Теория ролевого соответствия
Теория ролевого соответствия предполагает, что группа будет оцениваться положительно, если ее характеристики будут признаны соответствующими типичным социальным ролям этой группы (Eagly & Diekman, 2005). [ 1 ] И наоборот, гипотеза соответствия стереотипу предполагает, что члены группы будут испытывать дискриминацию в разных социальных ролях или позициях до такой степени, что их группа стереотипно не обладает характеристиками, связанными с успехом на этой позиции. Например, женщин нельзя считать подходящими для руководящей должности, если агрессивность рассматривается как характеристика успешного менеджера. Из-за соответствия стереотипам мужчины могут считаться более квалифицированными для этой должности и не только с большей вероятностью будут приняты на работу, но и с большей вероятностью получат продвижение по службе. [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Теория ролевого соответствия была придумана Игли и Карау (2002). [ 3 ] Предубеждение в отношении женщин-лидеров возникает потому, что существуют несоответствия между характеристиками, связанными с женским гендерным стереотипом , и характеристиками, связанными с типичным лидерством.
Подразумеваемое
[ редактировать ]Женщины на руководящих должностях
[ редактировать ]Одной из двух основных причин предрассудков, мешающих женщинам достичь высоких статусных должностей или успеха, является восприятие женщин, занимающих руководящие должности. В статье о предубеждениях в отношении женщин-лидеров Игли и Карау (2002) [ 3 ] обнаружили, что женщины-лидеры воспринимаются менее позитивно по сравнению с лидерами-мужчинами. Игли и Карау (2002) [ 3 ] также показало, что женщинам труднее достигать высоких статусных должностей на рабочем месте и сохранять эти позиции посредством достижений и успеха. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что предрассудки в отношении женщин, занимающих руководящие должности, чаще возникают в ситуациях, когда большие несоответствия между женскими гендерными ролями присутствуют и лидерскими ролями.
Игли (1987) [ 4 ] предполагают, что женщины из-за их социально приемлемых ролей чаще воспринимаются на более низких статусных позициях, чем их коллеги-мужчины. Эти общепринятые гендерные стереотипы позволяют лучше прогнозировать половые различия между мужчинами и женщинами в социальном поведении .
Результаты, соответствующие этой теории, можно увидеть в доказательствах, представленных Игли и Карау (1991): [ 5 ] которые обнаружили, что мужчины чаще выступают в роли лидеров, чем женщины. Хотя женщины действительно продвигаются на руководящих должностях в обществе, лидерские позиции, связанные со специализацией или поведением, связанным с групповой целью, чаще приписываются мужчинам.
Риттер и Йодер (2004) [ 6 ] предоставить дополнительные доказательства гендерных ролевых различий на руководящих должностях между мужчинами и женщинами. Женщин и мужчин, в зависимости от уровня их доминирования , распределяли по группам, состоящим из (мужчина, мужчина), (женщина, мужчина) или (женщина, женщина), а затем случайным образом распределяли задания. Участники с более высоким рейтингом доминирования оказались лидерами во всех группах, кроме пар (женщина-мужчина). Когда порученные задачи носили мужской или гендерно-нейтральный характер, мужчины чаще выступали в роли лидеров, чем женщины. Эти результаты показывают, что даже когда женщины обладают доминирующими характеристиками, маскулинизация задач, а также гендерные стереотипы препятствуют выходу женщин на руководящие должности.
Женщины и рабочее место
[ редактировать ]Гипотеза соответствия стереотипа была разработана Хейлманом. [ 7 ] с целью оценить текущую роль женщин на руководящих должностях на рабочем месте. [ 2 ] Со времени первоначального исследования Хейлмана было проведено множество исследований, чтобы определить, как на женщин влияют должности, которые считаются более мужскими. Например, Лайнесс и Хейлман (2006). [ 8 ] использовали архивные организационные данные транснациональной финансовой компании, чтобы изучить влияние соответствия стереотипам на оценку производительности и продвижение по службе. Их исследование показало, что женщины-менеджеры высшего звена оцениваются более негативно, чем мужчины, занимающие аналогичные или более низкие должности, и женщины, занимающие более низкие руководящие должности. Авторы также обнаружили, что среди получивших повышение женщины получили более благоприятные оценки, чем их коллеги-мужчины, что предполагает более строгий порог продвижения по службе для женщин (см. меняющиеся стандарты). В аналогичном исследовании Игли и Карау (2002) [ 9 ] из-за стереотипов о мужчинах-менеджерах женщины считаются менее подходящими для управленческих ролей и, как следствие, когда они достигают этих должностей, к ним относятся менее благосклонно при выполнении тех же управленческих обязанностей.
Однако стигматизация женщин на рабочем месте не высечена в камне. Согласно исследованию Хейлмана (2001), женщины добились значительного прогресса в достижении управленческих должностей, но на пути к организационному равенству все еще существуют препятствия; даже если существует какая-либо неуверенность в их навыках, женщины по-прежнему будут считаться некомпетентными или социально отвергнутыми.
Женщины на преподавательских должностях
[ редактировать ]Исследования теории соответствия ролей также показывают, что женщинам на преподавательских должностях трудно соответствовать ожиданиям роли, в которой доминируют мужчины (Whitley & Kite, 2010). [ 10 ] Каплан (1994) утверждает, что характеристики, связанные с женским стереотипом (т.е. «забота», «теплота» и «поддержка»), не соответствуют ожиданиям преподавателей, которые носят мужской характер (т.е. «директивные», «напористые» «знающий»). Таким образом, женщина-преподаватель нарушает общественные ожидания как в отношении категории женщин, так и в отношении лидера. Это нарушение приводит как к разным ожиданиям мужчин и женщин, так и к более негативным оценкам женщин на таких должностях. В соответствии с теорией соответствия ролей, Винокур, Шон и Сироватка (1989). [ 11 ] обнаружило, что рейтинги профессоров- мужчин не зависели от стиля их лекций. Однако студентки более благосклонно относились к профессорам-женщинам со стилем лекций, основанным на обсуждениях, а студенты-мужчины предпочитали только профессоров-женщин, которые сосредоточивались на предоставлении информации. Далее, Стэтхэм, Ричардсон и Кук (1991) [ 12 ] отметил, что студенты делегировали больше негативных оценок профессорам-женщинам с более низким по структуре стилем преподавания , чем мужчинам, независимо от их стиля преподавания. Точно так же Кирстад, Д'Агостино и Дилл (1988). [ 13 ] сообщили, что только женщины-преподаватели, которые общались со студентами, получили положительные оценки; на мужские рейтинги этот фактор не повлиял.
Женщины в политике
[ редактировать ]Дальнейшие исследования по этой теме показали, что степень женственности , которой обладает женщина, может иметь большое влияние на то, как воспринимается женщина, обладающая политической властью. Жерве и Хиллард (2011) [ 14 ] Чтобы доказать свою точку зрения, приведите примеры Хиллари Клинтон и Сары Пэйлин. Жерве и Хиллард предполагают, что Клинтон и Пэйлин могут быть восприняты зрителями негативно, потому что они женщины, занимающие руководящие должности и руководящие должности в правительстве, что нарушает стереотипную гендерную норму , согласно которой женщины не могут быть лидерами. Из-за этого противоречивого представления к ним будут относиться менее благосклонно. Затем Жерве и Хиллард утверждают, что и Клинтон, и Пэйлин «нарушают гендерные нормы» по-разному, что, возможно, приводит к разным оценкам их теплоты и компетентности. Хиллари Клинтон позиционирует себя более мужественно, и это рассматривается как соответствующее лидерской роли, а не женскому архетипу . Женщины такого типа, нарушающие женские гендерные роли, обычно считаются компетентными, но резкими. Сара Пэйлин, с другой стороны, демонстрирует очень женственную позицию, которая соответствует ее гендерной роли, но не лидерской роли. Женщину в этом положении обычно считают теплой, но некомпетентной. Учитывая последствия этого открытия, Жерве и Хиллард предположили, что Клинтон будет оценена как более компетентная, но менее теплая, а Пэйлин будет оценена как менее компетентная, но более теплая.
Жерве и Хиллард также рассмотрели влияние доброжелательного и враждебного сексизма и то, как они повлияли на восприятие Клинтон и Пэйлин гендерных норм. Доброжелательный сексизм — это своего рода рыцарское отношение, при котором мужчины считают, что женщины нуждаются в спасении и о них нужно заботиться, потому что они не могут сделать это сами. Этот тип сексизма был положительно связан с вероятностью голосования за Сару Пэйлин из-за заметного женственного характера ее внешности и отрицательно связан с Хиллари Клинтон из-за более мужественного характера ее внешности. Враждебный сексизм определяется просто как негативное отношение к женщинам. И Пэйлин, и Клинтон были негативно оценены враждебно настроенными сексистами, но они все равно с большей вероятностью проголосовали за Пэйлин, чем за Клинтон, потому что Пэйлин стереотипно более женственна, и это лучше соответствует ее ожидаемым гендерным нормам. В целом доброжелательные сексисты будут хвалить Пэйлин за ее женственность, а враждебно настроенные сексисты будут наказывать Клинтон за ее неприятие женских гендерных норм.
Гендерная двойная связь
[ редактировать ]возникает Двойная связка , когда человек сталкивается с двумя или более противоречивыми требованиями, при которых успешный ответ на одно требование означает неудачный ответ на другое. Двойная связь с гендерной спецификой возникает из-за социальных ожиданий относительно различных ролей, например, когда черты, положительно связанные с лидерством, конфликтуют с чертами, стереотипно связанными с женственностью. Женщины, занимающие руководящие должности, сталкиваются с ситуацией двойного связывания в результате предубеждений, выявленных теорией соответствия ролей, которая ставит женщин в ловушку удовлетворения требований как лидерства, так и того, чтобы быть женщиной. В рамках гендерной двойной связи женщин жестко осуждают или считают, что они не подходят для руководящих должностей. Два предубеждения, описательное и предписывающее, возникают в результате этой воспринимаемой дихотомии между лидерством и женственностью. Описательная предвзятость возникает, когда стереотипно воспринимают женщин-лидеров как имеющих меньший лидерский потенциал просто из-за их пола, тогда как предписывающая предвзятость возникает потому, что лидерство обычно рассматривается как мужское желание, в результате чего женщины-лидеры обычно оцениваются менее благосклонно, потому что их считают нарушающими традиционно мужское желание. . [ 15 ] Проще говоря, описательная предвзятость – это мнение: «женщины послушны», а предписывающая предвзятость – «женщины должны быть послушными». [ 16 ] Оба предубеждения ставят женщин-лидеров в эту двойную ловушку, поскольку они неспособны выражать агентское поведение и эмоции без негативных последствий.
Элементы гендерной двойной связи
[ редактировать ]Женщины, занимающие руководящие должности, сталкиваются с конкретными дилеммами в результате гендерной двойной связи, такими как поляризованное восприятие, более высокие стандарты компетентности, чем у их коллег-мужчин, а также конфликт по поводу того, что их считают компетентными или любимыми.
Поляризованное восприятие
[ редактировать ]Женщины-лидеры часто подвержены крайним, поляризованным представлениям, основанным на несоответствии между чертами, стереотипно ассоциирующимися с женщинами, и чертами, положительно связанными с лидерством. Исследование Catalyst, опубликованное в 2007 году, показало, что, когда женщины действуют в соответствии с гендерными стереотипами, например, ориентированы на отношения, они рассматриваются как менее компетентные лидеры. Когда они действуют способами, несовместимыми с гендерными стереотипами, например, действуют амбициозно или властно, их считают жесткими и неженственными. Независимо от стиля руководства, женщины-лидеры сталкиваются с негативными суждениями. [ 17 ] Эти негативные суждения могут также повлиять на общие предпочтения сотрудников в отношении менеджеров на рабочем месте. Эльсессер и Левер обнаружили, что участники исследования, которые предпочитали женщин-менеджеров (13%), отмечали такие положительные качества, как сострадание, теплота и навыки межличностного общения. Однако участники, предпочитавшие менеджеров-мужчин (33%), объяснили свое предпочтение отрицательными чертами менеджеров-женщин, заявив, что менеджеры-женщины, как правило, слишком «эмоциональны», «капризны» или «драматичны» по сравнению с менеджерами-мужчинами. Эти характеристики, сформированные на основе стереотипных гендерных черт, а не заслуг, являются примером того, как описательная предвзятость приводит к тому, что сотрудники неправильно недооценивают лидерские способности женщин-лидеров. [ 18 ]
Высокий порог компетентности
[ редактировать ]К женщинам предъявляются более высокие стандарты лидерской компетентности, чем к их коллегам-мужчинам. Основываясь на данных респондентов, Catalyst обнаружил, что женщинам приходится работать больше, чем мужчинам, чтобы доказать свою компетентность и способности в качестве лидеров, вкладывая больше времени и энергии и отслеживая стереотипные ожидания, с которыми они сталкиваются как женщины. Однако эта тяжелая работа имела потенциальный негативный побочный эффект: женщины-лидеры были оценены неблагоприятно как «слишком старающиеся». [ 17 ]
Компетентность против привлекательности
[ редактировать ]Женщинам-руководителям часто приходится выбирать между тем, чтобы их считали компетентными лидерами, или тем, чтобы их любили коллеги и последователи. Женщины, применяющие «мужской» стиль руководства, часто считаются компетентными, но получают более негативные оценки своих навыков межличностного общения по сравнению с женщинами, применяющими «женский» стиль руководства. В отчете Catalyst было обнаружено, что, когда женщины вели себя так, как традиционно ценят лидеры-мужчины, например, действовали настойчиво, их считали обладающими менее эффективными социальными навыками и менее представительными. [ 17 ] Когда женщины самоутверждаются, они рискуют прослыть «компетентными, но холодными». [ 19 ] Те, кто решает подтвердить свою компетентность посредством выражения свободы воли, должны делать это ценой того, что их будут воспринимать как группоориентированных. Женщины-лидеры, которые делают это, нарушают гендерные стереотипы, поэтому выяснилось, что женщины, участвовавшие в исследовании, обладают менее эффективными социальными навыками. [ 20 ] Двойная связь между компетентностью и популярностью в конечном итоге приводит к негативной реакции на женщин-лидеров, поскольку их негативно воспринимают, если они слишком далеко отклоняются от мужских стилей руководства или женских практик.
Раса и рабочее место
[ редактировать ]Однако гипотеза соответствия стереотипам не ограничивается только полом. Исследователи также изучили влияние расовых и этнических характеристик на получение работы и назначение на руководящие должности. Например, в исследовании, проведенном Розеттой, Филлипсом и Леонарделли (2008), [ 21 ] участникам было предложено прочитать статью о вымышленном бизнес-проекте с участием либо неоднозначного в расовом отношении «лидера» проекта, либо «сотрудника», работающего над проектом. Считалось, что лидеры чаще белые, чем нелидеры, что позволяет предположить наличие соответствия между стереотипом белого человека и прототипом лидерства. Это говорит о том, что соответствие стереотипам также применимо при использовании расовой или этнической принадлежности в качестве ориентира при трудоустройстве.
Дополнительный эффект гипотезы соответствия стереотипам включает в себя вознаграждение одних групп по сравнению с другими. Исследования, проведенные Стилом и Амбади (2004 г.) [ 22 ] показывают, что, когда азиатские женщины рассматривались для трудоустройства в качестве компьютерного техника, если азиатская идентичность участницы была важнее их идентичности как женщины, они с большей вероятностью получали лучшие рекомендации и начальную зарплату. [ 2 ]
Смягчающие факторы
[ редактировать ]Исследование показало, что выполнение мужчинами и женщинами одной и той же роли устраняет гендерные стереотипные суждения о большей свободе действий и меньшем общении у мужчин, чем у женщин. [ 23 ] Другое исследование показало, что проявление гордости модулирует гендерные различия в восприятии. То есть женщины, демонстрирующие гордость, воспринимаются как обладающие такими же атрибутами и компетенциями, связанными с деятельностью, а также такими же атрибутами и компетенциями, связанными с сообществом, что и мужчины. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Гендерная дискриминация
- Гендерное равенство
- Сексизм
- Гендерная роль
- Стеклянная скала
- Социология гендера
- Изменение модели стандартов
- Эффект «Женщины прекрасны»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Игли, А.Х., и Дикман, AB (2005). В чем проблема? Предубеждение как установка в контексте. В Дж. Довидио , П. Глике и Л. Рудмане (ред.), О природе предрассудков: пятьдесят лет после Олпорта (стр. 19–35). Госпонс, издательство Blackwell Publishing.
- ^ Jump up to: а б с Уитли, Б.Е. и Кайт, Мэн (2010). Психология предрассудков и дискриминации . Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт, 2006, стр. 394, 397, ISBN 978-0-534-64271-6 .
- ^ Jump up to: а б с Игли. А.Х. и Карау, С.Дж. (2002)Теория ролевого соответствия предубеждений в отношении женщин-лидеров. Психологическое обозрение, 109, 573–598.
- ^ Игли, АХ (1987). Половые различия в социальном поведении: социально-ролевая интерпретация. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- ^ Игли, А.Х., и Карау, С.Дж. (1991) Гендер и появление лидеров: метаанализ. Журнал личности и социальной психологии , 60, 685–710.
- ^ Риттер, Б.А., и Йодер, Дж.Д. (2004). Гендерные различия в появлении лидеров сохраняются даже среди доминирующих женщин: обновленное подтверждение теории ролевого соответствия. Психология женщин Ежеквартально, 28, 187–193.
- ^ Хейлман, М. (2001). «Описание и рецепт: как гендерные стереотипы мешают женщинам подниматься по организационной лестнице». Журнал социальных проблем, гендера, иерархии и лидерства 57 (4): 657-674. дои : 10.1111/0022-4537.00234
- ^ Лайнесс К.С. и Хейлман, МЭ (2006). «Когда соответствие имеет основополагающее значение: оценка эффективности и продвижение по службе менеджеров-женщин и мужчин высшего звена». Журнал прикладной психологии , 91 (4): 777-785. два : 10.1016/S0021-9010(06)61892-X
- ^ Игли, А.Х., и Карау, С.Дж. (2002). «Теория ролевого соответствия предубеждений в отношении женщин-лидеров». Психологический обзор 109 (3): 573-598. два : 10.1037/0033-295X.109.3.573
- ^ Уитли, Британская Колумбия; Кайт, Мэн (2010), Психология предрассудков и дискриминации, Белмонт, Калифорния: Уитли, Б.Э.; Кайт, Мэн (2010), Психология предрассудков и дискриминации, Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.
- ^ Винокур, С. Шоен, Л.Г. и Сироватка А.Х. (1989). Восприятие ученых-мужчин и женщин в контексте преподавания. Исследования в области высшего образования, 30, 317–329.
- ^ Игли, А.Х., и Карау, С.Дж. (1991) Гендер и появление лидеров: метаанализ. Журнал личности и социальной психологии, 60, 685–710.
- ^ Кирстед Д., Д'Агостино П. и Дилл Х. (1988). Полоролевые стереотипы профессоров колледжей: предвзятость в оценках преподавателей студентами. Журнал педагогической психологии, 80, 324–344.
- ^ Жерве, С., Хиллард, А. (2011) Взгляд соответствия ролей на предубеждения по отношению к Хиллари Клинтон и Саре Пэйлин . Анализ социальных проблем и государственной политики. 11. 221-240.
- ^ Эльсессер, К., Левер, Дж. (2011). Сохраняется ли гендерная предвзятость в отношении женщин-лидеров? Количественные и качественные данные крупномасштабного исследования. Человеческие отношения, 64 (12), 1555 г.
- ^ Файн, К. (2010) Заблуждения о гендере, Нью-Йорк: WW Norton & Company. (58).
- ^ Jump up to: а б с Катализатор. (2007). Двойная дилемма для женщин-лидеров: будь проклят, если сделаешь это, и обречен, если не сделаешь. Корпорация IBM. http://catalyst.org/knowledge/double-bind-dilemma-women-leadership-damned-if-you-do-doomed-if-you-dont-0 .
- ^ Эльсессер, К., Левер, Дж. (2011). Сохраняется ли гендерная предвзятость в отношении женщин-лидеров? Количественные и качественные данные крупномасштабного исследования. Человеческие отношения, 64 (12), 1569.
- ^ Файн, К. (2010) Заблуждения о гендере, Нью-Йорк: WW Norton & Company. (56)
- ^ Рудман, Лос-Анджелес, и Глик, П. (2001). Предписывающие гендерные стереотипы и негативная реакция на агентных женщин. Журнал социальных проблем, 57, 743–762.
- ^ Розетта, А.С., Филлипс, К.В., и Леонарделли, Г.Дж. (2008). «Белый стандарт: расовая предвзятость в классификации лидеров». Журнал прикладной психологии 93 (4): 777-758. дои : 10.1037/0021-9010.93.4.758
- ^ Стил Дж. и Амбади Н. (январь 2004 г.). «Непреднамеренная дискриминация и преференциальный режим посредством активации категории на имитационном собеседовании». Доклад, представленный на заседании Общества личностной и социальной психологии, Остин, Техас.
- ^ Босак Дж., Щесны С., Игли А.Х. (2012). «Влияние социальных ролей на суждения о чертах характера: критический пересмотр». Бюллетень личности и социальной психологии . 38 (4): 429–40. дои : 10.1177/0146167211427308 . ПМИД 22201645 . S2CID 41961258 .
- ^ Брози П., Сперле М., Велпе И.М., Хейльман М.Е. (2016). «Выражение гордости: влияние на воспринимаемую свободу действий, общину и гендерное неравенство, основанное на стереотипах». Журнал прикладной психологии . 101 (9): 1319–28. дои : 10.1037/apl0000122 . ПМИД 27281186 .