Ленивый аргумент
или Ленивый аргумент праздный аргумент ( древнегреческий : ἀργὸς λόγος ) — это попытка подорвать философскую доктрину фатализма , демонстрируя, что, если все происходящее определяется судьбой, бесполезно предпринимать какие-либо действия. [1] Его основная форма — это сложная конструктивная дилемма . [2] [3]
История
[ редактировать ]Общую идею, лежащую в основе ленивого аргумента, уже можно найти в Аристотеля книге « Об интерпретации» , глава 9. Самый ранний сохранившийся текст, в котором этот аргумент полностью представлен, — это » Цицерона « О судьбе 28–9. Он также представлен у Оригена , Против Цельса II.20, и упомянут у Псевдо-Плутарха , О судьбе 574e. » Сенеки « Естественные вопросы II.38.3 предоставляют доказательства аналогичного аргумента. [4]
Аргумент
[ редактировать ]Аргумент изложен Оригеном следующим образом:
Если суждено тебе выздороветь от этой болезни, то независимо от того, обратишься ты к врачу или не обратишься [к врачу], ты выздоровеешь. Но еще: если суждено тебе не выздороветь от этой болезни, то, независимо от того, обратишься ты к врачу или не обратишься [к врачу], ты не выздоровеешь. Но либо суждено тебе выздороветь от этой болезни, либо суждено тебе не выздороветь. Поэтому обращаться к врачу бесполезно. [5]
Этот аргумент имеет силу только для тех, кто признает, что происходящее с людьми определяется судьбой.
Опровержение
[ редактировать ]Опровержение ленивого аргумента философом стоиком - Хрисиппом дано в «О судьбе» Цицерона и в Евсевия » «Подготовке к Евангелию . Аргумент, представленный Цицероном, опирается на идею о том, что событие «совпадает» с другими событиями. Как и в приведенном выше примере, если кому-то суждено выздороветь от болезни, то необходимые шаги к выздоровлению также предопределены, и можно сказать, что они предопределены вместе с этим последним событием; поэтому, хотя выздоровление произойдет, шаги к выздоровлению также должны произойти и, очевидно, будут сделаны, если человеку действительно суждено выздороветь.
Тот же аргумент представлен Евсевием следующим образом:
Неразрушение своей одежды, говорит он [Хрисипп], не просто предопределено, но со-предопределено с заботой о нем, и спасение кого-либо от врагов со-предопределено с бегством от этих врагов; а рождение детей связано с желанием лечь с женщиной. ... Ибо многие вещи не могут произойти без нашего желания и даже вклада самого напряженного рвения и рвения к этим вещам, поскольку, говорит он, суждено было, чтобы эти вещи произошли в сочетании с этим личным усилием. ... Но это будет в нашей власти, говорит он, с тем, что в нашей власти включено в судьбу. [6]
Аргумент ленивости также подвергся нападкам со стороны Г.В. Лейбница , который назвал его la raison paresseuse («ленивый разум»). В своей работе «Теодицея» 1710 года Лейбниц пишет:
Почти во все времена людей приводил в замешательство софизм, который древние называли «ленивым разумом», потому что он имел тенденцию ничего не делать или, по крайней мере, ни к чему не относиться осторожно и следовать только склонностям ради сиюминутного удовольствия. Ибо, говорили они, если будущее необходимо, то то, что должно произойти, произойдет, что бы я ни сделал... Но использовать эту предполагаемую необходимость судьбы для оправдания наших пороков и нашего распутства - несправедливое преимущество. ... Неверно, что событие случается, что бы кто ни делал: оно произойдет потому, что человек делает то, что к нему ведет; а если событие записано заранее, то записывается и причина, которая его вызовет. Таким образом, связь следствий и причин не только не устанавливает учение о необходимости, вредной для поведения, но и служит его ниспровержению. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бобзиен, Сюзанна (2001). «Судьба, действие и мотивация: праздный аргумент». Детерминизм и свобода в стоической философии . Издательство Оксфордского университета. п. 180. дои : 10.1093/0199247676.003.0006 . ISBN 0-19-924767-6 .
- ^ Бобзиен 2001 , с. 185
- ^ Бреннан, Тэд (2005). «Ленивый аргумент». Стоическая жизнь: эмоции, обязанности и судьба . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/0199256268.003.0016 . ISBN 978-0-19-925626-6 .
- ^ Бобзиен 2001 , стр. 180–1.
- ^ Цитируется в Bobzien 2001 , стр. 182
- ^ Подготовка к Евангелию 6.8. Цитируется в Инвуд, Брэд; Герсон, LP, ред. (1997). Эллинистическая философия (2-е изд.). Издательская компания Хакетт. п. 190. ИСБН 0-87220-378-6 .
- ^ Лейбниц, Г.В. (1710). "Предисловие". Теодицея . Перевод Э.М. Хаггарда – через Project Gutenberg.