Пьемонтское Таро
Тарокко Пьемонтское ( Таро Пьемонта ) — разновидность Таро колоды итальянского происхождения . Это наиболее распространенный набор Таро в северной Италии, гораздо более распространенный, чем Тарокко Болоньезе . Самыми популярными играми Таро в Пьемонте являются Скарто , Митигати, Кьямаре иль Ре и Партита, в которые играют в Пинероло и Турине . [1] [2] Эта колода считается частью пьемонтской культуры и появилась на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр 2006 года, проходившей в Турине. Поскольку это была стандартная колода Таро Королевства Сардиния , ранее она также использовалась в Савойе и Ницце до их аннексии Францией. Кроме того, он использовался как альтернатива Tarocco Siciliano в Калатафими-Седжеста , Сицилия . [2] За пределами Италии его использует небольшое количество игроков в Тичино , Швейцария, а также итальянские аргентинцы . [3] [4]
Эта колода не связана с колодой Пьемонтези, не относящейся к Таро , в которой используются червы, бубны, пики и трефы французской масти. Таким образом, их карты не взаимозаменяемы.
Состав
[ редактировать ]Этот образец колоды был заимствован из Марсельского Таро , но стал двусторонним для современных игр. [5] [6] Состоит из 78 карт: козырной масти из 22 карт, пронумерованных от 0 до 21, и четырех 14-карточных мастей мечей ( пика ), дубинок ( бастони ), кубков ( коппе ) и монет ( денари ). В каждой масти есть король ( re ), дама ( донна ), рыцарь ( кавалло ) и валет (без маркировки), карты с номерами от 2 до 10 и ненумерованная карта со сложным символом масти, который действует как туз . Козыри и большинство карточек имеют индексы современными арабскими цифрами (для козырей, кубков и монет) или римскими цифрами (для мечей и дубинок). Необычно то, что в большинстве игр козырь 20 превосходит козырь 21 (возможно, на это повлияли болонские игры).
Подходить | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Английский | Мечи | Кубки | Монеты | Клубы |
---|---|---|---|---|
итальянский | лопата | Кубки | ко всему | Палочки |
испанский | Мечи | Кубки | Золото | грубый |
Туз | Два | Три | Четыре | Пять | Шесть | Семь | Восемь | Девять | Десять | Джек | Рыцарь | Королева | Король | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кубки | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Мечи | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Дубинки | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Монеты | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Козыри | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Порядок козырей в большинстве игр с этой колодой следующий:
- Ангел «Л'Анджело» (20),
- Мир «мир» (21),
- Солнце «il sole» (19),
- Луна «ла луна» (18),
- Звезда "Le Stelle" (17),
- Башня «Ла Торре» (16),
- Дьявол «дьявол» (15),
- Умеренность «умеренность» (14),
- Смерть «ля смерть» (13),
- Повешенный "l'appeso" (12),
- Сила «ля форца» (11),
- Колесо Фортуны «rota di fortuna» (10),
- Отшельник «Отшельник» (9),
- Правосудие «справедливость» (8),
- Колесница "иль карро" (7),
- Влюбленные «влюбленные» (6),
- Папа «иль папа» (5),
- Император «Imperatore» (4),
- Императрица «императрица» (3),
- Папесса «ла папесса» (2),
- и Пагат «волшебник» (1).
Дурак «il matto» (0) разыгрывается как оправдание: он ничего не может побить, но всегда можно разыграть трюк, освобождая держателя от обязанности следовать его примеру. Только в двух играх, записанных в 18 и 19 веках, шут считается самым низким козырем. [2]
Как и в большинстве игр Таро за пределами Франции и Сицилии, порядок карт в мечах и дубинках следующий: король, королева, рыцарь, валет, X, IX, ... I, тогда как порядок карт в кубках и монетах следующий. король, дама, конь, валет, 1, 2, ... 10.
История
[ редактировать ]
Колоды Таро начали производиться в Пинероло к 1505 году. Лучшее описание пьемонтского Таро XVI века принадлежит Франческо Пишине, который написал о нем беседу в Мондови в 1565 году. [8] Хотя его подробности об игре скудны, его терминология явно предполагает болонское и флорентийское влияние. Как и в тароккини , он обращается с императорским и папским козырями как с равными, эта черта до сих пор сохраняется в Асти . Как и в Болонье, высшим козырем является Ангел, превосходящий Мир. За исключением Пьедикавалло . [9] Пьемонтские игроки упорно ставят «Ангела» выше мира, несмотря на его современную нумерацию. Кроме того, некоторые игроки удаляют карты с более низким рейтингом, чтобы создать колоду из 62 карт, как в Болонье; другие идут дальше и составляют колоду из 54 карт, как в Cego . То, как Писцина расположил свои козыри, очень похоже на два других списка XVI века из Ломбардии . Все три списка аналогичны рейтингу единственной сохранившейся колоды, созданной Жаком Вьевилем из Парижа около 1650 года и имеющей черты, присущие болонскому, флорентийскому и феррарскому таро. Это привело к предположениям, что игроки из Северо-Западной Италии , возможно, использовали колоды, подобные колодам Вьевиля, примерно до 1700 года, когда экономический коллапс вынудил региональных производителей карт покинуть бизнес. Поскольку ни одна карта до этого периода не сохранилась, эта теория не может быть обоснована. [2] [3]
После краха игроки прибегли к импорту Марсельского Таро из Франции. Когда производство возобновилось примерно в 1735 году, карты были почти идентичны марсельскому образцу, включая подписи на французском языке. [10] Попытки локализовать карты начались в начале 19 века, в конечном итоге к концу того же века они привели к появлению сегодняшних двусторонних карт. [11] [12] После того как Савойя и Ницца были аннексированы Францией, игроки там продолжали использовать эту колоду до 1900 года, когда Таро Нуво начало распространяться по всей стране. В начале 20-го века в Шамбери была предпринята попытка создать конкурирующую колоду , используя пьемонтскую версию Парижского узора в качестве основы для новой колоды Таро, но в конечном итоге она оказалась безуспешной. [2] Репродукции этого набора производятся с 1984 года. [13] [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид Парлетт, Оксфордский словарь карточных игр , Oxford University Press (1996) ISBN 0-19-869173-4
- ^ Jump up to: а б с д и Даммет, Майкл; Маклеод, Джон (2004). История игр, в которые играли с колодой Таро . Льюистон: Эдвин Меллен Пресс. стр. 15–16 , 111–124, 149–194, 392–398.
- ^ Jump up to: а б Даммет, Майкл; Маклеод, Джон (2009). История игр, в которые играли с колодой Таро (дополнительная ред.). Оксфорд: Публикации Maproom. стр. С4–С6. ISBN 978-0-9562370-0-2 .
- ^ Винтл, Адам. Тарокис «Обелиско» в Мире игральных карт. Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Манн, Сильвия (1990). Все карты на столе . Лайнфельден: Немецкий музей игральных карт. стр. 33–34.
- ^ Тарокко Пьемонтезе в Международном обществе игральных карт . Проверено 19 февраля 2016 г.
- ^ «[Колода Таро Пьемонта]: [колода карт, распечатка]» . Галлика . 1865.
- ^ http://naibi.net/A/04-PISCIN-Z.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ Маклеод, Джон. Тарочки в Пьедикавалло на pagat.com . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Раннее пьемонтское Таро в Международном обществе игральных карт . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Средний уровень Пьемонтского Таро в Международном обществе игральных карт . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Берти, Джордано; Уинтл, Саймон. Верньяно Таро 1826-1851 в Мире игральных карт. Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Деполис, Тьерри (1984). Таро, игра и магия . Париж: Национальная библиотека Франции . стр. 125–126.
- ^ «Французское Таро де Флер» в Музее игральных карт World Web. Проверено 20 января 2018 г.