Трионфи (карты)

Триумфы ( Итальянский: [triˈoɱfi] , « триумфы XV века ») — итальянские козырные карты с аллегорическим содержанием, связанным с теми, что использовались в играх тарокки . Общеанглийское выражение « козырная карта » и немецкое «trumpfen» (в карточных играх) произошли от итальянского «Trionfi». На большинстве карточек изображено олицетворение места или абстракции.
История
[ редактировать ]
Многие из мотивов, найденных в трионфи, встречаются в трионфо , театральных шествиях, которые были популярны в итальянском Возрождении . Палаццо Скифанойя в Ферраре , когда-то принадлежавший герцогскому дому Эсте , содержит множество фресок, изображающих эти поплавки . Петрарка написал стихотворение « Я Трионфи» , которое, возможно, послужило источником вдохновения. [1]
Самое раннее известное использование имени «Трионфи» по отношению к картам датируется 16 сентября 1440 года в записях флорентийского нотариуса Джусто Джусти. [2] Он зафиксировал транзакцию, по которой передал Сиджизмондо Пандольфо Малатесте две дорогие персонализированные колоды . [3]
В письме от 11 ноября 1449 года Антонио Якопо Марчелло использовал выражение «триумфальный род» для обозначения колоды, выпущенной где-то между 1418 и 1425 годами. [4] [5] Он был заказан герцогом Филиппо Миланским Мария Висконти , написан Микелино да Безоццо и описан в сопроводительном тексте Мартиано да Тортона. Сама колода утеряна, но Марчелло предоставил копию описания да Тортона, в котором содержится подробная информация о колоде и беглое объяснение того, как в нее играть. [6] [7] Вероятно, всего в нем было 60 карт (четыре короля , сорок карточек и шестнадцать козырей ). На сорока четырех одномастных картах в качестве знаков масти использовались птицы («добродетели — Орел ; богатства — Феникс ; воздержания — Горлица ; удовольствия — Голубь »), а козыри представляли шестнадцать римских или греческих богов ( в порядке возрастания): Юпитер , Юнона , Паллада , Венера , Аполлон , Нептун , Диана , Вакх , Меркурий , Марс , Веста-Дева , Церера , Геркулес , Эол , Дафна и Амур ). [7] В двух мастях (Финики и Голуби) карты расположены в обратном порядке, как и во многих старейших карточных играх. [а] Масти не имеют никаких «прав по отношению к другим», но каждый козырь связан с мастью в чередующемся порядке убывания: Орел, Феникс, Горлица, Голубь. [7] Например, с мастью Орлов связаны Юпитер, Аполлон, Меркурий и Геркулес. Отчет Марциано да Тортона является вторым самым ранним описанием конфигурации колоды карт в Европе после отчета Джона Рейнфельдена в 1377 году о четырехмастной колоде из 52 карт. [6] [8]
Две колоды, датированные июнем 1457 года, по всей видимости, относятся к визиту в Феррару молодого миланского наследника герцогства Галеаццо Марии Сфорца в июле/августе 1457 года. [9] Каждая колода состояла из 70 карт — в современной колоде Таро их обычно 78.

Первое свидетельство о колоде из 78 карт было в стихотворении Маттео Марии Боярдо из Феррары, написанном между 1461–1494 годами. Колода была построена как современные Таро, но мотивы и знаки мастей колоды Боярдо совершенно другие. Он использовал классические фигуры для лицевых карт и козырей. Пьер Антонио Вити из Урбино ( ок. 1470–1500), брат Тимотео Вити , предоставил комментарий к стихотворению Боярдо, а также правила. Вероятно, он заказал производство этих колод, от которых сохранились две неполные упаковки. И правила, и колода, вероятно, были сознательными отклонениями от обычных колод трионфи. [10]
Порядок козырей варьировался в зависимости от региона, возможно, еще в 1440-х годах. Майкл Даммит разделил их на три категории. В Болонье и Флоренции высшим козырем является Ангел , за ним следует Мир . Эта группа распространилась главным образом на юг через Папскую область , Неаполитанское королевство и, наконец, вплоть до Сицилийского королевства , но была также известна в Савойских государствах . В Ферраре Мир был самым высоким, за ним следовали Справедливость и Ангел. Эта группа распространилась в основном на северо-восток, в Венецию и Тренто , где это было лишь мимолетным увлечением. К концу 16 века этот орден вымер. В Милане самым высоким был Мир, за ним следовал Ангел. Оно распространилось на Швейцарию и Францию во время Итальянских войн , став известным как « Марсельское Таро ». [11] [12]
Самое раннее известное появление слова «Тарошо» в качестве нового названия игры произошло в Брешии около 1502 года. [13] «Тароши» использовался в июне 1505 года в Ферраре. В декабре 1505 года упоминается, что колоды «Таро» производились в папском анклаве Авиньон во Франции. [14] Примерно в это же время слово Трионфи, кажется, меняет свой характер в контексте игральных карт; она появляется как отдельная игра ( Рабле знает игры «Тарау» и «Триумф») и, кажется, больше не связана с конкретными аллегорическими картами. Скорее всего, это связано с популярностью Трионфы , узурпировавшей старое название. Слово тарох в тот же период использовалось как синоним глупости. [15]
Выжившие колоды
[ редактировать ]
Дорогие, расписанные вручную и обычно позолоченные колоды, изготовленные на заказ для влиятельных клиентов, сохранились в большем количестве, чем колоды массового производства. Сохранилось больше карт XV и начала XVI веков, чем карт конца XVI или XVII веков.
Ручной работы
[ редактировать ]Существует около 15 колод Таро Висконти-Сфорца, созданных для правителей Милана. Лучше всего сохранились:
- Предполагается, что колода Кэри-Йеля была изготовлена к свадьбе Бьянки Марии Висконти и Франческо Сфорца в октябре 1441 года.
- Колода Пьерпон-Морган-Бергамо (предположительно изготовленная в 1452 году), возможно, относится к трионфо в Милане, август 1453 года.
- Колода Брера-Брамбилла, созданная для Франческо Сфорца.
Во Флоренции были изготовлены следующие колоды: [16] [17]
- Колода Castello Ursino, созданная для Алессандро Сфорца
- Колода де Геньера , созданная тем же художником, что и представленная выше, ошибочно приписываемая французскому Карлу VI. [18]
- Колода Ротшильд Бассано - козырь , половина колоды выживает, но остается только один
- Колода Эрколе д'Эсте в коллекции Кэри [19]
Неразрезанные листы
[ редактировать ]- Лист Кэри (около 1500 г.) вместе с шестью картами Новати (около 1600 г.), найденными в замке Сфорца , миланском предке Марсельского Таро. [20]
- Будапешт , примеры феррарских тарокки (ок. 1500 г.) , - Листы Метрополитена вымерших около 1600 г. [21]
- Ротшильд ( конец 15 - начало 16 века). - листы изящных искусств , самые ранние известные Болоньезе Тарокко карты
- Листы Розенвальда , ранние флорентийские таро (конец 15 века) до их развития в Минкиате. [22]
- Различные листы и карты « португальской масти » из Папской области и Неаполитанского королевства ; родственник Сицилийского Таро
Колоды с классическими мотивами
[ редактировать ]- Как минимум две неполные колоды, вдохновленные . стихотворением Боярдо
- с гравировкой на меди Таро Сола Буска , конец 15 века, единственная колода, в которой все 78 карт не повреждены.
- Колода Лебера , хранящаяся в Муниципальной библиотеке Руана , начало 16 века.
- Колода Чиконьяры утеряна, но несколько карт были скопированы, возможно, созданы тем же человеком, который создал колоду Лебера.
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Даммет, Майкл (1980). Игра Таро . Лондон: Дакворт. п. 87.
- ^ Пратеси, Франко (07 сентября 2012 г.). «Этюды о Джусто Джусти» . Триумфы .
- ^ Пратеси, Франко (2012). «В поисках источников Таро». Игральная карта . 41 (2): 100.
- ^ Пратеси, Франко (1989). «Итальянские карты – новые открытия». Игральная карта . 18 (1, 2): 28–32, 33–38.
- ^ Колдуэлл, Росс (8 августа 2010 г.). «Перевод письма Марчелло 1449 года» . Трионфи .
- ^ Jump up to: а б Колдуэлл, Росс Г.Р. (2004). «Трактат об обожествлении сексдецим-героя» Марциано да Тортона. Игральная карта . 33 (1, 2): 50–55, 111–126.
- ^ Jump up to: а б с Перевод трактата да Тортона Росса Колдуэлла» , собрано Trionfi.com.
- ^ Даммит (1980), с. 10.
- ↑ Оригинальный текст Галеаццо Марии Сфорца , собранный Trionfi.com.
- ^ Даммет, Майкл (1980). Игра Таро . Лондон: Дакворт. стр. 76–77, 419–423.
- ^ Даммет, Майкл (1980). Игра Таро . Лондон: Дакворт. стр. 387–417.
- ^ Даммет, Майкл ; Маклеод, Джон (2004). История игр, в которые играли с колодой Таро . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . стр. 13–16 .
- ^ Деполис, Тьерри (2008). «Между фарсой и барцеллеттой : итальянские карточные игры около 1500 года». Игральная карта . 37 (2): 89–102.
- ^ Деполис, Тьерри (2004). «Карты, обычно называемые таро» Часть 1. Игральная карта . 32 (5): 199–205.
- ^ Виталий, Андреа. «Тарочь – 1494» . Культурная ассоциация LE TAROT (на итальянском языке).
- ^ Фиорини, Кристина (2006). «Карты Таро из коллекции Ротшильдов в Лувре». Игральная карта . 35 (1): 52–63.
- ^ Колдуэлл, Росс (2007). «Джованни дель Понте и датировка карт Ротшильдов в Лувре». Игральная карта . 36 (1): 51–62.
- ^ Французская национальная библиотека . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Эсте Таро в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ ITA Sheet 3S в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Гьерде, Тор. Игральные карты итальянского Возрождения на дереве на old.no. Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Листы Розенвальда в Национальной галерее искусств . Проверено 13 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]