Вертушки
Жирандол состоящий ( / ˈ dʒ ɪ r ə n d ə ʊ l / ) — декоративный разветвленный подсвечник, из нескольких светильников, которые могут быть на подставке или установлены на стене, отдельно или прикреплены к зеркалу. [1] [2] Жирандоль использовался для обозначения множества различных предметов и конструкций; ранние жирандоли представляли собой канделябры, украшенные кристаллами, похожие на люстру на подставке, и одно время им также обозначали все канделябры и люстры , с кристаллами или без них. [3] Жирандоль впервые появился во Франции в середине 17 века как роскошный прибор для освещения. [4] В 18 веке жирандоль можно было прикрепить к зеркалу, а большие настенные жирандоли со встроенным зеркалом вошли в моду в Англии во второй половине 18 века. [3] [5] Форма жирандола с круглым выпуклым зеркалом также была популярна в Соединенных Штатах в начале 19 века. [6]
Этимология
[ редактировать ]Слово «жирандоль» впервые появилось в английском языке в первой половине 17 века в отношении вращающегося фейерверка. [7] Оно происходит от французского girandole , которое, в свою очередь, происходит от итальянского girandola , что означает своего рода горизонтальный фейерверк в виде колеса Екатерины . [3] Гирандола — уменьшительное от слова «гиранда» , происходящее от «гираре» и латинского «гираре », что означает «вращаться», что, в свою очередь, происходит от « извилины » и, в конечном счете, от греческого «gŷros », означающего «кольцо или круг». [7]
Жирандол как осветительное устройство, возможно, был назван в честь фейерверка Екатерины в виде колеса, потому что ранняя форма жирандоли представляла собой разветвленный подсвечник с лучами, расходящимися от центральной оси, как спицы колеса, тем самым напоминая фейерверк. [8] [9]
Использование
[ редактировать ]Жирандоль использовался как термин для обозначения множества осветительных устройств и объектов. Первоначально этот термин обозначал тип фейерверка, но во второй половине 17 века во Франции он использовался для обозначения типа канделябра, обычно с шестью лучами, выходящими из центрального стержня. [8] Жирандолы этого периода представляли собой богато украшенные канделябры пирамидальной формы, часто увешанные подвесками из кристаллов. [3] Это, наряду с фейерверком, до сих пор является одним из определений жирандоли во Франции. [11] Изысканные канделябры с висящими кристаллами в середине 19 века в США также назывались жирандолами. Обычно они состоят из трех или пятирожковых канделябров, окруженных двумя однорожковыми подсвечниками с одинаковым декором. [12]
В середине 18 века в Англии это слово обозначало большое позолоченное декоративное бра или настенный светильник с зеркалом. Позже зеркало, особенно если оно круглое и выпуклое, можно будет называть жирандолью само по себе, без подсвечников. [3] Настенное осветительное устройство – это сегодня общепринятое определение жирандоли в английском языке. [13] [5] [14] Некоторые большие туалетные столики XIX века были известны как «жирандоли» из-за осветительных приборов, установленных по бокам. [ нужна ссылка ] Форма жирандоли с люстрой перед зеркалом была создана в Ирландии в конце XVIII века. [15]
В Италии жирандола означает фейерверк, флюгер или игрушку -вертушку . [16] В Польше слово жирандоль ( żyrandol ) используется для описания традиционного народного искусства. Популярной формой являются «жирандолы-пауки», представляющие собой декоративные предметы, подвешенные к потолку. Их можно сделать из папиросной бумаги, разрезать, обернуть или превратить в цветы или гирлянды , а также в виде гирлянд, натянутых в виде звезд на потолке. [17]
В ювелирном дизайне жирандоль означает серьгу с большим центральным камнем или украшение с прикрепленными камнями меньшего размера. [13] Популярная форма сережек-жирандолей состоит из трех подвесных капель, свисающих с более крупной грозди в форме банта или других конструкций, например ветвей канделябра. [18] Жирандоль также использовался для описания часов в Соединенных Штатах, где часы расположены на чемодане и круглом основании в форме зеркала жирандоли. [19] [20]
Дизайны
[ редактировать ]Жирандолы как декоративные канделябры появились в качестве предметов во французских королевских домах примерно в 1660 году, а ранняя версия, возможно, существовала в 1653 году. [8] Множество жирандолей было найдено в Версальском дворце . К концу 17 века его также использовали в частных резиденциях богатых людей. создали исключительные образцы жирандоли . Он оставался популярным во Франции в 18 веке, когда известные мастера того периода [21] [4] Эти жирандоли обычно изготавливались и использовались парами. [21] [22] и вместе с бра освещали среднюю часть комнаты под люстрами. [23]
Ранние французские жирандоли имеют основание, центральную ножку и пластину, на которой обычно располагаются шесть рожек с поддонами и бобешем для свечей. Их часто украшали горным хрусталем и стеклом — их можно было связать вместе в виде бус или подвешивать в виде подвесок или розеток в форме пирамиды или конуса, добавляя подсвечнику блесток, отражая свет свечей. [24] Более экстравагантные жирандоли могут включать полудрагоценные камни, такие как аметист , агат , халцедон, а также коралл , сердолик и нефрит . [8] Жирандолы также могут быть выполнены в виде скульптурных фигур, которые могут быть изготовлены из позолоченной бронзы с кристаллами или без них. Также популярны в XVIII веке были фарфоровые жирандоли с цветочным декором. Некоторые жирандоли делались из серебра, но золото применялось только в королевских дворцах. [25] Жирандолы могут быть маленькими, но они также могут стать довольно большими: некоторые из них достигают восьми футов в высоту, включая большое скульптурное основание. [26] Меньшие жирандоли можно было разместить на столе или геридоне , а более крупные часто ставили на факел . [8] Популярность жирандолей во Франции в 19 веке снизилась, и те, что там производились, в основном представляли собой копии старых моделей. [27]
Жирандолы также могут быть выполнены в виде настенных светильников или бра, и многие из них были выполнены в богато украшенном стиле рококо . Зеркала со сложными рамами и прикрепленными к ним подсвечниками производились в Англии в середине 18 века, их также называли жирандолами. [28] Томас Чиппендейл производил жирандоли с зеркалами и без них асимметричного дизайна в стилях рококо, шинуазри или готики. Они состоят из свитков и ракушек с различными мотивами, такими как архитектурные руины, китайские фигуры и пагоды, колонны, листва, водопады и птицы. Зеркала обычно помещались в пластины меньшего размера, а стыки затем покрывались позолоченными лепнинами или пилястрами. [29] В конце 18 века были популярны конструкции в неоклассическом стиле . [5] Руки подсвечников могут выступать по бокам зеркала или прямо под ним, но жирандоль также можно расположить перед зеркалом так, чтобы он и его отраженное изображение создавали иллюзию полного канделябра. [30]
К концу 18 века были созданы круглые выпуклые зеркала для использования в домах. Зеркала, называемые «жирандолами» или «зеркалами-жирандолами», имеют выступающие изогнутые кронштейны для хранения свечей и были предназначены для создания приятно искаженных отражений комнат, в которых они находились. [31] Они стали популярными в федеральный период (1790–1830 годы) в Соединенных Штатах, где зеркала часто увенчивались навершием в виде орла . [6] [32] Некоторые из них могут быть увенчаны крылатыми лошадьми или драконами, а размеры зеркал могут варьироваться от одного до трех футов в диаметре. [33] В Англии такие зеркала, называемые еще жирандолями, часто производились без подсвечников. [31]
Для изготовления жирандолей использовалось множество металлов. В случае подсвечников позолоченная бронза очень часто используется , но для столового использования можно использовать серебро. Некоторые жирандоли также изготавливаются из лиственных пород . [21] Большой настенный жирандоль может быть изготовлен из позолоченного резного дерева. [28]
Галерея
[ редактировать ]- Людовика XIV . Французские вертушки эпохи
- Французский жирандоль XVIII века.
- Французский дизайн пары жирандолей.
- Вертушки, Людовика XVI. период
- Французский рисунок жирандоли XVIII века.
- Английский дизайн жирандолей и стола XVIII века.
- Дизайн для вертушки
- Дизайн Уильяма Чемберса
- Дизайн жирандоли Томаса Джонсона
- Жирандоль по дизайну Томаса Чиппендейла.
- Голландский жирандоль (1856, Рейксмузеум )
- Мейсенский фарфор и жирандоль из позолоченной бронзы
- Русские вертушки
- Чешские вертушки
- серьги-жирандолы
- Часы-вертушка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жирандоль» . Мерриам-Вебстер .
- ^ "девушка-андоле" . Словарь американского наследия .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джоанна Бэнхэм, изд. (1997). Энциклопедия дизайна интерьера . Тейлор и Фрэнсис. п. 126. ИСБН 9781136787584 .
- ^ Перейти обратно: а б Ховард 1888 , с. 980 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Вертушки» . Британская энциклопедия .
- ^ Перейти обратно: а б «Жирандоль» . Метрополитен-музей .
- ^ Перейти обратно: а б «Слово дня: Жирандоль» . Словарь.com . 3 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилсон, Бремер-Дэвид и Уивер 2008 , с. 292 .
- ^ «Жирандоль» . Мерриам-Вебстер .
- ^ «Уильям Ф. Шоу Жирандоль (часть набора)» . Музей изящных искусств Хьюстона .
- ^ «Вертушки» . ННТЛ .
- ^ Х. Карл Шарольд. «Жирандолы» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б «Вертушки» . Словарь Коллинза .
- ^ «Вертушки» . Словарь.com .
- ^ Рыцарь Глина; Джеймс Пейл (2007). Ирландская мебель: изделия из дерева и резьба в Ирландии с древнейших времен до Акта о Союзе . Центр Пола Меллона по изучению британского искусства. п. 269. ИСБН 9780300117158 .
- ^ «Жирандола» . Словарь Коллинза .
- ^ Фрис, Ева. Иракец, Анна. Покропек, Марианское народное искусство в Польше стр. №75 Аркадий 1988 г. ISBN 83-213-3478-4
- ^ Кэмпбелл 2006 , с. 523 , 524.
- ^ Бейкер Карлайл, Лилиан (май 1978 г.). «Новые биографические данные о Кертисе и Даннинге, часовщиках Жирандола». Американский художественный журнал . 10 (1): 90–109. JSTOR 1594111 .
- ^ Кэмпбелл 2006 , с. 255 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Говард 1888 , с. 981 .
- ^ «Пара жирандолей: около 1680–1700» . Коллекция музея Гетти .
- ^ Уилсон, Бремер-Дэвид и Уивер 2008 , стр. 292, 295 .
- ^ Ховард 1888 , с. 981–983 .
- ^ Говард 1888 , с. 983 .
- ^ Говард 1888 , с. 984 .
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Джудит (2019). Справочник Миллера по антиквариату и справочник цен на 2020–2021 годы . Осьминог. п. 229. ИСБН 9781784726485 .
- ^ Уоррен Клаустон 1897 , с. 58–59 .
- ^ Кэмпбелл 2006 , с. 324 .
- ^ Перейти обратно: а б Шрам, Ребекка К. (2017). В Зазеркалье: Зеркала и идентичность в ранней Америке . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 24–25. ISBN 9781421423128 .
- ^ Полсон, Мэри Эллен (апрель 2005 г.). «Зеркальные изображения» . Интерьеры старого дома . Том. 11, нет. 3. С. 44–48. ISSN 1079-3941 .
- ^ Клэри Морс, Фрэнсис (2023). Мебель старины .
Библиография
[ редактировать ]- Уилсон, Джиллиан; Бремер-Дэвид, Чарисса; Уивер, Джеффри (2008). Французская мебель и позолоченная бронза . Музей Дж. Пола Гетти. стр. 292–295. ISBN 9780892368747 .
- Кэмпбелл, Гордон (2006). Энциклопедия декоративного искусства Grove . Издательство Оксфордского университета.
- Гарвард, Генри (1888). Словарь мебели и декора . Полет. 2. Maison Quantin, полиграфическая и издательская компания. п. 980–984.
- Уоррен Клаустон, К. (1897). Период Чиппендейла в английской мебели . Дебенхэм и Фрибоди.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Жирандоль ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 5. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в