Подход на протяжении всей жизни
Подход жизненного пути , также известный как перспектива жизненного пути или теория жизненного пути , относится к подходу, разработанному в 1960-х годах для анализа жизни людей в структурном , социальном и культурном контекстах. Он рассматривает жизнь человека как социально упорядоченную временную шкалу и признает важность таких факторов, как преемственность поколений и возраст, в формировании поведения и карьеры. [ 1 ] Развитие не заканчивается в детстве, а проходит через несколько этапов жизни, влияя на жизненную траекторию. [ 2 ]
Истоки этого подхода можно проследить до новаторских исследований 1920-х годов, таких как работа Уильяма И. Томаса и Флориана Знанецкого « Польский крестьянин в Европе и Америке » и Карла Мангейма эссе « Проблема поколений ». [ 3 ]
Обзор
[ редактировать ]Подход, основанный на жизненном пути, изучает историю жизни человека и исследует, например, как ранние события повлияли на будущие решения и события, такие как брак и развод. [ 4 ] участие в преступлении или заболеваемость . [ 5 ] Основным фактором, способствующим стандартизации жизненного пути, было снижение уровня смертности, вызванное лечением заразных и инфекционных заболеваний, таких как оспа. [ 6 ] Жизненный путь определяется как «последовательность социально определенных событий и ролей, которые человек выполняет с течением времени». [ 7 ] В частности, подход фокусируется на связи между людьми и историческим и социально-экономическим контекстом, в котором эти люди жили. [ 3 ] Метод охватывает наблюдения, включая историю , социологию , демографию , психологию развития , биологию , здравоохранение и экономику . До сих пор эмпирические исследования с точки зрения жизненного пути не привели к разработке формальной теории . [ 8 ]
Глен Элдер теоретизировал жизненный путь, основанный на пяти ключевых принципах: развитие продолжительности жизни, человеческая активность, историческое время и географическое место, время принятия решений и связанные жизни. В качестве концепции жизненный путь определяется как «последовательность социально определенных событий и ролей, которые человек разыгрывает с течением времени» (Giele and Elder 1998, стр. 22). Эти события и роли не обязательно происходят в заданной последовательности, а скорее составляют сумму фактического опыта человека. Таким образом, концепция жизненного цикла подразумевает возрастно-дифференцированные социальные явления, отличные от однородных стадий жизненного цикла и продолжительности жизни. Продолжительность жизни относится к продолжительности жизни и характеристикам, которые тесно связаны с возрастом, но мало изменяются в зависимости от времени и места.
Напротив, взгляд на жизненный путь уточняет важность времени, контекста, процесса и значения для человеческого развития и семейной жизни (Бенгтсон и Аллен, 1993). Семья воспринимается как микросоциальная группа в макросоциальном контексте — «совокупность людей с общей историей, которые взаимодействуют в постоянно меняющихся социальных контекстах во все увеличивающемся времени и пространстве» (Бенгтсон и Аллен, 1993, стр. 470). Таким образом, старение и изменения в развитии представляют собой непрерывные процессы, которые происходят на протяжении всей жизни. По существу, жизненный путь отражает пересечение социальных и исторических факторов с личной биографией и развитием, в рамках которого может последовать изучение семейной жизни и социальных изменений (Elder 1985; Hareven 1996).
Теория жизненного пути также движется в конструктивистском направлении. Вместо того, чтобы принимать время, последовательность и линейность как нечто само собой разумеющееся, в своей книге «Построение жизненного пути» Джабер Ф. Губриум и Джеймс А. Холстейн (2000) берут отправную точку из описания опыта во времени. Это меняет форму и основу опыта и его историй, выдвигая на первый план то, как время, последовательность, линейность и связанные с ними понятия используются в повседневной жизни. Он представляет собой радикальный поворот в понимании опыта во времени, выходя далеко за рамки понятия мультидисциплинарной парадигмы и обеспечивая совершенно иную парадигму, чем традиционные подходы, ориентированные на время. Вместо того, чтобы концепции времени были основными строительными блоками предложений, концепции времени заключаются в аналитические скобки и становятся центральными темами исследований и конструктивного понимания.
Подход, основанный на жизненном пути, применялся к таким темам, как профессиональное здоровье иммигрантов, [ 9 ] и пенсионный возраст. [ 10 ] Это также становится все более важным в других областях, например, роль детского опыта, влияющего на поведение учащихся в дальнейшей жизни. [ 11 ] или физическая активность в пожилом возрасте. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ритцер, Джордж, изд. (15 февраля 2007 г.). Социологическая энциклопедия Блэквелла (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781405165518.wbeosl046.pub2 . ISBN 978-1-4051-2433-1 . S2CID 214532296 .
- ^ Старейшина, Глен Х.; Джонсон, Моника Киркпатрик; Кросно, Роберт (2003), Мортимер, Джейлан Т.; Шанахан, Майкл Дж. (ред.), «Возникновение и развитие теории жизненного пути» , Справочник жизненного пути , Справочники по социологии и социальным исследованиям, Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 3–19, doi : 10.1007 /978-0-306-48247-2_1 , ISBN 978-0-306-48247-2 , S2CID 147729902 , получено 25 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Старейшина, Глен Х.; Моника Киркпатрик Джонсон и Роберт Кросно: возникновение и развитие теории жизненного пути. В: Джейлан Т. Мортимер и Майкл Дж. Шанахан (ред.). Справочник жизненного пути. Спрингер, 2003 г., ISBN 0-306-47498-0 , стр. 3–19.
- ^ Джеймс М. Уайт; Дэвид М. Кляйн, ред. (2007). Семейные теории (3-е изд.). Мудрец. п. 122. ИСБН 978-1-4129-3748-1 . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Подход на протяжении всей жизни к эпидемиологии хронических заболеваний (под ред. Дианы Кух и Йоава Бен-Шломо). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1997. ISBN 978-0-19-262782-7 .
- ^ Шанахан, Майкл (2000). «ПУТИ к взрослой жизни в меняющихся обществах». Изменчивость и механизмы с точки зрения жизненного пути : 669.
- ^ Джанет З. Гиле и Глен Х. Элдер-младший, (редакторы) Методы исследования жизненного пути: качественные и количественные подходы, Sage Publications, 1998 ISBN 0-7619-1437-4
- ^ Майер, Карл У. (2009). «Новые направления в исследованиях жизненного пути». Ежегодный обзор социологии . 35 : 423–424. дои : 10.1146/annurev.soc.34.040507.134619 . S2CID 145563893 .
- ^ Леонг, Фредерик Т.Л.; Эггерт, Дональд Э.; Флинн, Майкл А. (21 марта 2014 г.). «Перспектива жизненного пути на профессиональное здоровье и благополучие иммигрантов» . Современная психология труда . Том. 3. С. 97–113. дои : 10.1002/9781118713860.ch7 . ISBN 9781118713860 .
- ^ Мюррей, Эмили Т.; Занинотто, Паола; Флейшманн, Мария; Стаффорд, Мэй; Карр, Юэн; Шелтон, Никола; Стэнсфельд, Стивен; Кух, Диана; Руководитель Дженни (01 апреля 2019 г.). «Связь условий местного рынка труда на протяжении всей жизни с пенсионным возрастом: пути здоровья, статус занятости, профессиональный класс и образовательные достижения с использованием 60 лет британской когорты рождения 1946 года» . Социальные науки и медицина . 226 : 113–122. doi : 10.1016/j.socscimed.2019.02.038 . ISSN 0277-9536 . ПМИД 30852391 . S2CID 73725800 .
- ^ Абельман, Дор Давид (06 октября 2017 г.). «Снижение рисков употребления студентами исследуемых препаратов посредством понимания мотивов употребления и применения теории снижения вреда: обзор литературы» . Журнал снижения вреда . 14 (1): 68. дои : 10.1186/s12954-017-0194-6 . ISSN 1477-7517 . ПМЦ 5639593 . ПМИД 28985738 .
- ^ Шеваль, Борис; и др. (март 2018 г.). «Влияние социально-экономических обстоятельств ранней и взрослой жизни на отсутствие физической активности» . Медицина и наука в спорте и физических упражнениях . 50 (3): 476–485. дои : 10.1249/mss.0000000000001472 . ISSN 0195-9131 . ПМИД 29112624 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Старейшина Г.Х. младший и Гиле Дж.З. (2009 г.). Исследования жизненного пути. Развивающееся поле. В книге старейшины Г.Х.-младшего и Гиле Дж.З. (ред.), «Искусство исследования жизненного пути» (стр. 1–28). Нью-Йорк, Лондон: Guilford Press.
- Леви Р., Гислетта П., Ле Гофф Дж. М., Спини Д. и Видмер Э. (2005). К междисциплинарному взгляду на жизненный путь. стр. 3–32. Эльзевир. ISBN 9780080460802