Фразема
Фразема , , также называемая устойчивой фразой фиксированным выражением , идиоматической фразой , многословным выражением (в компьютерной лингвистике ) или идиомой . [1] [2] [3] [ нужна ссылка ] - это высказывание, состоящее из нескольких слов или нескольких морфем, компоненты которого включают по крайней мере одно, ограниченное выборочно [ нужны разъяснения ] или ограничено языковыми соглашениями, так что оно не может быть выбрано свободно. [4] В самых крайних случаях встречаются такие выражения, как X бросает ведро ≈ «человек X умирает по естественным причинам, говорящий легкомысленно относится к кончине X», где единица выбирается в целом, чтобы выразить значение, которое имеет мало отношения или вообще не имеет к нему никакого отношения. значениям его частей. Все слова в этом выражении выбраны ограниченно, как часть фрагмента. С другой стороны, существуют такие словосочетания , как «абсолютно обнаженный» , «сердечный смех » или «бесконечное терпение» , где одно из слов выбирается свободно ( «голый» , «смех » и «терпение» соответственно) в зависимости от значения, которое говорящий хочет выразить, в то время как выбор другое (усиливающее) слово ( абсолютный , сердечный , бесконечный ) ограничено условностями английского языка (следовательно, * сердечный обнаженный , * бесконечный смех , * абсолютное терпение ). Оба вида выражения являются фраземами, и их можно противопоставить «свободным фразам», выражениям, в которых все члены (за исключением грамматических элементов, выбор которых обусловлен морфосинтаксисом языка ) выбираются свободно, основываясь исключительно на их значении и сообщение, которое говорящий желает передать.
Основные типы фразем
[ редактировать ]Фраземы можно разбить на группы в зависимости от их композиционности (независимо от того, является ли выражаемое ими значение суммой значений их частей) и типа выборочных ограничений, которые накладываются на их несвободно выбранные члены. [5] [ нужна страница ] Некомпозиционные фраземы обычно называют идиомами, а композиционные фраземы можно разделить на словосочетания, клише и прагматемы.
Несоставные фразеологизмы: Идиомы
[ редактировать ]Фразеема является идиомой, если ее значение не является предсказуемой суммой значений ее компонента, то есть если она некомпозиционна. Вообще говоря, идиомы не будут понятны людям, которые слышат их впервые, не выучив их. Рассмотрим следующие примеры (идиома обозначается поднятыми полускобками: ˹… ˺):
- ˹рок-н-ролл˺ 'жанр западной музыки, характеризующийся сильным битом со звуками, создаваемыми гитарой, фортепиано и вокалистами'
- ˹щека за щекой˺ 'в тесном общении'
- ˹игра окончена˺ «ваш обман раскрыт»
- ˹[X] приходит в чувства [N X ]˺ «X снова становится сознательным или рациональным»
- ˹поставить [NY Y ] на карте˺ 'сделать место Y известным'
- ˹bull session˺ 'долгий неформальный разговор группы людей на определенную тему'
Ни в одном из этих случаев значения какой-либо из составных частей идиомы не входят в смысл выражения в целом.
Идиому можно дополнительно охарактеризовать ее прозрачностью, степенью, в которой ее значение включает в себя значения ее компонентов. Таким образом, можно выделить три типа идиом — полные идиомы , полу-идиомы и квази-идиомы . [6]
Полные идиомы
[ редактировать ]Идиома AB (то есть составленная из элементов A 'A' и B 'B') является полной идиомой, если ее значение не включает в себя значение ни одного из ее лексических компонентов: 'AB' ⊅ 'A' и 'AB'. ' ⊅ 'Б'.
- ˹проверить [NY ] на практике˺ 'тщательно протестировать Y'
- ˹go ballistic˺ 'внезапно очень рассердился'
- ˹наизусть˺ 'запоминать дословно'
- ˹яблоко раздора˺ 'причина ссор или драк'
Полуидиомы
[ редактировать ]Идиома AB является полуидиомой, если ее значение
- 1) включает в себя значение одного из своих лексических компонентов, а не как его смысловой стержень (см. ниже),
- 2) не включает в себя значение другого компонента и
- 3) включает в качестве семантического стержня дополнительное значение «С»:
- «АВ» ⊃ «А», «АВ» ⊅ «В» и «АВ» ⊃ «С».
- ˹частный сыщик (I)˺
- 'частный детектив '
- ˹sea anemone˺
- ' хищный полип, обитающий в море'
- Русский. ˹ мозолитовая глазурь ˺
- находиться на виду у Y ' слишком часто или слишком долго ' (букв. 'создать мозоли на глазах Y')
Семантический стержень идиомы — это, грубо говоря, та часть значения, которая определяет, какой референт имеет фразеологизм (человек, место, вещь, событие и т. д.) и отображается в примерах курсивом . Точнее, семантический стержень определяется для выражения AB, означающего «S», как часть «S1 » выражения AB, означающего «S», такая, что «S» [= «S1 » ⊕ «S2 » ] может быть представлено как предикат 'S2 ' , имеющий отношение к 'S1 ' , т.е. 'S' = 'S2 ' ('S1 ' ) (Мельчук 2006: 277). [7]
Квази-идиома или слабая идиома
[ редактировать ]Идиома AB является квази-идиомой или слабой идиомой, если ее значение
- 1) включает в себя значение своих лексических компонентов не как семантический стержень, а
- 2) включает в качестве своей смысловой опоры дополнительное значение «С»:
- «АВ» ⊃ «А», «АВ» ⊃ «В» и «АВ» ⊃ «С».
- о. ˹ кормить грудью Y˺
- ' накормите ребенка Y , положив одну соску в рот Y'
- «завести семью»
- ' зачать первого ребенка с супругом , создав семью'
- ˹barbed wire˺
- «[ артефакт, предназначенный для создания препятствий из] проволоки с зазубринами [закрепленными на ней через небольшие равные промежутки]»
Композиционные фраземы
[ редактировать ]Фразема АВ называется композиционной, если ее значение «АВ» = «А» ⊕ «В» и форма /АВ/ = /А/ ⊕ /В/ («⊕» здесь означает «соединенная по правилам язык'). Композиционные фраземы обычно делятся на две группы — словосочетания и клише .
словосочетания
[ редактировать ]состоит Обычно говорят , что словосочетание из основы (показанной на Маленькие прописные ), лексическая единица, свободно выбираемая говорящим, и словосочетание, лексическая единица, выбираемая в зависимости от основы. [8] [9] [10]
- тяжелый Акцент
- 'сильный акцент'
- звук Спящий
- 'спит так, что трудно проснуться'
- Вооруженный до зубов
- «вооруженный многими или мощным оружием»
- прыгнуть Год
- 'год, в котором в феврале 29 дней'
В американском английском вы принимаете решение , а в британском английском вы также можете принять его . О том же самом по-французски говорит prendre [= 'принимать'] une décision , по-немецки - eine Entscheidung treffen/fällen [= 'встретиться/упасть'], по-русски - prinjat' [= 'принять'] rešenie , по-турецки - karar vermek . = 'дать'], польский — podjąć [= 'взять'] d ecyzję , сербский - doneti [= 'принести'] odluku , корейский - gyeoljeongeul Hada 〈 naerida 〉 [= 'делать 〈взять/положить〉'], и шведский — fatta [= 'захватить']. Это ясно показывает, что выделенные жирным шрифтом глаголы выбраны в зависимости от существительного, означающего «решение». Если вместо DÉCISION говорящий по-французски использует CHOIX «выбор» ( Jean a pris la décision de rester «Жан принял решение остаться» ≅ Jean a … le choix de rester «У Жана есть… выбор остаться»), ему приходится говорить FAIRE «сделать», а не PRENDRE «взять»: Jean a fait 〈* a pris 〉 l e choix de rester ' Жан сделал выбор остаться '.
Словосочетание является семантически-композиционным, поскольку его значение делится на две части, причем первая соответствует основе, а вторая — коллокату. Это не значит, что словосочетание, употребляемое вне словосочетания, должно иметь то значение, которое оно выражает внутри словосочетания. Например, в словосочетании « сидеть на экзамене » «пройти экзамен» глагол SIT выражает значение «пройти»; но в словаре английского языка глагол SIT не встречается в этом значении: «подвергаться» не является его внутренним значением, а, скорее, значением, навязанным контекстом.
Клише
[ редактировать ]Обычно клише считается фразой, состоящей из компонентов, ни один из которых не выбран свободно и ограничения на использование которых накладываются традиционным языковым употреблением, как в следующих примерах:
- не в том месте, не в то время
- ты видел один, ты видел их все!
- несмотря ни на что
- мы все совершаем ошибки
- одно за другим
Клише композиционны в том смысле, что их значение представляет собой более или менее сумму значений их частей (не, например, ни в чем ), и клише (в отличие от идиом ) были бы вполне понятны тому, кто слышит их впервые. время, не выучив заранее это выражение. Однако они не являются полностью свободными выражениями, поскольку представляют собой конвенциональные средства выражения желаемых значений на языке.
Например, на английском языке спрашивают: « Как тебя зовут?» и отвечает: Меня зовут [N] или меня [N], но чтобы сделать то же самое по-испански, спрашивают: ¿Cómo se llama? (букв. «Как тебя зовут?») и один отвечает Me llamo [N] («Меня зовут [N]»). Буквальный перевод английских выражений: ¿Cómo es su nombre? (букв. «Как тебя зовут?») и Soy [N] («Я [N]»), и хотя они полностью понятны и грамматичны, они не являются стандартными; Точно так же дословный перевод испанских выражений звучал бы странно на английском языке, как и вопрос «Как вас зовут?» звучит неестественно для носителей английского языка.
Подтипом клише является прагматема , клише, где ограничения накладываются ситуацией высказывания: [ нужны разъяснения ]
- Русский - Ты выйдешь за меня замуж?
- [ когда делаешь предложение руки и сердца ]
- Русский - Ты будешь моей женой! (букв. «Будь моей женой!»)
- [ когда делаешь предложение руки и сердца ]
- Английский – Лучше всего до…
- [ на контейнере с упакованными продуктами ]
- Russian - Srok godnosti – … (lit. ‘Deadline of fitness is …’)
- [ на контейнере с упакованными продуктами ]
- Французский - À потреблять avant… («Чтобы быть употребленным до…»)
- [ на контейнере с упакованными продуктами ]
- Немецкий - ' Держится хотя бы до...'
- [ на контейнере с упакованными продуктами ]
Как и в случае с клише, традиции рассматриваемых языков диктуют конкретную прагматическую тему для конкретной ситуации — альтернативные выражения будут понятны, но не будут восприниматься как нормальные.
Фразеологизмы в морфологии
[ редактировать ]Хотя обсуждение фразем в основном сосредоточено на многословных выражениях, подобных показанным выше, известно, что фраземы существуют и на морфологическом уровне. Морфологические фраземы представляют собой условные комбинации морфем, в которых по крайней мере один из их компонентов избирательно ограничен. [11] [12] Как и лексические фраземы, морфологические фраземы могут быть как композиционными, так и бескомпозиционными.
Некомпозиционные морфологические фразеологизмы
[ редактировать ]Некомпозиционные морфологические словосочетания , [13] также известные как морфологические идиомы , [14] на самом деле знакомы большинству лингвистов, хотя термин «идиома» к ним применяется редко — вместо этого их обычно называют «лексикализованными» или «конвенционализированными» формами. [15] Хорошими примерами являются английские сложные слова , такие как сенокосец « паукообразный , принадлежащий к отряду Opiliones » (≠ «урожай» ⊕ «человек») и bookworm (≠ «книга» ⊕ «червь»); Также можно встретить словообразовательные идиомы: авиалайнер 'большое транспортное средство для перевозки пассажиров по воздуху' (≠ авиакомпания 'компания, которая перевозит людей по воздуху' ⊕ -er 'человек или вещь, выполняющая действие'). Морфологические идиомы также встречаются в перегибах, как показывают эти примеры из ирреалистического настроения парадигмы в Верхнем Некакса Тотонаке : [16]
ḭš-tḭ-tachalá̰x-lḭ
ПРОШЛОЕ - ПОТ -разрушить- PFV
«он мог разбиться раньше (но не разбился)»
ḭš-tachalá̰x-lḭ
ПРОШЛОЕ -разбить- PFV
«он мог бы разбиться сейчас (но не сломался)»
ка-тт-тачалах-лх
OPT - POT -shatter- PFV
«оно может разбиться (но не сейчас)»
Ирреалистическое наклонение не имеет собственного уникального маркера, а выражается в сочетании со временем посредством комбинаций аффиксов, «заимствованных» из других парадигм — ḭš- «прошедшее время», tḭ- «потенциальное наклонение», ka- «желательное наклонение», -lḭ 'совершенный аспект'. Ни одно из результирующих значений не является композиционным сочетанием значений его составных частей («настоящее ирреальное» ≠ «прошлое» ⊕ «совершенное» и т. д.).
Композиционные морфологические фразеологизмы
[ редактировать ]Морфологические словосочетания — это выражения, в которых не все входящие в их состав морфемы выбираются свободно: вместо этого одна или несколько морфем выбираются в зависимости от другого морфологического компонента выражения, его основы. Ситуация такого типа вполне знакома в деривации, где распространены избирательные ограничения, налагаемые радикалами на (почти) синонимические деривационные аффиксы. Двумя примерами из английского языка являются номинализаторы, используемые с определенными глагольными основами (например, заведение , * заведение ; заражение , * заражение и т. д.), а также суффиксы жителей, необходимые для определенных географических названий ( Виннипегер , * Виннипегский ; Калгари , * Калгарьер и т. д.). .); в обоих случаях выбор словообразовательного аффикса ограничен основой, но словообразование носит композиционный характер, образуя морфологический разрыв . Примером словоизменительного морфологического словосочетания является форма множественного числа существительных в бурушаски : [17]
Значение | Единственное число | Множественное число | Значение | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|---|---|---|
'король' | детектив | детектив-ты | 'цветок' | Аскор | аскор-и |
'хлеб' | рычаг | Паку-му | 'плуг' | лист | харч ̣-óŋ |
'дракон' | Айздахар | Айждахар-ишу | 'ветер' | тиш ̣ | тиш ̣̣-минь |
'ветвь' | есть | таγ-ашку, таγ-шка | 'министр' | министр | вазиир-тинг |
'голубь' | чаша | чаша-у | 'женщина' | Гусь | Гас-инганты |
'камень' | вставить | и- ó | '[а] немой' | каблук | получил ̣-ó |
'враг' | враг | душа-ю | 'тело' | я слышу | Дим-а |
'рок н ' | голец | Чар-ко | 'рог' | тур | тур-янь |
'собака' | хм | хук-а, -ай | 'знать' | испорченный+не ̣ | испортить это |
'волк' | документ | урк-а, урк-ас | 'орех' | перец чили | перец чили |
'мужчина' | новости | как дела | 'демон' | хитрость | бог |
Бурушаски имеет около 70 суффиксальных морфем множественного числа. Множественное число семантически композиционно и состоит из основы, выражающей лексическое значение, и суффикса, выражающего МНОЖЕСТВЕННОЕ число, но для каждого отдельного существительного необходимо выучить соответствующий суффикс множественного числа.
В отличие от композиционных лексических фразем, композиционные морфологические фраземы, по-видимому, существуют только в виде словосочетаний: морфологические клише и морфологические прагматемы еще не наблюдались в естественном языке. [12]
См. также
[ редактировать ]- Фразовый шаблон
- Фраза
- Технический термин (жаргон)
- Идиома (языковая структура)
- Необратимый бином
- Идиомы в американском языке жестов
- Англоязычные идиомы
- На других языках, кроме английского:
Примечания
[ редактировать ]- ^ Коуи, AP (ред.) (1998). Фразеология: теория, анализ и приложения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Добровольский, Дмитрий О. и Элизабет Пиирайнен (2005). Образный язык: межкультурные и межлингвистические перспективы . Амстердам: Эльзевир.
- ^ Годдард, Клифф. 2001. «Лексико-семантические универсалии: критический обзор». Лингвистическая типология 5, 1–65.
- ^ Мельчук Игорь А. (1995). Фраземы в языке и фразеология в языкознании. Мартин Эверарт, Эрик-Ян ван дер Линден, Андре Шенк и Роб Шредер (ред.), Идиомы: структурные и психологические перспективы , 167–232. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- ^ Балли (1950)
- ^ Мельчук, Игорь А. (1982). На пути к языку лингвистики: система формальных понятий теоретической морфологии. Мюнхен: В. Финк Верлаг: 118–119.
- ^ Мельчук, Игорь А. (2006). Толковый комбинаторный словарь. В Г. Сике (ред.), Открытые проблемы лингвистики и лексикографии , 222–355. Монца: Полиметрика.
- ^ Мельчук, Игорь (2003) Словосочетания в словаре. В Т. Сзенде (ред.), Культурные пробелы в двуязычных словарях , 19–64. Париж: Чемпион Оноре.
- ^ Мельчук, Игорь (2003) Словосочетания: определение, роль и полезность. В Фрэнсисе Гроссманне и Аньес Тутен (ред.) Словосочетания: анализ и лечение , 23–31 Амстердам: De Werelt.
- ^ Мельчук, Игорь (2004) Глаголы поддерживают sans peine. Лингвистические исследования 27: 2, 203-217.
- ^ Mel’čuk, Igor A. (1964). Obobščenie ponjatija frazeologizma (morfologičeskie “frazeologizmy”). In L.I. Rojzenzon (ed.), "Materialy konferencii “Aktual'nye voprosy sovremennogo jazykoznanija i lingvističeskoe nasledie E.D. Polivanova”", 89–90. Samarkand: Samarkandskij Gosurdarstvennyj universitet.
- ^ Перейти обратно: а б Бек, Дэвид и Игорь А. Мельчук (2011). Морфологические фраземы и морфология тотонаканского глагола. Языкознание 49, 175–228.
- ^ Мельчук, Игорь А. (2004). Некомпозиционность в лингвистической морфологии. Глагол 26: 439–458.
- ^ Пайк, Кеннет Л. (1961). Составные аффиксы в Окаине. Язык 37, 570–581.
- ^ Аронофф, Марк и С.Н. Шридхар (1984). Агглютинация и композиция в морфологии глаголов каннада. Дэвид Тестен, Вина Мишра и Джозеф Дрого (ред.), Статьи из Парасессии по лексической семантике , 3–20. Чикаго: Чикагское лингвистическое общество.
- ^ Бек, Дэвид (2007). Морфологические фразеологизмы в тотонаканском словоизменении. В Ким Гердес, Тилманн Ройтер и Лео Ваннер (ред.), Теория значения текста 2007: Материалы 3-й Международной конференции по теории текста значения , 107–116. Вена: Венский славистский альманах, Sonderband 69.
- ^ Бергер, Герман (1974). Ясин-Бурушаски (Перевод). Висбаден: Отто Харрасовиц: : 15–20.
Ссылки
[ редактировать ]- Балли, Чарльз (1950 [1932]). Общее языкознание и французское языкознание . Берн: Франке.