Шестнадцать отличных подарков

Шестнадцать великих даров ( санскрит : Ṣodasha Mahā-dāna) относятся к категории ритуальных пожертвований, упомянутых в пуранических текстах древней Индии. –
К наиболее известным из этих пожертвований относятся тула-пуруша — взвешивание человека и пожертвование эквивалентного веса золотом, а также хиранья-гарбха — пожертвование золотого горшка.
История
[ редактировать ]Самые ранние надписи, в которых шестнадцать великих даров упоминаются как категория, датируются VIII веком, но эти великие дары были описаны в более ранней литературе, такой как Матсья Пурана . [ 1 ] Некоторые из этих пожертвований, включенных в эту категорию, появились еще до появления концепции шестнадцати великих даров. Например, Атхарваведа - паришишта , составленная в I тысячелетии до нашей эры, описывает тула-пурушу, хиранья-гарбху и госахасру . [ 2 ]
Раздел Матсья Пураны , в котором упоминаются шестнадцать великих даров, по-видимому, был составлен в 550–650 годах нашей эры. [ 3 ] В нем говорится, что несколько древних царей совершили великие дары. [ 2 ] В Линга Пуране также упоминаются шестнадцать крупных пожертвований; по словам Р.Ц. Хазара, соответствующая часть текста была составлена в течение ок. 600–1000 гг. н.э., скорее всего, после 800 г. н.э. Великие дары также описаны в более поздних сборниках, посвященных теме благотворительности ( дана ), таких как Баллалы « Дана -сагара» и раздел Данакханда в » Хемадри « Чатурварга -чинтамани (13 век). [ 2 ]
Чалукья Известно , что царь Пулакешин I (ок. 540–567) совершил ритуал хираньягарбхи (хотя и не упоминается как Великий Дар), чтобы провозгласить свой суверенитет. [ 4 ] VII века Пандьи Самые ранние известные эпиграфически засвидетельствованные пожертвования, называемые «великими дарами», были сделаны королем Джаянтаварманом (псевдоним Сендан). Согласно его надписи, царь совершил три великих дара: хиранья-гарбху, го-сахасру и тула-пурсуха. [ 1 ] Царь Раштракута ), очевидно , Дантидурга (ок. 753 г. н.э.) провел церемонию Великого Дара ( махадана в качестве замены ведических ритуалов шраута . Ко времени императорского Чоласа (ок. 10 века) церемония Великого Дара стала главным признаком благосклонности, владычества и независимости короля. [ 5 ]
В надписях династии Гахадавала (11-12 века) упоминаются три великих дара: тулапуруша, госахасра и панча-лангала (или панча-лангалака). Известно, что царь Чанделы Дханга (950–999 гг. н.э.) и Калачури царь Яшакарна (1073–1123 гг. н.э.) исполняли тулапурушу. Царь Сены (1178–1206 гг . Лакшмана Сена ) совершил великий дар Хемашва-ратхи, иначе называемый Хираньяшва-ратхой. [ 6 ]
В Виджаянагарской империи XIV-XVI веков церемонии Великого дара использовались для провозглашения благодеяния и независимости правителей. [ 7 ] Например, в надписи Наллура короля Харихара II империи Виджаянагара упоминается, что он совершил шестнадцать великих даров. [ 5 ]
Список замечательных подарков
[ редактировать ]Шестнадцать великих даров, согласно Матсья Пуране , таковы: (имена в IAST ) [ 8 ] [ 1 ]
- Тула-пуруша (Тула-пуруша), дар человека на весах (взвешивание человека и пожертвование эквивалентного веса в золоте)
- Хиранья-гарбха , дар золотого эмбриона (горшок)
- Брахманда, дар яйца Брахмы
- Кальпа-падапа, дар дерева, исполняющего желания.
- Го-сахасра , дар тысячи коров
- Хиранья-камадхену, дар коровы, исполняющей желания
- Хираньяшва (Хираньяшва), дар золотого коня
- Панча-лангала (Панча-лангала), дар пяти лемехов.
- Дхара (или Притхви), дар земли
- Хираньяшва-ратха (Хираньяшва-ратха), дар золотой конной колесницы.
- Хема-хасти-ратха, дар золотой колесницы слона.
- Вишну-чакра (Вишну-чакра), дар вселенского колеса.
- Кальпа-лата, дар исполняющих желания лоз.
- Сапта-сагара, дар семи морей
- Ратна-дхену, дар драгоценной коровы
- Маха-бхута-гхата, дар горшка с элементами
Два наиболее часто упоминаемых великих дара в исторических записях — это тула-пуруша и хиранья-гарбха. [ 5 ] В Матиса Пуране тула-пуруша упоминается как первый и лучший из шестнадцати великих даров. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Флоринда Де Симини 2016 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Аннетт Шмидхен 2006 , с. 146.
- ^ Аннетт Шмидхен 2006 , стр. 145–146.
- ^ Дауд Али 2000 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с Николас Б. Диркс 1993 , с. 37.
- ^ В. Б. Мишра 1973 , с. 70.
- ^ Николас Б. Диркс 1993 , стр. 37–38.
- ^ DC Сиркар 1971 , с. 164.
- ^ Аннетт Шмидхен 2006 , с. 145.
Библиография
[ редактировать ]- Аннетт Шмидхен (2006). «Церемония Тулапуруши: пураническая концепция и эпиграфические свидетельства» . В Адальберте Дж. Гейле; Герд Дж. Р. Мевиссен; Ричард Саломон (ред.). Сценарий и изображение: статьи об искусстве и эпиграфике . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2944-2 .
- Округ Колумбия Сиркар (1971). Исследования религиозной жизни древней и средневековой Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-2790-5 .
- Дауд Али (2000). «Королевский панегирик как всемирная история: переосмысление надписей на медных пластинах в коле, Индия» . Запрос к Средневековью: тексты и история практик в Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512430-9 .
- Флоринда Де Симини (2016). «Рукописи, ритуалы и государство в индийских источниках» . О богах и книгах: ритуалы и передача знаний в рукописных культурах досовременной Индии . Де Грютер. ISBN 978-3-11-047881-5 .
- Николас Б. Диркс (1993). Полая Корона: Этноистория Индийского королевства . Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08187-Х .
- В. Б. Мишра (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья . БРИЛЛ. ISBN 90-04-03610-5 .