Jump to content

Икко Танака

Икко Танака
Рожденный ( 1930-01-13 ) 13 января 1930 г.
Умер 10 января 2002 г. (10 января 2002 г.) (71 год)
Альма-матер Киотский городской университет искусств
Занятие Графический дизайнер
Награды

Икко Танака (田中 一光, Танака Икко , 13 января 1930 — 10 января 2002) — японский графический дизайнер .

Танака широко известен за свою плодотворную междисциплинарную работу, которая включает в себя графическую идентичность и визуальные материалы для брендов и корпораций, включая универмаги Seibu , Mazda , Issey Miyake , Hanae Mori и Expo 85 . Ему приписывают разработку основополагающего графического стиля для лайфстайл-бренда Muji , подчеркнув качество их продукции «без бренда» с помощью неприукрашенных очаровательных линейных рисунков в сочетании с простыми слоганами. Его использование смелой полихроматической геометрии и использование динамического визуального потенциала типографики подкреплены чувствительностью к традиционной японской эстетике. Хотя Танака был остро чувствителен к историческим прецедентам и устоявшимся условностям, он, тем не менее, сохранял определенную игривость в своей работе, манипулируя цветом, масштабом и формой, чтобы преобразовать знакомые иконографии в свежие и доступные визуальные представления.

Танака также широко известен своими дизайнами плакатов для постановок Но и других представлений и выставок, проводимых в Японии и за ее пределами. Он также активно занимался типографикой, выставочным и книжным дизайном, а его публикация Japan Style была выпущена в 1980 году вместе с в ​​Музее Виктории и Альберта одноименной выставкой . Танаке, как ведущей фигуре послевоенного японского дизайна, также приписывают роль в профессионализации и расширении этой дисциплины.

Образование и раннее начало (1930-1957)

[ редактировать ]

Родился в 1930 году в Наре . [ 1 ] Икко Танака изучал искусство в Городском университете искусств Киото , который окончил в 1950 году по специальности древнее японское искусство. [ 2 ] : 18  Свою профессиональную карьеру он начал в отделе текстильного дизайна в фирме Kanegafuchi Boseki (ныне Kracie Holdings) в Осаке , работая под руководством дизайнера Кацудзиро Киношиты, получившего образование во Франции. [ 2 ] : 18  в Осаке В поисках карьеры дизайнера, более ориентированной на печать, Танака начал работать в Sankei Shimbun в 1952 году. [ 2 ] : 18  Несмотря на намерение занять должность в отделе графического дизайна, ему пришлось выполнять канцелярскую работу в офисе. Разочарованный и вялый, он начал рисовать афиши к спектаклям в театре газеты и расклеивал их в вестибюле здания. Ренегатские работы привлекли внимание художника-авангардиста Дзиро Ёсихары , будущего лидера Гутай, который в то время работал над показом мод Sankei , который должен был совершить поездку по стране в рамках рекламной кампании газеты. [ 2 ] : 18  Очарованный дизайном, Ёшихара предложил Танаке работу по созданию декораций для мероприятий, и после успешного тура Танака был переведен на факультет графического дизайна. [ 2 ] : 18  Танака продолжал работать в Sankei до 1957 года, а в 1954 году получил приз членов Японского клуба рекламных искусств (JAAC). [ 3 ] : 24 

Переезд в Токио и развитие карьеры (1957–2002).

[ редактировать ]

Вдохновленный плодотворной выставкой «Графика '55», состоявшейся в универмаге Такашимая в Токио, на которой присутствовали несколько ведущих графических дизайнеров первого поколения, в том числе Юсаку Камекура , Ёсио Хаякава и Рюичи Ямасиро, Танака переехал в Токио в 1957 году и занял должность в рекламном агентстве Light Publicity. [ 4 ] Свою одноименную студию он основал в 1963 году в Аояме . [ 4 ] При поддержке критика Масару Кацуми, который координировал многие крупномасштабные внутренние и международные выставки графического дизайна, Танака получил доступ к важным платформам, таким как Всемирная конференция дизайна, и получил широкую известность после того, как был выбран в качестве художника обложки для первого номера журнала. Графический дизайн в 1958 году. [ 2 ] : 21 

Плакат Икко Танаки к спектаклю «5-й Санкей Кандзе Но», 1958 год.

В декабре 1960 года Танака совершил свою первую заграничную поездку в Соединенные Штаты и познакомился с несколькими современниками графического дизайна, включая Сола Басса , Аарона Бернса, Херба Любалина , Ивана Чермаева , Лу Дорфсмана и Питера Браттинга . [ 4 ] Браттинга пригласил Танаку прочитать лекцию в Институте Пратта , где он преподавал, а в 1965 году организовал персональную выставку работ Танаки в Steendrukkerij de Jong & Co. в Хилверсюме , Нидерланды. [ 4 ] Танака быстро приобрел известность и получил множество наград, в том числе премию членов Японского клуба рекламных искусств (JAAC) в 1959 году и золотую медаль Токийского клуба арт-директоров в 1960 году. [ 2 ] : 21  Танака также сыграл жизненно важную роль в профессионализации графического дизайна в Японии и работал в недавно основанном Центре дизайна Nippon в 1960-х годах, внутреннем агентстве, ориентированном на корпорации, которые стремились установить более высокие стандарты рекламного дизайна. [ 3 ] : 24  Он оставался активным в мире дизайна до своей смерти в 2002 году, создав огромное портфолио работ, охватывающих частный и государственный секторы, и сотрудничая с многочисленными средствами массовой информации различных масштабов и направлений.

Хотя работы Танаки ни в коем случае не являются монолитными и предсказуемыми, его общая чувствительность раскрывает интерес к потенциалу негативного пространства для выражения материи, контурных форм, смелой и простой геометрии в новых аранжировках и ярких полос цвета, часто передаваемых в непрозрачных обработках. Его чистое и точное применение цвета и контура напоминает четкие формы гравюр на дереве периода Эдо , а его пространственные аранжировки связаны с рекурсивными узорами современного оп-арта и более ранними игривыми, разбросанными геометриями, встречающимися в Баухауза графическом дизайне .

Стиль Танаки часто связывают со школой живописи Ринпа , которая зародилась в Киото в 17 веке и продолжала развиваться и периодически возрождаться на протяжении 18 и 19 веков. Эти художники отдавали предпочтение декоративному дизайну и ярким цветам, часто изображая местную флору и фауну на фоне сусального золота. [ 5 ] Использование Танакой мотивов, заимствованных из мира природы, и размещение им форм на монохромном фоне было описано искусствоведом Юдзи Ямаситой как итерация Ринпы 20-го века до такой степени, что его можно было считать «тем самым человеком, который воплотил Ринпа». [ 6 ] Сам Танака признал влияние Ринпы на его творчество, одновременно выразив нежелание полностью соответствовать эстетике, которая «несет идею красоты, которая слишком далека от того, чем мы являемся». [ 2 ] : 15  Танака поддерживал тщательный баланс между традиционным и современным в своих работах и ​​активно черпал вдохновение из массовой потребительской культуры Америки и прецедентов европейского дизайна, плавно интегрируя эти визуальные языки с мотивами и чувствами, почерпнутыми из японской эстетики.

Реверс бронзовой медали зимних Олимпийских игр 1972 года в Саппоро.

Театр и сфера культуры

[ редактировать ]

Практика Танаки пересекалась с многочисленными творческими областями, а его интерес к междисциплинарному сотрудничеству можно проследить еще с первых дней его пребывания в Киото, где он занимался сценографией и гримом для студенческой театральной группы Atelierza, работая вместе с такими дизайнерами, как Хироши Авацудзи. и Кикуко Огата. [ 2 ] : 17  Он говорил о своем интересе к артистизму и проведению японской чайной церемонии , сравнивая свою позицию дизайнера с ролью ведущего чая — роли, которые участвуют в временных процессах и выступают посредниками между частными интересами и общественной аудиторией. [ 3 ] : 24  Эти идеи проникают в его обширную работу, касающуюся театра и других исполнительских искусств, и Танака сыграл решающую роль в популярном возрождении Но в послевоенную эпоху. Сместив печатный материал, связанный с представлениями Но, с эзотерических рукописных листов бумаги на публичные, смелые плакаты, которые передали загадочные и глубокие качества этого средства массовой информации в более доступных и визуально увлекательных терминах, Танака помог перенести традиционное искусство в современную эпоху. не жертвуя при этом своими основными эстетическими и культурными качествами. [ 3 ]

Плакат Всемирной выставки коммерческого дизайна 1959 года в Токио.

Танака также создавал рекламную графику для художественных выставок, музыкальных представлений и многочисленных культурных и промышленных выставок, включая Expo '70 в Осаке, Expo '85 в Цукубе и World City Expo Tokyo '96. Он разработал главный логотип Университета Осаки и создал известные плакаты для «Хиросимских призывов» (1988 г.) и Amnesty International. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Танака также разработал вывески и медали для летних Олимпийских игр 1964 года в Токио и зимних Олимпийских игр 1972 года в Саппоро. [ 10 ] [ 11 ]

Коммерческий

[ редактировать ]

В 1975 году Танака был назначен креативным директором группы Seibu , холдинговой компании, под эгидой которой находятся железные дороги, универмаги, недвижимость и многие другие отрасли. [ 2 ] : 26  Его работа с Сэйбу началась в 1973 году, когда ему было поручено сделать афиши для спектаклей в Театре Сейбу. [ 3 ] : 24  В качестве креативного директора Танака участвовал в ряде дизайнерских проектов, определявших визуальное присутствие компании: он создал культовые графические дизайны, включая зелено-синюю мишень, использованную на упаковочной бумаге и сумках для покупок универмага Seibu, а также участвовал в дизайн интерьера выставок, витрин, вестибюлей и ресторанов. Танака также создавал логотипы для других дочерних компаний Seibu, включая Loft и Credit Saison . [ 12 ]

Вместе с консультантом по маркетингу Кадзуко Койке и дизайнером интерьеров Такаси Сугимото Танака разработал концепт графического стиля Mujirushi Ryōhin , дисконтного бренда группы Seibu, основанного как ответ и передышка бренд-ориентированной культуре позднего капитализма. [ 13 ] : 848  [ 14 ] Танака предложил использовать переработанную бумагу для упаковки продукта и простой логотип, напечатанный темно-бордовым цветом, с четырьмя иероглифами бренда, написанными жирным шрифтом. В составе консультативного совета компании Танака также сыграл жизненно важную роль в дизайне продукции, выступая за использование натуральных текстур и цветов металла и дерева и выступая против использования пигментов в синтетических пластмассах. [ 15 ] : 169 

Дизайн книги и типографика

[ редактировать ]

На протяжении всей своей карьеры Танака сотрудничал с историками, кураторами, архитекторами и художниками, создавая художественные публикации, проекты выставок и рекламные материалы. Известные книги включают Japan Style (1980) с Ёсидой Мицукуни, опубликованную совместно с одноименной выставкой в ​​Музее Виктории и Альберта , Japan Color (1981) с Кадзуко Койке и Japan Design (1984) также с Кадзуко Койке. [ 4 ] Эти проекты по дизайну книг пошли на убыль в 1980-х и 90-х годах, когда издатели начали переходить к менее стилизованному, более комплексному и индустриальному подходу к литературному производству. [ 2 ] : 23  Танака также опубликовал свои собственные сочинения в таких текстах, как «Окружение дизайна» ( Dezain no shuhen ) (1980) и автобиографии « Икко Танака: Дизайн нашей эпохи» (Tanaka Ikko jiden: Warera dezain no jidai ) (2001).

Плакат Танаки, иллюстрирующий использование дизайнером текста как графического, самореферентного средства. Здесь названия японских островов сами по себе изолированы и различаются по масштабу, что указывает на их физический статус плавучих массивов суши.

Типографика занимает видное место в творчестве Танаки, и его увлечение этим материалом соответствовало растущему интересу к визуальному потенциалу текста среди молодых японских дизайнеров в послевоенную эпоху. Этот импульс был частично сформирован влиянием швейцарской и американской типографики. До 1950-х годов типографика в японском графическом дизайне в основном писалась вручную, либо с помощью циркуля и линейки, либо с помощью кисти. [ 16 ] : 87  Дизайнеры, в том числе Танака, стремились создать «нихон модзи », эстетику надписей, которая будет признана уникальной японской и систематически стандартизирована. [ 16 ] : 87  Танака был особенно поражен выдающимся положением текста в визуальном языке американского массового потребления, и он применил подход к графическому дизайну, который рассматривал бы текст как центральный способ визуальной коммуникации, а не как простой протез изображения. Серия гравюр, созданных для шрифтовой мастерской Морисава, иллюстрирует увлечение Танаки визуальной выразительностью букв. В одной работе он разделяет различные типы штрихов на отдельные формы, которые заполняют поверхность плоскости изображения, абстрагируя их от исходного контекста кандзи , в то время как в другой работе используются архаичные символы пиктограмм , напечатанные белым цветом с меловой текстурой на фоне рисунка. черный фон. [ 17 ] [ 18 ]

Позже в своей карьере он разработал шрифт Минчо, вдохновленный Бодони, под названием «кочо», в котором используются сильные контрасты между толстыми и тонкими штрихами, треугольными уроко (засечками) и полными осаэ (нажим). [ 3 ] : 25  [ 19 ]

Начиная с конца 1960-х и 70-х годов Танака сотрудничал с несколькими японскими модельерами. Танака разработал культовый логотип Ханаэ Мори в виде бабочки и создал массу визуальных материалов для линии, включая документальный фильм о модельере, предназначенный для зарубежного проката. [ 2 ] : 25  Дизайн Танаки 1979 года для линии Issey Miyake's, мотив «IM», ранее использовавшийся для товаров, не связанных с одеждой, был возвращен к жизни в 2021 году в качестве логотипа новой линии компании «IM Men» (заменяющей прекращенную линию «Issey Miyake Men»). ). [ 20 ] В конце 1990-х Танака разработал рекламные плакаты для Сальваторе Феррагамо , подготовил выставочные материалы и разработал каталог «Сальваторе Феррагамо - Искусство обуви», проходившего в Фонде Согецу Кай в 1998 году. [ 21 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Танака умер 10 января 2002 года в возрасте 71 года от сердечного приступа в Токио. [ 22 ] В 2008 году Архив Танака Икко был создан в Центре современного графического искусства (CCGA) в Сукагаве, Фукусима. [ 12 ] Обширная коллекция состоит примерно из 2700 плакатов, 3600 работ книжного дизайна, 9500 книг, 25 000 фотоматериалов и 55 000 документов и писем. [ 12 ]

Работы Танаки хранятся в постоянных коллекциях многих музеев по всему миру, включая Музей Тихоокеанской Азии Университета Южной Калифорнии , [ 23 ] Центр искусств Уокера , [ 24 ] Музей современного искусства , [ 25 ] Индианаполиса Художественный музей , [ 26 ] университета Музей искусств Мичиганского , [ 27 ] Купер Хьюитт , [ 28 ] Музей прикладного искусства и науки , [ 29 ] Британский музей , [ 30 ] Нашера Художественный музей , [ 31 ] музей Артизон , [ 32 ] и Музей Виктории и Альберта . [ 33 ]

Избранные награды и выставки

[ редактировать ]

Источник: [ 12 ]

Выставки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ «Клуб арт-директоров/Зал славы» . 2012-12-24. Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Туфли, Джан Карло; Танака, Лед (1997). Танака Икко: мастер графики Лондон: Файдон. ISBN  9780714837161 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Сайки, Мэгги Кинсер (1999). «Икко Танака: Один раз в жизни» Графика 55 (321): 22–35. ISSN   0017-3452 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Такаги, Марико (24 октября 2016 г.). Танака Икко и современная японская типографика (презентация на конференции). AТип.
  5. ^ Отдел азиатского искусства (октябрь 2003 г.). «Стиль живописи Ринпы | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 23 октября 2022 г.
  6. ^ «Римпа 20 века: Икко Танака» . галерея kyoto ddd (на японском языке) . Проверено 23 октября 2022 г.
  7. ^ «Эмблема школы Университета Осаки» . derma.med.osaka-u.ac.jp Проверено 27 февраля 2020 г.
  8. ^ «Вспоминая Хиросиму | Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна» . www.cooperhewitt.org . 06.08.2015 . Проверено 23 октября 2022 г.
  9. ^ «Оглядываясь назад на невероятно плодовитого Икко Танаку и его потрясающий графический дизайн» . www.itsnicethat.com . Проверено 23 октября 2022 г.
  10. ^ Трагану, Джилли (01 мая 2011 г.). «Олимпийский дизайн Токио 1964 года как «царство [дизайнерской] памяти» » . Спорт в обществе . 14 (4): 468. дои : 10.1080/17430437.2011.565925 . ISSN   1743-0437 . S2CID   143486807 .
  11. ^ «Саппоро 1972: Медали» . Международный олимпийский комитет . Проверено 23 октября 2022 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Икко Танака|НПО «Платформа архитектурного мышления|ПЛАТ» . npo-plat.org . Проверено 22 октября 2022 г.
  13. ^ Слэйд, Тоби (18 сентября 2020 г.). «Деколонизация роскошной моды в Японии» . Теория моды . 24 (6): 837–857. дои : 10.1080/1362704X.2020.1802101 . ISSN   1362-704X . S2CID   221323836 .
  14. ^ Если вы хотите сделать преуменьшение - New York Times
  15. ^ Барталь, Ори (2020). Критический дизайн в Японии: материальная культура, роскошь и авангард . Манчестер [Великобритания]. ISBN  978-1-5261-3998-6 . OCLC   1146303761 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Jump up to: а б (2017). Выражение «японских вещей» в творчестве Икко Танаки 1950-х годов 68 ( » 1 ): 85–96 Саэ, Ямамото Эстетика « .
  17. ^ «Встреча с Икко Танакой в ​​Пинакотеке современности» . Журнал TL . 18 марта 2018 г. Проверено 23 октября 2022 г.
  18. ^ Манро, Стюарт (29 ноября 2012 г.). «Проекты Икко Танаки живут» . Джапан Таймс . Проверено 23 октября 2022 г.
  19. ^ «Кочо | Образец шрифта | Шрифты МОРИСАВА» . Морисава Инк . Проверено 22 октября 2022 г.
  20. ^ Уэтерилл, Келли (12 марта 2021 г.). «Студия дизайна Miyake запускает бренд мужской одежды» . ВВД . Проверено 22 октября 2022 г.
  21. ^ Риччи, Стефания; Кальца, Джан Карло (1998). «Сальваторе Феррагамо – Искусство обуви» (PDF) . Сальваторе Феррагамо .
  22. ^ Хеллер, Стивен (24 января 2002 г.). «Икко Танака, 71 год, японский графический дизайнер» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 22 октября 2022 г.
  23. ^ «Музей USC Тихоокеанской Азии» . pamcollections.usc.edu . Проверено 5 февраля 2021 г.
  24. ^ «Плакат выставки Иссей Мияке в Музее Сэйбу…» walkerart.org . Проверено 5 февраля 2021 г.
  25. ^ «Икко Танака. Плакат Nippon 1955–72, японские плакаты Screen Process. 1972 | MoMA» . Музей современного искусства . Проверено 5 февраля 2021 г.
  26. ^ «Нихон Буйо» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 5 февраля 2021 г.
  27. ^ «Обмен: Икко Танака в Cooper Union» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 5 февраля 2021 г.
  28. ^ «Плакат, выставка графического искусства Икко Танаки, 1990» . Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна . Проверено 5 февраля 2021 г.
  29. ^ «Плакат Shiseido Икко Танаки, Япония» . коллекция.maas.музей . Проверено 5 февраля 2021 г.
  30. ^ "банка | Британский музей" . Британский музей . Проверено 5 февраля 2021 г.
  31. ^ «Гора Фудзи» . Музей искусств Нашера в Университете Дьюка . Проверено 5 февраля 2021 г.
  32. ^ «Основные моменты коллекции» . Музей Артизон . Проверено 5 февраля 2021 г.
  33. ^ «Нихон Буйо | Танака, Икко | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Коллекции V и A. 05 февраля 2021 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
  34. ^ «JAGDA: Первая премия Юсаку Камекура за дизайн Икко Танака» . archive.jagda.or.jp . Проверено 22 октября 2022 г.
  35. ^ «21_21 DESIGN SIGHT | «Икко Танака и будущее/прошлое/восток/запад дизайна» | О проекте» . www.2121designsight.jp . Проверено 23 октября 2022 г.
  36. ^ «Стиль Икко: графика Икко Танаки - Тихоокеанско-Азиатский музей USC» . pacificasiamuseum.usc.edu . Проверено 23 октября 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 567f9c1fa19fe1b65ad79ca27e1e8a75__1709559000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/75/567f9c1fa19fe1b65ad79ca27e1e8a75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ikko Tanaka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)