Дора Гордин
Дора Гордин | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 29 декабря 1991 г. Кингстон-апон-Темз , Лондон, Англия | (96 лет)
Национальность | эстонский Британский (с 1930 г.) [1] |
Известный | Живопись, скульптура, дизайн интерьера |
Заметная работа | Счастливый ребенок, мать и дитя , скульптуры головы, Дом Дориха |
Награды | Член Королевского британского общества скульпторов (FRBS), Общества скульпторов-портретистов. |
Дора Гордине (8 июня 1895 — 29 декабря 1991) — эстонский еврейский скульптор -модернист, фигуративист и портретист. На ее раннюю карьеру повлияла Noor Eesti («Молодая Эстония»), группа художников которые отдавали предпочтение модерну . Она переехала в Париж, а в третьем браке - в Достопочтенный. Ричарда Хэра (1907–66), ее карьера расширилась до такой степени, что некоторые критики считали ее одним из лучших скульпторов своего поколения. [2] Она специализировалась на портретных скульптурах, привлекающих международных поклонников из политического, социального, художественного, литературного и театрального мира. В ее наследие также входит ряд произведений общественного пространства. Ее последняя карьера не была такой плодотворной и отмеченной, и на момент смерти Гордин была относительно неизвестна. Крупные выставки в Лондоне в 2006 и 2009 годах возродили ее репутацию, и ее бывший дом теперь является музеем. [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Детство Доры Гордин плохо задокументировано. Существует путаница в дате ее рождения: упоминаются различные даты: 1895 (вероятно), 1898 и 1906 годы. Она была младшей из четырех детей, рожденных Мордухом («Марком») Гордином и Эммой Эстер Шепшелевич, русскими евреями, в Лиепае, Латвия , в то время, когда она еще была частью Российской империи . Двое ее братьев и сестер, Николай и Анна, погибли от рук нацистов в Таллинне, Эстония, в 1941 году. Другой брат, Леопольд, переехал в Лондон, где прожил до своей смерти. Семья Гординов, очевидно, принадлежала к обеспеченному среднему классу. Были деньги, чтобы заплатить старшему брату Гордин, Леопольду, за обучение инженерному делу в Эдинбургском университете . Позже выяснилось, что отец Гордин также был готов оплатить обучение старшей сестры Гордин Анны в одной из ведущих художественных школ Таллинна. [4] [5]
К 1912 году семья Гординов переехала в Таллинн, Эстония . Очевидно, что подход Гордине к скульптуре во многом сформировался на примере предпервой мировой войны Noor Eesti («Молодая Эстония»), группы художников, пропагандировавших модерн в стране. [6] Она выставляла бронзовые скульптуры в Таллинне в 1917, 1920 и 1921 годах. Осенью 1924 года она поехала в Париж, чтобы изучать курс французской цивилизации, совершенствуя свои знания современной французской скульптурной практики. Затем, в окружении галерей и салонов, она «инстинктивно почувствовала связь между ритмами музыки и скульптуры» и развила свое скульптурное видение. Гордин галлизировала свою фамилию, добавив букву «е», возможно, для того, чтобы она звучала более по-русски, и всегда отрицала или отклоняла предположения о том, что она была еврейкой . [7] [8]
В 1925 году она работала художницей над фреской для Британского павильона на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже. Это позволило отлить бронзу для выставки в Обществе изящных искусств. В следующем году ее пригласили на выставку в Салоне Тюильри , где ее рисунок головы и туловища китайского философа получил восторженные отзывы; Газета Straits Times (1932) писала: «Как и Байрон, однажды утром Дора Гордин проснулась знаменитой». Между 1929 и 1935 годами она лепила бронзу для мэрии Сингапура . Лестерские галереи в Лондоне представили скульптуру Гордин на персональной выставке в 1928 году. Она имела огромный успех, и все ее работы были проданы, среди которых была яванская голова , купленная Сэмюэлем Курто для коллекции галереи Тейт . [9] [10] [11]
Свадьба
[ редактировать ]После недолгого брака с Владимиром Роловым в Эстонии, [12] в 1930 году она вышла замуж за англичанина доктора Джорджа Герберта Гарлика в Сингапуре . В 1936 году она вышла замуж за своего третьего мужа, достопочтенного. Ричард Гилберт Хэйр (5 сентября 1907–1966), сын Ричарда Грэнвилла Хэра, 4-го графа Листоуэла и Фреды Ванден-Бемпде-Джонстон, 21 ноября 1936 года. Благодаря браку она стала частью либеральной аристократической культурной элиты. [13] Независимый доход от Хэйра позволил Доре построить Дорич-хаус в Кингстон-Вейл , свою студию и витрину для своих работ. А также витрину их коллекций индийского, китайского и русского искусства и мебели девятнадцатого века.
Карьера
[ редактировать ]Муж познакомил ее с деятелями лондонского общества, многие из которых позировали ей: даме Эдит Эванс , даме Берил Грей , Дороти Тьютин , Сиан Филлипс , Эмлин Уильямс , сэру Кеннету Кларку , Джону Поупу-Хеннесси и профессору Ф. Брауну, главе Школа искусств Слейда. Были также зарубежные комиссии, в том числе Ква Нин , чью скульптуру головы Гордин называла «Китайская леди мира». [14] и барельеф в Грейс-Инн Сунь Ят-сену , бывшему лидеру Китая. [15]
Каждая голова портрета имела собственную патину, согласно видению Гордин своей натурщицы. В интервью BBC в 1972 году Гордин отметила, что «когда вы делаете портретные бюсты кого-то, вы проделываете его носы и рот – но это пустяки. Вы должны представить, каковы они внутри, выявить их внутренние чувства, а затем выразить это». в форме» . [16]
С началом Второй мировой войны карьера Гордин была остановлена. У нее больше не было доступа к ее любимому литейному заводу Валсуани в Париже, и бронза быстро стала нормироваться. Всем литейным заводам в Великобритании было приказано прекратить всю второстепенную деятельность и сосредоточиться на военном производстве. Лишь в конце 1943 или начале 1944 года она нашла новый литейный завод и смогла выставить некоторые из своих последних бронзовых работ в Королевской академии в 1944 году. [17] В 1940-50-х годах работы Гордина регулярно выставлялись в Королевской академии, Обществе скульпторов-портретистов и других местах. В октябре 1945 года у нее была персональная выставка в Лестерских галереях , на которой газета «Таймс» описала ее как обладающую «большими способностями, хотя она эклектична в своем вдохновении, находясь под влиянием работ многих школ и периодов, среди которых индийская и египетская». Лучшие ее работы — портретные головы из бронзы, убедительные и прямолинейные». [18] Бронзы того времени имеют ироничные или юмористические названия, связанные с позой, например, «Большие надежды» или «Озорство» , а офицера Королевских ВВС — «Выше облаков» . В 1949 году она была избрана членом Королевского британского общества скульпторов. Время от времени она создавала экзотические или эротические произведения (например, для Элизабет Чой ). Она путешествовала и читала лекции в Америке , работала в Голливуде, читала лекции по искусству и проектировала декорации для фильмов. [19] в 1947 году и вновь посетил США в 1959 году. [20]
В 1948 году ей было поручено создать скульптуру, которая будет стоять в новом отделении матери и ребенка в тюрьме Холлоуэй на севере Лондона, оплаченную городским финансистом и бывшей суфражисткой Гордоном Холмсом . [21] К 2009 году о Happy Baby практически забыли, и он долгие годы томился в административном блоке тюрьмы. Теперь считающийся важной частью профессиональной истории Ла Гордин, он стал центральным экспонатом выставки ее работ в Кингстонском университете в феврале – марте 2009 года. [22] Ее работы также были частью скульптурного мероприятия на художественном конкурсе на летних Олимпийских играх 1948 года . [23]
В 1960 году компания Esso размером 2,1 х 1,5 м (7 футов х 5 футов) ввела в эксплуатацию низкорельефную установку Power для своего нового нефтеперерабатывающего завода в Милфорд-Хейвене , который был открыт герцогом Эдинбургским. Последний публичный заказ Гордина, « Мать и дитя » длиной 2–5 м (8 футов), был сделан для вестибюля Королевской больницы Марсден в Суррее в 1963 году. [24]
Вдовство и смерть
[ редактировать ]Внезапная смерть ее мужа в 1966 году от сердечного приступа заставила Гордин дожить свою жизнь одна в Дорич-Хаусе. У нее не было детей. Поскольку клиентская база Гордин стала меньше, а проблемы со здоровьем подорвали ее способность работать на уровне, который у нее был в 1920-х годах, ее зрение ухудшилось, и у нее развился артрит плеч и рук, из-за которого ее карьера закончилась в 1970-х годах. [25] Она очень интересовалась своим садом и, в частности, травами и растениями, используемыми в лечебных целях, такими как пижма. Адриан Хоуз и Роберт Ратвен были ее садовниками по совместительству почти два года в середине семидесятых. Она часто приглашала в дом Дорича членов Королевской балетной школы, чтобы они позировали ей. Она умерла в Дорич-Хаусе в декабре 1991 года в возрасте около 96 лет.
В последующие годы ее работа должна была быть возрождена крупными выставками в Лондоне в 2006 году в галерее Бена Ури в Еврейском музее Лондона , а также в 2009 году в Дорич-Хаусе и Кингстонском университете .
Дорич Хаус
[ редактировать ]Дом Дориха был спроектирован Гордин и завершен в 1936 году. Название, выбранное для дома, представляло собой комбинацию имен Доры и Ричарда. [26] Дом расположен на трех этажах; первый и второй этажи посвящены производству и демонстрации работ Гордин, а верхний этаж образует частную квартиру пары. В 1994 году он был приобретен Кингстонским университетом, отреставрирован и официально открыт как музей в 1996 году, в котором хранится коллекция бронзовых и гипсовых скульптур Гордин, а также многие ее картины и рисунки. Есть также предметы из императорской коллекции русского искусства Зайца, в которую входят иконы, картины, керамика, изделия из стекла, изделия из металла, народное искусство и мебель начала 18 - начала 20 веков. [27]
Основные выставки
[ редактировать ]- Салон Тюильри, Париж (1926, 1933)
- Лестерские галереи, Лондон (1928, 1933, 1938, 1945, 1949)
- Королевская академия художеств (1937–1941, 1944–1950, 1952–1960)
- Совет искусств парка Баттерси (1948)
- Общество изящных искусств, Лондон (1986)
- Еврейский музей в Лондоне (2006)
- Кингстонский университет, Лондон (2009 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Путеводитель по дому-музею Дориха . Кингстонский университет, Лондон. 2020. с. 36. ОСЛК 1290782158 .
- ↑ В мае 1925 года Дора выставила бронзу (503) в Национальном салоне (закрытом в конце августа 1925 года). «Она назвала свое место рождения «Либава», а национальность — «эстонцем»…» Дора Гордин . Архивировано 22 ноября 2015 года в Wayback Machine . Эстонском еврейском музее
- ^ «История» . Дом-музей Дориха. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Колумбийская энциклопедия , 6-е издание, Архив документов семьи Гордин, 2001.
- ^ Л. Гордин, заявление министру внутренних дел о предоставлении британского гражданства, 18 февраля 1930 г., HO 144/12019, NAKG.
- ^ Лауэр, М. (2002). История Эстонии . стр. 186–187.
- ↑ В ноябре 1928 года гравер Диана Уайт спросила Эстер Писсарро (жену художника Люсьена), еврейку по происхождению: «Дора Гордин... она еврейка?» Некоторые из ее работ... заставили меня думать, что она...» Д. Уайт — Э. Писсарро, 2 ноября 1928 г., «Документы Писсарро», Отдел западного искусства, Музей Эшмола, Оксфордский университет [AMO]
- ^ А. Маккензи Ф. Пирсону, 14 февраля 1994 г., Архив, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург.
- ^ Квок Киан Чоу. Каналы и слияния: история искусства Сингапура. Сингапур: Совет национального наследия / Художественный музей Сингапура, 1996.
- ^ Уокер, Линн. «Золотой век или ложный рассвет? Женщины-архитекторы в начале 20 века» (PDF) . Историческая Англия . Проверено 9 октября 2015 г.
- ↑ «Таймс» , 29 апреля 1925 г., стр. 15.
- ^ Путеводитель по дому-музею Дориха . Кингстонский университет, Лондон. 2020. с. 32. ОСЛК 1290782158 .
- ↑ В 1931 году рабочий класс составлял 78% населения Великобритании. Двадцать лет спустя эта цифра упала до 72%, хотя она по-прежнему составляла 36 миллионов человек. Хеннесси П. «Все так хорошо: Британия пятидесятых» (Лондон: Penguin, 2006), с. 65.
- ^ «Китайская голова (Ква Нин/Китайская леди мира)» , Art UK .
- ^ Доктор Джонатан Блэк, скульптор, художник, дизайнер: Скульптор, дизайнер и художник, Классическое спокойствие в тревожный век: заказы Доры Гордин в 1940-е годы, Филип Уилсон (Лондон, 2009), ISBN 0-85667-644-6 .
- ↑ Интервью BBC 1972 года впоследствии частично повторено в феврале 2009 года в передаче Radio 4 на BBC Woman's Hour .
- ↑ Д. Гордин — сэру С. Кокереллу, 7 октября 1945 г., Cockerell Papers, BL, Лондон.
- ↑ «Таймс» , 6 ноября 1945 г., стр. 6.
- ^ Фостер, Алисия (2004). Тейт Женщины-художницы . Лондон: Издательство Тейт. п. 109. ИСБН 1-85437-311-0 .
- ^ Доктор Джонатан Блэк, скульптор, художник, дизайнер: Скульптор, дизайнер и художник Филип Уилсон (Лондон, 2009 г.), ISBN 0-85667-644-6 .
- ^ «Лондонское письмо: Искусство в Холлоуэе» . Бирмингем Дейли Газетт . 27 октября 1949 г. с. 4.
- ^ Пресс-служба Кингстонского университета: «Ребенок, попавший в тюрьму, сбегает из Холлоуэя».
- ^ «Дора Гордин» . Олимпия . Проверено 26 августа 2020 г.
- ↑ Профессор Р. Р. Гудден Дж. Самсону, 5 мая 1960 г., Архивы, DHM.
- ↑ Х. Бальфур, «Дора Гордин», The Independent , 7 января 1992 г., стр. 11.
- ^ Великие женщины-художницы . Файдон Пресс. 2019. с. 161. ИСБН 978-0714878775 .
- ^ «История» . Дом-музей Дориха. Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Галерея Бена Ури, Лондонский еврейский художественный музей
- Дора Гордин о проекте программы университетских стипендиатов Национального университета Сингапура
- Дом-музей Дориха
- «Ребёнок, побег из тюрьмы, сбегает из Холлоуэя» Веб-сайт Кингстонского университета
- Блейксли, Розалинд П., «Дом Дориха», Том Country Life , вып. 30 (4 августа 2005 г.): стр. 58–63.
- Файджес, Лидия. «Чарующая работа Доры Гордин». Арт Великобритания , 1 июля 2019 г.
- 1895 рождений
- 1991 смертей
- Эстонские скульпторы ХХ века
- Эстонские художницы ХХ века
- Люди из Лиепаи
- Люди из Курляндской губернии
- Латвийские евреи
- Эстонские эмигранты во Франции
- Эстонские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Британские люди латышско-еврейского происхождения
- Еврейские художники
- Олимпийские участники художественных конкурсов
- Современные скульпторы