Корнелис Тиле
Корнелис Петрус Тиле (16 декабря 1830 — 11 января 1902) — голландский теолог и религиовед .
Жизнь
[ редактировать ]Тиле родился в Лейдене . Он получил образование в Амстердаме , сначала учился в Athenaeum Illustre , как тогда называлась коммунальная средняя школа столицы, а затем в семинарии Ремонстрантского Братства . [1]
Ему было предназначено стать пастором в собственном братстве. После неуклонного снижения в течение значительного периода, это увеличило свое влияние во второй половине XIX века за счет расширения догматов голландских методистов , что заставило многих либеральных духовенств среди лютеран и кальвинистов перейти на сторону ремонстрантов . Тиле сам придерживался либеральных религиозных взглядов, которые он рано провозгласил с кафедры , будучи протестантским пастором в Мурдрехте (1853 г.) и Роттердаме (1856 г.). [1]
После перевода семинарии братства из Амстердама в Лейден в 1873 году Тиле был назначен одним из ее ведущих профессоров. В 1877 году последовало его назначение в Лейденский университет профессором истории религий , на специально созданной для него кафедре. [1]
Вместе с Абрахамом Куэненом и Дж. Х. Шолтеном , среди других, он основал « Лейденскую школу » современного богословия. С 1867 года он помогал Куэнену, А.Д. Ломану и Л.В. Раувенхоффу в редактировании Theologisch Tijdschrift . [1] В 1889 году он стал членом Teylers Eerste Genootschap . [2] В 1901 году он оставил должность профессора Лейденского университета и умер в январе 1902 года. [1]
Рвение и работоспособность Тиле были столь же необыкновенны, как и его обширные знания древних языков, народов и религий, на которые его исследования, по мнению Ф. Макса Мюллера , пролили новый и яркий свет. [1]
Работает
[ редактировать ]Из его многочисленных научных работ Vergelijkende geschiedenis van de egyptische en mesopotamische Godsdiensten (1872 г.) и Geschiedenis van den Godsdienst (1876 г.; новое издание 1891 г.) были переведены на английский язык, первый - Джеймсом Баллингаллом (1878–1882 гг.). , последний - Джозефа Эстлина Карпентера (1877 г.) под названием «Очерки истории религии» (французский перевод, 1885 г.; немецкий перевод, 1895 г.). Французский перевод « Сравнительной истории» был опубликован в 1882 году. [1]
Другие работы Тиле:
- «Религия Заратустры, от ее происхождения в Бактрие до падения Древней Персидской империи » (1864 г.) — труд, ныне воплощенный, но значительно расширенный и улучшенный благодаря новейшим исследованиям автора, в « Истории религий» (т. II, часть). ii, Амстердам, 1901), часть, появившаяся незадолго до смерти автора.
- Плод ассириологии для сравнительной истории религий (1877; немецкое издание, 1878 г.)
- Вавилонско-ассирийская история (две части, Лейпциг, 1886–1888 гг.)
- Западная Азия, согласно новейшим открытиям (Лондон, 1894 г.). [1]
Он также был сотрудником Библейской энциклопедии и автором статьи «Религии» в 9-м издании Британской энциклопедии (1875 г.). [3]
Том проповедей Тиле появился в 1865 году, а сборник его стихов — в 1863 году. Он также редактировал (1868) стихи Петруса Августа де Женестета . В свое время Тиле был наиболее известен английским студентам по его «Очеркам» и «Гиффордовским лекциям об элементах религиозной науки» , прочитанным в 1896–1898 годах в Эдинбургском университете . Они появились одновременно на голландском языке в Амстердаме, на английском языке в Лондоне и Эдинбурге (1897–1899, 2 тома). [1]
Универсальные религии
[ редактировать ]Тиле был одним из первых сторонников голландской школы «науки о религии» и предположил, что религия — это психологический феномен и одна из самых глубоких потребностей человека. [4] Тиле классифицировал и изучал религии как природные и этические религии - концепцию, которую Джордж Галлоуэй оспаривал в 1920 году, поскольку на практике такое различие трудно провести. [5]
Тиле также считается основателем голландской школы сравнительного изучения религий, его влияние, как предполагается, столь же значительно, как и влияние Макса Мюллера . [6] Он был первым профессором в Нидерландах, занявшим кафедру таких исследований после того, как голландское правительство учредило эту должность в 1876 году. [6] Тиле предположил, что религии развиваются поэтапно: от религий природы до становления мифологическими религиями, затем доктринальными религиями и, в конечном итоге, мировыми или универсальными религиями. Последняя стадия содержит «святой трепет», «взирание на Бога как на Всевышнего» и «принадлежность обожаемому навеки, в жизни и в смерти». [6] В этих категориях Тиле в 1877 году поместил буддизм , христианство и ислам как универсальные религии. [7] Более поздние исследования и лучшее понимание буддизма дискредитировали некоторые положения теории Тиле. Буддизм, как и некоторые другие индийские религии, по сути, является нетеистической религией и не предлагает своим последователям принадлежать Богу в буддизме или «смотреть на Бога как на Всевышнего». [8] [9]
Почести
[ редактировать ]Тиле был избран международным членом Американского философского общества в 1898 году. [10] В 1900 году Эдинбургский университет присвоил Тиле степень DD Honoris Causa , награду, которой ранее удостоились его университеты Дублина и Болоньи . Он также был членом как минимум пятнадцати научных обществ в Нидерландах , Бельгии , Франции , Германии , Италии , Великобритании и США . [1]
Семья
[ редактировать ]Питер Антон Тиле был его братом.
Избранная библиография
[ редактировать ]- (на английском языке) CP Tiele: Сравнительная история египетской и месопотамской религий. История египетской религии . Лондон, Рутледж, 2000. ISBN 0-415-24461-7 (переиздание Trübner & Co., 1882 г.)
- (на английском языке) CP Tiele: Элементы науки о религии . Нью-Йорк, AMS Press, 1979 (2 тома). ISBN 0-404-60480-3 (отчет изд. 1897-1899 гг., опубликованный У. Блэквудом, Эдинбург)
- (на английском языке) CP Tiele: Религия иранских народов . Бомбей, 1912 год.
- (на английском языке) Религиозные системы мира. Вклад в изучение сравнительного религиоведения. Сборник адресов, доставленных в Институт Саут-Плейс. [CP Tiele ... и др.]. Различные издания между 1892 и 1911 годами.
- (на английском языке) CP Tiele: Очерки истории религии до распространения универсальных религий . Лондон, Трюбнер, 1877 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чисхолм 1911 года .
- ^ Арье Л. Молендейк: Наследие Корнелиса Петруса Тиле (1830–1902). В: Голландский архив церковной истории , том. 80 (2000), № 1, с. 78-114
- ^ Важные участники Britannica , 9-го и 10-го изданий , 1902encyclepedia.com. Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ Арье Л. Молендейк (1999). «Имейте религию». Нумен . 46 (3): 237–268. дои : 10.1163/1568527991209015 . JSTOR 3270159 .
- ^ Джордж Галлоуэй (1920). Философия религий . п. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Кокс (2006). Путеводитель по феноменологии религии: ключевые фигуры, формирующие влияния и последующие дебаты . А&С Черный. стр. 104–107. ISBN 978-0-8264-5290-0 .
- ^ Корнелис Петрус Тиле (1877). Очерки истории религии к распространению универсальных религий . Джеймс Р. Осгуд. п. 4.
- ^ Блэкберн, Энн М.; Сэмюэлс, Джеффри (2003). «II. Отрицание Бога в буддизме и причины, стоящие за этим». Приближение к Дхамме: буддийские тексты и практики в Южной и Юго-Восточной Азии . Париятти. стр. 128–146. ISBN 978-1-928706-19-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ричард Хейс (1988). «Принципиальный атеизм в буддийской научной традиции». Журнал индийской философии . 16 (1): 1–8.
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 16 февраля 2024 г.
Атрибуция:
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Тиеле, Корнелис Питер ». энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 963. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Корнелиса Тиле или о нем в Интернет-архиве
- «Религии» из Британской энциклопедии , 9-е издание, том XX (1886 г.).