Битва при Гаване (1870 г.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Битва при Гаване (1870 г.) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть франко-прусской войны | |||||||
![]() «Битва за Гавану» Рэйв , Кристофер | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 канонерская лодка | 1 предупреждение | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 убитых 1 раненый 1 канонерская лодка повреждена |
3 раненых 1 предупреждение повреждено |
Битва за Гавану 9 ноября 1870 года — нерешительная битва одиночных кораблей между немецкой канонерской лодкой «Метеор» и французским «Ависо Буве» у берегов Гаваны , Куба, во время франко-прусской войны . Сражение было единственным морским сражением в войне и показало неспособность ни одного флота получить решающее преимущество над другим.
Во время войны большая часть французского флота блокировала немецкий флот в их гаванях, хотя нескольким немецким кораблям удалось ускользнуть и уклониться от французов, приступив к коммерческим набегам на французский торговый флот или преследуя французов другими способами. « Метеор » был одним из таких кораблей, которому удалось избежать французской блокады и отправиться из Нассау в Гавану. Французский авизо « Буве » заметил ее и отплыл за пределы гавани. Гаваной в то время управляла Испания , нейтральная страна в конфликте, и капитан « Буве» бросил вызов, который немецкий капитан принял. « Буве Девятого ноября «Метеор» вышел из гавани и вступил в бой с » . Несмотря на то, что обе стороны вели ожесточенный огонь, ни одна из сторон не смогла нанести значительный ущерб другому кораблю, и после того, как выстрел немецкой пушки временно вывел из строя двигатель « Буве» , французы были вынуждены отступить, благополучно отойдя в нейтральные воды. Оба капитана впоследствии были повышены в звании за храбрость в бою.
Фон
[ редактировать ]
Война началась с того, что Франция имела подавляющее военно-морское превосходство над военно-морскими силами различных немецких государств. Зарождающийся немецкий флот был не в состоянии бросить вызов своему французскому противнику и в основном оставался в безопасности в своих гаванях. Несмотря на это, нескольким немецким военным кораблям удавалось преследовать французов в определенных ситуациях, например, на Балтике , где немецкая ависо- Грилль вступила в перестрелку с французским корветом , когда ее флотилия бросила вызов французской эскадре у берегов Зеландии . 27 августа 1870 года SMS Nymphe , назначенный для обороны Нойфарвассера , защищавшего Данциг , бросил вызов французской эскадре под командованием адмирала Эдуарда Буэ-Вильоме , состоящей из трёх броненосцев и одного авизо. «Нимфа» произвела два залпа по французскому броненосцу «Тетида» , прежде чем скрыться за прибрежными укреплениями в Нойфарвассере. [ 1 ] [ 2 ] Корвет СМС Августа совершил торговый набег на Брест , захватив три французских торговых судна . Французская броненосная Героина преследовала ее, и Августе пришлось бежать в Виго, где она оказалась в блокаде до конца войны.
В 8 часов утра 7 ноября 1870 года «Метеор» под командованием лейтенанта Эдуарда фон Кнорра прибыл в гавань Гаваны после того, как покинул Нассау несколько дней назад . Куба тогда была испанской колонией , а Испания была нейтральной державой во время франко-прусской войны. Часом позже французский авизо Буве под командованием командующего Александра Франке прибыл с Мартиники , двигаясь с противоположного направления. На следующий день французский почтовый пароход SS Nouveau Monde вышел из гавани и направился в Веракрус, но был вынужден вернуться через несколько часов из-за опасений, что он будет захвачен прусской канонерской лодкой. Франке бросил фон Кнорру официальный вызов, и тот его принял. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Буве вышла из гавани, чтобы дождаться Метеором встречи с . «Метеору» пришлось ждать двадцать четыре часа, прежде чем она смогла встретить французское судно из-за законов о нейтралитете, регулирующих военные действия в то время. Она находилась под эскортом испанских военных кораблей «Эрнан Кортес» и «Сентинела» , которым было поручено убедиться, что битва состоится в 10 милях (16 км) от Кубы, за пределами территориальных вод, и, таким образом, гарантировать, что битва не нарушит нейтралитет Испании.
Боевой
[ редактировать ]
Хотя «Буве» теоретически мог превзойти и обогнать своего противника, его основное орудие было установлено на устаревшей установке , что затрудняло точное прицеливание. [ 6 ] Кроме того, котел «Буве » имел открытые и незащищенные части над палубой, что делало ее двигатель уязвимым для огня противника. Франке прекрасно осознавал это слабое место своего корабля и установил импровизированную защиту из мешков с песком , мешков с углем и цепей, предназначенную для защиты открытых частей двигателя от огня противника. [ 7 ] «Метеор» же был более медленным, но более маневренным кораблем. Во время боя оба корабля были равны. [ 5 ] В 14:30 бой начался с того, что «Буве» произвел первые выстрелы с четырех тысяч метров, начав артиллерийскую дуэль, в которой ни одна из сторон в течение двух часов не смогла добиться ни одного значительного попадания. Около 16:30 «Буве» увеличила скорость до десяти или одиннадцати узлов. [ 8 ] и повернулся к Метеору , пытаясь протаранить его. [ нужна ссылка ]
Корабли столкнулись под крутым углом; хотя корпусу « Метеора» удалось противостоять попытке тарана, от удара его такелаж разрушился , паруса и обломки упали на палубу и, что наиболее важно, намотались на гребной винт . Немецкие моряки попытались использовать возможность попытаться подняться на абордаж « Буве» , но французские моряки отбили их ружейным огнем, и « Буве» быстро отошел на более безопасное расстояние. [ 9 ] Когда « Буве» готовился снова протаранить обездвиженный «Метеор» , немецкий снаряд попал в ее открытый котел, в результате чего пар вытек на палубу, и она также погибла в воде. [ 9 ] Затем « Буве» развернул паруса и вышел из боя, в то время как немцы попытались освободить свой винт и броситься в погоню. Когда Буве достиг территориальных вод Кубы, испанцы вмешались, чтобы остановить битву: испанский корвет «Эрнан Кортес» произвел предупредительный выстрел по « Метеору», чтобы дать ей сигнал о том, что бой окончен. Затем « Буве» и «Метеор» отплыли обратно в Гавану. [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]
Ни один из кораблей не был окончательно выведен из строя в результате боя: у обоих военных кораблей в основном были повреждены мачты и такелаж ( котлы и оборудование Буве остались неповрежденными и функционирующими), и очень немногие были убиты и ранены с обеих сторон. Комментаторы того времени не считали это сражение имеющим военное значение в войне. [ 10 ] « Метеор » оставался заблокированным в Гаване до конца войны, не имея возможности выполнить там свою задачу по нападению на французские торговые суда в Карибском море. Цифры потерь с обеих сторон несколько противоречивы: The New York Times сообщает о двух убитых и одном раненом с немецкой стороны. [ 5 ] в то время как французские источники упоминают 3 убитых и 9 раненых немцев. [ 11 ] У французов цифры варьируются от 3 раненых, [ 5 ] 5 раненых [ 11 ] или 10 убитых или раненых. [ 4 ] [ 9 ] Обе стороны были удовлетворены результатом: Франке был произведен в капитаны ( capitaine de vaisseau ). 17 декабря 1870 года [ 12 ] и Фон Кнорр, получивший Железный крест 2-го класса и повышение до Корветтенкапитана в 1871 году. Под дипломатическим давлением Франции испанская верфь в Гаване отложила завершение ремонта «Метеора» до окончания войны 10 мая 1871 года. Три дня спустя корабль уехал в Германию; она проплыла вдоль восточного побережья Соединенных Штатов и Канады, прежде чем пересечь Атлантику.
« Метеор » достиг Плимута 13 июня и прибыл в Киль 25 июня. Там она была выведена из эксплуатации 20 июля. С 18 сентября по 14 октября использовался как стационарный учебный корабль для машинного отделения . 6 мая 1872 года «Метеор» был повторно введен в эксплуатацию для исследовательских работ и передан в Гидрографическое управление Имперского адмиралтейства. «Метеор» и его однотипный корабль «Драче» обследовали побережье Германии и завершились в Мекленбурге 20 октября. «Буве » потерпел крушение 17 сентября 1871 года у Иль-а-Ваш , когда порыв ветра отправил его на риф. Экипажу удалось благополучно покинуть корабль. Несмотря на настойчивые требования Третьей французской республики о продолжении войны, ряд дальнейших поражений, в том числе захват Парижа, вынудили французское правительство окончательно сдаться. Германские государства объединились в Германскую империю при прусском короле Вильгельме I , окончательно объединив большую часть Германии (за исключением Австрии) в качестве национального государства . от Франкфуртский договор 10 мая 1871 года передал Германии большую часть Эльзаса и некоторые части Лотарингия , ставшая императорской территорией Эльзас-Лотарингия . Решимость Франции вернуть себе Эльзас-Лотарингию и страх перед новой франко-германской войной, а также опасения британцев по поводу баланса сил стали факторами, вызвавшими Первую мировую войну .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец 1993 , с. 178
- ^ Манти 1930 , с. 106.
- ^ Руссе 1911 , с. 450.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Нью-Йорк Таймс» , 19 ноября 1870 г.
- ^ Фарретт 1881 , стр. 519.
- ^ Фаррет 1881 , стр. 519–520.
- ^ Чартранд 2008 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Чартранд 2008 , с. 60.
- ^ «Атлантическая дуэль» . Нью-Йорк Таймс . 12 ноября 1870 г.
- ^ Перейти обратно: а б Taillemite & Dupont 1996 , с. 252.
- ^ Taillemite 2002 , с. ??.
Библиография
[ редактировать ]- Руссе, полковник (1911). Общая история франко-германской войны (на французском языке). Полет. 2. Париж: Издания Жюля Талландье.
- Барроу, Эндрю (май 1994 г.). Франко-прусский военно-морской список . Том. 80. Варгейм с иллюстрациями.
- Фаррет (1881). «Исследование морских сражений 1860–1880 годов» . Морское и колониальное обозрение (на французском языке). Полет. 70. Фаррет 1881.
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: Биографии: отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время (Том )] (на немецком языке 6 ). Рейтинг: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0237-6 .
- Илтис, Пьер (апрель – май 2008 г.). «От появления пара до Первой мировой войны: шок как метод борьбы». Поля сражений (на французском языке). Полет. 21.
- Шартран, Рене (март – апрель 2008 г.). «Гавана, 9 ноября 1870 года: французский Буве против Метеора прусского ». Журнал «Традиция» (на французском языке). Полет. 236. РК2008.
- фон Манти, Эберхард (1930). История немецкого военно-морского флота (1675-1926) (на французском языке). Пэрис: Пайот.
- Тайлемит, Этьен; Дюпон, Морис (1996). Французские военно-морские войны от средневековья до войны в Персидском заливе . Кронос (на французском языке). ISBN 2-901952-21-6 .
- Тайлемит, Этьен (май 2002 г.). Словарь французских моряков (на французском языке). Париж: издания Tallandier. ISBN 2-84734-008-4 .