Бай Зе

Бай Цзэ ( упрощенный китайский : 白泽 ; традиционный китайский : 白澤 ; пиньинь : Байзе ) — мифическое существо из древних китайских легенд. Во времена династии Тан он был завезен в Японию без изменения названия. В « Книге Песен» (宋書) в Китае есть запись, связанная с Бай Цзэ, которая называется «Бай Цзе Ту», «диаграмма (божества) Байзе» (白澤圖): Бай Цзэ, божественное существо, знает все, что касается призраки и боги в мире. По поручению Желтого Императора Бай Цзе нарисовал всех известных ему призраков и духов и добавил аннотации, что и послужило источником Бай Цзе Ту. [ 1 ]
В династии Мин книге «Саньцай Тухуэй» (三才圖會) внешний вид Бай Цзе описывается как имеющий зеленые волосы на длинной голове, рог, растущий на макушке, и способность летать. В «Истории Юаня» (元史) записано, что у него голова тигра, красная грива, тело лунга и рог. Образ Бай Цзе в Китае сочетает в себе черты лунга и тигра. [ 2 ]
Единственное существующее свидетельство, связанное с Бай Цзе Ту в Китае, - это неполная дуньхуанская рукопись. Говорят, что она была скопирована в 9-м или 10-м веке и называлась «Baize-jing guai-tu» («Диаграммы спектральных чудес Бай Цзэ») (白澤精惟圖), которая сейчас хранится в Национальной библиотеке Франции (P2682). Эта дуньхуанская рукопись не содержит рисунков Бай Цзе. Термин диаграмма (ту) в названии относится к 11 520 рисункам призраков и духов, изображенных Бай Цзе в легенде. [ 1 ] [ 3 ]
В народных верованиях императорского Китая Бай Цзэ также символизировал способность изгонять призраков и отгонять злых духов. [ 4 ] По преданию Бай Цзэ, сохранившиеся свитки «Байзэ-цзин гуай-ту» записывали знаки странных явлений и злых духов. В нем также подробно описаны бедствия, вызванные этими злыми призраками, а также способы избежать этих бедствий. [ 5 ] В то же время, согласно китайским записям IX–X веков, помимо использования в качестве текстов для гаданий, существовал обычай вешать в домах рисунки Бай Цзэ для защиты от вреда из духовного мира, а диаграмма Бай Цзэ также использовалась для молитесь о благополучии и здоровье членов семьи. [ 3 ]
В Японии
[ редактировать ]В Японии Бай Зе также называют Хакутаку. Самое старое известное изображение Хакутаку встречается в Тяньди жуйсян чжи «Трактат о благоприятных знаках неба и земли» (天地瑞祥志), произведении, возникшем в Китае. Эта работа указана в японских библиографиях конца IX века, но неизвестна в китайских. В «Тяньди руйсян чжи» Хакутаку имеет тело коровы и человеческую голову с бородой. На изображении « Хакутаку хи кай дзу », написанном Фукухарой Гогаку, изображены три лица, каждое с тремя глазами и парой рогов. К 18 веку это изображение Бай Цзе стало стандартом в Японии, однако его происхождение остается неясным. В «Хакутаку хи кай дзу» Хакутаку изображен как божество, защищающее людей от злых духов, поэтому, повесив схему Хакутаку внутри дома, можно отвести несчастье. В Японии XVIII и XIX веков имеются обширные записи о магическом использовании хакутаку, в том числе в качестве защитных талисманов и в лечебных целях. Во время эпидемии холеры в Эдо в 1858 году людям было приказано класть изображение Хакутаку на подушки перед сном, чтобы защитить себя. [ 6 ]
В книге «Дзэн и японская культура » Д.Т. Судзуки описывает хакутаку как « мифическое существо , тело которого напоминает руку, а голова — человеческая. Древние считали, что это существо питается нашими плохими снами и злыми переживаниями, и по этой причине люди, желающие чтобы поглотить все беды, которые нам могут постичь, его изображение вешали на входные ворота или внутри дома. [ 7 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Байзе от Ториямы Сэкиена
-
Портрет Бай Зе на свитке Рюкюан, картина Гусукумы Сейхо
-
Японская иллюстрация Бай Цзе эпохи Эдо
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Он 2013 , стр. 50.
- ^ Чжоу 2016 , стр. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Харпер 2018 , стр. 214.
- ^ Он 2013 , стр. 53.
- ^ Сасаки 2012 , стр. 74.
- ^ Харпер 2018 , стр. 215.
- ^ Сузуки 2010 , стр. 168.
Ссылки
[ редактировать ]- Чжоу, Сипо Чжоу Сибо (2016). «Культ Байзе и его меняющиеся образы». Исследования по исследованиям Тун-Хуан Дуньхуана 32 : 45–58. . 978-986-88194-7-4 .
- Харпер, Дональд (2018). «Хакутаку Хи Кай Зу». Азиатская медицина (Лейден, Нидерланды) . 2 : 50–53. ISSN 1573-4218 .
- Хэ, Линся Хэ Линся (2013). «ИССЛЕДОВАНИЕ «БАЙЗЕ» «Байзе». Журнал Юньмэн 云梦学报 . 6 : 50–53. ISSN 1006-6365 .
- Сасаки, Сатоши Сасаки Сатоши (2012). «Исследование оригинальной дуньхуанской рукописи Baize-jing guai-tu (P.2682), хранящейся в Национальной библиотеке Франции 法志»白泽精伟图» (P.2682)» . Исследования Дуньхуана 3 : 73–81 ISSN 1000-4106 .
- Сузуки, Дайсетц Тейтаро (2010). Дзен и японская культура . США: Принстон. п. 168. ИСБН 978-0-691-14462-7 .