Логика и рациональность
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Поскольку изучение аргументов имеет явное значение для причин, по которым мы считаем вещи истинными, логика имеет существенное значение для рациональности . Аргументы могут быть логичными, если они «проводятся или оцениваются в соответствии со строгими принципами обоснованности ». [1] в то время как они рациональны в соответствии с более широким требованием, согласно которому они основаны на разуме и знании .
Логика и рациональность считаются фундаментальными концепциями философии . Это не одно и то же. Философский рационализм в своей наиболее крайней форме — это учение о том, что познание в конечном итоге может быть основано на чистом разуме, тогда как логицизм — это учение о том, что математические понятия, среди прочего, сводятся к чистой логике.
Формы рассуждения [ править ]

Дедуктивное рассуждение касается логического следствия данных посылок. В узком понимании логики логика касается только дедуктивного рассуждения, хотя такая узкая концепция противоречиво исключает из дисциплины большую часть того, что называется неформальной логикой. Другие формы рассуждения иногда также считаются частью логики, такие как индуктивное рассуждение и абдуктивное рассуждение , которые являются формами рассуждения, которые не являются чисто дедуктивными, но включают материальный вывод . Точно так же важно различать дедуктивную достоверность и индуктивную достоверность (называемую «силой»). Вывод дедуктивно верен тогда и только тогда, когда не существует ситуации, в которой все посылки истинны, а вывод ложен. Вывод является индуктивно сильным тогда и только тогда, когда его посылки придают некоторую степень вероятности его заключению.
Понятие дедуктивной валидности может быть строго сформулировано для систем формальной логики в терминах хорошо понятных понятий семантики . С другой стороны, индуктивная валидность требует от нас определения надежного обобщения некоторого набора наблюдений. К задаче предоставления этого определения можно подойти по-разному, некоторые менее формально, чем другие; некоторые из этих определений могут использовать индукцию логических ассоциативных правил , тогда как другие могут использовать математические модели вероятности, такие как деревья решений . По большей части это обсуждение логики касается только дедуктивной логики.
Абдуктивное рассуждение — это форма умозаключения , которая переходит от наблюдения к теории , объясняющей наблюдение, в идеале стремящейся найти самое простое и наиболее вероятное объяснение. В абдуктивном рассуждении, в отличие от дедуктивного, посылки не гарантируют вывод. Абдуктивное рассуждение можно понимать как «вывод к лучшему объяснению». [2]
Критическое мышление [ править ]
Критическое мышление, также называемое критическим анализом, — это ясное, рациональное мышление, включающее критику .
Диалектика [ править ]
Диалектика – это дискурс между двумя или более людьми, придерживающимися разных точек зрения на предмет, но желающими установить истину посредством аргументированных аргументов. Оно было объектом изучения с древних времен, но лишь недавно стало предметом попыток его формализации.
Нелогичное мышление и иррациональные процессы [ править ]
Нелогичность с точки зрения мыслительных процессов — это, по определению таких исследователей, как Аарон Т. Бек , когнитивные искажения, которые вызывают ненормальное функционирование. Состояние депрессии часто подпитывается нелогичным мышлением и приводит к тому, что жертвы погрязают в обреченных на провал выводах. Больные, обращающиеся за психологической помощью, могут страдать от проблем чрезмерного обобщения , погрязнуть в общих, отрицательных выводах на основе несущественных по сути жизненных событий. Когнитивно-поведенческая терапия может помочь людям распознать свои собственные привычки к ошибочной логике и предвзятым интерпретациям прошлого опыта. [3]
С другой стороны, депрессия в смысле «Weltschmerz» в своей неэстетически реалистической и непозитивистской природе по своей сути логична и рациональна. Некоторые философы утверждают, что на вопрос о ценности жизни нельзя дать психологически приятный ответ, не допуская ошибки кругового рассуждения. [4] [5]
В социально-политическом контексте способность объединять разрозненные, противоречивые интересы и страсти в нелогичный синтез была отмечена как возможная сила, хотя и с сопутствующими слабостями, литературными публикациями, такими как Blackwood's Magazine :
Трудно не соединить воедино эти две очень характерные идеи алогичности и постоянства. Не то чтобы нелогичность сама по себе была добродетелью, но нелогичность, о которой мы говорим, — это не просто плохое рассуждение. Здесь это означает только то, что в... социальной работе обнаруживается более чем один принцип. Но эти принципы слиты в высшее единство. Алогичность не является причиной постоянства, но, скорее, они оба являются совместными продуктами общего дела, а именно уважения к живым силам, существующим в человеческой природе. [6]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Оксфордский словарь английского языка , смысл 1 логики.
- ^ Трезвый, Эллиот. Основные вопросы философии, 5-е издание.
- ^ Комер, Рональд Дж. (2010). Аномальная психология . Макмиллан. стр. 67–68. ISBN 9781429216319 .
- ^ Бейзер, Фредерик К. (2016). Weltschmerz: Пессимизм в немецкой философии, 1860-1900 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–100. ISBN 9780198768715 .
- ^ Динстаг, Джошуа Ф. (2009). Пессимизм: философия, этика, дух . Издательство Принстонского университета. стр. 33–34. ISBN 9780691141121 .
- ^ Журнал Blackwood's Edinburgh Magazine , Том 104. 1868.
Библиография [ править ]
- Роберт Ханна, 2009. Рациональность и логика . МТИ Пресс.