Югославский учебный корабль Галеб
![]() Галеб в доке, верфь Виктор Ленац , Кострена, Хорватия , 2008 г.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Рамб III |
Строитель | Ансальдо , Генуя |
Приобретенный | 1938 |
Выведен из эксплуатации | 1943 |
Идентификация | Номер ИМО : 8961248 |
![]() | |
Имя | Кибиц |
Приобретенный | 1943 |
Выведен из эксплуатации | 1944 |
Идентификация | Номер ИМО : 8961248 |
Судьба | Потоплен союзниками |
![]() | |
Имя | Чайка |
Приобретенный | 1952 |
Выведен из эксплуатации | 1991 |
Идентификация | Номер ИМО : 8961248 |
Судьба | Пришвартован после расформирования ВМС Югославии. |
Общие характеристики | |
Тип | Бывшая президентская яхта |
Скорость | 18,5 узлов |
ВМС Югославии Учебный корабль (JRM « Галеб ») , также известный как «Корабль мира Галеб» ( Brod Mira Galeb ), использовался в качестве официальной яхты покойным президентом Югославской Республики маршалом Иосипом Броз Тито . В этой роли корабль приобрел культовый статус среди народов Югославии, а также среди многих различных стран и членов Движения неприсоединения . «Галеб» по-сербо-хорватски означает « чайка ».
История
[ редактировать ]

«Галеб» был построен в 1938 году в Генуе как вспомогательный крейсер «Рамб III» , предназначавшийся для обслуживания банановой торговли между Африкой и Италией. После перемирия в 1943 году он был захвачен немцами и превратил его в минный заградитель под названием Kiebitz . Находясь в Риеке, он был потоплен 25 ноября 1944 года авиацией союзников. «Бродоспас» («КОРАБЛЬНЫЙ») из Сплита поднял «Кибиц» в 1948 году, после чего его отвезли на Пульскую судостроительную фирму «Ульяник» , где в 1952 году он был реконструирован как учебный корабль ВМС Югославии под новым названием «Галеб» . Тито впервые приступил к нему в 1952 году в Подгоре, где проводил осмотр лодок YWN с палубы корабля. В следующие 27 лет Галеб находился на службе у Тито в общей сложности 549 дней, из которых 318 дней маршал находился на борту, проплыв 86 062 морских мили (159 387 км) по Адриатическому и другим морям с политическими миссиями. К моменту смерти Тито на Галебе остались 102 мировых деятеля .
«Галеб» имеет длину 117 метров, ширину 15 метров и водоизмещение 5754 тонны. Он развивает скорость 17 узлов (31 км/ч) и оснащен двумя дизельными двигателями Fiat общей мощностью 7200 лошадиных сил. Итальянцы в какой-то момент предложили SFRJ снять их и выставить в музее Fiat в Турине . Взамен они предложили построить совершенно новый, современный учебный корабль, но югославы отказались. [ 1 ]
Корабль впервые привлек международное внимание в марте 1953 года, когда он доставил Тито из Югославии на реку Темзу по приглашению британского правительства во главе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем . Это был первый визит в Соединенное Королевство коммунистического главы государства . [ 2 ] [ 3 ] Из-за размера яхты Галеб пришвартовался в Гринвиче . Предложения о стоянке корабля на Мальте островов по пути в Великобританию были отклонены губернатором . [ 3 ]
Тито нравился гламур, который яхта придавала его режиму. Он использовал его для вечеринок, зарубежных визитов и дипломатии. Там принимали участие мировые лидеры, в том числе Никита Хрущев , Муаммар Каддафи и Индира Ганди . Тито был особенно рад приветствовать Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона , сыгравших Тито в военной эпопее 1973 года «Битва при Сутьеске» . [ нужна ссылка ]
Галеб использовался маршалом Тито с 1948 года до его смерти в 1980 году. После распада Югославии в 1991 году яхта перешла в собственность правительства Черногории . Она была продана Джону Полу Папаниколау , тому самому греческому яхтсмену, которому принадлежала яхта Christina O. Судно какое-то время было пришвартовано на причале верфи Виктора Ленаца в Кострене , пригороде Риеки , а затем его отбуксировали на нынешнее место на набережной Риеки. Хорватские власти разместили приказ о консервации «Галеба» в надежде, что судно станет кораблем-музеем. [ 4 ] В сентябре 2008 года лодка частично затонула на правый борт из-за протечки в корпусе. [ 5 ] 22 мая 2009 года судно было продано городу Риека за 150 000 долларов США, что впоследствии было подтверждено Высшим торговым судом Хорватии.
С тех пор его время от времени открывали для публики для художественных выставок. [ 6 ] конференции [ 7 ] и тому подобное. 16 июля 2014 года мэр Риеки объявил, что « Галеб» будет сдан в аренду для смешанного использования. [ 8 ] частично как музей, включающий личные комнаты бывшего президента и некоторые инженерные помещения, а частично для коммерческой деятельности, такой как рестораны и бары. Были объявлены тендеры на инвестиции частного сектора, но ответа не последовало. Финансирование в размере 4,5 млн евро было обеспечено в рамках успешной заявки Риеки на звание культурной столицы Европы в 2020 году. [ 9 ] Ожидается, что работы будут завершены к середине 2021 года. [ 10 ] [ нужно обновить ]
Часть мебели Галеба уже отреставрирована и временно выставлена в городском музее Риеки в ожидании завершения реставрации кораблей. [ 11 ]
Гости
[ редактировать ]
Главы государств
[ редактировать ]принимали гостей следующие главы государств На « Галебе» :
- Премьер-министр Джавахарлал Неру - Индия
- Президент Гамаль Абдель Насер - Египет
- Королева Елизавета II – Великобритания
- Secretary General Nikita Sergeyevich Khrushchev - USSR
- Генеральный секретарь Леонид Брежнев - СССР
- Император Хайле Селассие - Эфиопия
- Генеральный секретарь ООН и президент Курт Вальдхайм - Австрия
- Президент Николае Чаушеску - Румыния
- Председатель Муаммар Каддафи - Ливия
- Премьер-министр Индира Ганди - Индия
Частные лица
[ редактировать ]развлекались следующие люди На « Галебе» :
См. также
[ редактировать ]Корабли сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Риека покупает Галеба :: Архив новостей Visit-Montenegro" . Посетите-montenegro.com . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «1953: Маршал Тито совершает исторический визит в Лондон» . Би-би-си, Лондон . Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Спенняк, Катарина (2005). «Визит Иосипа Броз Тито в Великобританию в 1953 году» (PDF) . Обзор хорватской истории . 1 (1): 273–294 . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ Яхта «384» маршала Тито «Галеб» будет продана с аукциона – Сибариты» . Sybarites.org . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Титов Галеб почео тонути» [Лодка Тито Галеб начала тонуть]. jutarnji.hr (на хорватском языке). 9 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2014 г. Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ «Хорватская выставка представляет яхту Тито» . Времена Мальты . 17 июня 2011 года . Проверено 10 сентября 2016 г.
- ^ «Общая конференция переезжает в Хорватию» . Все еще в Белграде . 18 марта 2013 года . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ «Легендарная яхта Тито станет постоянным музеем» . Украина сегодня . 22 декабря 2015 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ «Заявочная книга Риеки на звание культурной столицы Европы» . Риека 2020 . 24 февраля 2016 года . Проверено 20 января 2017 г.
- ^ Броник, Антонио; Илич, Игорь (9 декабря 2020 г.). «Флаговый корабль Югославии Иосипа Тито станет плавучим музеем» . Бизнес в прямом эфире . Рейтер. Архивировано из оригинала 10 декабря 2020 года . Проверено 10 декабря 2020 г.
- ^ «Корабль Галеб • Риека 2020» . Риека2020.eu . Проверено 13 сентября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейвогель, Звонимир (2006). «В историю под тремя именами: Рамб III — Кибиц — Галеб». Военный корабль Интернешнл . XLIII (2): 169–182. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Боян Панчевски (23 апреля 2006 г.). «Заявка на восстановление плавучего дворца Тито» . timesonline.co.uk . Лондон: Из «Санди Таймс» . Проверено 14 августа 2008 г.
- призрак Тито
- Титова музей почты "Галеб"
- Учебный корабль "Галеб"
- ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Визит Тито
- Риека купила лодку Тито
- корабли 1938 года
- Военно-морские корабли Италии времен Второй мировой войны
- Корабли Королевской банановой монополии
- Военные корабли Италии, захваченные Германией во время Второй мировой войны
- Корабли ВМС Югославии
- Королевские и президентские яхты
- Корабли-музеи в Хорватии
- Корабли, построенные Джио. Ансальдо и К.
- Корабли, построенные в Генуе