Симфония для струнных
Симфония для струнных | |
---|---|
by Georgy Sviridov | |
![]() Sviridov c. 1939 | |
Другое имя | Камерная симфония |
Опус | 14 |
Составленный | 1940 |
Издатель | Руслания |
Продолжительность | в. 20 минут |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 28 декабря 1940 г. |
Расположение | Большой зал Ленинградской филармонии. Ленинград, РСФСР. |
Исполнители | Ленинградский филармонический оркестр Эдуард Грикуров (дирижер) |
The Symphony for Strings (Russian: Симфония для струнного оркестра , romanized: Simfoniya dlya strunnogo orkestra , lit. 'Symphony for String Orchestra'; also known as the Chamber Symphony ), [ 1 ] Оп . 14 — четырехчастное произведение для струнного оркестра Георгия Свиридова . Он написал произведение в период творческого кризиса, когда начал отвергать произведения Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича и изо всех сил пытался выработать свой собственный стиль. Премьера произведения состоялась 28 декабря 1940 года в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением Эдуарда Грикурова . Произведение сразу же вызвало интенсивные дебаты среди членов Союза советских композиторов как против, так и в защиту Свиридова . После 1943 года Симфония для струнного оркестра больше не исполнялась, пока в 1980-е годы композитор не обнаружил партитуру среди своих личных бумаг, после чего безуспешно пытался ее отредактировать. Его первое современное исполнение состоялось 28 июня 2000 года в Санкт-Петербурге с «Солистами Москвы» под управлением Юрия Башмета .
Фон
[ редактировать ]Свиридов начал утверждать свою репутацию композитора в 1936 году с постановок стихов Александра Пушкина . В следующем, 1937 году, его приняли в Союз советских композиторов — редкое достижение для молодого композитора его времени. В том же году он выступил на мировой премьере своего Фортепианного концерта в партнерстве с Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского . Ряд его работ, в том числе музыка к фильму «Поднятая целина» и сотрудничество с Иваном Дзержинским , мгновенно стали популярными в Советском Союзе. По мере того, как его музыка становилась более широко известной, она также вызывала растущую критику со стороны его сверстников. [ 2 ] В личных заметках 1970-х годов Свиридов вспоминал этот период как период, полный испытаний для него самого и появления новой советской музыки. [ 3 ]
К 1940 году, в последний год его опеки под руководством Шостаковича, [ 2 ] Свиридов столкнулся с крупным творческим кризисом. То, что он называл «государственным искусством», например оперы « В бурю» Тихона Хренникова и «Семен Котко» Сергея Прокофьева, оттолкнуло его из-за того, что он воспринимал как их существенную фальшь. В то же время Свиридов все больше чувствовал себя отчужденным от музыки Игоря Стравинского , чью «Персефону» , «Симфонию псалмов » и «Игра в карты» он хорошо знал, и Дмитрия Шостаковича . [ 4 ]
В 1940 году Свиридов начал и завершил «Симфонию для струнного оркестра». [ 5 ] Использование Свиридовым струнного оркестра считалось необычным для советской симфонии того периода. Единственным предыдущим примером такого произведения была «Синфониетта» Николая Мясковского . [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Симфония состоит из четырех частей : [ 1 ]
- Очень умеренный
- Живой
- Едем на мотоцикле
- Очень веселый
Вступительная часть начинается с тутти- изложения драматической темы, за которой следует контрастирующая лирическая вторая тема. В последующем скерцо звучат еврейские народные мотивы. Строгая и широко мелодичная «Andante con moto» уступает место решительному финалу, снимающему напряжение предыдущих частей. [ 7 ] По словам музыковеда Юлиана Вайнкопа , на произведение повлияли Густава Малера Симфония № 7 Стравинского , «Царь Эдип» и «Мусагет Аполлон» Шостаковича , а также Симфония № 5 . [ 8 ]
Обычное выступление занимает около 20 минут. [ 6 ]
Премьера
[ редактировать ]Мировая премьера Симфонии для струнного оркестра произошла 28 декабря 1940 года во время ретроспективы советской музыки, проходившей в Большом зале Ленинградской филармонии . Его исполнил Ленинградский филармонический оркестр под управлением Эдуарда Грикурова . [ 9 ]
Прием
[ редактировать ]Дебаты
[ редактировать ]В статье, опубликованной перед премьерой «Симфонии для струнного оркестра», Шостакович назвал ее «интересным и очень значительным произведением». Он добавил, что "оригинальность и свежесть мелодий [Свиридова], его гармоний и полифонической изысканности не подлежат сомнению". [ 5 ] Статья Шостаковича была единственной, которую он посвятил одному из своих учеников. [ 10 ] После того, как Свиридов исполнил симфонию на пленуме оргкомитета Союза советских композиторов 11 мая 1941 года, [ 9 ] Шостакович называл его надеждой советской музыки. [ 11 ]
«Симфония для струнного оркестра» Свиридова вызвала бурные споры не только среди музыкальных профессионалов, но и среди публики. [ 12 ] Вайнкоп отметил, что эти споры возникли из-за резкого изменения стиля и сложности, проявленного в работе: [ 6 ]
Эта работа, несомненно, нуждается в известном вложении интеллектуальной энергии, чтобы быть оцененной по достоинству: в ней Свиридов оставляет позади первобытную «доступность» своих юношеских творческих начинаний. Это, возможно, расстроит некоторых критиков, которые, возможно, будут склонны услышать в симфонии этого молодого композитора «формалистическое грехопадение». [ 13 ]
Иван Соллертинский , музыковед и близкий друг Шостаковича, нападал на Свиридова и других молодых ленинградских композиторов как на «эпигонов» Шостаковича, которого самого критиковали как «владыку умов» своих учеников. [ 14 ] Александр Шавердян , критик и редактор, окрестил это явление «шостаковичизмом». [ 15 ] Другие, такие как музыковед Даниил Житомирский и композитор Борис Клюзнер , защищали учеников Шостаковича, в том числе Свиридова. Клюзнер упрекнул критиков Свиридова в их обвинениях в подражательстве. Он сказал им, что внимательного слушания будет достаточно, чтобы разубедить их в своих убеждениях. На «Симфонию для струнных» повлиял не только Шостакович, добавил Клюзнер, но также Стравинский и Малер, хотя и она была включена в личный стиль Свиридова. [ 16 ]
Потеря и повторное открытие
[ редактировать ]дирижировала «Симфония для струнного оркестра» После 1943 года, когда в Новосибирске Курт Зандерлинг , [ 17 ] произведение было исключено из репертуара. Развитие Свиридова как композитора со временем отвлекло его от инструментальной музыки, но от партитуры он не отрекся. Он заново открыл его среди своих личных документов в 1980-х годах и попытался подготовить исправленную версию, дополненную перкуссией. В конце концов, он смог переработать только третью часть, но оставил письменные указания о том, как он планировал пересмотреть остальную часть работы. [ 18 ] Симфония для струнного оркестра больше не исполнялась до тех пор, пока ее не исполнили 28 июня 2000 года «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета . Это исполнение состоялось на том же месте, где состоялась мировая премьера партитуры, теперь переименованном в Санкт-Петербургскую академическую филармонию. [ 18 ]
Впоследствии «Солисты Москвы» и «Башмет» сделали премьерную запись Симфонии для струнных инструментов для Onyx Classics. Дэвид Фаннинг , британский музыковед, писал, что это «серьезное и умное произведение, почти во всем его настроение напряженное и напряженное». [ 19 ]
«Симфония для струнного оркестра» вышла в свет в 2016 году издательством «Руслания». [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Якубов 2005 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Emelyanova 2012 , p. 27.
- ^ Sviridov 2002 , p. 285.
- ^ Sviridov 2002 , p. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Emelyanova 2012 , p. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Вайнкоп 1941 , с. 22.
- ^ Якубов 2005 , стр. 3–4.
- ^ Вайнкоп 1941 , стр. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б Emelyanova 2012 , p. 33.
- ^ Emelyanova 2012 , p. 28, n.5.
- ^ Sviridov 2002 , p. 88.
- ^ Вайнкоп 1941 , с. 19.
- ^ Вайнкоп 1941 , с. 25.
- ^ Emelyanova 2012 , p. 34.
- ^ Emelyanova 2012 , p. 35.
- ^ Emelyanova 2012 , p. 36.
- ^ Emelyanova 2012 , p. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Emelyanova 2012 , p. 41.
- ^ Фаннинг, Дэвид (январь 2006 г.). «Шостакович-Свиридов-Вайнберг». Граммофон . 83 (1001): 49–50.
- ^ "Симфония для струнного оркестра op. 14 (1940)" [Symphony for String Orchestra, Op. 14 (1940)]. Ruslania (in Russian). Archived from the original on July 10, 2024 . Retrieved July 10, 2024 .
Источники
[ редактировать ]- Emelyanova, Maria (Winter 2012). " 'На путях творчества...' (Симфония для струнного оркестра Г. В. Свиридова)" ["On the Paths of Creativity...": Symphony for String Orchestra by G. V. Sviridov]. Вестник Санкт-Петербургского университета [ Journal of Saint Petersburg University ] (in Russian). 15 (4): 26–43. Archived from the original on July 9, 2024 . Retrieved July 9, 2024 .
- Sviridov, Georgy (2002). Belonenko, Alexander (ed.). Музыка как судьба [ Music as Destiny ] (in Russian). Moscow: Молодая гвардия [Young Guard]. ISBN 5-235-02440-0 .
- Weinkop, Yulian (May 1941). "Две симфонии" [Two Symphonies]. Sovyetskaya Muzyka (in Russian). 90 (5): 19–25.
- Yakubov, Manashir (2005). Shostakovich, Sviridov, Vainberg: Chamber Symphonies (booklet). Moscow Soloists, Yuri Bashmet . Onyx Classics. ONYX 4007.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первые две части на YouTube Симфонии для струнного оркестра Георгия Свиридова в исполнении Смоленского камерного оркестра под управлением Юрия Соболева
- Последние две части на YouTube Симфонии для струнного оркестра Георгия Свиридова в исполнении Смоленского камерного оркестра под управлением Юрия Соболева