Jump to content

Подход на протяжении всей жизни

(Перенаправлено из теории жизненного пути )

Подход жизненного пути , также известный как перспектива жизненного пути или теория жизненного пути , относится к подходу, разработанному в 1960-х годах для анализа жизни людей в структурном , социальном и культурном контекстах. Он рассматривает жизнь человека как социально упорядоченную временную шкалу и признает важность таких факторов, как преемственность поколений и возраст, в формировании поведения и карьеры. [ 1 ] Развитие не заканчивается в детстве, а проходит через несколько этапов жизни, влияя на жизненную траекторию. [ 2 ]

Истоки этого подхода можно проследить до новаторских исследований 1920-х годов, таких как работа Уильяма И. Томаса и Флориана Знанецкого « Польский крестьянин в Европе и Америке » и Карла Мангейма эссе « Проблема поколений ». [ 3 ]

Подход, основанный на жизненном пути, изучает историю жизни человека и исследует, например, как ранние события повлияли на будущие решения и события, такие как брак и развод. [ 4 ] участие в преступлении или заболеваемость . [ 5 ] Основным фактором, способствующим стандартизации жизненного пути, было снижение уровня смертности, вызванное лечением заразных и инфекционных заболеваний, таких как оспа. [ 6 ] Жизненный путь определяется как «последовательность социально определенных событий и ролей, которые человек выполняет с течением времени». [ 7 ] В частности, подход фокусируется на связи между людьми и историческим и социально-экономическим контекстом, в котором эти люди жили. [ 3 ] Метод охватывает наблюдения, включая историю , социологию , демографию , психологию развития , биологию , здравоохранение и экономику . До сих пор эмпирические исследования с точки зрения жизненного пути не привели к разработке формальной теории . [ 8 ]

Глен Элдер теоретизировал жизненный путь, основанный на пяти ключевых принципах: развитие продолжительности жизни, человеческая активность, историческое время и географическое место, время принятия решений и связанные жизни. В качестве концепции жизненный путь определяется как «последовательность социально определенных событий и ролей, которые человек разыгрывает с течением времени» (Giele and Elder 1998, стр. 22). Эти события и роли не обязательно происходят в заданной последовательности, а скорее составляют сумму фактического опыта человека. Таким образом, концепция жизненного цикла подразумевает возрастно-дифференцированные социальные явления, отличные от однородных стадий жизненного цикла и продолжительности жизни. Продолжительность жизни относится к продолжительности жизни и характеристикам, которые тесно связаны с возрастом, но мало изменяются в зависимости от времени и места.

Напротив, взгляд на жизненный путь уточняет важность времени, контекста, процесса и значения для человеческого развития и семейной жизни (Бенгтсон и Аллен, 1993). Семья воспринимается как микросоциальная группа в макросоциальном контексте — «совокупность людей с общей историей, которые взаимодействуют в постоянно меняющихся социальных контекстах во все увеличивающемся времени и пространстве» (Бенгтсон и Аллен, 1993, стр. 470). Таким образом, старение и изменения в развитии представляют собой непрерывные процессы, которые происходят на протяжении всей жизни. По существу, жизненный путь отражает пересечение социальных и исторических факторов с личной биографией и развитием, в рамках которого может последовать изучение семейной жизни и социальных изменений (Elder 1985; Hareven 1996).

Теория жизненного пути также движется в конструктивистском направлении. Вместо того, чтобы принимать время, последовательность и линейность как нечто само собой разумеющееся, в своей книге «Построение жизненного пути» Джабер Ф. Губриум и Джеймс А. Холстейн (2000) берут отправную точку из описания опыта во времени. Это меняет форму и основу опыта и его историй, выдвигая на первый план то, как время, последовательность, линейность и связанные с ними понятия используются в повседневной жизни. Он представляет собой радикальный поворот в понимании опыта во времени, выходя далеко за рамки понятия мультидисциплинарной парадигмы и обеспечивая совершенно иную парадигму, чем традиционные подходы, ориентированные на время. Вместо того, чтобы концепции времени были основными строительными блоками предложений, концепции времени заключаются в аналитические скобки и становятся центральными темами исследований и конструктивного понимания.

Подход, основанный на жизненном пути, применялся к таким темам, как профессиональное здоровье иммигрантов, [ 9 ] и пенсионный возраст. [ 10 ] Это также становится все более важным в других областях, например, роль детского опыта, влияющего на поведение учащихся в дальнейшей жизни. [ 11 ] или физическая активность в пожилом возрасте. [ 12 ]

  1. ^ Ритцер, Джордж, изд. (15 февраля 2007 г.). Социологическая энциклопедия Блэквелла (1-е изд.). Уайли. дои : 10.1002/9781405165518.wbeosl046.pub2 . ISBN  978-1-4051-2433-1 . S2CID   214532296 .
  2. ^ Старейшина, Глен Х.; Джонсон, Моника Киркпатрик; Кросно, Роберт (2003), Мортимер, Джейлан Т.; Шанахан, Майкл Дж. (ред.), «Возникновение и развитие теории жизненного пути» , Справочник жизненного пути , Справочники по социологии и социальным исследованиям, Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 3–19, doi : 10.1007 /978-0-306-48247-2_1 , ISBN  978-0-306-48247-2 , S2CID   147729902 , получено 25 сентября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Старейшина, Глен Х.; Моника Киркпатрик Джонсон и Роберт Кросно: возникновение и развитие теории жизненного пути. В: Джейлан Т. Мортимер и Майкл Дж. Шанахан (ред.). Справочник жизненного пути. Спрингер, 2003 г., ISBN   0-306-47498-0 , стр. 3–19.
  4. ^ Джеймс М. Уайт; Дэвид М. Кляйн, ред. (2007). Семейные теории (3-е изд.). Мудрец. п. 122. ИСБН  978-1-4129-3748-1 . Проверено 29 июля 2009 г.
  5. ^ Подход на протяжении всей жизни к эпидемиологии хронических заболеваний (под ред. Дианы Кух и Йоава Бен-Шломо). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1997. ISBN  978-0-19-262782-7 .
  6. ^ Шанахан, Майкл (2000). «ПУТИ к взрослой жизни в меняющихся обществах». Изменчивость и механизмы с точки зрения жизненного пути : 669.
  7. ^ Джанет З. Гиле и Глен Х. Элдер-младший, (редакторы) Методы исследования жизненного пути: качественные и количественные подходы, Sage Publications, 1998 ISBN   0-7619-1437-4
  8. ^ Майер, Карл У. (2009). «Новые направления в исследованиях жизненного пути». Ежегодный обзор социологии . 35 : 423–424. дои : 10.1146/annurev.soc.34.040507.134619 . S2CID   145563893 .
  9. ^ Леонг, Фредерик Т.Л.; Эггерт, Дональд Э.; Флинн, Майкл А. (21 марта 2014 г.). «Перспектива жизненного пути на профессиональное здоровье и благополучие иммигрантов» . Современная психология труда . Том. 3. С. 97–113. дои : 10.1002/9781118713860.ch7 . ISBN  9781118713860 .
  10. ^ Мюррей, Эмили Т.; Занинотто, Паола; Флейшманн, Мария; Стаффорд, Мэй; Карр, Юэн; Шелтон, Никола; Стэнсфельд, Стивен; Кух, Диана; Руководитель Дженни (01 апреля 2019 г.). «Связь условий местного рынка труда на протяжении всей жизни с пенсионным возрастом: пути здоровья, статус занятости, профессиональный класс и образовательные достижения с использованием 60 лет британской когорты рождения 1946 года» . Социальные науки и медицина . 226 : 113–122. doi : 10.1016/j.socscimed.2019.02.038 . ISSN   0277-9536 . ПМИД   30852391 . S2CID   73725800 .
  11. ^ Абельман, Дор Давид (06 октября 2017 г.). «Снижение рисков употребления студентами исследуемых препаратов посредством понимания мотивов употребления и применения теории снижения вреда: обзор литературы» . Журнал снижения вреда . 14 (1): 68. дои : 10.1186/s12954-017-0194-6 . ISSN   1477-7517 . ПМЦ   5639593 . ПМИД   28985738 .
  12. ^ Шеваль, Борис; и др. (март 2018 г.). «Влияние социально-экономических обстоятельств ранней и взрослой жизни на отсутствие физической активности» . Медицина и наука в спорте и физических упражнениях . 50 (3): 476–485. дои : 10.1249/mss.0000000000001472 . ISSN   0195-9131 . ПМИД   29112624 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Старейшина Г.Х. младший и Гиле Дж.З. (2009 г.). Исследования жизненного пути. Развивающееся поле. В книге старейшины Г.Х.-младшего и Гиле Дж.З. (ред.), «Искусство исследования жизненного пути» (стр. 1–28). Нью-Йорк, Лондон: Guilford Press.
  • Леви Р., Гислетта П., Ле Гофф Дж. М., Спини Д. и Видмер Э. (2005). К междисциплинарному взгляду на жизненный путь. стр. 3–32. Эльзевир. ISBN   9780080460802
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 58e72f177f7eb51ffbe251560c67bceb__1716722520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/eb/58e72f177f7eb51ffbe251560c67bceb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Life course approach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)