Трактат об улучшении понимания
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2021 г. ) |
![]() Спинозы Титульный лист Галстука из оперы Постума. | |
Автор | Барух Спиноза |
---|
Tractatus de Intellectus Emendatione ( «Трактат об улучшении интеллекта ») — незаконченный философский труд философа семнадцатого века Баруха Спинозы , опубликованный посмертно в 1677 году.
Краткое содержание
[ редактировать ]« Трактат» был впервые опубликован в 1677 году, в год смерти Спинозы , некоторыми из его ближайших друзей вместе с другими работами, включая « Этику» и «Политический трактат» . [1] Это попытка сформулировать философский метод , который позволил бы разуму формировать ясные и отчетливые идеи, необходимые для его совершенствования. Кроме того, он содержит размышления о различных видах знания, расширенное рассмотрение определений и подробный анализ природы и причин сомнений. Он обсуждает, среди других тем, восприятие , опыт , интеллект , память и забывание .
Темы
[ редактировать ]Спиноза начал этот трактат с намерением рассмотреть проблему познания, но работа так и не была завершена. В других его работах эпистемологические дискуссии тесно связаны с остальной частью его философии. Действительно, даже в «Трактате об улучшении разума» гносеологические взгляды почти неразрывно связаны с этическими. Это следствие его характерной концепции познания . Для Спинозы «знание» есть «жизнь» не в том смысле, что созерцание есть высшая жизнь, а в том смысле, что знание есть средство удержания нитей жизни в систематическом единстве, которое может занять подобающее место в космическом пространстве. система.
В связи с концепцией познания Спинозы следует иметь в виду две вещи. Во-первых, он настаивает на активном характере познания. Идеи или понятия, с помощью которых мысль конструирует реальность, не похожи на «безжизненные картинки на панели»; это деятельность, посредством которой постигается реальность; они — часть реальности, а реальность — это деятельность. Второй момент заключается в том, что Спиноза не отделяет знание от желания. Человек всегда действует согласно своим представлениям. Если кажется, что усилия человека не соответствуют его знаниям, то это только потому, что его знания на самом деле не такие, какими их считают, а в каком-то отношении им недостает. С одной стороны, разум для Спинозы есть по существу « практический разум ». Напротив, высшее выражение волеизъявления переживается в том стремлении к последовательности и гармонии, которое так характерно для разума.
английские переводы
[ редактировать ]- 1884 г., Р. Х. Л. Элвес, сокращенная версия во втором томе «Основных сочинений Бенедикта де Спинозы» (George Bell & Sons, Лондон).
- 1958 Джозеф Кац (Библиотека свободных искусств, Нью-Йорк).
- 1985 Эдвина Керли, в первом томе Собрания сочинений Спинозы (Princeton University Press).
- Спинозы 2002 Сэмюэля Ширли, в Полном собрании сочинений , с введением и примечаниями Майкла Л. Моргана (Hacket Publications).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людовико Геймонат, «История науки и философии». Гарзанти, 1970.
Библиография
[ редактировать ]- Прингл-Паттисон, Эндрю Сет (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 687–691. . В
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 422.