Игральные карты португальской масти
Игральные карты португальской масти или карты португальской масти — это почти исчезнувшая система игральных карт , сохранившаяся в нескольких городах Сицилии и Японии . Хотя они и не португальского происхождения, они были названы в честь страны, потому что Португалия была последней европейской страной, которая широко использовала их. Они очень похожи на игральные карты испанской масти в том, что в них используется латинская система кубков, мечей, монет и треф. Однако в этой системе использовались прямые мечи и шишковатые дубинки, как в испанских костюмах, но они пересекались с ними, как и в северных итальянских костюмах . В «Тузах» фигурировали драконы, а все лжецы были явно женщинами. Расположение кубков и монет также немного отличается:
- Ранг 6 имеет два горизонтальных ряда по три точки. (которые превратились в диагональные ряды, чтобы в Японии помещались на картах меньшего размера)
- Ранг 7 имеет то же расположение, что и предыдущий, с дополнительной точкой посередине.
- Ранг 8 имеет то же расположение, что и следующий, без точки посередине.
- На уровне 9 точки расположены в виде квадрата 3 на 3.
Подходить | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Английский | Мечи | Кубки | Монеты | Клубы |
---|---|---|---|---|
португальский | Мечи | Кубки | Бриллианты | Паус |
испанский | Мечи | Кубки | Золото | грубый |
История
[ редактировать ]
Считалось, что эта система возникла в Испании как модель экспорта. [1] Испанцы распространили его на Португалию , Южную Италию , Мальту , [2] Испанские Нидерланды , [3] и до Перу [4] но, вероятно, никогда не был популярен на своей родине. Вместо использования la pinta в этих колодах в качестве индексов использовались сокращения вверху, а иногда и внизу карты. Разница между португальскими и «итало-португальскими» моделями заключалась в том, что в португальских колодах отсутствовали карты 10-го ранга, как в испанских моделях, в то время как в «итало-португальских» колодах они есть.
В 1769 году Real Fábrica de Cartas de Jogar по производству карт. в Лиссабоне была открыта [5] Они внесли несколько графических изменений, например, избавились от индексов и сделали королей такими же, как их испанские коллеги. До этого сидели цари. [6] [7] [8] Когда около 1870 года внутреннее производство прекратилось, производство переместилось за границу, в основном в Бельгию и Германию, где производители внесли дальнейшие изменения. [9] [10]
Они использовались в Португалии до конца 19-го и начала 20-го веков, когда от этих карт постепенно отказались в пользу французской колоды . примерно с 1800 года [11] [12] Популярные игры, такие как Arrenegada (португальское название Ombre ), Bisca (португальское название briscola ) и Sueca , в которые играли с картами латинской масти, пришлось адаптировать к новым картам французской масти. [13] Таким образом:
- новым костюмам были присвоены старые названия - по этой причине португальские названия костюмов не соответствуют рисункам костюмов. На португальском языке червовая масть называется Copas («чашки»), пиковая масть называется Espadas («мечи»), бубновая масть называется Ouros («золотые монеты»), а трефовая масть называется Paus («трефовые монеты») . или «палочки»).
- новые лицевые карты (король, дама, валет) также должны были соответствовать старым (король, рыцарь, валет). Сопоставление с королем было очевидным, но королева считалась картой низшего двора, потому что старые португальские сота были женскими, и поэтому она соответствовала валету. Считалось, что валет — это рыцарь (кавалер). Таким образом, в традиционных португальских играх карты обычно имеют ранг король-валет-дама.

Оба упомянутых выше соглашения также практикуются на Мальте , где когда-то использовались колоды, соответствующие португальским мастям. [14] Португальцы раскрыли свои карты Бразилии [15] [16] и Ява [17] где от них тоже отказались в пользу французской колоды. [18] Португальские колоды также начали разработку каруты в Японии ( карута происходит от португальского «харта»). [19] хотя большинство колод мало похожи на своих предков. Ближайшим ныне живущим родственником португальской колоды является Сицилийское Таро , в котором есть все эти характеристики за исключением тузов. Вымершая колода Минкиате также имела некоторые общие черты.
Текущие стандартные шаблоны
[ редактировать ]Сицилийское Таро
[ редактировать ]
Тарокко Сицилиано — единственная сохранившаяся колода в португальской масти в Европе. Это колода Таро из 64 карт , используемая в Барселоне Поццо ди Готто , Торторичи и Минео . До середины 20-го века он также использовался в Калатафими-Седжесте, пока игроки не перешли на тарокко-пьемонтезе . В этой схеме короли все еще сидят. Это очищенная колода , из которой удалены все карты младше пяти, за исключением масти монет, в которой остались туз и четверка. В тузе монет отсутствует дракон, но эта карта была удалена, а затем вновь введена в эксплуатацию с целью отображения гербового сбора . Первоначально в ней было 78 карт, но популярность игры в три руки привела к сокращению колоды. У всех карточек есть индексы по центру сверху и снизу, а у козырей они есть только в правом углу. [20]
Комацуфуда
[ редактировать ]
Комацуфуда (яп. 小松札 ) — потомок Тэнсё карута , первой коренной японской колоды, названной в честь периода Тэнсё (1573–1592 гг . ). [21] Когда сёгунат Токугава запретил эти карты, производители начали маскировать свои карты абстрактными рисунками, особенно на придворных картах и тузах-драконах. В 17 веке они были известны как ёми карута , в честь популярной игры, похожей на Поч . В 18 веке они стали известны как мэкури карута , в честь популярной карточной игры о рыбалке. Комацуфуда, однако, до сих пор используется в роли Каккури, потомка ёми , живущего в Яфуне, префектура Фукуи . [22]
Унсун Карута
[ редактировать ]
Унсун карута (яп. うんすんカルタ ) — колода из 75 карт с пятью мастями 15 рангов. Тузы и драконы стали отдельными картами, а лицевым картам были добавлены новые ранги. В новом костюме Гуру использовались круговые вихри ( мицудомое ) в качестве точек . Унсун карута до сих пор используется в Хитоёси, Кумамото , для игры в хачинин-мери , игру с трюками, произошедшую от Гуритипау , родственника Омбре . [23] В отличие от Мэкури карута , эта колода сохранилась с конца 17 века без необходимости в абстрактных рисунках из-за удаленности Хитоёси. Игра и колода практически исчезли, пока несколько оставшихся игроков не начали кампанию возрождения в 1970-х годах. Город объявил эту игру нематериальным культурным наследием. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Винтл, Адам. Франсиско Флорес. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Саймон. Мальтийские «карты дракона». Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Ранний испанский/португальский шрифт. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Карты XVI века обнаружены в Перу. Архивировано 21 октября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Португальские игральные карты. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ↑ Более поздний португальский образец. Архивировано 22 марта 2016 г. в Wayback Machine Международного общества игральных карт . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Винтл, Саймон. Португальский узор. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Real Fabrica. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в Музее игральных карт World Web. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Игральные карты португальского типа, изготовленные в Бельгии, около 1878 года. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Игральные карты португальского типа, произведенные в Бельгии. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Манн, Сильвия (1990). Все карты на столе . Лейнфельден: Йонас Верлаг. стр. 58–60, 245–254.
- ^ Тьерри Деполис, «Игра в игру: Иберийские триумфы во всем мире» в The Playing-Card , vol. 38, нет. 2 октября-декабря. 2009, с. 134-137.
- ^ Маклеод, Джон . Карточные игры в Португалии. Архивировано 6 ноября 2016 г. на сайте Wayback Machine на pagat.com . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Маклеод, Джон. Карточные игры на Мальте. Архивировано 22 января 2016 г. на сайте Wayback Machine на pagat.com . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Винтл, Адам. Игральные карты португальского типа «Дракон» около 1860 года. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в World of Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Бараха Пинтада. Архивировано 14 ноября 2016 г. в Wayback Machine в Музее игральных карт World Web. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ↑ Яванский узор португальского происхождения. Архивировано 20 марта 2016 г. в Wayback Machine Международного общества игральных карт . Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Поллетт, Андреа. Португалия (в архиве) в Andy's Playing Cards. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Гьерде, Тор. Японские игральные карты западного происхождения. Архивировано 29 февраля 2016 г. в Wayback Machine на old.no. Проверено 13 ноября 2016 г.
- ^ Даммет, Майкл Энтони Эрдли; Маклеод, Джон (2004). История игр с колодой Таро: игра триумфов . Льюистон (Нью-Йорк): пресса Эдвина Меллена. стр. 367–401. ISBN 0-7734-6447-6 .
- ^ Поллет, Андреа. Теншо Карута в «Игральных картах Энди». Проверено 30 июля 2015 г.
- ^ Куромия Кимихико. (2005). «Каккури: Последняя игра Ёми в Японии». Игральная карта , Том 33-4. п. 232-235.
- ^ Деполис, Тьерри (2009). «Игра в игру: Иберийские триумфы во всем мире». Игральная карта . Том 38-2, с. 134-137.
- ^ «Унсун Карута | Путеводитель по Хитоёси Куме» (на японском языке). 12 декабря 2019 года . Проверено 2 сентября 2023 г.