Список операторов Consolidated PBY Catalina
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( Август 2022 г. ) |
В списке объединенных операторов PBY Catalina перечислены страны и их подразделения морской авиации и военно-воздушных сил, которые эксплуатировали этот самолет:
Военные операторы
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- Аргентинская военно-морская авиация получила 17 «Кансо» в 1946-48 гг. [ 1 ]
Австралия
[ редактировать ]
Королевские ВВС Австралии широко эксплуатировали PBY Catalina . Королевские ВВС Австралии заказали свои первые 18 PBY-5 (названные Catalina) в 1940 году. [ 2 ] примерно в то же время, что и покупка во Франции. Некоторые из них будут использованы для восстановления британско-австралийского воздушного сообщения через Азию под названием Double Sunrise . К концу войны RAAF получили 168 Catalinas. RAAF использовали Catalinas в широком спектре функций, включая разведку и противолодочное патрулирование, наступательные минные установки и спасательные операции в воздухе и на море , развертывание фолботов (складных каноэ), особенно военного типа Hoehn MKIII для рейдов коммандос. [ 3 ] Спасение личного состава и пристальное визуальное наблюдение, а также психологическая война. Кроме того, PBY RAAF использовались для перевозки австралийского персонала домой в конце войны. [ 2 ] RAAF сняла с вооружения свою последнюю Каталину в 1952 году. [ 4 ]
- № 11-я эскадрилья RAAF
- 20-й эскадрильи RAAF Наблюдение
- В 40-й эскадрилье RAAF были размещены самолеты, но они фактически не были выданы.
- № 42-я эскадрилья RAAF
- № 43-я эскадрилья RAAF
- № 6 Блок связи РААФ
- № 8 Блок связи РААФ
- № 111 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- № 112 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- № 113 Воздушно-морской спасательный рейс RAAF
- Учебный полет гидросамолета RAAF
- № 3 Отдел оперативной подготовки RAAF
- Поисково-спасательное крыло RAAF
Бразилия
[ редактировать ]
Канада
[ редактировать ]У Канады были свои тесные связи с PBY как в качестве производителя, так и в качестве покупателя. По соглашению, достигнутому между правительствами Канады и США, производственные линии были заложены в Канаде, канадской компанией Boeing Aircraft (как PB2B-1 ) в Ванкувере и канадской Vickers ( PBV-1 ) на заводе Canadair в Картьервилле . Самолеты канадского производства, служившие в составе RCAF, были известны как Canso A и были эквивалентны PBY-5A (с убирающимся шасси). Одиннадцать эскадрилий канадского Управления внутренней войны летали на Кансо и Каталинах по ленд-лизу, а также по обе стороны Северной Атлантики и на тихоокеанском западном побережье Канады. Две «заокеанские» эскадрильи вылетели с Британских островов, а также над Индийским океаном.
- Эскадрильи по статье XV, находящиеся под непосредственным командованием и контролем Королевских ВВС, с самолетами, принадлежащими Королевским ВВС.
- 413-я эскадрилья RCAF Catalina I/IB/IV (41 июля – декабрь 44 г.) (Великобритания и Цейлон).
- 422-я эскадрилья RCAF Catalina IB/III/IV (42 июля - 42 ноября) (пока доводится до боевого состояния).
- Оперативные эскадрильи Управления внутренней войны (HWE) (базируются в Канаде)
- Восточное воздушное командование
- 5-я эскадрилья RCAF Catalina I (41 июня – 41 июля); Кансо А (41 октября – 45 июня) [ 5 ]
- 116-я эскадрилья RCAF Catalina I/IB (41 июля – 43 августа); Кансо А (43 сентября – 45 июня) [ 6 ]
- 117-я эскадрилья RCAF Catalina I/IB/IVA (42 мая – 43 декабря); Кансо А (42 мая – 43 августа) [ 7 ]
- 160-я эскадрилья RCAF Canso A (43 мая - 45 июня) [ 8 ]
- 161-я эскадрилья RCAF Canso A (43 ноября - май 45) [ 8 ]
- 162-я эскадрилья RCAF Canso A (42 мая - 45 августа) [ 9 ]
- Западное воздушное командование
- Нет. 4-я эскадрилья RCAF Canso A (42 декабря - 45 августа); Каталина IB/IVA (44 апреля – 44 августа) [ 10 ]
- 6-я эскадрилья RCAF Canso A (43 апреля – 43 ноября); Каталина IB/IVA (43 сентября – 45 августа) [ 11 ]
- Нет. 7-я эскадрилья RCAF Catalina IVA (44 января - 45 июля); Кансо А (44 апреля – 45 июля) [ 12 ]
- Нет. 9-я эскадрилья RCAF Canso A (43 апреля - 44 августа); Каталина I/IB/IVA (44 февраля – 44 августа) [ 13 ]
- Нет. 120-я эскадрилья RCAF Canso A (43 апреля - 43 сентября); Каталина ИВА (43 сентября – 44 апреля) [ 14 ]
- Восточное воздушное командование
- 103-я поисково-спасательная эскадрилья
Чили
[ редактировать ]Колумбия
[ редактировать ]Куба
[ редактировать ]- Кубинский флот 1952-1961 гг. [ 15 ]
Дания
[ редактировать ]
- 721-я эскадрилья RDAF получила самолеты из 722-й эскадрильи RDAF в 1965 году.
- 722-я эскадрилья RDAF передала самолеты 721-й эскадрилье RDAF в 1965 году. [ 16 ]
Доминиканская Республика
[ редактировать ]Эквадор
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Вскоре после получения британским первым заказом на серийные самолеты французская закупочная миссия в начале 1940 года заказала 30 самолетов. Им была присвоена модель 28-5MF с объединенным обозначением, ни один из них не был поставлен до битвы за Францию .
Греция
[ редактировать ]Небольшое количество самолетов RAF Catalinas было передано в аренду RHAF после освобождения Греции в 1944 году. В конечном итоге они были куплены Грецией и использовались в качестве морских патрульных самолетов до конца войны, а также в послевоенные годы, где они находились на вооружении. в гражданской войне в Греции против коммунистических повстанцев. [ 17 ]
Исландия
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]Израиль
[ редактировать ]
Япония
[ редактировать ]Мексика
[ редактировать ]Мексиканский флот 6 единиц
Нидерланды
[ редактировать ]Нидерланды заказали 48 самолетов для использования в Голландской Ост-Индии .
- Эскадрилья № 321 Squadron RAF (1942-1945) передана Королевским ВВС Нидерландов.
Новая Зеландия
[ редактировать ]С 1942 года Новая Зеландия использовала 56 неамфибийных PBY-5 и PB2B-1 Catalinas в южной части Тихого океана, чтобы заменить Short Singapore Королевских ВВС Новой Зеландии и 5-й 6 -й эскадрильями , первоначально действовавшими в Хобсонвилле и Фиджи на . морское патрулирование и спасательные операции в воздухе и на море. Дополнительные самолеты, принадлежащие британским ВВС, использовались 490-й (Новой Зеландией) эскадрильей в качестве противолодочных самолетов во время битвы за Атлантику. 490-я эскадрилья эксплуатировала Catalina в Джуи , Западная Африка, с 1943 года, пока их не заменили Short Sunderlands в 1944 году. Последние Catalinas RNZAF были сняты с вооружения в 1953 году, и все они были проданы или списаны к концу 1956 года. [ 19 ] [ 20 ] Годная к полетам амфибия PBY-5A Catalina с маркировкой 6-й эскадрильи находится в частной собственности. [ 21 ] Королевский музей ВВС Новой Зеландии восстанавливает бывшую огневую каталину.
- 5-я эскадрилья РНЗАФ
- 6-я эскадрилья РНЗАФ
- № 490-й эскадрильи РНЗАФ (1943-1945 гг.)
Никарагуа
[ редактировать ]Норвегия
[ редактировать ]- № 330 (норвежская) эскадрилья RAF (1942-1943)
- 333-я (норвежская) эскадрилья RAF (1943-1945) передана Королевским ВВС Норвегии в ноябре 1945 г.
Парагвай
[ редактировать ]Первоначально ВВС Парагвая заказали три PBY-5A в 1955 году. Один из них был уничтожен в США перед доставкой. Два других дошли до Парагвая и получили серийные Т-29 и Т-31. Т-29 спас бывшего президента Перона в октябре 1955 года в Аргентине. Оба самолета были переданы компании Líneas Aéreas de Transporte Nacional (LATN) в 1956 году.
Перу
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]ВВС Филиппин использовали эти лодки на заре независимости от правительства Содружества. PBY-5A Catalina выполняла роль спасателя в воздухе и на море. Все списано после выхода на пенсию.

ЮАР
[ редактировать ]Консолидированные Catalina PBY использовались в 6-й , 10-й и 43-й эскадрильях ВВС ЮАР во время Второй мировой войны. Эскадрильи и самолеты находились под командованием Берегового командования СААФ и действовали на южноафриканском, индийском и атлантическом побережьях. После Второй мировой войны «Каталины» использовались 35-й эскадрильей с 1945 по 1957 год. [ 22 ]
Испания
[ редактировать ]
В период с 1949 по 1954 год ВВС Испании использовали один самолет под обозначением DR.1 и обозначением 74-21 в качестве патрульного бомбардировщика и пожарного самолета. Этот самолет был подразделением ВВС США , которое случайно приземлилось в испанской Сахаре. в 1943 году и, наконец, был продан ВВС Испании примерно за 100 000 долларов США. В настоящее время он экспонируется в Museo del Aire (Мадрид) . [ 23 ]
Швеция
[ редактировать ]
Три амфибии Canso, построенные компанией Canadian-Vickers, были куплены ВВС Швеции в 1947 году. Шведское обозначение было Tp 47. После модификаций для своих новых послевоенных задач они базировались в крыле F2 в Хегернесе недалеко от Стокгольма и использовались в основном для воздушной и морской спасательной службы. Также совершались разведывательные полеты.
Тп 47 был оснащен РЛС ПС-19/А. Самолет имел экипаж из пяти человек, а также имел место для шести носилок. Он был оснащен двумя 14-цилиндровыми радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp мощностью по 1200 л.с. каждый. Оно было безоружным.
Советский Союз
[ редактировать ]Советский Союз проявил интерес, в результате чего был заказан три самолета и проведены переговоры о лицензии на строительство этого типа в СССР. Когда эти три машины были доставлены, их сопровождала группа инженеров Consolidated, которые помогали в создании советских производственных мощностей. Эта модель самолета, получившая обозначение ГСТ, оснащалась двумя на базе Райта Р-1820. девятицилиндровыми двигателями Швецова М-62 или АШ-62ИР [ 24 ] однорядные радиальные двигатели мощностью от 900 до 1000 л.с. (от 671 до 746 кВт). Первые GST поступили на вооружение в конце 1939 года. По оценкам, еще сотни самолетов служили в ВМФ СССР. Советский Союз также получил 138 вариантов PBN-1 Nomad Catalina, построенных на заводе военно-морских самолетов в Филадельфии, а также 48 PBY-6A в соответствии с Законом о ленд-лизе .
Тайвань
[ редактировать ]ВВС Китайской Республики эксплуатировали PBY-5A в качестве поисково-спасательного (SAR) самолета с 1952 по 1954 год. [ 25 ] По крайней мере, один из этих PBY-5A был позже передан China Airlines в 1959 году. [ 26 ]
Великобритания
[ редактировать ]Великобритании Министерство авиации приобрело для оценки один самолет - Модель 28-5. В июле 1939 года он был переправлен через Атлантический океан в морской авиации Экспериментальный центр в Феликстоу . С приближением начала войны испытания были прекращены преждевременно, и первые 50 самолетов были заказаны под названием «Каталина I». Эти самолеты были аналогичны PBY-5, за исключением установки британского вооружения. Название Catalina использовалось Consolidated для коммерческих продаж до британского приказа и в конечном итоге было принято ВМС США 1 октября 1941 года.
Первоначальные поставки Catalinas Королевских ВВС начались в начале 1941 года, и они поступили на вооружение 209-й и 240-й эскадрилий Берегового командования . Всего «Каталиной» были оснащены девять эскадрилий берегового командования, а также еще 12 эскадрилий за рубежом. Всего было приобретено около 700 экземпляров со следующими обозначениями: Catalina Mk I, Mk IA (амфибия PBY-5A только на вооружении RCAF), Mk IB, Mk II, Mk III, Mk IVB (PBY-5 канадской постройки, PB2B- 1), Mk IV и Mk VI (версия с высоким хвостовым оперением в стиле PBN-1, построенная в Канаде). Каталина Mk V, которые должны были быть PBN-1, были отменены.
ВВС Великобритании также приобрели бывший советский GST ВМФ, который приземлился на Кипре в ноябре 1941 года, хотя он, вероятно, не использовался до того, как был выброшен на берег во время шторма в Абукире в феврале 1943 года.
На вооружении Великобритании Catalina оснащалась пулеметами .303, обычно Vickers K в носовой части и Browning Model 1919 в поясной части. Некоторые получили свет Ли для помощи в противолодочной борьбе в ночное время.
- № 119-й эскадрильи RAF (1941 и 1941 гг.)
- № 190-й эскадрильи RAF (1943 г.)
- № 191-й эскадрильи RAF (1943-1945)
- № 202-й эскадрильи RAF (1941-1945)
- № 205-й эскадрильи RAF (1941-1945)
- № 209 (Гонконг) эскадрилья RAF (1941-1945)
- № 210-й эскадрильи RAF (1941-1945)
- № 212-й эскадрильи RAF (1942-1945)
- № 240-й эскадрильи RAF (1941-1945)
- № 259-й эскадрильи RAF (1943-1945)
- Эскадрилья № 262-й эскадрильи RAF (1942–1943) передана ВВС ЮАР как 35-я эскадрилья.
- № 265-й эскадрильи RAF (1943-1945)
- № 270-й эскадрильи RAF (1942-1944)
- № 357-й эскадрильи RAF (1944 г.)
- № 628-й эскадрильи RAF (1944 г.)
- № 4 (Береговая) группа оперативной подготовки Королевских ВВС (1941-1943 гг.)
- № 131 (Береговая) часть оперативной подготовки Королевских ВВС (1942-1945 гг.)
- № 302 паромное учебное подразделение Королевских ВВС (1942-1945)
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
- ВП-1
- ВП-2
- ВП-3
- ВП-4
- ВП-5
- ВП-6
- ВП-7
- ВП-8
- ВП-9
- ВП-10
- ВП-11
- ВП-12
- ВП-15
- ВП-16
- ВП-17
- ВП-18
- ВП-19
- ВП-20
- ВП-21
- ВП-31
- ВП-33
- ВП-34
- ВП-43
- ВП-44
- ВП-45
- ВП-52
- ВП-53
- ВП-54
- ВП-61
- ВП-62
- ВП-62 (1943-4)
- ВП-63
- ВП-83
- ВП-84
- ВП-91
- ВП-92
- ВП-93
- ВП-94
- ВП-100
- ВП-900
- ВП-905
- ВП-906
- ВП-907
- ВП-911
- ВП-916
- ВП-917
- ВП-АМ-5
- ВБ-102
- FltAirФотоРонЛант
- 1-я аварийно-спасательная эскадрилья (ОА-10А)
- 2-я аварийно-спасательная эскадрилья (ОА-10А)
- 3-я аварийно-спасательная эскадрилья (ОА-10А)
- 4-я аварийно-спасательная эскадрилья (ОА-10А)
Уругвай
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- Ansett Услуги летающих лодок
- Транс Австралийские авиалинии
1 бывший Cathay Pacific / Macau Air Transport Company CBY-5A (приобретён у ВВС США через RCAF ), использовался в 1962-1966 гг.
Между 1940 и 1945 годами пять самолетов бывших RAAF использовались Qantas для перелета с Цейлона в Перт.
Бразилия
[ редактировать ]- Генерал Аэро
- Южный Крест
- Панайр-ду-Бразилия
- Воздушный транспорт Параэнсе
- ТАБА - Воздушный транспорт Бандейрантес
- VASD – Виасан Аэреа Сантос Дюмон
Канада
[ редактировать ]Следующие PBY-5A внесены в список Transport Canada. [ 27 ]
- Наследие канадских военных самолетов
- David Dorosh
- Эксплойты Valley Air Services
- Фонд Aerovision Квебек
- Тихоокеанские летающие лодки
- Savethecanso
Колумбия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]China Airlines финансировала два PBY-5A. По крайней мере один из PBY был передан из состава ВВС Китайской Республики. PBY-5A эксплуатировался с 1959 по 1966 год. Один из самолетов был заброшен в 1962 году, а другой эксплуатировался до 1966 года. [ 28 ]
Китайская национальная авиационная корпорация эксплуатировала как минимум одну амфибию Catalina или Canso. [ 29 ]
TransAsia Airways эксплуатировала как минимум два PBY-5A с 1951 по 1958 год. Один из PBY был поврежден в результате удара тайфуна по Тайбэю . Другой PBY пропал во время полета с островов Мацу в Тайбэй.
Гонконг
[ редактировать ]- Cathay Pacific Airways / Авиатранспортная компания Макао , 1946–1961 гг.
2 бывших ВВС США / Королевских ВВС Канады CBY-5A, один погиб в результате крушения в 1948 году.
Исландия
[ редактировать ]С 1944 по 1961 год эксплуатировал в общей сложности три Catalina: Gamli-Pétur , Sæfaxi и Skýfaxi . [ 30 ] [ 31 ]
Управляли двумя каталинами, названными Вестфьордур и Динджанди . [ 30 ]
Индонезия
[ редактировать ]Правительство Индонезии зафрахтовало несколько Каталин во время индонезийской национальной революции. [ 18 ]
От компании KLM Interinsular , работавшей в 1950–1953 гг.
Новая Зеландия
[ редактировать ]Когда компания Tasman Empire Airways TEAL расширялась после войны, в конце 1947 года в качестве самолета для обучения экипажей был приобретен бывший Boeing PB2B-1 Catalina NZ4035 RNZAF под обозначением ZK-AMI. Он был возвращен военным в ноябре 1948 года. Второй PB2B-1 Catalina, NZ4038, был переведен в гражданское состояние как ZK-AMP в декабре 1948 года и использовался в качестве исследовательского самолета для создания самолетов Окленд-Сува, Сува-Сатупуала (Западное Самоа), Самоа. -Аитутаки (Куки), сектор Куки-Таити, позже известный как «Коралловый маршрут». Этот самолет был возвращен в РНЗАФ в 1951 году.
Парагвай
[ редактировать ]Líneas Aéreas de Transporte Nacional (LATN) эксплуатировала два PBY-5A в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Они были зарегистрированы ZP-CBA и ZP-CBB. ZP-CBB был разрушен в результате аварии на реке Парагвай в Асунсьоне в 1957 году, в результате чего погиб его пилот подполковник. Лео Новак. ЗП-ЦБА был передан ФАП в начале 1970-х годов. В 1980-х годах он был переименован в FAP2002.
Филиппины
[ редактировать ]Amphibian Airways , зарегистрированная на Филиппинах авиакомпания, эксплуатировала PBY OA-10A в конце 1940-х годов на Филиппинах и в Бирме.
Венесуэла
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]Между 1940 и 1945 годами два самолета бывших ВВС Великобритании использовались BOAC для перелета из Пула в Лагос .
Caribbean International Airways Ltd. выполняла пассажирские перевозки Каталины между Большим Кайманом , нынешней заморской территорией Великобритании , и Тампой, Флорида , и Кингстоном, Ямайка, в 1952 году. [ 34 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Alaska Airlines использовала самолеты Super Catalina в конце 1960-х годов для обслуживания направлений на Аляске, где не было аэропортов. [ 35 ]
Эта авиакомпания и ее самолеты Catalina были приобретены Alaska Airlines в 1968 году.
Антильские воздушные лодки
Эксплуатировал самолеты Super Catalina в Карибском бассейне в 1970-е годы, обслуживая Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, острова Сент-Томас и Санта-Крус, Виргинские острова США и другие направления. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Веб-сайт Histarmar, Объединенная страница Каталины (получено 24 января 2015 г.)
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон-Крик, Австралия: Аэрокосмические публикации. п. 216. ИСБН 1875671080 .
- ^ Развертывание и возвращение австралийских фолботов Hoehn во время войны на Тихом океане, Hoehn 2011, стр. 2, 66, 69, 70.
- ^ A24 Consolidated PBY Catalina , Музей RAAF
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, стр. 25-26.
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 49
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 50
- ^ Jump up to: а б Костенюк и Гриффин, 1977, с. 67
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 68
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, стр. 24-25.
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 27
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 28
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 31
- ^ Костенюк и Гриффин, 1977, с. 55
- ^ Хагедорн (1993)
- ^ Шредер, Ганс (1991). «Королевские ВВС Дании». Клятва. Кей С. Нильсен. Тойхусмусеет, 1991, стр. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Карр, Джон (2012). На спартанских крыльях: Королевские ВВС Греции во Второй мировой войне . Авиация «Перо и меч». стр. 70–72. ISBN 978-1848847989 .
- ^ Jump up to: а б «Индонезийская авиация 1945-1950 гг.». Архивировано 14 декабря 2005 г. на сайте Wayback Machine adf-serials.com. Проверено: 20 марта 2021 г.
- ^ http://www.catalina.org.nz/RNZAF%20PBYs.htm
- ^ «Кот3» .
- ^ Объединенная статья PBY5a Catalina на Kiwi Aircraft Images . веб-сайте
- ^ Беккер (1991) стр.117
- ^ https://www.defensa.com/espana/museo-aire-finalizo-restauracion-avion-anfibio-pby-catalina , 12 августа 2016 г. Музей авиации завершил реставрацию самолета-амфибии PBY Catalina.
- ^ Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. «GST Каталина». Энциклопедия авиации Джейн . Нью-Йорк: Crescent, 1993. с. 453. ISBN 0 517 10316 8 .
- ^ История эксплуатации самолета. Архивировано 16 декабря 2013 г. в Wayback Machine ROCAF.
- ^ Первый самолет China Airlines. Архивировано 29 апреля 2011 г. в Wayback Machine , Новости China Airlines.
- ^ Канадский реестр гражданских самолетов: результат быстрого поиска
- ^ Модель самолета China Airlines PBY-5A , China Airlines
- ^ Лучший архив Air-Britain , весна 2010 г., с. 35
- ^ Jump up to: а б «Каталина- летающие лодки в Исландии» . Morgunblaðið (на исландском языке). 24 мая 1995 года . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Снорри Сноррасон (22 июня 2005 г.). «Летающая лодка Catalina TF-ISP совершила свой первый международный полет» . Morgunblaðið (на исландском языке). п. 12 . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ «Объединенный реестр Catalina/Canso — сайт ресурсной группы Warbirds» .
- ^ «Объединенный реестр Catalina/Canso — сайт ресурсной группы Warbirds» .
- ^ http://www.timetableimages.com , май 1952 г. Расписание Caribbean International Airlines.
- ^ http://www.timetableimages.com , 1 июня 1969 г. Расписание системы Alaska Airlines.
- ^ http://www.airliners.net , фотографии самолетов Super Catalina, эксплуатируемых компанией Antilles Air Boats.
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Дэйв (1991). На крыльях орлов: история военной авиации Южной Африки . Дурбан: Уокер-Рамус. ISBN 0-947478-47-7 .
- Бест, Мартин С. «Развитие коммерческой авиации в Китае: Часть 10A: Китайская национальная авиационная корпорация 1945–1949». Архив Air-Britain , весна 2010 г., стр. 19–36. ISSN 0262-4923 .
- Крид, Роско. PBY: Летающая лодка «Каталина» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1986. ISBN 0-87021-526-4
- Крокер, Мел. Черные кошки и дураки: боевые PBY времен Второй мировой войны . Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5
- Дорни, Луи Б. Подразделения PBY Catalina ВМС США во время войны на Тихом океане . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8
- Хагедорн, Дэн. 1993 г. ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна. Эйр-Британия. ISBN 0-85130-210-6
- Хендри, Эндрю. Летающие кошки: Самолет «Каталина» во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1988. ISBN 0-87021-213-3
- Хен, Джон. (2011). Коммандос-каяк: австралийский фолбот, Тихоокеанская кампания . hirschbooks.net и ozatwar.com/hoehn. ISBN 978-3-033-01717-7
- Кинзи, Берт. PBY Catalina в деталях и масштабе . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2
- Нотт, Ричард К. Налетчики «Черной кошки» Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2000. ISBN 1-55750-471-7
- Костенюк С. и Дж. Гриффин. Истории эскадрильи RCAF и самолеты: 1924–1968 . Торонто: Сэмюэл Стивенс, Hakkert & Company, 1977. ISBN 0-88866-577-6 .
- Легг, Дэвид. Объединенный PBY Каталина: Рекорд мирного времени . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2002. ISBN 1-55750-245-5
- Рагнарссон, Рагнар. Подразделения ВМС США PBY Catalina, участвовавшие в войне в Атлантике . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X
- Скарборо, Уильям Э. ПБИ «Каталина в действии» (Самолет номер 62) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0
- Скарборо, Уильям Э. ПБИ Каталина — прогулка вокруг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4
- Вагнер, Рэй. История PBY Catalina (Аэробиографии, том 1) . Сан-Диего, Калифорния: Классика полетов, 1972.
- Маленький, Жан-Жак. Объединенный PBY-5A Catalina во Франции . 2013 - 56 с. ISBN 978-2-9528167-5-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner и HU-16 Albatros . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 25. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN 9789872055745 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 26 января 2015 г.