HMS Sapphire (1675 г.)
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Сапфир |
Заказал | 30 сентября 1675 г. |
Строитель | Энтони Дин , Харвич |
Запущен | июнь 1675 г. |
Судьба | Затонул 11 сентября 1696 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | 32-пушечная пятого ранга |
Тонны нагрузки | 340 81 ⁄ 94 bm |
Длина |
|
Луч | 26 футов 10 дюймов (8,2 м) |
Черновик | 13 футов 2 дюйма (4,0 м) |
Глубина захвата | 10 футов (3,05 м) |
Движение | Паруса |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Дополнить | 135/115/90 |
Вооружение |
|
HMS Sapphire — 32-пушечный корабль пятого ранга Королевского флота , затопленный в заливе Буллс, Ньюфаундленд, Канада, в 1696 году. В настоящее время это охраняемый археологический объект. Это было единственное судно любого размера, затонувшее во время англо-французских войн в Северной Америке. [ 1 ]
История
[ редактировать ]HMS Sapphire (также пишется как Saphire называют Zephyr ). и французы [ 2 ] ) был спроектирован и построен сэром Энтони Дином в Харвиче в 1675 году и обошелся в 4175 фунтов стерлингов.
В 1677 году Сапфир был первым командиром Клаудсли Шовелла , который позже стал адмиралом флота и в конце концов погиб в морской катастрофе Силли 1707 года . [ 3 ] Военный корабль покинул Англию во время войны короля Вильямса в апреле 1696 года с приказом сопровождать рыболовные суда через Северную Атлантику и защищать их от французов, и оставался активным в водах вокруг Ньюфаундленда после выполнения первоначальной задачи по сопровождению. [ 4 ] Кораблем командовал капитан Томас Клисби в сопровождении лейтенанта Джеймса Бразерса и 135 человек. [ 5 ] 11 сентября 1696 года Сапфир был загнан в угол в гавани Бэй-Буллс французской эскадрой. Клисби, опасаясь, что французы захватят корабль,
...решил затопить корабль, поджег его и приказал своей команде покинуть судно. Пока французы пытались потушить пожар, англичане бежали по суше в сторону колонии Ферриленд. Огонь на « Сапфире» распространился на дамскую комнату и отправил корабль на дно гавани Бэй Буллс. [ 6 ]
Историк Джон Олдмиксон так описал битву:
11 сентября вся французская эскадра обрушилась на «Сапфир» и открыла огонь с величайшей яростью; Капитан Клисби храбро защищалась в течение двух часов и перевела большую часть корабельных орудий на свою сторону рядом с врагом; В то же время французы совершили спуск и, загнав людей, стоявших на берегу, в лес, атаковали Сапфир со всех сторон; Капитан, обнаружив, что корабль больше невозможно содержать, поджег его и удалился со своими офицерами и 35 мужчинами в лес. Когда «Сапфир» загорелся, на борт поднялись 40 французов, пытаясь потушить его, но все они были подняты в воздух, как только огонь достиг пороховой комнаты. [ 5 ]
Клисби бежал через землю в колонию Ферриленд . Там он был схвачен и отправлен в плен во Францию. [ 7 ] В конце концов его освободили в рамках обмена пленными. 26 октября 1696 года его судили Военным трибуналом Королевского военно-морского флота по обвинению в «потери корабля в результате поджога». [ 8 ] Современная газета сообщила:
В четверг в 11 часов состоялся военный трибунал на борту корабля Его Величества « Монмут» , шедшего у буя в Норе , под председательством капитана Джона Мандона , по делу капитана Томаса Клесби за сожжение корабля Его Величества « Сапфир» в в заливе Быков в Ньюфаундленде, и после полного слушания он был с честью оправдан, и суд был рад сообщить ему, что он заслужил награду и повышение за его смелость и поведение в этом действии. [ 9 ]
Клисби вернулся на Ньюфаундленд в следующем году, командуя HMS Lyme . [ 7 ] Он умер 23 июля 1718 года в Гринвичской больнице . [ 10 ]
Раскопки и защита
[ редактировать ]Обломки судна Sapphire лежат в 61 метре от берега на глубине примерно 15 метров. [ 11 ] Водолазы-спасатели обнаружили останки Сапфира в 1960-х годах. [ 12 ] Считается, что первооткрывателем был Эрнест «Эрни» Пауэр, который обнаружил пушки в 1969 году и нашел на этом месте неповрежденный серый керамический ночной горшок. [ 13 ] Три пушки были найдены и проданы в 1972 году. [ 12 ] То, что тогда называлось местом кораблекрушения в гавани Бэй-Буллс, 25 апреля 1974 года было признано историческим памятником провинции. [ 14 ]
В ответ на грабежи Общество морской археологии Ньюфаундленда (NMAS) провело первые первоначальные раскопки и обследование места крушения в 1974 году; Было обнаружено более 300 артефактов, включая образцы стекла и керамики конца семнадцатого века. [ 15 ] Документальный фильм Национального совета по кинематографии об этом месте был снят Тедом Ремеровски в 1979 году. [ 16 ] в котором рассказывается о подводной археологической экспедиции 1977 года под руководством Роберта Гренье из Парков Канады по извлечению артефактов из места крушения. [ 17 ]
В конечном итоге около 2500 артефактов были извлечены из места крушения и находятся на хранении в Сент-Джонсе и Оттаве . [ 18 ] Одним из примечательных найденных артефактов была османская чаша для трубки, или чубук , одна из немногих, найденных в Северной Америке. [ 19 ] Также в отличном состоянии был найден ночной экземпляр , на котором сохранилась краска, использованная для выделения вырезанных цифр. [ 20 ]
В 1987 году дайверы из NMAS заметили, что ведущий якорь близлежащей рыбной фермы был установлен на насыпях мешков с песком, защищающих затонувшее судно; владельцы рыбной фермы перенесли якорь в точку южнее Сапфира . [ 13 ] В 1993 году «Сапфир» был одним из восьми известных археологических затонувших британских военных кораблей периода примерно 1700 года. [ 21 ] Примерно в 1999 году был основан HMS Sapphire Foundation для исследования создания центра интерпретации, [ 22 ] который так и не был построен. В 2003 году Провинциальное археологическое управление (PAO) работало с администрацией порта Бэй-Буллс (BBHA), чтобы обеспечить защиту затонувшего корабля, пока рядом с ним проводились работы на нефтяной вышке. [ 23 ]
Район затонувшего корабля и окружающих его полей обломков, включая все оставшиеся на месте артефакты, находится под защитой Закона об исторических ресурсах Ньюфаундленда и Лабрадора, и 23 августа 2005 года это место было внесено в Канадский реестр исторических мест. [ 24 ] В 2014 году сообщалось, что он находится «в относительно хорошем состоянии, большая часть верхней и нижней палуб сохранилась, но обрушилась и покрыта мелким илом». [ 11 ] Это известное место среди дайверов-любителей. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Уинфилд, Риф (2009) Британские военные корабли в эпоху парусного спорта 1603-1714: проектирование, строительство, карьера и судьбы . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-040-6 .
- Лавери, Брайан (1981) Доктрина Динса военно-морской архитектуры Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-180-7 .
- Барбер, В.К. (1976) Международный журнал морской археологии, том. 5(4) стр. 353–356.
- Canadian Geographic , февраль/март 1979 г. — в Canadian Geographic появилась статья о сапфире.
- Международный журнал морской археологии - 6.4, 1977, стр. 305–313.
- Первоначальный отчет о подводном исследовании и раскопках затонувшего корабля HMS Sapphire в Бэй Буллс , 1977 г. (Морское археологическое общество Ньюфаундленда)
- Второй отчет о подводном исследовании и раскопках затонувшего корабля HMS Sapphire в Бэй Буллс , 1977 г. (Морское археологическое общество Ньюфаундленда)
- Третий отчет о подводном исследовании и раскопках затонувшего корабля HMS Sapphire в Бэй Буллс , 1977 год. Включены дополнительные примечания к затонувшему кораблю 1. (Общество морской археологии Ньюфаундленда)
- Заключительный отчет о подводном исследовании и раскопках затонувшего корабля HMS Sapphire в Бэй Буллс , 1977 год. (Морское археологическое общество Ньюфаундленда)
- Канадский коллекционер , том 20 (2), март 1985 г. - Артефакты сапфира.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сапфир, HMS». Энциклопедия Ньюфаундленда и Лабрадора . Сент-Джонс: Harry Cuff Publications Ltd., 1994. с. 88.
- ^ «Бэй Буллз» . Палубы наводнены . 9 (2): 6. 1980.
- ^ www.kenthistoryforum.co.uk - Наследие сэра Клаудсли Шовела
- ^ Буш, Уоррен; Берджесс, Нил (2021). «Изучение кораблекрушений от побережья до побережья: организация Общества сохранения кораблекрушений Ньюфаундленда и Лабрадора» (PDF) . Фогхорн . 37 (1). Подводное археологическое общество Британской Колумбии: 5.
- ^ Jump up to: а б Пру, Жан-Пьер (1979). История и затопление кораблей «Сапфир», «Маргарита», «Мюрине» и «Огюст» (PDF) . 337. Парки Канады.
- ^ Эллиотт, Хизер (15 июня 2015 г.). «Над волнами: HMS Saphire» . Оригинальный Шипстер . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Томас Клисби; 23 марта 1708 года» . www.heritage.nf.ca . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ ф. 49 Томас Клисби, капитан HMS Sapphire. Военный трибунал Королевского военно-морского флота, 26 октября 1696... 1696 гг.
- ^ «Лондон, 28 ноября». Почтальон и исторический отчет . № 244. Номер документа Гейла GALE|Z2001408951. 1 декабря 1696 г.
- ^ «Томас Клисби (ум.1718)» . сайт Threedecks.org . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Беттс, Мэтью В.; Ноэль, Стефан; Туриньи, Эрик; Бернс, Мелисса; Поуп, Питер Э.; Камбаа, Стивен Л. (2014). «Зооархеология исторического промысла трески в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Канада» . Журнал Северной Атлантики . 9 (24): 1–21. дои : 10.3721/037.006.2401 . ISSN 1935-1984 . JSTOR 26671855 . S2CID 162920022 .
- ^ Jump up to: а б Доусетт, Кэти (9 декабря 2021 г.). «Морская история: Тайна залива Буллс, Ньюфаундленд» . Новости подводного плавания .
- ^ Jump up to: а б Джиннс, Джанетт (1987). «Подводные археологические исследования Бэй Буллс, 1987 г.» (PDF) . Археология Ньюфаундленда и Лабрадора 1987 : 98–109.
- ^ О'Рилли, Дебора (февраль 2006 г.). «Исторический памятник провинции Бэй Буллз-Харбор» . Трезубец : 4.
- ^ «Общество морской археологии Ньюфаундленда» . Трезубец . 6 (1): 4. 1980.
- ^ Канада, Национальный совет по кинематографии, Тайна гнедых быков , получено 27 марта 2022 г.
- ^ Берроуз, Роджер (1993). «Видеообзор [Тайна Бэй Буллз]» . Палубы затоплены : 43.
- ^ Франгу, Кристина (31 июля 2000 г.). «Бэй Буллс может стать новым домом для артефактов древнейшего кораблекрушения». Телеграмма . п. 3.
- ^ Бомс, Джералин (2014). «Общинный зимний дом инуитов конца XVIII века в Дабл-Мер-Пойнт (GbBo-2)» (PDF) . Обзор археологии Провинциального археологического управления за 2014 год : 12.
- ^ Сваник, Лоис Энн (2005). Анализ навигационных инструментов в эпоху исследований: с 15 по середину 17 века (PDF) . Техасский университет A&M. п. 133.
- ^ Кенчингтон, Тревор (январь 1993 г.). «Конструкции английских деревянных кораблей: корабль Уильяма Сазерленда, около 1710 года» . Северный Маринер / Ле Марин дю Нор . 3 (1): 1–43. дои : 10.25071/2561-5467.766 . S2CID 247648723 .
- ^ Бенсон, Боб (25 июля 1999 г.). «Обломки вдохновляют музейный проект». Телеграмма . п. 1.
- ^ Бузан, Брэдли (15 июня 2003 г.). «Портовая администрация защищает затонувшие корабли» . Телеграмма . стр. А1.
- ^ «Исторический памятник провинции Бэй Буллз-Харбор» . www.historicplaces.ca . 23 августа 2005 года . Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Мур, Дин (13 сентября 2004 г.). «Скалистое побережье Нфлд., кораблекрушения привлекают подводных искателей приключений». Канадская пресса NewsWire . Торонто.