Параскева Римская
Параскева Римская | |
---|---|
![]() Казнь святой Параскевы, 16 век. Михаил Дамаскенос . | |
Мученик | |
Рожденный | ~117-138 Рим |
Умер | ~ 180 г. н.э. |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Восточно-католические церкви |
Праздник | 26 июля |
Покровительство | Целитель слепых |
Святая Параскева Римская (также Параскева ) почитается как христианская мученица II века. Ее несколько раз арестовывали за христианство, и в конце концов она была обезглавлена римским губернатором Тарасием. [1]
Ее призывают для исцеления недугов глаз. Церковь вспоминает ее 26 июля. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Параскева родилась в деревне недалеко от Рима, вероятно, во времена правления римского императора Адриана (117–138 гг. н.э.). Ее родители, Агафон и Полиция, были христианами греческого происхождения. [1] и много лет молился о рождении ребенка. Когда Полития наконец родила ребенка, она родилась в пятницу, в день страданий Господа. Поэтому они назвали девочку Параскеви означает «пятница» (Παρασκευή), что по- гречески (буквально «приготовление (день)» к субботе : ср. Марка 15:42 ). Параскева выросла набожной и начитанной женщиной, отвергавшей многих женихов. [3]
После смерти родителей она раздала все свое имущество и стала проповедовать христианскую веру. [4] В возрасте 30 лет Параскева покинула Рим и служила многим городам и селам.
Преследование
[ редактировать ]В селе Терапия Константинополя она была арестована солдатами императора Антонина Пия и предана суду. Обвинение было богохульством, а ее слова стали причиной всех бед, постигших за последнее время империю. [3] Антонин Пий пытался убедить Параскеву отречься от своей веры и даже предлагал жениться на ней. [ нужна ссылка ] Параскеви отказалась, ее избивали и пытали, прикрепив к ее голове стальной шлем с гвоздями и затянув его тисками. [4] Никакая боль, казалось, не причиняла ей вреда, а ее выносливость заставила многих обратиться в христианство . В конце концов, потеряв рассудок, Антонин Пий потребовал, чтобы Параскеву погрузили в большой котел с маслом и дегтем. Однако даже из этого она вышла невредимой. Когда ее обвинили в использовании магии, Параскева в ответ плеснула жидкость в лицо Императора. Он был ослеплен и отчаянно просил ее о помощи. Антонин Пий прозрел. Это чудо побудило его принять христианство и освободить Параскеву. [4] После этого он не преследовал христиан. [3]
Однако после смерти Антонина Пия законы снова изменились при императоре Марке Аврелии . Чума поразила римский народ (см. Чума Антонина ), и многие, в том числе Марк Аврелий, считали христиан ответственными за гнев богов. [5] Параскеву снова арестовали в городе, которым управлял человек по имени Асклепий, который бросил ее в яму с большой змеей. Параскева, однако, перекрестилась , и змей упал замертво. [6] Как и в случае с Антонином Пием, чудо Параскевы обратило Асклепия в христианство, и он освободил Параскеву. [1] Она продолжала путешествовать из города в город, проповедуя Веру.
Смерть
[ редактировать ]Наконец, Параскева была в последний раз арестована римским чиновником по имени Тарасий и доставлена в храм Аполлона. Войдя в Храм, Параскева перекрестилась, и все идолы в Храме были уничтожены. Однако вместо того, чтобы обратить зрителей в христианство, они пришли в ярость и избили Параскеву. Затем Тараций приказал обезглавить ее. [1]
Альтернативные рассказы о смерти
[ редактировать ]По некоторым православным преданиям, Асклепий и Тарасий арестовали Параскеву одновременно. Хотя Асклепий был тронут ее чудом в змеиной яме и хотел освободить ее, Тарасия это не убедило. Именно он тогда приговорил ее к смерти после того, как она уничтожила идолов в храме Аполлона. [ нужна ссылка ]
Почитание
[ редактировать ]
Святая Параскева — самая выдающаяся среди святых женщин-исцелителей, широко почитается как целительница слепых. [7] По этой причине ее часто изображают с двумя глазными яблоками в руках. [7]
Ее останки в конечном итоге были перевезены в Константинополь . [ нужна ссылка ] Хотя неясно, когда и как ее мощи попали в Константинополь, похоже, что они были выставлены там ок. 1200, чтобы быть доступным для паломников. [8]
Святая Параскева поминается Церковью 26 июля. [1] [2] Ее празднованию предшествует утреня и совершается Божественной литургией святителя Иоанна Златотома, совершаемой утром в праздник. [9]
Чтения Священных Писаний
[ редактировать ]На Божественной литургии: Галатам 3:23-4:5, Марка 5:24-34. [9]
Гимны
[ редактировать ]Аполитикион
[ редактировать ]Аполитикион (греч. Ἀπολυτίκιον), или Увольнительный гимн, представляет собой заключительный гимн , который меняется изо дня в день в зависимости от календаря и поется на службах Восточной Православной церкви в конце служения (например, утрени или вечерни ). [10]
Первый тон [11] В соответствии с твоим призванием, о Защитница Параскева, ты поклонялась с готовностью, которую несет твое имя. Для обители вы приобрели веру, которая есть ваша тезка. Посему Ты изливаешь исцеление и ходатайствуешь за души наши. [2]
Кондак
[ редактировать ]Кондак (греч. κοντάκιον) — гимн , исполняемый на богослужениях Восточной Православной Церкви и служащий поэтической проповедью. [12] Таким образом, изначально они были очень расширенными и содержали множество строф, причем были настолько длинными, что для использования в богослужении текст приходилось обматывать вокруг шеста. [ нужна ссылка ] Этим объясняется происхождение названия кондак, происходящего от греческого κόνταξ ( контакс ), что означает «жезл» или «палка» и относится именно к шесту, вокруг которого наматывается свиток. [13] В современной практике кондак сильно сокращается. [ нужна ссылка ]
Плагал четвертого тона [11] О Величественная, храм Твой мы обнаружили духовной клиникой, в которой все верные звонко чтят Тебя, славную и почтенную мученицу Параскеву. [2]
Легенды
[ редактировать ]«Согласно традиции жителей Эпира, Параскева была замучена не в Риме, как упоминается в ее традиционной агиографии, а в Феспротии, где сегодня стоит монастырь Святой Параскевы из Пунты. Согласно этой традиции, которую твердо придерживаются местные жители, Здесь было погребено обезглавленное тело святой, и ее могила почитается до сих пор.Рассказывают, что гонители святой Параскевы оттащили ее к берегу реки Ахерон, чтобы обезглавить. Когда меч был поднят над ее головой, она схватила каменный столб, который держала так крепко, что отпечаток ее рук растворился в нем, оставив неизгладимый след. Со временем верующие в ее честь здесь воздвигли церковь и разместили ее святые мощи. Ее череп в конечном итоге был помещен в стены церкви, хотя сегодня он хранится в Мони Петраки в Афинах». [ нужна ссылка ]
Паломники отрезали части каменного столба, который Параскева держала как талисман, до такой степени, что в 1960 году размер камня стал вдвое меньше его первоначального размера. [ нужна ссылка ]
В православной традиции говорится, что чудеса святой Параскевы продолжаются и после ее смерти. У ее гроба слепые прозрели, бесплодные женщины забеременели, а хромые пошли. [4] Говорят, что земля на ее могиле обладает великой силой. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Жития святых Параскевы» . www.orthodoxchristian.info . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Греческая православная храмовая церковь Святой Параскевы» . www.stparaskevi.org . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Святая Параскева», Греческая православная церковь Святой Варвары, Ориндж, Коннектикут.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мученица Параскева Римская», Православная Церковь в Америке
- ^ «Антонинова чума» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Мученица Параскева Римская» . www.oca.org . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рассел, Евгения; Бернанд, Теодора (2011). «Жертвователи, тексты и изображения. Визуализация житийного цикла святителя Пантелеймона». Византия . 81 : 288–325. ISSN 0378-2506 . JSTOR 44173237 .
- ^ Петрова, Майя (2008). «Еще раз о культовых и агиографических текстах о святой Параскеве/Петке Римской в южнославянском средневековье». Скрипта и электронный скрипт . 6 : 325–250.
- ^ Перейти обратно: а б «Праздник святой праведной мученицы Параскевы - Праздники Церкви - Греческой Православной Архиепископии Америки» . www.goarch.org . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Определение АПОЛИТИКОНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Восемь тонов византийского обряда (ВКИ)» . mci.archpitt.org . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Определение КОНТАКИОНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Мпампиниотис, Георгиос (1998). Lexiko tis neas ellinikislossas (Словарь новогреческого языка — на греческом языке) . Афины: Kentro lexikologias.