Кристофер Уайз
Кристофер Уайз (род. 1961) — теоретик культуры, литературный критик, ученый и переводчик. Его публикации в основном посвящены Сахелианской Западной Африке , особенно Мали, Буркина-Фасо и Сенегалу, а также Палестине, Иордании и Израилю. Он также опубликовал теоретические работы о Фредрике Джеймсоне , Жаке Дерриде и Ноаме Хомском .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Уайз родился в Оклахоме и является членом нации Маскоги (Крик) . Он получил докторскую степень. Степень бакалавра сравнительной литературы Калифорнийского университета в Риверсайде в 1992 году.
Он преподавал по программе Фулбрайта в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо (1996–97) и Иорданском университете в Аммане (2001–2003). В Иорданском университете Уайз разработал программы изучения Америки и ислама. В 2004 году он был одним из руководителей первой конференции американских исследований на Ближнем Востоке, проходившей в Каире, Египет. [ 1 ]
Он преподавал на факультете Университета Западной Джорджии и Западного колледжа. Уайз является профессором Университета Западного Вашингтона с 1996 года.
Африканская стипендия и перевод
[ редактировать ]В 1997 году Уайз отправился в Мопти-Севаре в Центральном Мали, где встретил писателя-затворника и марабут Ямбо Уологема . Интервью Уайза было единственным интервью, данным Уологемом после того, как он ушел в уединение в середине 1970-х годов до своей смерти в 2017 году. В интервью Уологем рассказал, что он был яростным критиком арабского неоимпериализма в Западной Африке. Широко обсуждаемое интервью Уайза было опубликовано в журнале «Исследование африканской литературы», а затем переиздано в виде книги на английском и французском языках. [ 2 ] Позже Уайз перевел произведения Уологема на английский язык в своей книге « Чтец Уологема Ямбо» . Работы Уайза об Уологеме способствовали пересмотру сочинений Уологема в то время, когда он был дискредитирован из-за споров о плагиате. [ 3 ] В 2001 году Уайз отредактировал сборник сочинений сахельских писателей под названием « Берег пустыни» , в который вошли политические эссе убитого журналиста из Буркина-Фасо Норберта Зонго . Обед Нкунцимана назвал «Берег пустыни » «существенным научным, гуманистическим и этническим вкладом в понимание Африки в целом и Сахеля в частности». [ 4 ] Зонго В 2004 году Уайз также перевел на английский язык «Падение с парашютом» , роман о коррумпированном западноафриканском диктаторе, основанный на таких фигурах, как Мобуту Сесе Секо и Блез Компаоре . Позже Нгуги ва Тионго поддержал книгу, заявив: «В этом романе с его ясным и читаемым английским переводом дух Зонго воскресает из мертвых, чтобы сказать угнетателю: я никогда не перестану бороться за более гуманную Африку». Работа Уайза по делу об убийстве Зонго привлекла международное внимание к использованию Компаоре убийств для устранения своих врагов. [ 5 ] Позже Уайз перевел Аль-Хаджа Махмуда Кати « на английский хронику Тимбукту Тарих аль-Фатташ» XVI века , рукопись династии Сонгай . Нубия Кай назвала перевод Уайза «поводом для празднования» и объяснила долгое пренебрежение книгой Кати институциональным расизмом . [ 6 ] Перевод Уайза « Тарих аль-Фатташ» получил высокую оценку за удобочитаемую прозу и остается одной из самых продаваемых книг Africa World Press. [ 7 ]
Работы по теории культуры и литературная критика
[ редактировать ]Работы Уайза в области литературной критики были сосредоточены на африканских, ближневосточных и индейских авторах, включая Чинуа Ачебе , Нгуги ва Тионго , Франца Фанона , В.С. Найпола , Мэри Кроу Дог и других. В своих ранних теоретических трудах Уайз называл себя «марксистом» и защитил докторскую диссертацию. диссертация о Фредрике Джеймсоне . Более поздние теоретические работы Уайза были сосредоточены на деконструкции, особенно франко-алжирского теоретика Жака Деррида . В 2001 году Уайз опубликовал в журнале «Диакритика» противоречивое эссе о Дерриде под названием «Деконструкция и сионизм: Призраки Маркса Жака Деррида ». [ 8 ] В этом эссе Уайз отверг универсализирующий термин Деррида «мессианство», который он считал исторически специфичным для иудейских формулировок мессианства, а также сочувственные взгляды Деррида на сионизм в Израиле. Хотя Уайз критиковал сионизм Дерриды, он также утверждал, что теоретическая ориентация Дерриды как еврея-сефарда из Северо-Западной Африки сделала его работу особенно полезной для африканских исследований. [ 9 ] В книге «Деррида, Африка и Ближний Восток» Уайз опирался на деконструкцию Дерридой эллинских концепций слова и на труды сенегальского философа Шейха Анта Диопа о древнеегипетском влиянии в Сахеле, предполагая, что хека , египетское слово, означающее «слово», вероятно, является историческим предшественником еврейского термина руах , мандийского термина ньяма и сонгайского термина наксамала . По поводу этой книги нигерийский критик Абиола Ирел заявил: «Помимо тщательного анализа творчества Деррида во всем его масштабе, Деррида, Африка и Ближний Восток представляют собой важный вклад в продолжающиеся дебаты об отношениях между народами». Кенийский критик Эмилия Илева аналогичным образом заявила: «Уайзу удалось сделать деконструкцию гораздо более инклюзивной, чем та ее формулировка, которую можно найти в трудах Деррида. Теперь работа Деррида может начать более явно находить отклик в Африке и в африканистике в частности». [ 10 ] Через тринадцать лет после выхода своего эссе о Дерриде и сионизме Уайз опубликовал продолжение эссе Джанни Ваттимо и Майкла Мардера «Деконструкция сионизма», в которое вошли статьи Славоя Жижека , Джудит Батлер , Люси Иригарай и других. Книга Ваттимо и Мардера подверглась резкой критике как «антисемитская» со стороны Кэри Нельсона , Габриэля Брама Ноа и других. [ 11 ] Другие защищали этот том и вклад Уайза в него. [ 12 ] Примерно в это же время Уайз написал теоретическую книгу под названием «Хомский и деконструкция», которая ответила на нападки Ноама Хомского на теоретиков постструктурализма, таких как Деррида, Мишель Фуко , Жак Лакан , Джулия Кристева и других. [ 13 ] Хотя книга Уайза о Хомском в основном сосредоточена на лингвистике Хомского, позже он расширил свою критику, включив политические взгляды Хомского на внешнюю политику США в книгу «Колдовство, тотем и джихад в африканской философии» (Bloomsbury, 2017). Антрополог Пол Столлер назвал в этой книге применение Уайзом Деррида к Сахелю «блестящим», а ученый Аджами Фаллу Нгом аналогичным образом назвал книгу Уайза «важным вкладом в исследования Западной Африки». Тем не менее, книга Уайза подверглась критике за сравнение израильского сионизма с вторжением ваххабитских джихадистов в Северное Мали в 2012 году . [ 14 ]
Избранные произведения: переводы и авторство
[ редактировать ]- Читатель Yambo Ouologuem: Долг насилия, Письмо черного писателя-призрака во Францию и Тысяча и одна Библия о сексе . Отредактировано и переведено Кристофером Уайзом. Трентон, Нью-Джерси и Асмэра, Эритрея: Africa World Press, 2008 г. [ 15 ]
- Марксистская герменевтика Фредрика Джеймсона , 1995 г. [ 16 ]
- Ямбо Уологем : постколониальный писатель, исламский боевик , 1999 (редактор) [ 17 ]
- Берег пустыни: Литература Сахеля , 2001 (редактор) [ 18 ]
- Падение с парашютом, Норберт Зонго. Перевод Кристофера Уайза. Трентон, Нью-Джерси и Асмэра, Эритрея: Africa World Press, 2004 г. [ 19 ]
- Деррида, Африка и Ближний Восток , 2009 г. [ 20 ] [ 21 ]
- Хомский и деконструкция: политика бессознательного знания , 2011 г. [ 22 ]
- Тахрих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту, 1493–1599 , 2011 г. (редактор и переводчик) [ 23 ]
- В поисках Ямбо Уологема . Влаберг, Южная Африка: Chimurenga Books, «Лучшее из Чимуренги», серия 2, книга 5, 2011 г.
- Колдовство, тотем и джихад в африканской философии , «Подвески: современная ближневосточная и исламская мысль», Нью-Йорк: Bloomsbury Publishing, 2017. [ 24 ]
Статьи
[ редактировать ]- « Разговор с Мэри Брейв Бёрд » с Р. Тоддом Уайзом, American Indian QuarterlyVol. 24, № 3 (лето 2000 г.): 482–493.
- «Деконструкция, сионизм и движение BDS», Arena Journal, выпуск № 47/48 (2017): 272-304.
- « Ньяма и Хека: африканские концепции слова », Сравнительное литературоведение, Vol. 43, № 1-2 (2006): 17-36.
- Убийство Норберта Зонго», «Перспективы африканской литературы тысячелетия», под ред. Артур Дрейтон и Питер Укпокоду. Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press, 2006: 252–260.
- « Деконструкция и сионизм: призраки Маркса Жака Деррида » Диакритика, Vol. 31, № 1 (весна) 2001: 56-72.
- «Дух сионизма: Деррида, Руа и украденное право рождения», Деконструкция сионизма: критика метафизической политики, под редакцией Джанни Ваттимо и Майкла Мардера. Нью-Йорк: Continuum Press, 2013: 113–131.
- « После Азавада: долг насилия , джихада и идеологии херифиан на севере Мали », перевод Нинон Чавес. Фабула / Конференции: Работа Ямбо Уологема, Перекресток сочинений (1968-2018), Университет Лозанны и Страсбургский университет. Эд Кристин Ле Квеллек Коттье и Энтони Манжон.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Развитие американских исследований в арабских университетах: ресурсы, исследования и информационно-пропагандистская деятельность , под редакцией Кристофера Уайза и Муниры Солиман. Каир, Египет: Двунациональная комиссия Фулбрайта и посольство США, Каир, 2004 г.
- ^ Мудрый, Кристофер (1998). «В поисках Ямбо Уологема» . Исследования африканской литературы . 29 (2): 159–182. ISSN 0034-5210 . JSTOR 3820728 .
- ^ Расовые границы французской литературы: фациальный контроль и стратегии перехода , Сара Бурнауцки. Париж: Чемпион Оноре, 2017.
- ^ «Уайз, Кристофер, изд. 2001. Берег пустыни: Литература Сахеля», Обед Нкунцимана, Africa Today , Vol. 50, № 1 (весна/лето) 2003: 144–149.
- ^ «Дань американца Норберту Зонго», Лиерме Соме, L'Indépendant [Уагадугу, Буркина-Фасо], № 396, 10 апреля 2001 г.: 15; «Сделать Буркина-Фасо известной американцам», Сита Тарбагдо, Сидвая [Уагадугу, Буркина-Фасо] № 4238, 9 апреля 2001 г.: 25; . «Книга, посвященная Норберту Зонго», Today [Уагадугу, Буркина-Фасо], 4 апреля 2001 г.: 2; «Ли Николс беседует с Ричардом Прибе», Бюллетень ALA , Vol. 26 (весна 2000 г.): 39–44; «Норберт Зонго или журналист как «тотальный интеллектуал»», Паскаль Бланкини, в книге «Скрещенные фигуры интеллектуалов: траектории, способы действия, производства », (редактор) Абель Кувуама и др. др., Париж: Editions Karthala, 2007: 138–158; «Один момент государственного терроризма в Африке», Тунде Фатунде, The Guardian [Лагос, Нигерия], понедельник, 13 сентября 2004 г.: 67.
- ↑ Обзор: Махмуд Кати, Тарих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту 1493–1599 гг.» , Нубай Кай . Журнал Африканской литературной ассоциации , Vol. 6, нет. 2 (2013).
- ^ « Хроники Тимбукту, 1493-1599 , под редакцией Кристофера Уайза», Стивен Ней. Чимо , номер 62 (осень 2011 г.): 20–23;
- ^ «Кристофер Уайз, «Деррида, Африка и Ближний Восток», Шейн Моран, Текстовая практика , Vol. 24, выпуск 2 (2010): 382-388.
- ^ «Влияние Алжира на французскую философию: между постструктуралистской теорией и колониальной практикой», Муриам Халех Дэвис, Jadaliyya , 6 июня 2011 г. jadaliyya.com/…/algerias-impact-on-fre…
- ^ «Деррида, Африка и Ближний Восток: критическая философия для Африки», Эмилия Илиева, Daily Nation , воскресенье, 18 декабря 2011 г.
- ^ «Деконструкция сионизма: ликвидация Хайдеггера (Ваттимо, Батлер, Элис и др.)», Закари Брайтерман. Место еврейской философии . 24 марта 2014 г.
- ^ Обзор «Деконструкция сионизма: критика политической метафизики», Найджел Парсонс, New Zealand International Review , Vol. 41, выпуск 1 (январь/февраль 2016 г.): 31; «Реверс деконструкции сионизма: критика метафизической политики», Нетта ван Влит, Critical Inquiry , 12 марта 2015 г.; «Обзор, деконструкция сионизма: критика политической метафизики», Дэвид Ллойд. Лос-Анджелесское обозрение книг , 17 августа 2014 г.; «Вот почему важна деконструкция сионизма: критиковать сионизм — значит требовать справедливости для его жертв», Майкл Мардер. Альджазира . 08 декабря 2013 г.; «Деррида и кризис французского сионизма», Эндрю Райдер. Джадалийя (23 апреля 2013 г.). http://www.jadaliyya.com/pages/index/11272/derrida-and-the-crisis-of-french-zionism
- ^ «Язык науки и наука о языке: картезианство Хомского», Дэвид Голумбия. Диакритика , Vol. 43, № 1 (2015): 38-62.
- ^ См. «Джихад Ияда Аг Гали», «Критический национализм», серия лекций по борьбе с общественностью, Зеленый колледж, Университет Британской Колумбии, Ванкувер, Канада, 9 января 2019 г. https://mediasite.audiovisual.ubc.ca/Mediasite/Play /11a7750317034bee973b2649dc2f514c1d
- ^ «Обзор книги Yambo Ouologuem Reader », Спенсер Дью, Raintaxi: Обзор книг: онлайн-издание, лето 2009 г. http://www.raintaxi.com/online/2009summer/ouologuem.shtml
- ^ Бьюкенен, Ян (2002). «О книге Перри Андерсона «Истоки постмодерна», книге Клинта Бёрнэма «Джемисонианское бессознательное: эстетика марксистской теории», книге Стивена Хелмлинга «Успех и неудача Фредрика Джеймсона: письмо, возвышенное и диалектика критики», книге Шона Гомера «Фредрик Джеймсон: марксизм, герменевтика» , Постмодернизм, «Фредрик Джеймсон» Адама Робертса и «Марксистская герменевтика Фредрика Джеймсона» Кристофера Уайза». Исторический материализм . 10 (3): 223–243. дои : 10.1163/15692060260289752 .
- ^ Ланг, Джордж (2001). «Рецензируемая работа Кристофера Уайза: Ямбо Уологем, постколониальный писатель, исламский боевик». Исследования африканской литературы . 32 (1): 136–138. JSTOR 3820593 .
- ^ Нкунцимана, Обед (2003). «Рецензируемая работа: Берег пустыни: Литература Сахеля Кристофера Уайза». Африка сегодня . 50 (1): 144–149. дои : 10.1353/at.2003.0062 . JSTOR 4187564 . S2CID 144394775 .
- ^ «Обзор: Норберт Зонго. Падение с парашютом, Тр. Кристофер Уайз», Дженис Л. Паллистер, Бюллетень ALA (Африканская литературная ассоциация), том 31, № 2 (зима) 2005 г. / № 2 (весна) 2006 г.: 68–70.
- ^ Хагеман, Эндрю (2013). «Рецензия на книгу: Деррида, Африка и Ближний Восток». Христианство и литература . 63 (1): 153–156. дои : 10.1177/014833311306300121 .
- ^ Смит, Нод (2009). «Деррида, Африка и Ближний Восток». Африка сегодня . 56 (2): 104–106. дои : 10.2979/AFT.2009.56.2.104 .
- ^ Стил, Мара (2014). «Кристофер Уайз, Хомский и деконструкция: политика бессознательного знания, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2011». Деррида сегодня . 7 (1): 106–111. дои : 10.3366/drt.2014.0080 .
- ^ Фариас, П.Ф. де Мораес (2013). «Рецензируемая работа: Тахрих аль-Фатташ: Хроники Тимбукту 1493–1599 гг., Кристофер Уайз, Хала Абу Талеб». Исламская Африка . 4 (2): 249–256. JSTOR islamicafrica.4.2.249 .
- ^ Уайз, Кристофер Колдовство, Тотем и джихад в африканской философии», Т.Л. Лотт, Выбор: текущие обзоры для академических библиотек, Vol. 55 (2), октябрь 2017 г.: 219.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские литературные критики
- 1961 года рождения
- Живые люди
- Выпускники Северо-Западного колледжа (Айова)
- Выпускники Университета Оклахомы
- Выпускники Калифорнийского университета в Риверсайде
- Американские ученые английской литературы
- Факультет Университета Западного Вашингтона
- Академический состав Иорданского университета
- Учёные из Беллингема, Вашингтон
- Педагоги из Беллингема, Вашингтон