Гнав

Гнав — это традиционная датская и норвежская социальная игра, в которую играют либо с помощью специальных карточек, либо с деревянными фигурками с похожими мотивами. Гнав-пакеты появились после 1820 года, и игра была популярна до ок. 1920. [1] В игре могут участвовать 20 и более игроков, но минимум двое. Сегодня в Норвегии доступна только версия с игральными картами. [2]
Gnav происходит от итальянской карточной игры 18-го века Cuccù , в которую играли сделанными на заказ колодами, которая, в свою очередь, основана на гораздо более старой французской игре под названием Mécontent , предшественнице Coucou .
История
[ редактировать ]
Истоки Гнава лежат во французской детской карточной игре Меконтент ( «Недовольный», т. е. «несчастный»), первые упоминания о которой относятся к началу 16 века. [3] [а] Эта игра мигрировала в Италию к середине 16 века, где получила название «Мальконтенто». [б] но именно в начале 18 века появились первые специальные колоды для того, что стало известно как Cuccù (Кукушка); колода, состоящая из 38 карт. [5] Как и в оригинальной игре, костюмы не имели значения, но важен был ранг. Новая колода состояла из двух одинаковых последовательностей по 19 карт в каждой, включая «Дурака». Также было известно, что в конце 18 века в Венеции в эту игру играли деревянными фигурами, возможно, чтобы избежать гербового сбора . [6]
Поскольку игра была популярна среди моряков и наемников в восемнадцатом веке, она быстро распространилась в другие части Европы, изменив свое название и породив местные вариации в количестве изображаемых карт или изображений. [7] К тому времени, когда он достиг Дании под названием Gniao (по-итальянски «мяу» ), в нем было 42 карты; самые ранние упаковки производились Якобом Хольмбладом в 1820-х или 1830-х годах. [1] Игра стала известна как Gnav, когда датские официальные лица привезли ее в Норвегию в те дни, когда две страны были объединены как Дания-Норвегия . В то время в нее играли как картами, так и человечками (игровыми фигурами, напоминающими шахматные пешки ). Последняя, вероятно, возникла при Кристиане VI (1730–1746), короле-пиетисте, во время правления которого был введен запрет на карточные игры, чтобы уменьшить страдания безрассудной азартной игры, но популярность игры среди простолюдинов означала, что она получила новую жизнь. игра с фишками, [8] изображения приклеивались к основанию, чтобы их не было видно, когда они вставали. Мужчин обычно хранили в кожаной сумке. [1] Поскольку это уже не была карточная игра, в нее разрешалось играть даже по воскресеньям и на Рождество. В результате в 19 веке она превратилась из азартной игры в детскую игру и до сих пор считается игрой рождественского сезона. [1] В Норвегии до сих пор играют как в карточную игру, так и в вариант с использованием фигур. Гнава также перевезли в Нидерланды, где он стал известен как Слабберьян . [2]
Игра впервые упоминается в Швеции в 1741 году как Камбио (по-итальянски « обмен »), также называемая Кампио, Камфио, Камфио или Камфио. В 1833 году это стало Килле (вероятно, искаженное слово « Арлекин », учитывая особые правила для этой карты в шведской версии игры), которое стало общепринятой формой игры примерно в 1850 году. [9]
В 1979 году к выставке игры был выпущен новый пакет Gnav, разработанный Астрид Пилегард Ларсен, с целью спасти игру от безвестности. [1] Gnav-пакеты до сих пор доступны в Норвегии.
Оборудование
[ редактировать ]Деревянные фигуры в фигурной версии игры напоминают пешки в шахматах : название фигуры написано на основании и, таким образом, невидимо во время игры. В карточной версии игры колода состоит из 42 карт, состоящих из двух наборов по 21 карте разного ранга, от высшего к низшему, следующим образом: [2]
Названия карт и действия в Gnav | ||
Название карты/фигуры | Датский/ норвежский | Действия в случае вызова |
---|---|---|
Кукушка | Кукушка/Кукушка [с] | Холдер говорит: «Стой, кукушка!» и раунд заканчивается |
Драгун | Драконен | Холдер говорит «Чоп!», обменник платит по счетчику |
Кот | Кошки | Холдер говорит «Мяу», обменник платит по счетчику и все свопы переворачиваются. |
Лошадь | Лошадь | Холдер говорит: «Передай лошадь!» и обменник бросает вызов следующему в очереди |
Дом | Дом | Холдер говорит: «Пройди мимо дома!» и обменник бросает вызов следующему в очереди |
I – XII или 1 – 12 | 1 – 12 | Карты обменялись |
0 | 0 | Карты обменялись |
Дурак | Дурак | Карты обменялись |
Цветочный горшок | Горшки | Карты обменялись |
Сова | Сова | Карты обменялись |
Правила
[ редактировать ]Каждый игрок наугад получает одну карту (или берет деревянную деталь из мешка) и проверяет ее ценность. Если игроку раздали дурака, он должен постучать по столу, чтобы предупредить об этом других игроков. [2] Игроки также получают равное количество жетонов . Затем игра продолжается по очереди, начиная слева от дилера . В свою очередь, игрок может либо оставить разданную карту, сказав «стой» ( «jeg står» ), либо поменять ее местами с соседом слева, сказав «сменить» ( «jeg byte» ). [2] Игра продолжается до тех пор, пока не дойдет до дилера, у которого есть выбор: оставить сданную карту себе или обменять ее на верхнюю карту колоды , а также взять еще одну карту, если вытянута Лошадь или Дом. [2] Ход дилера завершает раунд. [2]
Если игрок пытается обменять удерживаемую карту на одну из пяти старших карт в колоде (карточки с картинками, известные как матадор ), обмен предотвращается и следует следующее действие, в зависимости от матадора, которым владеет противник:
- Кукушка : ее владелец говорит: «Кукушка!» или «Стой! Кукушка!» и раунд немедленно заканчивается.
- Драгун : его владелец говорит: «Рубить!» ( «hugg av» ), и игрок, попытавшийся поменять карты, должен заплатить счетчик пулу . Затем игра продолжается с игроком слева от держателя.
- Кот : его владелец говорит «Мяу!» или шипит, как кошка, и говорит: «Поменяй обратно!» ( «kiss, bytt om» ), претендент платит жетон в пул, и игра сбрасывается, так что у каждого игрока есть карта, с которой он начал.
- Лошадь или дом : его владелец говорит: «Передай лошадь!» ( «hest vorbi» ) или «Пройди дом!» ( «hus vorbi» ), и обменивающий теперь должен поменяться местами с игроком слева от держателя (или с верхней картой колоды, если держатель одновременно является и дилером).
Когда раунд заканчивается, все игроки открывают свои карты, и тот, у кого наименьшая карта, проигрывает раунд. Если двое сравняют счет, они оба проиграют. Если самой младшей картой был «Дурак», то проигрывают и ее владелец, и игрок со следующей младшей картой. Проигравший игрок платит один жетон в пул и выбывает, если у него не осталось жетонов. Последний оставшийся игрок становится победителем. [2]
Вместо использования фишек игроки могут вести счет с помощью мела и грифельной доски. Игроки получают удары (////) на доске вместо того, чтобы платить жетоны в пул, и игрок выбывает, набрав согласованное количество ударов.
Похожие игры
[ редактировать ]Прыжок
[ редактировать ]Пакеты Hypp производились в Норвегии до 1980-х годов, а в Дании игра известна еще в 1859 году (как Hyp ). Они были такими же, как и колоды Gnav, но состояли только из одного набора из 21 отдельной карты. Один набор правил, сопровождающих карты, меняет порядок Совы и Дурака. Раньше карты были односторонними , но последние колоды от Saga Kunstforlag были двусторонними . [10]
Hypp — это азартная игра, в которой карты раздаются «кучками» (отсюда и название), и игроки делают ставки на карты внизу каждой стопки. Похоже, это связано с французской игрой Petits Paquets, игрой Bankafalet, описанной Чарльзом Коттоном в 1674 году. [11] и старинная чешская игра Громадки, известная еще в 1609 году. [10] [12]
Слабберьян
[ редактировать ]Похож на Gnav, но с другим рейтингом (от самого высокого до самого низкого): Кавалер ( Кап-аф ) > Птица ( Фогель ) > Кот ( Поэсье ) > Таверна ( Герберге ) > Числа от 12 до 1 > 0 (ноль) > Пусто ( Слепой , пустая карточка) > Горшок ( Pot ) > Маска ( Smoel ) > Дурак ( Nar ).
Парень
[ редактировать ]Колода состоит из 42 карт одной масти, состоящих из двух копий 21 отдельной карты по рангу (от самой высокой до самой низкой):
Названия карт и действия в Kille | ||
Название карты | Шведский | Действия в случае вызова |
---|---|---|
Кукушка | Ноготь | Держатель говорит: «Кукушка стоит!», раунд заканчивается, и все раскрывают свои карты. |
Гусар | Гусар | Холдер говорит «Гусар бьет!», обменник вышел из строя |
Свинья | Хусу, Грис | Холдер говорит: «Свинья кусает в ответ!», свопа нет, и все предыдущие свопы отменяются. |
Кавалер | Скумбрия | Холдер говорит: «Передайте кавалеру!» и обменник бросает вызов следующему в очереди |
Гостиница или таверна | гостиница | Холдер говорит: «Мимо таверны!» и обменник бросает вызов следующему в очереди |
1 – 12 | 1 – 12 | Карты обменялись |
Венок | Венок | Карты обменялись |
Цветочный горшок | Цветочные горшки | Карты обменялись |
Маска | Волдыри | Карты обменялись |
Арлекин | Арлекин | Зависит от ситуации |
Кукушка
[ редактировать ]Современная колода состоит из 40 карт, состоящих из двух копий 20 различных карт по рангу (от самой высокой до самой низкой):
Названия карт и действия в Cuccù | ||
Название карты | итальянский | Действия в случае вызова |
---|---|---|
Кукушка | Кукко (XV) | Холдер говорит: «Кукушка!» и никакого обмена не происходит |
Охотник (14) [д] | Бум, Туф [и] | Холдер говорит «Бах!», обмен не происходит и обменник теряет жетон. |
Лошадь (XIII) | Прыжок, Лошадь [ф] | Держатель ржет, и обменник должен попробовать поменяться местами со следующим в очереди |
Кот (XII) | Гнаф [г] | Холдер мяукает; обменник теряет счетчик. Более ранние обмены могут быть отменены |
Таверна (XI) | Таверна [час] | Холдер говорит: «Ты останешься ненадолго?» Обменник может попытаться стимулировать обмен |
Я – Х | Я – Х | Карты обменялись |
Ничего | Ничего | Карты обменялись |
Ведро [я] | Ведро | Карты обменялись |
Маска [Дж] | Маска | Карты обменялись |
Лев [к] | Леоне | Карты обменялись |
Дурак [л] | Ковер | Зависит от ситуации |
В современной Италии в игру по оригинальным правилам играют только в небольших Абруцци городках Кампли и Монторио-аль-Вомано , оба в провинции Терамо . Те же карты также используются в провинциях Брешиа и Бергамо, но с правилами, отличными от оригинала.
Игра с птицами или игра с ведьмами
[ редактировать ]В колоде 32 карты, 10 пар карточек с разными картинками и только один набор из 12 карточек с цифрами. Они ранжируются от высшего к низшему следующим образом:
Названия карт и действия в Hexenspiel или Vogelspiel | ||
Название карты | Австрийский/Баварский | Действия в случае вызова |
---|---|---|
Птица | Пфайфф | Обмен не происходит, и обменивающий теряет две из трех жизней. |
Сторожить | Верда | Обмен не происходит и обменивающий теряет жизнь |
Кот | Миау | Обмен не происходит и обменивающий теряет жизнь |
Лошадь | Горячий | Обмен не происходит и обменивающий теряет жизнь |
Таверна | Эйнкерт | Обмен не происходит и обменивающий теряет жизнь |
Я – Х | Я – Х | Карты обменялись. Примечание: в некоторых наборах вместо двух Нуллов есть XI и XII . |
Ничего | Ничего | Карты обменялись. Примечание: в некоторых наборах вместо двух Нуллов есть XI и XII . |
Тарелка | Деллер, Теллер | Карты обменялись |
Колбаски | Вурст | Карты обменялись |
Стекло | Голосование | Карты обменялись |
Дурак | Дурак | Карты обменялись |
Ведьма | Шестигранник | Карты обменялись |
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Игра также была известна как Hère , но в конечном итоге преобладало название Coucou («Кукушка»). В Куку до сих пор играют во Франции.
- ^ «Каприччио с похвалой дель Мальконтенто» Луиджи Тансильо из Неаполя. [4]
- ^ Намеренно старомодное написание Gjøken (в ( букмол ) или Gauken (в Нюнорске ).
- ^ Надпись: Вы взяли брагон .
- ^ Bum и Tuff означают «взрыв», имитируя охотничье ружье.
- ^ Надпись: Сальта лошадь , неистовая .
- ^ Надпись: Гнао .
- ^ Надпись: Остановитесь на некоторое время .
- ^ Надпись: Secchia меньше, чем ничего .
- ^ Надпись: Mascherone manco di secchia .
- ↑ Надписи нет, безудержный лев добавлен в начале 19 века .
- ^ У дурака нет фиксированного места в последовательности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Дженсен (1980), стр. 128–129.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гнав» . Пагат.com . Проверено 17 декабря 2015 г.
- ^ Депаулис (1981), стр. 23–24.
- ^ Куромия (2011), стр. 232–233.
- ^ Смит (1991c), с. 22.
- ^ Пратеси (1990), стр. 75–76.
- ^ Мюллер (2008), с. 7.
- ^ Марта Глад Мунк-Мёллер (2015). «Gnaw Games: Как все начиналось» (PDF) . Краеведческий журнал №1. 03, 2015. Национальная ассоциация краеведения (LLH), Норвежский институт краеведения (NLI) . Кафедра исторических исследований NTNU Тронхейма.
- ^ Кастнер и Фолкворд (2005), стр. 30.
- ^ Jump up to: а б Смит (1991b), с. 118.
- ^ Коттон (1674), с. 152.
- ^ Хонл (1947), с. 30.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэр, Гюнтер Г.: «Игра Зальцбургской ведьмы», в: Homo Ludens. Играющий человек II (1992), Г. Г. Бауэр (ред.). Мюнхен и Зальцбург: Кацбихлер, ISBN 3-87397-334-0 , стр. 239–282 (на немецком языке) .
- Деполис, Тьерри (1981). «Когда Кукку несчастен». Туз треф . 11 :23–24.
- Дженсен, К. Франк (1980). «Игральные карты в Дании» в Журнале Общества игральных карт , Vol. 8, № 4 (май 1980 г.), стр. 118 и далее. Описывает карты и фигуры Gnav на стр. 128–129.
- Кастнер, Хьюго Большая энциклопедия карточных игр Гумбольдта, стр. 30 Гумбольдт (2205) ISBN 3-89994-058-X (на немецком языке)
- Куромия, Кимихико (2011). «Заметка об истории Куку». Игральная карта . 39 (4): 232–233.
- Куромия, Кимихико (2015). «Игра в игру: Гнав в Германии», в The Playing-Card , Vol. 43, № 4 (апрель – июнь 2015 г.). стр. 237–238.
- Мюллер, Александра (2008). «Любопытное воссоединение итальянских коллекционеров». Игральная карта . 37 (1): 7.
- Пратеси, Франко (1990). «Итальянские карты-Новые открытия 13: Карты и люди для Куку». Игральная карта . 19 (2): 75–76.
- Смит, А.Г. (1991a). «Пакеты «Камбио» и игры, в которые с ними играют. И. Хексеншпиль и Квиттли» в The Playing-Card , Vol. XIX, № 3 (февраль 1991 г.), стр. 93 и далее.
- Смит, А.Г. (1991b). «Пакеты Камбио и игры, в которые они играют II — Хипп, Гнав и Килле». Игральная карта . XIX (4): 118–127.
- Смит, Энтони (1991c). «Пакеты «Камбио» и игры, в которые они играют: III Cuccu». Игральная карта . 20 (1): 22.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Спокойная вода — Кьель Хёглунд» . Проверено 1 июля 2005 г.
- «Карточные игры в Швеции» . Проверено 1 июля 2005 г.
- «Игры с одномастными картами» . Проверено 1 июля 2005 г.
- «Карточные игры: Группа кукушек» . Проверено 1 июля 2005 г.
- «Ремо Редер играет в настольные игры в Норвегии» . Проверено 1 июля 2005 г.
- Версия Gnav для Дамма и Эгмонта на BoardGameGeek
- Региональные сравнения на old.no