Икко Танака
Икко Танака | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 10 января 2002 г. | (71 год)
Альма-матер | Киотский городской университет искусств |
Занятие | Графический дизайнер |
Награды |
|
Икко Танака (田中 一光, Танака Икко , 13 января 1930 — 10 января 2002) — японский графический дизайнер .
Танака широко известен за свою плодотворную междисциплинарную работу, которая включает в себя графическую идентичность и визуальные материалы для брендов и корпораций, включая универмаги Seibu , Mazda , Issey Miyake , Hanae Mori и Expo 85 . Ему приписывают разработку основополагающего графического стиля для лайфстайл-бренда Muji , подчеркнув качество их продукции «без бренда» с помощью неприукрашенных очаровательных линейных рисунков в сочетании с простыми слоганами. Его использование смелой полихроматической геометрии и использование динамического визуального потенциала типографики подкреплены чувствительностью к традиционной японской эстетике. Хотя Танака был остро чувствителен к историческим прецедентам и устоявшимся условностям, он, тем не менее, сохранял определенную игривость в своей работе, манипулируя цветом, масштабом и формой, чтобы преобразовать знакомые иконографии в свежие и доступные визуальные представления.
Танака также широко известен своими дизайнами плакатов для постановок Но и других представлений и выставок, проводимых в Японии и за ее пределами. Он также активно занимался типографикой, выставочным и книжным дизайном, а его публикация Japan Style была выпущена в 1980 году вместе с в Музее Виктории и Альберта одноименной выставкой . Танаке, как ведущей фигуре послевоенного японского дизайна, также приписывают роль в профессионализации и расширении этой дисциплины.
Карьера
[ редактировать ]Образование и раннее начало (1930-1957)
[ редактировать ]Родился в 1930 году в Наре . [ 1 ] Икко Танака изучал искусство в Городском университете искусств Киото , который окончил в 1950 году по специальности древнее японское искусство. [ 2 ] : 18 Свою профессиональную карьеру он начал в отделе текстильного дизайна в фирме Kanegafuchi Boseki (ныне Kracie Holdings) в Осаке , работая под руководством дизайнера Кацудзиро Киношиты, получившего образование во Франции. [ 2 ] : 18 в Осаке В поисках карьеры дизайнера, более ориентированной на печать, Танака начал работать в Sankei Shimbun в 1952 году. [ 2 ] : 18 Несмотря на намерение занять должность в отделе графического дизайна, ему пришлось выполнять канцелярскую работу в офисе. Разочарованный и вялый, он начал рисовать афиши к спектаклям в театре газеты и расклеивал их в вестибюле здания. Ренегатские работы привлекли внимание художника-авангардиста Дзиро Ёсихары , будущего лидера Гутай, который в то время работал над показом мод Sankei , который должен был совершить поездку по стране в рамках рекламной кампании газеты. [ 2 ] : 18 Очарованный дизайном, Ёшихара предложил Танаке работу по созданию декораций для мероприятий, и после успешного тура Танака был переведен на факультет графического дизайна. [ 2 ] : 18 Танака продолжал работать в Sankei до 1957 года, а в 1954 году получил приз членов Японского клуба рекламных искусств (JAAC). [ 3 ] : 24
Переезд в Токио и развитие карьеры (1957–2002).
[ редактировать ]Вдохновленный плодотворной выставкой «Графика '55», состоявшейся в универмаге Такашимая в Токио, на которой присутствовали несколько ведущих графических дизайнеров первого поколения, в том числе Юсаку Камекура , Ёсио Хаякава и Рюичи Ямасиро, Танака переехал в Токио в 1957 году и занял должность в рекламном агентстве Light Publicity. [ 4 ] Свою одноименную студию он основал в 1963 году в Аояме . [ 4 ] При поддержке критика Масару Кацуми, который координировал многие крупномасштабные внутренние и международные выставки графического дизайна, Танака получил доступ к важным платформам, таким как Всемирная конференция дизайна, и получил широкую известность после того, как был выбран в качестве художника обложки для первого номера журнала. Графический дизайн в 1958 году. [ 2 ] : 21

В декабре 1960 года Танака совершил свою первую заграничную поездку в Соединенные Штаты и познакомился с несколькими современниками графического дизайна, включая Сола Басса , Аарона Бернса, Херба Любалина , Ивана Чермаева , Лу Дорфсмана и Питера Браттинга . [ 4 ] Браттинга пригласил Танаку прочитать лекцию в Институте Пратта , где он преподавал, а в 1965 году организовал персональную выставку работ Танаки в Steendrukkerij de Jong & Co. в Хилверсюме , Нидерланды. [ 4 ] Танака быстро приобрел известность и получил множество наград, в том числе премию членов Японского клуба рекламных искусств (JAAC) в 1959 году и золотую медаль Токийского клуба арт-директоров в 1960 году. [ 2 ] : 21 Танака также сыграл жизненно важную роль в профессионализации графического дизайна в Японии и работал в недавно основанном Центре дизайна Nippon в 1960-х годах, внутреннем агентстве, ориентированном на корпорации, которые стремились установить более высокие стандарты рекламного дизайна. [ 3 ] : 24 Он оставался активным в мире дизайна до своей смерти в 2002 году, создав огромное портфолио работ, охватывающих частный и государственный секторы, и сотрудничая с многочисленными средствами массовой информации различных масштабов и направлений.
Работа
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Хотя работы Танаки ни в коем случае не являются монолитными и предсказуемыми, его общая чувствительность раскрывает интерес к потенциалу негативного пространства для выражения материи, контурных форм, смелой и простой геометрии в новых аранжировках и ярких полос цвета, часто передаваемых в непрозрачных обработках. Его чистое и точное применение цвета и контура напоминает четкие формы гравюр на дереве периода Эдо , а его пространственные аранжировки связаны с рекурсивными узорами современного оп-арта и более ранними игривыми, разбросанными геометриями, встречающимися в Баухауза графическом дизайне .
Стиль Танаки часто связывают со школой живописи Ринпа , которая зародилась в Киото в 17 веке и продолжала развиваться и периодически возрождаться на протяжении 18 и 19 веков. Эти художники отдавали предпочтение декоративному дизайну и ярким цветам, часто изображая местную флору и фауну на фоне сусального золота. [ 5 ] Использование Танакой мотивов, заимствованных из мира природы, и размещение им форм на монохромном фоне было описано искусствоведом Юдзи Ямаситой как итерация Ринпы 20-го века до такой степени, что его можно было считать «тем самым человеком, который воплотил Ринпа». [ 6 ] Сам Танака признал влияние Ринпы на его творчество, одновременно выразив нежелание полностью соответствовать эстетике, которая «несет идею красоты, которая слишком далека от того, чем мы являемся». [ 2 ] : 15 Танака поддерживал тщательный баланс между традиционным и современным в своих работах и активно черпал вдохновение из массовой потребительской культуры Америки и прецедентов европейского дизайна, плавно интегрируя эти визуальные языки с мотивами и чувствами, почерпнутыми из японской эстетики.

Театр и сфера культуры
[ редактировать ]Практика Танаки пересекалась с многочисленными творческими областями, а его интерес к междисциплинарному сотрудничеству можно проследить еще с первых дней его пребывания в Киото, где он занимался сценографией и гримом для студенческой театральной группы Atelierza, работая вместе с такими дизайнерами, как Хироши Авацудзи. и Кикуко Огата. [ 2 ] : 17 Он говорил о своем интересе к артистизму и проведению японской чайной церемонии , сравнивая свою позицию дизайнера с ролью ведущего чая — роли, которые участвуют в временных процессах и выступают посредниками между частными интересами и общественной аудиторией. [ 3 ] : 24 Эти идеи проникают в его обширную работу, касающуюся театра и других исполнительских искусств, и Танака сыграл решающую роль в популярном возрождении Но в послевоенную эпоху. Сместив печатный материал, связанный с представлениями Но, с эзотерических рукописных листов бумаги на публичные, смелые плакаты, которые передали загадочные и глубокие качества этого средства массовой информации в более доступных и визуально увлекательных терминах, Танака помог перенести традиционное искусство в современную эпоху. не жертвуя при этом своими основными эстетическими и культурными качествами. [ 3 ]

Танака также создавал рекламную графику для художественных выставок, музыкальных представлений и многочисленных культурных и промышленных выставок, включая Expo '70 в Осаке, Expo '85 в Цукубе и World City Expo Tokyo '96. Он разработал главный логотип Университета Осаки и создал известные плакаты для «Хиросимских призывов» (1988 г.) и Amnesty International. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Танака также разработал вывески и медали для летних Олимпийских игр 1964 года в Токио и зимних Олимпийских игр 1972 года в Саппоро. [ 10 ] [ 11 ]
Коммерческий
[ редактировать ]В 1975 году Танака был назначен креативным директором группы Seibu , холдинговой компании, под эгидой которой находятся железные дороги, универмаги, недвижимость и многие другие отрасли. [ 2 ] : 26 Его работа с Сэйбу началась в 1973 году, когда ему было поручено сделать афиши для спектаклей в Театре Сейбу. [ 3 ] : 24 В качестве креативного директора Танака участвовал в ряде дизайнерских проектов, определявших визуальное присутствие компании: он создал культовые графические дизайны, включая зелено-синюю мишень, использованную на упаковочной бумаге и сумках для покупок универмага Seibu, а также участвовал в дизайн интерьера выставок, витрин, вестибюлей и ресторанов. Танака также создавал логотипы для других дочерних компаний Seibu, включая Loft и Credit Saison . [ 12 ]
Вместе с консультантом по маркетингу Кадзуко Койке и дизайнером интерьеров Такаси Сугимото Танака разработал концепт графического стиля Mujirushi Ryōhin , дисконтного бренда группы Seibu, основанного как ответ и передышка бренд-ориентированной культуре позднего капитализма. [ 13 ] : 848 [ 14 ] Танака предложил использовать переработанную бумагу для упаковки продукта и простой логотип, напечатанный темно-бордовым цветом, с четырьмя иероглифами бренда, написанными жирным шрифтом. В составе консультативного совета компании Танака также сыграл жизненно важную роль в дизайне продукции, выступая за использование натуральных текстур и цветов металла и дерева и выступая против использования пигментов в синтетических пластмассах. [ 15 ] : 169
Дизайн книги и типографика
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Танака сотрудничал с историками, кураторами, архитекторами и художниками, создавая художественные публикации, проекты выставок и рекламные материалы. Известные книги включают Japan Style (1980) с Ёсидой Мицукуни, опубликованную совместно с одноименной выставкой в Музее Виктории и Альберта , Japan Color (1981) с Кадзуко Койке и Japan Design (1984) также с Кадзуко Койке. [ 4 ] Эти проекты по дизайну книг пошли на убыль в 1980-х и 90-х годах, когда издатели начали переходить к менее стилизованному, более комплексному и индустриальному подходу к литературному производству. [ 2 ] : 23 Танака также опубликовал свои собственные сочинения в таких текстах, как «Окружение дизайна» ( Dezain no shuhen ) (1980) и автобиографии « Икко Танака: Дизайн нашей эпохи» (Tanaka Ikko jiden: Warera dezain no jidai ) (2001).

Типографика занимает видное место в творчестве Танаки, и его увлечение этим материалом соответствовало растущему интересу к визуальному потенциалу текста среди молодых японских дизайнеров в послевоенную эпоху. Этот импульс был частично сформирован влиянием швейцарской и американской типографики. До 1950-х годов типографика в японском графическом дизайне в основном писалась вручную, либо с помощью циркуля и линейки, либо с помощью кисти. [ 16 ] : 87 Дизайнеры, в том числе Танака, стремились создать «нихон модзи », эстетику надписей, которая будет признана уникальной японской и систематически стандартизирована. [ 16 ] : 87 Танака был особенно поражен выдающимся положением текста в визуальном языке американского массового потребления, и он применил подход к графическому дизайну, который рассматривал бы текст как центральный способ визуальной коммуникации, а не как простой протез изображения. Серия гравюр, созданных для шрифтовой мастерской Морисава, иллюстрирует увлечение Танаки визуальной выразительностью букв. В одной работе он разделяет различные типы штрихов на отдельные формы, которые заполняют поверхность плоскости изображения, абстрагируя их от исходного контекста кандзи , в то время как в другой работе используются архаичные символы пиктограмм , напечатанные белым цветом с меловой текстурой на фоне рисунка. черный фон. [ 17 ] [ 18 ]
Позже в своей карьере он разработал шрифт Минчо, вдохновленный Бодони, под названием «кочо», в котором используются сильные контрасты между толстыми и тонкими штрихами, треугольными уроко (засечками) и полными осаэ (нажим). [ 3 ] : 25 [ 19 ]
Мода
[ редактировать ]Начиная с конца 1960-х и 70-х годов Танака сотрудничал с несколькими японскими модельерами. Танака разработал культовый логотип Ханаэ Мори в виде бабочки и создал массу визуальных материалов для линии, включая документальный фильм о модельере, предназначенный для зарубежного проката. [ 2 ] : 25 Дизайн Танаки 1979 года для линии Issey Miyake's, мотив «IM», ранее использовавшийся для товаров, не связанных с одеждой, был возвращен к жизни в 2021 году в качестве логотипа новой линии компании «IM Men» (заменяющей прекращенную линию «Issey Miyake Men»). ). [ 20 ] В конце 1990-х Танака разработал рекламные плакаты для Сальваторе Феррагамо , подготовил выставочные материалы и разработал каталог «Сальваторе Феррагамо - Искусство обуви», проходившего в Фонде Согецу Кай в 1998 году. [ 21 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Танака умер 10 января 2002 года в возрасте 71 года от сердечного приступа в Токио. [ 22 ] В 2008 году Архив Танака Икко был создан в Центре современного графического искусства (CCGA) в Сукагаве, Фукусима. [ 12 ] Обширная коллекция состоит примерно из 2700 плакатов, 3600 работ книжного дизайна, 9500 книг, 25 000 фотоматериалов и 55 000 документов и писем. [ 12 ]
Работы Танаки хранятся в постоянных коллекциях многих музеев по всему миру, включая Музей Тихоокеанской Азии Университета Южной Калифорнии , [ 23 ] Центр искусств Уокера , [ 24 ] Музей современного искусства , [ 25 ] Индианаполиса Художественный музей , [ 26 ] университета Музей искусств Мичиганского , [ 27 ] Купер Хьюитт , [ 28 ] Музей прикладного искусства и науки , [ 29 ] Британский музей , [ 30 ] Нашера Художественный музей , [ 31 ] музей Артизон , [ 32 ] и Музей Виктории и Альберта . [ 33 ]
Избранные награды и выставки
[ редактировать ]Награды
[ редактировать ]Источник: [ 12 ]
- 1954 г. Приз членов Японского клуба рекламного искусства (JAAC)
- 1966 года Премия Майничи за дизайн
- Серебряная награда Варшавской международной биеннале плаката 1968 года.
- Премия Майничи за дизайн 1973 года
- 1973 года за книжный дизайн Kodansha Премия издательства
- 1986 года. Клуба арт-директоров Нью-Йорка Золотая премия
- 1994 Пурпурная Почетная медаль
- 1997 года Премия Асахи
- Премия Юсаку Камекура за дизайн 1999 года [ 34 ]
- 2000 Заслуженный деятель культуры
Выставки
[ редактировать ]- 2003 «Ретроспектива Икко Танаки: наша эра дизайна», Музей современного искусства Токио (выставка по проекту Тадао Андо ).
- 2012 «Икко Танака и будущее/прошлое/восток/запад дизайна», 21 21 Design Sight (куратор Кадзуко Койке) [ 35 ]
- 2015 «Стиль Икко: графика Икко Танаки», Тихоокеанско-Азиатский музей USC. [ 36 ]
- 2016 «Плакаты Икко Танаки», Национальный художественный музей, Осака.
- 2018 «Икко Танака: Лица». Новая коллекция
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Клуб арт-директоров биография, портрет и изображения работ
- Работа Икко Танаки на YouTube
- Работа для Иссея Мияке
- Онлайн-работы в МоМА
- Онлайн-работы в Музее Тихоокеанской Азии USC
- Онлайн-работы в Художественном музее Мичиганского университета
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Клуб арт-директоров/Зал славы» . 2012-12-24. Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 г. Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Туфли, Джан Карло; Танака, Лед (1997). Танака Икко: мастер графики Лондон: Файдон. ISBN 9780714837161 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сайки, Мэгги Кинсер (1999). «Икко Танака: Один раз в жизни» Графика 55 (321): 22–35. ISSN 0017-3452 .
- ^ Jump up to: а б с д и Такаги, Марико (24 октября 2016 г.). Танака Икко и современная японская типографика (презентация на конференции). AТип.
- ^ Отдел азиатского искусства (октябрь 2003 г.). «Стиль живописи Ринпы | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Римпа 20 века: Икко Танака» . галерея kyoto ddd (на японском языке) . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Эмблема школы Университета Осаки» . derma.med.osaka-u.ac.jp Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Вспоминая Хиросиму | Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна» . www.cooperhewitt.org . 06.08.2015 . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Оглядываясь назад на невероятно плодовитого Икко Танаку и его потрясающий графический дизайн» . www.itsnicethat.com . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Трагану, Джилли (01 мая 2011 г.). «Олимпийский дизайн Токио 1964 года как «царство [дизайнерской] памяти» » . Спорт в обществе . 14 (4): 468. дои : 10.1080/17430437.2011.565925 . ISSN 1743-0437 . S2CID 143486807 .
- ^ «Саппоро 1972: Медали» . Международный олимпийский комитет . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Икко Танака|НПО «Платформа архитектурного мышления|ПЛАТ» . npo-plat.org . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Слэйд, Тоби (18 сентября 2020 г.). «Деколонизация роскошной моды в Японии» . Теория моды . 24 (6): 837–857. дои : 10.1080/1362704X.2020.1802101 . ISSN 1362-704X . S2CID 221323836 .
- ^ Если вы хотите сделать преуменьшение - New York Times
- ^ Барталь, Ори (2020). Критический дизайн в Японии: материальная культура, роскошь и авангард . Манчестер [Великобритания]. ISBN 978-1-5261-3998-6 . OCLC 1146303761 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б (2017). Выражение «японских вещей» в творчестве Икко Танаки 1950-х годов 68 ( » 1 ): 85–96 Саэ, Ямамото Эстетика « .
- ^ «Встреча с Икко Танакой в Пинакотеке современности» . Журнал TL . 18 марта 2018 г. Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Манро, Стюарт (29 ноября 2012 г.). «Проекты Икко Танаки живут» . Джапан Таймс . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Кочо | Образец шрифта | Шрифты МОРИСАВА» . Морисава Инк . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Уэтерилл, Келли (12 марта 2021 г.). «Студия дизайна Miyake запускает бренд мужской одежды» . ВВД . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ Риччи, Стефания; Кальца, Джан Карло (1998). «Сальваторе Феррагамо – Искусство обуви» (PDF) . Сальваторе Феррагамо .
- ^ Хеллер, Стивен (24 января 2002 г.). «Икко Танака, 71 год, японский графический дизайнер» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ «Музей USC Тихоокеанской Азии» . pamcollections.usc.edu . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Плакат выставки Иссей Мияке в Музее Сэйбу…» walkerart.org . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Икко Танака. Плакат Nippon 1955–72, японские плакаты Screen Process. 1972 | MoMA» . Музей современного искусства . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Нихон Буйо» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Обмен: Икко Танака в Cooper Union» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Плакат, выставка графического искусства Икко Танаки, 1990» . Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Плакат Shiseido Икко Танаки, Япония» . коллекция.maas.музей . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ "банка | Британский музей" . Британский музей . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Гора Фудзи» . Музей искусств Нашера в Университете Дьюка . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Основные моменты коллекции» . Музей Артизон . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Нихон Буйо | Танака, Икко | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Коллекции V и A. 05 февраля 2021 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «JAGDA: Первая премия Юсаку Камекура за дизайн Икко Танака» . archive.jagda.or.jp . Проверено 22 октября 2022 г.
- ^ «21_21 DESIGN SIGHT | «Икко Танака и будущее/прошлое/восток/запад дизайна» | О проекте» . www.2121designsight.jp . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Стиль Икко: графика Икко Танаки - Тихоокеанско-Азиатский музей USC» . pacificasiamuseum.usc.edu . Проверено 23 октября 2022 г.