Jump to content

Вертушки

Жирандоль с зеркалом

Жирандол состоящий ( / ˈ ɪ r ə n d ə ʊ l / ) — декоративный разветвленный подсвечник, из нескольких светильников, которые могут быть на подставке или установлены на стене, отдельно или прикреплены к зеркалу. [1] [2] Жирандоль использовался для обозначения множества различных предметов и конструкций; ранние жирандоли представляли собой канделябры, украшенные кристаллами, похожие на люстру на подставке, и одно время им также обозначали все канделябры и люстры , с кристаллами или без них. [3] Жирандоль впервые появился во Франции в середине 17 века как роскошный прибор для освещения. [4] В 18 веке жирандоль можно было прикрепить к зеркалу, а большие настенные жирандоли со встроенным зеркалом вошли в моду в Англии во второй половине 18 века. [3] [5] Форма жирандола с круглым выпуклым зеркалом также была популярна в Соединенных Штатах в начале 19 века. [6]

Этимология

[ редактировать ]
Пара французских жирандолей конца 17 века.

Слово «жирандоль» впервые появилось в английском языке в первой половине 17 века в отношении вращающегося фейерверка. [7] Оно происходит от французского girandole , которое, в свою очередь, происходит от итальянского girandola , что означает своего рода горизонтальный фейерверк в виде колеса Екатерины . [3] Гирандола уменьшительное от слова «гиранда» , происходящее от «гираре» и латинского «гираре », что означает «вращаться», что, в свою очередь, происходит от « извилины » и, в конечном счете, от греческого «gŷros », означающего «кольцо или круг». [7]

Жирандол как осветительное устройство, возможно, был назван в честь фейерверка Екатерины в виде колеса, потому что ранняя форма жирандоли представляла собой разветвленный подсвечник с лучами, расходящимися от центральной оси, как спицы колеса, тем самым напоминая фейерверк. [8] [9]

Использование

[ редактировать ]
Богато украшенный американский канделябр, увешанный кристаллами, называемый жирандоль. [10]

Жирандоль использовался как термин для обозначения множества осветительных устройств и объектов. Первоначально этот термин обозначал тип фейерверка, но во второй половине 17 века во Франции он использовался для обозначения типа канделябра, обычно с шестью лучами, выходящими из центрального стержня. [8] Жирандолы этого периода представляли собой богато украшенные канделябры пирамидальной формы, часто увешанные подвесками из кристаллов. [3] Это, наряду с фейерверком, до сих пор является одним из определений жирандоли во Франции. [11] Изысканные канделябры с висящими кристаллами в середине 19 века в США также назывались жирандолами. Обычно они состоят из трех или пятирожковых канделябров, окруженных двумя однорожковыми подсвечниками с одинаковым декором. [12]

В середине 18 века в Англии это слово обозначало большое позолоченное декоративное бра или настенный светильник с зеркалом. Позже зеркало, особенно если оно круглое и выпуклое, можно будет называть жирандолью само по себе, без подсвечников. [3] Настенное осветительное устройство – это сегодня общепринятое определение жирандоли в английском языке. [13] [5] [14] Некоторые большие туалетные столики XIX века были известны как «жирандоли» из-за осветительных приборов, установленных по бокам. [ нужна ссылка ] Форма жирандоли с люстрой перед зеркалом была создана в Ирландии в конце XVIII века. [15]

В Италии жирандола означает фейерверк, флюгер или игрушку -вертушку . [16] В Польше слово жирандоль ( żyrandol ) используется для описания традиционного народного искусства. Популярной формой являются «жирандолы-пауки», представляющие собой декоративные предметы, подвешенные к потолку. Их можно сделать из папиросной бумаги, разрезать, обернуть или превратить в цветы или гирлянды , а также в виде гирлянд, натянутых в виде звезд на потолке. [17]

В ювелирном дизайне жирандоль означает серьгу с большим центральным камнем или украшение с прикрепленными камнями меньшего размера. [13] Популярная форма сережек-жирандолей состоит из трех подвесных капель, свисающих с более крупной грозди в форме банта или других конструкций, например ветвей канделябра. [18] Жирандоль также использовался для описания часов в Соединенных Штатах, где часы расположены на чемодане и круглом основании в форме зеркала жирандоли. [19] [20]

Французский жирандоль конца XVII века, украшенный кристаллами и полудрагоценными камнями.

Жирандолы как декоративные канделябры появились в качестве предметов во французских королевских домах примерно в 1660 году, а ранняя версия, возможно, существовала в 1653 году. [8] Множество жирандолей было найдено в Версальском дворце . К концу 17 века его также использовали в частных резиденциях богатых людей. создали исключительные образцы жирандоли . Он оставался популярным во Франции в 18 веке, когда известные мастера того периода [21] [4] Эти жирандоли обычно изготавливались и использовались парами. [21] [22] и вместе с бра освещали среднюю часть комнаты под люстрами. [23]

Ранние французские жирандоли имеют основание, центральную ножку и пластину, на которой обычно располагаются шесть рожек с поддонами и бобешем для свечей. Их часто украшали горным хрусталем и стеклом — их можно было связать вместе в виде бус или подвешивать в виде подвесок или розеток в форме пирамиды или конуса, добавляя подсвечнику блесток, отражая свет свечей. [24] Более экстравагантные жирандоли могут включать полудрагоценные камни, такие как аметист , агат , халцедон, а также коралл , сердолик и нефрит . [8] Жирандолы также могут быть выполнены в виде скульптурных фигур, которые могут быть изготовлены из позолоченной бронзы с кристаллами или без них. Также популярны в XVIII веке были фарфоровые жирандоли с цветочным декором. Некоторые жирандоли делались из серебра, но золото применялось только в королевских дворцах. [25] Жирандолы могут быть маленькими, но они также могут стать довольно большими: некоторые из них достигают восьми футов в высоту, включая большое скульптурное основание. [26] Меньшие жирандоли можно было разместить на столе или геридоне , а более крупные часто ставили на факел . [8] Популярность жирандолей во Франции в 19 веке снизилась, и те, что там производились, в основном представляли собой копии старых моделей. [27]

Английские образцы жирандолей
4 жирандоли с зеркалами Томаса Чиппендейла
Вертушки конца XVIII века.

Жирандолы также могут быть выполнены в виде настенных светильников или бра, и многие из них были выполнены в богато украшенном стиле рококо . Зеркала со сложными рамами и прикрепленными к ним подсвечниками производились в Англии в середине 18 века, их также называли жирандолами. [28] Томас Чиппендейл производил жирандоли с зеркалами и без них асимметричного дизайна в стилях рококо, шинуазри или готики. Они состоят из свитков и ракушек с различными мотивами, такими как архитектурные руины, китайские фигуры и пагоды, колонны, листва, водопады и птицы. Зеркала обычно помещались в пластины меньшего размера, а стыки затем покрывались позолоченными лепнинами или пилястрами. [29] В конце 18 века были популярны конструкции в неоклассическом стиле . [5] Руки подсвечников могут выступать по бокам зеркала или прямо под ним, но жирандоль также можно расположить перед зеркалом так, чтобы он и его отраженное изображение создавали иллюзию полного канделябра. [30]

К концу 18 века были созданы круглые выпуклые зеркала для использования в домах. Зеркала, называемые «жирандолами» или «зеркалами-жирандолами», имеют выступающие изогнутые кронштейны для хранения свечей и были предназначены для создания приятно искаженных отражений комнат, в которых они находились. [31] Они стали популярными в федеральный период (1790–1830 годы) в Соединенных Штатах, где зеркала часто увенчивались навершием в виде орла . [6] [32] Некоторые из них могут быть увенчаны крылатыми лошадьми или драконами, а размеры зеркал могут варьироваться от одного до трех футов в диаметре. [33] В Англии такие зеркала, называемые еще жирандолями, часто производились без подсвечников. [31]

Для изготовления жирандолей использовалось множество металлов. В случае подсвечников позолоченная бронза очень часто используется , но для столового использования можно использовать серебро. Некоторые жирандоли также изготавливаются из лиственных пород . [21] Большой настенный жирандоль может быть изготовлен из позолоченного резного дерева. [28]

  1. ^ «Жирандоль» . Мерриам-Вебстер .
  2. ^ "девушка-андоле" . Словарь американского наследия .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Джоанна Бэнхэм, изд. (1997). Энциклопедия дизайна интерьера . Тейлор и Фрэнсис. п. 126. ИСБН  9781136787584 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Ховард 1888 , с. 980 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с «Вертушки» . Британская энциклопедия .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Жирандоль» . Метрополитен-музей .
  7. ^ Перейти обратно: а б «Слово дня: Жирандоль» . Словарь.com . 3 июля 2021 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Уилсон, Бремер-Дэвид и Уивер 2008 , с. 292 .
  9. ^ «Жирандоль» . Мерриам-Вебстер .
  10. ^ «Уильям Ф. Шоу Жирандоль (часть набора)» . Музей изящных искусств Хьюстона .
  11. ^ «Вертушки» . ННТЛ .
  12. ^ Х. Карл Шарольд. «Жирандолы» (PDF) .
  13. ^ Перейти обратно: а б «Вертушки» . Словарь Коллинза .
  14. ^ «Вертушки» . Словарь.com .
  15. ^ Рыцарь Глина; Джеймс Пейл (2007). Ирландская мебель: изделия из дерева и резьба в Ирландии с древнейших времен до Акта о Союзе . Центр Пола Меллона по изучению британского искусства. п. 269. ИСБН  9780300117158 .
  16. ^ «Жирандола» . Словарь Коллинза .
  17. ^ Фрис, Ева. Иракец, Анна. Покропек, Марианское народное искусство в Польше стр. №75 Аркадий 1988 г. ISBN   83-213-3478-4
  18. ^ Кэмпбелл 2006 , с. 523 , 524.
  19. ^ Бейкер Карлайл, Лилиан (май 1978 г.). «Новые биографические данные о Кертисе и Даннинге, часовщиках Жирандола». Американский художественный журнал . 10 (1): 90–109. JSTOR   1594111 .
  20. ^ Кэмпбелл 2006 , с. 255 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
  22. ^ Говард 1888 , с. 981 .
  23. ^ «Пара жирандолей: около 1680–1700» . Коллекция музея Гетти .
  24. ^ Уилсон, Бремер-Дэвид и Уивер 2008 , стр. 292, 295 .
  25. ^ Ховард 1888 , с. 981–983 .
  26. ^ Говард 1888 , с. 983 .
  27. ^ Говард 1888 , с. 984 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Миллер, Джудит (2019). Справочник Миллера по антиквариату и справочник цен на 2020–2021 годы . Осьминог. п. 229. ИСБН  9781784726485 .
  29. ^ Уоррен Клаустон 1897 , с. 58–59 .
  30. ^ Кэмпбелл 2006 , с. 324 .
  31. ^ Перейти обратно: а б Шрам, Ребекка К. (2017). В Зазеркалье: Зеркала и идентичность в ранней Америке . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 24–25. ISBN  9781421423128 .
  32. ^ Полсон, Мэри Эллен (апрель 2005 г.). «Зеркальные изображения» . Интерьеры старого дома . Том. 11, нет. 3. С. 44–48. ISSN   1079-3941 .
  33. ^ Клэри Морс, Фрэнсис (2023). Мебель старины .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b7d96add5667e30a097cc1a2199e8a3__1719041520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/a3/4b7d96add5667e30a097cc1a2199e8a3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Girandole - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)