Jump to content

Кристофер Уайз

Кристофер Уайз (род. 1961) — теоретик культуры, литературный критик, ученый и переводчик. Его публикации в основном посвящены Сахелианской Западной Африке , особенно Мали, Буркина-Фасо и Сенегалу, а также Палестине, Иордании и Израилю. Он также опубликовал теоретические работы о Фредрике Джеймсоне , Жаке Дерриде и Ноаме Хомском .

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Уайз родился в Оклахоме и является членом нации Маскоги (Крик) . Он получил докторскую степень. Степень бакалавра сравнительной литературы Калифорнийского университета в Риверсайде в 1992 году.

Он преподавал по программе Фулбрайта в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо (1996–97) и Иорданском университете в Аммане (2001–2003). В Иорданском университете Уайз разработал программы изучения Америки и ислама. В 2004 году он был одним из руководителей первой конференции американских исследований на Ближнем Востоке, проходившей в Каире, Египет. [ 1 ]

Он преподавал на факультете Университета Западной Джорджии и Западного колледжа. Уайз является профессором Университета Западного Вашингтона с 1996 года.

Африканская стипендия и перевод

[ редактировать ]

В 1997 году Уайз отправился в Мопти-Севаре в Центральном Мали, где встретил писателя-затворника и марабут Ямбо Уологема . Интервью Уайза было единственным интервью, данным Уологемом после того, как он ушел в уединение в середине 1970-х годов до своей смерти в 2017 году. В интервью Уологем рассказал, что он был яростным критиком арабского неоимпериализма в Западной Африке. Широко обсуждаемое интервью Уайза было опубликовано в журнале «Исследование африканской литературы», а затем переиздано в виде книги на английском и французском языках. [ 2 ] Позже Уайз перевел произведения Уологема на английский язык в своей книге « Чтец Уологема Ямбо» . Работы Уайза об Уологеме способствовали пересмотру сочинений Уологема в то время, когда он был дискредитирован из-за споров о плагиате. [ 3 ] В 2001 году Уайз отредактировал сборник сочинений сахельских писателей под названием « Берег пустыни» , в который вошли политические эссе убитого журналиста из Буркина-Фасо Норберта Зонго . Обед Нкунцимана назвал «Берег пустыни » «существенным научным, гуманистическим и этническим вкладом в понимание Африки в целом и Сахеля в частности». [ 4 ] Зонго В 2004 году Уайз также перевел на английский язык «Падение с парашютом» , роман о коррумпированном западноафриканском диктаторе, основанный на таких фигурах, как Мобуту Сесе Секо и Блез Компаоре . Позже Нгуги ва Тионго поддержал книгу, заявив: «В этом романе с его ясным и читаемым английским переводом дух Зонго воскресает из мертвых, чтобы сказать угнетателю: я никогда не перестану бороться за более гуманную Африку». Работа Уайза по делу об убийстве Зонго привлекла международное внимание к использованию Компаоре убийств для устранения своих врагов. [ 5 ] Позже Уайз перевел Аль-Хаджа Махмуда Кати « на английский хронику Тимбукту Тарих аль-Фатташ» XVI века , рукопись династии Сонгай . Нубия Кай назвала перевод Уайза «поводом для празднования» и объяснила долгое пренебрежение книгой Кати институциональным расизмом . [ 6 ] Перевод Уайза « Тарих аль-Фатташ» получил высокую оценку за удобочитаемую прозу и остается одной из самых продаваемых книг Africa World Press. [ 7 ]

Работы по теории культуры и литературная критика

[ редактировать ]

Работы Уайза в области литературной критики были сосредоточены на африканских, ближневосточных и индейских авторах, включая Чинуа Ачебе , Нгуги ва Тионго , Франца Фанона , В.С. Найпола , Мэри Кроу Дог и других. В своих ранних теоретических трудах Уайз называл себя «марксистом» и защитил докторскую диссертацию. диссертация о Фредрике Джеймсоне . Более поздние теоретические работы Уайза были сосредоточены на деконструкции, особенно франко-алжирского теоретика Жака Деррида . В 2001 году Уайз опубликовал в журнале «Диакритика» противоречивое эссе о Дерриде под названием «Деконструкция и сионизм: Призраки Маркса Жака Деррида ». [ 8 ] В этом эссе Уайз отверг универсализирующий термин Деррида «мессианство», который он считал исторически специфичным для иудейских формулировок мессианства, а также сочувственные взгляды Деррида на сионизм в Израиле. Хотя Уайз критиковал сионизм Дерриды, он также утверждал, что теоретическая ориентация Дерриды как еврея-сефарда из Северо-Западной Африки сделала его работу особенно полезной для африканских исследований. [ 9 ] В книге «Деррида, Африка и Ближний Восток» Уайз опирался на деконструкцию Дерридой эллинских концепций слова и на труды сенегальского философа Шейха Анта Диопа о древнеегипетском влиянии в Сахеле, предполагая, что хека , египетское слово, означающее «слово», вероятно, является историческим предшественником еврейского термина руах , мандийского термина ньяма и сонгайского термина наксамала . По поводу этой книги нигерийский критик Абиола Ирел заявил: «Помимо тщательного анализа творчества Деррида во всем его масштабе, Деррида, Африка и Ближний Восток представляют собой важный вклад в продолжающиеся дебаты об отношениях между народами». Кенийский критик Эмилия Илева аналогичным образом заявила: «Уайзу удалось сделать деконструкцию гораздо более инклюзивной, чем та ее формулировка, которую можно найти в трудах Деррида. Теперь работа Деррида может начать более явно находить отклик в Африке и в африканистике в частности». [ 10 ] Через тринадцать лет после выхода своего эссе о Дерриде и сионизме Уайз опубликовал продолжение эссе Джанни Ваттимо и Майкла Мардера «Деконструкция сионизма», в которое вошли статьи Славоя Жижека , Джудит Батлер , Люси Иригарай и других. Книга Ваттимо и Мардера подверглась резкой критике как «антисемитская» со стороны Кэри Нельсона , Габриэля Брама Ноа и других. [ 11 ] Другие защищали этот том и вклад Уайза в него. [ 12 ] Примерно в это же время Уайз написал теоретическую книгу под названием «Хомский и деконструкция», которая ответила на нападки Ноама Хомского на теоретиков постструктурализма, таких как Деррида, Мишель Фуко , Жак Лакан , Джулия Кристева и других. [ 13 ] Хотя книга Уайза о Хомском в основном сосредоточена на лингвистике Хомского, позже он расширил свою критику, включив политические взгляды Хомского на внешнюю политику США в книгу «Колдовство, тотем и джихад в африканской философии» (Bloomsbury, 2017). Антрополог Пол Столлер назвал в этой книге применение Уайзом Деррида к Сахелю «блестящим», а ученый Аджами Фаллу Нгом аналогичным образом назвал книгу Уайза «важным вкладом в исследования Западной Африки». Тем не менее, книга Уайза подверглась критике за сравнение израильского сионизма с вторжением ваххабитских джихадистов в Северное Мали в 2012 году . [ 14 ]

Избранные произведения: переводы и авторство

[ редактировать ]
  • Читатель Yambo Ouologuem: Долг насилия, Письмо черного писателя-призрака во Францию ​​и Тысяча и одна Библия о сексе . Отредактировано и переведено Кристофером Уайзом. Трентон, Нью-Джерси и Асмэра, Эритрея: Africa World Press, 2008 г. [ 15 ]
  • Марксистская герменевтика Фредрика Джеймсона , 1995 г. [ 16 ]
  • Ямбо Уологем : постколониальный писатель, исламский боевик , 1999 (редактор) [ 17 ]
  • Берег пустыни: Литература Сахеля , 2001 (редактор) [ 18 ]
  • Падение с парашютом, Норберт Зонго. Перевод Кристофера Уайза. Трентон, Нью-Джерси и Асмэра, Эритрея: Africa World Press, 2004 г. [ 19 ]
  • Деррида, Африка и Ближний Восток , 2009 г. [ 20 ] [ 21 ]
  • Хомский и деконструкция: политика бессознательного знания , 2011 г. [ 22 ]
  • Тахрих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту, 1493–1599 , 2011 г. (редактор и переводчик) [ 23 ]
  • В поисках Ямбо Уологема . Влаберг, Южная Африка: Chimurenga Books, «Лучшее из Чимуренги», серия 2, книга 5, 2011 г.
  • Колдовство, тотем и джихад в африканской философии , «Подвески: современная ближневосточная и исламская мысль», Нью-Йорк: Bloomsbury Publishing, 2017. [ 24 ]


  1. ^ Развитие американских исследований в арабских университетах: ресурсы, исследования и информационно-пропагандистская деятельность , под редакцией Кристофера Уайза и Муниры Солиман. Каир, Египет: Двунациональная комиссия Фулбрайта и посольство США, Каир, 2004 г.
  2. ^ Мудрый, Кристофер (1998). «В поисках Ямбо Уологема» . Исследования африканской литературы . 29 (2): 159–182. ISSN   0034-5210 . JSTOR   3820728 .
  3. ^ Расовые границы французской литературы: фациальный контроль и стратегии перехода , Сара Бурнауцки. Париж: Чемпион Оноре, 2017.
  4. ^ «Уайз, Кристофер, изд. 2001. Берег пустыни: Литература Сахеля», Обед Нкунцимана, Africa Today , Vol. 50, № 1 (весна/лето) 2003: 144–149.
  5. ^ «Дань американца Норберту Зонго», Лиерме Соме, L'Indépendant [Уагадугу, Буркина-Фасо], № 396, 10 апреля 2001 г.: 15; «Сделать Буркина-Фасо известной американцам», Сита Тарбагдо, Сидвая [Уагадугу, Буркина-Фасо] № 4238, 9 апреля 2001 г.: 25; . «Книга, посвященная Норберту Зонго», Today [Уагадугу, Буркина-Фасо], 4 апреля 2001 г.: 2; «Ли Николс беседует с Ричардом Прибе», Бюллетень ALA , Vol. 26 (весна 2000 г.): 39–44; «Норберт Зонго или журналист как «тотальный интеллектуал»», Паскаль Бланкини, в книге «Скрещенные фигуры интеллектуалов: траектории, способы действия, производства », (редактор) Абель Кувуама и др. др., Париж: Editions Karthala, 2007: 138–158; «Один момент государственного терроризма в Африке», Тунде Фатунде, The Guardian [Лагос, Нигерия], понедельник, 13 сентября 2004 г.: 67.
  6. Обзор: Махмуд Кати, Тарих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту 1493–1599 гг.» , Нубай Кай . Журнал Африканской литературной ассоциации , Vol. 6, нет. 2 (2013).
  7. ^ « Хроники Тимбукту, 1493-1599 , под редакцией Кристофера Уайза», Стивен Ней. Чимо , номер 62 (осень 2011 г.): 20–23;
  8. ^ «Кристофер Уайз, «Деррида, Африка и Ближний Восток», Шейн Моран, Текстовая практика , Vol. 24, выпуск 2 (2010): 382-388.
  9. ^ «Влияние Алжира на французскую философию: между постструктуралистской теорией и колониальной практикой», Муриам Халех Дэвис, Jadaliyya , 6 июня 2011 г. jadaliyya.com/…/algerias-impact-on-fre…
  10. ^ «Деррида, Африка и Ближний Восток: критическая философия для Африки», Эмилия Илиева, Daily Nation , воскресенье, 18 декабря 2011 г.
  11. ^ «Деконструкция сионизма: ликвидация Хайдеггера (Ваттимо, Батлер, Элис и др.)», Закари Брайтерман. Место еврейской философии . 24 марта 2014 г.
  12. ^ Обзор «Деконструкция сионизма: критика политической метафизики», Найджел Парсонс, New Zealand International Review , Vol. 41, выпуск 1 (январь/февраль 2016 г.): 31; «Реверс деконструкции сионизма: критика метафизической политики», Нетта ван Влит, Critical Inquiry , 12 марта 2015 г.; «Обзор, деконструкция сионизма: критика политической метафизики», Дэвид Ллойд. Лос-Анджелесское обозрение книг , 17 августа 2014 г.; «Вот почему важна деконструкция сионизма: критиковать сионизм — значит требовать справедливости для его жертв», Майкл Мардер. Альджазира . 08 декабря 2013 г.; «Деррида и кризис французского сионизма», Эндрю Райдер. Джадалийя (23 апреля 2013 г.). http://www.jadaliyya.com/pages/index/11272/derrida-and-the-crisis-of-french-zionism
  13. ^ «Язык науки и наука о языке: картезианство Хомского», Дэвид Голумбия. Диакритика , Vol. 43, № 1 (2015): 38-62.
  14. ^ См. «Джихад Ияда Аг Гали», «Критический национализм», серия лекций по борьбе с общественностью, Зеленый колледж, Университет Британской Колумбии, Ванкувер, Канада, 9 января 2019 г. https://mediasite.audiovisual.ubc.ca/Mediasite/Play /11a7750317034bee973b2649dc2f514c1d
  15. ^ «Обзор книги Yambo Ouologuem Reader », Спенсер Дью, Raintaxi: Обзор книг: онлайн-издание, лето 2009 г. http://www.raintaxi.com/online/2009summer/ouologuem.shtml
  16. ^ Бьюкенен, Ян (2002). «О книге Перри Андерсона «Истоки постмодерна», книге Клинта Бёрнэма «Джемисонианское бессознательное: эстетика марксистской теории», книге Стивена Хелмлинга «Успех и неудача Фредрика Джеймсона: письмо, возвышенное и диалектика критики», книге Шона Гомера «Фредрик Джеймсон: марксизм, герменевтика» , Постмодернизм, «Фредрик Джеймсон» Адама Робертса и «Марксистская герменевтика Фредрика Джеймсона» Кристофера Уайза». Исторический материализм . 10 (3): 223–243. дои : 10.1163/15692060260289752 .
  17. ^ Ланг, Джордж (2001). «Рецензируемая работа Кристофера Уайза: Ямбо Уологем, постколониальный писатель, исламский боевик». Исследования африканской литературы . 32 (1): 136–138. JSTOR   3820593 .
  18. ^ Нкунцимана, Обед (2003). «Рецензируемая работа: Берег пустыни: Литература Сахеля Кристофера Уайза». Африка сегодня . 50 (1): 144–149. дои : 10.1353/at.2003.0062 . JSTOR   4187564 . S2CID   144394775 .
  19. ^ «Обзор: Норберт Зонго. Падение с парашютом, Тр. Кристофер Уайз», Дженис Л. Паллистер, Бюллетень ALA (Африканская литературная ассоциация), том 31, № 2 (зима) 2005 г. / № 2 (весна) 2006 г.: 68–70.
  20. ^ Хагеман, Эндрю (2013). «Рецензия на книгу: Деррида, Африка и Ближний Восток». Христианство и литература . 63 (1): 153–156. дои : 10.1177/014833311306300121 .
  21. ^ Смит, Нод (2009). «Деррида, Африка и Ближний Восток». Африка сегодня . 56 (2): 104–106. дои : 10.2979/AFT.2009.56.2.104 .
  22. ^ Стил, Мара (2014). «Кристофер Уайз, Хомский и деконструкция: политика бессознательного знания, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2011». Деррида сегодня . 7 (1): 106–111. дои : 10.3366/drt.2014.0080 .
  23. ^ Фариас, П.Ф. де Мораес (2013). «Рецензируемая работа: Тахрих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту 1493–1599 гг., Кристофер Уайз, Хала Абу Талеб». Исламская Африка . 4 (2): 249–256. JSTOR   islamicafrica.4.2.249 .
  24. ^ Уайз, Кристофер Колдовство, Тотем и джихад в африканской философии», Т.Л. Лотт, Выбор: текущие обзоры для академических библиотек, Vol. 55 (2), октябрь 2017 г.: 219.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 497e262caf49f6fa93892d74b9da4762__1711194180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/62/497e262caf49f6fa93892d74b9da4762.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christopher Wise - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)