Конституция Карфагена

Конституция Карфагена . — политический режим города в пунические времена
Политическая система Карфагена была предметом многочисленных споров, поскольку «Политика» Аристотеля [ 1 ] подробно обсуждает это наряду с институтами Спарты и Крита. [ 2 ] Этот текст, единственный в свое время пример ссылки на негреческие политические институты, вызвал множество споров среди историков, которые утихли и по сей день.
Политическая организация Карфагена получила высокую оценку многих древних авторов, подчеркнувших ее «выдающуюся репутацию». [ 3 ] Хотя об управлении великим городом известно мало подробностей, мы располагаем бесценным текстом Аристотеля : он изображает его как модель «смешанной» конституции, сбалансированной и проявляющей лучшие характеристики различных типов политических режимов, т.е. смешение элементов монархической (короли или суффеты ), аристократической ( сенат ) и демократической (народное собрание) систем.
Источники очень ограничены и в основном предвзяты, поскольку иногда они взяты из римских или греческих авторов, что затрудняет завершение дискуссии. Кроме того, культурный контекст [ 4 ] а используемая терминология не соответствует восточному политическому контексту. [ 5 ] Текст Аристотеля, кажется, описывает статические политические институты, не принимая во внимание события, связанные с конфликтами в истории Карфагена , включая Сицилийские войны , которые предшествовали тексту; с периодом Пунических войн и Наемнической войны также нет никакой информации об изменениях, связанных , среди прочего, . Поэтому текст Аристотеля вызвал оживленные дебаты, в которых некоторые историки, в том числе Стефан Гзельль, считали его поздним описанием. [ 6 ] [ 7 ] Сейчас исследователи предпочитают сосредотачиваться на эволюции институтов на протяжении истории. [ 8 ]
Несмотря на недостатки имеющихся сведений о Карфагене, данные гораздо обширнее, чем по другим пуническим городам.
Краткая история вопроса
[ редактировать ]Долгое время вопрос о конституции Карфагена вращался вокруг дебатов о королевской власти в Карфагене. Авторы-классики считали, что в городе существовала монархия, и еще в начале 20 века Карл Юлий Белох яростно защищал тезис о существовании карфагенских царей. города Действительно, суффеты в классических источниках называются «королями». Эти источники используют терминологию, специфичную для их политического контекста, и могут дать лишь приблизительное представление о пунических институтах. [ 9 ]
Одним из главных аргументов в пользу царей было доказанное существование финикийских монархий, сочетавших в себе политическую и религиозную власть, как в V веке до нашей эры (саркофаг Эшмуназора). Также было много споров о том, основали ли Баркиды королевство в Испании, когда они завоевали иберийское население. Хотя Хеди Дриди признает принцип преемственности в этой семье, он считает, что на сегодняшний день нет никаких свидетельств королевской власти, даже тем, которые используются на латиноамериканских монетах. [ 10 ]
Еще в начале 20 века Стефан Гзель выразил серьезные сомнения по этому поводу и сослался на «синонимию терминов basileus, rex и sufes». [ 11 ] Этот вопрос был поднят Жильбером Шарлем-Пикаром , который пошел еще дальше, стремясь разработать внутреннюю историю Карфагена на основе предполагаемых периодов правления царей, относящихся к V веку до нашей эры. [ 11 ] Однако тот же автор в конце своей жизни во многом поставил под сомнение его утверждения. Тем не менее, Карфаген действительно пережил попытки государственного переворота, такие как попытка Малха в веке до нашей эры и Бомилькара во время нападения Агафокла Сиракузского (V век до нашей эры). [ 12 ] Большинство специалистов сегодня согласны с тем, что карфагенская политическая система не может быть ассимилирована в монархию. [ 13 ]
Институциональная эволюция
[ редактировать ]
Политические институты Карфагена не могли оставаться статичными на протяжении всего существования города, и трудно представить, что исторические взлеты и падения, состоявшие из экспансии и оттока, не имели последствий. [ 9 ] Выбор представления институтов Карфагена в творчестве Аристотеля, возможно, связан с желанием Аристотеля представить архаизмы. [ 14 ] и, по крайней мере, дает представление о городских учреждениях второй половины IV в. до н.э. [ 14 ]
Конституция рассматривается как смешанная, с сильной исполнительной властью, совещательным собранием и высшим советом, что подчеркивает олигархический и аристократический аспект, а также народным собранием, наделенным важной арбитражной ролью. [ 15 ] Франсуа Декре считает, что первые учреждения города были созданы по образцу учреждений метрополии Тира . [ 9 ] Пунический город распространил свою власть на западное Средиземноморье , особенно после ассирийского завоевания Тира в VI веке до нашей эры, освободившего его от обязанности платить дань африканцам. [ 16 ]
Говорят, что в середине II века до нашей эры Малх , полководец, сражавшийся на Сицилии и Сардинии , захватил власть в Карфагене и приказал казнить десять сенаторов, а затем казнить их за тиранию. [ 17 ] По мнению сторонников тезиса о королевской власти в Карфагене, после монархической фазы за падением Бомилькара в 308 году последовала крупная институциональная эволюция, и именно эти новые институты были предметом описания Аристотеля. [ 18 ] кульминацией которого стала аристократическая республика. [ 19 ] IV век до нашей эры в Карфагене был веком крупных потрясений, и семья Ханнонидов приобрела известность. [ 19 ] Аристотель указывает, что Ганнон хотел стать монархом. [ 20 ] и, таким образом, уточняет его заявление о предполагаемой институциональной стабильности города. [ 14 ]
По мнению Франсуа Декре, народное собрание приобрело большую власть с середины II века до нашей эры, особенно около 237 года после Первой Пунической войны . [ 21 ] предоставление каждому гражданину большего влияния в политической жизни, причем этот процесс ускорился после битвы при Заме . [ 22 ] Согласно тексту Полибия , [ 23 ] в результате в обсуждениях преобладал голос народа. Тит Ливий также упоминает о напряженных отношениях в 196 году между Ганнибалом и судьей, выполнявшим финансовые функции, что привело к изменению закона народным собранием, считая судебную функцию ежегодной и невозобновляемой. [ 24 ] Это дело было признаком демагогии и борьбы между Ганнибалом и Советом старейшин, которая привела к его изгнанию. [ 25 ]
Вопрос о монархическом правлении
[ редактировать ]«Короли» Карфагена
[ редактировать ]
Финикийско-Пунический мир не был чужд монархии: действительно, в финикийских городах очень рано были цари: цари были известны в Библосе , Сидоне и Тире . Однако эти короли не обладали абсолютной властью: [ 26 ] потомственный финикийский царь был скорее первым среди граждан, чем абсолютным царем. Он подвергался давлению со стороны своего окружения (советники), богатейших граждан (Совет) и народа (Собрания). В метрополиях были свои короли, но в отношении ситуации в колониях не было ясности. На Кипре присутствие царя было гарантировано, но в Карфагене проблема была поставлена. Легенда об основании города Элиссой-Дидон, считавшейся выходцем из царского рода Тира , не доказывает введения монархического режима. [ 4 ] В тексте Аристотеля упоминаются «цари» ( basileis ), но поскольку это двойное царствование не является доказанной особенностью финикийцев, оно тем более подозрительно. В спартанской монархии было два царя.
Теорию карфагенского царства яростно защищал и развивал Жильбер Шарль-Пикар во 2-м и 5-м веках до нашей эры, идя по стопам Карла Юлия Белоха . Его взял на вооружение Франсуа Декре. Пикард демонстрирует эволюцию институтов Карфагена: монархия была установлена с момента основания города, при этом династия Магонидов правила, по его словам, между 550 и 370 годами, а затем Ганнониды до 308 года. После этой даты монархия могла быть только наследственной. . Однако этот тезис отвергается большинством историков, в том числе Морисом Шныцером , который считает, что семитский суффетат является единственным реальным институтом, стоящим за терминами, используемыми в греко-римских источниках. [ 11 ] Серж Лансель напоминает о временном царстве ранней истории Карфагена, военном командовании с полными полномочиями, возложенном на определенный и, возможно, возобновляемый период властью, не упомянутой в источниках. [ 27 ]
Некоторая историография также предполагает монархические амбиции по эллинистической модели Баркидов в Испании - гипотеза, которую также отвергает Морис Шнысер. [ 28 ]
Суффеты
[ редактировать ]
Изучение королевской власти Карфагена привело к гипотезе, что те, кого называли «королями», на самом деле были «суффетами». Эта гипотеза больше соответствует восточным традициям и традициям Тира: суффеты или СПТ ( шуфет, что означает «судьи»), как и в Израиле, являются вождями и правителями. Хотя они отвечали за отправление правосудия и управление гражданской администрацией, их должность не передавалась по наследству. Правительство должно было быть сопоставимо с римским , с сенатом и двумя суфетами, избираемыми ежегодно, но римляне и греки называли их «королями» из-за их неспособности найти подходящий термин в своей культуре, чтобы передать пуническую реальность. [ 29 ] Как верховные магистраты Карфагена, два суффета косвенно упоминаются Корнелием Непотом : «Точно так же, как Рим давал себе консулов , Карфаген каждый год создавал двух царей с ежегодными полномочиями».
Суффетат засвидетельствован в конце 4-го века до нашей эры и во 2-м веке до нашей эры , но в Тире уже в 5-м веке до нашей эры . [ 30 ] Считается, что эти суффеты осуществляли судебную власть, в частности, в сфере частного и исполнительного права, но не военную власть, закрепленную за вождями, избираемыми отдельно каждый год народным собранием и набираемыми из знатных семей города, а также религиозную власть. У них была бы политическая власть созывать собрания и председательствовать на их дебатах. [ 31 ]
Ганнибал Барка Ярким примером является : по словам Тита Ливия , [ 32 ] он был избран суфетом после поражения при Заме в 196 году. Однако Гамилькар , потерпевший поражение при Гимере , был назначен басилевсом из-за своей военной доблести. [ 33 ]
По всей вероятности, власть суффетов ограничивалась гражданским управлением государственными делами. [ 34 ] Избранный, как и все магистраты города, на основе их богатства и компетентности, [ 35 ] они не получали иного вознаграждения. [ 36 ] Мхамед Хассин Фантар упоминает широкий спектр гражданских, религиозных и военных навыков. По его словам, они также созывали собрания и председательствовали на них. [ 37 ]
Два одноименных ежегодных суффета существовали с V века до нашей эры. [ 38 ] На основании надписи в Corpus Inscriptionum Semiticarum некоторые авторы, в том числе Мария Джулия Амадаси Гуццо, [ 39 ] предположили, что суффетат был основан в последней трети века. Как и в Риме , списки, составленные на прочные материалы, наверняка существовали, но до нас они не дошли. Это учреждение продолжало существовать во времена Римской империи с муниципальными магистратами до I века. [ 40 ] как для городов Северной Африки, так и для Сардинии . [ 38 ]
Олигархические элементы: Совет старейшин и ста четырех
[ редактировать ]В Карфагене было собрание, которое Полибий назвал «Великим Советом». [ 41 ] пленарное собрание и закрытое собрание — «Совет старейшин». Членами Большого совета были члены ведущих семей города. [ 31 ]
Совет старейшин
[ редактировать ]Суффетам помогал «Совет старейшин», или герусия , который встречался и в других городах, особенно в Спарте : в текстах говорится о «старейшинах Карфагена», по обычному семитскому выражению, как в Leptis Magna . Даже во времена Римской империи упоминаются «Великие Лептиса». [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
По словам Джастина, [ 45 ] [ 46 ] этот Совет существовал уже во II веке до нашей эры и сравнивался с римским сенатом , а его члены в различных источниках назывались gerontes или Seniores. Митинги проходили недалеко от агоры , главной площади города. [ 31 ]
Вполне возможно, что оно существовало в пуническом городе с самого его зарождения. [ 44 ] Этот орган, вероятно, состоявший из членов влиятельных семей, вероятно, насчитывал несколько сотен членов. [ 47 ] хотя их точное количество остается неизвестным. Во времена Пунической войны Третьей Полибий упоминает 300 заложников из семей сенаторов Карфагена. [ 46 ] Каким образом эта должность передавалась от одной аристократической семьи к другой, остается неизвестным. Точно так же это собрание, вероятно, собиралось в здании недалеко от городской агоры или даже в некоторых случаях в храме Эшмуна на холме Бирса . [ 48 ]
Он отвечал за все городские дела: политические и административные вопросы, войну и мир, внешнюю политику, армию (включая вербовку наемников и наказание побежденных генералов), финансы и т. д. [ 49 ] Он также был призван принимать решения, касающиеся частной жизни отдельных лиц, запрещая магистратам употреблять алкоголь или запрещая использование греческого языка в 368 году. [ 50 ]
Генералы, назначенные в соответствии с их навыками, [ 51 ] были ответственны за свои действия перед этим собранием, которое имело последнее слово и могло налагать суровые наказания. В 308 году Бомилькар был приговорен к распятию. [ 18 ] за попытку захватить власть во время экспедиции Агафокла Сиракузского . [ 14 ]
Совет ста четырех
[ редактировать ]Кроме того, Аристотель - единственный человек, упоминающий ограниченный совет, «Сто четыре» или «Сотню». [ 52 ] и «пентархии». Однако об этих учреждениях мало что известно. Говорят, что Сто четыре были созданы в 396 году как трибунал по политическим делам. [ 53 ]
Первому, своего рода «Высокому суду», была отведена судебная и полицейская роль, согласно тексту Джастина ; [ 54 ] последнее относится к трибуналу с особыми судебными полномочиями, состоящему из ста судей, выбранных из числа сенаторов, в случае перехода генералов под эту юрисдикцию после войны. [ 55 ] [ 56 ] Предполагалось, что этот орган является эманацией Сената, ограниченного совета, члены которого избираются, по Аристотелю, пентархиями (органом из пяти магистратов, набираемых «путем кооптации») «по заслугам». Их роль заключалась бы в подготовке решений и программ. [ 50 ] Они были бы неустранимы до тех пор, пока не начались политические потрясения, решенные Ганнибалом Баркой во время его деятельности на посту суфета в 197-196 годах . [ 37 ]
Другие учреждения
[ редактировать ]Пентархия
[ редактировать ]Аристотель - единственный человек, упоминающий «пентархии», которые были набраны путем кооптации. [ 54 ] Их полномочия важны и многочисленны, но не определены, за исключением выбора верховного магистрата, который возглавит «Сотню». По мнению Мхамеда Хасина Фантара , эта приверженность принципу коллегиальности связана с «глубоко демократическими» чувствами карфагенян, жестоко подавлявшими тиранические искушения. [ 57 ] Коллегиальность была единственным способом ограничить риски, связанные с личными амбициями. [ 54 ]
комиссии
[ редактировать ]
Полибий также упоминает комиссию из тридцати членов с дипломатическими целями в 203 году. [ 56 ] Эпиграфия , со своей стороны, подтверждает существование различных специализированных комиссий, в частности религиозных, по «жертвенным тарифам». В марсельском тарифе упоминаются «тридцать человек, отвечающих за сбор налогов». [ 58 ] с широкими финансовыми полномочиями. Были также «десять человек, отвечающих за святилища». [ 37 ] Джеймс Жермен Феврие выдвинул гипотезу о взаимосвязи между комиссиями и «пентархиями», первая из которых представляет собой союз шести пентархий, а вторая - союз двух.
Администрация
[ редактировать ]В первоисточниках упоминаются и члены пунической администрации, в том числе рабы. [ 59 ] чьи функции плохо определены, но которые, должно быть, играли иерархическую роль. Кроме того, перечислены бухгалтеры и инспекторы, [ 60 ] а также чиновники с финансовыми функциями, сходными с римскими квесторами . [ 61 ] В нео-пунических эпиграфических источниках из Лептис Магна упоминаются «рыночные инспекторы». Были также секретари и писцы. [ 61 ]
Демократические элементы: Народное собрание
[ редактировать ]
Гражданский орган
[ редактировать ]По данным Страбона, население Карфагена на момент падения города в 146 г. составляло 700 000 человек, хотя эта цифра оспаривается учеными, поскольку город площадью около 300 гектаров и пригород площадью 25 км2 2 . [ 62 ]
Население, состоящее в основном из бедняков или ремесленников и меньшинства богатых торговцев, имело право голоса в делах города, но, вероятно, только мужчины. [ 25 ] Рабы и вольноотпущенники не имели политических прав; с другой стороны, некоторые иностранцы получили гражданские права, в частности, в результате оказанных услуг. [ 62 ] Ганнибал, например, обещал гражданство своим солдатам в случае победы. [ 25 ]
Периодически граждан отправляли в колонии, но эта возможность исчезла с потерей империи после первых двух Пунических войн. [ 22 ] Определенные профессии, несомненно, были исключены из собрания. [ 25 ]
Процедуры созыва
[ редактировать ]
Во всех финикийских городах простые граждане имели права и обязанности. [ 43 ] хотя, насколько нам известно, они не проводили собраний за пределами пунической столицы. [ 50 ] Юстин сообщает, что народное собрание было созвано во время попытки Малха захватить власть во II веке до нашей эры . [ 63 ] [ 64 ]
Народное собрание упоминается в тексте Аристотеля, и предполагается, что туда допускались только свободные люди. Некоторые источники, в том числе Диодор Сицилийский , упоминают о встрече на городской агоре, [ 65 ] недалеко от портового района, хотя его точное местонахождение неизвестно, [ 64 ] и только тогда, когда его созовут суффеты. [ 50 ] Точно так же историки предположили, что присутствовать могут только мужчины с определенным цензом.
Граждане созываются суффетами или встречаются во время драматических событий. По словам Франсуа Декре, они избирали генералов со 2 века до нашей эры. [ 66 ]
Определенные вопросы выносятся на рассмотрение этого собрания в случае разногласий между олигархическими учреждениями, а также в случае согласия, даже если эти утверждения не подкреплены никаким источником, кроме текста Аристотеля. [ 54 ] Точно так же эти олигархические институты должны согласиться на вынесение вопроса на рассмотрение собрания. Магистраты и генералы избираются собранием. [ 50 ]
Растущая мощь
[ редактировать ]Если для Аристотеля народная масса является фундаментально разрушительным элементом, то философ подчеркивает конституционную стабильность, которая рассматривается как «эффект случайности». Этот аргумент справедлив и для периода пунической истории после авторского: хрупкий карфагенский олигархический режим мог пережить серьезные периоды только случайно, особенно во времена Пунических войн .
Если верить Полибию, народное собрание усилило свою власть во II и I веках до нашей эры , во времена Баркидов , [ 64 ] [ 67 ] с выборами генералов собранием, а также, без сомнения, с выборами суффетов . Однако тот же автор также ссылается на широкое использование коррупции для получения должностей магистратов и военных командований. [ 68 ]
Гетерии и системы
[ редактировать ]Аристотель также упоминает гетарии, политические организации, организовавшие системы или совместные трапезы. Эти организации позволяли гражданам выбирать своих представителей в собрании по различным критериям возраста, богатства и опыта. [ 37 ] Эти организации, похоже, сыграли политическую роль, особенно в поддержке Ганнона Великого . [ 19 ]
В конце концов, большая неопределенность не позволяет определить степень демократии в древнем Карфагене, поскольку местонахождение граждан неизвестно. Военной службы в Карфагене не было, армия состояла из наемников , хотя в источниках упоминается ожесточённая оборона во времена Третьей Пунической войны. [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аристотель , с. 1-16, 11)
- ^ Амадаси (2007 , стр. 82)
- ^ Полибус , с. 43)
- ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 84)
- ^ Фантар (1995 , стр. 50)
- ^ Фантар (1995 , стр. 50)
- ^ Гселл (1972 , стр. 184)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 562-563)
- ^ Перейти обратно: а б с Указ (1977 г. , стр. 71)
- ^ Дриди (2006 , стр. 104-105)
- ^ Перейти обратно: а б с Лансель (1995 , стр. 166)
- ^ Дриди (2006 , стр. 103)
- ^ Дриди (2006 , стр. 104)
- ^ Перейти обратно: а б с д Лансель (1995 , стр. 163)
- ^ Лансель (1995 , стр. 164-165)
- ^ Указ (1977 , стр. 72)
- ^ Лансель (1995 , стр. 157)
- ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 73)
- ^ Перейти обратно: а б с Лансель (1995 , стр. 162)
- ^ Аристотель , с. 7.4)
- ^ Лансель (1995 , стр. 167-168)
- ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 78)
- ↑ Указ (1977 , стр. 79)
- ^ Лансель (1995 , стр. 168)
- ^ Перейти обратно: а б с д Лансель (1995 , стр. 169)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 565)
- ^ Лансель (1995 , стр. 159-160)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 566-567)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 568)
- ^ Лансель (1995 , стр. 167)
- ^ Перейти обратно: а б с Указ (1977 г. , стр. 76)
- ^ Тите-Live , с. 46)
- ^ Геродот , с. 165)
- ^ Сенека , с. 5)
- ^ Фантар (1995 , стр. 51-52)
- ^ Амадаси (2007 , стр. 83)
- ^ Перейти обратно: а б с д Фантар (1995 , стр. 56)
- ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 85)
- ^ Амадаси (2007 , стр. 86)
- ^ Липински (1992 , стр. 429)
- ^ Полибус , с. 2, 18)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 576)
- ^ Перейти обратно: а б Фантар (1995 , стр. 52)
- ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 87)
- ^ Джастин , с. 2, 5)
- ^ Перейти обратно: а б Фантар (1995 , стр. 53)
- ^ Шныцер (1997 , стр. 578)
- ^ Фантар (1995 , стр. 53-54)
- ↑ Указ (1977 , с. 76-77)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фантар (1995 , стр. 54)
- ^ Лансель (1995 , стр. 159)
- ^ Аристотель , с. 3-7)
- ^ Лансель (1995 , стр. 161)
- ^ Перейти обратно: а б с д Указ (1977 г. , стр. 77)
- ^ Джастин , с. 5-6)
- ^ Перейти обратно: а б Амадаси (2007 , стр. 89)
- ^ Фантар (1995 , стр. 57)
- ^ Доннер, Герберт; Вольфганг, Рёллиг (1966–1969). Ханаанские и арамейские надписи (на немецком языке). Харрасовиц. п. 69. ОСЛК 911829 .
- ^ Амадаси (2007 , стр. 89-90)
- ^ Амадаси (2007 , стр. 90)
- ^ Перейти обратно: а б Лансель (1995 , стр. 170)
- ^ Перейти обратно: а б Указ (1977 г. , стр. 70)
- ^ Джастин , с. 7)
- ^ Перейти обратно: а б с Амадаси (2007 , стр. 88)
- ^ Сицилии , с. 4)
- ↑ Указ (1977 , стр. 77)
- ^ Полибус , с. 51)
- ^ Полибус , с. 4)
- ^ Аппиен , с. 129)
Библиография
[ редактировать ]Исторические источники
[ редактировать ]- Апиен Ливийский (на французском языке).
- Аристотель. Политика (на французском языке).
- Сицилии, Диодор. Историческая библиотека (на французском языке).
- Геродот. Рассказы (на французском языке).
- Джастин. Epitomé Historiarum Philippicum (на французском языке).
- Полибий. История (на французском языке).
- Сенека. О спокойствии духа (на французском языке).
- Тите-Live. Основан городом (на французском языке).
Современные работы
[ редактировать ]- Амадаси, Мария (2007). Карфаген . Что я знаю? (на французском языке). Университетские издательства Франции. ISBN 978-2-13-053962-9 .
- Бешаух, Азедин (1993). Легенда о Карфагене . Галлимарские открытия / Археология (на французском языке). Галлимар. ISBN 978-2-07-053212-4 .
- Указ Франсуа (1977 г.). Карфаген или морская империя . Очки / История (на французском языке). Издания дю Сеуиль. ISBN 978-2-02-004712-8 .
- Дриди, Хеди (2006). Карфаген и Пунический мир . Путеводитель Belles Lettres des Civilizations (на французском языке). Красивейшие письма. ISBN 978-2-251-41033-3 .
- Фантар (1995). Карфаген: Пунический город (на французском языке). Издания CNRS. ISBN 978-2-271-05191-2 .
- Хассин, Мхамед (1993). Карфаген: подход цивилизации (на французском языке). Алиф.
- Грейс, Майкл; Руйяр, Пьер; Тейксидор, Хавьер (1989). Финикийская Вселенная (на французском языке). Арто. ISBN 978-2-7003-0732-0 .
- Гселль, Стефан (1972). Древняя история Северной Африки, том. 2: Юлий Цезарь и Африка, конец коренных королевств (на французском языке). Отто Зеллер.
- Лансель, Серж (1995). Карфаген (на французском языке). Фаярд. ISBN 978-2-213-02838-5 .
- Липински, Эдвард (1992). Словарь финикийской и пунической цивилизации (на французском языке). Бреполи. ISBN 978-2-503-50033-1 .
- Шницер, Морис (1997). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья (264-27 до н. э.) . Новый Клио. Прессы Universitaires de France.
- Сестон, Морис (1989). «Карфаген и пуническая цивилизация». Рим и завоевание Средиземноморья: генезис империи . New Clio (на французском языке) (2-е изд.). Университетские издательства Франции. ISBN 978-2-13-043913-4 .
- Слим, Хеди (2001). Древний Тунис: от Ганнибала до Сен-Огюстена (на французском языке). Менгес. ISBN 978-2-85620-421-4 .