Мартен де Вос
Мартен де Вос , Мартен де Вос Старший или Мартен де Вос (1532 – 4 декабря 1603) [ 1 ] был фламандским художником . Он известен главным образом своими историческими и аллегорическими картинами и портретами. Вместе с братьями Амброзиусом Франкеном I и Франсом Франкеном I он был одним из ведущих художников-историков в Испанских Нидерландах после того, как карьера Франса Флориса резко упала во второй половине шестнадцатого века в результате иконоборческой ярости Бельденской бури .
Де Вос был плодовитым рисовальщиком и создал множество дизайнов для типографий Антверпена. Они широко распространялись в Европе и испанских колониях и способствовали его международной репутации и влиянию. [ 2 ] Его рисунки также использовались в качестве моделей для гобеленов и витражей. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Антверпене и был младшим из четырех детей Питера (Питера) де Воса и Анны де Хир. Его отец родился в Лейдене и переехал в Антверпен, куда в возрасте 17 лет был записан учеником Джерума Скуленса. Мартен и его брат, которого также зовут Питер, сначала тренировались со своим отцом. [ 3 ] Некоторые историки искусства предполагают, что он был учеником ведущего исторического художника середины XVI века Франса Флориса, но документальных подтверждений этому нет. [ 2 ]
Поскольку поездка в Италию стала для фламандских художников XVI века обрядом посвящения, де Вос отправился в Италию, где проживал между 1550 и 1558 годами. [ 1 ] Не исключено, что хотя бы часть своего путешествия на юг он совершил в компании Питера Брейгеля Старшего . Вероятно, он проживал в Риме, Флоренции и Венеции. [ 2 ] В работах Де Воса заметно сильное влияние цветов венецианцев. [ 4 ] Биограф итальянского художника 17-го века Карло Ридольфи писал, что де Вос работал в студии Тинторетто в Венеции, что объясняет это влияние. [ 2 ]
По возвращении в Антверпен в 1558 году де Вос стал членом Антверпенской гильдии Святого Луки . Не исключено, что он вернулся в Антверпен раньше, если дата 1556 года на портрете верна. [ 2 ] Он женился на Джоанне ле Бук, чья семья была родом из Валансьена во Франции. У пары было пять дочерей и три сына. В то время Франс Флорис был ведущим художником-историком Фландрии и управлял большой мастерской в Антверпене. Это затруднило поиск заказов другим художникам. [ 3 ] Де Восу посчастливилось получить в 1564 году комиссионные от богатого антверпенского купца Гиллиса Хоофтмана. [ 5 ]
В 1560-х годах во Фландрии бушевала иконоборческая ярость, называемая по-голландски Beeldenstorm (по-голландски «нападение на изображения или статуи»), которая достигла своего пика в 1566 году. украшения были уничтожены номинально кальвинистскими протестантскими толпами во имя протестантской Реформации . Франс Флорис, который в то время был ведущим фламандским художником-историком, так и не оправился от шока, увидев, что его работы уничтожены. Флорис оказался в нисходящей спирали как в личных, так и в профессиональных делах. Поскольку Флорис практически перестал рисовать после 1566 года, молодое поколение художников воспользовалось возможностью занять его важную позицию в исторической живописи в Габсбургских Нидерландах. Среди этих художников самым известным стал Мартен де Вос. [ 6 ]
В 1570 году Де Вос получил заказ на украшение небной часовни Вильгельма, герцога Брауншвейг-Люнебургского в Целле , Германия. Его репутация росла, и в 1572 году он был назначен деканом Антверпенской гильдии. [ 5 ] Де Вос первоначально обратился в лютеранскую веру, но снова обратился в католицизм после падения Антверпена и поражения протестантского дела в Габсбургских Нидерландах. Его карьера пошла вверх, когда он получил важные поручения от братств и гильдий Антверпена. Де Вос выполнил монументальные алтари в Антверпенском соборе и других церквях Антверпена. [ 5 ] Де Вос был дьяконом Антверпенской гильдии Святого Луки в 1572–1573 годах. [ 7 ]
Репутация его была такова, что в 1589 году де Вос вместе с Амброзиусом Франкеном I был назначен магистратом Гента для оценки картины «Страшный суд» Рафаэля Кокси . Рафаэль Кокси был вовлечен в спор с мировым судьей Гента, заказавшим картину. Кокси считал, что предложенная ему сумма слишком мала для его шедевра. [ 8 ] Мартен де Вос и Амброзиус Франкен также были выбраны главными дизайнерами украшений к радостному въезду в Антверпен в 1594 году новоназначенного губернатора Южных Нидерландов эрцгерцога Австрийского Эрнеста . [ 9 ] Де Вос был также одним из основателей Гильдии католиков Антверпена , которая была основана в 1572 году в соборе Богоматери . Гильдия объединила художников, ценителей и гуманистов, побывавших в Риме и ценивших гуманистическую культуру. Разнообразие членов предоставило художникам хорошую возможность пообщаться с потенциальными покровителями. [ 10 ] Чтобы удовлетворить высокий спрос на его работы, в том числе со стороны иностранных покровителей, де Вос разработал оптимизированную практику мастерских. [ 7 ]
В период с 1564 по 1599 год у Мартена де Воса было 11 учеников: Балтен Флирден (1564 г.), Венцель Кёбергер (1573 г.), Ганс Снайерс (1575 г.), Мертен Боли (1577 г.), Йекес Кирель (1577 г.), Ян Адриансен Кноттаерт (1584 г.), Петер Гутстен. (1588 г.), Ганс Кноттарт (1594 г.), Ганс ван Альтен (1595 г.), Ганс де ла Торте (1595 г.) и Авраам ван Ливендейл (1599 г.). Два его сына Даниэль де Вос (1568–1605) и Мартен де Вос Младший стали художниками, но их работы почти не известны. [ 2 ]
Он умер в Антверпене 4 декабря 1603 года и был похоронен 7 декабря в соборе. [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Мартен де Вос был в основном художником религиозных сцен и, в меньшей степени, мифологических и аллегорических тем. Он также был опытным художником-портретистом. [ 5 ] В 1580-х годах он создал несколько дизайнов гравюр и книжных иллюстраций. [ 2 ] Начиная с маньеризма, его стиль стал четким и описательным, что вполне соответствовало идеям Контрреформации. [ 5 ]
Его брат Питер де Вос также был художником, и некоторые работы, ранее приписывавшиеся Мартену де Восу, предположительно были повторно приписаны этому брату или так называемому псевдо-де Восу. Так называемый Альбом для рисования Мартена де Воса (ок. 1560; Рейксмузеум , Амстердам), содержащий копии более ранних рисунков классических произведений искусства, теперь приписывается кругу Франса Флориса. [ 2 ]
Картины
[ редактировать ]После иконоборческих грабежей Бельденской бури, которая достигла кульминации в 1566 году и привела к уничтожению значительной части произведений искусства в церквях Фландрии, де Вос стал одним из художников, которым было поручено отремонтировать разграбленные церкви новыми алтарными образами. Многие из них, такие как «Св. Лука, рисующий Богородицу» (1602 г.), написаны для алтаря Гильдии Св. Луки в соборе Богоматери в Антверпене (ныне в Королевском музее изящных искусств Антверпена ), чтобы заменить один на тот же сюжет, написанный Квинтеном Метсисом и уничтоженный более 20 лет назад, и « Брак в Кане» виноторговцев (1597 г.), написанный для гильдии , были заказаны ведущими организациями Антверпена. [ 2 ] [ 11 ]
Мартен де Вос был не художником-новатором, а скорее эклектичной фигурой, щедро заимствовавшей у итальянских мастеров. Его работы в разной степени были обязаны одному или нескольким итальянским художникам Веронезе, Тинторетто и Микеланджело, а также фламандским художникам, таким как Мастер блудного сына Питер Аэрсен, и фламандским художникам, находящимся под влиянием итальянского искусства, называемым католиками, такими как в роли Ламберта Ломбард , Франса Флориса и Мишеля Кокси. [ 2 ]
Его стиль был очень узнаваем, а его иконография и тематика находились в явно контрреформационном ключе. [ 7 ] Хотя в его стиле не было особой эволюции, его поздние алтари напоминают работы более ранних нидерландских мастеров, таких как Маартен ван Хемскерк и, в случае с « Св. Лукой, рисующим Богородицу» , Квинтен Метсис . В этот поздний период его палитра стала более мягкой и тональной. [ 2 ]
Принты и рисунки
[ редактировать ]Де Вос был очень плодовитым «изобретателем», и его большие достижения были популяризированы и широко распространены посредством гравюр, сделанных Рафаэлем Саделером , братьями Виерикс и другими. [ 7 ]
Де Вос также занимался дизайном для антверпенского издательства Plantin Press . В их число входили проекты Breviarium Romanum и Missale Romanum . [ 7 ] Он также разработал иллюстрации для «Триумфа мучеников», серии из 13 гравюр, изображающих мучеников Ветхого Завета. [ 12 ] Другие публикации, над которыми он работал, включали серии о пяти чувствах, семи смертных грехах, христианских добродетелях, 12 месяцах, четырех временах года и семи чудесах света. [ 13 ] Де Вос предоставил 78 рисунков для иллюстрированного библейского тезауруса veteris et novi testamenti, опубликованного в 1585 году Жераром де Жодом. Экспорт этой иллюстрированной Библии де Жода, а также ее публикация в Амстердаме в исправленном издании способствовали популярности иллюстраций де Воса по всей Европе. [ 2 ]
Его рисунки были гравированы ведущими граверами Антверпена и опубликованы в местной прессе, включая Питера Балтена , Франса ван Бойсека, Волкена Дирикса , Адриана Колларта , Филиппа Галле , Виллема ван Хехта , Эдуарда ван Хёсвинкеля, Жерара де Йода , Ганса ван Люка и Йоханнеса Баптиста. Вринтс. По эскизам де Воса было создано около 1600 гравюр. Они широко распространялись в Европе и колониях и способствовали его международной репутации и влиянию. [ 2 ] Гравюра, представляющая библейскую историю о Христе, спящем во время шторма , выгравированная Адрианом Коллартом по рисунку де Воса, вероятно, послужила вдохновением для трактовки Рембрандтом того же сюжета в «Буре на Галилейском море» . Отпечаток представлял собой пластину 8 в 12-частной книге «Vita, passio et Resvrrectio Iesv Christ» , опубликованной Яном и Рафаэлем Саделерами в Антверпене в 1583 году. Картина Рембрандта в своей композиции соответствует портретному формату, а также изображает лодку в наклоненном вперед положении. Как и в гравюре, большую часть пространства творчества Рембрандта занимает главный мотив — ученики на лодке, борющиеся со стихией. Голландский художник Симон де Влигер также был вдохновлен гравюрой для обработки той же темы (1637, Художественное собрание Геттингенского университета). Де Влигер изображает лодку наклоненной вперед, но дистанцируется от гравюры, интегрируя историю в морской пейзаж, а не сосредотачиваясь исключительно на действиях на лодке. [ 14 ]
Рисунки Де Воса известны своим живым и в целом позитивным характером. На заднем плане часто появляются романтические итальянские пейзажи. Его очевидное мастерство привело к определенной степени рутинной формулировки. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мартен де Вос в Нидерландском институте истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кристиан Шукман. «Фокс, Мартен де». Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 10 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Франс Йозеф Петер Ван ден Бранден, История антверпенской школы живописи , Антверпен, 1883, стр. 216–258 (на голландском языке)
- ^ Кристин Лозе Белкин. Рубенс . Phaidon Press , 1998 (стр. 22–24). ISBN 0-7148-3412-2
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин де Вос, Возвращение из полета в Египет в картинах мастера Йонкхира
- ^ Эдвард Х. Вук, Аллегория Троицы Франса Флориса (1562 г.) и пределы терпимости , История искусства, 10/2014; 38(1), стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с д и Дж. Колдевей, А. Гермесдорф, П. Хувенн, «Живопись Нидерландов: средние века и шестнадцатый век», Amsterdam University Press, 2006, стр. 262–263 (на голландском языке)
- ^ Нина Д'Хезелеер, Рафаэль ван Кокси (1540–1616): монографический подход, сосредоточенный на его сцене «Страшного суда» в Генте. (Диссертация по курсу «Искусствоведение», Гентский университет), научный руководитель: проф. Доктор Максимилиан Март, с. 46–52 (на голландском языке)
- ^ Энн Дильс, От комиссии к аукциону, Художественные торги после радостного въезда эрцгерцога Австрийского Эрнеста в Антверпен в 1594 году в: Семнадцатый век. Том 19. Уитгеверий Верлорен, Хилверсум, 2003 г., стр. 25–54 (на голландском языке)
- ^ Берт Тиммерманс. Модели патронажа в Антверпене семнадцатого века: элита как действующее лицо в мире искусства , Издательство Амстердамского университета, Антверпен, 2008, стр. 243–245
- ^ Святой Лука рисует Мадонну в Королевском музее изящных искусств Антверпена.
- ^ Триумф мученика. По Мартену де Восу (Антверпен 1532 г. - Антверпен 1603 г.). Пассе, Криспейн де, старейшина AbeBooks.de
- ^ Гравюры Мартена де Воса в Британском музее.
- ^ Г. Унверфхте, Христос и ученики в морской буре из коллекций Геттингенского университета имени Георга-Августа (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мартеном де Восом , на Викискладе?