Jump to content

Конституция Карфагена

Бюст философа Аристотеля , важный источник знаний и понимания институтов Пунического Карфагена, римская копия с оригинала Лисиппа , Museo Altemps, Рим .

Конституция Карфагена . — политический режим города в пунические времена

Политическая система Карфагена была предметом многочисленных споров, поскольку «Политика» Аристотеля [ 1 ] подробно обсуждает это наряду с институтами Спарты и Крита. [ 2 ] Этот текст, единственный в свое время пример ссылки на негреческие политические институты, вызвал множество споров среди историков, которые утихли и по сей день.

Политическая организация Карфагена получила высокую оценку многих древних авторов, подчеркнувших ее «выдающуюся репутацию». [ 3 ] Хотя об управлении великим городом известно мало подробностей, мы располагаем бесценным текстом Аристотеля : он изображает его как модель «смешанной» конституции, сбалансированной и проявляющей лучшие характеристики различных типов политических режимов, т.е. смешение элементов монархической (короли или суффеты ), аристократической ( сенат ) и демократической (народное собрание) систем.

Источники очень ограничены и в основном предвзяты, поскольку иногда они взяты из римских или греческих авторов, что затрудняет завершение дискуссии. Кроме того, культурный контекст [ 4 ] а используемая терминология не соответствует восточному политическому контексту. [ 5 ] Текст Аристотеля, кажется, описывает статические политические институты, не принимая во внимание события, связанные с конфликтами в истории Карфагена , включая Сицилийские войны , которые предшествовали тексту; с периодом Пунических войн и Наемнической войны также нет никакой информации об изменениях, связанных , среди прочего, . Поэтому текст Аристотеля вызвал оживленные дебаты, в которых некоторые историки, в том числе Стефан Гзельль, считали его поздним описанием. [ 6 ] [ 7 ] Сейчас исследователи предпочитают сосредотачиваться на эволюции институтов на протяжении истории. [ 8 ]

Несмотря на недостатки имеющихся сведений о Карфагене, данные гораздо обширнее, чем по другим пуническим городам.

Краткая история вопроса

[ редактировать ]

Долгое время вопрос о конституции Карфагена вращался вокруг дебатов о королевской власти в Карфагене. Авторы-классики считали, что в городе существовала монархия, и еще в начале 20 века Карл Юлий Белох яростно защищал тезис о существовании карфагенских царей. города Действительно, суффеты в классических источниках называются «королями». Эти источники используют терминологию, специфичную для их политического контекста, и могут дать лишь приблизительное представление о пунических институтах. [ 9 ]

Одним из главных аргументов в пользу царей было доказанное существование финикийских монархий, сочетавших в себе политическую и религиозную власть, как в V веке до нашей эры (саркофаг Эшмуназора). Также было много споров о том, основали ли Баркиды королевство в Испании, когда они завоевали иберийское население. Хотя Хеди Дриди признает принцип преемственности в этой семье, он считает, что на сегодняшний день нет никаких свидетельств королевской власти, даже тем, которые используются на латиноамериканских монетах. [ 10 ]

Еще в начале 20 века Стефан Гзель выразил серьезные сомнения по этому поводу и сослался на «синонимию терминов basileus, rex и sufes». [ 11 ] Этот вопрос был поднят Жильбером Шарлем-Пикаром , который пошел еще дальше, стремясь разработать внутреннюю историю Карфагена на основе предполагаемых периодов правления царей, относящихся к V веку до нашей эры. [ 11 ] Однако тот же автор в конце своей жизни во многом поставил под сомнение его утверждения. Тем не менее, Карфаген действительно пережил попытки государственного переворота, такие как попытка Малха в веке до нашей эры и Бомилькара во время нападения Агафокла Сиракузского (V век до нашей эры). [ 12 ] Большинство специалистов сегодня согласны с тем, что карфагенская политическая система не может быть ассимилирована в монархию. [ 13 ]

Институциональная эволюция

[ редактировать ]
Зоны влияния в западном Средиземноморье в 279 г. до н.э., пик влияния Карфагена.

Политические институты Карфагена не могли оставаться статичными на протяжении всего существования города, и трудно представить, что исторические взлеты и падения, состоявшие из экспансии и оттока, не имели последствий. [ 9 ] Выбор представления институтов Карфагена в творчестве Аристотеля, возможно, связан с желанием Аристотеля представить архаизмы. [ 14 ] и, по крайней мере, дает представление о городских учреждениях второй половины IV в. до н.э. [ 14 ]

Конституция рассматривается как смешанная, с сильной исполнительной властью, совещательным собранием и высшим советом, что подчеркивает олигархический и аристократический аспект, а также народным собранием, наделенным важной арбитражной ролью. [ 15 ] Франсуа Декре считает, что первые учреждения города были созданы по образцу учреждений метрополии Тира . [ 9 ] Пунический город распространил свою власть на западное Средиземноморье , особенно после ассирийского завоевания Тира в VI веке до нашей эры, освободившего его от обязанности платить дань африканцам. [ 16 ]

Говорят, что в середине II века до нашей эры Малх , полководец, сражавшийся на Сицилии и Сардинии , захватил власть в Карфагене и приказал казнить десять сенаторов, а затем казнить их за тиранию. [ 17 ] По мнению сторонников тезиса о королевской власти в Карфагене, после монархической фазы за падением Бомилькара в 308 году последовала крупная институциональная эволюция, и именно эти новые институты были предметом описания Аристотеля. [ 18 ] кульминацией которого стала аристократическая республика. [ 19 ] IV век до нашей эры в Карфагене был веком крупных потрясений, и семья Ханнонидов приобрела известность. [ 19 ] Аристотель указывает, что Ганнон хотел стать монархом. [ 20 ] и, таким образом, уточняет его заявление о предполагаемой институциональной стабильности города. [ 14 ]

По мнению Франсуа Декре, народное собрание приобрело большую власть с середины II века до нашей эры, особенно около 237 года после Первой Пунической войны . [ 21 ] предоставление каждому гражданину большего влияния в политической жизни, причем этот процесс ускорился после битвы при Заме . [ 22 ] Согласно тексту Полибия , [ 23 ] в результате в обсуждениях преобладал голос народа. Тит Ливий также упоминает о напряженных отношениях в 196 году между Ганнибалом и судьей, выполнявшим финансовые функции, что привело к изменению закона народным собранием, считая судебную функцию ежегодной и невозобновляемой. [ 24 ] Это дело было признаком демагогии и борьбы между Ганнибалом и Советом старейшин, которая привела к его изгнанию. [ 25 ]

Вопрос о монархическом правлении

[ редактировать ]

«Короли» Карфагена

[ редактировать ]
Дидона Доссо Досси , тирская принцесса и легендарная основательница Карфагена .

Финикийско-Пунический мир не был чужд монархии: действительно, в финикийских городах очень рано были цари: цари были известны в Библосе , Сидоне и Тире . Однако эти короли не обладали абсолютной властью: [ 26 ] потомственный финикийский царь был скорее первым среди граждан, чем абсолютным царем. Он подвергался давлению со стороны своего окружения (советники), богатейших граждан (Совет) и народа (Собрания). В метрополиях были свои короли, но в отношении ситуации в колониях не было ясности. На Кипре присутствие царя было гарантировано, но в Карфагене проблема была поставлена. Легенда об основании города Элиссой-Дидон, считавшейся выходцем из царского рода Тира , не доказывает введения монархического режима. [ 4 ] В тексте Аристотеля упоминаются «цари» ( basileis ), но поскольку это двойное царствование не является доказанной особенностью финикийцев, оно тем более подозрительно. В спартанской монархии было два царя.

Теорию карфагенского царства яростно защищал и развивал Жильбер Шарль-Пикар во 2-м и 5-м веках до нашей эры, идя по стопам Карла Юлия Белоха . Его взял на вооружение Франсуа Декре. Пикард демонстрирует эволюцию институтов Карфагена: монархия была установлена ​​с момента основания города, при этом династия Магонидов правила, по его словам, между 550 и 370 годами, а затем Ганнониды до 308 года. После этой даты монархия могла быть только наследственной. . Однако этот тезис отвергается большинством историков, в том числе Морисом Шныцером , который считает, что семитский суффетат является единственным реальным институтом, стоящим за терминами, используемыми в греко-римских источниках. [ 11 ] Серж Лансель напоминает о временном царстве ранней истории Карфагена, военном командовании с полными полномочиями, возложенном на определенный и, возможно, возобновляемый период властью, не упомянутой в источниках. [ 27 ]

Некоторая историография также предполагает монархические амбиции по эллинистической модели Баркидов в Испании - гипотеза, которую также отвергает Морис Шнысер. [ 28 ]

Модель Пунического квартала на южном склоне Бирсы , предположительно работа Ганнибала Барки суфетата в 197—196 годах, Национальный музей Карфагена .

Изучение королевской власти Карфагена привело к гипотезе, что те, кого называли «королями», на самом деле были «суффетами». Эта гипотеза больше соответствует восточным традициям и традициям Тира: суффеты или СПТ ( шуфет, что означает «судьи»), как и в Израиле, являются вождями и правителями. Хотя они отвечали за отправление правосудия и управление гражданской администрацией, их должность не передавалась по наследству. Правительство должно было быть сопоставимо с римским , с сенатом и двумя суфетами, избираемыми ежегодно, но римляне и греки называли их «королями» из-за их неспособности найти подходящий термин в своей культуре, чтобы передать пуническую реальность. [ 29 ] Как верховные магистраты Карфагена, два суффета косвенно упоминаются Корнелием Непотом : «Точно так же, как Рим давал себе консулов , Карфаген каждый год создавал двух царей с ежегодными полномочиями».

Суффетат засвидетельствован в конце 4-го века до нашей эры и во 2-м веке до нашей эры , но в Тире уже в 5-м веке до нашей эры . [ 30 ] Считается, что эти суффеты осуществляли судебную власть, в частности, в сфере частного и исполнительного права, но не военную власть, закрепленную за вождями, избираемыми отдельно каждый год народным собранием и набираемыми из знатных семей города, а также религиозную власть. У них была бы политическая власть созывать собрания и председательствовать на их дебатах. [ 31 ]

Ганнибал Барка Ярким примером является : по словам Тита Ливия , [ 32 ] он был избран суфетом после поражения при Заме в 196 году. Однако Гамилькар , потерпевший поражение при Гимере , был назначен басилевсом из-за своей военной доблести. [ 33 ]

По всей вероятности, власть суффетов ограничивалась гражданским управлением государственными делами. [ 34 ] Избранный, как и все магистраты города, на основе их богатства и компетентности, [ 35 ] они не получали иного вознаграждения. [ 36 ] Мхамед Хассин Фантар упоминает широкий спектр гражданских, религиозных и военных навыков. По его словам, они также созывали собрания и председательствовали на них. [ 37 ]

Два одноименных ежегодных суффета существовали с V века до нашей эры. [ 38 ] На основании надписи в Corpus Inscriptionum Semiticarum некоторые авторы, в том числе Мария Джулия Амадаси Гуццо, [ 39 ] предположили, что суффетат был основан в последней трети века. Как и в Риме , списки, составленные на прочные материалы, наверняка существовали, но до нас они не дошли. Это учреждение продолжало существовать во времена Римской империи с муниципальными магистратами до I века. [ 40 ] как для городов Северной Африки, так и для Сардинии . [ 38 ]

Олигархические элементы: Совет старейшин и ста четырех

[ редактировать ]

В Карфагене было собрание, которое Полибий назвал «Великим Советом». [ 41 ] пленарное собрание и закрытое собрание — «Совет старейшин». Членами Большого совета были члены ведущих семей города. [ 31 ]

Совет старейшин

[ редактировать ]
Надпись администрации Карфагена в Национальном музее Карфагена , найденная вне археологического контекста и поэтому трудная для интерпретации, но относящаяся к магистратам (4–2 вв. до н.э.).

Суффетам помогал «Совет старейшин», или герусия , который встречался и в других городах, особенно в Спарте : в текстах говорится о «старейшинах Карфагена», по обычному семитскому выражению, как в Leptis Magna . Даже во времена Римской империи упоминаются «Великие Лептиса». [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

По словам Джастина, [ 45 ] [ 46 ] этот Совет существовал уже во II веке до нашей эры и сравнивался с римским сенатом , а его члены в различных источниках назывались gerontes или Seniores. Митинги проходили недалеко от агоры , главной площади города. [ 31 ]

Вполне возможно, что оно существовало в пуническом городе с самого его зарождения. [ 44 ] Этот орган, вероятно, состоявший из членов влиятельных семей, вероятно, насчитывал несколько сотен членов. [ 47 ] хотя их точное количество остается неизвестным. Во времена Пунической войны Третьей Полибий упоминает 300 заложников из семей сенаторов Карфагена. [ 46 ] Каким образом эта должность передавалась от одной аристократической семьи к другой, остается неизвестным. Точно так же это собрание, вероятно, собиралось в здании недалеко от городской агоры или даже в некоторых случаях в храме Эшмуна на холме Бирса . [ 48 ]

Он отвечал за все городские дела: политические и административные вопросы, войну и мир, внешнюю политику, армию (включая вербовку наемников и наказание побежденных генералов), финансы и т. д. [ 49 ] Он также был призван принимать решения, касающиеся частной жизни отдельных лиц, запрещая магистратам употреблять алкоголь или запрещая использование греческого языка в 368 году. [ 50 ]

Генералы, назначенные в соответствии с их навыками, [ 51 ] были ответственны за свои действия перед этим собранием, которое имело последнее слово и могло налагать суровые наказания. В 308 году Бомилькар был приговорен к распятию. [ 18 ] за попытку захватить власть во время экспедиции Агафокла Сиракузского . [ 14 ]

Совет ста четырех

[ редактировать ]

Кроме того, Аристотель - единственный человек, упоминающий ограниченный совет, «Сто четыре» или «Сотню». [ 52 ] и «пентархии». Однако об этих учреждениях мало что известно. Говорят, что Сто четыре были созданы в 396 году как трибунал по политическим делам. [ 53 ]

Первому, своего рода «Высокому суду», была отведена судебная и полицейская роль, согласно тексту Джастина ; [ 54 ] последнее относится к трибуналу с особыми судебными полномочиями, состоящему из ста судей, выбранных из числа сенаторов, в случае перехода генералов под эту юрисдикцию после войны. [ 55 ] [ 56 ] Предполагалось, что этот орган является эманацией Сената, ограниченного совета, члены которого избираются, по Аристотелю, пентархиями (органом из пяти магистратов, набираемых «путем кооптации») «по заслугам». Их роль заключалась бы в подготовке решений и программ. [ 50 ] Они были бы неустранимы до тех пор, пока не начались политические потрясения, решенные Ганнибалом Баркой во время его деятельности на посту суфета в 197-196 годах . [ 37 ]

Другие учреждения

[ редактировать ]

Пентархия

[ редактировать ]

Аристотель - единственный человек, упоминающий «пентархии», которые были набраны путем кооптации. [ 54 ] Их полномочия важны и многочисленны, но не определены, за исключением выбора верховного магистрата, который возглавит «Сотню». По мнению Мхамеда Хасина Фантара , эта приверженность принципу коллегиальности связана с «глубоко демократическими» чувствами карфагенян, жестоко подавлявшими тиранические искушения. [ 57 ] Коллегиальность была единственным способом ограничить риски, связанные с личными амбициями. [ 54 ]

комиссии

[ редактировать ]
Марсельский тариф, табличка из Корпуса семитских надписей .

Полибий также упоминает комиссию из тридцати членов с дипломатическими целями в 203 году. [ 56 ] Эпиграфия , со своей стороны, подтверждает существование различных специализированных комиссий, в частности религиозных, по «жертвенным тарифам». В марсельском тарифе упоминаются «тридцать человек, отвечающих за сбор налогов». [ 58 ] с широкими финансовыми полномочиями. Были также «десять человек, отвечающих за святилища». [ 37 ] Джеймс Жермен Феврие выдвинул гипотезу о взаимосвязи между комиссиями и «пентархиями», первая из которых представляет собой союз шести пентархий, а вторая - союз двух.

Администрация

[ редактировать ]

В первоисточниках упоминаются и члены пунической администрации, в том числе рабы. [ 59 ] чьи функции плохо определены, но которые, должно быть, играли иерархическую роль. Кроме того, перечислены бухгалтеры и инспекторы, [ 60 ] а также чиновники с финансовыми функциями, сходными с римскими квесторами . [ 61 ] В нео-пунических эпиграфических источниках из Лептис Магна упоминаются «рыночные инспекторы». Были также секретари и писцы. [ 61 ]

Демократические элементы: Народное собрание

[ редактировать ]
Представляющая Пунический город, агора представляет собой обширную эспланаду справа от круглого порта.

Гражданский орган

[ редактировать ]

По данным Страбона, население Карфагена на момент падения города в 146 г. составляло 700 000 человек, хотя эта цифра оспаривается учеными, поскольку город площадью около 300 гектаров и пригород площадью 25 км2 2 . [ 62 ]

Население, состоящее в основном из бедняков или ремесленников и меньшинства богатых торговцев, имело право голоса в делах города, но, вероятно, только мужчины. [ 25 ] Рабы и вольноотпущенники не имели политических прав; с другой стороны, некоторые иностранцы получили гражданские права, в частности, в результате оказанных услуг. [ 62 ] Ганнибал, например, обещал гражданство своим солдатам в случае победы. [ 25 ]

Периодически граждан отправляли в колонии, но эта возможность исчезла с потерей империи после первых двух Пунических войн. [ 22 ] Определенные профессии, несомненно, были исключены из собрания. [ 25 ]

Процедуры созыва

[ редактировать ]
Молодой человек из Бирсы .

Во всех финикийских городах простые граждане имели права и обязанности. [ 43 ] хотя, насколько нам известно, они не проводили собраний за пределами пунической столицы. [ 50 ] Юстин сообщает, что народное собрание было созвано во время попытки Малха захватить власть во II веке до нашей эры . [ 63 ] [ 64 ]

Народное собрание упоминается в тексте Аристотеля, и предполагается, что туда допускались только свободные люди. Некоторые источники, в том числе Диодор Сицилийский , упоминают о встрече на городской агоре, [ 65 ] недалеко от портового района, хотя его точное местонахождение неизвестно, [ 64 ] и только тогда, когда его созовут суффеты. [ 50 ] Точно так же историки предположили, что присутствовать могут только мужчины с определенным цензом.

Граждане созываются суффетами или встречаются во время драматических событий. По словам Франсуа Декре, они избирали генералов со 2 века до нашей эры. [ 66 ]

Определенные вопросы выносятся на рассмотрение этого собрания в случае разногласий между олигархическими учреждениями, а также в случае согласия, даже если эти утверждения не подкреплены никаким источником, кроме текста Аристотеля. [ 54 ] Точно так же эти олигархические институты должны согласиться на вынесение вопроса на рассмотрение собрания. Магистраты и генералы избираются собранием. [ 50 ]

Растущая мощь

[ редактировать ]

Если для Аристотеля народная масса является фундаментально разрушительным элементом, то философ подчеркивает конституционную стабильность, которая рассматривается как «эффект случайности». Этот аргумент справедлив и для периода пунической истории после авторского: хрупкий карфагенский олигархический режим мог пережить серьезные периоды только случайно, особенно во времена Пунических войн .

Если верить Полибию, народное собрание усилило свою власть во II и I веках до нашей эры , во времена Баркидов , [ 64 ] [ 67 ] с выборами генералов собранием, а также, без сомнения, с выборами суффетов . Однако тот же автор также ссылается на широкое использование коррупции для получения должностей магистратов и военных командований. [ 68 ]

Гетерии и системы

[ редактировать ]

Аристотель также упоминает гетарии, политические организации, организовавшие системы или совместные трапезы. Эти организации позволяли гражданам выбирать своих представителей в собрании по различным критериям возраста, богатства и опыта. [ 37 ] Эти организации, похоже, сыграли политическую роль, особенно в поддержке Ганнона Великого . [ 19 ]

В конце концов, большая неопределенность не позволяет определить степень демократии в древнем Карфагене, поскольку местонахождение граждан неизвестно. Военной службы в Карфагене не было, армия состояла из наемников , хотя в источниках упоминается ожесточённая оборона во времена Третьей Пунической войны. [ 69 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Аристотель , с. 1-16, 11)
  2. ^ Амадаси (2007 , стр. 82)
  3. ^ Полибус , с. 43)
  4. ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 84)
  5. ^ Фантар (1995 , стр. 50)
  6. ^ Фантар (1995 , стр. 50)
  7. ^ Гселл (1972 , стр. 184)
  8. ^ Шныцер (1997 , стр. 562-563)
  9. ^ Перейти обратно: а б с Указ (1977 г. , стр. 71)
  10. ^ Дриди (2006 , стр. 104-105)
  11. ^ Перейти обратно: а б с Лансель (1995 , стр. 166)
  12. ^ Дриди (2006 , стр. 103)
  13. ^ Дриди (2006 , стр. 104)
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Лансель (1995 , стр. 163)
  15. ^ Лансель (1995 , стр. 164-165)
  16. ^ Указ (1977 , стр. 72)
  17. ^ Лансель (1995 , стр. 157)
  18. ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 73)
  19. ^ Перейти обратно: а б с Лансель (1995 , стр. 162)
  20. ^ Аристотель , с. 7.4)
  21. ^ Лансель (1995 , стр. 167-168)
  22. ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 78)
  23. Указ (1977 , стр. 79)
  24. ^ Лансель (1995 , стр. 168)
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Лансель (1995 , стр. 169)
  26. ^ Шныцер (1997 , стр. 565)
  27. ^ Лансель (1995 , стр. 159-160)
  28. ^ Шныцер (1997 , стр. 566-567)
  29. ^ Шныцер (1997 , стр. 568)
  30. ^ Лансель (1995 , стр. 167)
  31. ^ Перейти обратно: а б с Указ (1977 г. , стр. 76)
  32. ^ Тите-Live , с. 46)
  33. ^ Геродот , с. 165)
  34. ^ Сенека , с. 5)
  35. ^ Фантар (1995 , стр. 51-52)
  36. ^ Амадаси (2007 , стр. 83)
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Фантар (1995 , стр. 56)
  38. ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 85)
  39. ^ Амадаси (2007 , стр. 86)
  40. ^ Липински (1992 , стр. 429)
  41. ^ Полибус , с. 2, 18)
  42. ^ Шныцер (1997 , стр. 576)
  43. ^ Перейти обратно: а б Фантар (1995 , стр. 52)
  44. ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 87)
  45. ^ Джастин , с. 2, 5)
  46. ^ Перейти обратно: а б Фантар (1995 , стр. 53)
  47. ^ Шныцер (1997 , стр. 578)
  48. ^ Фантар (1995 , стр. 53-54)
  49. Указ (1977 , с. 76-77)
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и Фантар (1995 , стр. 54)
  51. ^ Лансель (1995 , стр. 159)
  52. ^ Аристотель , с. 3-7)
  53. ^ Лансель (1995 , стр. 161)
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Указ (1977 г. , стр. 77)
  55. ^ Джастин , с. 5-6)
  56. ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 89)
  57. ^ Фантар (1995 , стр. 57)
  58. ^ Доннер, Герберт; Вольфганг, Рёллиг (1966–1969). Ханаанские и арамейские надписи (на немецком языке). Харрасовиц. п. 69. ОСЛК   911829 .
  59. ^ Амадаси (2007 , стр. 89-90)
  60. ^ Амадаси (2007 , стр. 90)
  61. ^ Перейти обратно: а б Лансель (1995 , стр. 170)
  62. ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 70)
  63. ^ Джастин , с. 7)
  64. ^ Перейти обратно: а б с Амадаси (2007 , стр. 88)
  65. ^ Сицилии , с. 4)
  66. Указ (1977 , стр. 77)
  67. ^ Полибус , с. 51)
  68. ^ Полибус , с. 4)
  69. ^ Аппиен , с. 129)

Библиография

[ редактировать ]

Исторические источники

[ редактировать ]

Современные работы

[ редактировать ]
  • Амадаси, Мария (2007). Карфаген . Что я знаю? (на французском языке). Университетские издательства Франции. ISBN  978-2-13-053962-9 .
  • Бешаух, Азедин (1993). Легенда о Карфагене . Галлимарские открытия / Археология (на французском языке). Галлимар. ISBN  978-2-07-053212-4 .
  • Указ Франсуа (1977 г.). Карфаген или морская империя . Очки / История (на французском языке). Издания дю Сеуиль. ISBN  978-2-02-004712-8 .
  • Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир . Путеводитель Belles Lettres des Civilizations (на французском языке). Красивейшие письма. ISBN  978-2-251-41033-3 .
  • Фантар (1995). Карфаген: Пунический город (на французском языке). Издания CNRS. ISBN  978-2-271-05191-2 .
  • Хассин, Мхамед (1993). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Алиф.
  • Грейс, Майкл; Руйяр, Пьер; Тейксидор, Хавьер (1989). Финикийская Вселенная (на французском языке). Арто. ISBN  978-2-7003-0732-0 .
  • Гселль, Стефан (1972). Древняя история Северной Африки, том. 2: Юлий Цезарь и Африка, конец коренных королевств (на французском языке). Отто Зеллер.
  • Лансель, Серж (1995). Карфаген (на французском языке). Фаярд. ISBN  978-2-213-02838-5 .
  • Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Бреполи. ISBN  978-2-503-50033-1 .
  • Шницер, Морис (1997). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья (264-27 до н. э.) . Новый Клио. Прессы Universitaires de France.
  • Сестон, Морис (1989). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья: генезис империи . New Clio (на французском языке) (2-е изд.). Университетские издательства Франции. ISBN  978-2-13-043913-4 .
  • Слим, Хеди (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Сен-Огюстена (на французском языке). Менгес. ISBN  978-2-85620-421-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 407037f3c9ba324621b89c58a13c991f__1721360100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/1f/407037f3c9ba324621b89c58a13c991f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Carthage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)