 ] Эти операции блокировали порты и судоходные пути. Они также заставили японские корабли заходить в воды, где находились американские подводные лодки. Миссии по минированию RAAF часто проводились ночью, чтобы минимизировать риск перехвата, и были опасными: некоторые самолеты летали на высоте всего 200 футов (61 м) над поверхностью, чтобы выполнить точное падение. [ 2 ] Эти операции могли длиться более 20 часов. [ 2 ] В 1944 году RAAF Catalinas совершила миссию на Филиппины и заложила морские мины в Манильском заливе, чтобы перехватить японский флот и предотвратить их вмешательство в битву при Миндоро . [ 3 ] Девизом экипажей, проводивших эти операции, было «Первые и самые дальние». [ 2 ] [ 6 ]

Воспользовавшись дальностью полета самолета, RAAF использовали Catalina в качестве пассажирского и почтового перевозчика во время войны. Падение Сингапура японской армией в 1942 году прервало воздушное сообщение Австралии с Великобританией. [ 13 ] Для восстановления связи был запланирован маршрут полета предельной дальности. Бывшие пилоты Qantas Airlines были наняты для выполнения беспосадочного маршрута длиной 5632 километра (3500 миль) из Перта на Цейлон на модифицированных Catalinas, маршрута, который на тот момент был самым длинным маршрутом в истории без дозаправки. [ 14 ] Экипаж модифицированных Catalinas был сокращен до трех человек, они были загружены дополнительным топливом и 69 килограммами (152 фунта) почты дипломатических и вооруженных сил. Эти совершенно секретные рейсы, получившие название «Двойной восход солнца» , остаются самыми продолжительными беспосадочными коммерческими рейсами — 32 часа 9 минут. [ 2 ] [ 5 ]
Как и их американские коллеги, австралийские «Каталины» использовались в поисково-спасательных операциях по подъему сбитых экипажей. [ 15 ]
Австралийские каталины также сыграли важную роль во время Тихоокеанской войны в использовании построенных в Австралии военных фолботов ( складных каяков ), а именно Hoehn MKIII. Они использовались для спасательных операций, рейдов коммандос и разведывательных операций, поскольку «Каталины» имели то преимущество, что могли легко приближаться к отдаленным прибрежным районам, тогда экипаж мог установить эти небольшие суда на большой площади горизонтального крыла и загрузить необходимое снаряжение, будь то боеприпасы. , сигнальное или вспомогательное оборудование из большого трюма. [ 16 ] [ 17 ]
После капитуляции Японии в сентябре 1945 года RAAF Catalinas использовались для доставки медикаментов в освобожденные лагеря для военнопленных перед отправкой выживших обратно в Австралию. 30 августа 1945 года рейс из 9 RAAF Catalinas приземлился в Сингапуре с медикаментами и документами в рамках подготовки к капитуляции Японии, став первыми союзными войсками, вошедшими на остров с 1942 года, за несколько дней до начала операции «Тайдерас» . [ 2 ] [ 13 ] [ 18 ] Всего за время войны Австралия эксплуатировала 168 Catalinas. [ 2 ]

Самолет продолжал использоваться в послевоенный период для оказания помощи в репатриации бывших военнопленных из Сингапура в Австралию. В 1948 году 11-я эскадрилья все еще использовала «Каталины» для курьерских и поисково-спасательных задач. В апреле 1950 года два последних самолета были выведены из эксплуатации RAAF. [ 1 ]
Эскадрильи RAAF PBY Catalina
[ редактировать ]- № 11-я эскадрилья RAAF
- 20-й эскадрильи RAAF Наблюдение
- В 40-й эскадрилье RAAF были размещены самолеты, но они фактически не были выданы.
- № 42-я эскадрилья RAAF
- № 43-я эскадрилья RAAF
- № 6 Блок связи РААФ
- № 8 Блок связи РААФ
- № 111 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- № 112 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- № 113 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- Учебный полет гидросамолета RAAF
- № 3 Отдел оперативной подготовки RAAF
- Поисково-спасательное крыло RAAF

Наследие
[ редактировать ]PBY Catalina остается чрезвычайно популярным самолетом в Австралии. [ 18 ] В разделе историй на веб-сайте правительства Австралии утверждается, что «Каталина была для Австралии тем же, чем Спитфайр был для Великобритании». [ 2 ] Qantas Airlines, компания, которая ввела PBY в гражданскую службу Австралии, отдает дань уважения Catalinas на своем веб-сайте. [ 14 ] [ 2 ] Ежегодный фестиваль, посвященный Catalina и другим австралийским самолетам, Rathmines Catalina Festival, проводится в городе Ратмайнс, Новый Южный Уэльс . [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1994 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Летающие лодки во Второй мировой войне 1939–45» . www.australia.gov.au . Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Каталина» . Австралийский национальный музей авиации . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 1994 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б «А24 Консолидированный PBY Каталина» . Музей РААФ . Министерство обороны Австралии . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаунт и Клеворт 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Самолет Catalina | Описание | Технические характеристики» . www.catalinaflying.org.au . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Сериалы ADF – Каталина» . adf-serials.com.au . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ Джонстон 2011 , с. 108.
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 550–551.
- ^ «RAAF вынуждена сменить медальон в SWPA» . airpower.airforce.gov.au . Центр развития авиации (APDC) . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Гиллисон стр. 550-551
- ^ Перейти обратно: а б Парк 1946 года .
- ^ Перейти обратно: а б «Каталины» . www.qantas.com . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Объединенная Каталина» . www.awm.gov.au. Австралийский военный мемориал . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ Кортни 2002 , с. 151.
- ^ Хён 2011 , с. 2,69,71.
- ^ Перейти обратно: а б Минти 1994 год .
- ^ «Фестиваль Ратмайнс-Каталина» . Фестиваль Ратмайнс-Каталина . Проверено 20 февраля 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кортни, Великобритания (2002). Тихие ноги: История специальных операций «Z» 1942-1945 гг . Публикации с напускной шляпой. ISBN 0646129031 .
- Гонт, Коралл; Клеворт, Роберт (2000). Кошки на войне: история RAAF Catalinas на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий . Розвилл, Новый Южный Уэльс: Дж. Р. Клеворт. ISBN 978-1-86408-586-0 .
- Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 2000369 .
- Хен, JW (2011). Коммандос-каяк: роль австралийского фолбота в войне на Тихом океане . Издательство Hirsch, Цюрих, Швейцария. ISBN 9783033017177 .
- Джонстон, Марк (2011). Шепот смерти: австралийские летчики в войне на Тихом океане . Воронье гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 978-1-74175-901-3 .
- Минти, Альберт (1994). Черные кошки: реальная история австралийского ударного отряда дальнего действия «Каталина» в войне на Тихом океане, от Соломоновых островов до Сингапура, от Кэрнса до побережья Китая . Пойнт Кук, Виктория: Музей RAAF. ISBN 9780642202895 .
- Парк, Кейт (1946). Воздушные операции в Юго-Восточной Азии с 3 мая 1945 г. по 12 сентября 1945 г. (PDF) . Лондон: Военное министерство. опубликовано в «№39202» . Лондонская газета (Приложение). 13 апреля 1951 г. с. 2127.
- Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, столичная территория Австралии: аэрокосмические публикации. ISBN 1875671080 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнс, Норман (2000). RAAF и летающие эскадрильи . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 9781865081304 .