Колумба из Санса
Колумба из Санса | |
---|---|
Главный алтарь церкви Святого Колумба , Хаттштатт , Франция. Статуя наверху изображает Колумбу из Санса (нажмите на картинку, чтобы увеличить). | |
Рожденный | в. 257 Галлеция |
Умер | 273 Значение, Галлия |
Почитается в | Римский католицизм |
Главный храм | Аббатство Сенс |
Праздник | 31 декабря |
Атрибуты | медведица, коронованная дева в цепях, с собакой или медведем на цепи, держащая книгу и павлинье перо, с ангелом на погребальном костре или обезглавленная |
Покровительство | Андорра |
Колумба из Санса (вероятно, урождённый Эпорита, ум. 273; галисийский : Santa Comba de Sens ), [ 1 ] была девственницей и монахиней, родившейся в знатной языческой семье на северо-западе Пиренейского полуострова . она уехала из Галлеции в Галлию, В детстве чтобы ее не осудили как христианку, и получила при крещении имя Колумба, что по-французски означает «голубь». Она поселилась в Сансе, Франция , где ее заметил римский император Аврелиан и попытался заставить выйти замуж за его сына. Когда она отказалась, он заключил ее в тюрьму. Ее защитила от сожжения заживо медведица и чудесный ливень, но в конце концов она была обезглавлена. Колумбу почитали по всей Франции; Позже над ее мощами была построена часовня, а в конечном итоге там было построено аббатство Санс, которое когда-то было местом паломничества в ее честь.
Колумба изображается «как коронованная дева в цепях», с собакой или медведем на цепи, с книгой и павлиньим пером в руках, с ангелом на погребальном костре или обезглавленная. Ее главный атрибут – медведица. Ее праздник - 31 декабря. Ее культ, вероятно, представлял собой сочетание двух девственниц-мучеников, Колумбы Испанской и Колумбы Санской. В 1595 году итальянский поэт и писатель Лукреция Маринелла написала аллегорическую христианскую эпическую поэму о Колумбе.
Муниципалитет Санта-Комба в Галисии назван в честь Колумбы из Санса.
Жизнь
[ редактировать ]Колумба родился в знатной языческой семье в современной Галисии , северо-западном регионе Испании. [ 1 ] По словам католического историка Флоренс Кейпс, история Колумбы «в некоторой степени легендарна». [ 2 ] писатель Фернандо Ланци назвал это «вряд ли историческим». [ 1 ] В детстве Колумба сбежал во Вьенну, Франция , где крестился, получив имя Колумба (что по-французски означает «голубь»). [ 1 ] [ 3 ] По словам агиографа Омера Энглберта, она уехала из Испании во Францию, потому что ей сказали, что именно там «процветает более красивая религия» и потому что она «испытывала непреодолимый ужас перед идолами». [ 4 ] Историк Катарина Рабенштейн заявила, что, согласно легенде, Колумба покинул Испанию вместе с другими верующими, чтобы его не осудили как христианина. [ 5 ] Колумба продолжила путь в Санс , недалеко от Парижа на северо-центре Франции, где она приняла мученическую смерть в 273 году. [ 1 ]
Аврелиан , римский император (270–275), прошел через Сан и предал смерти всех тамошних христиан, но, как сообщал Энглеберт, «Одинокая Колумба нашла расположение в его глазах, таково было благородство и красота ее лица, раскрывавшего ее высокое происхождение». [ 4 ] Он хотел, чтобы она вышла замуж за его сына, но она отказалась, поэтому он запер ее в борделе в городском амфитеатре . [ 1 ] [ 4 ] Ее защитила от вреда медведица; Аврелиан пытался сжечь Колумбу и медведя заживо, но медведь сбежал, и «провинциальный дождь потушил огонь». [ 1 ] Колумба был приговорен к смертной казни и обезглавлен, возможно, возле фонтана д'Азон. [ 1 ] Ее тело осталось на земле после того, как она была убита, но о ее захоронении позаботился человек по имени Обертус, который молился ей о восстановлении его зрения. [ 1 ] [ 2 ]
Колумбу одно время почитали по всей Франции; как сообщил Рабенштейн, «исторические памятники Санса до сих пор свидетельствуют об этой преданности». [ 5 ] Позднее над ее мощами была построена часовня, а со временем там было построено аббатство Санс, которое в свое время было местом паломничества в ее честь. Она была покровительницей Андорры и, возможно, покровительницей церкви Шевильи в Париже. [ 1 ] [ 2 ] Ее призывают, чтобы вызвать дождь или избежать засухи. [ 1 ] Ее изображают «венценосной девицей в цепях». [ 5 ] с собакой или медведем на цепи, с книгой и павлиньим пером в руках, с ангелом на погребальном костре или обезглавленным. Ее главный атрибут – медведица. [ 5 ] Ее праздник – 31 декабря. [ 1 ]
Наследие
[ редактировать ]
Историк Эллисон М. Поска заявила, что культ Колумбы был «вероятно комбинацией двух девственниц-мучеников»: [ 6 ] Колумба Испанский (ум. 853) и Колумба Сенский. [ 7 ] Поска предположил, что вестготская церковь, посвященная Колумбе в Банде (недалеко от португальской границы), могла свидетельствовать о распространении ее преданности до того, как мусульмане вторглись в Испанию. Легенда, вероятно, стала ассоциироваться с Колумбой в Испании, когда поселенцы вновь заселили Галисию после изгнания мусульман из региона. [ 8 ]
В 1595 году итальянская поэтесса и писательница Лукреция Маринелла написала стихотворение о Колумбе «Святая Колумба». [ 3 ] [ 9 ] Писательница Вирджиния Кокс, сравнившая это стихотворение с другим стихотворением и прозаическим произведением, написанным Маринеллой о Франциске Ассизском , [ 3 ] заявил, что обращение Маринеллы к истории Колумбы не было религиозным; скорее, это было «в его внутреннем повествовательном интересе и в аллегорическом потенциале, предложенном именем героини «Голубь», которое напоминает традиционный образ Святого Духа и делает ее историю не просто историей одинокой героической девушки, но историей торжество христианства в целом». [ 9 ] «Священная Колумба» была построена вокруг конфликта между ней и Аврелианом и описывает «первоначальные ненасильственные попытки Аврелиана убедить Колумбу отречься от своей веры». [ 9 ] в начале стихотворения, ее обезглавливание в конце и ее защита от изнасилования «медведицей» и от сожжения заживо «посланным небесами ливнем». [ 9 ] Кокс сказал, что стихотворение, хотя оно и очень напоминало светскую эпическую поэму, переработало фигуру эпического героя посредством изображения Маринеллой смены ролей между Колумбой, которого описывают как воина, и Аврелианом. [ 10 ] Кокс заявил, что поражение Аврелиана в стихотворении Колумбы означает поражение языческих ценностей христианскими ценностями, символизируемыми голубем. [ 11 ] [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ланци, Фернандо; Ланци, Джоя (2004). Святые и их символы: распознавание святых в искусстве и популярных изображениях . Перевод О'Коннелла, Мэтью Дж. Колледжвилля, Миннесота: Liturgical Press. п. 80. ИСБН 0-8146-2970-9 . OCLC 54767407 .
- ^ Jump up to: а б с Кейпс, Флоренс Мэри (1908). Католическая энциклопедия . Том. 4. .
- ^ Jump up to: а б с Кокс, с. 28
- ^ Jump up to: а б с Энглберт, Омер (1951). Жития святых . Нью-Йорк: Barnes and Noble, Inc., с. 496. ИСБН 1-56619-516-0 . OCLC 31883552 .
- ^ Jump up to: а б с д Рабенштейн, Екатерина И. «Святая дня» . Католическая церковь Святого Патрика . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Проверено 31 октября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Поска, с. 224
- ^ Поска, стр. 224-225
- ^ Поска, с. 225
- ^ Jump up to: а б с д Кокс, с. 144
- ^ Кокс, с. 145
- ^ Кокс, с. 146
- ↑ Полный анализ стихотворения Маринеллы см. в Коксе, стр. 142–149.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кокс, Вирджиния. (2011). Потрясающая муза: женское письмо в контрреформационной Италии . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-1-4214-0160-7 . ОСЛК 794700422
- Поска, Эллисон М. (2005). Женщины и власть в Испании раннего Нового времени: Крестьяне Галисии . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-151474-6 . ОСЛК 253008869