Давайте начнем
Давайте начнем | |
---|---|
Он процветал | 890-е годы |
Супруг | Эдвард Старший |
Проблема |
|
Экгвинн или Экгвинна (древнеангл. Eċġwynn , букв. «Радость меча»; эт . 890-е гг.), была первой супругой Эдварда Старшего , позже короля Англии (годы правления 899–924), от которого она родила будущего короля Этельстана ( годы правления 924–939), и дочь, вышедшая замуж за Сихтрика Каеха , норвежского короля Дублина , Ирландии и Нортумбрии . О ее биографии и жизни почти ничего не известно. Даже ее имя не упоминается ни в каких источниках до нормандского завоевания . Первым, кто записал это, является Уильям Малмсберийский , который представляет его в латинизированном виде как Эгвинна и который фактически является основным источником ее существования. [1]
Жизнь как супруга
[ редактировать ]По словам Уильяма Малмсберийского , Этельстану было тридцать лет, когда он стал королем в 924 году, а это означает, что он родился около 894 года, а брак Экгвинн с Эдвардом Старшим состоялся примерно в 893 году. [2] [3] К этому времени Эдвард достиг совершеннолетия , и одним из его приоритетов было обеспечение продолжения линии Альфреда. [4] Ни один источник не сообщает, что случилось с Экгвинном впоследствии, хотя два события имеют прямое отношение к этому делу. Во-первых, Уильям пишет, что по наущению короля Альфреда Этельстана отправили на воспитание при мерсийский двор его тети Этельфлед. [5] Во-вторых, известно, что к 901 году Эдуард взял в жены Эльффлед , дочь элдормена Этельхельма. [6] Причина такого решения неясна. Возможно, в 899 году Экгвинн уже не было в живых, и поэтому было вполне естественно, что Эдвард искал другую невесту. [3] Также возможно, что первый брак Эдварда считался лишенным политического значения, необходимого для укрепления его положения как короля Англии . [7] Альфред, возможно, был ответственным за организацию первого брака, и поэтому его смерть в 899 году дала бы Эдварду и его советникам возможность следовать другим курсом. [8]
Анонимная дочь
[ редактировать ]В англосаксонских хрониках записано, что король Этельстан женился на своей сестре на Сихтрике Каехе (умер в 927 году), короле Нортумбрии , и что свадьба отмечалась в королевском центре Мерсии в Тамворте 30 января 926 года. [9] Уильям отмечает, что она была дочерью Экгвинна, но не смог найти ее имени ни в одном из доступных ему источников. [1] Лишь более поздние источники предлагают предположения, ценность которых остается неопределенной. Роджер Вендоверский (умер в 1236 г.) и Мэтью Пэрис (умер в 1259 г.) думали, что она была святой Эдит ( Эдгит ), которая, согласно списку древнеанглийских святых, известная как Секган , была похоронена в женском монастыре Поулсворта (Уорикшир), недалеко от из Тамворта. [10] начала XIII века В другом позднем источнике, основанном на более раннем материале, «Хрониках Джона Уоллингфорда» , упоминается жена Ситрика Оргиуэ , возможно, от имени Эадгифу или Эдгит. [11] и утверждает, что их сыном был Олаф, король Нортумбрии, то есть Амлайб Куаран . [12] Эти данные вызвали неоднозначную реакцию современных историков. Некоторые ученые поддерживают идентификацию Роджера или, по крайней мере, возможность того, что ее звали Эдгит. [13] в то время как Барбара Йорк утверждает, что имя Эдгит вряд ли принадлежит двум дочерям Эдварда (вторая — дочь Эльффледа ), и предпочитает отождествлять Эдит Полсуорт с более ранней тезкой. [14]
Семейное прошлое
[ редактировать ]Семейное происхождение и социальный статус Экгвинна невозможно определить с какой-либо уверенностью. Те немногие доказательства, которые имеются, по-видимому, в основном окрашены полемикой вокруг преемственности Этельстана, которая, вероятно, оспаривалась сторонниками сыновей Эдварда от Эльфледа.
Преемственность
[ редактировать ]Уильям Малмсберийский утверждает, что Альфред намеревался передать трон Этельстану и, чтобы торжественно выразить статус своего внука как преемника, лично надел его плащом, поясом и мечом. [2] Более того, говорят, что Альфред получил образование при мерсийском дворе своей тети Этельфлед . [5] Латинское стихотворение -акростих , возможно, современное ( ок . 893/4 x 899), в котором к молодому Этельстану, кажется, обращаются как к будущему правителю, кажется, подтверждает идею о том, что право Этельстана на королевский сан было признано уже в 890-х годах. [15]
Однако у Эдварда, возможно, были другие планы, когда его вторая жена Эльффлед родила ему сыновей. Хотя его намерения неизвестны, похоже, что это был Эльфверд , старший сын Эдварда от Эльфледа, который 17 июля 924 года сменил своего покойного отца в Уэссексе , в то время как мерсийцы выбрали Этельстана своим королем. По какой-то случайности Эльфверд умер в течение месяца, и Уэссекс был передан Этельстану, который таким образом получил все королевство своего отца. Однако его вступление на престол в Уэссексе встретило значительное сопротивление. Одним из признаков этого является то, что его коронация в Кингстоне-на-Темзе была отложена до 4 декабря следующего года (925 г.). [16] Уильям прямо отмечает, что «некий Эльфред» в Винчестере выступал против наследования на том основании, что Этельстан был сыном наложницы и, следовательно, внебрачным сыном. [17] Подобные обвинения, похоже, служили интересам королевского претендента, особенно Эдвина , старшего выжившего сына Эльффледа. [16] В королевской хартии тэна министра ( » ) по имени Эльфред Эдвин подписан как Клитон « Этелинг , свидетельствуя после Этельстана, что подразумевает, что он был признан своим наследником престола. [18] Обстоятельства его смерти в 933 году позволяют предположить, что мирному соглашению, которое могло существовать между сводными братьями, пришел конец. В « Анналах святого Бертена», составленных диаконом Фолькуэном, лаконично отмечается, что Эдвин, «движимый какими-то беспорядками в своем королевстве», попытался плыть на континент, но попал в шторм и утонул. [19]
Статус
[ редактировать ]Письменные и устные источники, к которым обращался Уильям Малмсберийский в своих отчетах о происхождении Этельстана, по-видимому, отражают политические позиции, которые поляризовались во время этой борьбы за престолонаследие . [20] Начнем с версии, которую предпочитает сам Уильям. Возможно, перефразируя несовременное латинское стихотворение, восхваляющее Этельстана, он описывает Экгвинн как «выдающуюся женщину» ( illustris femina ), а Иоанн Вустерский следует его примеру, давая аналогичное описание «очень благородной женщины» ( mulier nobilissima ). [21]
Уильяму также были известны слухи (хотя он их отвергал) о том, что мать Этельстана была наложницей , распространяемые «неким Эльфредом», возглавлявшим группу, выступавшую против престолонаследия. [17] К началу XII века такие слухи породили полноценные народные традиции, которые превратили ее в любовницу низкого происхождения, хотя и благородной внешности. Уильям цитирует анекдот о концепции Этельстана, который он подслушал из популярной песни ( кантилена ) и которому сам мало верил. Однажды, когда по старой привязанности Эдуард Старший посетил свою бывшую кормилицу ( nutrix ), жену старосты , он встретил прекрасную пастушескую дочь, воспитанную как дворянка. Эдвард переспал с безымянной девушкой, которая родила ему будущего короля по имени Этельстан. [22]
Эти оскорбления могут представлять собой более позднее развитие историй в пользу сыновей Эльффледа, но есть основания полагать, что разница в статусе между первыми двумя женами Эдварда была проблемой на более раннем этапе. [23] Далекий, но почти современный поэт, писавший в 960-х годах, Хроцвита из Гандерсхайма , рассказывает, что мать Этельстана была более низкой по статусу ( generis satis Superioris ), чем Эльффлед, чья дочь Эдгит вышла замуж за Оттона I. [24] Поскольку она написала свое «Жизнеописание» во славу Оттона I, Эдгита и их потомков, предположительно основываясь на источниках, симпатизирующих последнему, можно предположить немалую степень предвзятости. [6] С другой стороны, если бы Экгвинн был заменен в пользу Эльффледа, то политическое значение семьи последнего могло бы сыграть большую роль. [7]
Дальнейшие почти современные свидетельства получены лишь косвенно, благодаря выводам от более поздних родственников, точную связь которых невозможно определить. Согласно его первому биографу, Данстан , архиепископ Кентерберийский, был родственником некой Этельфлед, дамы королевского ранга, которая сама была племянницей короля Этельстана, епископа Эльфхеа Винчестерского , епископа Кинезиджа Личфилдского и различных людей в суд (включая его брата Вулфрика). [25] Нельзя доказать, что отец Данстана, Хеорстан, живший недалеко от «королевского острова» Гластонбери , был заметной фигурой в королевстве, хотя источники о правлении Эдварда общеизвестно скудны. [26] Поскольку Этельстан, Данстан и Хеорстан имеют редкий ономастический элемент — стан , было предварительно высказано предположение, что они получили свое родство через Экгвинна. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильям Малмсберийский, Деяния королей II гл. 126
- ^ Jump up to: а б Уильям Малмсберийский, Деяния королей II гл. 133.
- ^ Jump up to: а б Йорк, «Эдвард как Этелинг». п. 33.
- ↑ Дата примерно совпадает с первым зарегистрированным военным достижением Эдварда (893 г.) и с первой хартией, засвидетельствованной им, S 348 (892 г. н.э.). Миллер, «Эдвард Старший»; Йорк, «Эдвард как Этелинг». п. 33.
- ^ Jump up to: а б Уильям Малмсберийский, Деяния королей II гл. 125 и 133.
- ^ Jump up to: а б Миллер, «Эдвард Старший».
- ^ Jump up to: а б Йорк, епископ Этельволд . п. 70.
- ^ Нельсон, «Восстановление королевской семьи». п. 64 и 64, примечание 89.
- ^ Англосаксонские хроники (MSS B и B, реестр Мерсии) 924; (D) 924-5 за 925-6.
- ^ Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . стр. 77-8; Хадсон, пираты-викинги и христианские принцы . стр. 28-9.
- ^ Хадсон, «Олаф Ситриксон». То же имя носила и другая дочь Эдварда ; Гудзон, пираты-викинги и христианские принцы . п. 29.
- ^ Гудзон, пираты-викинги и христианские принцы . п. 28.
- ^ Такер, «Династические монастыри». стр. 257-8; Миллер, «Эдвард Старший». Хадсон, Пираты-викинги и христианские принцы , с. 29, считает возможным, что ее звали Эдгит (и, следовательно, это также является источником путаницы с однофамильцами).
- ^ Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . стр. 77-8.
- ^ Лапидж, «Некоторые стихи как свидетельство правления Ательстана». 68-9; Йорк, епископ Этельволд . п. 70.
- ^ Jump up to: а б Йорк, епископ Этельволд . п. 71.
- ^ Jump up to: а б Уильям Малмсберийский, Деяния королей II гл. 131
- ^ S 1417 (924 x 933 н. э.); Йорк, епископ Этельволд . п. 72.
- ^ Уайтлок, Английские исторические документы, нет. 26, стр. 346–7.
- ^ Йорк, «Эдвард как Этелинг». п. 33; Йорк, епископ Этельволд . п. 70.
- ^ Уильям Малмсберийский, Gesta regum II гл. 126; Джон Вустерский, Хроникон, 901 год нашей эры; Йорк, епископ Этельволд . п. 69.
- ^ Уильям Малмсберийский, Деяния королей II гл. 139
- ^ Йорк, епископ Этельволд . п. 69.
- ^ Хроцвита, Геста Оттонис II, 75-97: стр. 206-7. Обратите внимание, что ни Экгвинн, ни Эльффлед не упоминаются по имени.
- ^ Брукс, «Карьера святого Данстана». стр. 5-7; Б, Вита С. Дунстани § 10.
- ^ Брукс, «Карьера святого Данстана». стр. 5-7.
- ^ Йорк, епископ Этельволд . стр. 66-7.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Англосаксонские хроники , изд. Д. Дамвилл и С. Кейнс, Англосаксонские хроники. Совместное издание . 8 томов. Кембридж, 1983 г.
- Тр. Майкл Дж. Суонтон, Англо-саксонские хроники . 2-е изд. Лондон, 2000 г.
- Автор «Б.», Вита С. Дунстани , изд. У. Стаббс, Мемориалы святого Данстана, архиепископа Кентерберийского . (Серия роллов.) Лондон, 1874 г.; стр. 3–52.
- Хроцвита из Гандерсхайма , Геста Оттонис , изд. П. фон Винтерфельд, Произведения Хроцвиты . (Monumenta Germanica Historica; Scriptores rerum Germanicarum; 34.) Берлин, 1902 г. Доступно в Digital MGH .
- Уильям Малмсберийский , Gesta regum Anglorum , изд. и тр. РАБ Майнорс, Р. М. Томсон и М. Уинтерботтом, Уильям Малмсберийский. Gesta Regum Anglorum: История английских королей . (Оксфордские средневековые тексты.) 2 тома; том 1. Оксфорд, 1998.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Брукс, Николас. «Карьера святого Данстана» в: Сент-Данстан; Его жизнь, времена и культ , изд. Н. Рамзи и др. Вудбридж, 1992.
- Хадсон, Бенджамин Т. «Олаф Сихтриксон ( ок . 926–981)». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press , 2004. Проверено 14 декабря 2008 г.
- Хадсон, Бенджамин Т. Пираты викингов и христианские принцы: династия, религия и империя в Северной Атлантике . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2005 г. ISBN 0-19-516237-4 .
- Миллер, Шон. «Эдвард [Эдвард Старший] (870-е?–924)». Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета, 2004. Доступ: 22 июля 2008 г. См. также статью Шона Миллера на сайте anglo-saxons.net .
- Нельсон, Дж. Л. «Реконструкция королевской семьи: размышления об Альфреде» в: Люди и места Северной Европы, 500–1600: очерки в честь Питера Хейса Сойера , изд. И. Вуд и Н. Лунд. Вудбридж, 1991 г.; стр. 47–66.
- Такер, Алан. «Династические монастыри и семейные культы: святые родственники Эдварда Старшего» в: Эдвард Старший, 899-924 , изд. Нью-Джерси Хайэм и Дэвид Хилл. Лондон: Рутледж, 2001. 248–63.
- Йорк, Барбара. Епископ Этельволд; его карьера и влияние . Вудбридж, 1988 год.
- Йорк, Барбара. «Эдвард как Этелинг» в: Эдвард Старший, 899–924 , изд. Нью-Джерси Хайэм и Дэвид Хилл. Лондон: Рутледж, 2001; стр. 25–39.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энн Уильямс, «Некоторые заметки и соображения по проблемам, связанным с английской королевской преемственностью, 860–1066 гг.». Англо-нормандские исследования. Материалы Battle Conference 1 (1978): 144–67.