Ямбо Уологем
Ямбо Уологем | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Бандиагара , Мали | 22 августа 1940 г.
Умер | 14 октября 2017 г. Севаре , Мали | (77 лет)
Псевдоним | Утто Родольф |
Занятие | Учитель, Марабут |
Национальность | Малийский |
Гражданство | Малийский |
Образование | Доктор социологии |
Альма-матер | Высшая нормальная школа , Париж |
Период | 1968–1984 |
Жанр | Историческая фантастика, Эссе, Поэзия |
Известные работы | Долг насилия (1968) Письмо негритянской Франции (1969) Тысяча и одна секс-библия (1969) |
Заметные награды | Премия Ренодо 1968 ' Долг насилия' |
Ямбо Уологем (22 августа 1940 г. - 14 октября 2017 г.) [1] был малийским писателем. Его первый роман «Le devoir de насилие» (англ. Bound to Violence , 1968) получил премию Ренодо . Позже он опубликовал «Lettre à la France nègre» (1969) и «Les mille et une bibles du sexe» (1969) под псевдонимом Утто Родольф . Le devoir de насилие изначально был хорошо принят, но позже критики обвинили Уологема в плагиате отрывков из Грэма Грина и других признанных авторов, таких как Андре Шварц-Барт . Из-за этого Уологем отвернулся от западной прессы и оставался затворником до конца своей жизни.
Жизнь
[ редактировать ]Ямбо Уологем родился единственным сыном в аристократической малийской семье Тиджания в 1940 году в Бандиагаре , главном городе региона Мали догонов ( тогда входившего в состав Французского Судана ). [2] Его отец, Букари Уологем, был известным землевладельцем и школьным инспектором. [2] Он выучил несколько африканских языков и свободно говорил на французском, английском и испанском языках. После поступления в лицей в столице Бамако в 1960 году он отправился в Париж , где изучал социологию, философию и английский язык в лицее Генриха IV. [3] а с 1964 по 1966 год он преподавал в лицее Кларентон в пригороде Парижа, одновременно получая докторскую степень по социологии в Высшей нормальной школе .
Его основная работа «Le devoir de насилие» (1968) вызвала споры и продолжающиеся академические дебаты по поводу обвинений в плагиате. В 1969 году он опубликовал том острых эссе « Lettre à la France nègre», а также эротический роман « Les mille et une bibles du sexe» , опубликованный под псевдонимом Утто Родольф. После разногласий по поводу плагиата в фильме «Le devoir de насилие» Уологем вернулся в Мали в конце семидесятых. [2] До 1984 года он был директором молодежного центра в маленьком городке Севаре недалеко от Мопти в центральной части Мали, где написал и отредактировал серию детских учебников. Считается, что он вел уединенную исламскую жизнь в качестве марабу до своей смерти 14 октября 2017 года в Севаре в возрасте 77 лет. [4] [5]
Обязанность насилия
[ редактировать ]Le devoir de Agriculture (опубликовано на английском языке как Bound to Violence ) было опубликовано в 1968 году издательством Editions du Seuil . Он был встречен широкой критикой и в том же году получил премию Ренодо , став первым африканским писателем, сделавшим это. Уологем стал знаменитостью, а газета Le Monde назвала его одним из «редких интеллектуалов международного уровня, представленных миру Черной Африкой», сравнив его с Леопольдом Седаром Сенгором . [6] Он был переведен на английский язык (« Связанный с насилием ») Ральфом Манхеймом в 1971 году. Роман Уологема резко критикует африканский национализм и «сохраняет величайшую враждебность к насилию, совершенному африканцами против других африканцев». [7] Некоторые критики [ ВОЗ? ] чувствовал, что похвала и первоначальная реакция на «подлинность» романа, который часто исторически неточен [ нужна ссылка ] , был ответ Запада. Эти критики [ ВОЗ? ] рассматривал это как отказ от прославленного взгляда на африканскую историю: в обзоре The Nation говорилось, что Уологем «разрушил… миф о славном африканском прошлом». [8]
Однако вскоре роман погряз в спорах, поскольку некоторые его отрывки, по-видимому, были заимствованы из Грэма Грина книги «Это поле битвы» (впервые опубликованной в 1934 году) и французского романа «Последний из справедливых» ( Le dernier des justes , 1959). ) Андре Шварц-Барта . [2] После иска Грина книга была запрещена во Франции и только недавно [ когда? ] был переиздан там. [9] В то время Уологем утверждал, что изначально он использовал цитаты в некоторых спорных отрывках и что цитаты были удалены его редактором, но его оригинальная рукопись недоступна, чтобы подтвердить это; этот факт не отрицался его издателем. [2] Он также утверждал, что в некоторых ранних интервью он открыто говорил о выдержках из этих отрывков, поэтому во Франции это не вызвало таких споров. С 1977 года в английском издании имеется примечание: «Издатели подтверждают использование определенных отрывков на страницах 54–56 из книги Грэма Грина «Это поле битвы ». [10] Несмотря на противоречия, роман остается одной из вех постколониальной африканской литературы. [11] примечателен своим «культурным размахом: легенды, мифы, хроники, религиозные темы, вплетенные в богатое повествование; красноречием: ритм и музыка прозы». [12]
В книге «Подвиг насилия» очерчены семь с половиной столетий истории центрального Мали (в частности, региона догонов ) с 1202 по 1947 год, когда вымышленное государство Накем-Зуйко стояло на пороге независимости. Первая часть книги посвящена нескольким могущественным малийским империям, в частности доколониальной империи Тукулёр , столицей которой была Бандиагара, и доисламской империи Бамбара, которую она заменила. В нем указывается, как африканские правители сотрудничали с работорговцами, продавая сто миллионов граждан в рабство. Повествование отмечено насилием и эротизмом, изображая колдовство и черную магию как естественную человеческую деятельность. Во второй, колониальной части истории главный герой, Раймон Спартак Кассуми, происходящий из рабов, отправляется во Францию для подготовки к политической карьере. Эта история также подчеркивает процесс, посредством которого раболепие или «неграль» (слово, придуманное Уологемом) укореняется среди чернокожего населения.
Другие произведения
[ редактировать ]Самые известные работы Уологема были переизданы на английском языке и отредактированы Кристофером Уайзом в книгах «Ямбо Уологем Читатель: Долг насилия», «Письмо черного писателя-призрака во Францию» и «Тысяча и одна Библия секса» (Africa World Press, 2008). Его наследие исследуется в современном свете в антологии «Ямбо Уологем: постколониальный писатель, исламский воин» , антологии 1999 года, также отредактированной Уайзом, которая включает в себя отчет о собственной попытке Уайза найти Уологема в Африке. Уайз назвал «решение Уологема вернуться в Мали и умыть руки, чтобы писать на французском языке... неисчислимой потерей для мировой литературы». [13]
Уологем также писал стихи, некоторые из которых публиковались в журнале Nouvelle Somme . Он включен в антологию в «Стихах Черной Африки» (изд. Воле Сойинка , 1975) и «Книге современной африканской поэзии пингвинов» (под редакцией Джеральда Мура и Улли Бейера , 1984).
Влияние и наследие
[ редактировать ]«Поклонение насилию» защищали ряд критиков, в том числе Кваме Энтони Аппиа , который рассматривает его как отказ от «первого поколения современных африканских романов — поколения « Ачебе Вещи разваливаются» и . Лэя «Черного ребенка» ". [8]
Документальный фильм Жана-Фредерика де Хаска 2009 года «Оу есть Эльдорадо?» (« В поисках Эльдорадо ») спорадически упоминает жизнь и сочинения Уологема. [14] В фильме рассказывается о группе малийских студентов университета в Севаре, городе, где он жил, и все они были вдохновлены его работами. Сам Уологем в документальном фильме не появился, так как один из жителей города предостерег де Хаска от слишком близкого приближения к дому автора во время съемок.
сенегальского писателя Мохамеда Мбугара Сарра Роман «Плюс тайные воспоминания человека» , получивший Гонкуровскую премию в 2021 году, вдохновлен опытом Уологема во французской издательской деятельности. [15] [16]
В 2023 году было объявлено, что издательство Penguin Modern Classics в марте 2024 года опубликует новое английское издание « Связанных с насилием» с предисловием малийского ученого Шерифа Кейты. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ д'Алмейда, Селия (16 октября 2017 г.). «Смерть Ямбо Уологема» . Журнал Мали . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мудрый, Кристофер (1998). «В поисках Ямбо Уологема» . Исследования африканской литературы . 29 (2): 159–182. ISSN 0034-5210 . JSTOR 3820728 .
- ^ Связанный с насилием - Yambo Ouologuem: Био-очерк и обзор . ChickenBones: Журнал .
- ^ Чанда, Тиртханкар (16 октября 2017 г.). «Смерть Ямбо Уологема, писателя-иконоборца и основателя» . РФИ . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Критский, Жюль (16 октября 2017 г.). «Мали: Yambo Ouologuem, нечистая совесть западноафриканских писем, вымерла» . Молодая Африка . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ «Форум Ямбо Уологем» . yambo-ouologuem.blogspot.com . Проверено 20 октября 2017 г.
- ↑ Сингх, Амардип (9 января 2007 г.), «Ричард Познер о плагиате; дело Ямбо Уологеума» , amardeepsingh.com.
- ^ Jump up to: а б Серрано, Ричард (2006), Против постколониала: франкоязычные писатели на окраинах Французской империи , Lexington Books, ISBN 0-7391-2029-8 , с. 23.
- ^ Рэдни, Имани (6 апреля 2022 г.). «Испытание истории французской литературы» . Публичные книги . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Yambo Ouologuem под редакцией Кристофера Уайза , Полный обзор.
- ^ Миле, Эрик и Жан-Люк Мано (2007). Мали . Издания Олизане. ISBN 2-88086-351-1 (французский).
- ^ Интервью Линды Кюль, «Ямбо Уологем: о насилии, правде и черной истории» . ChickenBones: Журнал .
- ^ Уайз, Кристофер (1999), Ямбо Уологем: постколониальный писатель, исламский боевик , издательство Lynne Rienner Publishers .
- ^ де Хаск, Жан Фредерик (9 сентября 2015 г.). «В поисках Эльдорадо (английская версия) — документальный фильм Жана-Фредерика де Хаска» – через Vimeo.
- ^ Хенли, Джон (3 ноября 2021 г.). «Мохамед Мбугар Сарр из Сенегала получил высшую французскую литературную премию» . Хранитель .
- ^ Эсомнофу, Эммануэль (11 ноября 2021 г.). «Самая тайная память человека Мохамеда Мбугара Сарра заимствована из жизни малийского писателя Ямбо Уологема» . Журнал «Открытая страна» . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Торп, Ванесса (10 декабря 2023 г.). «Африканский писатель, разоренный ссорой с Грэмом Грином, наконец-то получил шанс проявить себя » Наблюдатель .