Божественная вещь
В Древнем Риме , res divinae единственное число res divina ( на латыни «божественные дела», то есть служение богам), были законами, которые относились к религиозным обязанностям государства и его должностных лиц . Римское право было разделено на res divina и res publica , божественную и публичную или политическую сферы; последняя фраза является источником английского слова « республика ». Res divina также означает, как технический термин, ритуальное жертвоприношение .
В системе верований римской религией было признание начальства посредством почестей (почестей). Caelestes Honores («небесные почести») предлагались богам и очень редко смертным, чьи действия принесли огромную пользу человечеству. [ 1 ] Земные иерархии отражали небесный порядок. [ 2 ]
Цицерон , который был одновременно сенатором и авгуром , исследует природу res divinae и res humanae (человеческих дел) в своем трактате De Natura Deorum («О природе богов»). Он не делает попыток разработать внутренне непротиворечивую систему, в которой ритуалы res divinae могли бы модифицироваться «высшими истинами» доктрины или откровения. Он заключает, что даже если природа и существование богов не могут быть доказаны вне всякого сомнения, мудро и прагматично чтить их, благочестиво совершая освященные временем обряды. От этого мог зависеть дальнейший успех Рима. [ 3 ] Рассуждения Цицерона резко контрастируют с более поздними иудео-христианскими определениями религии как духовной и божественной в отличие – или оппозиции – к тем вещам, которые считаются материальными и временными. [ 4 ]
Res divina — это пример древнеримской религиозной терминологии , которая была перенята и переопределена для христианских целей, в данном случае Августином . [ 5 ] В августинском использовании res divina — это «божественная реальность», представленная крестом Signum («священный знак»), таким как таинство . [ 6 ]
Res Divinae Варрона
[ редактировать ]Многотомный труд Antiquitates rerum humanarum et divinarum был одним из главных произведений Варрона (I век до н.э.), который был основным источником по традиционной римской религии для отцов церкви . Это было особым предметом полемики для Августина, который, кстати, сохранил многое из того, что известно о его содержании и структуре. Варрон посвятил 25 книг Антиквитатов res humanae ( «делам человеческим») и 16 — res divinae . Его акцент сделан намеренно; он рассматривает культ и ритуал как человеческие конструкции, [ 7 ] и делит res divinae на три вида:
- мифическое богословие поэтов или повествовательная разработка;
- естественная теология философов или теоретизирование о божественности (элитная деятельность, которой не следует подвергать обычных людей, чтобы они не усомнились в священности социальных и религиозных институтов);
- гражданская теология, занимающаяся отношением государства к божественному.
Эта схема имеет стоическое происхождение, но Варрон адаптирует ее к политическим и культурным проблемам своего времени. [ 8 ]
Религиозное происхождение
[ редактировать ]Сердцем естественного порядка Рима был город Рим, дом богов государства, их культов и старших жрецов-чиновников, которые в республике были правящими консулами . Самый могущественный бог Рима, Юпитер Оптимус Максимус (величайший и лучший Юпитер), благоволил «своему» городу, потому что его собственная власть и статус были созданы римским законом, обрядами и жертвоприношениями, которые возвышали и почитали его. На тех же принципах основывались различные силы и почести всех других богов государственного пантеона. [ 9 ] Общественные культы ( sacra publica ) финансировались государством, по крайней мере в принципе, и большинство священнических должностей занимали высокопоставленные граждане. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Архаический Рим был частью более широкой цивилизации, которая включала латинские, колониальные греческие и, возможно, карфагенские элементы, в которых доминировали этруски обряды гаруспика почти наверняка были этрусскими. - например, [ 13 ] В своем восхождении от местной к имперской власти Рим прагматично принял местные культы соседних деревень и городов, а затем городов-государств и провинций. Местный культ стал инструментом римской администрации, которым управляли избранные на местном уровне официальные лица-священники. Их «иностранные» боги никогда не становились богами римского государства в целом, но были существенной чертой взаимоотношений между Римом и его провинциями. [ 14 ] [ 15 ] Примерно в 155 году нашей эры Элий Аристид заметил, что его любимые боги, Асклепий, Исида и Серапис, широко почитались в Империи из-за благосклонности, оказанной им Римом. [ 16 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Бирд и др. , Том. 1, 77-9: ранние фрагментарные свидетельства Энния позволяют предположить, что римляне II века до нашей эры были знакомы с «греческой» идеей об олимпийских богах как изначально смертных, возведенных в посмертное божество посредством почестей и поклонения.
- ^ Градель, 25–6, приводит светские примеры «почестей за благодеяния» как транзакционных отношений между хозяином и рабом, покровителем и клиентом , а также городами и их благодетелями.
- ^ Цицерон, похоже, находился под влиянием работ своего друга Варрона , плодовитого писателя и философа.
- ^ Градель, 4-6: цитирует Цицерона, Natura Deorum 2.3.82 и 2.28.72 и Матфея 22:16 .
- ^ Дж. Ден Бофт. " Некоторые этимологии в De Civitate Dei X" Августина " Vigiliae Christianae 1979 стр. 250. Доступ на сайте JSTOR 26 июня 2007 г.
- ^ Герберт Форгримлер, Сакраментальное богословие (Патмос, 1987, 1992), стр. 45.
- ^ Клиффорд Андо , «Религия и ius publicum », в книге «Религия и право в классическом и христианском Риме » (Франц Штайнер, 2006), стр. 140–142.
- ^ Джан Бьяджо Конте, Латинская литература: история (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1994, первоначально опубликовано в 1987 году на итальянском языке), стр. 213 онлайн.
- ^ Gradel, 27-8: «конструирование» божественности как относительной категории статуса посредством почестей и поклонения опирается на весьма влиятельные работы Варрона , чей акцент на необходимости сокрытия таких знаний от простых людей привел бы к на обвинения в цинизме и манипуляции.
- ^ Председательствующие культовые священники-магистраты предоставили часть финансирования в качестве своих должностных обязанностей.
- ^ Градель, 15.
- ^ Gradel, 9-13: цитирование юридических определений Феста (воплощение Верриуса Флакка) «De verborum Significatu», стр. 284 L: в Wissowa, 1912, 398ff: и Geiger, 1914).
- ^ Бирд и др. , Том 1, 12: археологические свидетельства в городе Риме, датируемые VI веком до нашей эры, приравнивают римского Вулкана к греческому Гефесту .
- ^ Градель, 8-9, 13.
- ^ Брент, 46.
- ^ Момильяно, 146.
Аннотированные ссылки
[ редактировать ]- Бирд М., Прайс С., Норт Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998. ISBN 0-521-31682-0
- Градель, Иттай. Поклонение императору и римская религия , Оксфорд (Издательство Оксфордского университета), 2002. ISBN 0-19-815275-2
- Момильяно, Арнальдо, «О язычниках, евреях и христианах» , переиздание, Wesleyan University Press, 1987. ISBN 0-8195-6218-1