Привет с Иерусалимского проспекта

Привет с Иерусалимского проспекта ( польский : Pozdrowienia z Alej Jerozolimskich ) — это произведение искусства, созданное специально для этого места, в виде искусственной финиковой пальмы в натуральную величину . Он был спроектирован польской художницей Иоанной Райковской и расположен на кольцевой развязке Шарля де Голля ( Rondo gen. Charles'a de Gaulle'a ), где Аллея Ерозолимские пересекается с Новый Свят улицей в польской столице Варшаве . Он был установлен 12 декабря 2002 года.
Работа была задумана Райковской, чтобы привлечь внимание к «отсутствию еврейской общины в Польше», подчеркнув и бросив вызов «невидимости названия улицы». [ 1 ] Таким образом, проект был задуман как социальный эксперимент. [ 2 ] антипамятник, который метафорически возвращает «исчезнувших евреев обратно в ландшафт современной Польши». [ 3 ]
«Привет с Иерусалимского проспекта» стал одним из самых знаковых арт-проектов, реализованных в общественном пространстве Польши после 1989 года, и его значение постоянно развивалось и расширялось. С момента своего создания площадка под пальмой стала популярным местом для политических и общественных активистов, в том числе женщин, медсестер, ЛГБТК+-сообществ, экологических активистов, протестующих против войны в Украине и других групп.
Вдохновение
[ редактировать ]Пальма была вдохновлена Джоанны Райковской и ее коллеги-художника Артура Жмиевского визитом в Израиль в 2001 году во время Второй интифады . Во время своего пребывания в Иерусалиме они стали свидетелями отдаленных взрывов, шум израильских вертолетов над Вифлеемом и Райковской спровоцировал инцидент в ортодоксальном районе Меа-Шарим, когда она легла на тротуар и встала только тогда, когда ее собирался сбить гранатомет. разъяренный еврей-хасид . [ 4 ] Эти переживания оставили Райковскую с «вездесущим чувством страха и бессилия». [ 5 ] и «глубокое чувство непонимания». [ 4 ]
По возвращении в Варшаву Райковская исследовала историю Иерусалимского проспекта в Варшаве и обнаружила, что улица была названа в честь еврейского поселения XVIII века, просуществовавшего два года, прежде чем оно было демонтировано группой купцов и ремесленников, завидовавших его процветанию. экономическое процветание. [ 6 ] Поселение называлось Новым Иерусалимом и было основано на нынешней площади Завиши (площадь Завиши), тогда на окраине Варшавы. [ 7 ] На Райковскую также повлияла открытка, найденная Жмиевским в Старом городе Йерушалаима , на которой был изображен голый холм, одинокая пальма и слова «Привет из Хеврона». Для нее открытка выглядела так, как будто ее напечатали в Польше в 1980-х годах. [ 8 ]
Эти связи, а также продолжающаяся израильская агрессия в оккупированной Палестине, подчеркнули для Райковской исторические и эмоциональные связи между Иерусалимом и Варшавой. Они также вызвали чувство глубокой тревоги, связанной с семейной историей Райковской, в том числе побегом ее отца и бабушки из поезда, направлявшегося в Освенцим . Вернувшись в Варшаву, Райковская начала ощущать острую пустоту, оставленную Холокостом, и испытала «короткое замыкание, [как будто] кадры из Варшавы и Иерусалима перекрывались». [ 8 ] Таким образом, «Привет с Иерусалимского проспекта» возник как в результате поездки в Израиль, так и в результате траура Райковской по поводу геноцида, произошедшего в ее стране. Таким образом, проект представляет собой комментарий к польско-еврейской истории и выражение трансгенерационной травмы , которая трагически связывает Польшу и Израиль. До Второй мировой войны 30% населения Варшавы составляли евреи (около 370 000 человек). [ 9 ] по сравнению с нынешней расчетной численностью населения в 0,125% (менее 2000 человек). [ 10 ]
Первоначальная концепция проекта возникла, когда после возвращения в Варшаву Жмиевский и Райковская писали текст о ситуации в Израиле, и ни один вывод не казался очевидным. Пытаясь выразить себя в текстовой форме, у Райковской внезапно возникла идея, как подойти к этой теме как художнице. Она планировала поставить шпалеру из пальм вдоль Иерусалимского проспекта, улицы, которую она очень хорошо знала. По ее собственным словам, « Приветствие с Иерусалимского проспекта» началось как «каприз воображения в форме вопроса: что было бы, если бы Иерусалимский проспект в Варшаве вдруг засадили пальмами, как улицы Иерусалима?» [ 8 ] Не имея возможности реализовать проект такого масштаба, Райковска остановила свой выбор на единственном дереве.
Райковская считает свое художественное построение левым . [ 11 ]
Расположение
[ редактировать ]Местоположение «Приветствия с Иерусалимского проспекта» имеет топографическое, историческое, политическое и социальное значение. Он расположен на кольцевой развязке Де Голля на пересечении улицы Новый Свят и Иерусалимского проспекта. Последняя — одна из главных улиц Варшавы, на которой расположены Центральный железнодорожный вокзал и сталинский Дворец культуры и науки . Между тем, в Новом Святе расположено множество знаковых городских достопримечательностей и правительственных зданий Варшавы, в том числе Старый город, Президентский дворец, канцелярия премьер-министра и здание польского парламента. Сама кольцевая развязка Де Голля является важным перекрестком, расположенным на территории бывшего Центрального комитета Польской объединенной рабочей партии 1989 году стала Варшавской фондовой биржей. , которая после падения коммунизма в Во время Второй мировой войны проводились многочисленные нацистские облавы и убийства польских мирных жителей в этом районе и транспортировка заключенных в центр содержания под стражей гестапо на проспекте Щуха . Обе улицы были почти полностью разрушены во время Варшавское восстание в 1944 году. Райковская заявила, что «название Иерусалимского проспекта является знаком нашей истории. […] Это имя вошло в нашу культуру до такой степени, что никто не может услышать, что оно означает». [ 12 ]
Строительство
[ редактировать ]
Пальма представляет собой копию гибридной финиковой и кокосовой пальмы в натуральную величину, установленную на слегка приподнятом круглом фундаменте, покрытом самосевными сорняками. Это художественная инсталляция в смешанной технике, изготовленная из металла, ПВХ , стекловолокна , полиуретановой смолы финиковой пальмы и натуральной коры . 12-метровая (36 футов) конструкция не прикреплена к земле постоянно, а установлена на восьмиугольном металлическом фундаменте, так называемой решетке, отягощенной бетонными сборными конструкциями, покрытой почвой и самосевными сорняками. [ 13 ] Ствол поддерживается стальной трубой и покрыт натуральной корой финиковой пальмы. Каждая створка изготовлена из стекловолокна и смолы и закреплена на стальном сердечнике и прикреплена к стволу металлическими болтами. За время своего существования инсталляция прошла несколько технических реставраций, направленных на стабилизацию ее конструкции и обеспечение долговечности. Настоящее сочетание искусственных и натуральных материалов придает реплике естественный вид и делает ее устойчивой к погодным условиям. Само дерево изготовлено американской компанией Soul-utions.Com.
Установка и обслуживание
[ редактировать ]Создание произведения искусства началось как партийный проект и было организовано небольшой командой людей: Михалом Рудницким (архитектор), Катажиной Лышкович (представительницей фонда Анды Роттенберг – Института продвижения искусства) и самой художницей при финансовой поддержке Германии. , норвежские, американские и польские компании, учреждения и частные лица. Багажник был изготовлен в Эскондидо недалеко от Сан-Диего на границе Мексики и США компанией, базирующейся в Лас-Вегасе, и доставлен в Варшаву через Лос-Анджелес , Хьюстон и Гдыню . [ 14 ] Когда в декабре 2002 года дерево было установлено, Варшавское трамвайное предприятие приостановило движение трамвая на два часа.
Первоначально «Приветствие с Иерусалимского проспекта» курировал Варшавский центр современного искусства . Однако, поскольку ни одна арт-институция не хотела брать на себя полную ответственность за проект, к 2003 году инсталляция не имела оформленного юридического статуса и породила долги из-за несанкционированного занятия публичного пространства. Чтобы сохранить свое существование, был сформирован Комитет защиты пальм (Komitet Obrony Palmy), в который вошли крупные деятели польского мира искусства. Комитет инициировал процесс изменения правового статуса произведения с «внедорожного объекта» на «небольшой образец архитектуры» и, в конечном итоге, на «художественную инсталляцию». Однако с декабря 2003 года до конца 2005 года проект томился в юридической неопределенности, а в ноябре 2004 года оставшиеся листья были снесены в знак протеста против сложившейся ситуации.
Опрос, проведенный в ноябре 2005 года, показал, что 72% варшавян поддержали проект. [ 15 ] Весной 2006 года проект получил финансовую поддержку от Муниципальной садовой компании для восстановления. Восстановление, однако, не увенчалось успехом, поскольку правое местное правительство «Право и справедливость» не предоставило достаточных средств. Массовая инициатива, организованная, среди прочего, художниками, философами и оперными певцами, позволила покупать листья, которые были тщательно продуманы, но недолговечны. В 2007 году благодаря финансовой помощи Национального депозитария ценных бумаг установка прошла полную реконструкцию, приобрела новую конструктивную головку, а также створки, прошедшие испытания в аэродинамических туннелях на скорости до 300 км/ч. В 2012 году «Привет с Иерусалимского проспекта» стал частью коллекции Музея современного искусства в Варшаве (MSN). В декабре 2020 года, чтобы отметить восемнадцатилетие установки, MSN открыла Пальмиарнию (домик на пальмовом дереве), временную мини-выставку артефактов, значимых для истории проекта, расположенную по адресу: Новый Свят, 18/20, в непосредственной близости от Кольцевая развязка Де Голля. [ 16 ]
Критический прием
[ редактировать ]Приветствие с Иерусалимского проспекта привлекло внимание средств массовой информации еще до того, как оно было установлено. Самые ранние статьи датируются 2001 годом. [ 17 ] Как только инсталляция была открыта, она сразу же привлекла внимание польской и зарубежной прессы. К 2003 году было опубликовано множество статей, в том числе в Süddeutsche Zeitung , Los Angeles Times , польском издании Newsweek и Gazeta Wyborcza , крупной польской газете. В центре внимания были политические преобразования в Польше, вступление в ЕС и экономическое развитие страны. было опубликовано изображение Леха Валенсы и логотип движения «Солидарность» В выпуске Newsweek перед елкой .
И Райковская, и широкая общественность связали это дерево с идиоматическим польским выражением «palma odbija» (буквально: «пальма прорастает/отскакивает»), используемым для описания безумного или экстравагантного поведения или для обозначения чего-то немыслимого, за пределами понимания, или просто что-то идиотское. Ранние публикации также подчеркивали карнавальный характер пальмы и описывали ее как экзотический и игривый символ новой Польши: молодой капиталистической страны с большими надеждами на единую Европу. Первоначальный контекст польско-еврейских связей был почти полностью утерян.
«Приветствие с Иерусалимского проспекта» привлекло относительно мало внимания в академических кругах. Первый критический текст был опубликован через шесть лет после завершения проекта. [ 18 ] тем не менее, несмотря на то, что он стал одной из самых узнаваемых достопримечательностей Варшавы, исследований, посвященных обстоятельствам или влиянию установки, было недостаточно. Авторы проанализировали инсталляцию в контексте колониализма и постколониализма , польско-еврейской истории , памяти после Холокоста , польско-еврейско-палестинского геополитического треугольника и эмиграции евреев из Польши в США. [ 19 ]
Оппозиция
[ редактировать ]Приветствие с Иерусалимского проспекта подверглось критике со стороны многих людей и кругов польских правых политических сил. Некоторые назвали это «ударом в лицо» польским католическим ценностям. [ 20 ] В 2002 году Лех Качиньский , тогдашний мэр Варшавы и будущий президент Польши, заявил: «Обычно это было место, где во время Рождества рождественскую елку ставили . Это наша традиция, которую мы должны развивать. [После истечения срока действия разрешения] подобные идеи не будут допускаться». [ 21 ] С тех пор место расположения рождественской елки переместилось на Замковую площадь в Старом городе Варшавы . В июне 2022 года, накануне Парада равенства , польские националисты остановились у пальмы во время марша, организованного во имя Романа Дмовского , соучредителя и главного идеолога движения Национальной демократии в Польше. Среди организаторов марша были Петр Рыбак и актер Войцех Ольшаньский , известные своими националистическими и антисемитскими взглядами. Во время марша Ольшаньский, верхом на лошади и одетый в старинную военную форму, произнес речь, в которой назвал установку Райковской признаком польского «национального позора» и «символом [иностранного] господства». Он потребовал убрать пальму и заменить ее «великим славянским дубом ». [ 22 ]
Общественный прием, использование и присвоение
[ редактировать ]С момента своего создания площадка под пальмой стала популярным местом для политических и общественных активистов, в том числе женщин, медсестер, ЛГБТК+ -сообществ, активистов-экологов, протестующих против войны в Украине и других групп. Таким образом, его использовали и присваивали множеством способов, которые выходили за рамки его первоначального контекста польско-еврейской истории.
В декабре 2004 года Польская партия зеленых Zieloni 2004 и клубное сообщество Le Madame организовали выступление в защиту проекта. Летом 2007 года инсталляция стала центральным символическим местом во время длительной забастовки польских медсестер, протестовавших в так называемой «Белой деревне» — импровизированной палаточной зоне, разбитой перед канцелярией премьер-министра Польши. По идее польского философа, политического активиста и писательницы Евы Алиции Маевской , пальму надели на огромную шляпу медсестры в знак солидарности и как послание политикам относительно репрессивной и экономически-дискриминационной системы, лежащей в основе их занятости.

Пальму неоднократно использовали для предупреждения общественности о климатическом кризисе . В 2009 году его использовали во время акции протеста Гринпис с требованием более решительной позиции со стороны польского правительства в отношении изменения климата во время климатической конференции в Копенгагене. 1 июня 2019 года пальма символически «умерла»: верхушку сделали пепельно-серой, а листья придали засохший вид. Трансформация (проект по заказу ЮНЕП/ГРИД-Варшавский центр и осуществленный художником в сотрудничестве с Syrena Communications при поддержке Музея современного искусства в Варшаве) была направлена на привлечение внимания к загрязнению воздуха и глобальному изменению климата в рамках различные инициативы, предпринятые во время Всемирного дня окружающей среды . На фоне углубляющихся антропогенных изменений климата экзотическое дерево стало знаком кризиса и предупреждением, установленным в самом центре Варшавы.
«Привет с Иерусалимского проспекта» также стал важным местом как для палестинского, так и для еврейского контекста. В начале 2011 года, во время « арабской весны» , женщины-польские и палестинские активистки накрыли пальму большой куфией в знак пропалестинской поддержки. [ 23 ] Год спустя, в феврале 2012 года, Объединенный распределительный комитет (JOINT) попросил Райковскую провести мастер-классы под пальмой в честь Ту би-Швата , еврейского праздника, посвященного Новому году деревьев. [ 24 ]
Инсталляция также была присвоена способами, противоречащими намерениям художника. В июне 2012 года рядом с пальмой был установлен большой футбольный мяч в знак рекламы Евро-2012 , организованного совместно Польшей и Украиной. В ответ группа анархистов удалила большую часть листьев и разместила на дереве баннер с надписью «Хлеб, а не игры», чтобы разоблачить социальные проблемы в Польше и протестовать против популистского использования проекта. [ 25 ] Многие частные лица использовали это место как фон для свадебных фотографий, как туристическое направление и для других мероприятий.
Приветствие с Иерусалимского проспекта также использовалось в связи с российской агрессией в Украине и кризисом беженцев на польско-белорусской границе. Россией В 2014 году, после аннексии Крыма и движения Евромайдана , пальму покрыли большим украинским флагом в знак протеста против российской агрессии. [ 26 ] В марте 2022 года пальму снова накрыли украинским флагом после того, как в конце февраля Россия вторглась на Украину. [ 27 ] С осени 2021 года инсталляция использовалась как ответ на события на польско-белорусской границе, когда польские пограничники оттесняли беженцев из Ирака, Афганистана, Сирии, Турции и других стран обратно в Беларусь. В октябре 2021 года организации «Феминистский фонд», «Любовь не исключает» и «Женщины 8 марта» организовали марш солидарности с беженцами, оказавшимися в ловушке и умирающими на границе. Многие участники несли термоодеяла в знак поддержки лозунга «Ни один человек не является незаконным». [ 28 ] На стволе пальмы также был установлен зеленый свет в знак гостеприимства по отношению к беженцам, а Себастьян Чихоцкий написал письмо от пальмы к людям (так называемое «Пальмовое письмо»), в котором пальма связывала человеческие страдания и смерть в различных лесах как во время Второй мировой войны, так и в настоящий момент. [ 29 ] Польская и английская версии письма были размещены в витрине «Пальмиарнии», что вызвало возмущение и критику в правых кругах. [ 30 ]
Инсталляция также стала основным местом продемократических демонстраций в Польше после прихода к власти в 2015 году правой политической партии «Право и справедливость». 11 ноября 2019 года во время общенациональных акций протеста против постепенного демонтажа демократической системы. Неофициальное гражданское движение Obywatele RP (Граждане Польши) установило на пальме огромный баннер с надписью «Конституция» и почти сразу же был снят полицией. В ноябре 2020 года, после серии «черных протестов», последовавших за предложенным запретом на аборты в 2016 году и решением Конституционного трибунала объявить аборты уродливых зародышей неконституционными, многие польские женщины рассказали свои откровенные истории об абортах перед инсталляцией. [ 31 ]
В июне 2018 года во время Парада равенства в Варшаве арт-коллектив «Черные тряпки» устроил хеппенинг перед пальмой. Четыре участника, одетые в купальные костюмы, в течение нескольких часов перформативно претендовали на это место, переименовывая его в остров «Лесбос», читая стихи Сафо , Элизабет Бишоп и Эдриенн Рич . [ 32 ]
С 2019 года «Привет с Иерусалимского проспекта» также стал постоянным местом встреч массовой политической организации Polskie Babcie («Польские бабушки»). Polskie Babcie выступают за защиту демократической системы в Польше, включая репродуктивные права и права ЛГБТК+, и критикуют политику «Право и справедливость». Каждый четверг в 16:30 они пикетируют перед елкой и беседуют с прохожими. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Привет с Иерусалимского проспекта — Иоанна Райковска» . www.rajkowska.com .
- ^ Джоанна Райковска, Где похоронен зверь. Винчестер, Великобритания и Вашингтон, США: Zero Books, 2013. P268.
- ^ Уиллеам Блэкер, Пространственные диалоги и память о Холокосте в современном польском искусстве: Яэль Бартана, Рафал Бетлеевский и Иоанна Райковска. Журнал Open Arts 3, 2014. P173.
- ^ Перейти обратно: а б Райковская, «Там, где похоронен зверь», 3.
- ^ Жмиевский, Дрожащие тела, 304-5.
- ^ Несколько авторов. Райковска: Руководство по политической критике. Варшава: Издательство Krytyka Polityczna, 2009. Стр. 30-31. ISBN 978-8361006732.
- ^ Яцек Леочяк. Уличные биографии. О еврейских улицах Варшавы: от рождения до Холокоста. Варшава: Дом встреч с историей 2017. 12-13. ISBN 978-8362020898 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жмиевский, Трясущиеся тела, с. 305.
- ^ Барбара Энгелькинг и Яцек Леочяк. Варшавское гетто. Путеводитель по несуществующему городу . Варшава: Центр исследования Холокоста, 2001 г.
- ^ «Евреи – национальные и этнические меньшинства – Портал Gov.pl» . Национальные и этнические меньшинства .
- ^ «Почему Райковская ограбила пальму? Мы знаем ответ» . Газета Выборча . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Жмиевский, Дрожащие тела, стр. 306.
- ^ Артур Жмиевский, Трясущиеся тела. Беседы с художниками. Варшава: Wydawnictwo Krytyka Polityczna 2007. Стр. 296. ISBN 978-8361006374 .
- ^ Руководство по политической критике, 38-9.
- ^ Руководство по политической критике, 58.
- ^ «18 лет со дня рождения пальмы — Джоанна Райковска» . www.rajkowska.com .
- ^ «Статьи - Привет с Иерусалимского проспекта - Музей современного искусства в Варшаве» . artmuseum.pl .
- ^ Руководство по политической критике, P43.
- ^ Хелена Хмелевска-Шлайфер. Пластиковая ладонь и воспоминания в процессе создания: произведение концептуального искусства на Иерусалимском проспекте в Варшаве. Международный журнал политики, культуры и общества. 23(4) 2010. 201–211; Блэкер, Уиллеам. Пространственные диалоги и память о Холокосте в современном польском искусстве: Яэль Бартана, Рафал Бетлеевский и Иоанна Райковска. Журнал Open Arts Journal 3, 2014. Стр. 173–187; Юстина Вержовска. Польское колониальное прошлое и постколониальное присутствие в искусстве Иоанны Райковской. В: Другими словами: диалог о расе, этнической принадлежности и постколониализме. Э. Лучак, Й. Вержховска и Й. Жиарковска (ред.). Питер Лэнг 2011. 231–246; Роберт Йерахмиэль Снайдерман. Разрушительное желание быть там, где оно есть. 2020.
- ^ Руководство по политической критике, 43.
- ^ Руководство по политической критике, 42.
- ^ «Патостример верхом на лошади возглавил пророссийский марш в Варшаве-Вибезе» . vibez.pl .
- ^ «Польская пальма надела палестинский шарф против заседания правительства в оккупированном Иерусалиме» .
- ^ «Ту бишват под пальмой — Иоанна Райковска» . www.rajkowska.com .
- ^ «Ту бишват под пальмой, 2012 — Привет с Иерусалимского проспекта — Музей современного искусства в Варшаве» . artmuseum.pl .
- ^ «Пальма с флагом Украины, 2014 — Привет с Иерусалимского проспекта — Музей современного искусства в Варшаве» . artmuseum.pl .
- ^ «Пальма Украинка — Музей современного искусства в Варшаве» . artmuseum.pl . 23 марта 2022 г.
- ^ «Флаг беженца — Джоанна Райковска» . www.rajkowska.com .
- ^ «Пальмовый дом для беженцев — Джоанна Райковска» . www.rajkowska.com .
- ^ «Антиполонизм в центре Варшавы» . Газета Польска каждый день . 10 января 2022 г.
- ^ , когда государство не защищает меня, я должен защищать своих сестер! » «Группа абортистов выходит под пальмой и нападение фашистов. « Потому что 1 ноября 2020 г.
- ^ «Они перенесли остров Лесбос на Варшавскую пальму. «Полиция беспокоилась о том, как мы вернемся на материк » . газетапл . 11 июня 2018 г.
- ^ Врубель, Эндрю (17 августа 2019 г.). «Знакомьтесь: польские бабушки, борющиеся с ненавистью» . Развивающаяся Европа .